Перейти к содержанию

Российская космонавтика


карбофос

Рекомендуемые сообщения

  • 3 weeks later...
Ракета-носитель «Днепр» вывела на орбиту южнокорейский спутник

Ракета-носитель «Днепр», созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-20, стартовала в четверг из позиционного района Ясненской ракетной дивизии РВСН под Оренбургом и успешно вывела на орбиту южнокорейский спутник дистанционного зондирования Земли, сообщил официальный представитель РВСН.

  • d3d3LnNkZWxhbm91bmFzLnJ1L3VwbG9hZHMvNC84

Запуск ракеты-носителя с южнокорейским спутником выполнен в 18.39 мск. «В 18.55 мск спутник успешно отделился от третьей ступени ракеты-носителя», - уточнил представитель РВСН РИА «Новости».

Запуск МБР выполнен по программе «Днепр», предусматривающей утилизацию ракет методом пуска с попутным выведением в космос полезной нагрузки», - сообщил представитель Международной космической компании «Космотрас», занимающейся маркетингом «Днепров» на мировом рынке, передает ИТАР-ТАСС.

«Данная межконтинентальная баллистическая ракета РС-20Б была изготовлена в 1994 году и несла боевое дежурство в Ясненской ракетной дивизии. Ракеты этой модификации находились на боевом дежурстве четверть века и были выведены из боевого состава РВСН в 2009 году по истечении сроков эксплуатации», - пояснил представитель РВСН.

Ракета-носитель «Днепр» стартовала с помощью так называемого минометного старта, при котором сначала сработал пороховой аккумулятор давления, благодаря которому ракета вылетела из шахтной пусковой установки, затем включился маршевый двигатель первой ступени.

Ожидается, что спутник будет выведен на орбиту через 914 секунд после старта ракеты, пояснили в «Космотрасе». Поскольку запуск выполняется в южном направлении, районы падения отработавших первой и второй ступеней находятся на территории Казахстана и в Индийском океане соответственно. «Третья ступень после отделения спутника останется на орбите», - сказал представитель компании.

«Контроль за полетом ракеты-носителя и отделением спутника будут осуществлять измерительный пункт на Байконуре и мобильный измерительный пункт, развернутый днепропетровским КБ «Южное» в Султанате Оман», - также сообщили в «Космотрасе».

 

http://www.sdelanounas.ru/blogs/39251/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3.jpg

 

Названа точная дата запуска нового российского многофункционального лабораторного модуля "Наука" к Международной космической станции, сообщает ИТАР-ТАСС. Модуль отправится к станции 25 апреля 2014 года.

 

Вместе с модулем к орбитальной станции отправится созданный Европейским космическим агентством робот-манипулятор ERA (European Robotic Arm).

"Первой задачей европейского манипулятора станет установка радиатора системы электроэнергии на МЛМ. Без него модуль "Наука" не получит полного электроснабжения и, соответственно, не сможет функционировать в полном объеме, - уточнили в Роскосмосе. - Эти работы запланированы на август 2014 года".

С прибытием модуля на МКС появится мощная лаборатория, дополнительное пространство для хранения грузов, новые порты для стыковки космических кораблей и аппаратов.

 

ИТАР-ТАСС

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для подобных статей есть прекрасная тема http://forum.astrakhan.ru/index.php?showtopic=78088&page=26

Советую запомнить. Не стоит в пику Бурому создавать отдельные темы из-за одной статьи.

Модераторов прошу перенести сообщение в указанную тему, а данную тему аннулировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Модераторы не ответили, их тут попросту нет. Григорий, если тебе этот раздел как кость в горле, может стоит его уничтожить, а не давать издеваться над ним всяким форумным чмошникам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спускаемый аппарат "Союза" приземлился в казахстанской степи

       

Спускаемый аппарат пилотируемого корабля "Союз ТМА-08М" с тремя космонавтами из экипажа Международной космической станции в 06:58 по московскому времени совершил посадку в казахстанской степи.  Самолет спасательной службы уловил сигнал передатчика спускаемого аппарата сразу после его выхода из плазмы и вел его до места посадки.

Поисково-спасательные группы незамедлительно выдвинулись к месту приземления спускаемого аппарата. Уже проведена эвакуация двух космонавтов и астронавта из капсулы. Все они чувствуют себя хорошо. Вернувшимся с орбиты членам экипажа МКС предстоит пройти медицинское обследование. В среду днем они будут доставлены спецрейсом в Звездный городок.

Вернувшиеся на Землю космонавты Павел Виноградов и Александр Мисуркин, а также астронавт НАСА Кристофер Кэссиди проработали на орбите Земли более 165 суток, напоминает ИТАР-ТАСС. В настоящее время космическую вахту на борту МКС остались нести россиянин Федор Юрчихин, итальянец Лука Пармитано и американка Карен Найберг. Следующий, экипаж МКС в составе Олега Котова, Сергей Рязанского и Майкла Хопкинса отправится к станции на корабле "Союз ТМА-10М" 26 сентября.

 

http://www.vesti.ru/doc.html?id=1128241

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляю с удачным стартом:

 

Ракета-носитель «Рокот» вывела на орбиту блок космических аппаратов «Гонец-М»

12 сентября в 03 часа 22 минуты 50 секунд по московскому времени на Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») произведен пуск ракеты космического назначения (РКН) «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» и тремя космическими аппаратами (КА) «Гонец-М» многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных (МСПСС).

 

  • aWNkbi5sZW50YS5ydS9pbWFnZXMvMjAxMy8wOS8x

 
Пуск выполнен боевым расчетом специалистов Министерства обороны Российской Федерации и представителей ракетно-космической промышленности.
В расчетное время космические аппараты (производство - ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева») выведены на целевую орбиту.
Ракета-носитель легкого класса «Рокот» и разгонный блок «Бриз-КМ» созданы в Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В.Хруничева.

Многофункциональная система персональной спутниковой связи и передачи данных с КА на низких орбитах «Гонец-Д1М» создается в рамках Федеральной космической программы по заказу Роскосмоса и способна решать задачи:
обеспечения связью государственных структур преимущественно с труднодоступными районами и районами со слаборазвитой инфраструктурой связи;
обеспечения передачи данных о состоянии и местоположении объектов, в том числе подвижных, и, как следствие, мониторинга грузопотоков (морские и речные суда, автомобильный и железнодорожный транспорт);
экологического и промышленного мониторинга – автоматического сбора (передачи) данных с обслуживаемых и необслуживаемых объектов (электроподстанции, нефтепроводы, газопроводы и др.), сбора данных с различного типа датчиков охранной или пожарной сигнализации, экологических датчиков и др.;
срочной межрегиональной доставки информации, в том числе медицинской (телемедицина) связи в чрезвычайных ситуациях;
сбора и передачи гидрометеорологической информации.

 

http://www.sdelanounas.ru/blogs/40573/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляю с удачным стартом:

опередил ты меня. хотел то же запостить

 

и это несмотря на то что Экс-глава спутниковой системы "Гонец" задержан по делу об ущербе на 350 млн руб>>

все-таки запустили молодцы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Форму датчиков на "Протонах" сменят во избежание новых аварий

Роскосмос изменит форму датчиков угловых скоростей во избежание аварий ракет-носителей «Протон-М», аналогичных произошедшей в июле, сообщил глава агентства Владимир Поповкин, передает РИА «Новости».

По его словам, Роскосмос разработал совместно с Космическим центром имени Хруничева подробный план действий, чтобы не допустить возможность неправильной установки датчиков. Первым действием станет изменения формы датчиков с прямоугольного, чтобы их невозможно было установить неправильно, отметил Поповкин.

Он добавил, что итоги мероприятий будут озвучены в конце сентября на совещании с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

2 июля ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс» стартовала с Байконкура, развалилась, а затем взорвалась на первой минуте старта. Позже выяснилось, что причиной крушения стала неправильная установка блока датчиков угловых скоростей. Производство ракеты-носителя и трех спутников, а также их запуск обошлись бюджету в 4,4 млрд рублей.

23 августа в связи с аварией были уволены замглавы Центра имени Хруничева, начальник цеха окончательной сборки и глава отдела технического контроля.

 

http://rusplt.ru/news/formu-datchikov-na-protonahm-izmenyat-izza-iyulskoy-avarii.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Россия с Бураном вместе с Украиной и Казахстаном хочет на Луну

Российская ракетно-космическая корпорация Энергия предложила создать новую ракету-носитель совместно с Украиной и Казахстаном и использовать в этом проекте технологии программы Энергия-Буран.

 

"РКК предлагает в кооперации с Украиной и Казахстаном сделать ракету-носитель Содружество, в которой будут использованы технологии программы Энергия-Буран. Это стартовый комплекс, который сегодня еще живой, или, по крайней мере, его можно привести в порядок. Это блоки А, которые используются в ракете-носителе Зенит, это двигатели, производимые сегодня. Правда, вместо водородной центральной части мы будем использовать кислородно-керосинные двигатели и компоновать первую и вторую ступени из пяти блоков", - рассказал президент - генконструктор предприятия Виталий Лопота.

По словам Лопоты, про грузоподъемность новой ракеты-носителя пока трудно говорить, но она должна составлять от 60 до 70 тонн.

"Этого вполне достаточно для реализации планов облета Луны. При наличии амбиций и политической воли это можно сделать за несколько лет, и при этом не уступать нашим американским коллегам", - отметил генконструктор РКК Энергия.

Система Энергия-Буран, советский проект космического многоразового корабля, столкнувшийся с недостатком финансирования, была создана в 1976 году. Челнок Буран выводила на орбиту ракета-носитель Энергия, которая была способна выводить в космос полезную нагрузку более 100 тонн. Стартовый комплекс находится на космодроме Байконур.

Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы Буран совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1976 году и закрыта в 1993 году. Пилотом Бурана мог стать украинский космонавт Леонид Каденюк.

ОАО Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П. Королева - стратегическое предприятие России по пилотируемым космическим системам, специализирующееся на создании новых космических технологий, включая разработку автоматических космических систем различного назначения, ракетных систем для выведения космических аппаратов на орбиту. Корпорация производит, в частности, разгонные блоки для ракет-носителей, а также пилотируемые корабли Союз и грузовые корабли Прогресс, сотрудничающие с МКС наряду с шаттлами, программа которых была свернута в США в июле 2011 года. Первым аппаратом, сменившим шаттлы, стал космолет Dragon.

Между тем, 19 августа с плавучей пусковой платформы Одиссей в Тихом океане в рамках проекта Морской старт была запущена украино-российская ракета-носитель Зенит-3SL, выведя на орбиту американский спутник связи Интелсат-21.

853579_3_t1.jpg

 

vestnik.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничто человеческое космонавтам не чуждо: новый туалет на борту
0d0cf5ba1167b1080066a0618e1bf5ca.jpg

На борту Международной космической станции появится новое важное устройство – санузел. Он заработает после присоединения к ней нового российского отсека - Многофункционального лабораторного модуля «Наука».

«Новизны в нем нет. Такое же устройство имеется в российском модуле "Звезда" и в американском модуле "Спокойствие"», - отметил генеральный директор - главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков. Запуск Многофункционального лабораторного модуля планировался на 2013 год, но, возможно, будет перенесен на 2014 год. Модуль «Наука» будет запущен с помощью ракеты-носителя «Протон-М» с космодрома Байконур. Его старт уже неоднократно откладывался по разным причинам – как технического, так и финансового порядка.

argumentiru.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Протон временно ушел в отставку: его заменит Союз
12b9f08fa381ed0756d2861b8b58ed4c.jpg

 

Ракеты «Протон», попавшие под запрет до окончания расследования причин катастрофы на Байконуре, будут заменены испытанными «Союзами», которые выведут на орбиту спутники ГЛОНАСС. Это изменит весь график.

Запланированы два пуска ракет-носителей — в начале сентября и конце октября этого года, чтобы вывести на орбиту два спутника, сообщает газета «Известия» со ссылкой на источники в Роскосмосе. «Вместо опальных "Протонов" для запуска готовятся ракеты "Союз-2.1б», - рассказал газете специалист.

Всего должно было быть выведено на орбиту четыре спутника ГЛОНАСС, рассказал изданию командующий Войсками воздушно-космической обороны генерал-майора Александра Головко, однако три сгорели вместе с Протоном. Теперь график смещается - Россия будет обязана произвести уже согласованные коммерческие запуски.

globallookpress

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Россия не может запустить казахский спутник связи из-за недоделок. Вновь обнаружены некачественные детали

 

11BE1KjLF.jpg

Фотография с сайта atlasaerospace.net

 

Проблема использования некачественных деталей в космических аппаратах всплывает теперь едва ли не при каждом запуске. Сегодня ГКНПЦ имени Хруничева официально сообщил, что старт ракеты-носителя «Протон» с казахским телекоммуникационным спутником «Казсат-2» переносится с апреля на июнь. По информации «Маркера», причина задержки — выявленные в ходе испытаний спутника отклонения в работе приборов, произведенных в ОАО «Российские космические системы» и МОКБ «Марс».

 

Старт казахского аппарата перенесли в четвертый раз 

 

Запуск космического аппарата «Казсат-2» переносится уже в четвертый раз. Его старт был изначально запланирован на лето прошлого года, затем передвинулся на осень, потом перенесен на апрель нынешнего года, а сегодня «Хруничев» объявил, что пуск предположительно состоится 10 июня. 

 

Причина у всех переносов одна: аппарат не готов, всякий раз тестирование установленного на нем оборудования дает неудовлетворительный результат. Напомним, что спутник «Казсат-1», также изготовленный «Хруничевым», после запуска штатно проработал чуть более полутора лет. Затем аппарат вышел из строя и после нескольких попыток вернуть его к жизни был выведен на орбиту захоронения.

 

Что показали испытания

 

На этой неделе «Хруничев» завершил тепловакуумные и акустические испытания, проверку характеристик полезной нагрузки и испытания на электромагнитную совместимость космического аппарата в безэховой камере. Как сообщил «Маркеру» источник в Национальном космическом агентстве Казахстана, по результатам испытаний казахскую сторону проинформировали, что по анализу результатов дополнительных электрических испытаний были выявлены неисправности. «В письме упоминаются приборы, которые „Хруничеву“ поставляли российские компании ОАО „Российские космические системы“ (РКС) и МОКБ „Марс“». Какие именно замечания возникли к работе приборов, источник не уточнил, отметив, что потребуется демонтаж и замена некачественного оборудования, а затем будут проведены дополнительные электрические испытания.

 

Из-за плохих деталей отказывают и российские спутники

 

В РКС не стали комментировать данную информацию. Между тем именно РКС Генеральная прокуратура РФ в январе этого года обвинила в использовании некачественных деталей при производстве спутников ГЛОНАСС, из-за чего два спутника «Глонасс-М» отказали на орбите. Аварии случились из-за нарушения функционирования тайваньской микросхемы. Генпрокуратура установила, что эти микросхемы не были предназначены для использования в космосе — они относились к категории Industry, тогда как в космических аппаратах разрешено использовать электрорадиоизделия категорий Space и Military.

 


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прогресс с Союзом снова собрались в полет к звездам
1c98868edfd31855d35e81d75adbb08c.jpg

На Байконуре готовится полет ракеты космического назначения «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-20М». Ракету с кораблем вывезли из монтажно-испытательного корпуса на стартовый комплекс площадки 31.

Государственной комиссией принято решение о запуске ракеты «Союз-У» с кораблем «Прогресс М-20М». Ракету с кораблем вывезли из монтажно-испытательного корпуса, пуск намечен на 00:45 мск 28 июля, сообщает Роскосмос.

argumentiru.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

НАСА видит в неудачах Роскосмоса человеческий фактор

 

6ba228d42034efcf87393eadb4e52d5a.jpg

Руководители американского космического агентства НАСА уверены, что несчастье с запуском ракеты-носителя «Протон-М» не должно повлиять на совместную российско-американскую программу на МКС.

Российские ракеты совершенно необходимы для работы по исследованию космоса, считает агентство, особенно после того, как США отказалось от шаттлов. «Ракета Протон сильно отличается от ракеты Союз», - отметил Los Angeles Times администратор Программы полета человека в космос Уильям Гестернмайер. Он заверил российских специалистов, что НАСА искренне сочувствует и готово прийти на помощь Роскосмосу в расследовании причин аварии.

Специалисты НАСА считают, что авария Протон-М во вторник имеет много общего с предыдущими авариями с этой же ракетой-носителем. Исследователи полагают, что причина не в российской космической технике – она, по мнению американцев, имеет великолепные характеристики и зарекомендовала себя еще с советских времен, будучи результатом крайне изобретательной научной мысли. Специалисты НАСА полагают, что в неудачах прежде всего виновен человеческий фактор и отсутствие контроля, ставшие характерными для российской космической отрасли именно в последние годы, попытка сохранить за собой репутацию крупной космической державы без должной технической базы и компетентных управленцев, пишет Christian Science monitor.

globallookpress

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ученые из России и США призвали продолжить программу "Бион"

715684254.jpg

Российские и американские ученые, принимавшие участие в биологических экспериментах на борту российского спутника "Бион-М1", выступили с призывом к властям обеспечить продолжение таких исследований, поскольку они "совершенно необходимы" для продолжения освоения космоса.

Первый с 2007 года российский биоспутник "Бион-М1" совершил месячный полет в космос весной нынешнего года. На борту спутника было около сотни различных живых организмов, в частности, монгольские песчанки, мыши, гекконы, рыбы. Значительная часть биообъектов погибла из-за сбоя на борту аппарата, однако часть мышей, все гекконы, выжили.

В меморандуме, опубликованном в официальном блоге проекта, говорится, что российские и американские специалисты получили уникальные данные, которые "внесут существенный вклад в космическую биологию". Ученые напоминают, что эксперименты с животными на борту Международной космической станции невозможны из-за большого числа различных ограничений. В то же время такие исследования "совершенно необходимы" для снижения рисков для космонавтов и успешного освоения космоса.

"Учитывая это, российские и американские исследователи настоятельным образом рекомендуют продолжить эксперименты на животных в полетах автоматических космических аппаратов… участники исследований проекта "Бион-М1" обращаются ко всем ведомствам и организациям, которые занимаются реализацией космических программ, с призывом оказать активную поддержку и обеспечить продолжение исследований, начатых в полете (этого) космического аппарата", — говорится в заявлении.

Его авторы отмечают, что в результате полета "Биона" ученым впервые удалось получить данные о влиянии невесомости на кровеносные сосуды мозга, экспрессию ряда генов, на функции позвоночника, внутреннее ухо, подвижность спермы.

РИА Новости http://ria.ru/science/20130921/964931775.html#ixzz2fbhGq4QP
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ракета-носитель «Протон-М» доставлена на заправочную станцию на Байконуре

 

Ракета космического назначения «Протон-М» с космическим аппаратом «Астра-2E» доставлена на заправочную станцию, сообщает пресс-служба государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева.

«В монтажно-испытательном комплексе 92–А50 космодрома Байконур завершена общая сборка ракеты космического назначения «Протон-М», которая должна вывести на орбиту   телекоммуникационный  космическим аппаратом Astra 2E/«Астра 2Е»/.  Сегодня, 24 сентября, ракета космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и КА «Астра-2E» вывезена из монтажно-испытательного комплекса  92–А50 на техническую заправочную станцию космодрома для заправки баков низкого давления разгонного блока. Операции на ТЗС продлятся два дня», - говорится в сообщении на сайте ведомства.

Космический аппарат изготовлен  EADS Astrium (Франция) по заказу оператора спутниковой связи SES (Люксембург).

Ракета-носитель "Протон-М" с тремя российскими навигационными спутниками "Глонасс-М" упала 2 июля на космодроме Байконур на первой минуте старта. Аварийная комиссия по расследованию ЧП с ракетой пришла к выводу, что датчики угловых скоростей на ракете были неправильно установлены, что и стало причиной аварии. Ориентировочно запуск Протона намечен на 30 сентября. Казахстанская сторона настаивает на переносе даты очередного запуска ракеты-носителя «Протон-М» до завершения работ по полной детоксикации зараженной территории космодрома «Байконур». Во вторник российские СМИ сообщили, что РФ намерена осуществить запуск ракеты-носителя без согласия Казахстана, не дожидаясь согласия министерства охраны окружающей среды республики, но в соответствии с межгосударственным соглашением об аренде Россией космодрома Байконур.

http://newskaz.ru/society/20130924/5583516.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С Байконура к МКС стартовал корабль "Союз" с международным экипажем
 

МОСКВА, 26 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Российский космический корабль "Союз", стартовавший сегодня в 00:59 мск к Международной космической станции с Байконура, вышел на расчетную орбиту.

"Сегодня в 01:08 мск корабль "Союз ТМА-10М" отделился от ракеты-носителя и вышел на расчетную орбиту", - сообщили корр.ИТАР-ТАСС в Роскосмосе.

На борту корабля "Союз ТМА-10М" экипаж экспедиции МКС-37/38 в составе космонавтов Роскосмоса Олега Котова и Сергея Рязанского и астронавта НАСА Майкла Хопкинса. "Все трое чувствуют себя хорошо", - уточнили в Роскосмосе.

В истории эксплуатации МКС это будет третья стыковка пилотируемого корабля по укороченной, 6-часовой схеме. Первый пилотируемый запуск по этой схеме /корабль совершает всего четыре витка вокруг орбиты/ был отработан в марте этого года при запуске корабля "Союз ТМА-08М".

Экипажу предстоит выполнить программы научно-прикладных исследований и экспериментов, сделать бортовую видео- и фотосъемку, провести работы с транспортными грузовыми кораблями серии "Прогресс", с европейским грузовиком ATV-4, вынести в космос олимпийский факел и осуществить выход в открытый космос.

Вдоль всей траектории полета на случай экстренной посадки корабль "Союз ТМА-10М" будут страховать около двух десятков военных и гражданских самолетов и вертолетов, а также корабль поисково-спасательной службы ВМФ России, сообщил представитель Роскосмоса.

Запуск корабля будет транслироваться в прямом эфире информационного телеканала "Россия 24". Эта традиция была введена на российском телевидении в сентябре 2006 года, когда в космос отправился экипаж МКС-14 и первая космическая туристка Аньюша Ансари.

Стыковка "Союза ТМА-10М" с МКС запланирована на 06:59 мск 26 сентября.

 

http://www.itar-tass.com/c19/891589.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересная статья о новых двигателях, о возрождении общественного объединения труда в отрасли, о перспективах:

 

КБХА (Воронеж): от советского задела к новым разработкам

В сентябрьском номере специализированного научно-популярного журнала «Российский космос» опубликована статья «Первый после советского», посвященная деятельности ОАО КБХА. К сожалению, автор не учел в ней поправки и замечания, предложенные специалистами ОАО КБХА. По этой причине в публикации содержатся недопустимые фактические ошибки. Во избежание неоправданной критики в адрес предприятия приводим ниже редакцию данной статьи с внесенными исправлениями и замечаниями.

От советского задела к новым разработкам

В Воронеже сдают в серийное производство новые жидкостные ракетные двигатели

 

  • c2RlbGFub3VuYXMucnUvdXBsb2Fkcy85LzgvOTg2
  • Рулевой двигатель РД0110Р (14Д24) - с сайта КБХА

ТТХ РД0110Р (14Д24) - здесь

11 июня в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики успешно завершились межведомственные испытания нового кислородно-керосинового ракетного двигателя 14Д24. Разработанный в КБХА в сжатые сроки (за три года) и изготавливаемый на Воронежском механическом заводе, этот двигатель предназначен для использования в составе первой ступени новой космической ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» разработки самарского «ЦСКБ-Прогресс». Межведомственные испытания двигателя и огневое стендовое испытание первой ступени ракеты, проведенное недавно в НИЦ РКП, открыли прямую дорогу к первому летному испытанию ракеты-носителя.

 

Сдача новых ракетных двигателей в серию приобретает в КБХА регулярный характер.

27 августа в Воронеже успешно завершены межведомственные испытания еще одного нового ракетного двигателя – РД-0124А, предназначенного для использования в составе универсального ракетного модуля УРМ-2 космической ракеты «Ангара» разработки ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

А не так давно – 25 июня – успешным запуском с Байконура космического аппарата «Ресурс-П» завершились летно-конструкторские испытания ракеты «Союз-2.1б». На ее третьей ступени установлен двигатель КБХА 14Д23. Опять же – не советский задел, а новая разработка.

Два года назад в новостных лентах информагентств промелькнуло сообщение о том, что «воронежское предприятие «КБХА» в присутствии главы Роскосмоса Владимира Поповкина провело контрольно-технологическое испытание первого российского жидкостного ракетного двигателя 14Д23». Уже известно, что использование этого двигателя позволяет увеличить грузоподъемность ракеты примерно на тонну. А генеральный директор – генеральный конструктор КБХА Владимир Рачук особо отметил, что 14Д23 стал первым российским двигателем, разработанным со времен СССР и полетевшим на отечественной ракете.

Как же создавался новый двигатель, который специалисты уже окрестили мировым рекордсменом по экономичности?

 

 

Совсем не лишняя тонна

Да, действительно сегодня экономичность двигателя - один из главных вопросов. Кстати, с американцами у нас здесь давнее соперничество. Причем, они со своим «Сатурном-5» начинали довольно резво – 260 кг тянули с килограмма топлива. Новые их разработки тащат не более 300 кг. Что касается отечественных разработок, то предыдущий наш, воронежский двигатель РД-0110 дал показатель в 326 кг, коллеги из РКК «Энергии» - 350 кг. А новый двигатель КБХА 14Д23, о котором идет речь, обеспечивает тягу в 359 кг с килограмма топлива. Это лучший, и пока что непревзойденный показатель в мире среди всех кислородно-керосиновых ракетных двигателей.

Как все начиналось? Еще в 1992 году самарцы из «ЦСКБ-Прогресс» предложили разработать более совершенный двигатель вместо РД-0110 для перевозки грузов. Проектным заданием оговаривалось, что он будет экономичнее предшественников, и массу полезной нагрузки поднимет с тогдашних 7 до 8 тонн. Представляете – добавляется целая тонна. А что такое лишняя тонна, поднятая на орбиту? Ну, по крайней мере, лишний спутник или немалый груз для МКС. Согласитесь, не так уж и плохо.

Поломать голову над этой непростой задачкой взялись специалисты «Энергомаша» и КБХА. Особо стоит отметить, что главным разработчиком кислородно-керосиновых двигателей замкнутой схемы всегда значился именно «Энергомаш», а воронежцы до этого с подобными задачами не сталкивались. И вдруг – 359 кг груза на килограмм топлива. Для кого-то этот результат стал неожиданным, но факт остается фактом – в КБХА разработали жидкостный кислородно-керосиновый двигатель, который пока что по праву считается лучшим в мире.

За счет чего удалось победить в соперничестве с именитыми соперниками? Как известно, мировая конструкторская мысль пока что ничего принципиально нового не изобрела, и все КБ сегодня работают, в общем-то, по двум направлениям – это повышение давления в камере сгорания двигателя, и повышение эффективности смесеобразования. В чем заковырка? Дело в том, что с ростом давления в камере сгорания и повышением коэффициента массового соотношения окислителя и горючего растет не только удельный импульс тяги двигателя, но и удельный тепловой поток в стенку камеры ЖРД. Грубо говоря, если раскочегарить двигатель посильнее – стенки не выдержат. Вот и пришлось воронежским конструкторам проявить смекалку, нестандартное мышление, точность расчетов.

Главный конструктор ракетных двигателей Виктор Горохов подводит к образцу двигателя. - Вот турбина… Вот насос окислителя и насос горючего, - говорит он, - Чтобы крутить турбину – необходим газогенератор… Вот газ идет в камеру… Чтобы обеспечить должное давление – требуется высокая температура генераторного газа. Так что колебания температур здесь очень большие.

Конструкторы говорят, что максимальная температура, которая требуется для вывода двигателя на рабочий режим, достигает 860 градусов по Кельвину. Стало быть, двигатель должен быть рассчитан на эту температуру. Но ведь средняя температура двигателя все-таки меньше. Вот воронежцы и задумались: а что будет, если уменьшить колебания температур? И, представьте, им удалось среднюю температуру ограничить рамками в 720-740 градусов.

- Мы создали двигатель, - говорит Виктор Горохов, - который запускается без, так называемого, заброса температур. Следовательно, мы получили более высокую среднюю температуру, ведь процесс генерации газа, протекая эффективнее прежнего, обеспечивает более высокий уровень давления в камере.

Другое важное направление работы по созданию нового двигателя – совершенствование процесса смесеобразования.

- Компоненты должны поступать и впрыскиваться в камеру сгорания равномерно, хорошо перемешанными, - говорит Виктор Горохов, - и разработанные нами смесевые элементы отлично работают на эту задачу. И равных им нет.

Крайне важно то, что новый двигатель по конфигурации, массе практически идентичен предшествующему. А это означает, что его установка на ракету-носитель не требует каких-либо переделок, дополнительных работ и расходов. Образно говоря, вынув старый двигатель, вы безо всяких усилий, ставите на его место новый. И получаете лишнюю тонну полезного груза, которую можно забросить на орбиту. Разве это не успех?

Будущее за «водородом»?

- Досадный факт, - констатирует первый заместитель генерального конструктора предприятия Сергей Лобов, - Россия пока что единственная из крупных космических держав, у которой нет в эксплуатации ракеты-носителя с использованием двигателя, который бы работал на топливе «жидкий кислород – жидкий водород».

Что ж, похоже, воронежскому КБХА удалось выправить это упущение. Разрабатываемые КБХА с 1998 года двигатели семейства РД0146 (РД0146У, РД0146Д, РД0146Э) – это первые российские жидкостные ракетные кислородно-водородные двигатели, выполненные по безгазогенераторной схеме. По словам специалистов, двигатели данной схемы характеризуют высокая надежность и простота конструкции. Кстати, это подтверждают более ста огневых испытаний, которые успешно выдержали четыре образца двигателя без единой аварийной ситуации.

За это время был проделан большой объем самых разнообразных и сложных работ. В частности, разработаны эскизный и технический проекты, выпущена конструкторская документация на двигатель и агрегаты, подготовлено производство для их изготовления, в КБХА организовано производство жидкого водорода, модернизирован стенд для огневых испытаний, проведены огневые испытания двигателя, другие важные мероприятия. Вообще-то, кислородно-водородное топливо было предложено еще во времена Циолковского – он утверждал, что за ним будущее. Но идея великого старца долго не находила практического применения. Конечно же, из-за специфических свойств водорода – ведь жидкий водород в 14 раз легче воды и закипает при температуре 20 градусов по Кельвину. Нетрудно догадаться, насколько пожаро- и взрывоопасна смесь водорода и воздуха. Достаточно сказать, что разряд бытового статического электричества в десятки и сотни раз больше энергии, необходимой для воспламенения воздушно-водородной смеси. А сколько требуется жидкого водорода для запуска ракеты-носителя? Так что его получение в больших количествах, создание и эксплуатация соответствующих систем смогли освоить лишь сравнительно недавно.

Где сегодня применяется кислородно-водородное топливо? Например, на верхних ступенях ракет-носителей, где оно дает наибольший эффект. Это универсальная ступень «Центавр», которая используется на космических ракетах семейств «Атлас» и «Титан-3», а также вторая ступень ракеты «Дельта-3». Топливные баки этих ракетных ступеней, предназначенные для размещения жидкого водорода, напоминают гигантские термосы, стенки которых покрыты специальными теплоизолирующими полимерными материалами. В этой изоляции предусмотрены каналы, через которые при нахождении ракеты на старте подается газообразный гелий – так удаляют взрывоопасные газы, которые могут накопиться в топливных баках.

- Кислородно-водородные двигатели очень сложные системы, - говорит Сергей Лобов, - но, по моему убеждению, они самые перспективные, и за ними будущее. Ведь жидкостные двигатели, работающие на кислородно-водородном топливе, по удельному импульсу на 30 процентов превосходят кислородно-керосиновые.

Важная деталь – получив задание на разработку кислородно-водородного двигателя, КБХА потратило в процессе работы над ним немало собственных средств. Реальное финансирование со стороны государства по разработке двигателя РД0146Д началось два года назад.

Сегодня воронежский двигатель готов к отработке в высотных условиях. На предприятии говорят, что если не начнутся перебои с финансированием работ, уже к 2016 году двигатель поставят на летные испытания.

При работе над этим двигателем, руководством КБХА, по сути, создана крепкая эффективная кооперация, состоящая из предприятий отрасли. Например, в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева разрабатывают, изготавливают и поставляют электромеханические приводы. КБхиммаш им.А.М. Исаева обеспечивает двигатель бустерными блоками окислителя и горючего, блоком аккумулятора давления. НПО «Молния» разработало и поставляет электроплазменную систему зажигания. Пермское НПО «Искра» разработало сопловой насадок радиационного охлаждения. НИЦ РКП из подмосковного Пересвета и ЦИАМ им. П.И.Баранова участвуют наряду с КБХА в проведении огневых испытаний образцов двигателя.

Примечательно и другое. В ходе работы над новым двигателем, воронежцы, что называется, воплотили в металл немало собственных оригинальных идей. Например, впервые применена схема подачи с раздельными турбонасосными агрегатами окислителя и горючего. Также в содружестве с Самарским заводом авиационных подшипников здесь создали новый уникальный подшипник, который работает при 120 тысячах оборотов в минуту. В камере сгорания безгазогенераторного двигателя реализовано давление продуктов сгорания равное 80 атмосферам, а в лучшем зарубежном образце – лишь до 60 атмосфер. Совместно со специалистами Центра им. Келдыша в сжатые сроки разработана лазерная система зажигания. По словам конструкторов, применение лазерного зажигания для запуска ракетных двигателей, работающих на несамовоспламеняющихся компонентах топлива, имеет ряд серьезных преимуществ перед традиционными способами. С ним можно выбирать зоны инициации горения в широких геометрических пределах, причем, без изменения конструкции камеры сгорания. Наконец, новая система способна работать в расширенном диапазоне давлений и соотношений топливной смеси.

Одним словом, выполнен большой задел, позволяющий в дальнейшем создавать новые двигатели.

Новые условия – новые требования

- Новые условия порой требуют от нас решительных и нестандартных решений не только в конструкторской работе, - генеральный директор КБХА Владимир Рачук, - так что нам приходится помимо прочего прикладывать немалые усилия в разработке важных для нас социальных программ.

Похоже, руководству КБХА это удается. Здесь выше, чем в городе средняя зарплата, активно разрабатывается проект создания фонда служебного жилья, в рамках коллективного договора реализуются программы «Молодежь», «Забота», «Женщины».

- Конечно, это непросто, - вступает в диалог первый заместитель генерального директора Юрий Сасин, - Но без решения этих задач не повысить конкурентоспособность предприятия на рынке труда, не удержать высококвалифицированных инженеров и рабочих, не привлечь талантливую молодежь. То, что дело сдвигается с «мертвой точки» – очевидно.

Взять, к примеру, вопрос обеспечения жильем. На предприятии пришли к выводу, что существующая система ипотечного кредитования не реальна для молодых работников, финансовая нагрузка слишком велика даже при условии компенсации части процентов по кредиту. Решить проблему планируется за счет покупки и строительства служебного жилья с последующей сдачей его в найм на льготных условиях работникам предприятия.

Один из факторов, привлекающих инициативную молодежь – реальная и достаточно энергичная модернизация производства. На собственные и федеральные средства здесь значительно обновляется станочный парк. Работа на новом оборудовании настолько сложная и ответственная, что доверяют ее далеко не каждому. Например, Дмитрий Дымов до недавнего времени трудился в технологическом отделе КБХА на инженерной должности, а сейчас перешел на работу в цех, к станку. Правда, это сооружение и станком-то назвать трудно. Если уж быть точным, то речь идет о современном многокоординатном центре с программным управлением. Алексей Лихачев, также ушедший с инженерной должности, работает в настоящее время на современном станке электроэрозионной обработки деталей. А Александр Толстых – вообще универсал. Он освоил практически все обрабатывающие центры, и способен трудиться на любом новом современном оборудовании.

Примечательно, что в КБХА опираются не только на недавних выпускников инженерных факультетов. Например, Сергей Попков из числа тех, кто окончил профессиональные курсы в учебном центре. Там он получил первые навыки работы на обрабатывающих центрах, а сегодня совершенствует их на производственной площадке КБХА. Еще одни молодой работник Вадим Лопатин освоил современные станки с программным управлением фактически сам. Благо, были желание учиться и помощь более опытных коллег.

И еще один важный момент – в КБХА потянулись профессионалы с других предприятий. Например, Алексей Зинченко, Андрей Часовских и Александр Борзаков перешли сюда – на производственную площадку КБХА – с других заводов. Долгосрочные производственные планы, перспективы профессионального роста, возможность осваивать новое оборудование являются сегодня теми факторами, что способны привлечь в ракетно-космическую отрасль грамотных и верных своему делу людей.

 

 

http://www.sdelanounas.ru/blogs/41278/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ракета-носитель "Протон-М" стартовала с космодрома Байконур 30.09.13 08:21    

Российская ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" стартовала с космодрома Байконур, сообщает пресс-служба Российского космического агентства (Роскосмос). Как говорится в сообщении, ракете предстоит вывести на орбиту космический аппарат телекоммуникационного назначения "Астра-2Е" (Люксембург) и разгонный блок "Бриз-М".

Это первый старт ракеты "Протон-М" после произошедшей в июле аварии носителя этого типа.

Авария ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС произошла рано утром 2 июля 2013г. при запуске с космодрома Байконур. В результате нештатной ситуации ракета упала на землю и взорвалась. Ущерб, по оценке экспертов, составил более 4 млрд руб. Комиссия, возглавляемая заместителем главы Роскосмоса Александром Лопатиным, пришла к выводу, что причиной аварии стала неправильная установка трех из шести датчиков угловых скоростей ракеты. Датчики были установлены "вверх ногами" сотрудниками одного из предприятий ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

 

http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/84073/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня - памятная дата

в 1957 году в 22 ч. 28 мин. по московскому времени с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур, была запущена отечественная ракета-носитель Р-7 c первым в мире искусственным спутником

58336438_raketuy_nositelya_R7_.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куда будут падать ступени ракет, запущенных с нового космодрома?
 
Заместитель начальника управления Роскосмоса Андрей Воронин перечислил регионы, в которых будет возможно падение ступеней ракет, запущенных с космодрома «Восточный». В список вошли пять дальневосточных субъектов РФ: Якутия, Магаданская область, Хабаровский край, Приморье и Амурская область.

s25167970.jpg

Старт ракеты-носителя «Протон-М» с космодрома «Байконур» 30 сентября 2013 года. © Роскосмос

 

Одним из решающих факторов при выборе места для возведения нового космодрома — окрестности поселка Углегорск в Амурской области — была удаленность стартовой площадки для ракет от густонаселенных регионов. Роскосмос принимал во внимание и тот факт, что ранее в области уже функционировал подобный объект — ныне расформированный космодром «Свободный».

 

Однако амурские экологи забили тревогу: ведь именно Приамурье будет являться ближайшим районом падения первых ступеней ракет-носителей «Союз-2», запуск которых запланирован на конец 2015 года. Воронин пояснил, что в Зейском и Тындинском районах, которые наиболее вероятно станут зоной падения отделяющихся частей ракет-носителей, преобладают горные хребты.

 

В случае возгораний лесов представитель Роскосмоса гарантировал оперативную помощь местной лесоохраны, а также отметил уже продуманную систему эвакуации частей ракет: остатки ступеней будут вывезены вертолетом до станции Дипкун и направлены далее наземным транспортом.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...
Роскосмос объявляет войну астероидам

 

Новый глава Роскосмоса Олег Остапенко пообещал создать вместе с учеными программу по борьбе с астероидами. Она и впрямь может пригодиться в скором будущем. Ученые не исключают, что Землю в 2032 году ждет встреча с Крымским астероидом.

Как-то вице-премьер Дмитриий Рогозин сказал, что "сверхцелью" нашей космонавтики должен стать открытый крымскими астрономами астероид, который в 2032 г. может столкнуться с нашей планетой. На что глава Роскосмоса ответил: "Мы предварительно договорились о встрече с (президентом РАН) Владимиром Евгеньевичем Фортовым. Сейчас пока проработаем этот вопрос (борьбы с астероидами) внутри отрасли, а потом уже будем решать его с учеными. Будем, наверное, работать по этому направлению, это интересная тема",

Говоря о системе контроля качества строительства ракет, Остапенко заверил, что она появится гораздо раньше 2018 г. - срока, который прежде ставил перед собой Роскосмос. "Она должна была быть создана еще вчера, а не в 2018 году. Здесь нужно решать сразу, быстро и качественно", - подчеркнул он, заметив, что в первую очередь нужно менять отношение сотрудников Роскосмоса к своей работе.

Олег Остапенко будет лично наблюдать за пуском ракеты-носителя «Протон-М» с космодрома Байконур. Запуск, который должен был вывести на орбиту американский космический спутник "Сириус-ФМ-6", перенесен на сутки. У американцев возникли неполадки на станции приема сигналов.

 

Аргументы.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Российский разгонный блок «Бриз-М» доставил на орбиту американский спутник

 

Американский космический аппарат спутникового радиовещания Sirius-FM6 выведен на высшую точку орбиты, сообщили Интерфаксу в Роскосмосе.

26 октября 2013, 09:09

«Космический аппарат отделился от разгонного блока «Бриз-М». В ближайшее время он будет передан на управление компании-заказчика», - сообщил агентству представитель космического ведомства.

Ракета «Протон-М» стартовала с космодрома Байконур в 22:08 мск 25 октября. Общая продолжительность выведения от момента старта ракеты-носителя до отделения космического аппарата составила 9 часов 11 минут 20 секунд.

Первоначально запуск «Протона-М» с американским аппаратом планировался на 20 октября, однако по просьбе американской стороны, из-за неполадок на принимающей станции в Южной Африке, старт сначала перенесли на сутки, а затем на 25 октября.

Запуск Sirius-FM6 стал седьмым пуском ракеты «Протон» в 2013 году и 390-м стартом в ее летной истории, а также вторым пуском ракеты после аварии 2 июля.

Sirius-FM6 - сверхмощный радиовещательный спутник, созданный компанией Space Systems/Loral для американской корпорации Sirius ХМ Radio.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...