Перейти к содержанию

Астраханское казачество


Cypraea

Рекомендуемые сообщения

напомни честному сообществу, сколько бравых казаков-контрактников, доблестно драпануло из батальона Ермолова после первого же боя по своим станицам? Четверть? Треть?

Давай,давай рассказывай,раз начал.Заодно расскажи про причины,сподвигнувшие их на это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давай,давай рассказывай,раз начал.Заодно расскажи про причины,сподвигнувшие их на это.

Я знаю факт. А причины... ну если ты сможешь дать внятное объяснение дезертирства доблестных казаков, то с удовольствием его узнаю. А то как-то, ваши экскурсы в славное историческое прошлое уже оскомину набили.

 

И да. Насчёт давать - это к жене. Повежливее пожалуйста.

 

---------------------------

ATV, а это ты часом не меня в тролли записал?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Традиция празднования Рождества Христова у казаков

Собрано и отредактировано есаулом Лях А.П.

 

Казаки всегда праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. У казаков существовало поверье, о том, что в Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество славить Христа (колядовать) – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти.

 

К Рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки.

 

У казаков канун «Старого Нового года», тринадцатого января, – считался "щедрым вечером". В этот вечер варили вареники и ходили "щедровать". Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькой, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая. Обычай "щедровать" по сей день сохранился во многих донских станицах. До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски – это и есть "щедровщики".

 

В святочные дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Если речь шла о семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не приносили с собой. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами...

 

 

 

У нас, казаков в канун великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

 

С первой звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа) после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

 

А в Сибири, например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком – вертепом. В нем с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены, относящиеся к Рождеству Христову. На Руси этот обычай развился в театрализованные кукольные представления, которые назывались «вертепные». Эти представления пользовались необычайной популярностью у детей и взрослых.

 

На Рождество, 7 января, маленькие казачата ранним утром ходят по дворам «Христославят». Конечно, многие дети не знают текстов целиком, многое уже придумывают сами, но сам процесс обряда им интересен и значим.

 

«Рождество Твое, Христе Боже наш!

Возсия мирови свет разума

В нем бо звездам, служащим звездою учахуся

Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока.

Господи, Слава Тебе!

Дева дни присущному рождается и земле и вертепе премощному

Приносят ангелы с послами слово словят,

А волхвы со звездою путешествуют.

Нами Бог ради родился от рачи ладом предвещий Бог!

Здорово ночевали, с праздничком, с Рождеством Христовым!»

 

После пропетой песенки, какой казачек побойчее добавляет:

 

«Христос рождается, а бабушка догадается

Залезет в сундущек, достанет пятащек!»

 

Здесь сразу видно, что христославная песенка, целиком, без изменения пришедшая от взрослых к детям, передававшаяся ранее от детей одного поколения к детям другого поколения. Поэтому, некоторые слова, им непонятные, произносятся невнятно, механически.

 

Вот, что пишет Г. Астапенко в своей книге о Рождестве на Дону: «Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В.Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был заплатить. Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то они говорили:

 

«Я маленький хлопчик

Принесу Богу снопчик.

В дудочку играю, Христа забавляю.

А вы люди знайте, копеечку дайте

И курочку, петушка и пшенички два мешка».

 

«Чем же вы берете?» – спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернуться люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!» Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню: «Да радуйтесь земли, веселитесь люди – Сын Божий народился!».

 

8 января на Руси – праздник повивальных бабок и рожениц, так называемые «Бабьи каши». «Во многих местах, после празднования Рождества Христова, казаки, имеющие детей, с казачьками вечером ходят к повивальной бабке и приносят ей водку, харч, блюда пирогов или блинов и всякой всячины» – так поясняет автор А.Ф. Некрылова, составитель русского земледельческого календаря «Круглый год». По поводу праздника «Бабьей каши» жительница станицы Давыдыч А.А. (1935 г.р.) сообщила, что повитуха – женщина, помогающая при родах, была в станице лицом совершенно особым. В ней нуждались. Скольким людям она помогла появиться на свет, скольких женщин спасла. Какая она была? Что в ней было особенного? Почему женщина становилась повитухой? Сама она была, как правило, бездетной. Или овдовела рано, или по другой какой причине. Каждый год на второй день Рождества у нее собирались женщины, родившие в прошлом году и те, кто был ранее, чтобы потолковать о своих «бабьих делах». Гостьи идут со своей «кашей» – так называют угощенье и небольшой подарок для повитухи. Забот-то у женщин всегда невпроворот, зато этот день был их: женщины гуляли и напивались до такой степени, что пришедшие за ними мужья буквально растаскивали их по домам.

 

Самое веселое время – Святки. Они наступают после Рождества Христова и длятся – до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и развлечениями. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. Хотя само название этих дней – «Святки» – говорят о святости этого радостного для христиан события. Существовало поверье, всю Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам, пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество (со звездой) славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто рядился на Рождественские вечера, должны были, очистится купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.

 

К Святкам люди готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играни в разные игры, пели песни и частушки.

 

Накануне «Старого Нового года», тринадцатого января – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать. Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в донских станицах. До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски – это и есть щедровщики. В этот вечер они ходят от дома к дому, поздравляя станичников. Описанные щедровки Г. Астапенко в своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков» на примере станицы Старочеркасской во многом схожи с Раздорскими щедровками:

 

Во леску, леску, на желтом песку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Блудили блудцы, семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер

Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам

 

(после каждой новой строчки – повторение «Святой вечер...»)

 

Вынеси скамеечку, на нашу семеечку

Вареников блюдку да маслица глудку

А муж хвалится вороным конем, перед королем

А жена хвалится лисьей шубою, перед Любою

А сын хвалится луком стрелками, перед девками.

А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.

 

На Дону гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть самого разнообразного цвета – и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый – бедняк.

 

Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посовать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

 

Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,

В поле стогами, у вас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.

С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!

 

В святочные дни станичники ходили, друг к другу в гости, если речь идет о семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки, арбузы и т.д. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол ставили хозяева, к которым пришли кумовья. Каждый вечер развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами. У молодого населения станицы святочные вечера практически не отличались от взрослого сценария, но только темы посиделок и игр были другими. Такие игры в станице назывались «целовальные». Суть этих игр сводилась к подбору пар, их правила отличались демократичностью, т.е. равноправие в плане выбора, как парня, так и девушки. В процессе этих игр формировались пары по взаимоинтересам. Одну из таких игр станицы Раздорской, которая называется «А я золото хороню...» я приведу в пример. В святочные праздничные вечера молодежь собирается в доме своего сверстника по разрешению его родителей и располагается в самой большой комнате куреня – зале. Рассаживались совершенно произвольно и самый активный из молодежи начинает игру, выходя на середину комнаты. У игроков руки сложены «лодочкой», ведущий берет колечко, кладет между ладошками и под исполнение песни (которую исполняют сами участники или старшие, которые обязательно должны находиться во время посиделок) «А я золото хороню, хороню, перхараниваю. Чисто серебро привораживаю, привораживаю...» подходя к каждому, опускает свои сомкнутые ладошки с колечком в «лодочку» каждого участника и незаметно кладет колечко участнику противоположного пола. Дойдя до конца, пение заканчивается и на центр комнаты выходит ведущий и его избранница. Выбранная участница должна поблагодарить ведущего поцелуем в губы и отдать колечко своей подруге. Следующий кон ведет девушка, выбирая себе избранника, тем же методом. Выбранная пара участие в этой игре уже не принимает.

 

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением. Вечер накануне Крещения назывался крещенским сочельником или вторым сочельником, а так же канун Богоявления, голодная кутья. В этот день, как и в Рождественский сочельник не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки, ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная». А вот, что пишет автор-составитель народного земледельческого календаря А.Ф. Некрылова: «По свидетельству корреспондента «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864 год, канун Богоявления назывался также «Свечками». «Во время вечерни женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время родов. Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с водой, причем, когда зажигают сии последние, стараются, как можно больше накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали, и капли воску упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть ее в сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши, домой, тотчас отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют ее там, в сосуде до выставки пчел на пасеку».

 

В старину на Руси крещенский вечер был очень значим для народа. Существует очень много разнообразных поверий, примет, обычаев. Считалось, что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий. На Дону существовал обычай – в крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках. В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, кутьей, варениками.

 

Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.

 

По традиции, накануне большого зимнего праздника жители городов, сел, станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны, были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно на кануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, ни только не заболеет, но и будет здоровым целый год.

 

Особенно в эти дни веселились дети. На Крещение, как правило, всегда были сильные морозы, так называемые «Крещенские морозы», но детей это никогда не пугало. Дети радовались праздникам, снегу и льду, который сковывал реки. Выходя с утра на улицу, дети выносили лыжи, санки, да не просто санки, а целые сани. Затаскивали их на гору, садились целой гурьбой и с громкими криками и свистом катились вниз с горы, заражая своим весельем взрослых, и, конечно же, к вечеру место в санях занимали взрослые. На Дону, на льду, для детей устраивали каталки, для чего в лед вбивали кол и на него ставили колесо от телеги, к которому на оглобли привязывали санки. Несколько человек крутили палку с колесом, и санки вихрем носились по льду. Одним из любимых развлечений на льду было катание на коньках. Вот что пишет о коньках М. Муравьева в своей статье о забавах на Святки «Коньки, катание на санях, ласы»: «Самым древним конькам – 3200 лет. Они сделаны из кости. Археологи нашли их около Одессы. На раскопках среди домашней утвари они почти всегда находили коньки. В XIV–XV веках появились деревянные коньки с железными полозьями. А в XVII–XVIII веках стали делать коньки полностью металлическими, тогда же они и попали в Россию. Люди очень любили эту полезную забаву. Но до Петра I не соревновались в скорости, не демонстрировали красоту фигур. Эту традицию государь привез из Голландии».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОСОБЕННОСТИ КАЗАЧЬИХ ОБРЯДОВ НА СВЯТКИ

Собрано и отредактировано есаулом Лях А.П.

 

Церковные праздники казаки отмечали совместно. Почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни. На престольные праздники (в честь святых, имя которых присвоено данному станичному храму) по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него, кроме станичных припасов рыбы и мяса, сносилось все, что у кого есть, самое вкусное. После общего обеда казаки разбивались по ватагам и праздновали по домам три дня. Существовал и обычай приглашать компанию стариков в дом для угощения. При этом просящий шел по улице перед компанией без шапки и выговаривал: "Прошу покорно, любящие гости!" Угощали от души.

 

Основные циклы календарных обрядов распределялись по временам года и были связаны с дохристианскими общеславянски-ными верованиями, православным календарем и циклом сельскохозяйственных работ: началом и окончанием жатвы, выгоном скота и т. п.

 

СОЧЕЛЬНИК И СВЯТКИ

 

Основные циклы зимних обрядов донцы приурочили к святкам (зимнему солнцевороту, т. е. солнцестоянию), длившимся от Рождества Христова до Крешения, включая и Новый год (т. е. ныне с 7 по 19 января). Под праздник Рождества Христова, в свят вечер (6 января по новому стилю) в домах не ели до "первой звезды". В этот вечер девушки-казачки, собравшись группами, ходили под окнами и распевали колядки - специальные песни. Дети носили по домам своих родственников "вечерю" - обрядовое блюдо, представляющее собой кашу из пшеницы (кутью постную) с медом и взваром (Взвар - компот, сушенные плоды и ягоды, вареные и подслащенные изюмом или медом), за что им вручали подарки. В день Рождества (7 января) дети расхаживали по станице с импровизированной звездой, манили Христа, получая за это деньги или хлеб.

 

В ряде станиц существовал специфический рождественский обряд - "бабья каша". Это гулянье женщин у повитухи, традиционно происходившее на второй день Рождества. К ней собирались те казачки, у которых она принимала роды. Бабка-повитуха варила кашу, накрывала стол, угощала женщин кашей в обмен на подарки.

 

Рождественские святки и канун Нового года (до 14 января) непременно становились временем многочисленных гаданий. Разнообразие их приемов просто поражает воображение современного человека и удивляет его некоторой прямолинейностью. Так скажем, ставили под образа (икону, божницу) палки по числу членов семьи, а затем смотрели, чья палка упадет, тот и умрет в следующем году, или брали под мышку хлеб и шли подслушивать у чужих окон: если говорили хорошее - будет урожай, если дурное - недород. В другом случае расставляли 12 чаш с солью и каждой давали название одного из месяцев года. Потом проверяли: мокрая соль - дождливый месяц, сухая - сухой. Девушки гадали на то, далеко ли живут их суженые, и определяли расстояние по шуму людей и лаю собак. Молодые казачки заранее старались узнать, какого избранника готовит им судьба. Для этого они ночью выходили во двор, выбирали в тыну (деревянном заборе, плетне) на ощупь кол и перевязывали его лентой: если кол оказывался с корой, то муж будет богатый, а если без коры - бедный. С такой же целью девушки ночью ловили овец в закутах (помещениях для скота): поймает красавица барана - выйдет в этом году замуж, а поймает овцу - останется в девицах. Существовала и масса иных гаданий.

 

Обычно казаки праздновали только первые три дня Рождества Христова, хотя весь период до Крещения (до 19 января) называется святками. Заниматься хозяйственными делами во время святок можно было только днем и то выполнять не всякую работу. Например, запрещалось сверлить буравом и прясть. Даже сор (мусор) из дома никто на святках до Нового года не выбрасывал. На Новый же год (14 января) ранним утром его выносили и сжигали, обкуривая дымом сады. Вечер в канун этого праздника называли "щедрым". В "щедрый вечер" хозяйки готовили специальное новогоднее блюдо - вареники с сюзьмой (заквашенным и отделенным от сыворотки молоком).

 

Наступление Нового года вызывало естественное желание предсказать будущее и как-то воздействовать на него. Для чего несколько вареников начиняли (наполняли) овечьей шерстью (к богатству), монетками (к деньгам), солью (к слезам), перцем (к горю). Кому попадался такой вареник во время приема пищи, тот и получал соответствующее предзнаменование. Кроме того, в новогоднюю ночь девушки и парни ходили по домам и исполняли специальные песни - щедровки, с пожеланиями всех благ в Новом году. В песнях вначале обязательно хвалили дом, хозяина и хозяйку, а затем посыпали (бросали пригоршнями) их зерном со словами: "Зароди, Боже, и жито, и пшеницу, и всякую пашеницу". Дети-щедровщики (Во главе ватаги щедровщиков шагал щедренец, а в хвосте шествия - мехонос(ка)) для исполнения надежд хозяев в наступающем году на хороший приплод домашнего скота и птицы изображали голосом квахтанье (кудахтанье) кур, хрюканье свиней и т. д. Щедровщиков угощали варениками, давали деньги. Часто парни, девушки, молодые женщины и мужчины, собираясь щедровать, наряжались в самодельные карнавальные костюмы. Излюбленными образами казаков являлись "черт" и "солдат", "старуха", "цыганка", причем часто девушки разыгрывали мужские, а парни - женские персонажи.

 

На святках донцы также организовывали всеобщее катание на санях. Подростки и дети весело спускались с горок, вершин балок и холмов на ледянках - хозяйственных корзинках, обмазанных коровьим навозом и облитых водой на морозе. С большим удовольствием они устраивали каталки - род зимней карусели на льду, когда в лед вмораживали кол, на него одевали колесо от телеги, а уже к нему крепили чеку (жердь, брус) и салазки (санки). Молодежь развлекалась на ледовом поле с помощью простейшей массовой игры "куча-мала". На Дону это называлось "бить масло". Парни и девушки также с удовольствием катались на тройках с бубенцами. Молодые казаки соревновались в скачках "на перескочки" (наперегонки), стреляли на скаку с лошади в расставленные пуки (связки) соломы до тех пор, пока Не сжигали их.

 

Крещенская обрядность на Дону тесно связана с водосвятием, в чем проявлялось сильное церковное влияние. Традиционно на реке делали над прорубью "Иордань" (Иордань - название происходит от реки Иордан в исторической области Палестина. На ее берегах проповедовал Иоанн Креститель и в водах Иорданских крестился Иисус Христос. Поскольку святки заканчивались на Крещение, то православные люди использовали в названии сооружения символическое значение этой реки. Иорданью именовалась сама прорубь и окружавшие ее украшения), куда ходили крестным ходом (Крестный ход - христианский обряд, заключающийся в шествии церковнослужителей и верующих с крестами, хоругвями (особыми церковными знаменами) и иконами обычно во время церковных праздников) святить воду. На этом собственно заканчивалось святочное веселье. Донцы ходили по улицам и прощались друг с другом, как бы извинялись за причиненные обиды и желали благополучия. Молодые люди вскладчину собирались на прощальную пирушку.

 

По описанию В. Д. Сухорукова (Сухоруков В. Д. Частная жизнь донцов в конце XVII и в первой половине XVIII века//Донские казаки в походе и дома. Ростов н/Д, 1991. С. 66-67. См. также: Пивоваров А. Н. Донские казачьи песни. Новочеркасск, 1885, Ч. 1, 2), особые торжества происходили на масленицу (старинный славянский праздник проводов зимы, от которого до настоящего времени сохранился обычай печь блины и устраивать увеселения; неделя, предшествующая в христианском календаре великому посту перед пасхой). Целую неделю все от мала до велика веселились. Кроме песнопений и приятельских бесед в эти дни организовывались показательные скачки и стрельбы. Приготовления к ним велись почти в течение месяца. Молодежь днями не выходила из конюшен, не досыпала ночей в заботах о своих резвых скакунах.

 

С наступлением первого дня масленицы вооруженные наездники собирались в лучших одеждах на лошадях, блиставших отделанной с любовью, богато украшенной сбруей. Сюда же стекалось все население городка, станицы. Приезжали статные казачки со своими красавицами-дочерьми на нарядных возках (повозках, телегах) обязательно с жаровнями (сосудами различного устройства для сохранения жара, горящих углей; конфорками; мангалами). Они готовили угощение.

 

Для выполнения военных упражнений устанавливали вертикальную мишень - пучок камыша. От нее отмеряли расстояние примерно в 200 саженей (426,72 метра). С этого места всадники начинали разгоняться, чтобы на полном скаку поразить цель. Первым выезжал почтенный казак. Седой старец стрелой мчался к мишени. Мгновение - и он у цели. Но прежде, чем достичь ее, отважный донец успевал достать короткое ружье и при сближении выстрелом зажигал камыш. За ним следовал молодой казак. У мишени он ловко спрыгивал с лошади и продолжал нестись вместе с ней, держась за гриву своего боевого скакуна. Одновременно удалой молодец выхватывал из-за пояса пистолет и стрелял по камышу. Через мгновение он вновь буквально взлетал на коня и скакал дальше. За ним уже следовали другие казаки. Они перепрыгивали на лошадях через огонь. Наиболее ловкие, притворяясь падающими с несущейся лошади, подхватывали с земли монету и бросали ее впереди себя, а затем ловили на лету.

 

Эти и другие упражнения донские воины повторяли несколько раз в день, сменяя скакунов и устанавливая новый пучок камыша. В перерывах между очередными скачками молодцы подъезжали к возкам, чтобы перекусить, а заодно и полюбоваться на прелестных затворниц, которые украдкой поглядывали на будущих женихов. Казачки в короткие минуты отдыха потчевали отважных всадников сабиралом (лучшим медом).

 

Особой популярностью у казаков пользовались скачки на яровых лошадях (однолетках). В них участвовало ежедневно от 50 до 100 скакунов. Как правило, донцы мчались по прямой на расстояние не менее 16 километров. Трем лучшим наездникам в этой скачке вручались призы. Победителю полагались конь с полным комплектом сбруи и большая серебряная кружка. Прискакавшему вторым - несколько аршинов (один аршин равен 0,71 метра) алого сукна (шерстяная или хлопчатобумажная ткань с гладкой поверхностью) и парча (золотая или серебряная ткань; шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями; старинная парчовая одежда). Третьему - тебеньки (четырехугольные куски твердой кожи, нередко тисненные, которые прикрывали пряжки подпруг на седле), стремена (дугообразные упоры из металла для ног всадника при верховой езде, прикреплявшиеся к седлу) и сафьян (тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа растительного дубления, выделываемая из шкур коз и овец, используемая для обивки мебели, изготовления обуви, галантерейных изделий и т. п.).

 

В эти праздничные дни дети, особенно мальчики, также устраивали скачки наперегонки. В каждом доме салютовали из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушечек. У кого не было такой игрушки, изготавливали самодельные огнестрельные устройства из трубчатых костей животных, просверливая в них затравки (запал, сквозная округлая скважина в конце казенной части оружия). Так же заряжали камышинки. Вероятно, с их помощью разрывали камни. Для этого пробуривали в камне или рядом с ним отверстие, скважину. Туда вставляли камышовую трубочку и засыпали порох. Возможно, полые камышинки использовали в качестве примитивного духового оружия, "стреляя" горохом или иной крупой...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С праздником, православные!

Отец Небесный! Я молю о том,

Чтоб Ты вошел с Любовью в каждый дом!

Благословил! И одарил достатком и уютом!

Здоровьем, миром каждую семью!

 

Пусть каждый кров наполнится теплом,

А каждый стол - и пищей, и питьем.

Утешь скорбящих, сирым дай приют,

От войн убереги страну мою!

 

Благослови, Господь, детей Своих,

Пусть мир и счастье воцарятся в них.

Даруй сердцам их радость и покой,

И каждого направь Своей рукой!

 

А для себя лишь об одном молю -

Храни, Господь, всех тех, кого ЛЮБЛЮ! ! !

 

 

 

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С рождеством Христовым,верующие

 

 

PS^ Особенно доставляют знатные поп с атаманом на нижнем коллаже - толстые тролли :fu:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут не был давно. Темку почитал, сайт любезно предоставленный. Ну по "делам" понятно.

 

Но вот по этому непонятно. У вас есть какие либо перспективные планы, как не допустить тонгов (кто это?) в город? Как защитить наших женщин от насилия? Как казаки предполагают защитить мой дом и спасти меня от рабства?

Спасёте меня от рабства?

 

 

Я пожалуй утруждусь, потому что стоит.

Стоит тебе заметить, что нормальный человек, протрезвев, первым делом затёр бы эту ахинею. Но очевидно трезвость не входит в норму твоей жизни, либо понятие нормы у тебя отличное от обычной.

 

Разъясняю. Попытавшись таким образом "возвысить" казаков батальона Ермолова, ты умудрился походя опустить всех остальных, неЕрмоловских контрактников и срочников, до уровня пропитых алкашей работающих за бутылку. Стыдно.

 

А если совесть у тебя всё таки в наличии присутствует, то будь уж человеком (раз мужиком быть отказываешься), напомни честному сообществу, сколько бравых казаков-контрактников, доблестно драпануло из батальона Ермолова после первого же боя по своим станицам? Четверть? Треть? Могу только догадываться, что они там рассказывали о своём славном боевом настоящем своим детям.

 

Или об этой "славной" истории современного казачества вспоминать не патриотично?

Небыл давно - твои личные трудности - следи за событиями ежели интересно..Женщин мы с Вами Мужиками к сожалению не защитим, пока ВМЕСТЕ не будем, и это прискорбно :angry: .Труды твои я оценил,благодарствую. НЕ пью, поэтому не к месту ты написал(можешь поплакать в жилетку троллям). ЕЩЕ раз , именно тебе поясню, тебе нужно протрезветь, прежде чем читать то что я написал, утрудись пожалуйста.Если не тупой , поймешь к чему сие написано было.Переверни пару десятков страниц ежели не лень.

А теперь самое главное- НЕсекрет что "казаки" в тыл ушли, секрет их количество? Погугли...мне лень...И как профессиональный военный тебе поясню как к БРАТАМ относились - НИКАК!!!!!!!!!!! Боевой дух, стремление, отвагу обламывали мытарствами и волокитой, Не скрою, струсившие тоже были. НО!!!!!! Социальных гарантий - ноль!!!ТЫ лично знаешь что такое потерять семье кормильца????? ЧТО воообще ты знаешь про казаков и про ВОЙНУ??? Наверно ты храбро трясся возле телевизора ??????Если назовешь боевые действия в которых ТЫ лично принимал я пойму тебя, но скорее всего ты полемик и ханжа :)

Предупрежу про НЕермоловских....Парней много было....всяких....БОГ им судья!!!!!!!Были и Герои ,были и алкаши конченые....НО большинство колхозанов было, потому как семьи нечем кормить было, поскольку все развалилось и пенсий дедушек нехватало...Медвепуту вопросы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От себя лично -ПРАВОСЛАВНЫЕ С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!!!!! Был лично В Храмах Астрахани, народ благосклонно относится к Казакам, подходят, интересуются...молодежь подходит, спрашивает как вступить..приятно ....скоро мы все объединимся!!!!!!!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

PS^ Особенно доставляют знатные поп с атаманом на нижнем коллаже - толстые тролли :fu:

Даже в праздник такой большой отрыгиваешь. Один из тех на картине, про кого ты написал - автор этой и многих других картин, прошедший Афган и на свои кровные восстановивший храм в своей станице.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

молодежь подходит, спрашивает как вступить

да многие бы вступили, но, как я понял, для этого нужно иметь в родословной казаков, так ведь? А ведь Казак - это состояние души, а сие по наследству не передаётся.

Всех Православных - С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

И правда - заканчивали бы грызню, кому она на пользу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да многие бы вступили, но, как я понял, для этого нужно иметь в родословной казаков, так ведь? А ведь Казак - это состояние души, а сие по наследству не передаётся.

Разговор о вступлении в казачье общество, утрируя - это как в профсоюз. Это не делает человека "казаком".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Женщин мы с Вами Мужиками к сожалению не защитим, пока ВМЕСТЕ не будем, и это прискорбно

Вместе кто с кем?

 

Вы не замечаете, что отделяя себя от "мужиков", вы тем самым ровняете этих самых мужиков с холопами, а себя возвышаете? А, позвольте спросить, на основании чего? И какие же "мужики" с такими вот великими господами Казаками объединятся захотят?

 

"Знай своё место - холоп" вот так воспринимаются все эти ваши заявления. Только вот какая бодяга. Своей национальностью или религией, гордится тот, кому больше нечем гордиться. Но это такой же предмет для гордости как и то, что ты родился в понедельник.

 

Социальных гарантий - ноль!!!

Ах вот оно в чём дело. Прекрасное оправдание дезертирства.

Ну так и не подписывали бы контракт.

 

ТЫ лично знаешь что такое потерять семье кормильца?????

Знаю.

 

ЧТО воообще ты знаешь про казаков и про ВОЙНУ???

Судя по стилю написания - похоже на истерику. К чему эта буря эмоций?

 

То есть, если я очкастый дистрофик с белым билетом, то мне уже и рассуждать не сметь? Этак скоро вы мне "Ку" три раза делать прикажете.

 

Наверно ты храбро трясся возле телевизора ??????Если назовешь боевые действия в которых ТЫ лично принимал я пойму тебя, но скорее всего ты полемик и ханжа :)

Не принимал. Трясся. Чем ещё мериться изволите, ваше высокоблагородие господин Казак?

 

Тебя послушать, так бабы и дети, что в войну для фронта на заводе по три смены пахали и под станком спали, ни разу не герои, а так... дырка от бублика.

 

Предупрежу про НЕермоловских....Парней много было....всяких....БОГ им судья!!!!!!!Были и Герои ,были и алкаши конченые....НО большинство колхозанов было, потому как семьи нечем кормить было, поскольку все развалилось и пенсий дедушек нехватало...Медвепуту вопросы...

Да все разные были. Вообще все. В том числе и казаки эти ваши, и герои были, и трусы горлопанистые. А вас послушать, так прям спасители мира, усами да лампасами всех бандитов разогнали.

 

Я вот только одного не пойму. У меня керик есть, ему осколок из позвоночника выковыривали, ещё и посадить хотели, да условно дали. Так из него даже по пьяне клещами про это войну слова лишнего не вытащишь. А как появится герой какой, ура-патриот, ветеран трёх войн, так почему-то обычно выясняется, что отсиделся в штабе, или на тихой точке какой, где только по ночам далёкие выстрелы слышал. Чего-то реально повоевавшие не особо гордятся этой войной.

 

---------------------

А хотите я вам скажу, как казачеству легко и просто можно навести порядок на улицах города?

 

Идите работать в полицию. Всё.

 

Правда в этом минусы большие. Форму дадут без лампасов, вместо шашки - дубинка резиновая. Патрулировать придётся не только в свободное время и по желанию. Зарплата не ахти, да и с социальными гарантиями не очень.

Зато не придётся новых законов выдумывать, денег бюджетных тратить.

 

То же самое с патриотическим воспитанием молодёжи. Закончили Пединститут, и вперёд, учителем в школу, в детсад. Воспитывайте дух, укрепляйте патриотизм.

 

Но мы же лёгких путей не ищем, да?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как появится герой какой, ура-патриот, ветеран трёх войн, так почему-то обычно выясняется, что отсиделся в штабе, или на тихой точке какой, где только по ночам далёкие выстрелы слышал. Чего-то реально повоевавшие не особо гордятся этой войной.

совершенно верно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вместе кто с кем?

 

Вы не замечаете, что отделяя себя от "мужиков", вы тем самым ровняете этих самых мужиков с холопами, а себя возвышаете? А, позвольте спросить, на основании чего? И какие же "мужики" с такими вот великими господами Казаками объединятся захотят?

 

"Знай своё место - холоп" вот так воспринимаются все эти ваши заявления. Только вот какая бодяга. Своей национальностью или религией, гордится тот, кому больше нечем гордиться. Но это такой же предмет для гордости как и то, что ты родился в понедельник.

 

 

Ах вот оно в чём дело. Прекрасное оправдание дезертирства.

Ну так и не подписывали бы контракт.

 

 

Знаю.

 

 

Судя по стилю написания - похоже на истерику. К чему эта буря эмоций?

 

То есть, если я очкастый дистрофик с белым билетом, то мне уже и рассуждать не сметь? Этак скоро вы мне "Ку" три раза делать прикажете.

 

 

Не принимал. Трясся. Чем ещё мериться изволите, ваше высокоблагородие господин Казак?

 

Тебя послушать, так бабы и дети, что в войну для фронта на заводе по три смены пахали и под станком спали, ни разу не герои, а так... дырка от бублика.

 

 

Да все разные были. Вообще все. В том числе и казаки эти ваши, и герои были, и трусы горлопанистые. А вас послушать, так прям спасители мира, усами да лампасами всех бандитов разогнали.

 

Я вот только одного не пойму. У меня керик есть, ему осколок из позвоночника выковыривали, ещё и посадить хотели, да условно дали. Так из него даже по пьяне клещами про это войну слова лишнего не вытащишь. А как появится герой какой, ура-патриот, ветеран трёх войн, так почему-то обычно выясняется, что отсиделся в штабе, или на тихой точке какой, где только по ночам далёкие выстрелы слышал. Чего-то реально повоевавшие не особо гордятся этой войной.

 

---------------------

А хотите я вам скажу, как казачеству легко и просто можно навести порядок на улицах города?

 

Идите работать в полицию. Всё.

 

Правда в этом минусы большие. Форму дадут без лампасов, вместо шашки - дубинка резиновая. Патрулировать придётся не только в свободное время и по желанию. Зарплата не ахти, да и с социальными гарантиями не очень.

Зато не придётся новых законов выдумывать, денег бюджетных тратить.

 

То же самое с патриотическим воспитанием молодёжи. Закончили Пединститут, и вперёд, учителем в школу, в детсад. Воспитывайте дух, укрепляйте патриотизм.

 

Но мы же лёгких путей не ищем, да?

Рад побеседовать с Вами! Действительно приятно, конкретно и четко задаете вопросы, парируете выпады. Ну давайте разбирать все по косточкам....Никто никого в :)холопы не записывал. Это лично Вы сказали...Извините меня, но так вот вышло что казаки себя "мужиками" не считают, вот только в слове то самом ничего плохого нет, однако у нас оно имеет значение. Рассматривайте это не как заносчивость или снобизм, а как дань традиции. Это можно даже вслух не произносить, но из песни слов ....Мы действительно гордимся тем что прадеды спин под хозяевами не гнули.

Я тоже трясусь, боюсь войны, знаю что это такое не по фильмам ...Мой дед по матери (казак) рассказывал как в плену жилось, даже говно ели люди чтобы выжить....банальных фраз нескажу про то что это страшно....

Про тыловые подвигги наших дедушек и бабушек ничего не сказал я....не понимаю откуда Ваши фразы.

А теперь про то что Вы уважаемый проглядели.Здесь было много написано про алкашей, клоунов, и тд. Весь мой текст был адресован очередному баклану, которому хотелось бы доказать что казаки , взрослые , состоявшиеся люди шли в бой ПРОСТО ПОТОМУ ЧТО ТАК НАДО СТРАНЕ, что ДАЛЬШЕ ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ когда бандерлоги численностью в миллион портят жизнь МИЛЛИОНАМ людей !!!!! Это понятно?????

Вот только наше ,мммм ,государство как всегда поступает.....В этом контексте было сказано, а Вы использовали как то все по-своему...

Остальное опущу - пустословие.....Кстати, почему Вы считаете что МЫ должны жандармские функции исполнять в масштабе??????? :blink: Вы чего то путаете.....Это не НАША ФУНКЦИЯ. Государство придумало ЭТО, но оно чуждо КАЗАЧЕСТВУ......Про школу понравилось, но только легче использовать уже подготовленные кадры, плюс умения в военном деле - больше толку будет!!!!

 

совершенно верно.

Что совершенно верно? Это типа в стиле ..."....а мы пойдем на север." ????? :D :D :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так вот вышло что казаки себя "мужиками" не считают

Наверное, дело в том, что в старину слово "мужик" имело вполне конкретный смысл - Крестьянин как сословие, а не синоним слова "мужчина", то есть офицера-дворянина тоже мужиком не называли. Но сейчас слова явно поменяли смысл, и "мужик", особенно с приставкой "настоящий" - скорее комплимент. Но всё равно - как-то разделять русскую нацию на казаков и всех остальных и как-то противопоставлять их - не к добру это. Есть разные русские субэтносы - сибиряки, поморы, волгари и другие, и казаки - один из таких субэтносов, так? Или я недопонял чего? Кстати - заслуги тех же сибиряков трудно переоценить, и не только на полях сражений, но и в тылу (где бы были солдаты без заводов Сибири и Урала? А добытая сибиряками пушнина тогда была почти как сейчас нефть - русская "валюта"), но вот никакой заносчивости или превозношения со стороны сибиряков я ни разу не наблюдал. Это не к Гремлину, АТВ или Подхорунжему - они-то как раз муж... люди нормальные и делают полезное для Астраханской области, но и по сей Теме не раз наблюдалось и превозношение, и противопоставление казаков остальным русским "обывателям", а ведь и по одному казаку люди могут судить обо всех.

бандерлоги численностью в миллион портят жизнь МИЛЛИОНАМ людей

"Агрессивное меньшинство может управлять послушным большинством" (кажись - Ницше), так и есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не отделяем мы русских от себя, а говорим о том, что у нас есть свои вековые традиции и обычаи, если угодно - адаты. И, основываясь на них, пытаемся сохранить себя, как - народ, сословность, этнос, субэтнос...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не отделяем мы русских от себя, а говорим о том, что у нас есть свои вековые традиции и обычаи, если угодно - адаты. И, основываясь на них, пытаемся сохранить себя, как - народ, сословность, этнос, субэтнос...

Верно, нельзя говорить что мы отделяем себя от русских или еще что то в этом роде... :angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё-таки не могу понять резко отрицательное отношение некоторых астраханцев к казачеству, похоже даже на опасение какое-то. Ну, объясните понятно и спокойно - почему такое отношение? Может - я не монимаю чего?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Советские годы и негативный образ "казаков" 90-х.

 

Совсем забыл:тут откровенные тролли пишут негатив,так что не расстраивайся.Люди интересуются,подходят,и это не только по праздникам в церкви.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Советские годы и негативный образ "казаков" 90-х.

Ещё добавил бы: люди (не важно казаки, татары или русские), занимающиеся ещё чем-то помимо просмотра телевизора, выпивки и сидения в инете - всегда будут вызывать отрицание у той части населения, которая свою задницу от дивана не отрывает. Это не только в Астрахани....менталитет, понимаешь :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...