Рекомендуемые сообщения

11 минут назад, Державник сказал:

Но у власти-то (целых 4 года) большевики! Значит, в ответе за то,что происходит в стране.

У нас Путин сколько лет у власти? А виноваты во всём половцы, печенеги и лихие 90ые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У сталина было колоссальное кол-во войск и техники, но после начала войны войска стали массово сдаваться, или отступать. Техника уничтожалась, или доставалась немцам.

до конца 1941 немцы взяли в ссср рекордное кол-во пленных за всю историю войн

в конце войны в красной армии служили в основном или почти старики или совсем молодые - средний возраст был в основном потерян (убиты, ранены, пленены)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

приходилось ставить под ружьё женщин.

женщины были не только санитарками и радистками, но и артеллеристками, летчицами, танкистками и пр

 

1 минуту назад, novik сказал:

Почему пипа сотрясает кулачком? Совок уже распался.

совок не распался, а перекрасился

Изменено пользователем Nord

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

СССР: ЛИКВИДАЦИЯ ЧЕРНОЙ ОСПЫ БЕЗ САМОИЗОЛЯЦИИ!

Это произошло ровно 60 лет назад. Правда, тогда над страной нависла угроза посерьезнее коронавируса!
В начале 1960-го года из поездки в Индию вернулся известный советский художник Алексей Кокорекин… Закашлял, поднялась температура. Поставили диагноз – грипп, а через сутки он умер...
А потом умер терапевт, который его осматривал, а потом кочегар, который просто проходил мимо… Никто ничего не понял, кроме пожилого профессора, который работал еще в Гражданскую войну… Он-то и произнес это страшную фразу: Чёрная оспа!
Распространяется со скоростью сегодняшнего коронавируса. Только вот летальность – девяносто процентов в считанные дни... Так Москва оказалась на гране катастрофы… Работали аккуратно, но быстро и без шума… На помощь врачам подключили МВД, КГБ, даже военную разведку... Режим самоизоляции объявлять не стали… Предприятия, магазины, кинотеатры были открыты, как обычно… Пошли другим путем.
Вместо самоизоляции молниеносно был установлены и изолированы все, кто имел контакт с «нулевым пациентом», и все остальные, по принципу «рукопожатий»… В результате закрыли только Боткинскую больницу, куда был доставлен пациент, Московский университет, куда он успел заехать. Развернули самолет, летевший в Париж – в нем летел друг Кокорекина. И всё!
Одновременно в столицу доставили 10 миллионов доз вакцины. Было привито все население Москвы и Подмосковья. Работали круглосуточно… За 44 дня эпидемию удалось победить. В результате чёрная оспа – унесла жизни всего трех человек… Вот на что была способна страна, на обломках которой мы живем сегодня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
8 минут назад, Rubik сказал:

В начале 1960-го года из поездки в Индию вернулся известный советский художник Алексей Кокорекин…

Он что, один в самолете назад в СССР летел? За штурвалом Ан-2 с промежуточными дозаправками без единого контакта с наземным персоналом?

Это не стеб, это вопрос. Вдруг именно так.

Если не так, то оставляю за собой право сомневаться в изложенной Вами информации.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
5 минут назад, Öde ö сказал:

Он что, один в самолете назад в СССР летел? За штурвалом Ан-2 с промежуточными дозаправками без единого контакта с наземным персоналом?

Это не стеб, это вопрос. Вдруг именно так.

Если не так, то оставляю за собой право сомневаться в изложенной Вами информации.

 

в период с 21 по 27 января 1960 года врачи привили 6 миллионов 187 тысяч советских граждан. Благодаря такой оперативности медиков массовой эпидемии удалось избежать.

Источник: Алексей Кокорекин: как советский художник стал причиной последней вспышки оспы в СССР
© Русская Семерка russian7.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
22 минуты назад, Rubik сказал:

в период с 21 по 27 января 1960 года врачи привили 6 миллионов 187 тысяч советских граждан. Благодаря такой оперативности медиков массовой эпидемии удалось избежать.

Это прекрасно, но это не ответ на два моих вопроса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 минуты назад, Öde ö сказал:

Это прекрасно, но это не ответ на два моих вопроса.

Почему? Привили всех,кто гипотетически мог контактировать, да и за границу раньше самолеты летали почти пустые.К тому же персонал наверняка был привит,как должен был быть привит и художник,только он справку о прививках подделал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
9 минут назад, Rubik сказал:

Почему? Привили всех,кто гипотетически мог контактировать

Потому что прививка - это профилактика, а не лекарство.

Нет смысла прививать уже гипотетически зараженных, понимаете?

 

Допустим, Вы пишете о том, что все в СССР были привиты заранее, а художник не был привит, подделав документы.

Но неужели Вы думаете, что не был привит терапевт, который его потом осматривал?

Отсюда мой вопрос про самолет и всех пассажиров, в том числе иностранных, пока остается без ответа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, Öde ö сказал:

Потому что прививка - это профилактика, а не лекарство.

Нет смысла прививать уже гипотетически зараженных, понимаете?

Отсюда мой вопрос про самолет, пока без ответа.

Я ж ответил,за границу без прививок не пускали,значит экипаж был привит.Соответственно не заболел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 минуты назад, Rubik сказал:

Почему? Привили всех,кто гипотетически мог контактировать, да и за границу раньше самолеты летали почти пустые.К тому же персонал наверняка был привит,как должен был быть привит и художник,только он справку о прививках подделал...

Оде не поймет и вопрос он это задал ради троллинга.

Не тратьте время на бесполезную аргументацию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А другие пассажиры, прибывшие в СССР, в том числе иностранные, в том числе транзитные?
А терапевт почему умер? Неужели не был привит?

 

9 минут назад, Коминтерн сказал:

Не тратьте время на бесполезную аргументацию.

Путь тратит.

Мне эта история интересна с точки зрения курса школьной биологии за 9-й класс.

Идеология СССР тут на десятом плане.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
10 часов назад, Rubik сказал:

Распространяется со скоростью сегодняшнего коронавируса.

Нет, скорость распространения и контагиозность намного выше.

10 часов назад, Öde ö сказал:
10 часов назад, Rubik сказал:

В начале 1960-го года из поездки в Индию вернулся известный советский художник Алексей Кокорекин…

Он что, один в самолете назад в СССР летел?

Быстро вычислили весь рейс, включая экипаж, более того, смежные рейсы по прилету в аэропорт, пассажиры которых могли контактировать с этим человеком.

Существенно помогло то, что прививка против натуральной оспы делалась всему населению СССР (у кого не было противопоказаний) . Последствия прививки выглядят как округлой формы небольшой (1 - 2 см. ) шрам на наружной поверхности верхней трети плеча.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С 1958 года в Советском Союзе начался ожесточённый «штурм небес», как назвали впоследствии этот период, закончившийся в 1964 году отстранением Н.С. Хрущёва. За это время были закрыты половина всех храмов Русской Православной Церкви, из шестидесяти монастырей осталось лишь шестнадцать. Митрополит Николай (Ярушевич) заявил во всеуслышание в 1958 году о «фактах физического уничтожения Православной Церкви. Патриарх считает, что в настоящее время ведётся линия на уничтожение Церкви и религии вообще и более глубоко и широко, чем это было в 20-х годах». Власти не простили Владыке его активности в защите Церкви: 12 декабря 1960 года сотрудники Госбезопасности убили главного противника «линии партии» на уничтожение Церкви.

 

Священникам запретили служить в домах верующих требы по их приглашению. От приходов требовали предоставлять списки верующих, у православных родителей отнимали детей по предлогом «фанатичного религиозного воспитания» и помещали их в интернаты. Матерей вызывали в милицию и требовали прекратить посещение храмов под угрозой отнятия детей. У приходов и епархий были отняты хозяйственные постройки, жилые дома, причём священников нередко выселяли прямо на улицу. Совершено было массовое изъятие автомобилей у приходов и храмов, отключались телефоны, храмы отключали от водо- и теплосети, запрещали их ремонт.

 

Тогда же ввели жесткий контроль треб – крещений, венчаний, отпеваний. Все они заносились в особую книгу с указанием фамилий, паспортных данных, адресов участников. Пытались даже ввести регистрацию записок на проскомидию. Тем самым приходы уничтожались руками самой Церкви, при этом она ещё и компрометировала себя. В храмах постоянно работали или приходили на все богослужения сексоты, записывающие тех, кто посещал службы. В результате многие верующие вынуждены были прекратить посещения богослужений в храмах.

Верующих увольняли с работы, студентов отчисляли из ВУЗов, лишали прописки, выгоняли из общежитий и квартир, избивали. В 1962 году выходной с Пасхального воскресенье 29 апреля перенесли на понедельник. На Пасху хулиганы из числа мобилизованных комсомольцев врывались в храмы, били стёкла, стреляли в окна из ружей. Тысячи верующих были осуждены и отправлены в лагеря, ссылки, на поселения. Особенно часто применялось в те годы заключение православных в психиатрические больницы для принудительного лечения.

 

В 1963 году вся Русская Церковь оплакивала потерю Киево-Печёрской Лавры – колыбели христианства на Руси. Её закрыли с помощью милиции под предлогом ремонта и реставрации. Был момент, когда Святейший Патриарх Алексий I заявил, что он лучше уйдет в отставку, чтобы не быть бессильным свидетелем ликвидации Церкви. Много раз Патриарх добивался встречи с Н.С. Хрущёвым, но тот неизменно отказывал.

 

Но, безусловно, главным событием всего периода гонений 1950 – 60-х годов стала битва за Почаевскую Лавру. Патриарх не дал согласия на закрытие обители, но и не мог ничем помочь. Руками самой Церкви монастырь уничтожить не удалось, тогда власти решили разогнать Лавру с помощью силы.

 

Монахов запугивали, вызывали в милицию и КГБ, лишали прописки, после чего отдавали под суд за нарушение паспортного режима, отнимали паспорта, насильно призывали в армию, избивали, отправляли в психиатрические больницы. Сотрудники МВД и КГБ принудительно вывозили монахов за пределы области, избивали и угрожали новыми насилиями и заключением в тюрьму, если они вернутся в Почаев, но иноки обязательно возвращались.

 

Все здания монастыря, кроме храмов и келий, были отняты, в Лавре ликвидировали производство свечей, уволили всех наемных рабочих, запрещали зимой продавать Лавре топливо и строго следили за этим, так что иноки жили в не отапливаемых келиях, но никто из них сам не уходил из обители.

 

Монастырь обложили грабительскими налогами, но Лавра держалась благодаря щедрым пожертвованиям паломников и верующих, присылавших денежные переводы и посылки. Государство нашло способ перекрыть и этот источник средств. 28 ноября1959 года ЦК КПСС принял печально известное постановление «О мерах прекращения паломничества к так называемым «святым местам» ». Оно запрещало все организованные паломничества, требовало прекратить доступ верующих к семистам учтенным властями святым местам. Были отняты все монастырские гостиницы, запрещалось ночевать в монастырских церквях. Для выполнения постановления подготовили секретную инструкцию, разрешавшую применять любые методы для устрашения и недопущения верующих к святыням.

 

Постановление развязало руки местным властям, – началась жестокая война против паломников и верующих жителей Почаева. С богомольцами справиться было легче, – у них не было жилья. В монастыре строжайше запрещалось оставаться на ночь. Паломники ночевали на земле у лаврских стен, или в полях и лесах, окружавших монастырь. На них совершали набеги милиция, их травили собаками, арестовывали, вывозили из города, осуждали по статье за нарушение паспортного режима, приговаривали к заключению в тюрьмах, помещали в психбольницы. Особая охота шла на женщин, – их насиловали группы милиционеров.

 

С жителями Почаева также велась беспощадная борьба. Каждый верующий находился на специальном учете, за их домами была установлена слежка. Тех, кто осмеливался принимать паломников, наказывали штрафами, но это поначалу. Вслед за этим их увольняли с работы. У них конфисковывали дома, лишали прописки и выгоняли из Почаева.

 

К изумлению властей результат от всех этих «мероприятий» оказался обратным: «резко увеличился поток верующих» – как сообщали гонители в секретном донесении вышестоящим органам. Если в 1961 году на празднике преподобного Иова Почаевского было две тысячи паломников, то через год – более пяти тысяч. Тогда была сделана попытка закрыть Лавру силой.

 

Летом 1963 года власти пытались ночью ликвидировать Почаевскую Лавру. У входа стояли грузовики для вывоза всей братии, а вломившаяся в монастырь милиция вытаскивала монахов из келий, выламывала двери, тащила монахов к машинам. Иноки кричали через окна:

 

- Православные, спасайте Лавру!

 

Верующие жители Почаева собрались у святых ворот, где на них обрушились потоки грязной воды из пожарных машин. Тогда православные взяли тяжёлую скамейку и как тараном пробили ею ворота. Здесь их ожидала милиция. Началось избиение, но люди ложились под колёса автомобилей, их оттаскивали, но они снова бросались под колёса. Так Лавру удалось отстоять. Монахов не смогли тайком вывезти из монастыря.

 

19 июля 1963 года милиционеры устроили массовое избиение паломников, отобрали у них паспорта. Монахов продолжали арестовывать и отправлять в тюрьмы, некоторые расплатились жизнью. «Вернулась история гонения на христианство первых веков» – это строки одного из обращений к Н.С. Хрущёву и генеральному прокурору Р.А. Руденко. Ответ Лаврских монахов на гонения лучше всего передают слова из письма Патриарху иеромонаха Аркадия (Копылова) от 26 июля 1963 года: «Пусть что хотят, то и делают, я с Лавры не пойду и вод видом расстрела».

 

Оборона монастыря стала приобретать международную известность. В ноябре 1963 года председатель КГБ В. Семичастный извещал ЦК КПСС, что во Всемирный Совет Церквей и ООН поступила жалоба монахов Почаевской Лавры на гонения органов власти с требованием обсудить этот вопрос перед мировой общественностью. И гонителям пришлось отступить, – Лавра выстояла.

 

В 1964 году антирелигиозная истерия буквально захлестнула страну. Постановлением ЦК КПСС от 2 января под названием «Мероприятия по усилению антирелигиозного воспитания населения» была поставлена задача полной ликвидации Церкви. Но конец планам богоборцев был близок.

 

Почаевская Лавра в период новых гонений на Церковь в России вынесла главный удар воинствующего безбожия. Стояние за веру почаевских иноков, их стойкость и мужество помогло выстоять Псково-Печёрскому, Пюхтицкому и другим монастырям, намеченным к закрытию властями.

 

События 1964 года и знаменитое письмо почаевских монахов всколыхнули, наконец, и Запад. В марте 1964 года на митинге в Париже французский писатель, лауреат Нобелевской премии Франсуа Мориак заявил: «Когда Христа распинают в Москве, – мы в Париже слышим Его стон на Кресте». После митинга был направлен протест Н.С. Хрущёву, а 4 марта был создан Международный комитет информации об антирелигиозных гонениях в СССР. Авторитет Н.С. Хрущёва стремительно падал и 14 октября 1964 года в день Покрова Божией Матери генсек был смещён со всех постов и навсегда удалён из власти. Русская Православная Церковь выстояла и в этих гонениях. Лицезреть «последнего советского попа» миру не удалось. Уже второй раз на пространстве XX столетия Церковь снова в России подтвердила слова Господа, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 10.18.).

---------------------------------------------------

Из книги Александра Трофимова «Я испытал тебя в горниле страдания»

о схимонахине Антонии (Кавешниковой)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Страна лжецов

 

Цитата

«Идеология обманщиков»


Социалистический строй приучает людей лгать, воровать и заниматься приписками. Прямо как в сказке Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов».

5 августа 2014 года, издание Die Presse опубликовала статью корреспондента Матиаса Ауэра «Идеология обманщиков», в которой рассказывается об исследовании американского психолога, специалиста по поведенческой экономике Дэна Ариэли. Ученый экспериментально доказал, что социализм порождает поколения воров.

Ауэр пишет: «Вовсе не злой рынок лишает людей последних остатков нравственности, как часто приходится слышать. В результате исследования выяснилось, что именно коммунизм делает из людей лжецов и мошенников. Еще и сегодня, через 25 лет после окончания опустошительного социалистического эксперимента в Восточной Европе, его последствия дают о себе знать».

Далее описывается механизм эксперимента. 259 случайно отобранных жителей Берлина, пришедших забирать свой загранпаспорт, просили 40 раз бросить игральную кость и самостоятельно записать количество выпавших очков. От результата зависел размер вознаграждения (до 6 евро).

Их тех, кто принял участие в игре, 134 человека воспитывались в Западной Германии, 97 – в Восточной, остальные были выходцами из других стран.

Поскольку исследователи ставили себе целью оценить честность подопытных, в эксперимент была заложена возможность схитрить: перед тем как бросать кубик, каждый должен был решить, какой результат будет учитываться – тот, что выпадет на верхней грани или на нижней.

Таким образом, участникам казалось, что нетрудно приврать и не быть пойманным, а экспериментаторам не составляло труда выяснить масштаб мошенничества.

Чисто статистически все шесть сторон должны были выпадать с приблизительно одинаковой частотой.

Результат эксперимента не вызвал разночтений: до конца честным не был ни один из участников, сообщает корреспондент, однако выросшие в семьях из бывшей ГДР жульничали в два раза чаще, чем люди с Запада.

Как полагает автор исследования, причина – в социалистическом строе. Причем имеет значение, сколько лет человек прожил в условиях этой политической системы. Вопрос, в какой мере сказывается ее репрессивная природа, а в какой – сопутствующая ей бедность, исследование оставляет без ответа, но сам Ариэли убежден, что дефицит играет второстепенную роль.

«В Восточной Германии, где «Штази» следила за каждым третьим гражданином, мелкое жульничество и воровство на производстве зачастую были для среднестатистического гражданина единственным способом обеспечить себе приемлемую жизнь. В условиях этой системы ложь и воровство для многих стали навыками, необходимыми для выживания. Недостатка в дурных примерах не было: самая грандиозная ложь исходила от государства, обещавшего, что коммунизм сделает всех равными и счастливыми», – заключает Ауэр.

Автор: Николай Иванов

Найдено здесь: http://kaknado.info/home/liers/

https://von-hoffmann.livejournal.com/534094.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Социализм в зеркале автобазы — правдивые истории о жизни в СССР

 

Цитата
OpqrVOH-qWztvfhamDyvrkaj_FXVx8fAq1Y6694SeK3YZRjFE6SrJAGurN12sRO5SEvttRbSp2lCk8Yavz-ge58MEsK9Xh-Omnra-ElEIktQ9uK3rrH19Ke40tfozGyg


О жизни в СССР молодёжь знает мало. Что-то рассказывают бабушки. Но тогда они были молодыми, и розы красные цвели. Жизнь казалась прекрасной. Тем более, что песни из репродуктора звали на подвиг. Об этом они и рассказывают внукам. А кто расскажет правду? Нужна ли людям такая правда на склоне лет?

Пойду против течения, расскажу как всё было. Я работал дежурным механиком на автобазе — сутки на дежурстве, трое выходных. Для кого-то выходных, а для меня рабочих. Такой график позволял регулярно работать в библиотеке, читать. А через работу автобазы познавать реалии советской экономики.

На автобазе поражали реалии социализма. Раз в три дня от нас выезжала цистерна, доверху залитая соляркой. Водителю предписывалось найти место за городом и тайком слить 15 тонн горючего. Подъезжал к крутому берегу, бросал шланг в воду и ждал, пока всё топливо стечёт. Рыбу ему не было жалко, раз начальство приказало, значит, надо. Зачем сливал? Ради премий. Ведь всё основывалось на приписках, как и вся система. Скажем, отвезли на стройку кирпич с перегрузом за 2 рейса, а путёвки выписали на 3, то есть третья путёвка — липовая. Бумажка есть, а расхода солярки нет. Выход — спустить солярку в речку.

И так было повсеместно. Рылись огромные котлованы под фундаменты. Наши грузовики вывозили грунт. Фундаменты не заливают, а котлованы оплывают. Зачем рыли, землю вывозили? Ради заработков. Это же выгодная работа — объёмы выкопанного грунта проверить трудно. План по объёму работ выполнен, смета на 10% освоена, а дальше финансирование закончилось. Но это уже не наше дело. Главное — отчитаться и премию получить. Победить это зло всеобщего разбазаривания ресурсов на местах было невозможно. Если бы я стал выступать по поводу слива солярки, меня бы «перевоспитали» сами водители, на чьи заработки я замахнулся. А директор уволил бы покалеченного механика «по состоянию здоровья». В таких случаях надо бороться с первопричиной, а ею был социализм.

И на автобазах, и на заводах инженерно-технический персонал привлекался к выполнению грязных работ. У рабочего-станочника зарплата была выше, чем у технолога или конструктора. В соответствии с официальной коммунистической идеологией рабочий был «представителем самого передового класса», хотя за плечами у него было только ремесленное училище. А инженеры, программисты — «гнилая интеллигенция». Когда предприятие не вытягивало план, инженерно-технических работников загоняли в цехи, на работу в вечернюю и ночную смены — за отгулы, обещание карьерного роста, а то и под угрозой увольнения. Почему же при таком к ним отношении люди продолжали работать инженерами, конструкторами, технологами? Играли роль самоуважение, отношение друзей и родственников. Вкусив прелесть творчества, многие не хотели от него отказываться. Это ведь было так увлекательно, искать новые или нестандартные решения!

Пётр Филиппов

Источник: http://kaknado.info/home/Социализм-в-зеркале-автобазы/

https://von-hoffmann.livejournal.com/532660.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Последствия коллективизации: почему красноармейцам на фронте было тяжелее физически чем гитлеровцам

 

Цитата

Коллективизация сельского хозяйства СССР привела к обвальному обрушению сельского хозяйства, из-за чего с 1930 года в течение двух десятков лет практически всё население СССР голодало, что отразилось на состоянии призывников РККА ( с 1930-х годов резко снизился рост и вес среднего призывника, рост и вес призывников СССР дотянулся до роста и веса призывников 1925-1930 годов только к началу 1970-х годов)


"Война - совсем не фейерверк, А просто - трудная работа". Эти строки фронтовика Михаила Кульчицкого давно стали крылатыми. Но представляем ли мы себе сказанное в них наглядно? То, что воевать в Великую Отечественную было не просто трудно, а неимоверно тяжело физически?

"Черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота..."

Бьют беглым огнем 152-мм гаубицы М-10. Это значит, что бойцы-ящичные (извлекающие из ящиков 40-килограммовые снаряды и 4,5 - 8,4-килограммовые гильзы с порохом), установщики (ставящие в нужное положение взрыватель снаряда) и заряжающие за 15 минут перебрасывают в среднем по полторы тонны каждый.

 

Совершает марш пехота. Это значит, что пулеметы Максима тащат, разобрав на тело, станок и 8-килограммовый щит, на себе. Станок "хорошо ложился на оба плеча", но хорошо лишь на "час-полтора": вес - 35 килограммов. Тело пулемета (благодаря уступу между коробом и кожухом) "хорошо входило в плечо", на которое взваливал его другой номер расчета, но все равно было "труднопереносимым" - 20,2 килограмма. А если в кожух залита вода для охлаждения ствола, то и 24,2; "самое трудное - тащить тело пулемета"...

 

Надо окопать танк Т-34. Это значит, что каждый из четырех членов экипажа должен вынуть 7-8 кубометров грунта. Заправить Т-34 - это перелить 10-литровыми ведрами из бочек в баки танка 500 литров горючего. Поднимая при этом ведра на высоту более полутора метров.


Оборудовать огневую позицию - это отрыть окопы для орудий (глубиной около метра) и ровики для укрытия расчетов. А затем соорудить перед окопами бревенчатые заборы высотой метр-полтора, а вместо ровиков - блиндажи. То есть отрыть землянки, перекрыть их минимум в три наката (слоя) бревнами, а поверх накатов насыпать еще земляную подушку.

 

Бой в танке - это грохот, жара, а летом (когда вентилятор не успевал удалять пороховые газы) еще и душегубка. За 12 часов боя в танке Т-34-85 наводчики теряли в весе в среднем по 2,2 килограмма, командиры танков - по 2,4, механики-водители - по 2,8, а заряжающие, манипулировавшие в тесном пространстве с 16-килограммовыми 85-мм унитарными патронами, - по 3,1... Да и в Т-34 с 76-мм пушкой, "когда тяжелый бой, редкий заряжающий выдерживал его до конца. [...] Смотришь, а он лежит на боеукладке - угорел, наглотавшись этих газов, и потерял сознание".


После длительного марша "мехвод" Т-34 "весь вымотанный был": переключение передач требовало таких усилий, что наваливаться на рычаг приходилось, бывало, вдвоем со стрелком-радистом. А "танковый марш весь состоял из таких упражнений"...

"Немец был силен и ловок..."

Немцам в этом отношении было, как правило, легче.

 

И не только потому, что легче пулеметы, в танках - просторнее, а управление даже 56-тонным "Тигром" не требовало (благодаря сервоприводам) никаких усилий.

 

Не только потому, что немец, как правило, лучше питался.

 

"Фриц", зачастую, был сильнее физически. Выше ростом, больше весом, лучше тренирован.

 

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит, -

 

Александр Твардовский написал это отнюдь не для красного словца.

 

В воспоминаниях советских фронтовиков мы читаем одно и то же: повстречавшиеся им в бою или (убитыми либо пленными) после боя немцы - это "здоровые, мордастые", "долговязые", "высокие парни", "рослый", "высокий", "крепкий высокий", "верзила", "длинный, здоровый", "дюжий", "дородный", "плечистый", "здоровый мужик", "здоровенный", "здоровущий", "здоровый, килограммов под сто", "здоровенный рыжий детина, головы на две выше меня", "здоровенный такой мужик", "здоровенные немцы".

 

"[...] Я немцев образца сорок второго хорошо знаю, мои основные стычки с ними происходили, - подчеркивал автор повести "А зори здесь тихие..." Борис Васильев. - Метр восемьдесят минимум [...]". А сержанту морской пехоты Владимиру Осипову "здоровенные мужики, от метра восьмидесяти и выше ростом" противостояли еще и в конце октября 1944-го, под Киркенесом в Норвегии...

 

Вот еще три предельно красноречивых свидетельства.

 

"А наши приняли меня за немца - я длинный был [...]", - вспоминал о своем приземлении после прыжка с парашютом из горящего Як-9Т Николай Иванов.

 

"Мы его "Курт" звали - он на немца был похож: высокий, костлявый", - рассказывал о своем сослуживце другой летчик-истребитель, Константин Звонарёв...

 

У бежавших из плена немцев, отмечал бывший горный егерь Зигфрид Эрт, не получалось затеряться в России: "их сразу можно было узнать по фигуре". Вот разве что одного беглеца "было не отличить от русского": "маленький, приземистый"...

"Очень много маленьких..."

Так было еще перед войной. "Если вы посмотрите на немецкую молодежь, на немецкое войско, - говорил весной 1936 года, проехав по Германии, командарм 1-го ранга Иероним Уборевич, - то мы по сравнению с ними очень хилые и слабые. [...] Здоровье надо поднимать путем спорта и хорошей гигиены".

 

Действительно, сдачей нормативов комплекса ГТО в СССР многие, особенно в деревнях, были "охвачены" лишь на бумаге, а в Третьем рейхе вся молодежь проходила через культивировавшие спорт организации "Юнгфольк" и "Гитлерюгенд".

 

Но прежде всего "хилость и слабость" определял уровень жизни.

 

Индустриализация и коллективизация - это развитие тяжелой индустрии за счет всех остальных отраслей экономики, это "пушки вместо масла", это низкий уровень жизни селян, у которых государство изымало даже то, что было необходимо для нормального питания. Это голод 1932-1933 годов, это локальный голод в деревнях в 1936-1937-м, это перебои с продуктами в городах в финскую войну...

 

До коллективизации красноармеец был иным. "Можно видеть только мускулистые, нетяжелые, хорошо сложенные тела", - докладывал, побывав в сентябре 1927 года на маневрах под Одессой, германский полковник Ганс Хальм.

 

А в декабре 1940-го генерал-лейтенант Иван Музыченко отметил на совещании, что в пехоту приходит "слабый, малорослый боец. Не секрет, товарищи, что сплошь и рядом мы можем наблюдать в частях такого бойца, который по своему росту, по своей комплекции настолько жиденький, ну, просто неоформленный ребенок, причем порой он даже ниже винтовки" (длина винтовки образца 1891/30 г. со штыком - 166 сантиметров). "Действительно, - подтвердил генерал-лейтенант Василий Герасименко, - когда заходишь в стрелковую роту, то получается даже неприятное впечатление: очень много маленьких, тщедушных людей, очень молодых". ("Откровенно говоря, тяжелое впечатление производят 18-летние ребята", - вставил Маршал Советского Союза Семен Тимошенко.)

 

Да, с осени 1939-го в Красную Армию стали призывать не в 21-22, а в 18-19 лет, а расти мужчины переставали тогда не к 18, как сейчас, а к 25 годам. Но для 19-летнего немца в 1940-м небольшим считался рост 170 сантиметров, а у нас? "Редкий призывник вылазит за габариты 160 см и 50 кг", - констатировал, изучив документы призывных комиссий, работавших перед войной в нынешней Курганской области, Александр Базаров. У 279 призывников - односельчан Базарова средний рост был 153 сантиметра, средний вес - 52 килограмма...

"Гвозди бы делать из этих людей..."

"Вокруг меня собираются немцы - молодые, здоровые, спортивного вида сытые ребята", - вспоминал плененный в августе 1941-го под Ленинградом Борис Соколов.

 

"Большинству в 1943 году исполнилось 18 лет, - писал о полученном осенью 1943 года его мотострелковым взводом пополнении Евгений Бессонов. - Физически они были неокрепшими, роста в основном ниже среднего, щупловатого телосложения [...]".

 

18-летний минометчик Владимир Логачёв в 1944-м таскал 19-килограммовый ствол 82-мм миномета при собственном весе 51 кило...

 

А ведь в 1943-1944 годах пришлось мобилизовывать и 17-летних...

 

Воевать Красной армии было физически тяжелее, чем вермахту. Но это она, а не сытый "накачанный" вермахт дошел до Победы, мобилизовав терпение и моральную готовность к лишениям, во все времена отличавшие русского солдата.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

4500 кг

столько снарядов и гильз с порохом перебрасывал за 15 минут расчет 152-мм гаубицы М-10

35 кг

станок пулемета Максима, который боец нес на спине

30 м3

объем вынутого грунта при окапывании танка Т-34 экипажем

3,1 кг

терял в весе заряжающий танка Т-34-85 в 12-часовом бою

153 см

средний рост предвоенных призывников в Курганской области

Найдено здесь: https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/4006660.html
Оригинал статьи: https://rg.ru/2020/05/04/pochemu-krasnoarmejcam-na-fronte-bylo-tiazhelee-fizicheski-chem-gitlerovcam.html

https://von-hoffmann.livejournal.com/531947.html

Изменено пользователем Державник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

В 1941 году попало в плен или пропало без вести, по данным российских военных историков, 2 млн 335 тыс. 482 человека (52,2% всех советских потерь 1941 года). По немецким данным, как минимум 3,35 млн. человек. Как бы ни расходились эти данные, не вызывает сомнений, что львиная доля пленных была захвачена в результате окружения крупных группировок советских войск.

Всего в 1941 году насчитывалось по меньшей мере 13 больших и малых котлов.

 

HvyKB8a0pW4.jpg

https://von-hoffmann.livejournal.com/530225.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Очередь была ежедневным унижением»: как красноярцы за едой охотились

 

Цитата
idLo-RbwIvbOikXPIfeCK8leW2MX8KBmkWrs9wLEcBXcrptS_bBccGHMErVp2FsLJz_8D_qjnFY8zih6vJtAQjbB33Zb-3RmRt-zWNWwS2Y
Типичная очередь в СССР: полки пусты, но народ всё равно стоит
Источник: alex.krsk.ru

Сегодня эти жутковатые хроники красноярского быта 70-80-х годов XX века — от диких очередей до драк за капусту — кажутся чьей-то злой шуткой, но забывать о них точно не стоит.

Вот, например: бабушке девяносто лет, пережила и голод 33-го, и войну, и лагерь, и спецпоселение и всё, что было потом. О чём с ней ни заговоришь, разговор сводится к еде. Всё помнит — сколько где пайка была, где чего удалось надыбать поесть, как женщины выносили ворованное зерно во влагалище и тому подобные вещи. Это, кстати, очень характерно: с едой в СССР было плохо даже в «золотой брежневский век», ну разве что с голода уже не пухли.

Эти рассказы дают то, что ни в каких документах не найдёшь. В какой-то момент я осознал себя не только интервьюером, но и интервьюируемым: почему бы мне не написать историю моей повседневности?

Многие в СССР страдали от невозможности достать модные и качественные вещи — кроссовки, дублёнки и т. п. Я от этого не страдал. Потребности мои анекдотически малы, ещё с детства — весьма небогатого, если не сказать бедного. Я не понимаю, зачем мне автомобиль, и до сих пор езжу на автобусе. В одежде не то что не моден, но даже и неряшлив. Первая мебель, которая появилась у нас после свадьбы — стеллаж, сколоченный из плохо струганных досок, и 33 года моя библиотека на нём стояла.

Так вот. Даже и мои предельно скромные потребности советская власть удовлетворить не могла. Моя повседневная история по большей части смешна, но и грустна одновременно. Ну да, вот так мы жили ПО ЭТУ сторону прилавка. Я всего лишь вспомню, как оно было. А выводы каждый сделает в меру своей испорченности.

Некоторые говорят, что в СССР мы как сыр в масле катались. Ну ладно, с сыра с маслом и начнём.

История о том, как сыр в масле катался

Однажды в конце 70-х в одном из магазинов Красноярска «выбросили» масло. «Выбросили» — это такой термин. Он не равнозначен слову «продажа». Он очень точный. По ТУ сторону прилавка взяли себе масла сколько надо, но оно почему-то ещё осталось — и остаток ВЫБРОСИЛИ тем, кто по ЭТУ сторону прилавка, как выкидывают собакам протухшее мясо, или стае голубей семечки. Ну, только не бесплатно, а за деньги.

Масло продавали нарезанным по 300-400 граммов, и в руки давали только один кусочек. И жена взяла сына в магазин, чтобы взять два кусочка. В магазине давка, четырехлетний человек упирается носом исключительно в жопы. Очередь была около часа, масла купили, но сын его есть отказался. Он, кстати, в очереди не уросил, и дома тоже не закатывал истерик, но сказал спокойно и твёрдо (хотя голос дрожал):

«Мама, давай так: я никогда не буду есть масло, а ты никогда не будешь брать меня в очередь». И ведь не ел, пока масло не появилось в магазинах свободно — но это было уже не при социализме. Гвозди бы делать из этих детей...

У памяти есть свойство забывать плохое. Говорят, женщины бы второго-третьего и далее не рожали, если бы в красках помнили, как рожали первого. Люди стараются забыть плохое, и оно как бы перестаёт существовать. Собственно, в этом секрет ностальгии по СССР у тех, кто был по ЭТУ сторону прилавка (по ТУ жизнь была и сытнее, и веселей, кто ж спорит. И им было что терять — хотя один мой знакомый инструктор райкома, вкусив чуток постперестроечной жизни, сказал мне: «Мля! Всё, что в тех пайках было, теперь в любом магазине. А мы за те пайки душу продавали! Зачем?»).

Случай с маслом я тоже умудрился забыть — жена напомнила, когда зашёл на днях разговор о «жизни в СССР». И даже сейчас, через тридцать с лишним лет, вспомнив, всплакнула. И сын не помнит. А случай-то показательный, между прочим. Вот вы вчитайтесь, поймите глубину унижения, которое пережил четырёхлетний человек — мне кажется, этот эпизод говорит о жизни в СССР больше, чем тонны социологических исследований.

Сын напомнил нам о достоинстве, давно забытом. Очередь была ЕЖЕДНЕВНЫМ УНИЖЕНИЕМ, а с ежедневным унижением свыкаешься и перестаёшь его ощущать как унижение, ощущаешь только как привычное неудобство — а кое-кто сейчас и вовсе предлагает этим унижением гордиться...

Масло, кстати, было не блажью — у тестя была язва желудка, и практически всё сливочное масло, которое удавалось добыть, отдавалось ему — для него это был вопрос жизни и смерти. И вот загадка: сливочного масла не было, маргарин — ешьте сами, кто его придумал, был ещё такой комбижир, но это ещё хуже маргарина. Вопрос: на чём картошку жарить?

Голь на выдумки хитра. В мясных магазинах продавались куски свинины, где мяса практически не было, сплошное сало. Берётся это сало, перекручивается через мясорубку, топится — и в трёхлитровые банки. Потом на нём можно жарить. То, что получалось — называлось смальцем. Это деревенская технология, но горожане её переняли — не от хорошей жизни.

Растительное масло, говорите? Это такое в бутылочках пластиковых, разных форм и фирм? Что? Оливковое? А это что ещё такое? Было только разливное подсолнечное — безымянное, не фильтрованное, с осадком, из грязных бидонов. Не каждый день и в очереди. С сыром похожая история — он был распространён по территории СССР как-то крайне неравномерно. Например, в Красноярске его практически не было, а на Алтае он был постоянно. Более того, там бывало и по два-три сорта, а в Красноярске на сорт не смотрели: выбросили СЫР — и становишься в очередь за СЫРОМ.

Алексей Бабий

Отсюда: http://newslab.ru/article/729300

https://von-hoffmann.livejournal.com/528897.html

 

 

«Голода не было, но за хлебом стояли с четырёх утра» — правдивые истории о жизни в СССР

 

Цитата
75482_original.jpg

Питание советского человека зиждилось на трёх китах: на картошке, капусте и рожках. Ну ладно, ещё на минтае с хеком, уговорили. Легендарная колбаса по два-двадцать была-таки скорее подарком судьбы, чем ежедневным блюдом.

История об яичных рожках
Так вот, рожки не БЫВАЛИ. Они БЫЛИ. Рожки были и на первое (в супе молочном и не молочном), и на второе (стандартный гарнир). Рожки на третье не видел, врать не буду. Но так — начиная с конца шестидесятых. А в начале шестидесятых их практически НЕ БЫЛО. Тогда, в детстве, они стали почти что лакомством, и до сих пор это моё любимое блюдо. Да-да, просто рожки, «без ничего», только обжаренные в масле. Запросто могу один слопать сковороду этих рожек. Возможны варианты — рожки с колбасой, или там макароны по-флотски, но это уже блюда почти праздничные, поскольку для них надо было добыть колбасу или даже мясо. Да и для «просто рожек», обжаренных в масле, тоже нужно было сливочное масло — ну да ладно, обжаривали и на смальце.

Один мой приятель, полковник милиции, сказал мне как-то: человека можно очень легко сделать счастливым — нужно у него всё отобрать, а потом выдавать это же помаленьку, и он будет тебе век благодарен за то, что ты ему дал. Допустим, посадил ты его в камеру, забрал ремень, галстук и шнурки от ботинок. А потом взял да и выдал шнурки — вот уже тебе первое спасибо...

Дефицитом в начале шестидесятых были не только рожки, а вообще хлебопродукты. Даже хлеб. Не то чтобы был натуральный голод, врать не буду. Но очередь за хлебом приходилось занимать в четыре утра, иначе не хватит. Мы с сестрой занимали очередь по очереди. Одну ночь она, другую я. Я был классе втором-третьем, а она в шестом или седьмом. К восьми подходила мама или сестра, чтобы взять не одну, а две булки, потому что давали его по булке в руки. Мы втроём две булки в день уминали только так, не только с супом, но и просто посыпав солью. Мама тоже иногда ходила в четыре утра, но только если не смогла разбудить дежурного (или пожалела будить). А так она до четырёх обычно сидела за тетрадками.

С конца шестидесятых рожки не только перестали быть дефицитом, но и стали единственным, пожалуй, продуктом, который БЫЛ всегда. Когда я сватался, моя будущая тёща спросила у моей будущей жены: а что любит жених? Рожки, сказала та. Да не может быть, сказала тёща. Но так было.

Был с рожками ещё один нюанс. Если вы думаете, что это были такие же рожки, какие вы покупаете сейчас, вы глубоко ошибаетесь. Рожки, которые вы покупаете сейчас — жёлтенькие, крепкие, назывались тогда яичными и шли по высшему сорту. Почему "яичные" — ну, может, в муку яйца клали, в отличие от обыкновенных рожек. Не знаю. Но только яичные рожки были очень вкусные, и в Красноярске они БЫВАЛИ. А те рожки, которые БЫЛИ, второго или первого сорта — были белые и мучнистые, они как-то резко разваривались. Но ели и такие, куда деваться.

А однажды в начале восьмидесятых я попал в Читу, и в каком-то магазинчике за железнодорожными путями наткнулся на свободно продающиеся яичные рожки. У меня при себе был рюкзак, ну так я его, конечно, набил яичными рожками под самую завязку. И ещё авоську с рожками нёс в руке.

О, кстати — помните ли вы такую замечательную советскую штуку, как авоська? Это ведь типично советское изобретение — чтобы, если вдруг где-то что-то выбросят и удастся достать, то было в чём унести. Авоськи были разные — миниатюрные, на батон колбасы и пару бутылок молока, и гигантские, в которые входило два ведра картошки. И, к слову, такой роскоши, как пластиковые пакеты, в ту пору не было.

Я помню, как первые пластиковые пакеты с картинками (в основном заграничными, но были, кажется, и с Пугачёвой и Боярским) появились в конце семидесятых, стоили какие-то космические деньги, пять, что ли, рублей (то есть были сравнимы по цене с бутылкой водки). Продавали их цыгане из-под полы, были они жутким дефицитом и престижной вещью. Предназначались они, ясное дело, не для похода в универсам, а для вечернего променада и подчёркивания своего статуса, дополняя джинсы и т. п.

Так вот, в Чите у меня была авоська средних размеров. И, напомню, рюкзак. Сработал инстинкт советского человека: бери, пока дают, и сколько унесёшь. Я привёз это богатство в Красноярск, и мы почти год ели только яичные рожки. Много ли надо советскому человеку для счастья...

Хлеб для свиней
С хлебом и хлебопродуктами вообще была отдельная история. Вот типичная картина деревенской жизни семидесятых-восьмидесятых. Утро. Продуктовый магазин. У магазина толпа деревенских жителей с мешками. Они покупают хлеб — по пять-десять булок. Что случилось? Может быть, завтра война? Да нет, они вот этот свежий душистый хлеб с поджаристой корочкой сегодня скормят свиньям.

Сельское хозяйство порушили в тридцатом году, оно до сих по с колен не встало. И потому зерна не хватало. Вполне возможно, что пшеницы и ржи сеяли сколько надо. Но я дважды в студенческие годы «отбывал» сельхозработы, один раз на току, второй — на хлебоприёмном пункте. Что там делали с этим бедным зерном — врагу не пожелаешь. Его вываливали прямо в грязь и под дождь, оно горело, непереворошённое, много дней лежало на току. Никому до него дела не было. Можно ещё вспомнить хрестоматийные примеры, описанные даже в советской литературе и фильмах, когда сеяли зерно не тогда, когда надо, а тогда, когда райком скажет, и много ещё чего.

Но я обещал говорить только о том, что видел и пережил сам. Вот этот хлеб на корм свиньям — я и сам покупал, да. И, по дороге до дома, пока чушкам не бросили, отъедал хрустящие корочки. Заметим в скобках, что большая часть советского зерна не годилась для выпечки хлеба, а годилась разве что на комбикорм. Но и комбикорм, сделанный из отечественного зерна, был дефицитом, его даже государственным предприятиям не хватало. А частнику добыть его и вовсе было нелегко.

Зато открыли нефть в Западной Сибири. Нефть продавали, покупали за валюту зерно, из этого зерна делали хлеб, а уже этот хлеб, сделанный из отборного зерна, люди покупали и скармливали свиньям. «Экономика должна быть экономной» ©.

Алексей Бабий

Взято отсюда: https://newslab.ru/article/731928

https://von-hoffmann.livejournal.com/528653.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...