Перейти к содержанию

Российская космонавтика


карбофос

Рекомендуемые сообщения

карбофос

порадовало на сайте РуКосмос :D

 

Первый в истории человечества коммерческий космический корабль успешно завершил сворю миссию приводнением в заданном квадрате. Успех миссии этого корабля – это первая ступенька в лестнице к галактической экспансии человека.

 

Я почему то всегда думал что первая ступенька была сделана 12 апреля 1961 года Гагариным Юрием Алексеевичем, а оказывается нет :D Первая ступень сделана только в 2012 году запуском частноамериканской железяки на орбиту :D

Россия сейчас от мирового "Космического рынка" получает 3% денег.

учитывая что 90% запусков приходится на Россию возникает вопрос - а где остальные 97% :D ???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

карбофос

порадовало на сайте РуКосмос :D

 

Первый в истории человечества коммерческий космический корабль успешно завершил сворю миссию приводнением в заданном квадрате. Успех миссии этого корабля – это первая ступенька в лестнице к галактической экспансии человека.

 

Я почему то всегда думал что первая ступенька была сделана 12 апреля 1961 года Гагариным Юрием Алексеевичем, а оказывается нет :D Первая ступень сделана только в 2012 году запуском частноамериканской железяки на орбиту :D

 

учитывая что 90% запусков приходится на Россию возникает вопрос - а где остальные 97% :D ???

Раз возникает вопрос то отвечу. Космический рынок это не только запуски.

Мировой космический рынок – это порядка 267 миллиардов долларов в 2010 году. Россия, как отметил Поповкин, «держит всего 3 процента» «В космической отрасли мы занимаем неоправданно низкую нишу», – подчеркнул он. В связи с этим, по его словам, и была пересмотрена Федеральная космическая программа. В первую очередь планируется сосредоточиться на создании новых средств дистанционного зондирования земли, навигации, предупреждения о чрезвычайных ситуациях, метеорологии, телекоммуникации и связи.

http://fcnow.ru/?p=664

Кстати и великий и могучий недавно высказался, что нужно увеличивать долю до 10%.

На сайтах про НЛО один копипаст.

http://rukosmos.ru/?p=1093

Можно вместо долгого обсуждения просто дать материал, что корабль не умеет стыковаться и по каким причинам. А не затягивать обсуждение и пытаться притянуть за уши желанные факты.

 

Кстати новая ракета это Анкара? Это та самая которая была уже практически разработана, но работы прекратили из за того, что не хватило денег, Роскосмосу нужно было перечислить два миллиарда рублей. Денег якобы не было и работы законсервировали, после чего начали разрабатывать Русь на разработку которой потратили 202 миллиарда рублей, после чего глава Роскосмоса заявил, что по его мнению Русь практически полностью повторяет Анкару и проект свернули и вернулись к Анкаре. Ты запуска этой ракеты ждешь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Российский космос тоже самое, что и политика, и наука

везде есть свои за и против

но вес таки стал замечать то, что начали наши ученые и этому отделу уделять внимания

Прошли испытания "двигательной системы" российского частного лунохода-http://community.sk.ru/press/b/weblog5/archive/2012/06/06/proshli-ispytaniya-dvigatelnoy-sistemy-rossiyskogo-chastnogo-lunohoda.aspx

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 weeks later...
Кстати новая ракета это Анкара? Это та самая которая была уже практически разработана, но работы прекратили из за того, что не хватило денег, Роскосмосу нужно было перечислить два миллиарда рублей. Денег якобы не было и работы законсервировали, после чего начали разрабатывать Русь на разработку которой потратили 202 миллиарда рублей, после чего глава Роскосмоса заявил, что по его мнению Русь практически полностью повторяет Анкару и проект свернули и вернулись к Анкаре.

Ой, Вы - турок? :o

 

Анкара- столица Турции.

Ангара - река в Сибири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ой, Вы - турок? ohmy.gif

 

Анкара- столица Турции.

Ангара - река в Сибири.

О чем вы говорите, сей географ Антарктиду не отличает от Атлантиды. Рассказывает о проектах строительства моста с Камчатки в Северную Америку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Обновленный "Рокот" успешно стартовал с Плесецка

 

С космодрома Плесецк произведен успешный запуск ракеты-носителя "Рокот", которая вывела в околоземное пространство два космических аппарата (КА) связи "Гонец-М" и научно-исследовательский аппарат "МиР".

 

Как сообщил представитель Министерства обороны РФ по войскам воздушно-космической обороны полковник Алексей Золотухин, пуск был осуществлен в расчетное время - 05:35 мск.

 

Космические аппараты "Гонец" и аппарат "МиР" изготовлены ОАО "Информационные спутниковые системы" (Красноярский край). Спутниковая система "Гонец" создается на низких орбитах для предоставления услуг персональной связи в отдаленных регионах России.

 

В настоящее время по целевому назначению уже работает один космический аппарат "Гонец-М", который обеспечивает передачу электронных сообщений в интересах государственных структур. Чтобы покрыть непрерывным сигналом всю территорию Земли, необходимо сформировать систему из 12 таких космических аппаратов. Малый космический аппарат "МиР", в частности, предназначен для фотосъемок Земли из космоса.

 

Ракета-носитель легкого класса "Рокот" создана в соответствии с распоряжением правительства РФ на базе снимаемых с вооружения двухступенчатых баллистических ракет РС-18 и предназначена для выведения космических аппаратов массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. "Рокот" состоит из трех ступеней. Первые две ступени представляют собой блок ускорителей стратегической ракеты РС-18 (СС-19). В качестве третьей ступени используется новый разгонный блок "Бриз-КМ".

 

Первый пуск "Рокота" с реальными космическими аппаратами состоялся 17 марта 2002г. На орбиту были успешно выведены два космических аппарата Grace. Всего, начиная с 2000г. по 1 февраля 2011г. было осуществлено 15 пусков ракеты-носителя: 10 пусков в рамках СП Eurockot (из них 9 успешных запусков), 5 пусков в рамках федеральной космической программы РФ ( из них 4 успешных запуска). Предыдущий пуск "Рокота", осуществленный с космодрома Плесецк 1 февраля 2011г. с космическим аппаратом "Гео-ИК-2", был аварийным. В течение почти полутора лет запуски ракеты-носителя не осуществлялись, проводились мероприятия по устранению неисправностей.

 

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/28/07/2012/662036.shtml

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

опять фобос в грунт...

 

Запуск российской ракеты-носителя «Протон-М», выводившей на орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3», закончился ночью во вторник нештатно из-за сбоя в работе разгонного блока «Бриз-М», в результате спутники можно считать утраченными. Это ЧП стало первым неудачным российским запуском космических аппаратов в этом году и продолжило череду фиаско, сопровождающих российскую космическую отрасль в последние два года.

http://news.rambler.ru/15008183/?utm_source=news_block

 

печально, особенно печально в свете успешной посадки "Любопытства" на Марс. Рад за НАСА, но было бы в двойне рад за РосКосмос.

P703Ceec.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 month later...

Русскую лунную ракету создадут без конкуренции

 

Созданием ракеты-носителя тяжелого класса для полетов к Луне, стартовую позицию для которой планируется построить на космодроме "Восточный" в Амурской области, займется Центр имени Хруничева.

 

"В протоколе №2 конкурсной комиссии говорится, что заказчику рекомендуется заключить госконтракт на эскизный проект ракеты с единственным участником размещения заказа, коим явился Центр Хруничева. Поэтому после соблюдения всех формальных процедур государственный контракт будет заключен между Роскосмосом и Центром Хруничева", – цитируют "Известия" руководителя пресс-службы Роскосмоса Алексея Кузнецова.

 

Новая ракета должна обеспечивать выведение пилотируемых транспортных кораблей на траектории полетов к Луне и к околоземным орбитальным станциям.

 

В начале августа Роскосмос объявил конкурс на подготовку эскизного проекта ракеты-носителя тяжелого класса на базе ракеты "Ангара", способной, в частности, доставить пилотируемый космический корабль к Луне, сообщает РИА "Новости". Победитель конкурса должен будет подготовить эскизный проект комплекса к 31 мая 2013 г., максимальная цена контракта – 10 млн рублей.

 

Официальная дата подведения итогов конкурса была назначена на 6 сентября. Однако тот факт, что заявку на участие в конкурсе подал только Научно-производственный центр (НПЦ) имени Хруничева, стал своеобразной неожиданностью, и в результате победителем тендера объявили НПЦ.

 

Ранее о намерении участвовать в тендере на разработку ракеты-носителя заявлял президент РКК "Энергия" Виталий Лопота. Причины, по которым предприятие отказалось от этой идеи, пока не известны. Также потенциальным участником конкурса назывался производитель ракет "Союз" – самарское предприятие "ЦСКБ-Прогресс".

 

Центр имени Хруничева является единственным в России предприятием по производству тяжелых ракет-носителей. В последнее время из-за поломок таких ракет несколько спутников не удалось вывести на расчетную орбиту. Так, по причине неполадок в разгонном блоке ракеты-носителя "Протон-М" в начале августа не вышли на орбиту спутники "Экспресс-МД-2" и "Телком-3".

 

После этой неудачи глава Космического научно-производственного центра Владимир Нестеров был отправлен в отставку. Недавно глава Роскосмоса Владимир Поповкин признался, что имел "тяжелый" разговор с президентом, который раскритиковал деятельность его ведомства.

 

Отныне Роскосмос намерен ввести 13 этапов контроля за созданием космической техники, сообщил Поповкин. В связи с этим он не исключил, что его ведомство станет госкорпорацией. План по реформе отрасли и Роскосмоса 10 сентября будет представлен на специальном заседании правительства.

 

По материалам: Утро.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Россия предложила разморозить советский шатл для полетов с Украиной к Луне

 

Российская ракетно-космическая корпорация Энергия предложила создать новую ракету-носитель совместно с Украиной и Казахстаном и использовать в этом проекте технологии программы Энергия-Буран.

 

"РКК предлагает в кооперации с Украиной и Казахстаном сделать ракету-носитель Содружество, в которой будут использованы технологии программы Энергия-Буран. Это стартовый комплекс, который сегодня еще живой, или, по крайней мере, его можно привести в порядок. Это блоки А, которые используются в ракете-носителе Зенит, это двигатели, производимые сегодня. Правда, вместо водородной центральной части мы будем использовать кислородно-керосинные двигатели и компоновать первую и вторую ступени из пяти блоков", - рассказал президент - генконструктор предприятия Виталий Лопота.

 

По словам Лопоты, про грузоподъемность новой ракеты-носителя пока трудно говорить, но она должна составлять от 60 до 70 тонн.

 

"Этого вполне достаточно для реализации планов облета Луны. При наличии амбиций и политической воли это можно сделать за несколько лет, и при этом не уступать нашим американским коллегам", - отметил генконструктор РКК Энергия.

 

Система Энергия-Буран, советский проект космического многоразового корабля, столкнувшийся с недостатком финансирования, была создана в 1976 году. Челнок Буран выводила на орбиту ракета-носитель Энергия, которая была способна выводить в космос полезную нагрузку более 100 тонн. Стартовый комплекс находится на космодроме Байконур.

 

Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы Буран совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1976 году и закрыта в 1993 году. Пилотом Бурана мог стать украинский космонавт Леонид Каденюк.

 

ОАО Ракетно-космическая корпорация Энергия имени С.П. Королева - стратегическое предприятие России по пилотируемым космическим системам, специализирующееся на создании новых космических технологий, включая разработку автоматических космических систем различного назначения, ракетных систем для выведения космических аппаратов на орбиту. Корпорация производит, в частности, разгонные блоки для ракет-носителей, а также пилотируемые корабли Союз и грузовые корабли Прогресс, сотрудничающие с МКС наряду с шаттлами, программа которых была свернута в США в июле 2011 года. Первым аппаратом, сменившим шаттлы, стал космолет Dragon.

 

Между тем, 19 августа с плавучей пусковой платформы Одиссей в Тихом океане в рамках проекта Морской старт была запущена украино-российская ракета-носитель Зенит-3SL, выведя на орбиту американский спутник связи Интелсат-21.

 

Источник: Кoрреспондент

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Роскосмос отзовет всю партию разгонных блоков "Бриз-М", дефект в одном из которых в августе 2012 года стал причиной неудачи запуска ракеты-носителя "Протон-М", сообщает в понедельник, 10 сентября, РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Владимира Поповкина.

По его словам, каждый разгонный блок будет детально проверен, а пуски ракет-носителей с "Бриз-М" возобновятся с середины октября. Он также заявил, что после неудачного пуска "Протона-М" комиссия выработала более 20 рекомендаций, связанных с организацией технологических процессов при производстве космической техники и ее испытаний.

 

Неужто наши начинают понимать, что иногда лучше семь раз отмерить, а не надеятсья на русское "авось"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...

Россия потеряла космос Российской космической отрасли угрожает системный кризис.

 

В случае отсутствия экстренных мер, направленных на изменение сложившейся ситуации, через три – четыре года страна полностью потеряет конкурентоспособность на мировом уровне, заявил в минувший четверг во время в ходе встречи со студентами технических вузов глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

 

Говоря о будущем российской лунной программы, Поповкин заметил, что отправка человека Луну при нынешнем уровне развития технологий не имеет смысла. Гораздо проще и дешевле исследовать естественный спутник Земли посредством автоматических управляемых аппаратов.

 

О кризисе в российской космической отрасли в последнее время говорится много, причем на самом высоком уровне. Это, в первую очередь, обусловлено рядом неудач с космическими запусками. В августе нынешнего года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на переходную орбиту космические спутники связи "Экспресс-МД2" и Telkom-3. В декабре 2011 г. провалом закончился запуск спутника двойного назначения "Меридиан". В ноябре того же года свою миссию не смог выполнить самый дорогостоящий российский космический проект последних лет – межпланетная станция "Фобос-грунт".

 

О недовольстве положением дел в космической отрасли неоднократно говорил Дмитрий Медведев. Более того, глава правительства выступил с предложением ввести имущественную ответственность производителей за сдачу некачественной продукции космического назначения.

 

К реорганизации исследований околоземного пространства призвал и вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его мнению, предприятия космической отрасли не должны дублировать функции друг друга. Вице-премьер предложил поставить перед Роскосмосом несколько целей, сосредоточив все ресурсы на их выполнении. Самой амбициозной задачей, которая, по его мнению, потенциально по силам России, было названо создание базы на Луне.

 

Впрочем, судя по последним заявлениям главы Роскосмоса, до каких-то серьезных программ российской космической отрасли сегодня – как до той же Луны пешком. Вместо этого ей следует заняться собственной оптимизацией и реструктуризацией. Поповкин говорит о необходимости серьезного сокращения личного состава ведомственных предприятий и переводе части производственных цепочек на баланс частного бизнеса. "Нижние этажи", производственных цепочек в космической отрасли, связанные с производством комплектующих, глава Роскосмоса предлагает отдать частным структурам. "У нас сегодня, к сожалению, в отрасли нет такого понятия, как подрядчик. У нас есть исполнитель. Есть сырье, а дальше все сами делают. Но сегодня мы должны оптимизировать эту структуру. И мы этим сейчас будем заниматься. Сказать, да, что до какого-то третьего уровня оставить, а все остальное надо приватизировать и отдать частному бизнесу", – цитирует Поповкина РИА "Новости".

 

Предполагается, что частные фирмы должны на конкурсной основе получать заказы на производство элементов и узлов космического оборудования. "Сегодня получилось так, что Роскосмос на космодроме занимается всем. Это и питание, и транспортное обслуживание и аэродромы. Роскосмос должен заниматься двумя вещами – подготовкой космических аппаратов и запуском ракет-носителей. Все остальное должно быть на аутсорсинге, все должно быть у частного бизнеса, потому что более эффективно, чем частник, это никто не сделает", – заявил Поповкин. Сам же Роскосмос, как федеральный орган, по словам его руководителя, "будет уходить в секторе услуг от создания конечного продукта. Никому не нужен сегодня простой снимок, получаемый из космоса. Все хотят понять, что на этом снимке. Как это будет использоваться – это творчество для малого бизнеса. Государство будет заниматься одним – оно будет заниматься только поддержанием орбитальной группировки и управлением".

 

Глава Роскосмоса предлагает схему, успешно работающую практически во всех ведущих космических державах. В США космическими разработками занимаются частные компании, за государством остается лишь функция постановки целей и задач, а также эксплуатация космической группировки военного и исследовательского назначения.

 

Однако именно здесь благие намерения главного космического руководителя страны наталкиваются на чисто российские препятствия, преодолеть которые практически невозможно. "Космический" госзаказ станет лакомым куском для тысяч предприятий – потенциальных поставщиков комплектующих и необходимых услуг. Учитывая сложившуюся в России практику проведения конкурсов и отбора поставщиков, о том, что Роскосмос получит на выходе, остается только догадываться. Крайне велик риск повторения того, что происходит в авиационной отрасли, где в создании самолета принимает участие огромное количество больших и малых частных компаний, включая иностранные.

 

За последние десятилетия в российской промышленности произошло катастрофическое падение культуры производства. Утрата имевшихся технологий и отсутствие новых привело к образованию огромного разрыва между космическими комплексами России и развитых держав. Чтобы это понять, достаточно вспомнить, как долго и тяжело шло создание российских модулей МКС.

 

И хотя Россия все еще остается в обойме ведущих космических держав, ее положение крайне непрочно. Мир вполне устраивает ее роль поставщика старых, недорогих и при этом весьма надежных "Союзов" для доставки экипажей на МКС. Однако с появлением у американцев или европейцев новых кораблей (что не за горами) интерес к российским "старичкам" резко пойдет на убыль, и позиции России резко ухудшатся в той области, где она еще сохраняет конкурентоспособность, – на рынке космических запусков. При этом догнать конкурентов в области космической техники она уже не в силах. А это значит, что через те самые три – четыре года, после появления кораблей нового поколения, статус России как космической державы окажется под вопросом.

 

По материалам: Утро.ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...
Космический грузовик Dragon заменит «Союз»

Еще очень рано говорить о возвращении американцев на свои корабли. Да и аппарат сырой. При последнем пуске у рн отказал один из двигателей. Dragon с 450кг вывели на орбиту а вот спутник сгорел в атмосфере. С полной нагрузкой и Dragon бы постигла таже участь.

 

Да и оффтоп это все. Если в Союзе не будут арендовать 1 место американцы то их место снова займут туристы или еще кто. Но это еще перспектива не ближайших лет, придется пока доставлять их на орбиту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В течение нескольких последующих лет противовоздушная и противоракетная оборона Российской Федерации уйдет в космос

 

На прошедших учениях «Восток-2010» был представлен комплекс С-300, который в полной мере продемонстрировал свои возможности. Как сообщают «Известия», министр обороны Анатолий Сердюков должен будет ознакомиться с новой масштабной концепцией по созданию глобальный систем воздушно-космической обороны страны. Авторы концепции избрали этот день не случайно, ведь ровно 60 лет тому назад было издано постановление Совмина СССР о создании системы ПВО городов и объектов стратегической важности. «Известиями» самым первым удалось ознакомиться с рассекреченной документацией, что позволило им узнать ответы на некоторые вопросы касательно дальнейшего развития ПВО-ПРО в будущем.

Анатолий Корнуков, бывший главком ВВС, а ныне сопредседатель Вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны, подтвердил факт существования этого постановления, которое и было издано ровно шесть десятилетий назад.

- Сегодня мы имеем готовый документ, который уже подан в Министерство Обороны. В документе говорится о приоритетных целях и задачах в области разработки систем ВКО масштаба всей страны, что является очень важным и ответственным моментом.

По итогам постановления советского Совмина в сжатые сроки были созданы не имеющие аналогов с технической стороны системы ПВО, размещенные вокруг столицы. Новые системы получили кодовое название «Беркут». В течение лет угрозы менялись, поэтому постоянное обновления системы ПВО было просто необходимо. Система «Беркут», имевшая номер С-25 сменилась на С-75, затем С-125, последняя современная работающая версия – С-300. Но сегодня на благо родины трудится самая новая разработка «Триумф» с номером С-400. Уже три года, как она несет боевое дежурство, охраняя страну.

Не трудно догадаться, что постановление Совмина СССР, изданное 9 августа 1950 года представляло особую важность, а многие военные называют его чуть ли не пророческим. На этом документе стоял гриф «Совершенно секретно. Особой важности», и только спустя половину века удалось ознакомиться с ним.

С-300 – зенитно-ракетный комплекс, являющийся фаворитом на сегодняшний день. Но в скором времени он отступит на второй план, уступив место современным системам. Постановление, которое лично подписывали Сталин и Берия, содержит всего-навсего семь страниц. В документе содержится детальное описание всех ответственных лиц, конструкторских бюро, институтов, которые несут ответственность за успешное создание новой, по тем временам, системы «Беркут». Многие удивятся объему документа, но в семь страниц уместилось абсолютно все, что нужно было знать – все нюансы, цели, задачи проекта, его роль в безопасности всей страны. На всю работу по созданию было отведено рекордно малое время – не более двух с половиной лет.

Постановление так же давало «зеленый свет» Министерству вооружений на серийное производство систем, которое бы проходило параллельно разработке технических проектов и опытных образцов. Подобная мера была разрешена для выигрыша времени, к тому же подобным образом удавалось выполнить работу в заданный срок.

Постановление содержит даже установленные премии. Первая премия – семьсот тысяч рублей предназначалась для каждого из главных конструкторов КБ №1 (на сегодняшний день это ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» им. Академика А. А. Расплетина») за разработку комплекса защиты от самолетов. Вторая премия в размере полумиллиона рублей, - каждому техническому руководителю за успешное решение какой-либо технической проблемы в ходе созданию защитной системы. Все премии были расписаны по именам, каждый исполнитель, начиная от верхов, заканчивая рабочими и инженерами, мог получить премию в установленном размере. На всех рабочих и инженеров была выделена сумма в один миллион рублей. Для Советского Союза цифры буквально фантастические, даже самый шикарный товар, автомобиль «Победа», стоил всего шестнадцать тысяч. Для сравнения, зарплата инженера в ОПК была в диапазоне 1300-1700 рублей в месяц без учета премиальных.

По воспоминаниям конструкторов, сроки были настолько сжатыми, что накал страстей был фантастическим, а творческий процесс не останавливался ни на секунду. Разве можно было отдыхать, когда за процессом следит сам Берия? Разработчики системы не помнят о каких-либо репрессиях касательно работников проекта, а вот документы о хорошей помощи разработчикам со стороны правительства сохранились, и были обнаружены в архивах. По личному распоряжению Берии дом на Войковской, который был практически готов к заселению, был передан конструкторам и инженерам КБ-1, которые составляли «голову» всей разработки новейшей системы «Беркут». К тому же, дом находился поблизости от места работы, на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Примечательно, что изначально дом планировался для сотрудников НКВД, которые в итоге получили долгостроящийся дом на окраине городе.

На сегодняшний день ПРО Москвы под названием А-350 уже выведены из строя, но интересно вспомнить один случай, связанный с представителем главных разработчиков «Беркута». Им являлся Сергей Берия, сын Лаврентия Берия. На одном из завещаний прозвучали слова о невыполнимости проекта в столь сжатые сроки. После услышанного Берия-младший спокойно и без слов встает с места, подходит к телефонному аппарату, и говорит: «Ну тогда придется отцу позвонить, сообщить…» Лицо директора изменилось моментально: «Сергей Лаврентьевич! Зачем же звонить?! Будем делать все возможное, лишь бы сдать в срок!»

Попутно вспоминает еще один интересный случай из жизни Берии-младшего. В определенный день должна была быть осуществлена поставка бортового оборудования для ракеты, над чем и трудился сын Берии. По всем правила на территорию завода, где осуществлялось изготовление, был доставлен ящик с секретной и дорогой аппаратурой. Но ящик не был открыт ни в ту смену, ни через день, а все уже ждут этого момента. Чуть позже на завод приезжает обыкновенная грузовая машина без каких-либо охранников и «почестей», откуда выгружают точно такую же коробку, и из нее моментально извлекают оборудование. Как выяснилось позже, КБ не справилось с регулировкой прибора вовремя, а Берии на это потребовались еще одни сутки. Как видно, не только простые рабочие, но и родной сын боялся гнева куратора проекта, который приходился ему отцом.

Небо под защитой «Триумфа».

Работы по созданию «Система А-35», советской системы ПРО, стартовали в далеком 1958 году. И только в 1994 году, пережив многочисленные исправления и доработки, «Система А-135», представлявшая улучшенный вариант А-35, была принята на вооружение страны. Недалеко от малоизвестного города Софрино расположено строение, похожее на усеченную четырехугольную пирамиду. Именно в нем и находится центр противоракетной обороны. В этом месте находятся специальные шахтные пусковые установки. Противоракеты большой дальности А-350 размещены на шести позициях. Радары этой системы – чашки локаторов, направленные вверх, к небу. Примечательно, что радары без труда можно заметить во всей Московской области. В течение последних лет, эти радары выдавались военными за специальные антенны для связи с космосом.

Американская ПРО до сих пор может поразить баллистические цели, если они снабжены радиомаячком, чем значительно уступает нашей современной системы. Последние испытания А-135 проводились в конце 2006 годы в Сары-Шаган, специальном полигоне в Казахстане. В ходе испытаний было подтверждено, что система полностью готова. Только появилась одна проблема – ракеты А-350, используемые в этой системы, больше не производятся.

Этому есть вполне логичное объяснение. В пятидесятые годы считалось, что перехватить большое количество ядерных боеголовок на ходу возможно только при помощи ядерного взрыва со встречной стороны. Только это условие являлось «выигрышным» - поражалось сто процентов атакующих боеголовок. Для Москвы все было хорошо, так как боеголовки обезврежены на подходе, а вот о людях, что за ее пределами никто не волновался. Естественно, что такой подход сулил большими проблемами, как с экологией, так и с населением страны. Но на тот момент о подобных последствиях мало кто задумывался.

Как признавались позже ветераны оборонительной промышленности, на тот момент просто не существовало других способов противостояния ракетным ударам. Сегодня используется техничная и безопасная система С-400 «Триумф», которая способна справляться с этой задачей за более короткий промежуток времени, при этом с минимальным вредом для экологии.

«Триумф» является прямым продолжением системы С-300, но с отличной архитектурой и электроникой, позволяющей значительно выигрывать по многим параметрам. Системе требуется всего пять минут, чтобы занять боевое положение. С-400 практически со стопроцентной точностью отслеживает самолеты-разведчики, и другие самолеты, в том числе стратегические, тактические, оперативно-тактические. Среди целей для обнаружения числятся баллистические ракеты средней дальности, постановщики помех, гиперзвуковые цели, различные военные самолеты.

Комплекс позволяет обеспечить трассовое сопровождение целей в пределах до одной сотни, а точное сопровождение возможно сразу для шести целей. Дистанция поражения напрямую зависит от используемых ракет. Существуют ракеты, способные поражать цель на расстоянии в пять метров, а есть ракеты, способные поразить цель на удалении в 250 километров.

«Триумф» С-400 прошел успешные испытания на учениях «Запад-2009» и «Боевое содружество-2009». В тот год С-400 успешно справился с мишенями, которые представляли собой полноценные аналоги самых современных летательных устройств для воздушного нападения. Нельзя не отметить, что в ходе учений была подтверждена на практике полезность решения Министерства Обороны о создании бригад воздушно-космической обороны.

По стране и из космоса не ударить

Современная система ПРО выполняет огромную роль в защите страны и ее жителей. Главная цель заключается в отражении абсолютно любых ударов с неба и из космоса: авиационные, ракетные, вплоть до астероидных. ПВО уходит в прошлое. Сегодня оборона должна подняться на уровень выше, из неба в космос.

Некоторые технические специалисты, приближенные к разработке и модернизации С-400, уверены, что дальнейшее развитие этой системы приведет инженеров в технический тупик. Эффективность системы высока, с этим никто не спорит, и дальнейшая модернизация будет актуальна, но только до определенного времени. «Триумф» не сможет выйти за рамки ПВО-ПРО-систем, как бы его ни улучшали. На сегодняшний день страна должна быть защищена от большего количества угроз, чем ранее. Сегодня полным ходом ведется разработка абсолютно новой системы С-500.

Планируется, что разработка будет завершена в 2015 году. Характеристики С-500 на сегодняшний день находятся под секретом, но уже стало известно об использовании новейшей радиолокационной станции на основе активной фазированной решетки, которая работает в Х-диапазоне. Для тех, кто не знает что это, можно заверить о том, что это одна из передовых разработок. Для отражения атак с любых уровней готовится выпуск двух новых систем, получивших имена «Витязь» и «Морфей». По планам Минобороны, эти системы в компании с С-400 и С-500 будут служит отличным прикрытием для всех эшелонов обороны – он ближнего рубежа до рубежей свыше 400 километров. Если смотреть ввысь, то системы будут «покрывать» расстояния от пяти метров до ближних слоев космоса.

Разработанная концепция создания системы воздушно-космической обороны служит еще одним весомым шагом на пути создания более крупной и серьезной системы по защите от нападения с воздуха. Новая ПРО должна обладать такими качествами, как мобильность, высокая скорость в работе, точность. Необходимо наличие систем обнаружения и перехвата, которые основаны на последних разработках и достижениях науки. Система должна уметь работать в международном режиме, но и обладать режимом «национальным». Примером служит ситуация несанкционированного запуска ракеты с территории США, Северной Кореи или самой России, когда система ПРО должна сориентироваться и принять решение самостоятельно. Реализация новой концепции потребует длительной программы помощи со стороны государства. Программа должна четко определять сроки, состав рабочих, конструкторов, инженеров, а также вознаграждения. В целом, план 1950 года на семь страниц служит хорошим примером.

 

http://evolutiontechnical.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:D

 

"Протон-М" не смог вывести спутники связи на орбиту

 

Запуск "Протона-М", выводившего на орбиту спутники связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3" прошел нештатно из-за сбоя в работе разгонного блока "Бриз-М", сообщил источник в ракетно-космической промышленности. Госдума через полгода потребует отчета от главы Роскосмоса Владимира Поповкина

Обновлено в 12:46 мск

 

"По предварительным данным, аварийная ситуация произошла на участке работы разгонного блока "Бриз-М", производства Центра имени Хруничева. Два включения разгонника, по некоторым данным, прошли штатно, а третье так и не состоялось", - сказал источник.

 

Планировалось, что отделение космического аппарата "Телком-3" от разгонного блока "Бриз-М" состоится 7 августа в 08.44 мск, спутника "Экспресс-МД2" - в 09.14 мск. "Таким образом, из-за нештатной работы разгонного блока спутники можно считать утраченными", - сказал источник.

 

Шансы перевести спутники связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3" на рабочие орбиты ничтожны, сообщил источник в ракетно-космической промышленности. "Как сообщил Роскосмос, спутники находятся сейчас на аварийной промежуточной орбите. После третьего включения разгонный блок по циклограмме должен был отработать 18 минут, а реально отработал около 7 секунд. Поэтому шансы на отделение космических аппаратов от разгонника и их перевод на рабочие орбиты практически ничтожен", - сказал источник.

 

Госкомиссия на Байконуре оценивает возможность спасения аппаратов "Экспресс МД-2" и "Телком", сообщили в космической отрасли.

"Сейчас на космодроме Байконур заседает госкомиссия, которая анализирует ситуацию со спутниками "Экспресс - МД-2" и "Телком". Оценивается, в частности, возможность спасения аппаратов", - сообщил источник. В работе Госкомиссии принимают участие представители Роскосмоса, а также фирм, участвующих в запуске. В частности, космического центра имени Хруничева.

 

По данным российских средств космического слежения, аварийные спутники, неудачно запущенные в ночь на вторник, находятся на эллиптической орбите в высотой в апогее до 6 тысяч км и в перигее - до 300 км, сообщил источник в российской ракетно-космической отрасли. "Из-за низкой высоты орбиты в перигее спутники смогут просуществовать на орбите полтора - два месяца", - сказал он.

 

Специалисты уже выдвинули первые версии возможных причин нештатной ситуации с аппаратами "Экспресс-МД2" и Telkom 3. Эксперты полагают, что одними из основных причин можно считать сбой системы управления и поломку в двигателе разгонного блока "Бриз-М".

 

К несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока, по словам источника, могла привести ошибка в системе управления аппаратом, из-за чего он отклонился от курса и произошло аварийное выключение двигателя. По другой версии, непредвиденная ситуация произошла в самом двигателе.

 

Как обычно в таких случаях, не исключен и человеческий фактор - ошибка в циклограмме полета. "Конечно, там все многократно проверяется, но нельзя исключить, что кто-то где-то недоглядел", - отметил источник.

 

Находящаяся на аварийной переходной орбите космическая головная часть в составе разгонного блока "Бриз-М" и спутников связи "Экспресс-МД2" и "Телком-3" неуправляема, поэтому может представлять потенциальную опасность для других космических объектов, сообщил источник в космической отрасли. "Исходя из имеющейся и пока самой предварительной информации, после сбоя в работе разгонный блок со спутниками стал неуправляемым, хотя и наблюдается наземными средствами слежения. Так как провести дополнительную коррекцию орбиты его полета, судя по всему, не представляется возможным, космическая головная часть превратилась в космический мусор, потенциально угрожающий другим космическим объектам", - сказал источник.

 

Запуски ракет-носителей типа "Протон-М" с разгонными блоками "Бриз-М" будут приостановлены до выяснения причин нештатной ситуации, произошедшей в ночь на вторник, намеченные последующие пуски "Протонов" сдвинуты на более позднее время, сообщил источник в ракетно-космической отрасли.

 

"Алгоритм действий, скорее всего, будет таким: все последующие пуски "Протонов" будут приостановлены до получения выводов аварийной комиссии, которая, наверняка, уже создается. В ее работе обязательно примут участие как эксперты Роскосмоса, так и представители центра им. Хруничева, изготовившего аварийно-отработавший разгонный блок "Бриз-М", - сказал источник.

 

Председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев предлагает дать еще полгода руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину для того, чтобы навести порядок в космическом агентстве и разобраться с серией неудачных космических запусков. "Он (Поповкин) в Госдуме был и говорил: дайте мне год-полтора. Но вот полгода прошло, мы дважды его слушали. Я думаю, что, давайте подождем еще полгода, тогда уже будем с него спрашивать, ведомство он взял, замены кадровые делает", - сказал Черешнев.

 

Поповкин возглавил ведомство в апреле 2011 года. Парламентарий отметил, что пока неизвестны детали произошедшего, сложно говорить о конкретных причинах сегодняшнего неудачного запуска, нужно изучать ситуацию. По словам Черешнева, глава Роскосмоса, отчитываясь перед депутатами, ничего не скрывает и довольно самокритично обо всем заявляет. В то же время парламентарий полагает, что срок вхождения Поповкина в должность уже заканчивается, и подходит время, когда с него будет спрашиваться за состояние отрасли. "Времени остается уже немного, и он должен уже полноценно отвечать за все, что происходит в Роскосмосе", - сказал Черешнев.

 

Спутник связи "Экспресс-МД2" создан в Центре имени Хруничева совместно с итальянским подразделением Thales Alenia Space. Это второй космический аппарат серии "МД", разработанный и изготовленный российским предприятием. Космический аппарат предназначался для осуществления непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации различного направления в системе спутниковой связи и вещания РФ.

 

Космический аппарат связи "Телком-3" создан ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнева" (ОАО "ИСС") в кооперации с российскими и зарубежными предприятиями по заказу индонезийской компании РТ Telekomunikasi Indonesia Tbk (Джакарта). Спутник должен был обеспечить связь и телевизионное вещание в Индонезии и Индокитае.

 

Спутники "Экспресс-МД2" и "Телком-3" были застрахованы в "Ингосстрахе" и "АльфаСтраховании" соответственно, следует из материалов конкурсной комиссии по страхованию данных космических аппаратов. Спутник "Экспресс-МД2" был застрахован на 1,177 миллиарда рублей, а "Телком-3" - на 7,5 миллиона долларов. Оба спутника были застрахованы на период запуска и эксплуатации на орбите

 

С декабря 2010 года - это уже седьмой неудачный запуск, выполненный российской ракетно-космической отраслью.

 

5 декабря 2010 года в результате неудачного запуска в Тихий океан упали сразу три спутника "Глонасс-М". Ущерб достиг 2,5 млрд рублей. Как выяснила специальная комиссия, спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.

 

Следующая авария произошла в феврале 2011 года при выведении на орбиту геодезического аппарата военного назначения "Гео-ИК-2". Ракета-носитель "Рокот" отработала штатно, но на участке работы разгонного блока "Бриз-КМ" разработки и производства Космического центра имени Хруничева произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник "Гео-ИК-2" был выведен на нерасчетную орбиту. В июне было неофициально объявлено о полной потере аппарата.

18 августа ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником "Экспресс-АМ4" стартовала с космодрома Байконур. На участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача на Землю телеметрической информации. В расчетное время аппарат не вышел на связь.

Очередная авария произошла 24 августа, когда ракета-носитель "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс М-12М" стартовала с Байконура. Из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту. Обломки упали на Алтае.

В ночь на 9 ноября с Байконура была запущена российская межпланетная станция "Фобос-Грунт". После отделения от ракеты-носителя "Зенит" на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на отлетную траекторию к Марсу.

Еще одна авария произошла в декабре 2011 года, когда вскоре после старта с космодрома Плесецк на Землю упал космический аппарат связи "Меридиан". Телекоммуникационные спутники нового поколения "Меридиан" выводятся на высокоэллиптическую орбиту с помощью модернизированной ракеты-носителя "Союз-2" и разгонного блока "Фрегат".

Причиной аварии ракеты-носителя "Союз-2.1б" с военным аппаратом "Меридиан" стали неполадки в двигателе.

 

По материалам ИТАР-ТАСС, РИА Новости, "Интерфакс".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Космическую систему «Арктика» построит «Лавочкин»

Химкинское предприятие подписало с Роскосмосом контракт на создание первой очереди системы на 5,368 млрд рублей

Более неудачного исполнителя пожалуй не найти нигде в мире :(

Космические аппараты, созданные в НПО Лавочкина:

 

1 сентября 1988 года — потеря связи с АМС «Фобос-1». Причина — ошибочная команда с Земли, в результате которой возникло отключение рабочего комплекта исполнительных органов системы ориентации, что привело к полету АМС «Фобос-1» в неориентированном относительно Солнца режиме. Восстановить связь не удалось.

 

27 марта 1989 года — потеря связи с АМС «Фобос-2». Достоверно причину определить не удалось, предполагается отказ бортового компьютера (ранее неоднократно дававшего сбои). Восстановить связь не удалось.

«Марс-96» — российская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования Марса. Станция была запущена 16 ноября 1996 с помощью ракеты-носителя «Протон». Из-за отказа разгонного блока станцию не удалось вывести на отлётную траекторию, и она разрушилась при входе в атмосферу Земли через 5 часов после запуска.

 

"Фобос-грунт" АМС была запущена 9 ноября 2011 года, однако в результате нештатной ситуации, когда не произошло расчётного срабатывания маршевой двигательной установки перелётного модуля, межпланетная станция не смогла покинуть окрестности Земли, оставшись на низкой околоземной орбите. 15 января 2012 года АМС сгорела в плотных слоях земной атмосферы.

 

По словам руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина аппарат был запущен без прохождения всех испытаний, так как доделывать аппарат уже не было ни времени, ни средств. ( После 12 лет работы над аппаратом!!!)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Луч-5б пополнил группировку спутников ретрансляторов с помощью Протонона и клятого Бриз-М. Еще 1 спутник и Россия сможет окончательно отказаться от иностранных услуг связи и управления с наземных станций с космическими аппаратами, МКС, Союзами и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Средняя высота орбиты полета МКС увеличена на 1 км с целью уклонения от обломков американского спутника

 

Специалисты подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) ЦНИИМАШ завершили маневр по увеличению средней высоты орбиты полета Международной космической станции (МКС), сообщил представитель ЦУП.

 

По его словам, маневр проводился с помощью двигателей грузового космического корабля «Прогресс М-16М», пристыкованного к станции, с целью уклонения МКС от обломков американского спутника «Иридиум-33» (Iridium-33).

 

«Маневр по коррекции орбиты продолжался 406 секунд (около семи минут). Станции был придан импульс в 0,5 метра в секунду. В результате маневра средняя высота орбиты полета МКС увеличилась на 1 километр», – сказал представитель ЦУП.

 

Он уточнил, что минимальное значение, до которого увеличилась высота орбиты полета станции, должно было составить 408,4 километра, максимальное – 429,02 километра.

 

«Точные параметры, до какого значения была увеличена орбита полета МКС, специалисты смогут сказать позднее», – добавил представитель ЦУП.

 

РИА «Новости»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Операции и эксперименты на Международной космической станции 7 ноября 2012 года

 

7 ноября экипаж российского сегмента (РС) МКС в составе космонавтов Роскосмоса Юрия Маленченко, Олега Новицкого и Евгения Тарелкина проведет тренировку по определению готовности оборудования к срочному покиданию экипажем станции в случае возникновения аварийной ситуации, подгонку противоперегрузочных костюмов «Кентавр», контроль установки датчиков измерителей потока системы обеспечения газового состава, укладку удаляемого оборудования в корабль «Прогресс М-16М», а также проверку герметичности, сушку и укладку на хранение скафандров «Сокол» в корабле «Союз ТМА-05М».

 

На российском сегменте МКС выполняются следующие научные эксперименты:

 

Исследование физических условий в космическом пространстве на орбите МКС:

«Матрёшка-Р» (исследование динамики радиационной обстановки на трассе полёта и в отсеках МКС и накопления дозы в антропоморфном фантоме, размещённом внутри станции) - экспонирование сборок пассивных детекторов.

 

Медико-биологические исследования:

«Биориск» (исследование влияния факторов космического пространства на состояние систем «микроорганизмы – субстраты» применительно к проблеме экологической безопасности космической техники и планетарного карантина) - экспонирование планшетов в модуле «Звезда» и на внешней поверхности МКС;

«Сонокард» (исследование физиологических функций организма бесконтактным методом во время сна в ходе длительного космического полёта) - эксперимент проводит бортинженер-4;

«Хроматомасс-спектр М» (оценка микробиологического статуса человека методом хроматомасс-спектрометрии) – проводится бортинженером-2;

«Взаимодействие» (контроль групповой деятельности экипажа в условиях космического полёта) - проводится бортинженером-4.

 

Космическая биотехнология:

«Биотрек» (изучение корреляции между изменением генетических свойств, продуктивности рекомбинантных штаммов в условиях микрогравитации и воздействием на них тяжёлых заряженных частиц космического излучения) - экспонирование пеналов;

«Бактериофаг» (исследование воздействия факторов космического полёта на бактериофаги) - экспонирование пеналов;

«Лактолен» (определение влияния экспозиции в условиях орбитального полёта на ростовые, генетические и физиологические характеристики штамма-продуцента лактолена) – экспонирование пеналов;

«Кальций» (изучение влияния микрогравитации на растворимость фосфатов кальция в воде) - экспонирование пеналов;

«Женьшень-2» (изучение особенностей развития клеточной культуры женьшеня и других культур в целях определения возможности повышения их биологической активности)- экспонирование пеналов;

«Структура» (исследование физических процессов кристаллизации белков для получения совершенных по структуре монокристаллов белков, пригодных для рентгеноструктурного анализа и расшифровки их структуры в интересах фундаментальной науки, медицины и биотехнологии) - экспонирование укладки с образцами;

«Каскад» (исследование процессов культивирования клеток микроорганизмов, животных и человека в условиях микрогравитации для получения концентрированной биомассы с высоким содержанием клеток, обеспечивающих повышенный выход целевых БАВ) – эксперимент выполняет бортинженер-1, фотографирование - бортинженер-2.

 

Исследование Солнечной системы:

«БТН-Нейтрон» (изучение потоков быстрых и тепловых нейтронов) - автоматический режим.

 

Геофизика и околоземное космическое пространство:

«Всплеск» (мониторинг сейсмических эффектов - всплесков высокоэнергичных частиц в околоземном космическом пространстве) – автоматическая регистрация;

«Ураган» (экспериментальная отработка наземно-космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф) - наблюдение и фотосъёмка

 

Технические исследования и эксперименты:

«СЛС» (отработка аппаратуры и демонстрация российской технологии приёма-передачи информации по космической лазерной линии) – запись информации;

«Выносливость» (исследование влияния факторов космического пространства на характеристики механических свойств материалов космического назначения) - экспонирование образцов.

 

Дистанционное зондирование Земли:

«Экон» (экспериментальные исследования по оценке возможностей использования российского сегмента МКС для экологического обследования районов деятельности различных объектов) - наблюдение и фотосъёмка.

 

Физико-химические процессы и материалы в условиях космоса:

«Плазменный кристалл» (исследование плазменно-пылевых кристаллов и жидкостей в условиях микрогравитации) – проводит бортинженер-4.

 

Образование и популяризация космических исследований:

«МАИ-75» (организации персональных коммуникаций между пользователями на Земле и информационными ресурсами внутри МКС; использование стандартных протоколов сети Интернет для обращения к информационным ресурсам внутри МКС; включение в учебный процесс вузов аэрокосмического профиля информационных и телекоммуникационных ресурсов, полученных в процессе проведения эксперимента) - эксперимент выполняет бортинженер-1.

 

На МКС работает экипаж 33/34-й длительной экспедиции в составе командира Саниты Уилльямс (НАСА), бортинженеров, Олега Новицкого(Роскосмос), Евгения Тарелкина (Роскосмос), Кевина Форда (НАСА), Юрия Маленченко (Роскосмос), Акихико Хошиде (ДжАКСА).

 

Пресс-служба Роскосмоса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Космическая Одиссея - 2012

 

 

Роскосмос впервые в истории провел в Сколково открытые дебаты по проекту "Стратегии развития космической деятельности в России до 2030 года". "Огонек" решил выяснить, как формируется в России космическая политика

Если вспомнить пушкинское определение "гений, парадоксов друг", то у авторов "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года" просматриваются все признаки гениальности. И это естественно: парадокс заложен в самой природе документа, призванного соединить в единую формулу такие несопоставимые вещи, как научный поиск и соображения государственного престижа. Почему? Да потому что спустя полвека после полета Гагарина отечественная, а вместе с ней и вся мировая космонавтика уперлась в технологический тупик, пытаясь найти ответ на вопрос: зачем сейчас человеку вообще лететь в космос?

 

Ну, то есть всем понятно, зачем летел в космос Гагарин — хотелось понять, возможно ли человеку попасть в космос. Хотелось своим глазами увидеть бездну звезд, попробовать невесомость, посмотреть, как будет вести себя человеческий организм в экстремальных условиях. И вот за 50 лет непрерывных исследований и экспериментов ученые нашли ответы практически на все эти вопросы. По большому счету, сегодня космонавты на орбитальной станции выполняют единственную задачу — демонстрируют присутствие человека в космосе, потому что исследовать на орбите уже совершенно нечего, а со всеми практическими задачами куда лучше справляется автоматика.

 

Но, с другой стороны, и отказаться от полетов в космос совершенно невозможно — любого чиновника, посмевшего усомниться в правильности освоения космоса, сразу же запишут в предатели национальных интересов страны.

 

Более того. При обсуждении концепции "Стратегии" в правительстве больше всего споров вызвали не практические вопросы, а именно политическая преамбула документа. Так, если авторы поставили перед Роскосмосом задачу "обеспечить России место в тройке космических держав", что уже само по себе, будем реалистами, довольно амбициозно, то правительственные чиновники заставили все переписать. Какое такое третье место?! Отныне определение миссии Роскосмоса звучит так: "Закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности". Авторов поправки не смутила даже оговорка о том, что достижение Россией мирового космического господства возможно лишь с использованием зарубежной электронной компонентной базы в начинке наших спутников по той простой причине, что отечественной электроники аналогичного класса просто не существует. Согласитесь, лидер космической отрасли без собственной электронной промышленности — это нонсенс, который, впрочем, тоже никого не смущает. Что значат эти мелочи по сравнению с грандиозными планами покорения соседних планет?

 

Луна или Марс

 

Главный вопрос любой пилотируемой космической программы: куда летим? Вариантов, собственно, всего два: Луна или Марс. И выбор между этими планетами вовсе не так прост, как может показаться непосвященному человеку.

 

К примеру, американцы выбрали Марс, что и было зафиксировано в перспективной программе НАСА, одобренной президентом США Бараком Обамой в апреле 2010 года. В частности, к 2015 году в НАСА должны разработать новую тяжелую ракету-носитель для пилотируемых полетов в дальний космос, а к 2025 году запланирована и отправка экспедиции на Красную планету. Осуществима ли эта программа — еще очень большой вопрос, потому что и НАСА стало заложником политической ситуации. Дело в том, что до Марса очень долго лететь — более года. Причем нужно не только долететь, но еще и успешно приземлиться, вернее, "примарсианиться", а потом снова взлететь и успешно вернуться назад. Задача сверхсложная. Поэтому американские ученые предлагают не спешить с полетом на Марс, а для начала потренироваться на Луне, совершив туда еще хотя бы один полет. Но в том-то и дело, что для политического руководства США освоение Луны неинтересно — это пройденная тема, отработанный материал. К тому же если НАСА потратит деньги и время на лунную экспедицию, то это значит, что в ближайшие 10 лет к Марсу они точно не полетят, ни одному государству в мире не потянуть оба проекта сразу. Ну а это уже риск того, что в гонку за Красную планету могут вступить другие государства, к примеру тот же Китай. Поэтому американцы и решили сразу поставить на Марс. Впрочем, это не окончательное решение — вряд ли среди политиков в США найдется хотя бы один, кто рискнет взять на себя ответственность за отправку экспедиции с билетом в один конец. Так что планы НАСА могут быть и пересмотрены.

 

Иное дело Россия. Наших космонавтов на Луне еще не было, поэтому посещение естественного спутника Земли станет убедительным доказательством триумфа российской науки. И, как заявил начальник управления стратегического планирования Роскосмоса Юрий Макаров, именно Луна выбрана в качестве главной цели российской космонавтики — полет уже запланирован на 2030 год. И это не просто слова. В 2015-м заканчивается срок действия нынешней Федеральной космической программы, в следующем году начинается обсуждение и формирование нового трехлетнего бюджета на 2013-2016 годы, так что при принятии новой программы финансирования космических исследований правительство будет опираться именно на предложения, записанные в "Стратегии".

 

Однако давайте сначала вспомним, что это уже не первая попытка человечества покорить наш естественный спутник. И в США, и в СССР были свои лунные программы, весьма, кстати, успешные, достаточно лишь вспомнить наши луноходы. Но после того как американские астронавты за шесть экспедиций привезли на Землю более 3 центнеров лунного грунта, все программы по изучению нашей соседки были закрыты как бесперспективные. И даже в Федеральной космической программе России на 2006-2015 годы о Луне не сказано ни слова, а в качестве перспективной цели обозначен полет на Марс. Почему же Россия вновь заинтересовалась Луной? Однозначного ответа на этот вопрос нет, возможно, Луну вновь сделал модной экс-президент США Джордж Буш-младший, мечтавший добывать термоядерную энергию из лунного гелия-3; возможно, причины следует искать в сообщениях об обнаружении на Луне запасов льда. Может быть, Роскосмосу интересна не сама Луна, а лишь проект по ее освоению, способный стать настоящим локомотивом для вытягивания из долгостроя другого проекта — по строительству космодрома "Восточный" вблизи поселка Углегорск Амурской области.

 

Что нам стоит космодром построить?

 

Для покорения Луны нужна прежде всего новая сверхмощная ракета — все расчеты показывают, что у нынешней ракеты "Союз-ФГ" просто не хватит топлива, чтобы забросить корабль до орбиты нашего естественного спутника. Нужна ракета с двукратным запасом топлива, то есть в два раза большая по высоте и ширине, чем "Союз". Не менее 9 метров в диаметре, как говорят специалисты. Но современное российское ракетостроение вовсе не случайно заточено под производство топливных баков диаметром не более 4 метров — такова ширина железнодорожного вагона, а ведь именно по железной дороге везут готовые ракеты-ступени с заводов-изготовителей на космодром Байконур. И более широкий бак просто не влезет в вагон. Поэтому его придется делать в непосредственной близости от космодрома. Но легко сказать "делать" — на практике это означает перенос на Дальний Восток огромных предприятий, проектных институтов и испытательных лабораторий, а самое главное — научных кадров. При этом возникает масса вопросов: а где размещать эти самые производства? Где будут жить специалисты? Где взять этих самых специалистов и простых рабочих, которых и так в космической отрасли недобор?..

 

Зато именно лунный проект поможет завершить наконец строительство космодрома "Восточный", который уже стал символом долгостроя. Конечно, Казахстан в прошлом году продлил договор по аренде космодрома Байконур до 2050 года, но все российские эксперты считают, что собственный космодром России необходим.

 

— За аренду Байконура мы платим 115 млн долларов в год,— говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.— В случае аварий Казахстан с нас требует значительных компенсаций, что не всегда справедливо.

 

На новый космодром решено денег не жалеть. Так, в бюджете предусмотрено, что на создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома будет в этом году выделено 7,9 млрд рублей. В следующем году — еще 12,9 млрд, а в 2014-м —25,4 млрд рублей. Прибавьте сюда еще 92 млрд рублей на разработку перспективной пилотируемой транспортной системы, той самой сверхтяжелой ракеты для полета на Луну. Зато именно с развитием космодрома "Восточный" Роскосмос и связывает все перспективные планы освоения космоса — в "Стратегии" так и записано, что в течение ближайших 10 лет Россия должна увеличить долю запусков космических аппаратов с территории России с нынешних 25 до 90 процентов, что на практике означает сворачивание большинства программ на Байконуре.

 

9dfc844e76e77e6976212ce9301f7173.jpg

 

Цена реформы

 

Разумеется, самый интересный вопрос: кто будет осваивать эти "лунные" деньги? Прежнее руководство Роскосмоса для реализации подобных масштабных проектов предполагало создавать вертикально интегрированные структуры. К примеру, Центр Хруничева делает "Протоны", и в его холдинг объединены все предприятия, завязанные на их выпуск. А для лунного проекта можно было бы объединить в холдинг ракетно-космическую корпорацию "Энергия" и НПО Лавочкина. Но нынешний глава Роскосмоса Владимир Поповкин практически остановил реформирование ведомства.

 

— На первом этапе такая схема холдингов выглядела вполне оправданной,— заявил Владимир Поповкин на совещании в Сколково.— Но сейчас у нас уже есть 13 вертикально интегрированных структур. И дальнейшая интеграция может быть вредной, потому что при такой схеме одна научная школа будет поглощать другую.

 

Несложно догадаться, что речь, конечно, не столько о сохранности научных школ, сколько о предотвращении реформирования самого ведомства. Сам Владимир Александрович уверен: любая перестройка его ведомства пойдет только во вред отрасли, тем более что и идейные сторонники реформ практически не скрывают планов по расчленению этого "монстра, оставшегося с советских времен".

 

— Роскосмос сейчас представляет собой крупную производственную корпорацию, но при этом он же занимается правовым регулированием космической деятельности, сам является заказчиком космических аппаратов, сам проводит конкурсы, сам их производит и сам занимается распространением данных,— говорит Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации (по сути, это некоммерческое партнерство представляет целую отрасль крайне доходных сегодня геоинформационных услуг).— О какой конкуренции и эффективности здесь можно говорить? Это тормоз для развития любой инициативы извне.

 

Больше всего сторонники реформ заинтересованы в изъятии у Роскосмоса права на нормативно-правовое регулирование отрасли, согласно действующему законодательству, все желающие работать в области космической связи или сотрудничать с производителями космической техники и материалов должны пройти в Роскосмосе сертификацию и получить лицензию. Понятно, почему это устраивает не всех предпринимателей. Но Владимир Поповкин намерен отстаивать интересы своего ведомства любой ценой.

 

— Вы хотите разделить Роскосмос и отдать его под Минпромторг?! — риторически спросил он оппонентов.— И вы думаете, что космос как отрасль у нас останется? Ничего подобного! Будет то же, что с авиацией.

 

В итоге в тексте "Стратегии", несмотря на все обещанные преобразования в области космонавтики, пока нет ни слова о реформировании самого космического ведомства.

 

—А зачем реформировать ведомство, которое и так нормально работает? — пожимают плечами представители Роскосмоса.— В конце концов у НАСА не менее централизованная структура, оно даже определяет приоритеты в научных исследованиях и само указывает, куда им хочется полететь, а у нас этим занимается Академия наук. Так что это еще вопрос, где больше демократии...

 

Пряники для науки

 

Зато в предложениях от Российской академии наук четко прописаны те пряники, которые получит российская наука от Роскосмоса, если, конечно, все пойдет по плану. Самый главный пункт: количество запусков по фундаментальным космическим исследованиям должно составить до трех в год, тогда как в 2006-2011 годах производился один "научный" запуск в два года. Планов — громадье. В частности, на первом этапе, который начнется в 2014-2015 годах, спутник Земли станут исследовать зонды "Луна-Ресурс" и "Луна-Глоб". Далее на наш искусственный спутник будут десантированы новые луноходы — "Луноход-3" и "Луноход-4", которые возле полюса соберут капсулы с лунным льдом и отправят их на Землю. Не мене важное место в программе занимает исследование Солнца - планируется запустить четыре спутника-близнеца "Резонанс", которые будут исследовать магнитосферу Земли и влияние солнечной плазмы на климат. Другой проект по изучению солнечно-земных связей — "Интергелиозонд", который будет исследовать гелиосферу и влияние солнечных циклов активности на дела земные. Разумеется, не забыты и исследования Юпитера, астероидов и все того же Фобоса, ставшего символом позора нынешней космонавтики, все руководители отрасли считают делом чести повторить попытку получить драгоценный грунт с этой каменюки.

 

Выполнима ли эта программа, мы узнаем, увы, не ранее 2030 года. Пока же все эти планы напоминают об известной байке про Ходжу Насреддина и осла, которого тот за два мешка золота и за 20 лет взялся научить говорить.

 

Опубликовано в журнале "Огонёк", №15 (5224), 16.04.2012:

http://www.kommersant.ru/doc/1911935?themeid=1236

Автор - Владимир Тихомиров

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Пианино за полёт

 

В эти дни мы отмечаем 55 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли. Это событие стало самым значимым в мире в 50-е годы, затмив даже смерть И.В. Сталина, войну в Корее и Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

Старт первого искусственного спутника Земли в 1957 году был перенесен с 5 на 4 октября, потому что Сергей Королев прочел заметьте - в газете, сообщение о том, что на 5 октября намечен запуск американского спутника. В результате у советских ученых все получилось, а у американцев эксперимент завершился неудачей. Газеты всего мира писали о спутнике, появилось очень много продукции с маркой «Спутник», композиторы слагали песни, радиостанции много раз повторяли простой сигнал «Бип-бип» с орбиты.

История покорения космоса - летопись исключительного героизма и готовности пожертвовать собой ради человечества. Но подвиги совершают люди, а значит, без курьезов и необычных историй не обошлась даже эта возвышенная часть истории Земли. Представляем самые оригинальные случаи, которые приключились на пути человечества к неизведанному.

Белка и Стрелка были далеко не первыми собаками, полетевшими в космос. Экспериментами, в которых участвовали мыши, крысы, мухи и прочая живность, было достаточно много. Но, как выяснилось, быть первооткрывателями хотели не все представители фауны. Например, в 1951 году пес по кличке Смелый попросту сорвался с поводка и убежал подальше от опасной ракеты.

Первый полет человека в космос был настолько засекречен, что отец Юрия Гагарина Алексей Иванович едва ли не последним в стране узнал о том, что именно его сын первым покорил небесное пространство. Когда деревенский паромщик рассказал ему о полете майора Гагарина, Алексей Иванович не поверил, что это был его сын.

В условиях тотального дефицита своевременным было закрытое Постановление Совмина: «...признать необходимым подарить от имени Правительства СССР Гагарину Ю. А. и членам его семьи автомашину «Волга», жилой дом, мебель и экипировку... спальни, столовой, детской, кабинета, кухни.

..Телевизор «Рубин». Радиола «Люкс». Стиральная машина. Холодильник. Пылесос. Ковровые дорожки. Пианино. Постельное белье - 6 комплектов. Одеяла - 2 шт.». Что и говорить, слетать в космос было подвигом, а достать обувь - тоже.

Первый космонавт планеты смело бороздил космическое пространство и уверенно чувствовал се-

бя за штурвалом самолета, но никак не мог привыкнуть к земному транспорту. Первое время после полета и вовсе предпочитал сидеть на пассажирском сидении, а когда сел за руль, не раз портил нервы другим участникам движения.

В авариях Ю.Гагарин побывал и на подаренной ему «Чайке», и на той самой 21-й «Волге», которая и поныне стоит под стеклянным колпаком в мемориальном музее в городе Гагарине. Но куда больше покорителю высот нравилась подаренный ему в 1965 году и похожий на

космический аппарат французский автомобиль Матра. Ю.Гагарин так его любил, что предпочитал на нем не ездить, а хранить в гараже. По данным различных источников, этот автомобиль находится теперь в частной коллекции в Литве.

Стала легендой и встреча Юрия Гагарина с королевой Великобритании Елизаветой II. По рассказам участников встречи, на приеме в Букингемском дворце Юрия Алексеевича смутило большое количество столовых приборов, он не знал, какими и когда пользоваться. Гагарин нашелся и предложил участником приема есть «по-русски», взял самую большую ложку и положил салат себе в тарелку.

Космонавта поддержала королева и, сказав: «Господа, давайте есть по-гагарински», - тоже стала есть большой ложкой. А потом королева и вовсе призналась Юрию Гагарину, что и сама не знает, как пользоваться всеми приборами: «Мне лакеи подают, какой нужно». Королева была очарована первым космонавтом Земли и до сих пор любит вспоминать об этой встрече.

Валентина Терешкова была внесена в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой быстрой женщины Земли за полет 16 июня 1963 года: за 2 дня 22 часа 50 минут ее «Восток-6» пролетел 1 971 000 километров. Сам орбитальный полет специфически влияет на организм, тем более женский. Например, на Земле в организме происходит около 200 процессов, а в космосе нет гравитации и начинаются неуправляемые процессы, к которым нужно привыкнуть и отрегулировать. И у человека возникают изменения, которые он воспринимает негативно. Тем более, если самый длинный полет в космос по времени составил около 400 суток.

Советско-американское соперничество в космосе отразилось и в анекдотах. После полета американцев на Луну в 1969 году появилась шутка, что политбюро предложило советским космонавтам отправиться на Солнце. А чтобы не было жарко, полет должен состояться ночью.

Один из самых известных американских анекдотов связан опять-таки с высадкой на Луну. Якобы помимо знаменитых слов про маленький шаг, ставший огромным шагом для всего человечества, Нил Армстронг пожелал успехов некому мистеру Горски. Якобы в 1995 году Н.Армстронг дал интервью, в котором рассказал историю, как в подростковом возрасте подслушал разговор соседа - мистера Горски с его женой. Последняя во время ссоры заявила, что выполнит свои супружеские обязанности только в том случае, если соседский мальчишка (т.е. Армстронг) окажется на Луне... Заметим, что в НАСА эту байку предпочитают опровергать, зато рассказывают много анекдотов о русских и тех иностранцах, которые летали с ними вместе на орбиту - те никак не могли привыкнуть к некоторым русским обычаям: например, нарушать режим, употребляя спиртное, тайно присланное в посылке на борт орбитальной станции.

Впрочем, не менее веселая шутка получилась у американца Оуэна Гарриота, который летал в космос в 1973 году. Перед полетом он записал на диктофон несколько фраз своей жены. В один прекрасный момент Центр управления полетами в Хьюстоне услышал не космонавтов, а миссис Гарриот. На вопрос шокированного офицера, что она делает на космическом корабле, голос ответил: «Да я тут решила зайти, ребятам поесть принести. Да не беспокойтесь, все свежее». Заметим, что видеосвязи с космонавтами тогда не было.

Советские исследования Луны ограничились отправкой на спутник луноходов. Вторая версия необычного космического аппарата оказалась наиболее удачной и передала на Землю более 80 тысяч снимков лунной поверхности. Но потом луноход пропал. Лишь спустя 37 лет его на снимках нашел канадский ученый, исследовавший последние фотографии с Луны.

Научные эксперименты в космосе редко имеют прикладной характер. Тем больше были потрясены ботаники, когда Владимир Ляхов и Валерий Рюмин показали выращенный в оранжерее на станции «Мир» огурец. Позже космонавты признались, что овощ забрали с Земли.

За долгие годы работы в космосе было потеряно огромное количество вещей. Одним из самых больших «случайных» спутников Земли стала сумка с инструментами. Ее потеряла американка Хайдемария Стефанишен-Пайпер во время полета на «Эндевор» в 2008 году.

А вот затопление космической станции «Мир» в Тихом океане в 2001 году вызвало настоящую панику во многих странах мира. В Париже, Лондоне боялись, что знаменитая станция упадет прямо на головы людей. Всемирной истерикой воспользовались мошенники, которые спустя считанные часы после затопления «Мира» уже продавали ее обломки на электронных аукционах.

Сейчас в Украине не стоит задача отправить человека в космос. Готовят - не бесплатно, в России, в НАСА в США - там прошел 1 год подготовки первый украинский космонавт Леонид Каденюк; в Китае тоже начали готовить космонавтов. Для того, чтобы полететь украинцу в космос несколько лет назад надо было заплатить около 20 миллионов долларов, сейчас сумма увеличилась. Но Каденюк тогда полетел бесплатно, так как было составлено специальное соглашение между президентами Кучмой и Клинтоном.

 

Комментарий редакции:

 

В любом случае, космонавт - профессия романтическая. Каждый из нас, глядя на звёзды, нет-нет да и подумает о том, как бы взглянуть из космоса на нашу планету. И сделать снимок мобилкой - вот это я на фоне Земли!

 

А.Зюнькин "Интересная газета. Загадки цивилизации" №20 2012 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...

Подписан рекордный бюджет отечественной космонавтики / Космонавтика

 

Подписанный Владимиром Путиным закон о бюджете на 2013 год предусматривает рекордные инвестиции в космические программы, ГЛОНАСС и космодромы.

 

Основное финансирование в рамках Федеральной космической программы (ФКП) составит в следующем году 128,3 млрд рублей (122,8% к предыдущему году). Это, однако, ниже цифры в паспорте ФКП — там напротив 2013 года проставлена сумма 133,6 млрд рублей.

 

Разницу в пять с лишним миллиардов рублей между паспортом ФКП и утвержденным бюджетом на следующий год в Роскосмосе принципиальной не считают, имея в виду коррективы, которые космическое агентство планирует внести в программу. По данным "Известий", проект изменений в ФКП предусматривает вынос за рамки действующей программы запусков в общей сложности 20 космических аппаратов: «Марс-НЭТ», «Меркурий-П», «Венера-Д», «Спектр-РГМ», «Спектр-УФМ», «Гамма-400», «Бион-2», «Экспресс-АМУ», «Луч-4», несколько «Гонцов-М» и других. Вместо них в ФКП включены 10 спутников: «Экспресс-AM4R», «Луч-5В», «Арктика-М», два аппарата «Метеор-М», «Электро-Л», «Ресурс-П», два аппарата «Обзор» и «Ломоносов» (последний под вопросом).

Читайте также: Завершены испытания антенн космического телескопа "Спектр-УФ"

 

Также Роскосмосу удалось настоять на увеличении ассигнований по Федеральной целевой программе ГЛОНАСС — второй по объему российской космической программе. Этим летом Минфин предлагал заморозить расходы по ГЛОНАСС на уровне 2011 года — это 19,3 млрд рублей плюс дефлятор. Так, в 2013 году на ГЛОНАСС планировали выделить 20,6 млрд рублей, в 2014-м — 22,2 млрд рублей, в 2015-м — 23,7 млрд рублей. Это значительно меньше того, что просил Роскосмос и что написано в паспорте ФЦП по ГЛОНАСС. В итоговом варианте бюджета цифры другие: 21,6 млрд рублей на следующий год, 23,2 млрд рублей на 2014-й и 50,3 млрд на 2015 год.

 

Основную часть третьей космической ФЦП — «Развитие российских космодромов» — составляет бюджет на создание инфраструктуры для космодрома Восточный в Амурской области. Здесь речь идет о дорогах, домах, линиях электропередачи, аэропорте и т.д. — космические объекты финансируются по линии ФКП. На космодромы Роскосмосу также удалось получить больше денег, чем готов был выделить Минфин: на 2013 год зарезервировано 19,9 млрд рублей (из них на Восточный 13 млрд рублей), на 2014-й планируется 29,1 млрд рублей (25,6 млрд), на 2015-й — 35,1 млрд рублей (31,3 млрд).

 

В сумме на все космические программы в 2013 году федеральный бюджет выделит 169,8 млрд рублей, это примерно $5,5 млрд. К 2015 году суммарные расходы России на космос планируется увеличить до 199,2 млрд рублей.

 

http://www.spacecorp.ru/press/branchnews/item5598.php

http://www.sdelanounas.ru/blogs/26019/

 

Центр Хруничева закончил сборку нового модуля "Наука" для МКС / Космонавтика

 

Специалисты Центра имени Хруничева завершили сборку многофункционального лабораторного модуля "Наука" (МЛМ) для Международной космической станции (МКС) и отправили его для дальнейших испытаний в РКК "Энергия", сообщает пресс-служба центра.

 

"Завершены работы по изготовлению и сборке летного изделия многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) для Международной космической станции. В ночь с 6 на 7 декабря модуль был отправлен в РКК "Энергия" для дальнейших электрических испытаний бортовых систем", — говорится в сообщении.

 

Специалисты Центра Хруничева отвечают за функционирование корпуса модуля, его двигательной установки, системы терморегулирования и системы пожарной безопасности. Кроме того, в зону их ответственности входит адаптация МЛМ к ракете "Протон" и запуск его на орбиту, который планируется на март 2014 года.

 

В настоящее время в состав российского сегмента МКС входят пять модулей — служебный модуль "Звезда", функционально-грузовой блок "Заря" (формально является американским, поскольку создавался на средства США), стыковочный отсек "Пирс", малый исследовательский модуль "Поиск", малый исследовательский модуль "Рассвет".

 

Изначально запуск МЛМ был запланирован на первую половину 2011 года, однако затем этот срок неоднократно переносился.

 

Создание МЛМ началось в 1995 году, одновременно с созданием ФГБ "Заря" — первого модуля МКС. Модуль "Наука" на базе ФГБ-2, как планируется, будет пристыкован к стыковочному узлу модуля "Звезда".

 

Занимающий сейчас это место стыковочный отсек "Пирс" будет затоплен. В модуле будут оборудованы три универсальных рабочих места для космонавтов. В нем будет шлюзовая камера и санузел, а на внешней поверхности — европейский манипулятор ERA. Масса модуля при старте составит 20,3 тонны, масса научной аппаратуры — до трех тонн.

 

http://ria.ru/science/20121207/913777791.html

http://www.sdelanounas.ru/blogs/26043/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...