Dernik Опубликовано 8 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано 8 мая, 2016 Мы все привыкли к утверждению о том, что накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской посетил монастырь где получил благословение на битву от Сергия Радонежского. Кроме того, ему в помощь было дано двое монахов: Пересвет и Ослябя. Данное утверждение, во-первых, позволяет говорить о единении церкви и власти, вроде как всегда существовавшем, во-вторых, утверждать о том, что ратное дело является праведным и подкрепленным высочайшим автоитетом церкви. С другой стороны, представляя фигуру Сергия я очень сомневался в том, что данное благословение в принципе имело место быть и в подтверждении данной версии выкладываю очень интересную статью. "Автор публикации «Непрядва и неправда» Александр Меленберг анализирует памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г. (т.н. особый блок "произведений куликовского цикла»):Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, "новые подробности", присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода "истины" тоже встречаются". Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать... Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу – Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: "И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа". Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе...), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла – это уже литература. "Задонщина" – поэтическое произведение на мотив и в стиле "Слова о полку Игореве". Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца. Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.На самом древнем списке "Задонщины" имеются отметки либо автора, либо переписчика, даты: 1470, 1475, 1483 гг. и даже указание, что 8 сентября 6988 г. Куликовской битве "прешло лет 100". То есть для читателя сюжет покрыт если не дымкой тумана, то неким флером давно прошедшего времени. Как для нас русско-японская война. И читатели конца XV в. знали, конечно, о факте Куликовской битвы, но детали им были уже недоступны.Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе "Задонщины" в начале XVI в. появился прозаический литературный текст "Сказание о Мамаевом побоище". Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: "...Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители... Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу - смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!.."Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи "Москва - третий Рим" или с окончательным освобождением от власти татар - сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием - это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.Кроме того, есть малоосвещаемый официальной историографией факт: на момент битвы князь пребывал отлученным от церкви митрополитом Киприаном. Что самое интересное, мы знаем об этом из письма Киприана к Сергию - тому самом Сергию Радонежскому, что многими десятилетиями после сражения внезапно объявится на страницах его описаний "благословляющим" анафемствованного князя. (на случай, если кто станет твердить, что "Киприан не анафемствовал Дмитрия, а только отлучил" - вот мнение человека, в вопросе безусловно компетентного: На богословском языке отлучение от Церкви есть анафема. И, соответственно, верно обратное определение: анафема есть не что иное как отлучение от Церкви). На самом деле, как известно, из третьего письма Киприана Сергию, Сергий его анафему поддержал, и, по всей видимости, распространил - а об этом можно судить по количеству списков, в котором дошло до нас содержащее отлучение письмо Киприана.Летом 1380 года Киприан находился в Константинополе, куда поехал жаловаться на Дмитрия. Снять оттуда отлучение он не смог бы даже при желании - не было еще ни телеграфа, ни радио, ни сотовой связи. Покинув Москву летом 1378 года, он прибыл в Константинополь весною 1379 - вряд ли обратно он мог добраться быстрей.Эти басни про благословляющего старца Сергия до сих пор считаются историческими фактами... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Godzilla Опубликовано 8 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано 8 мая, 2016 @Dernik = vansas № 2? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Dernik Опубликовано 8 мая, 2016 Автор Жалоба Share Опубликовано 8 мая, 2016 @Godzilla, или по теме пиши, или проходи мимо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
AMA3OH Опубликовано 9 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано 9 мая, 2016 оглянись вокруг - сколько басни в истории человечества. История переписывается столь часто, что не знаешь, где чистая правда, а где припудренная правдой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Godzilla Опубликовано 9 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано 9 мая, 2016 @Godzilla, или по теме пиши, или проходи мимо. Да что тут писать то? Обычная лженаучная подтасовка в стиле "а почему бы и нет?". Все, что не вписывается в заданную "концепцию", либо просто не замечается, либо объявляется фальсификацией или признается не внушающим доверия. Характерной чертой таких псевдонаучных "исследований" является переворачивание сути отобранных фактов на противоположную. Да и собственно подбор аргументов ведется к главному, заранее сформированному выводу, а не наоборот, когда поиск проводится от анализа источников к выводам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Dernik Опубликовано 10 мая, 2016 Автор Жалоба Share Опубликовано 10 мая, 2016 Обычная лженаучная подтасовка в стиле "а почему бы и нет?". Все, что не вписывается в заданную "концепцию", либо просто не замечается, либо объявляется фальсификацией или признается не внушающим доверия. С точностью до наоборот, то бишь: "А почему бы и да"? Если инфа прошла мимо твоего сознания, то краткое содержание изложенного. Нет ни одного исторического современного свидетельства о том что Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского, об этом упоминается в литературном произведении 16 века, позже пересказанным Карамзиным. Вот и все. Далее, Дмитрий Донской изгнал миторполита Киприана и тот отлучил его от церкви, Сергий был сторонником Киприана, так что даже о гипотетическом благословлении не могла быть и речи, данная сказка имело цель подвести под сражение идеологическую базу. Да что тут писать то? Повторю, если писать нечего, пройди мимо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
bzhezin Опубликовано 11 мая, 2016 Жалоба Share Опубликовано 11 мая, 2016 "Сергий Радонежский Дмитрия Донского .... с Мамаем" Кто все эти люди?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.