• записи
    2
  • комментариев
    0
  • просмотра
    72

О блоге

О кино в нашем доме или квартире. Настройка аппаратуры, стандарты и прочие хитрости.

Записи в этом блоге

Overseer one

Неверно расставленные приоритеты

 

Прочитав заметку о THX я подумал, что всё-таки неверно расставил приоритеты в заключении,  к которому мы часто спускаемся, видя многобукофф :)  В заключении я написал, что вся соль THX в умелом увеличении канальности записи. Не сказать чтобы я погрешил против истины, но можно сказать, что и недосказал тоже. Кто-то из вас может быть уже давно купил 5.1 систему и добавить ещё пару колонок никаким калачом не заманишь, тем более что две колонки и не самого маленького размера должны стоять по бокам. Это может оказаться неудобно. Не меньшая прелесть THX - именно ощущение настоящего кинотеатра. Т.е. эта виртуальная многоколоночность и специфическая акустика кинозала. Да, привычные фильмы могут зазвучать по другому, но ведь выбор лучше отсутствия выбора, не так ли?

 

Надо сказать, даже в современных условиях THX не теряет своей актуальности, в некотором смысле не от хорошей жизни. Если вы берете blu-ray диски чтобы послушать дублированный перевод в кругу семьи, то обязательно столкнётесь с тем, что он в подавляющем большинстве будет в старых форматах - Dolby Digital или DTS. HD форматы дубляжа на зарубежных фильмах почти всегда "дутые", полученные банальной перекодировкой. Конечно есть приятные исключения, в виде нового Российского кино с HD звуком - DTS HD 7.1 в 12 Михалкова. DTS-HD 5.1 и Auro 3D 9.1 (!!!!) В Салют-7. К сожалению это всё-таки исключения. Чаще всего подобные фильмы добираются до нас со стандартными DTS и Dolby Digital. или ещё хуже - жутко пожатым Dolby Digital из сервисов цифровой дистрибуции (iTunes, Мегафон.TV и.т.п.) И вот в этом случае THX Cinema просто спешит вам на помощь - его реэквализация аккуратно уберёт артефакты сжатия 384 килобитного Dolby. Уж не говоря о низкокачественных релизах зарубежного кино даже на blu-ray только с дубляжом и только в lossy DTS и Dolby Digital. Таким образом песенка даже первых версий THX ещё не спета. Не говоря о том, если вы приобрели современный ресивер с сертификатом THX Select 2 Plus, вам всё равно может понравится именно атмосфера кинозала даже при воспроизведении HD звука.

 

Проделки тёти Сони

 

Очень многие фирмы на THX сертификацию не идут принципиально. Некоторые - отнюдь не без причин.

 

Все мы знаем, что Sony владеет небезызвестной Colambia Pictures, поэтому опыта в сведении звука для кинотеатров им не занимать. Учитывая что Сони владеет форматом для настоящих кинотеатров SDDS, они они и сами могут сказать своё веское слово. Они, к слову говоря и говорят :) Ресиверы Sony оснащены алгоритмами D.C.S. с той же задачей - передать атмосферу настоящего кинозала. Причём вполне конкретных кинозалов. Хотите оказаться в Cary Grant Theatre в Калвер-Сити - D.C.S. Cinema Studio A к вашим услугам. Не нравится? Есть другой кинозал - Kim Novak theatre - это   D.C.S. Cinema Studio B. Притом это только самые лучшие алгоритмы на заре DVD в 99-м году. Я с преогромным удовольствием прошёл всю трилогию Mass effect на PS3 подключив консоль к процессору Sony SDP-EP90ES в режиме D.C.S. Cinema Studio B. А вот, скажем, "Бегущий по лезвию" мне понравился в режиме А. Важно что D.C.S. не заброшен, и он может оказаться определённым аргументом при покупке именно компонентов Sony. Кстати я немного обманул вас, сказав что вы ну совсем не можете управлять DSP вашего DVD плеера. Скажем, тот же Sony DVP-S725D имел оба этих режима на своём Dolby Digital декодере! И не только их. В обзоре того плеера я просто не упомянул об этом, т.к. делал упор именно на стерео. Может быть мне стоит обновить ту заметку.

 

Наверное, вот теперь я сказал всё, что хотел. Весьма возможно, что существуют и другие интересные алгоритмы по обработке многоканального звука, но я стараюсь делиться личными впечатлениями, поэтому в этих заметках только то, что я смог услышать собственными ушами. 

 

Overseer one

Кто такой THX?

Вот такой логотип наверняка видел каждый, хоть раз ходивший в кино

thx_logo.jpg?itok=D3QsH-V2

 

THX - Tomlinson Holman’s crossover, ещё одна совместная придумка дядюшки Лукаса как выжать из нас больше денег :)  Говоря серьёзно это стандарты как для больших кинотеатров, так и для домашних. Большие кинотеатры трогать не будем - поговорим о домашних. Данный логотип может стоять на колонках и/или на вашем ресивере. Чаще - на ресивере. Есть большое заблуждение, что этот логотип просто такой знак качества, и можно брать ресиверы и без него. Я постараюсь развеять это заблуждение.

 

Требования к качеству безусловно есть. Первое, самое известное требование - ресивер обязан выдавать не менее 100 ватт на все колонки одновремено. 7 колонок, значит 700 ватт сразу. Больше колонок, значит больше ватт. 700 ватт это очень много - при приличной чувствительности колонок вы получите не менее 112-113 дБ звукового давления, и это не считая  сабвуфера (сабвуферов).

 

На ресивере могут стоять следующие логотипы - THX Ultra, THX Select, THX Ultra 2, THX Select 2 и наконец THX Ultra 2 Plus и THX Select 2 Plus. Я имел все три Select-а и сейчас очень активно пользуюсь фишками самого первого, оригинального, которые, должен заметить, мне очень нравятся :)

 

О чём THX в домашнем кинотеатре? В настоящем кинотеатре стоит очень много колонок, задача THX оборудования по возможности приблизить вас к этой атмосфере. Для этого есть специальные колонки, но о них я скажу в самом конце и вскользь.

 

THX сертифицированные AV ресиверы и AV процессоры

 

Вот они в некотором роде совершенно безвредны, в отличии от колонок, поэтому основной разговор пойдёт о ресиверах.

 

Как я писал в заметке о мноканальной музыке, ещё со времён DVD фактически двадцать лет назад была задана верхняя планка для многоканальной аудиосистемы - 7.1. Не совсем, но об этом ближе к концу.

 

Проблему малого количества колонок решали в том числе их увеличением до приемлемого для дома уровня - могу заверить что семь колонок - абсолютно приемлемо. Но существовавшие на DVD дорожки могли предложить как максимум 6.1, да и то часто в матричном (фантомном) виде, когда седьмой канал приходится вытаскивать из середины между тыловыми. Что может THX ресивер?

 

В DSP всех THX совместимых ресиверов внесены специальные алгоритмы, которые и являются частью сертификации. Самый простой, применимый даже на системе 4.0 - режим THX Cinema. Задача этого режима - создать видимость слышимость большого количества колонок теми силами, которые есть и создать атмосферу настоящего большого кинотеатра. Создание этой атмосферы базируется на двух китах, слонах - как угодно :) Ресиверам попроще приходится довольствоваться только одним - реэквализацией. DSP применяет к звуку сложный алгоритм, и он становится не таким резким, немного бархатистым и немного гулким. Как и положено быть в нормальном кинозале - естественно в Астрахани таких вообще нет. Что уж там, их и в Москве то можно пересчитать по пальцем одной руки.

 

Активация режима THX Cinema приводит к тому, что вам кажется, будто верхние частоты как корова языком слизала. У меня было такое ощущение когда я смотрел второго терминатора со звуком DTS ES Matrix. Потом ощущение пропало и появилось другое - я в кино. Попкорн не представил - я его не люблю :)

 

Второй кит или слон достаётся только топовым аппаратам с "Ультрой" - Timbre matching (тембральное соответствие). Это дополняющий реэквализацию алгоритм, который позволяет делать реэквализацию по всем каналам отдельно, плюс ограничивать пики, например чтобы в Аполлоне 13 у вас не вырвало диффузор при старте ракеты :)

 

THX Cinema позволяет "добить" любой сигнал до 7.1, но на музыке его использовать нежелательно. По крайней мере выключите всё связанное с эквализацией, а то вы просто испортите музыку. Дополнительный плюс THX Cinema - благодаря реэквализации он убирает часть артефактов компрессии.

 

k134b_640x.jpg?v=1516469980

 

THX Surround EX - как много в этих вещах :) Этот режим предусмотрен для Dolby Digital EX, который сделает либо 6.1 либо 7.1, применив ещё один алгоритм - адаптивную декорреляцию, "расклеив" итак фантомный седьмой канал на два. Вот честное слово - довольно спорный вопрос как слушать лучше - "Звёздные войны". На DVD c Dolby Digital EX и THX Surround EX либо на Blu-ray с DTS HD Master Audio 6.1. На DVD нет DTS дорожки и Dolby очень хорош. Со старыми частями Индианы Джонс ещё сложнее - на DVD Dolby Digital EX который зазвучит как 7.1, а на blu-ray только 5.1! И с первым Терминатором тоже самое. Поэтому THX это не фетиш, могу  это сказать со всей ответственностью.

 

Аппараты получившие двоечку в конце получили новые алгоритмы. Замечательный THX Surround EX никуда не дели, просто THX Cinema стал THX Cinema 2, получив в свой арсенал ещё один алгоритм - ASA (расширенный массив колонок) чтобы увеличить количество виртуальных колонок. Чтобы "добить" 5.1 музыкальные программы до 7.1 - более деликатный THX Music, а для игрушек - THX Game. Ни тот ни другой не слушал, а игрушки хороши и с оригинальным THX Cinema. Аппараты с "Ультрой не могли остаться без дополнительных плюшек, правильно? Очень большая плюшка - THX Ultra 2 Cinema. Народ не стали шокировать убирая THX Surround EX, но фактически THX Ultra 2 Cinema пришёл на его место. Он работает только с 7.1 конфигурациями и прекрасно справляется с DTS-ES. И вот теперь в интересном положении оказываются уже обладатели других фильмов - Режиссерские Версии Властелина Колец с DTS ES Dicrete и с THX Cinema звучат офигительно (на блю-рее только честный 6.1), а как же бедняги любители Гладиатора? Вот им просто не позавидуешь - на блю-рее только 5.1! А уж качество DTS на DVD просто безкомпромиссное. Если бы только этих фильмов! На DVD десятки фильмов с дорожками больше чем 5.1, которые "усохли до 5.1" при "переезде" На blu-ray. Увы, я не слышал как работает THX Ultra 2 Cinema, но наверняка очень круто.

 

Последнее поколение THX c двоечкой и плюсом позволяет им работать с новыми HD безпотерьными форматами - вы наконец сможете разложить свои DTS HD 5.1ES и 6.1 до 7.1. Но больше, собственно и ничего 

 

THX cертифицированные колонки

 

Здесь желание дать иллюзию большего числа колонок переходит в более практическую плоскость. Сами колонки становятся совершенно другими.

 

dipole-bipole-speakers.jpg

 

К использованию в качестве тыловых, центральных и боковых предлагаются компактные диполи и биполи. Настолько компактные, что полная THX система предполагает срезание баса на уровне 80 герц и полное перенаправление его на сабвуфер или сабвуферы. Конечно это не очень музыкально, и колонки имеют обычный музыкальный режим. Аппараты сертифицированные по стандартам THX Ultra, THX Ultra 2 дополнительно предлагают использование двух сабвуферов - локализация звуков в диапазоне 40-80 герц ещё присутствует. Ресиверы THX Select 2 Plus тоже получили такую возможность. Два сабвуфера расставляются по сторонам и "собирают" на себя бас с левых и правых колонок. Несложно догадаться что требования к THX сабвуферам суровее - им не только "свой" басс играть, но и "колоночный". Поэтому я и говорил, что потолок для dvd системы фактически не 7.1 а 7.2.

 

Но надо сказать честно, что колоночная часть THX в домашних условиях прижилась плохо. Колонки плоховато приспособлены для воспроизведения музыки, даже с двумя сабвуферами не может быть никакой конкуренции с традиционной системой высокого класса. А иметь ДВЕ системы - всё-таки слишком.

 

Вроде как заключение

 

Логотип ТНХ на вашем ресивере - стоящая вещь. Конечно есть другие алгоритмы раскладки 5.1 до 7.1, но они не столь хороши и  не всегда работают с матричными форматами. Самое главное, что THX в хорошем хоть и не новом аппарате может посрамить настоящий HD звук по крайней мере в интересности звукового поля, и это чувствуется даже на добротном ресивере модели 2001 года. На этой оптимистичной ноте, прослушивая  Jean Michel Jarre - Oxygene в THX Surround EX я и закончу эту заметку :)