Guber30

История России с древности до наших дней.

Рекомендуемые сообщения

Потребления мяса воронежскими крестьянами до революции и в конце 1930-х годов

 

WWQc7xnj07k.jpg


Для сравнения приведено потребление мяса французскими крестьянами и немецкими горожанами XIX века.

 

https://von-hoffmann.livejournal.com/417704.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Была Великая Тартария. Она образовалось в результате деятельности Чингиз Хана. Он её основал в ответ на христианизацию Ведрусии. 

Изменено пользователем Анклав

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, Анклав сказал:

Была Великая Тартария. Она образовалось в результате деятельности Чингиз Хана. Он её основал в ответ на христианизацию Ведрусии. 

А варяги, наверное, это всего лишь славяне севера,которые варили соль?

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Все, что нужно знать о статистике казней

 

Цитата

За длительный период с 1825 по 1905 гг. в царской России было казнено 894 человека. За 1905-1910 гг. в связи с разгулом "революционного" террора казнен 3741 человек. Из них по приговорам военно-полевых судов в 1906 г. были казнены 249 человек, в 1907 г. — 1307 человек, в 1908 г. — 1340 человек.

Всего в СССР с 1918 по 1953 гг. в самый "урожайный" ленино-сталинский период казнены 835 194 чел. Из них с 1921 по 1938: 745 220 чел. В 1937-1938 гг. ("Большой террор") казнено 681 692 чел. В период наиболее активных казней ( с лета 1937 по осень 1938) исполнялось в среднем по 1, 5 тыс. приговоров к ВМН в сутки. В 1939—1953 осуждено к ВМН 54 235 (из них 23 278 в 1942 г.) В 1962-1989 в СССР к смерти было приговорено 24 422 человека, из них помиловано 2 355 чел.

700952_900.jpg

В наше время 58 стран сохраняют смертную казнь в рамках закона, 106 стран отменили этот вид наказания, 35 не применяют её на практике.

В США с 1800 по 2002 гг. казнено 13 716 чел. В 2018 в США казнили 18 чел. США - единственное государство на Американском континенте, практикующее смертную казнь. Из 50 штатов смертная казнь существует в 32. Среднее время ожидания приведения приговора в исполнение - около 10 лет. За последние 100 лет в США казнили 11 человек, невиновность которых была позже доказана, это 0,14% от всего числа казненных за это время.

Республика Беларусь — единственная страна в Европе и на постсоветском пространстве, где до сих пор на практике применяется смертная казнь.

В мире приговоренных к смерти чаще всего расстреливают и вешают, реже применяются смертельные инъекции и так называемый "электрический стул". В Саудовской Аравии – обезглавливают.

В Иране и Саудовской Аравии некоторые казни проводятся публично.

В Китае в отдельных случаях публично оглашают приговоры о смертной казни. Статистика казней в Китае и Северной Корее засекречена властями. В большинстве источников по Китаю фигурируют цифры порядка 5 тысяч казней в год.

Источники:
http://mozohin.ru/article/a-47.html
https://lawbook.online/gosudarstva-prava/kazni-rossiyskoy-imperii-40685.html
https://corporatelie.livejournal.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/Применение_смертной_казни_по_странам
https://www.currenttime.tv/a/death-penalty-2018/29871117.html

https://historical-fact.livejournal.com/194817.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О "плохой" жизни крестьян при императоре Николае II

 

Цитата
1200px-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B5_1909.jpg
"Крестьяне на покосе". Нижегородская губерния, Российская Империя. Автор: Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Источник — Википедия

К 1916 г. в руках крестьян и казаков в 50 губерниях Европейской России (кроме Кавказа и Царства Польского) было около 172.000.000 десятин собственной земли. Гражданам же всех других сословий принадлежало лишь около 85.000.000 десятин, из которых 18.000.000 десятин принадлежали мелким собственникам. обрабатывавшим землю личным трудом, без помощи наёмной силы. Большая часть остальных 67.000.000 десятин были или под лесом, или в аренде у крестьян.

Таким образом, накануне февральской революции крестьянам на началах собственности и аренды принадлежали: 100% пахотной земли в Азиатской России и около 90% всей площади Европейской России.

Изданный 9 ноября 1906 г., так называемый "Столыпинский закон”, позволял крестьянину выходить из общины и делаться индивидуальным и наследственным собственником земли, которую он обрабатывал.

Закон этот имел огромный успех. Тотчас же было подано 2,5 миллионов прошений о выходе на отруба от семейных крестьян в 463 специальные комиссии, занятые проведением этой реформы.

В 1913 г. 2 миллиона семейств получили наделы. Для этой сложной работы была мобилизована целая армия (более 7.000 человек) геодезистов и землемеров.

За несколько месяцев до 1-ой Мировой войны 13% земель, принадлежащих общинам, перешли в индивидуальную собственность крестьян. Накануне революции Россия была готова превратиться в страну маленьких собственников, которые быстро обогащались.

Прав был бывший Министр Земледелия Кривошеин, заявив немецкому профессору Зеерингу, приехавшему в 1912 г. в Москву во главе комиссии, которой было поручено ознакомиться с результатами Столыпинской реформы: "России необходимы 30 лет спокойствия, чтобы сделаться наиболее богатой и процветающей страной во всём мире".

Источник: Б. Л. Бразоль

"Царствование Императора Николая II в цифрах фактах (1894-1917 гг.)"

https://von-hoffmann.livejournal.com/428889.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Русское образование и Император Николай II

 

Цитата

Рецензия на книгу Д.Л. Сапрыкина «Образовательный потенциал Российской Империи». Поворот явно произошел. Наш народ перестал хулить Государя. Мы «простили» ему огрехи правления... Но прежде чем «прощать», и даже поставить «огрехи» в «заслугу» стоит, наверное, разобраться, какой была политика Императора Николая II, как именно он правил? Хотя в последние уже десятилетия появилось целое море книг, посвященных Государю, очень немногие представляют собой настоящее, научное изучение правления царя. Так появляются не только лекции преподавателей, но и труды действительно выдающихся и как минимум добросовестных ученых нашего времени, в которых говорится о том, что «образовательной политики у Николая II не было». Те немногие исследования, что все-таки появляются, в силу специфичности научного труда как такового и соответствующих тиражей не становятся широко известными и замалчиваются. К сожалению, скорее всего, такая же судьба ожидает новую работу, изданную ИИЕТ РАН - «Образовательный потенциал Российской Империи» Д.Л. Сапрыкина (М., 2009).

В этой работе автор разбирает ключевые вопросы образовательной политики Николая II и то, какой потенциал Последний Государь оставил в наследие Советскому Союзу. Проработав несколько лет над одной единственной темой — вопросом образовательной политики последнего царствования, изучив десятки документов в России и за рубежом, автор пришел к такому выводу: мы практически не знаем о том, как правил Император Николай II, а то, что мы как бы знаем зачастую оказывается ложью. В книге несколько раз наглядно показано, как в советских источниках (и, следовательно, зарубежных и современных российских работах, использующих как документы советские «данные») искажаются цифры, статистика таким образом, чтобы показать «безнадежную отсталость Российской Империи». Эта работа — только один из шагов на пути к «высветлению» неизвестной нам эпохи. Даже один этот вопрос, образовательный, еще требует серьезного труда не одного, а целого ряда ученых, а проделанную работу стоит назвать в первую очередь призывом к такому труду и иллюстрацией его насущной необходимости. Все же позволю себе привести некоторые выводы исследования.

Вопрос об «отсталости женского образования в Российской Империи». «В российских гимназиях уже в начале двадцатого века училось больше девочек, чем мальчиков, тогда как в большинстве европейских государств женское полное среднее образование сильно отставало от мужского вплоть до 60-ых годов ХХ века (впервые десятилетия в ведущих европейских странах девушки составляли не более 20% учащихся). Накануне революции 1917 года система гимназического и высшего образования для женщин в Российской империи была гораздо более развита, чем в Германии, Франции и Англии, несколько уступая лишь США» (с. 38). Так, например, в 1911 году в женских гимназиях Россиской Империи обучалось 337,2 тыс. человек. Тогда как во Франции в то же время в «школах для девушек» обучалось... 22, 0 тыс. человек (подсчеты, ссылки на документы, распределение по учебным заведениям и уточнение годов - см. на с. 35-36).

Вопрос об образовании крестьян и иудеев. Исследование не составило труда, так как цифры приводятся даже в доступном всем Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Итоги таковы: крестьяне и нацменшинства в России учились в гимназиях, получали высшее образование — не все конечно, но по соотношению с другими «ведущими» странами той эпохи (с другими! а не с двадцать первым веком, уж нельзя обвинять Петра Первого за отсутствие ПК!) у нас была чуть ли не самая демократичная в этом плане страна. По крайней мере подсчет показывает, что «индекс образовательных возможностей» (есть, оказывается, такое социологическое понятие) в Российской Империи у иудеев, армян и немцев был заметно выше, чем у русских. А русский крестьянин по сравнению с английским или французским имел больше шансов закончить университет.

Техническое образование. Автор показывает, что развитие технического образования (и среднего, и высшего звена) было одной из основных задач Государя, и он последовательно проводил эту политику в жизнь, не только указами, но даже выделяя личные средства. Царь создал множество институтов, открыл новые факультеты в старых университетах и создал новые. После открытия политехникумов в Санкт-Петербурге, Томске, Киеве и Варшаве на рубеже веков Россия обогнала в этом отношении другие европейские страны. Вывод оказывается действительно неожиданным: «Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию» (с. 46). Это и дало кадровую основу успехов «советской» промышленности. Прежде, чем изумляться, посмотрите, на основании чего автор делает такие выводы. Смогли бы мы осуществлять гонку вооружений, полететь в космос, если бы не окончившее царские гимназии, университеты и институты поколение ученых и инженеров?..

Соотношение уровней образования. Сегодня мы часто сравниваем дореволюционные гимназии с нашим полным средним образованием, и автоматически приравниваем «соответствующие» уровни. Между тем «...простое сравнение программ говорит о том, что гимназия была учебным заведением более высокого уровня. Советская средняя школа...скорее соответствовала так называемым «высшим начальным училищам» (с.52). Часто, то, что изучали гимназисты в старших классах сегодня изучают студенты профильых вузов. Нет полного соответствия и между «церковно-приходской школой» и современной «начальной» школой.

Всеобщее начальное образование. Уже в 1908 году в Российской Империи получила силу закона программа введения всеобщего обучения, которая должна была завершиться между 1919 и 1924 годом. Основа российской «школьной сети» была создана между 1908 и 1916 годом, в частности, благодаря созданному Царем Школьно-строительному фонду Петра Великого. В Российской империи было 140 тысяч школ. В Российской Федерации сегодня имеем 55 тысяч школ при примерно таком же населении. При Николае II начальное образование стало бесплатным и общедоступным, а советская власть вновь на несколько десятилетий официально ввела весьма высокую плату за обучение. Не удивительно, что если в 1914 году в России училось около 11 миллионов школьников к 1922 году их осталось чуть больше шести миллионов. Так, что всеобщее образование в нашей стране состоялось с опозданием на десять лет, только в 1930 году, когда за один год по официальной советской статистике число школьников выросло почти в два раза до 20 миллионов.

Образовательная Политика Государя. Какой же она была? Из исследования Сапрыкина Д.Л. можно сделать такой вывод: образовательная политика Николая II стремилась к созданию образования, доступного всем слоям общества во всех частях Империи, развитию технического образования (и, соответственно, промышленности) и на привлечении общества (в первую очередь родителей учащихся) к активному участию в образовании детей.

Принципиальное отличие состоит не в том, что Государь активно, планомерно и постепенно вводил всеобщее образование в Империи, вместо того, чтобы однажды декретом всех согнать в неподготовленные помещения. И не в том, что он предлагал бесплатное обучение при его необязательности, вместо того, чтобы сделать и платным, и обязательным. Отличие в политике в целом. Почему Советский Союз планомерно сокращал количество школ? Школы укрупнялись и сосредотачивались в городах и больших поселках, тогда как царь строил школы в «шаговой доступности» (трехкилометровой зоне - чтобы можно было пешком дойти) — от любой деревни Империи. Советский Союз в своей идеологии, законах и декретах, и на практике, выполняя принципы «Манифеста коммунистической партии», отрезал родителей от образования. Государь же призывал родителей к тому, чтобы они вместе с ним участвовали в образовании детей.


Император Николай II начал масштабную реформу образования, должную «коренным образом» исправить существовавшую систему. И одним из первых пунктов реформы было привлечение общества в целом, семьи и родителей к полноценному участию в образовании детей. Чтобы это участие было не на бумаге, чтобы от такого участия выигрывали бы все участники, и в первую очередь дети и качество их образования - над этим работали специалисты, ставились эксперименты. Что-то осталось нереализованным, многое удалось сделать. Так, родители получили реальный механизи влияния на образование детей в школе через родительские комитеты (их деятельность и полномочия имеют мало общего с советскими и современными одноименными организациями); как это все могло осуществляться на практике неплохо показывает Типовой Устав родительских организаций, полностью приведенный в одном из приложений к книге). Также интеллигенция, в первую очередь непосредственно учителя, земства (органы реального самоуправления граждан) имели тот же практический механизм влияния на школу. Участие родителей в школьной жизни, их личный контакт с учителем оживили школу, создали возможность для истинного образования, несовместимого с коррупцией и бюрократической косностью. Показательно, что именно тема участия родителей в образовании детей была закрыта уже Временным Правительством, и последовательно и принципиально отвергнута в советской школе (об этом см. стр. 92 и далее). Сотрудничество царя и народа, развитие общественного самоуправления - такие приоритеты политики Государя особенно ярко выразились в образовательной сфере. Народ не как быдло, а как активный ответственный субъект, как тот, кто вместе со своим Государем заботится о себе, о своих детях. Уважение к людям, а не презрение к серой управляемой массе...


Действительно, иногда кажется, что последний раз демократия была в нашей стране при царе. И, похоже, что без царя она оказывается невозможной... Но это все политика. Которая сегодня считается делом грязным. И не имеющим отношения к простым людям. И, все же, такие дела минувших дней, как образовательная политика Николая II, оказывается важной для нас, русских людей XXI века. Все эти вопросы непосредственно касаются всех, кто имеет отношение к образованию. И не только власть имущих, но и нас, учителей, родителей. Понимание того, какой путь прошла наша школа, может объяснить многие из ее проблем, а их-то у нас более чем достаточно. На каких основаниях может строиться школа вообще, русская школа в частности. И, кстати, именно эпоха Николая II завершила поиски пути собственно русского образования, и его царствование может многое сказать о том, в чем особенность именно русской школы. И еще станет понятно, насколько советская школьная система является «отечественной»...
Сверху нам говорят о реформе школы, постоянно меняются программы, названия и содержание обучения. Снизу мы встречаемся с криком о спасении «потерянного» поколения... Именно сегодня Государь и те изменения, которые он проводил в школе, те основания, на которых он строил образование могут помочь нам по другому взглянуть на воспитание собственных детей. Государь призывал родителей к участию в образовании детей - а действительно ли это наше дело, или все-таки отдать их «в руки специалистов», в «хорошую школу» и забыть? А если отдать и не забыть - то, как строить отношения с учителем, с администрацией - права качать? Механизмы участия общества в школьной жизни столетней давности мало применимы к современной действительности, этот факт очевиден. Проблема в том, что реформа Николая II, похоже, сильно опередила время, и мы еще не готовы хотя бы некоторые элементы рассмотреть как применимые на практике. Но, может быть, она поможет сориентироваться в том жутком бедламе отечественной образовательной системы, в который попали мы и наши дети?

Источник: http://www.belrussia.ru/page-id-1502.html

https://von-hoffmann.livejournal.com/432517.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

8 февраля 1918 года произошел расстрел Крестного хода в Воронеже

 

Цитата
998211_original.jpg


8 февраля 1918 года в Воронеже был расстрелян крестный ход насельников и прихожан Митрофановского монастыря. Об этом вспоминал член Исполнительного комитета Воронежского совета и начальник боевой рабочей дружины Михаил Чернышев, токарь парjвозоремонтных мастерских (сохранена орфография оригинала):

"Революционный комитет в первом же году начал выселять монахов из Митрофановского монастыря. Было решено вселить туда инвалидов и открыть школу. Мы вооружили всех инвалидов, кто поддерживал советскую власть, некоторые были без руки или без ноги. Это была дезорганизованная масса. Если боевую дружину обвиняли в грубости, то у инвалидов было еще хуже. Как-то инвалиды решили выбросить ненужную им мебель в помещение, где находилась колесница Митрофана Угодника. С этого момента начались раздоры, и попы начали раздувать кадило, что большевики закрывают монастырь.

Конечно, нужно было указать ребятам, что так поступать не следует. Но мы решили поддержать их и продемонстрировать монахам вооруженную силу, и всем отрядом прибыли в монастырь.

В тот же день я узнал, что архиерей написал просьбу в Исполнительный комитет о разрешении на завтрашний день крестного хода. Я был против того, чтобы разрешать. Но целый ряд старших товарищей держались такого мнения, что можно разрешить.

Крестный ход был назначен на восемь часов утра. Мы с товарищами подготовились, ждем. Девять часов, потом десять, а о крестном ходе ни слуху, ни духу. Мы не сообразили сразу, кто же будет мимо нас ходить, когда у нас пулеметы выстроены и солдаты вооруженные ходят.

Подъехав к монастырю, мы увидели процессию с иконами и хоругвиями. Масса разнообразная: тут и крестьяне, и интеллигенция, и буржуазия, и учащиеся...

Я сделал распоряжение разогнать процессию. Солдаты и члены боевой дружины разнесли толпу. Были убитые и раненые даже среди духовенства. Осталась маленькая кучка человек в семьдесят, которую под усиленной охраной проводили до Девичьего монастыря. Многих арестовали. Арестованных решили расстрелять. Мне говорили, что расстреливать неудобно, что у нас теперь есть власть, Исполнительный комитет, что будет суд. Моисеев всячески упрашивал: "Нельзя этого делать, теперь мы сильные, мы можем устроить суд". Но брат Моисеева, принимавший участие в разгоне крестного хода, возмущался, что не дают расстрелять заговорщиков.

В ту ночь расстреляли несколько активно действовавших верующих, в том числе и священнослужителей... После этого началась травля; нас обвиняли в бандитизме и самых плохих вещах...

Впервые красный террор был объявлен нами боевой дружиной.

Я был постоянным членом Исполнительного комитета и члены Исполкома иногда говорили: "Чернышов, ты когда перестанешь расстреливать?"".

https://воронежский-край.рф/news/5994/

https://inok-arkadiy.livejournal.com/934183.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

красота. юмористический журнал 1897г . не всё конечно понятно...надо знать сильно социально экономические проблемы того общества...

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Изменено пользователем Нуфимокс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересный материал, тем более в свете последних событий в Китае. 

 

Раскрыты смерти ученых-вирусологов в центре «Вектор»…

 

Ученые всего мира пытаются создать вакцину против Covid-19 — нового коронавируса, который сейчас бушует в Китае. Работают самоотверженно, как и раньше, когда искали противоядие от геморрагической лихорадки Эбола и Марбург. Цена научных прорывов была порой слишком большой. Некоторые из вирусологов и лаборантов расплатились за это своими жизнями.

Раскрыты смерти ученых-вирусологов в центре

 

Лаборатория особо опасных инфекций (крайние слева: руководитель Александр Чепурнов и старшая лаборантка Антонина Преснякова).
 
 
 

Так, в 1988 году погиб сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института молекулярной биологии (ныне Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор») Николай Устинов. Неопытный лаборант во время забора крови у морской свинки случайно оцарапал ему иголкой от шприца палец. Концентрация вируса Марбург, попавшая в кровь, в несколько раз превышала любые допустимые нормы. В 2004 году заразилась вирусом лихорадки Эбола старшая лаборантка «Вектора» Антонина Преснякова. Она поранила руку во время уборки вивария. Со своими родными она прощалась через затемненное окошко инфекционного изолятора.

 

 

 

 

О своих коллегах, талантливых исследователях, кто положил жизнь и здоровье на алтарь науки, рассказал «МК» доктор биологических наук, профессор-вирусолог Александр Чепурнов, который заведовал лабораторией особо опасных инфекций в научном центре «Вектор», а сейчас работает в Институте экспериментальной клинической медицины СО РАН.

 

— Вы с Николаем Устиновым вместе начинали работать на «Векторе»?

— Мы одновременно пришли работать во Всесоюзный научно-исследовательский институт молекулярной биологии, как тогда назывался «Вектор». До этого Николай Устинов работал в Научно-производственном объединении в Томске, которое производило вакцину против клещевого энцефалита и иммуноглобулины. Там он сформировался как вирусолог. Я же занимался ботаникой, получил кандидатскую степень и решил попробовать свои силы в несколько иной области. Поскольку был дефицит кадров, институт развивался, создавались перспективные лаборатории, руководство решило, что вирусологов все равно никто не готовит, а биолога можно всему научить.

Нас отправили на трехмесячные курсы в Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока. За группой был закреплен инструктор, который наблюдал, как мы работали с культурами микробов. Не должно было быть никаких ошибок, никаких случайных действий или неправильных телодвижений, так как любая капля, упавшая не туда, — это лабораторная авария. Начинали работать с банальными микроорганизмами пневмококка, а потом уже с опасными культурами: туляремией, холерой и бактериями чумы. Был очень серьезный контроль. Смотрели, в частности, есть ли у нас тремор в руках, обращали внимание на психологическую устойчивость. По окончании курсов инструктор давал заключение — способен человек к такой работе или нет. Мы с Николаем Устиновым получили необходимые документы.

После учебы его назначили руководителем отдела по наработке вирусов. Мне предложили создать лабораторию инструментального контроля отдела биологической безопасности. Возбудители не должны были проникнуть во внешнюю среду.

— Это был секретный объект?

— Институт позиционировал себя как открытое научное учреждение. Хотя проверка при приеме на работу была весьма серьезная. Документы оформлялись от полугода до года.

Когда мы пришли работать в институт, там только думали приступить к работе с наиболее тяжелыми инфекциями. Но то, как все было устроено в плане безопасности, впечатляло! Чего стоили одни каскады фильтров, которые занимали огромную комнату с потолками высотой пять метров. Внутри «грязной» зоны всегда было небольшое отрицательное давление. В случае разгерметизации оно не позволило бы выйти гипотетическому аэрозолю наружу.

Что касается жидких отходов, то они собирались сначала в емкости в изолированных боксах, проходили дезинфекцию в течение нескольких часов, а то и на протяжении всей ночи. Потом попадали в огромные накопительные емкости по 16 кубов, которые располагались в подвале. И следом проходили через змеевик, куда подавался перегретый пар температурой около 160 градусов.

— В виде чего хранились в институте опасные патогены?

— Мы работали с вирусами Эбола, Марбург, Венесуэльский энцефаломиелит лошадей и другими. Специальные емкости находились в низкотемпературных хранилищах. Выбор емкости зависел от количества материала. Например, когда забирали печень обезьяны, которая погибла от заражения вирусом Марбург или Эбола, то в ряде случаев использовали и обычные стеклянные банки, поскольку других, пластиковых, тогда не было. Но чаще в ходу были пенициллиновые флаконы, которые мы закрывали черными резиновыми лабораторными пробками. Их помещали в специальные герметичные металлические контейнеры, герметизировали, опечатывали и помещали в низкотемпературные холодильники. Они хранились при температуре -70, -80 градусов.

— Что такое «чистая» и «грязная» зоны?

— «Чистая» — та, где работали с документами, готовили посуду, проводили работы с неинфицированной культурой клеток и так далее. «Грязная» зона — где работали собственно с возбудителем, заражали культуры клеток, собирали урожай вируса, проводили всевозможные эксперименты, заражали животных, лечили их от вируса, вскрывали, работали с органами. Ее делили на 2 и 3 зоны. Во второй зоне проводилась работа с относительно невысокой степенью защиты. Надевалась пижама, маска-«лепесток», перчатки. Но все работы проводились в изолирующем боксе, вовнутрь мы вдевали руки в большие перчатки. Так и работали. Из-за вытянутой формы мы прозвали перчаточный бокс «крокодилом».

Особое внимание уделялось инфекционному виварию, за пределы которого внутри комнаты мог гипотетически выйти вирус. Еще одним «тревожным» местом была центрифужная комната, поскольку если в центрифуге что-то вдруг разбивалось или каким-то образом разгерметизировалась емкость, то создавалось облако аэрозоля. Поэтому работать там разрешалось только в изолирующих пневмокостюмах «Антибелок-5». Это обрезиненный костюм, который включал в себя собранные воедино бахилы, штанины, рукава и капюшон с пластиковой сферой для обзора. На штанинах был клапан для стравливания воздуха.

Помещения с такими условиями соответствовали 3-й зоне. В этой зоне на окнах устанавливались третье, дополнительное стекло, еще одна стена и дополнительный каскад фильтров. Герметичность «грязной» зоны (окна, стены, полы) регулярно проверялась. Войти в нее можно было через тамбур с двумя гермодверями.

— Что собой представлял виварий?

— В садках, которые помещались в металлические шкафы со стеклянными дверцами, содержались животные. Крыс я не держал, могли укусить. Работал в основном с морскими свинками, кроликами и обезьянами — либо с зелеными мартышками, либо с макакой резус. Для работы с вирусом Эбола наиболее подходили павианы — гамадрилы, только надо было подбирать не очень крупных животных. Бывало, что обезьяны у нас сбегали, они носились по верхам шкафов и воздуховодам, и поймать их, тем более в костюмах, это был тот еще квест.

2e85fa8ed4089d5cfdad7b9e24a98bae.jpg

 

Ученый-вирусолог Николай Устинов.
 

«Насчитали порядка тысячи и более летальных доз»

— Сотрудники, работающие с инфекциями, на самом деле должны были жить в городке-спутнике института Кольцово и не имели права выезжать за пределы поселка, не пройдя карантин…

— Отмечу, что работать с возбудителями, передающимися от человека к человеку, могли только сотрудники, постоянно проживающие в Кольцово. Выезд на срок более суток без прохождения карантина (21 день) не разрешался.

Существовало такое понятие, как обсервационный период. Это сложилось еще в тридцатых годах, когда один из сотрудников Саратовского противочумного института, заразившись и не заметив этого, уехал в командировку в Москву. Через несколько дней у него начали проявляться признаки болезни. Это привело к тому, что и он, и врачи, которые были привлечены к лечению, не сразу распознали чуму и погибли. Это было еще до открытия антибиотиков. После этого было принято решение о карантине для сотрудников, которые работают с заразными возбудителями.

— Вы жили с Николаем Устиновым по соседству; общались вне работы?

— Когда в Кольцово сдали новый дом, мы оба получили в нем квартиры. Жили в соседних подъездах. У Николая был уже значительный опыт работы с Марбургом, а я в руках этот вирус не держал, работал ранее с нейротропными вирусами. Решил воспользоваться нашими добрыми отношениями и напросился к нему в ученики. Николай был очень отзывчивым и доброжелательным человеком, и я в течение трех недель сопровождал его при проведении работ, получил навыки работы с приматами. Потом уже вернулся в свой корпус, чтобы приступить к исследованиям. Когда появилась возможность работать с заразными возбудителями, я сосредоточился на изучении биологии вируса Эбола. Марбург и Эбола объединены в одно семейство. Оба характеризуются уровнем летальности от 30 до 90%.

Надо заметить, что Николай Устинов, как и большинство из нас, был чрезвычайно увлечен исследованиями, понятий «выходные» или «конец рабочего дня» для нас не существовало. Был кураж от ощущения, что стремительно нагоняем «партнеров».

— Как узнали, что Николай Устинов заразился?

— Когда был запущен новый корпус, пришло очень много молодежи. Николай Устинов не только выполнял функции руководителя направления, но и был для многих наставником. В тот день Николай работал с неопытным сотрудником. Они выполняли рутинную, но достаточно сложную в исполнении процедуру забора крови у морской свинки. Кровь у нее берется из сердца, и попасть в него достаточно сложно. Иглу надо ввести точно в сердце, не выше и не ниже, не глубже и не мельче. Николай обучал этой процедуре ассистента. И чтобы тому было удобнее, подставил руку под животное. Неопытный сотрудник, пытаясь нащупать сердце свинки, прошел насквозь иглой животное и попал в основание мизинца своего учителя. Костюм надежно защищал вирусологов, слабым местом были резиновые перчатки, даже двойные. Заменить резину другим материалом было невозможно. Ученые должны были чувствовать пальцами предмет, которого касаются. После аварии Николай Устинов с ассистентом, согласно нормативам, сразу же свернули все манипуляции, прошли дезобработку, вышли в «чистую» зону.

— Что собой представлял инфекционный стационар, который располагался на территории «Вектора», куда поместили Николая Устинова? Кто имел туда доступ?

— Там также были «чистая» и «грязная» зоны. В «грязной» зоне были боксы, где все было устроено так, чтобы предотвратить возможный выход возбудителя в окружающую среду. Он имел максимальную степень биологической защиты. Внутри бокса стояли кровать, были душ, унитаз, все необходимые средства для проведения интенсивной терапии. Николай попал под надзор врачей. Дальше был отбор проб, анамнез и прочие врачебные манипуляции.

— Была надежда на положительный исход?

— Поскольку не было движения поршня шприца, не было введения суспензии, оставалась надежда, что при прохождении через внешний кожный покров свинки иголка очистилась и полученная доза могла быть очень маленькой. Мы провели эксперимент, пытаясь выяснить, сколько могло быть возбудителя при таких работах на срезе иглы. И насчитали очень высокую дозу — порядка тысячи и более летальных доз.

Дальше потекли страшные дни ожидания. На четвертый день появились признаки заболевания. Болезнь развивалась, и никакими средствами из использованных, в том числе введением иммуноглобулинов, которые привезли, правда, поздновато (они эффективны в первые сутки и даже часы), ее нельзя было остановить. У Николая резко поднялась температура, возникли боли в мышцах, рвота, диарея и коагуляционные нарушения с кровотечениями. А потом наступила стадия геморрагий, когда кровь продолжала течь не свертываясь… Через неделю Николая не стало. Ему было 44 года.

— При лечении Николая Устинова и впоследствии, при вскрытии его тела, заразились врач и патологоанатом, который случайно поцарапался иглой шприца, которым брал у покойного образцы костного мозга. Как сложилась их судьба?

— Действительно, у реаниматолога из Министерства здравоохранения (жаль, не помню его имени) была шприцевая травма. Его поместили в соседней палате и ввели гаммаглобулин. У него наблюдали то ли абортивную, самопрервавшуюся форму течения болезни, что характерно для Марбурга при передаче от человека к человеку, то ли реакцию на чужеродный (лошадиный) глобулин. Но все обошлось, вскоре он вернулся к лечению Николая Устинова. Также получил травму при вскрытии один из ведущих специалистов института Олег Костырев. Ему был тоже введен глобулин, он подвергся карантину и, к счастью, вскоре поправился.

— Это правда, что Николай Устинов изучал возможность применения вируса в военных целях?

— В этой области знаний все исследования имеют и медицинский, и оборонный смысл.

— Ученым предназначалась какая-то страховка?

— Никто нас не страховал, но существовала очень солидная по тем временам ежемесячная доплата всем, кто работал с особо опасными инфекциями.

deeb64266b5d93c0203219163085e77a.jpg

 

Перчаточный бокс, который ученые называют «крокодилом».
 

«Промахнулась и уколола руку»

— В 1990 году вирусом Марбург, «родственником» Эболы, заразился младший научный сотрудник «Вектора» Сергей Визунов. Что помогло ему победить болезнь?

— Этот случай очень необычный. Сергей Визунов, который проводил исследования с вирусом Марбург, был изначально госпитализирован в инфекционный стационар с признаками простуды. На этот счет есть инструкция. В случае повышения температуры всех, кто работал с вирусами Марбург или Эбола, направляли на обследование.

Ситуация несколько дней не вызывала никакого беспокойства, а диагностика для этой болезни еще не была разработана. Тем не менее у больного были взяты кровь и носоглоточные смывы и введены восприимчивым животным. На шестой день морские свинки начали болеть и погибать. Да и у Сергея Визунова температура потихоньку подкралась к 38 градусам. Стало понятно, что очень нехарактерно и медленно развивается болезнь Марбург, очевидно, вследствие необычного пути заражения — предположительно через слизистую глаз. Работая с сывороткой крови лабораторного животного, зараженного вирусом, и считая этот материал утратившим инфекционность, он, возможно, случайно задел пальцем глаза.

Болезнь брала свое, через пару недель на фоне высочайшей температуры и тяжелейшего состояния больной практически оказался при смерти, несмотря на применение всех возможных средств. Спасением неожиданно стала процедура плазмофереза — забор крови, ее очистка и возвращение обратно в кровоток. После этого у Сергея резко спала температура, произошло улучшение всех показателей. Но ненадолго. Процедуру повторили. И, казалось бы, больной пошел на поправку. Через месяц уже заговорили о выписке, но тут Сергея Визунова накрыла вторая волна болезни, и все началось сначала. В целом в стационаре он провел полгода.

— Трагедией для всех стала смерть 46-летней опытной старшей лаборантки Антонины Пресняковой…

— Она проработала в нашем институте много лет. Была нашей телезвездой. Когда в институт приезжали зарубежные или отечественные тележурналисты, именно она в специальном костюме производила определенные манипуляции с животными в виварии или в «крокодиле», чтобы гости могли понять специфику нашей работы. Я запомнил, как однажды кто-то из корреспондентов ее спросил: «Вы не боитесь, ведь смерть, опасные вирусы всегда рядом?» Антонина, не раздумывая, ответила: «Не надо бояться, надо работать».

Мы с ней и ее командой неоднократно пересекались по работе. Я по-доброму завидовал их слаженности и умению. И подумывал, как бы мне переманить их в мою лабораторию. Когда их лаборатория распалась, они начали работать под моим началом. В целом у нас собралась очень квалифицированная команда, но Тоня, пожалуй, была самой умелой из всех. В тот роковой день, 5 мая 2004 года, по этой причине именно ее попросили помочь отобрать кровь из сердца у морской свинки. Она взяла шприц, которым уже пробовали совершить эту манипуляцию, но, поняв, что игла затромбирована (в ней свернулась кровь, и она стала непроходимой), положила его в емкость с дезраствором — хлорамином. Взяла новый шприц, забрала кровь и отдала ее в работу. А сама начала приводить в порядок рабочее место. Убрала животных, замочила в хлорамине шприц, которым работала. И, чуть помешкав, решила закрыть защитным колпачком затромбированный шприц. Достала его из дезраствора и, вдевая иглу, промахнулась, уколола руку. Ее поместили в изолятор.

— Шприц, которым укололась Антонина, побывал ведь в хлорамине. Беды не ждали?

— Мы вообще не ожидали, что она заболеет. В первые дни меня к ней пускали. Инкубационный период составил 7 дней. На седьмой день утром температура была 37.2, у Антонины появилось першение в горле. А первым характерным признаком лихорадки Эбола как раз и является затруднение при глотании. Потом мне позвонили и сказали, что у нее поднялась температура до 39 градусов, Тоню перевели в бокс интенсивной терапии, и началась борьба за жизнь.

Я привел на территорию института, к стационару, детей Антонины, сына и дочь. Мы подошли к окну так, чтобы она могла их видеть. Она еще двигалась, выглядела неплохо. Там на окнах была наклеена специальная пленка. Тоня видела нас, а мы ее — плохо.

Все очень надеялись на плазмаферез. Но он не помог. Не помогло и введение иммуноглобулина. Для спасения Антонины были предприняты титанические усилия. Наши медики даже связывались с врачом в Африке, через которого прошли сотни больных вирусом Эбола. По его рекомендации применили все возможные средства. Но силы ее таяли. Это очень мучительная, страшная болезнь, с множественными наружными и внутренними кровоизлияниями.

На 7-й день Антонине стало легче, врачам казалось, что произошел перелом, все воспряли духом. Я не разделял их эйфории. Через мои руки прошло много инфицированных приматов, я опасался как раз этого момента. Потому что знал, что облегчение часто наступает перед очередным осложнением. И это может означать, что конец уже близок. И действительно, 19 мая в 5 утра мне позвонил руководитель «Вектора» Лев Сандахчиев и сказал, что Антонина умерла. И попросил сообщить об этом ее близким. Пожалуй, это был самый тяжелый момент в моей жизни. Тоня умерла в тот день, когда ее сыну исполнилось 18 лет.

— Говорят, что Антонину Преснякову хоронили в закрытом цинковом гробу, а тело, чтобы исключить распространение вируса, обработали специальными препаратами, которые якобы составляли государственную тайну.

— Никаких там специальных и секретных технологий не было. Пришли двое сотрудников, обработали бокс. Один из них завернул тело Антонины в некий саван, в простыни, которые были пропитаны дезинфектантами — противомикробными веществами. Положили Тоню в обычный гроб, который поместили в саркофаг, цинковый гроб, и запаяли его. Потом у нас заговорили о мистике. Тот, кто оборачивал тело Антонины в простыни, на следующий день после похорон погиб в автокатастрофе. Смерть Антонины стала для всех нас большой утратой. Поскольку все испытывали сильный стресс, я опасался, что одно неосторожное движение может привести к новой трагедии. И администрация пошла на то, чтобы пригласить для сотрудников нашей лаборатории психолога.

— Память о погибших сотрудниках как-то увековечена?

— Нет, к сожалению, никаких барельефов им не сделано и памятных досок не открыто. 19 мая, в день смерти Антонины Пресняковой, мы приходим на ее могилу на Кольцовское кладбище. Собирается ее семья и мы — всей лабораторией. А потом идем поклониться Николаю Устинову.

 

https://xn--38-6kcaak9aj5chl4a3g.xn--p1ai/raskryty-smerti-uchenyh-virusologov-v-centre-vektor/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дореволюционная Россия глазами демшизанутой либерды:

 

- люди были неграмотные

- этим пользовались попы, которые доили народ (откуда у крепостных "рабов" деньги?)

- ах да... этим пользовался царь, чтобы помыкать безвольным народом

- рожали много потому, что контрацептивов не было

- нет, рожали много, чтобы были помощники по хозяйству (на радость помещику новых "рабов"?)

- детей делали на виду у всех членов семьи

- сопливых ещё дочерей выдавали замуж за стариков

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 29.03.2020 в 13:12, Державник сказал:

Дореволюционная Россия глазами демшизанутой либерды:

 

- люди были неграмотные

- этим пользовались попы, которые доили народ (откуда у крепостных "рабов" деньги?)

- ах да... этим пользовался царь, чтобы помыкать безвольным народом

- рожали много потому, что контрацептивов не было

- нет, рожали много, чтобы были помощники по хозяйству (на радость помещику новых "рабов"?)

- детей делали на виду у всех членов семьи

- сопливых ещё дочерей выдавали замуж за стариков

1585486907136748577.png

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ленский расстрел 4 апреля 1912 года

Спойлер


4 апреля 1912 года была расстреляна и жестко подавлена забастовка рабочих на приисках Ленского золотопромышленного товарищества. Около 300 человек были убиты и примерно столько же получили ранения. Обычная история того времени, главными действующими лицами которой стали коррупция, связь крупного капитала с местными властями, беспредел жандармов, жадность, тупость, нечеловеческие условия существования и гордые работяги. Но обо всём по-порядку.

Условия труда и причины забастовки.
Прииски Ленского золотопромышленного товарищества располагались недалеко от города Бодайбо в Сибири. Рабочие для золотодобычи вербовались по всей Российской империи. Несмотря на то, что прииски принадлежали частному товариществу, в вербовке людей принимало участие Министерство внутренних дел. Будущие работники доставлялись на прииски под наблюдением полиции.

Администрация приисков не утруждала себя созданием нормальных условий труда и проживания. Добыча золота проходила в шахтах в условиях вечной мерзлоты. Рабочие вынуждены были работать по колено в воде, а после смены, в сырой от воды робе, идти по лютому морозу несколько километров до бараков. Бараки «Лензолота» были переполнены, мест не хватало. 90% бараков не удовлетворяли минимальным требованиям для жилых помещений того времени. Рабочий день нередко длился до 16 часов. Из жалования удерживались многочисленные штрафы. Женщины вынуждены были работать за копейки или вовсе бесплатно. Практиковался детский труд.

Работать в шахтах было насколько тяжело, настолько и опасно. Рабочие регулярно подвергались опасности обвалов, получали ушибы и переломы. За год до трагедии в 1911 году было зафиксировано 896 несчастных случаев, в которых пострадали больше 5 тысяч рабочих. Т.е. ежедневно происходило в среднем больше 2 несчастных случаев, в которых калечились 13-14 человек.

Пользуясь покровительством иркутских и бодайбинских властей, администрация «Лензолота» монополизировала в регионе торговлю и транспорт, вынуждая рабочих отовариваться только в лавках, принадлежащих «Лензолоту», и передвигаться только на транспорте компании. Часть оплаты выдавалась в виде талонов в лавки компании, что было законодательно запрещено в Российской империи. Номинал талонов был достаточно велик, а разменивать талоны не было возможности. Рабочие были вынуждены покупать ненужные товары, чтобы отоварить талоны полностью.

Забастовка
Как и в случае с восстанием на броненосце Потемкине, поводом для волнений на Ленских приисках стало испорченное мясо, проданное рабочим в лавке товарищества. Забастовка началась стихийно и быстро набрала больше 6 тысяч участников.

3 марта 1912 года на собрании рабочих были выдвинуты следующие требования:

1. Улучшить жилищные условий рабочих (холостым — одна комната на двоих, семейным — одна комната).
2. Улучшить качество продуктов питания.
3. Увеличить жалование на 30 %.
4. Запретить увольнения в зимнее время. Уволенным в летнее время должен выдаваться бесплатный проездной билет до Жигалово.
5. Установить 8-часовой рабочий день. В предпраздничные дни — 7-часовой. В воскресные дни и двунадесятые праздники — выходить на работу только по желанию работников, работать в эти дни не более 6 часов, заканчивать работу не позднее 1 часу дня и учитывать работу в эти дни за полтора дня.
6. Отменить штрафы.
7. Не принуждать женщин к труду.
8. К рабочим обращаться не на «ты», а на «Вы».
9. Уволить 25 служащих администрации приисков (по списку рабочих).

В ответ на требования рабочих директор Депортамента полиции Белецкий сделал то, на что только и способны узколобые полицейские, — отдал приказ "ликвидировать стачечный комитет". 3 апреля были арестованы все руководители забастовки. И уже на следующий день, 4 апреля, состоялось шествие более чем двух тысяч рабочих с требованием освободить арестованных.

Шествие было мирным, но по приказу жандармского ротмистра Трещенкова солдаты открыли огонь по демонстрации. Около 300 человек были убиты, еще столько же ранены.

Последствия
Известие о расстреле на Ленских приисках всколыхнули Россию. Стачки и митинги прошли по всей стране. В них приняли участие около 300 тысяч человек. 15 апреля в Петербурге, на Невском проспекте, прошла демонстрация, которую пытались разогнать казаки.

Газета «Звезда» от 19 апреля 1912 года сообщала:

«Всё имеет конец — настал конец и терпению страны. Ленские выстрелы разбили лёд молчания, и — тронулась река народного движения. Тронулась!.. Всё, что было злого и пагубного в современном режиме, всё, чем болела многострадальная Россия, — всё это собралось в одном факте, в событиях на Лене»

Обсуждали Ленский расстрел и в Государственной думе. Выступавший на заседании Думы министр внутренних дел Александр Макаров заявил: «Так было, так будет!». Под аплодисменты правых депутатов. Но история рассудила иначе. После Февральской революции Макаров был арестован и помещён в Петропавловскую крепость. Накануне Октябрьской революции его жена добилась освобождения его под большой залог. Однако вскоре после этого он был вновь арестован большевиками в 1919 году и расстрелян. Так было, так будет!

Что касается Ленских приисков, то, несмотря на расстрел, стачка и волнения продолжались до конца августа, после чего 80% всех рабочих покинули прииски. Но вскоре на их место были наняты новые рабочие.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
9 часов назад, Rubik сказал:

Шествие было мирным, но по приказу жандармского ротмистра Трещенкова солдаты открыли огонь по демонстрации. Около 300 человек были убиты, еще столько же ранены.

Последствия
Известие о расстреле на Ленских приисках всколыхнули Россию. Стачки и митинги прошли по всей стране. В них приняли участие около 300 тысяч человек. 15 апреля в Петербурге, на Невском проспекте, прошла демонстрация, которую пытались разогнать казаки.

...

Обсуждали Ленский расстрел и в Государственной думе.

Царь, что характерно, был опять не при делах. Страна жила своей жизнью, царь и царская семья - своей.

Хорошая иллюстрация для тех, кто считает, что царизм к тому времени не выродился, и что царь было нужен для чего-то еще, кроме обедов и балов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2 часа назад, Niels сказал:

Царь, что характерно, был опять не при делах. Страна жила своей жизнью, царь и царская семья - своей.

Хорошая иллюстрация для тех, кто считает, что царизм к тому времени не выродился, и что царь было нужен для чего-то еще, кроме обедов и балов.

А если царь был не при делах и жил своей, отдельной от страны, жизнью, то в чём тогда его обвиняют??? Он тогда ни в чём не виноват (в реальности он и не виноват в том, что его отрешили от власти, а народу подкинули фальшивку, что якобы он отрёкся). Да и если бы царь на самом деле отрекся в пользу другого члена семьи - в этом нет ничего катастрофического.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 часа назад, Державник сказал:

А если царь был не при делах и жил своей, отдельной от страны, жизнью, то в чём тогда его обвиняют?

В частности, в том, что создавал народу диких размеров проблемы. Например, вверг Россию в совершенно не нужную ни стране, ни народу войну (а нужную лишь его родственникам и союзникам - Англии и Франции) .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
33 минуты назад, Niels сказал:

В частности, в том, что создавал народу диких размеров проблемы. Например, вверг Россию в совершенно не нужную ни стране, ни народу войну (а нужную лишь его родственникам и союзникам - Англии и Франции) .

Ну, если так рассуждать, то и Грозный с Петром (да и многими другими) ввергали страну в совершенно ненужные народу войны. Вот только страна от этого росла, приумножала и становилась сверхдержавой.

 

Хорошо теперь, живя в стране, которая в т.ч. отстроилась благодаря "ненужным" войнам, рассуждать о ненужности этих войн.

 

Николай-то вступился за православных братьев-сербов, в отличие от авантюр некоторых.

Изменено пользователем Державник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из материалов военно-исторического журнала на русском языке "Военная быль", издававшегося в Париже с 1952 по 1974 гг. силами отставных офицеров Русской армии и флота. Периодичность выпуска – в среднем один раз в два месяца. Журнал издавался «Общекадетским объединением», объединявшим выпускников всех военных училищ Российской империи. Данная разведсводка была издана Осведомительным отделом Главного Австрийского Командования и предназначалась только для служебного пользования.

 

Цитата

В моих руках книжка, аккуратно изданная Осведомительным отделом Главного Австрийского Командования под заглавием «Русская армия, начало 1917 года» и предназначенная только для служебного пользования (*).

 

Начинается книга с описания народов России и следующих статистических данных: численность населения — около 180 миллионов. 88 % населения Европейской России принадлежит к белой расе, а 12 % — к желтой. Состав белой расы: 66,79 % русских (44.30 % великороссов, 17,81 % малороссов и 4,68 % белоруссов), далее

— 6,31 % поляков, 4,03 % евреев, 1,42 % немцев, 1,14 % латышей, 1,06 % грузин, имеретин и мингрельцев, 0,96 % литовцев, 0,93 % армян, 0,89 % молдаван и румын, 0,80 % эстонцев и т. д. Затем идет таблица по принадлежности к арийской группе: славян, литово-латышей, романских народов, греков, ирано-индусов и кавказцев; семитской группы: евреев и караимов; финской; турецко-татарской; монгольской и восточно-азиатской (китайцы, корейцы). Приложенные карты дают понятие о районах расселения этих народностей. Затем идет любопытная таблица характеристики народностей, с данными об их численности и местопребывании. Привожу самые интересные, например:

 

Адигеи, — около 100 тысяч, населены в районе среднего и нижнего течения Кубани, — благороднейшая ветвь черкесского происхождения, до сих пор освобожденная от военной службы, ныне привлеченная к этапной службе.

 

Армяне, — около 1.674 тыс. Главное занятие — торговля, хитрый дух спекуляции и, благодаря этому, подобно евреям и грекам, не в почете. Руссофилы. Армии приносят мало пользы, однако при смешивании с другими элементами несут службу хорошо. Отдельные части: 2 добровольческих арм. стр. полка и дивизион конницы.

 

Башкиры, — около 2.000 тыс. (следует описание наружности); быт и обычаи татарские, к службе всегда готовы; лукавы. Хорошие легкие кавалеристы.

 

Бухарцы, — около 1.600 тыс., — торговцы, до сих пор освобожденные от воинской повинности, ныне — в этапах.

 

Болгары, — около 252 тыс., — трудолюбивы, нетребовательны, трезвы и храбры.

 

Немцы, — около 2.556 тыс., — разделяются на группы: балтийцы, горожане и колонисты юга России и Приволжского района.

 

Немцы в русских городах (купцы, профессора, врачи), равно как и колонисты, лишь частично сохранили их национальный язык и бытовые особенности, они в высшей степени русифицированы; живущие в остзейских провинциях имеют русскую психологию и занимают относительно много влиятельных военных и гражданских должностей.

 

Эстонцы, — примерно 1.440 тыс., — монгольского типа, сохранили свои национальные и бытовые черты, как немногие другие. Они — хорошие стрелки, саперы, минеры; благодаря хорошему и крепкому телосложению пополняют гвардию и гренадерские полки. Руссофилы.

 

Финны, — около 2.000 тыс., — болотные жители: серьезны, молчаливы, упрямы, консервативны, недоверчивы к посторонним, но благочестивый, надежный и честный народ. Шведский язык играет важную роль. Освобождены от военной службы.

 

Грузины, — около 600 тыс., — большого роста, стройны, сильны. Красивые черты лица с темными глазами. Руссофилы. Выставили добровольческий стр. полк, хотя и подлежат призыву в войска.

 

Греки, — прим. 50 тыс., — торговцы. Подлежат призыву.

 

Великоросы, — прим. 79.740 тыс., — сильного и хорошо слаженного телосложения. Туповаты, мало самостоятельны, требуют сильной ведущей личности, очень религиозны, добродушны; не особенно постоянны в регулярной работе. Беспечны в отношении будущего, радости и горе переносят с большим спокойствием. Обладают большим талантом приспособления к необычным обстоятельствам. Настроены патриотически и монархически.

Призываются на военную службу. Как солдаты отличны, нетребовательны, храбры, безусловно и слепо послушны. По прежним войнам известны как отличные пехотинцы. Дают свое лицо всей русской армии.

 

Евреи, — около 7.254 тыс., — в России не допускаются к многим родам деятельности. Хорошо несут службу в армии в качестве отличных литографов, хороших писарей, ловких портных и музыкантов. Как солдаты на фронте не принадлежат к категории способных. Не могут быть офицерами действительной службы или запаса.

 

Малороссы, — около 32.058 тыс., — высокого роста, стройны и ловки; более живой характер и большая энергия, чем у великороссов. Нет предприимчивости, но есть любовь к свободе, выражающаяся в принадлежности к казачеству. В отличие от великороссов более подходят для кавалерийской службы. Составляют ядро войск мирного времени Киевского, Одесского округов и юго-восточной части Варшавского, затем Донского и Кубанского казачьих войск и вообще войск, в случае войны формирующихся в этих районах.

 

Латыши, — прим. 2.052 тыс., — прилежны, терпеливы, послушны. Недоверчивы к немцам, сдержаны. Руссофилы.

 

Литовцы, — около 1.728 тыс., — сильно смешаны с соседними народами. Некогда воинственный и сильный народ, ныне опустившийся. Вместе со сродными им Жмудью (самогитами), латышами и старыми пруссаками составляют особую ветвь индо-германской расы с особым литовским языком. Литовцы и латыши являются большими любителями лошадей и поэтому призываются предпочтительно в кавалерию и конную артиллерию. Прибережные жители дают хороший матросский материал.

 

Осетины, — около 200 тыс., — крепко сложенный тип мужчины, однако по своей внешности далеко уступает другим народам Кавказа. Дают Осетинский кон. полк и Осет. пластун, батальоны.

 

Поляки, — прим. 11.358 тыс., — бойки и темпераментны. Польский народ известен своими историческими воинскими качествами особенно были известны польские уланы. Призываются в армию, кроме того выставили 1 добровольческий польский стрелк. полк с соответств. кавалерией.

 

Сарты, — около 1.300 тыс., — благодаря смеси с арабами, индусами и узбеками имеют характерные черты этой расы и язык происходящий от персидского; маленькая голова, типично иудейские черты лица. Ловкие земледельческие работники. До сих пор были освобождены от воен. службы, теперь — на этапах. Оказывают вооруженное сопротивление в случае призыва на военную службу.

 

Татары, — прим. 5.346 тыс., — делятся на волжских, крымских, кавказских и сибирских. Военные качества татарских народов не принадлежат к категории выдающихся: нежелание военной службы, отсутствие понятия о воинской дисциплине и политическая неблагонадежность.

 

Белоруссы, — около 8.420 тыс., — потомки старо-славянского племени кривичей. Никогда не имели политического значения. Сообразно сырому, нездоровому климату они отстали духовно и физически, живут в изолированных небольших селениях или отдельных дворах. Часто склонны к алкоголизму. Составляют ядро войск в Виленском военном округе и частей, формирующихся в этом районе в случае войны.

 

Цыгане, — прим. 200 тыс., — кочевой народ, как и в других странах. Применяемы как музыканты и кузнецы в войсках.

http://lepassemilitaire.ru/ocenka-avstrijcami-russkix-vojsk/

https://historical-fact.livejournal.com/201364.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гухман. Заработная плата в СССР

 

Цитата

Гухман Б.А. Таблица 16
Гухман Б.А. Таблица 16
Гухман Б.А. Табл 21
Гухман Б.А. Табл 21
Среднегодовые зарплаты в СССР по сравнению с 1913г.
Среднегодовые зарплаты в СССР по сравнению с 1913г.

https://blog-10101.livejournal.com/68314.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Список фабрик и заводов России 1910 г. Электрические станции для трамваев, освещения и передачи силы

 

https://blog-10101.livejournal.com/68752.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Памятная книжка революционера. Цена 50 сантимов. Статистика террористических актов.

 

Изменено пользователем Державник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"... А в США, через четыре года, отменят рабство..."

 

Манифест императора Александра II об отмене крепостного права.

 

http://school.rusarchives.ru/reformy-1860-godov-v-rossii/manifest-imperatora-aleksandra-ii-ob-otmene-krepostnogo-prava-19-fevralya-1861-g.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Наследие Российской империи в Великой Отечественной войне

 

Цитата

Красная армия с успехом использовала вооружение, оставшееся еще с царских времен

 

Применительно к Первой мировой, или Великой (как ее называли современники) войне мы привыкли отдавать должное мужеству, проявленному в боях с врагом русским солдатом. Однако что касается технического оснащения русской армии, то здесь стереотипом является представление, будто бы оно было скудным и отсталым. В качестве типичного клише на эту тему достаточно будет указать на фразу, приписываемую Уинстону Черчиллю, но которую он никогда не произносил: "Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой".

Между тем такой взгляд, сформировавшийся в результате ряда причин скорее политического и идеологического свойства, совершенно неверен. Русская армия в Первую мировую не только имела вполне современное вооружение, но и более того: созданная во время войны военная промышленность продолжала оставаться значимым фактором даже на протяжении всей Второй мировой и внесла весомый вклад в Победу! Давайте исследуем этот тезис применительно к "Богу войны" - к артиллерии.

АРТИЛЛЕРИЯ РУССКАЯ И СОВЕТСКАЯ

Начнем с того, что русская артиллерия к 1914 году была оснащена новейшей и весьма однородной по своему составу материальной частью. Ее основу составляли 76,2-миллиметровая пушка образца 1902 года и такого же калибра горная пушка образца 1909 года, 122-миллиметровые легкие гаубицы образца 1909 и 1910 годов, 107-миллиметровая пушка образца 1910 года и, наконец, 152-миллиметровая тяжелая гаубица образца 1910 года. Уже одного этого перечисления достаточно, чтобы увидеть, насколько современной была русская артиллерия.

Самое "старое" в этом ряду орудие - знаменитая трехдюймовка Путиловского завода. Однако соответствующие пушки немцев (7,7 cm FK 96nA) и французов (не менее знаменитая 75 mm Modelle 97) были, как это явствует из их обозначения, еще старше (1896 и 1897 годы принятия на вооружение соответственно) и уступали нашей трехдюймовке по основным характеристикам.

Другим примером конкурентоспособности русской артиллерии является 107-миллиметровая пушка. Это орудие было разработано для русской армии французской фирмой "Шнейдер". Французы, не имевшие таких мощных пушек, не нашли ничего лучше, как принять на вооружение русскую артсистему, адаптировав ее под свой калибр. Пушка 105 mle 1913 Schneider стала одной из самых удачных и востребованных в ходе Первой мировой войны, широко поставлялась на экспорт во многие страны и в значительных количествах принимала участие в боях Второй мировой.

 

Ясно, что такая артиллерия явилась очень хорошим наследством, полученным Красной армией. К июню 1941 года эти орудия (или их незначительно модифицированные версии) все еще составляли заметную часть советских арсеналов. В полковой и горной артиллерии насчитывалось 4708 полковых пушек образца 1927 года, являвшихся по сути модернизированным вариантом русской "короткой" пушки образца 1913 года, 1121 горная пушка образца 1909 года и 739 новых - образца 1939 года.

Дивизионная пушечная артиллерия, наряду с 1119 новыми пушками УСВ и 2844 - Ф-22, была представлена 180 пушками образца 1933 года (ствол от трехдюймовки обр. 1902/30, наложенный на лафет 122-миллиметровой гаубицы образца 1910/30), 2411 модифицированными трехдюймовками образца 1902/30 (это были обычные русские пушки образца 1902 года с удлиненным на 10 калибров стволом) и 2066 пушками образца 1902 года. Все эти орудия имели калибр 76,2 миллиметра.

Примерно такая же ситуация наблюдалась в гаубичной и в корпусной артиллерии. Модифицированные пушки образца Первой мировой войны везде составляли значительную часть. Например, незначительно модифицированная 122-миллиметровая гаубица образца 1910/30, имевшаяся в количестве 5900 штук, была наиболее массовым орудием советской полевой артиллерии. Не будет преувеличением сказать, что половину (и даже более) орудий полевой артиллерии РККА к началу войны составляли образцы, созданные до революции. Да и новые орудия проектировались под снаряды старых образцов, часто с сохранением внутренней баллистики и важных конструктивных решений "старых" систем.

Хотя в целом РККА по ходу войны была переоснащена орудиями, спроектированными и произведенными в Советском Союзе, наследие русской дореволюционной артиллерии прослеживается в ней очень сильно. Но чтобы увидеть значимость промышленности имперской России в полном объеме, нам надо обратить внимание на ситуацию с производством боеприпасов.

БОЕВЫЕ ПРИПАСЫ

Первые слова, которые вспоминаются в связи с этой темой в период Первой мировой, это "снарядный голод". Что как-то не вяжется с существованием в России мощной индустрии боеприпасов. Дело в том, что снарядного голода не избежала ни одна воюющая сторона. В Англии по этой причине даже ушло в отставку правительство. Да, снарядный голод был и в России, но принятые по ходу войны беспрецедентные меры позволили к февралю 1917 года увеличить производство боеприпасов более чем в 20 раз!

 

Ниже показана диаграмма, отображающая динамику производства основных видов боеприпасов, без учета импорта.


diag1.pngДинамика поставок боеприпасов основных калибров для русской армии во время Первой мировой войны. Составлено по: Маниковский А.А. "Боевое снабжение русской армии в мировую войну"

Кажется невероятным, но достигнутый к 1917 году уровень производства в принципе позволял решать задачу обеспечения РККА основными видами боеприпасов практически на протяжении всей Второй мировой! На следующей диаграмме делается сравнение пиковых месячных показателей, достигнутых Россией в январе-феврале 1917 года, и среднемесячного расхода боеприпасов тех же калибров Советской армией в 1942-1944 годах.

diag2.pngМаниковский А.А., указ. соч., "Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.", изд. ГАУ, Москва-Тула, 1977

 

Хотя здесь и не учтен расход зенитных и некоторых противотанковых боеприпасов, однако он был совершенно незначителен на фоне того, что тратила полевая артиллерия.

 

ЗНАЧИМОСТЬ НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Последнее, что осталось уточнить, это значимость производства боеприпасов по сравнению с остальными секторами военной промышленности. Кажется, что производство танков и самолетов - это несравнимо более трудоемкая отрасль. И кажется ошибочно. Хотя данные по соотношению объемов производства разных отраслей советского ВПК времен войны и отсутствуют, можно обратить внимание на соответствующие цифры у противника.
 

diag3.pngДоля производства основных видов вооружений в Германии в процентах от общей стоимости. Составлено по "Промышленность Германии в период войны 1939-45", пер. с немецкого, изд. иностранной литературы, М., 1956, стр. 99

 

Как мы видим, производство боеприпасов и сопутствующее ему производство взрывчатых веществ является важнейшим сектором военной промышленности. У нашего противника затраты на производство этих видов продукции составляли в 1942-1944 годах от 27,4 процента до 32 процентов, то есть почти треть. Если же брать расходы на сухопутную армию, то здесь производство боеприпасов - это подавляющая их часть.

 

И в этом важнейшем секторе производства (по всем прикидкам, доля боеприпасов в общем объеме производства была у нас никак не меньше, а скорее, даже существенно больше, чем в Германии) Советский Союз мог опереться на вполне значимое наследие императорской России.

 

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ

 

Советского солдата невозможно себе представить без винтовки Мосина и пулемета "Максим" - оружия, созданного в Российской империи.

 

В отличие от артиллерии, где по ходу войны Советская армия все же в основном перевооружилась на новые модели (хотя орудия старых образцов продолжали встречаться до самого ее конца), стрелковое оружие, созданное в Российской империи, с честью прошло всю войну.

 

ВИНТОВКА МОСИНА

Пожалуй, наиболее известным образцом такого оружия является трехлинейная (7,62-миллиметровая) винтовка Мосина образца 1895 года. Надо сказать, что уже во время Первой мировой войны это оружие не было ни новейшим, ни самым лучшим по своим характеристикам, в сравнении с аналогами в армиях других стран. Но несмотря на это, совокупность заложенных в винтовку технических решений позволила ей оставаться одной из лучших в своем классе и во время штурма Берлина - спустя 50 лет после своего принятия на вооружение!

Перед войной в СССР были созданы и приняты на вооружение автоматическая винтовка АВС-36 и самозарядные СВТ-38 и СВТ-40. Автоматические и самозарядные винтовки, созданные под мощный винтовочный патрон, не были оптимальным решением в качестве стандартного индивидуального оружия пехотинца. Во время войны они прижились лишь в США. Проиграли конкуренцию мосинской трехлинейке и советские автоматические винтовки предвоенных образцов.

Виднейший советский историк стрелкового вооружения А.Б. Жук написал о ней так:

"Конструкция этой винтовки оказалась столь удачной, что России на протяжении длительного времени не пришлось прибегать к новому, очень дорогостоящему перевооружению, чего не избежали многие другие страны.

Наша винтовка с честью выдержала все испытания, просуществовав на вооружении в течение многих десятков лет. За это время винтовка неоднократно имела боевое применение и наилучшим образом зарекомендовала себя в Русско-японской и Первой мировой войнах.

Во время Второй мировой войны она также находила широчайшее применение, с ней советские солдаты громили фашистов на фронтах Великой Отечественной войны в Европе и японских империалистов в Азии. И даже после войны она еще долго находилась в войсках, несмотря на то, что давно уже начало внедряться новое, еще более совершенное автоматическое оружие".

В годы Первой мировой войны производство таких винтовок было увеличено более чем в 10 раз и доведено до без малого 130 тысяч штук в месяц. Всего же русская армия, включая довоенный задел, получила около 8 миллионов винтовок, подавляющее большинство которых было конструкции Мосина.

Показатели, достигнутые во время Первой мировой войны, а также ввод в строй второго оружейного завода в Туле, строительство которого было почти завершено к 1917 году, позволили Советской армии за время Второй мировой получить от промышленности уже более 12 миллионов винтовок и карабинов, большинство из которых также вело свою родословную от русской винтовки образца 1895 года.

 

ПУЛЕМЕТ "МАКСИМ"

Другим выдающимся образцом оружия, доставшимся Советской армии в наследство от дореволюционной русской был пулемет "Максим". Само по себе это оружие было английской конструкции и применялось во время Первой мировой войны многими воюющими сторонами. Кроме России это были Англия (естественно), Германия и Турция.

Изюминкой русского варианта был станок Соколова образца 1910 года. В отличие от своего германского аналога, пулемета MG 08, он имел колесный ход и мог перекатываться по полю боя, тогда как германский образец мог лишь переноситься силами расчета. Если учесть, что масса обоих пулеметов была примерно по 60 килограммов, это немаловажное преимущество.

Пулемет образца 1910 года прошел всю Вторую мировую войну. В реалиях этой войны он уже несколько устарел. Его большая масса снижала маневренность на поле боя и, следовательно, гибкость огня, хотя по огневой мощи к нему по-прежнему не было претензий. В 1943 году на вооружение РККА был принят новый станковый пулемет СГ-43. Несмотря на это, пулемет "Максим" до самого конца войны оставался основным станковым пулеметом Советской армии.

 

Другим образцом пулеметного вооружения Красной армии был ручной пулемет Дегтярева ДП-27. Ручные пулеметы громко заявили о себе во время Первой мировой войны. Чтобы решить вопрос с оснащением армии такими пулеметами, царское правительство начало строительство нового большого завода в Коврове, который должен был дать первую продукцию летом 1917 года. Однако революция и последующие трагические события задержали пуск завода, так что он вступил в строй уже после окончания Первой мировой. Зато во время Второй мировой именно этот завод снабжал Советскую армию пулеметами ДП-27.

ПАТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Все три образца оружия, упомянутые выше, использовали один и тот же винтовочный патрон 7,62х54 R. Как и в артиллерии, основная статья расходов на стрелковое оружие - это расходы, связанные с изготовлением патронов. Россия в годы Первой мировой войны была одним из лидеров в этом секторе, выпустив за 1914-1917 годы более 4 миллиардов патронов, а годовое производство было доведено в 1916 году до полутора миллиардов.

Патронные заводы, построенные в Российской империи, стали ценным приобретением для советской власти. Во время Второй мировой расход винтовочных патронов был соизмерим с цифрами, достигнутым в Первую мировую: в 1942 году он составил 2,3 миллиарда штук, в 1943-м - 2,9 миллиарда, в 1944-м - 3 миллиарда.

Несмотря на то, что в советское время было освоено массовое производство пистолетов-пулеметов и патронов для них (гораздо более легких и дешевых), значимость русской промышленности для обеспечения Советской армии стрелковым оружием в годы Великой Отечественной войны невозможно переоценить.

Если задаться целью, то можно без труда найти русский след в советской судостроительной и даже танковой промышленности. Но, безусловно, именно артиллерия, стрелковое оружие и боеприпасы - это те сферы военного производства, где вклад дореволюционной России в Победу был наибольшим. Поэтому, отдавая сегодня должное тем, кто сражался на фронте и работал в тылу в годы последней мировой войны, давайте вспомним и тех русских рабочих и инженеров, без чьего труда и таланта эта Победа вряд ли была бы возможна. И чей в нее вклад незаслуженно забыт.

https://tsargrad.tv/articles/nasledie-rossijskoj-imperii-v-velikoj-otechestvennoj-vojne_8719

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...