Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Grigory

"Собачья свалка" в Западной Бенгалии

Рекомендуемые сообщения

7 ноября в индийском штате Западная Бенгалия начались учения ВВС Индии и США Cope India 2005. Эти учения проходят уже второй год подряд, приковывая к себе внимание не только индийских и американских, но и российских военных. Дело в том, что в рамках этих маневров проводятся учебные бои между американскими и индийскими истребителями. На вооружении индийских ВВС находится широчайший спектр военных машин - по данным, опубликованным на сайте Bharat-rakshak.com, их насчитывается аж 16 типов. Среди них - французские "Миражи", британские "Ягуары" и, конечно же, советско-российские "МиГи" и "Сушки". Именно поэтому за результатами учебных боев так пристально следят в России.

 

Эхо победы

В прошлом году во время Cope India 2004 в результате серии боев с участием шести американских F-15 с авиабазы "Элмендорф" на Аляске и индийских Су-30МКИ, Mirage 2000, МиГ-29 и МиГ-21 выяснилось, что американские пилоты были совершенно не готовы к встрече с такими противниками. Подробности этих "схваток" не разглашаются, но общие итоги, которые подвели в Пентагоне, озвучил представитель американского военного ведомства.

 

"Возможно, мы не настолько опередили остальные страны, как до сих пор думали", - заявил генерал Хал Хорнбург, который является главой Командования ударными авиачастями США. Как пишет индийская пресса, F-15 "несли тяжелые потери" в ходе боев с каждым типом индийских самолетов. Апофеозом стало поражение F-15 от МиГ-21, которого в Пентагоне уже давно не считают достойным соперником.

 

Индийские пилоты без преувеличения стали настоящими героями для россиян - они наглядно продемонстрировали, что отечественные самолеты в умелых руках могут стать грозным оружием, с которым можно противостоять даже супердержаве. Американцы отреагировали на это "поражение" сдержаннее (впрочем, повода для радости тут и правда нет).

 

Этот опыт отчасти способствовал продвижению в Пентагоне проекта истребителей пятого поколения. Были сделаны и другие организационные выводы - в частности, пересмотрена тактика ведения боя. Теперь ее будут отрабатывать на истребителях F-16. Еще в период подготовки первых учений Пентагон обратился к Министерству обороны Индии с просьбой задействовать на маневрах Су-30. До тех пор опыта боев (даже учебных) с "сушками" четвертого поколения у американских пилотов не было.

 

 

Пентагон наносит ответный удар

 

Как отмечает Globalsecurity.org, в 2005 году американцы привезли в Бенгалию от 8 до 12 (точная информация в прессе не опубликована) F-16 последних модификаций. В ходе боевых упражнений они попытаются провести как бои на дальних дистанциях, так и "собачьи свалки" - ближние маневренные бои.

 

Традиционно считается, что российские истребители имеют некоторое преимущество перед американскими именно в ближнем бою, так как отличаются лучшей маневренностью. "Американцев", обладающих более совершенной электронной аппаратурой, считают более эффективными на дальних дистанциях боя. Видимо, эти стереотипы и попытаются проверить на практике пилоты обеих стран.

 

В нынешних учениях бои будут отличаться от тех, которые проходили в 2004 году. Во-первых, на этот раз в Индию прилетели не тяжелые ударные истребители F-15, а легкие маневренные F-16. Во-вторых, американцев будет поддерживать самолет ДРЛО (AWACS) E-3 Sentry. Это обстоятельство также серьезно изменит тактику ведения боя. У индийцев свой современный AWACS появится лишь в следующем году - на вооружение поступят самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 российского производства (на базе Ил-76), оборудованные израильской системой Phalcon и индийской авионикой. Поэтому опыт боев с применением воздушного радара индийцам будет, мягко говоря, небесполезен.

 

 

Ненавязчивая реклама

 

В начавшихся учениях есть и другие аспекты. В настоящее время Индия проводит масштабную реформу ВВС, в рамках которой все существующие типы самолетов, включая МиГ-21 и исключая Су-30 МКИ, пройдут глубокую модернизацию. Их оснастят более современными боевыми системами и авионикой. Кроме того, национальные ВВС проводят тендер на закупку 126 новых легких истребителей. В нем участвуют МиГ-29, F-16, Gripen и Mirage 2000.

 

Американцы, правда, ухитрились выставить на него F/A-18 E/F Super Hornet - последнюю версию знаменитого военно-морского F-18, которая представляет собой истребитель поколения 4++. Эта машина никак не вписывается в условия конкурса, но американцы надеются переубедить индийцев, в том числе и при помощи экономических рычагов - в прессе уже публиковались слухи о том, что США могут предложить Индии собирать "Супер Хорнеты" на месте и продавать их третьим странам.

 

Как бы то ни было, участники нынешних маневров - последние версии F-16 - участвуют также и в индийском конкурсе. Поэтому доказать свое превосходство - дело не только чести, но и коммерческой выгоды, а этот стимул для американцев едва ли менее действенный, чем оскорбленное в прошлом году достоинство. Стоит учесть, что наиболее прочные позиции в тендере занимают МиГ-29 и Mirage 2000 - в Индии уже существует инфраструктура для обслуживания этих машин. Поэтому задача пилотов, прилетевших из Японии (35-е авиакрыло, которому принадлежат истребители, дислоцируется на авиабазе "Мисава"), усложняется еще больше.

 

Кроме того, в настоящее время из-за недавнего землетрясения в Пакистане под вопросом оказалась еще одна сделка с участием F-16. Исламабад, намеревавшийся закупить в США 75 таких истребителей, теперь оказался перед дилеммой - либо купить меньше американских F-16 последнего поколения, либо довольствоваться подержанными европейскими истребителями той же марки, но не прошедшими глубокую модернизацию. Поэтому американцы собираются показать все достоинства модернизированных машин, чтобы донести и до Первеза Мушаррафа простую истину: "лучше меньше да лучше".

 

 

Товарищи по оружию

 

Впрочем, несмотря на обилие стимулов к победе в "воздушных боях", американцы прибыли в Индию как друзья. В настоящее время отношения между двумя странами переживают подъем. В июне 2005 года США и Индия подписали соглашение сроком на 10 лет, предусматривающее дальнейшее развитие и укрепление военных связей между двумя странами. Этот документ должен помочь взаимному производству вооружений, сотрудничеству по вопросам противоракетной обороны и обменам технологиями.

 

После этого США фактически сняли запрет на поставку Индии мирных ядерных технологий (до недавнего времени Вашингтон не признавал ядерную программу Дели, который не подписал Конвенцию о нераспространении ядерного оружия). На прошедшей в феврале авиационной выставке Aero India 2005 США представили чуть ли не самую масштабную экспозицию. При этом самый крупный контракт на выставке, стоимостью 1,26 миллиарда долларов, заключила компания Boeing. Она поставит в Индию 20 пассажирских авиалайнеров.

 

Международные учения, подобные Cope India 2005, служат не только укреплению связей между армиями. Они являются частью внешней политики государств. Политика, как известно, является продолжением экономики. Отправляя самолеты тренироваться вместе с индийскими "сушками", Вашингтон на самом деле готовит плацдарм для освоения нового военного рынка, на котором традиционно доминировал СССР, а затем Россия. В настоящее время Индия собирается пересмотреть свою систему закупки вооружений, отказавшись от их импорта из одной страны. Поэтому успех миссии F-16 в Индии не столь уж сильно зависит от победы в "собачьих свалках" - сам факт участия в таких учениях уже пойдет им на пользу.

 

Впрочем, для российских компаний уроки Cope India тоже должны быть полезными, причем поражение в подобных учениях намного лучше, чем победа. Оно выявит те недостатки самолетов, над которыми конструкторам РСК "МиГ" и ОАО "Компании "Сухой" предстоит работать в первую очередь. Поэтому, забегая вперед, можно заранее спрогнозировать результат: когда через 12 дней учения закончатся, все разойдутся, довольные друг другом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты