Дядюшка Ау

Легенды и были Астраханского края

Рекомендуемые сообщения

Есть три Смолиных конца 19 - начала 20 века и все - учительницы. В списке предпринимателей, купцов я эту Смолину не нашел. Обычно дому присваивалось имя хозяина, отсюда и дом Смолиной. Но я только часть архива поднял, может наткнусь еще...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно почему до нашего века сохранилось гораздо больше сведений и фото о веке 19 и ранее, нежели о хотя бы 50-х, 60-х годах 20 века.Хотя тогда с фотографией было уже полегче. А на деле выходит что фотографий 60-х годов например по пальцам перечесть.К сожалению.Слышал о том что тогда выпускали типографские наборы открыток с видами Астрахани, жаль что их практически невозможно найти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

С этим в тему "Храмы Астраханской области" http://forum.astrakhan.ru/index.php?showto...40&start=40

Тем более там эта статья уже есть. Зачем плодить лишнее?

 

 

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Зачем ты повторяешь статьи, которе уже есть в теме "Храмы Астраханской области"? Ты их оттуда копируешь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Черемисинов-Караулов Иван Семёнович

5fe0926fa979.jpg

XVI век

Русский военный и политический деятель. Cтрелецкий голова и думный дворянин. Первый астраханский воевода, защитивший город от нескольких набегов.

 

Служба в Казани

 

В 1551 году упоминается как стрелецкий голова. В 1551-1552 годах Иван Семёнович с отрядом стрельцов находился в Казани при возведении на престол хана Шиг-Алея. Участвовал в прекращении беспорядков, возникших при приводе к присяге жителей и последующем взятии взбунтовавшегося города.

 

Астраханский поход

 

В 1556 году, после перехода астраханского хана Дервиш-Али на сторону Крымского ханства и Османской империи, Иван Семёнович был послан во главе отряда для взятия Астрахани.

 

Соединившись с отрядом донского атамана Ляпуна Филимонова, который к этому времени разбил войска хана и ожидал подхода отряда Черемисинова, русские войска выдвинулись в город. К этому времени, хан Дервиш вывел всех жителей из Астрахани и русские заняли город без боя. Заняв город, Иван Семёнович организовал там оборону и сжег все суда астраханцев. Хан Дервиш попытался выбить русских из города, потерпел поражение и начал переговоры, но после этого вновь попытался решить дело силой. Тогда воеводы «отняли всю волю у Ногаев, у Астраханцев отняли все рыбные ловли и перевозы».

 

Вскоре против хана Дервиша разгорелось восстание и хан бежал в Азов, после чего «черные люди» начали приходить в Астрахань и приносить присягу. Черемисинов принял присягу жителей и утвердил за ними прежнюю собственность.

 

Дальнейшая служба

 

В 1559 году Иван Семёнович принимал участие в походе князя Дмитрия Вишневецкого на Кавказ, «для обновления древнего христианства». В 1560 году Иван Семёнович, для поддержки кабардинских князей, совершил из Астрахани набег морским путем на владения враждовавшего с ними казикухумского шамхала. После боя с войсками шамхала Черемисинов захватил и сжег столицу шамхальства - Тарки, а затем отошел к Теркам. В 1564 году был послан в Калугу за крымским посольством.

 

Последний раз Иван Семёнович упоминается на службе в 1571 году, когда он в качестве думного дворянина принимал участие в заседании походной думы царя Ивана IV.

 

http://votename.ru/vote/pull_comments.php?id=75_0_2_0

 

Добавлю то самое главное, что не описано в этой статейке - дело в том, что Иван Семенович именно тот самый человек, который первым заложил новый город Астрахань на Заячьем бугре в 200 километрах от города старого.. Поэтому считаю справедливым проголосовать за него по указанной ниже странице.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ветер В Камышах

 

Неужели не понятно, что Черемисинов для Астраханцев является преступником, вором и убийцей, ну,почитайте и вдумайтесь что же творил этот Черемисинов по отношению к Астраханцам:

 

русские(то есть христиане москальские) заняли город без боя. Заняв город, Иван Семёнович организовал там оборону и сжег все суда астраханцев.

 

у Астраханцев отняли все рыбные ловли и перевозы».

 

И потом, его заслуга не в том, что он "заложил" Нью-Астрахань, а в том что он разрушил старую Астрахань, поэтому к нему нужно относиться как РАЗРУШИТЕЛЮ, ЗАВОЕВАТЕЛЮ и ОККУПАНТУ АСТРАХАНИ.

И уж если на то пошло, он никогда и не был Астраханцем, он был пришельцем,причем бандитом.

 

А вы предлагаете голосовать за него в "Именах Земли Астраханской"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Рыцарь

 

----------------------------------------------------------------------

Цитата(HANN @ 23 Sep 2011, 08:17 PM) Ветер В Камышах

Неужели не понятно, что Черемисинов для Астраханцев является преступником, вором и убийцей, ну,почитайте и вдумайтесь что же творил этот Черемисинов по отношению к Астраханцам

-----------------------------

 

 

А гужвин растаскал и распродал всю Астрахань. А его тоже в почетные...

А вообще, дружбан, время такое было, ВРЕМЯ.. Я понимаю, когда в 90-е убивают неповинных людей, но тогда все решала в основном сила. Была цель - упрочение и расширение государства Российского. Это и определяло поведенческую линию таких величин, как Черемисинов. В конце концов русская нация завладела огромными территориями благодаря черемисиновым...

 

 

 

Была цель - упрочение и расширение государства Российского

 

Ну да, за чей счёт только вопрос?

Очевидно, что именно за счёт Астраханцев.

Так как Москали-христиане,называемые русскими, расширяя своё влияние напали и оккупировали Астрахань, а до этого Казань, лишь только для одной цели -захватить и присвоить себе Титул Астраханского Царя, с переносом полномочий и соответственно, Столицы Астраханского Царства в Москву...

 

...Термин "русские" появляется лишь после того как Олег провозгласил "Киев-мать городов руських", после чего Киевляне вдруг узнали что они стали "русскими", так как до этого там жили лишь поляне, древляне и т.д. и Киев исправно платил налоги в столицу Казарского Каганата, предшественника Астрахани город Казар (Итиль), так как это место издревле было столичным...

Темин "русские" не имеет национального признака, так как означает лишь приверженце захватнической веры христианской, киевско-византийского толка...

И христиане-киевляне и христиане-москали именно это и есть "русские", целью которых было присвоение и статуса Столицы(Казар-Астрахань) и незаконного присвоения функций по сбору налоговых отчислений(дани) через отделение (киевский Святослав)от Казарского Каганата ( по летописям именно Казары, а не Хазары) и появлению самостоятельного(самостийного)Киевского Княжества . А затем присвоение(Иваном Грозным) Титула Астраханского Царя с незаконным провозглашением статуса Астраханской Столицы в Москве и переносом функций по сбору налогов(дани), теперь уже и с Астрахани во вновь самостийный центр в Москве.

То есть и Киевские и Московские правители, называющиеся "русскими"(росами,россиянами и т.д.) вплоть до сегодняшнего дня, являются по отношению к Астраханцам ворами и налоговыми преступниками, основной целью которых было и остается расширение незаконно присвоенной и извращённой власти в виде "Государства Российского", а также присвоения функций по сбору налогов…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
И потом, его заслуга не в том, что он "заложил" Нью-Астрахань, а в том что он разрушил старую Астрахань, поэтому к нему нужно относиться как РАЗРУШИТЕЛЮ, ЗАВОЕВАТЕЛЮ и ОККУПАНТУ АСТРАХАНИ.

Бред, но улыбнуло))))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Так как Москали-христиане,называемые русскими

Как то не почтительно, ты что же это - "гнида бендеровская"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Человек абсолютно не в теме и не знает историю

и что же именно скрывается под вашим "не знает историю", расскажите, почитаем вашу версию...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
и что же именно скрывается под вашим "не знает историю", расскажите, почитаем вашу версию...

Создай такую же тему и там пости свои версии. А мы поспорим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Создай такую же тему и там пости свои версии. А мы поспорим.

Ну, это вы дома командовать будете, кому что делать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Человек абсолютно не в теме и не знает историю :(

Это вы, господин историк, истории не знаете. Какой разрушитель и оккупант? Астрахань после похода Тимура превратилась в заброшеное захолустье, грязное и убогое. Черемисин же смог за несколько месяцев соорудить крепость, которая ни разу не будет захвачена врагом. Кроме того, кто такие астраханцы до Черемисенова? Татары! Причём современые астраханцы к ним не как не относятся. Или вы татарин? Если да, то действительно для вас Черемисинов оккупант, так же как оккупанты для латышей совеьские солдаты. Удачи и учите историю, хоть чуть-чуть)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Это вы, господин историк, истории не знаете. Какой разрушитель и оккупант? Астрахань после похода Тимура превратилась в заброшеное захолустье, грязное и убогое. Черемисин же смог за несколько месяцев соорудить крепость, которая ни разу не будет захвачена врагом. Кроме того, кто такие астраханцы до Черемисенова? Татары! Причём современые астраханцы к ним не как не относятся. Или вы татарин? Если да, то действительно для вас Черемисинов оккупант, так же как оккупанты для латышей совеьские солдаты. Удачи и учите историю, хоть чуть-чуть)))

Аналогично. Могу вам дать такой же совет. Где была старая Астрахань и где новая. Я думаю, разница между этими двумя городами в 200 км существенна? И не тадо путать кислое с пресным, я как раз таки Черемисинова и защищаю, в отличие от некоторых. Насчет того, что "крепость ни разу не захвачена врагом", не несите бред в массы и не развращайте антинаучно молодежь, история вам этого не простит. Двадцатитысяная орава Стеньки Разина проделала это легко в 1670.

 

!В ночь на 24 июля начался штурм Кремля. В самом Кремле вспыхнуло восстание. Со стороны Житной башни к стенам были приставлены лестницы и разинцы почти не встречая сопротивления овладели крепостной стеной. Восставшие ворвались в Кремль. Началась расправа над боярами и дворянами" http://asthistory.narod.ru/istor5.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В самом Кремле вспыхнуло восстание.

Сами перевираете историйку. Ворота были открыты находящимися в городе стрельцами, поддерживающими Разина. Хотя бы не противоречьте сами себе.

я как раз таки Черемисинова и защищаю, в отличие от некоторых

При чём здесь вы, я пишу Историку. На вас мне глубоко наср*ть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
крепость ни разу не захвачена врагом

наверное, имелось в виду "иноземными захватчиками". А так - и Заруцкий с М. Мнишек в Астрахани сидел, и Разину крепость сдали, как потом и Милославскому, и Шереметьеву (поверили обещанной амнистии, за что и поплатились). А иноземцы - ни разу не взяли Астрахань, ни хан Девлет-Гирей, ни тайша Хо-Урлюк.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Сами перевираете историйку. Ворота были открыты находящимися в городе стрельцами, поддерживающими Разина. Хотя бы не противоречьте сами себе.

Сказано было - город был захвачен, а уж детали - открыли или через стену перелезли, так гарнизон защищал город, было побоище. А значит был захват.

При чём здесь вы, я пишу Историку. На вас мне глубоко наср*ть.

Да и нам тоже, чесслово... Хотя мы Историк и Бурый и все остальные прочие. Нас много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
наверное, имелось в виду "иноземными захватчиками". А так - и Заруцкий с М. Мнишек в Астрахани сидел, и Разину крепость сдали, как потом и Милославскому, и Шереметьеву (поверили обещанной амнистии, за что и поплатились). А иноземцы - ни разу не взяли Астрахань, ни хан Девлет-Гирей, ни тайша Хо-Урлюк.

Да брось ты, парень. Прохорову вообще невдомек, что Тимур брал город, который был выше современной Астрахани на 200 км, да еще на правобережье. А Черемисинов ставил уже ту Астрахань, что мы имеем. И наш город - чисто русскими построен. Полистайте страницы этой темы на досуге.

А насчет последующего грабежа Тамерланом Астрахани "врагами", вот что есть в летописях:

 

8aeec631c475.jpg

 

Напомню, что Тамерлан захватил старую Астрахань в 1395..

 

И еще нападение ногайцев:

 

86c516e74979.jpg

 

И еще:

 

87d45a3f45f2.jpg

 

Хотя, для некоторых было только одно нападение...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Обращаюсь к знающим форумчанам- Какой статус имеет в настоящее время маяк в с. Вышка Лиманского района? В СМИ пишут что это памятник истории и архитектуры. Осмелюсь возразить. А причина в том что нет документов подтверждающих его статус и значение(регионального,местного самоуправления, государственного.....). Развиваем туризм в области, кидаемся названиями, а они не существующие. Есть смелые? Опровергните мою версию: В с.Вышка нет памятника истории и архитектуры. Маяк бесхозный вообще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Обращаюсь к знающим форумчанам- Какой статус имеет в настоящее время маяк в с. Вышка Лиманского района? В СМИ пишут что это памятник истории и архитектуры. Осмелюсь возразить. А причина в том что нет документов подтверждающих его статус и значение(регионального,местного самоуправления, государственного.....). Развиваем туризм в области, кидаемся названиями, а они не существующие. Есть смелые? Опровергните мою версию: В с.Вышка нет памятника истории и архитектуры. Маяк бесхозный вообще.

Маяк безхозный, но он построен в середине 18 века и вполне себе представляет историческую ценность. Вопрос в том, что за ним не ухаживают.

 

5483c8db2f1e.jpg

 

При строительстве в 1761 году маяка на Каспийском море было положено началу новому населенному пункту – посёлку Вышка. Откуда пошло название села Вышка и когда она образовалось неизвестно. Известно, что маяк появился на этом месте благодаря Петру Первому, который показал на остров и сказал: «Быть сему здесь маяку». Впоследствии маяк построили. Сначала деревянный, потом – каменный. Какое – то время на нем стоял мигающий фонарь. К маяку приставали пароходы, шедшие из Рынка, Воскресеновки, Яндык, Промысловки. В Гражданскую войну фонарь сняли. В 1928 году вода начала резко убывать, маяк оказался далеко от воды. Маяк уцелел только лишь благодаря добросовестности и профессионализму тогдашних строителей. Местные жители просто не смогли разобрать его на кирпичи - настолько крепко их связал бетонный раствор. Сегодня это памятник истории и архитектуры.

 

Таким образом, побывав у маяка, увидеть море всё равно не получится. Полуостров, на котром он расположен окружён протоками, ериками и лиманами. В сторону Каспия всё на несколько километров заросло камышами, само село в большой водой связывает лишь небольшая протока, по хоторой может пройти моторная лодка.

 

Дополнительным препятствием к посещению маяка служит всё та же пресловутая погранзона, к которой относится всё побережье Каспийского моря. Тем не менее, если не нарываться открыто на заставы пограничников (одна из которых расположена прямо у самого маяка), то можно подобраться к селу почти вплотную, в самый последний момент свернув в сторону небольшого насыпного холма. Отсюда откроется прекрасный вид на село и сам маяк.

 

http://www.altertravel.ru/print_view.php?id=487

 

Вот еще сообщение вайфаера в этой теме про маяк http://forum.astrakhan.ru/index.php?showto...5087&st=140

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Маяк безхозный, но он построен в середине 18 века и вполне себе представляет историческую ценность. Вопрос в том, что за ним не ухаживают.

 

5483c8db2f1e.jpg

 

При строительстве в 1761 году маяка на Каспийском море было положено началу новому населенному пункту – посёлку Вышка. Откуда пошло название села Вышка и когда она образовалось неизвестно. Известно, что маяк появился на этом месте благодаря Петру Первому, который показал на остров и сказал: «Быть сему здесь маяку». Впоследствии маяк построили. Сначала деревянный, потом – каменный. Какое – то время на нем стоял мигающий фонарь. К маяку приставали пароходы, шедшие из Рынка, Воскресеновки, Яндык, Промысловки. В Гражданскую войну фонарь сняли. В 1928 году вода начала резко убывать, маяк оказался далеко от воды. Маяк уцелел только лишь благодаря добросовестности и профессионализму тогдашних строителей. Местные жители просто не смогли разобрать его на кирпичи - настолько крепко их связал бетонный раствор. Сегодня это памятник истории и архитектуры.

 

Таким образом, побывав у маяка, увидеть море всё равно не получится. Полуостров, на котром он расположен окружён протоками, ериками и лиманами. В сторону Каспия всё на несколько километров заросло камышами, само село в большой водой связывает лишь небольшая протока, по хоторой может пройти моторная лодка.

 

Дополнительным препятствием к посещению маяка служит всё та же пресловутая погранзона, к которой относится всё побережье Каспийского моря. Тем не менее, если не нарываться открыто на заставы пограничников (одна из которых расположена прямо у самого маяка), то можно подобраться к селу почти вплотную, в самый последний момент свернув в сторону небольшого насыпного холма. Отсюда откроется прекрасный вид на село и сам маяк.

 

http://www.altertravel.ru/print_view.php?id=487

 

Вот еще сообщение вайфаера в этой теме про маяк http://forum.astrakhan.ru/index.php?showto...5087&st=140

 

 

Это общеизвестные факты. К стати- погранзаставы уже нет год. Маяк никем не охраняется и нет до него никому дела. Замок на двери взломан. Из 160 ступенек уже 2 нет. Болты частично выкручены на протяжении всей

лестницы,Помещение загажено и исписано. Пограничники не пускали посетителей так как оборудовали на верхней площадке НП. Вандалам не удавалось разорять маяк. А теперь все желающие могут на высоте 28 саженей попить пива и обозреть окрестности,отколоть кусок кирпича и проч. и проч. и проч.гадости наделать. В сельской администрации маяк на балансе не стоит. И к стати таблички что это "памятник...." нет. В минкультуры области уже месяц не могут найти "хозяина" маяка и документа подтверждающего статус тоже нет. Отсюда и мой вопрос был к форумчанам - помощи жду , чтоб было с кого спросить за бездеятельность и халатность, определиться со статусом. Скоро морозы и если кто захочет "погреться" с костерком в нутри маяка может лишить область очередного "памятника". Крыша купола из чистой меди килограммов под 300, а это еще один лакомый кусочек для металлистов. Так что пора бить в колокола уважаемые. Полагаю спасать надо "спасителя судов и мореплавателей".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Конечно, местным краеведам дела до этого нет, и молодым и старые, всякие марковы и тарковы они спешат друг друга переплюнуть в скачивании бабла с населения, создавая киллограмовые фолианты "История Астрахани в фотографиях" и прочие "Истории..." за цену от 700 до нескольких тысяч рублей, воруя друг у друга эти фотографии и истории, и продолжая паразитировать на дореволюционных книгах. И их не заботит никакое сохранение памятников астраханской культуры. Когда жене боцмана, недалекой блондинистой бабе-торговке с БИ вдруг стало принадлежать с полгорода она не задумываясь разрушила множество исторических зданий. Никто из этих лизоблюдов-историков не заступился, не спас. Оне только умеют болтать по телеку заведомо известные истины и паразитировать на библиотеке крупы, да лизать задницы очередному городскому управленцу. И насрать им не петровское наследство и на маяки и на музеи и на здания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прочитал недавно одну книжку Лащилина - волгоградского краеведа, и нашёл в ней историю про золотых коней батыя с нестандартной концовкой, во всяком случае здесь она не упоминалась. Статья печатается по его книге "Это Было"

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ.

Приходилось бывать мне в заволжских степных селах, в тех, что стоят на рукаве Волги Ахтубе. Там я многое слышал о золотоордынском ханстве, его столице Сарае, ханах Батые, Джанибеке, Берке и Мамае. Очень часто старожилы при этом указывали места, где чуть ли не до наших дней сохранялись развалины татарских городов, дворцов и мечетей.

Упоминали и о том, что после того, как Воины Ивана IV покорили Астраханское царство, и в Астрахани началась постройка кремля, кирпич для него брали из развалин древних татарских городов. Очищали от извести, грузили на баржи и сплавляли вниз по Волге. При внимательном осмотре кремлевских стен в Астрахани и теперь еще можно видеть сквозь толстый слой побелки пояса, выложенные из покрытого цветной — зеленой и красной — глазурью кирпича. Таким цветным кирпичом был облицован дворец золотоордынских ханов в их столице Сарае, куда на поклон к грозным владыкам стекались правители и князья покоренных ими стран.

Из того, что мне довелось узнать в Заволжье, больше всего запомнилась легенда о золотых конях, будто бы отлитых по велению хана Батыя. Впервые слышать ее пришлось в Ленинске, бывшем Пришибе,--— старом русском селе на Ахтубе, где в метельный январский день из-за переносов и бездорожья задержалась наша автомашина. Хозяин, у которого мы остановились, чтобы переждать метель, вспоминая вечером про прежнее, про былое, а также и слышанное им от дедов, рассказал нам эту легенду. Его рассказ был прост и бесхитростен, словно наш хозяин был сам очевидцем и участником того, что происходило несколько веков тому назад в заволжских степях. Спокойно

и не спеша, говорил он:

— После того как хан Батый разорил Рязань и Киев, вернулся он в низовье Волги. И здесь, среди степей, покрытых редкой полынью, решил построить свою столицу Сарай, воздвигнуть ее на удивление всем соседним народам. Как известно, степняки, татары,— плохие строители, и Батый, знавший это, распорядился в покоренных ему странах собрать всех искусных мастеров, среди которых оказалось немало и русских умельцев.

Они-то ему и построили чудо-город с роскошными дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Работой их Батый остался доволен. Но всего этого ему казалось мало, и, чтобы показать еще больше свое величие и богатство, он отдал приказание всю дань, собираемую им за год, обратить в золото и отлить из него двух коней. Этих золотых, с горящими рубиновыми глазами коней и поставили при входе в столицу золотоордынского ханства, у городских ворот. Тут они и стояли до тех пор, пока столицу не перенесли из старого Сарая в новый, построенный ханом Берке, где их тоже поставили у ворот в город. Шли годы, один хан сменялся другим. Только кони по-прежнему стояли на своем месте. Так было, пока русские не разбили Мамая на Куликовом поле. После боя он с остатками своей орды бежал, чтобы укрыться в низовьях Волги, но дорогой узнал, что князья против него подняли восстание. Мамай был вынужден искать себе убежище на чужбине, где, не пережив позора, умер. На родину было привезено его тело и похоронено на одном из холмов близ Ахтубы. С ним вместе погребен был один из золотых коней.

Тут хозяин посмотрел на нас, немного помолчал, потом, заканчивая свой рассказ, добавил:

— Говорят, что Мамай и сейчас сторожит золотого коня. Никому еще не удавалось его отыскать.

Утром, когда мы собрались в путь, шофер наш поинтересовался, спросил хозяина:

— А куда же девался второй конь?

Старик посмотрел на него, пожал плечами и коротко ответил:

— Я этого не знаю, и сказать ничего не могу. Врать не приучен.

Позже я убедился, что легенда о золотых конях распространена в Заволжье. Ее рассказывали в Харабалях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и других селах. Причем каждый раз по-разному. Одни утверждали, что кони были из бронзы в только позолочены, другие же говорили, что они золотые, но внутри пустотелые, а третьи заверяли, что все из чистого золота и никаких пустот в них не было. В одном лишь все рассказчики были единодушны, что Мамай похоронен с одним только конем, а что сталось с другим, никто из них не мог ничего сказать. Большинство на этот вопрос отвечали так же, как и старый рыбак из Ленинска, — не знаю. Это заинтересовало меня, и я решил обязательно узнать, куда же девался второй конь Батыя. Знакомясь с рядом работ о Нижнем Поволжье, я старался найти что-либо интересное об этой легенде. И мои усилия не оказались тщетными. В капитальном историко-географическом труде Россия, в шестом томе упоминается заволжское село Растегаевка, и там указано, что возле него находится несколько мамаевских курганов. А далее уже говорится — сохранилась легенда, что в одном из них и теперь спит Мамай, живой, и сторожит зарытого вместе с ним золотого коня. Но о другом же коне Батыя, к сожалению, я в этом объемистом томе не отыскал ни одного слова. Это, само собою понятно, могло вызвать только чувство досады. Прошло после этого три года. В одном из казачьих хуторов, стоявшем неподалеку от астраханского шляха, я разговаривал с пожилым, лет около семидесяти, бывалым казаком Алексеевичем. Он вскользь заметил, что проходящий вблизи их хутора шлях прежде именовался Ногайским и это по нему везли золотого коня, Я попросил Алексеевича рассказать мне об этом поподробнее. И узнал от него о судьбе второго золотого коня Батыя. Старое казачье предание говорило так:

— После Куликовской битвы отдельные отряды русских воинов-смельчаков, не страшась уже более татар, стали проникать в степи, уходя все дальше и дальше на юг. Один из них пробрался на Волгу и неожиданно напал на столицу золотоордынского ханства Сарай. Ужас охватил татар, и воины-смельчаки несколько часов были хозяевами в городе. Сокровища хана и все богатство его знатных вельмож могли бы стать их добычею. Но ничего не прельстило русских, и только, уходи из города, как священную реликвию татар они захватили с собой одного из золотых коней Батыя. Когда об этом стало известно хану, то он, придя в ярость, тут же снарядил за ними погоню. Несколько дней она их преследовала, и русские смельчаки, видя, что им все равно не уйти от татар, спрятали свою редкостную добычу, а сами все, выехав навстречу погоне, выхватили из ножен мечи и бросились на врагов. Завязалась жаркая сеча. Русских была горстка, а татар несметное полчище — и как они врагов ни крушили, ни один из них домой не вернулся, все полегли в бою. Золотого же коня татары так и не смогли найти. Возвратились они к своему хану ни с чем. После того, как было рассказано это предание, я спросил Алексеевича:

— А не искал ли кто из казаков этой спрятанной русскими смельчаками добычи?

— Как же,— ответил Алексеевич,— искали, но ничего не находили. Очень уж трудно напасть на то место, где она спрятана. Одни раскапывали курганы, другие пробовали поискать на дне озер, третьи немало обшарили оврагов и балок, тоже рыли. но нигде ничего, и не только по ближним к нам местам, но и в других хуторах и станицах— все попусту. Степь-то велика, ширь необъятная, попробуй узнай где и сумей попади в точку.

Услышанное в казачьем хуторе предание явилось как бы логическим завершением заволжской легенды и невольно заставило меня задуматься. В прошлом в Заволжье было сделано немало интересных находок. В шестидесятые годы девятнадцатого столетия в окрестностях села Селитренного на месте развалин древнего города найден был большой золотой кубок с надписью на татарском языке, который приобрел калмьщкий найон, отдав за него взамен несколько десятков баранов.

В окрестностях Царева при раскопках курганов были найдены мраморные колонны, холодное оружие, золотые перстни, кольца, браслеты и другие украшения. Ряд крупных находок сделал археолог А. Терещенко у села Зубкова в 1843—1847 годах. Здесь удалось ему найти сосуд из чистого золота весом более восьмисот граммов, серебряное блюдо, кувшины, золотую корону хана Джанибека и довольно большое количество золотых, серебряных и медных монет татарского, турецкого и индийского происхождения, отчеканенных в двенадцатом и тринадцатом столетии.

Примечательно, что в одном из мамаевских курганов у села Растегаевки в 1858 году найдена золотая чаша, а в следующем 1859 году — золотое блюдо.

В последние годы сделано много по изучению материальной культуры золотоордынского ханства и советскими археологами. Но как-то странно, что прожившая не менее чем полтысячи лет легенда о золотых конях хана Батыя до самого последнего времени почему-то никого не заинтересовала и не привлекла внимания. Тайна этих коней так

и осталась еще неразгаданной, она ждет своих исследователей. И быть может, им будет сопутствовать удача в их трудной, но интересной работе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...