Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Сахен Не Ра

Свадьбы и традиции

Рекомендуемые сообщения

Свадьба - В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» — в смысле, выходят из своего рода, покидают его.) Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой

обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!

Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою»...

А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Да, именно так. Чёрный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на Руси. А другим - траурно свадебным цветом был красный, чермный, как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть лаже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям - замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.

Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Не случайна знаменитая фраза из «Вия» Н. В. Гоголя:

«Подымите мне веки: не вижу!» Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями... По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».

В наши дни молодым тоже не рекомендуют усердно угощаться на собственной свадьбе и тем более пить хмельные напитки, но уже совсем по другой причине. Им надлежит в скором времени стать Матерью и .Отцом, а могут ли у пьяных супругов родиться полноценные дети?

Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. (совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства...

... На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных. Тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слёз, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем в прежние времена, вернее, не только в них. Невеста покидала свой род и переходила в другой. Стало быть, она покидала духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому, прежней родне и её сверхъестественным покровителям — умершим предкам, а в ещё более отдалённые времена — тотему, мифическому животному-прародителю...

Вот какую глубину исторической памяти открывает нам лишь один обычай, истоки которого к тому же мало кто знает.

А теперь вспомним русские (и не только русские) сказки, в которых сочувствие рассказчика, да и всех добрых людей, всегда на стороне младшей сестры. Уж она-то и умница, и красавица, и рукодельница, в то время как старшие (обычно две) —глупы, сварливы и безобразны...

Это связано со старинным обычаем: пока не выданы замуж старшие сестры, младшим нельзя было не то что принимать сватов, -но даже красиво одеться и пойти в хоровод или на посиделки — тоже своего рода выставки невест. А если старшие сестры, как в «Золушке» или «Аленьком цветочке», злые да ленивые, которых никто замуж за себя не возьмёт? Вот вам сразу источник семейных ссор и конфликтов. И младшей сестре вовсе не обязательно быть «падчерицей», этот мотив появился позже, когда истинная причина начала забываться. Младшая сестра и так оказывалась на побегушках у старших и ходила в обносках—особенно если была вправду красивее: страшно подумать, вдруг кто-нибудь обратит на неё внимание и посватается, минуя старших! Случись такое — и старшие сестры окажутся навек опозоренными, замужем им почти наверняка уже не бывать. Так что Золушка не просто торжествует в конце. Она во-истину совершает «страшную месть»!..

Следует ещё раз вспомнить и про «косу — девичью красу». С языческих пор сохранился обычай прощаться с нею навеки и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх . Если же девушка убегала с любимым против воли родителей (именно такой брак назывался "браком против воли", воля имелась в виду исключительно родительская, а не самой невесты, (как думают иногда), молодой муж обрезал драгоценную девичью косу и предъявлял ее новоиспеченным тестю и теще вместе с выкупом за к умыкание девушки. И в любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключённая в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с неё головной убор, значило нанести колдовской ущерб её семье, оскорбить её саму и нажить серьёзные неприятности—штраф, если не кровную месть. А свадебный выкуп назывался в Древней Руси «вено», и это слово родственно словам «венок» и «венец» —- девичий головной убор...

Еще надо сказать несколько слов на одну деликатную тему. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась непоправимо опозоренной. Не перечесть «исторических» фильмов и книг, где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся, вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители проклинают, гонят из дому...

Что ж, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Но столь же часто всё выглядело решительно наоборот. Добрачные дети ни в коем случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз и считались «первыми невестами на деревне». Ведь ка-ким было со времён глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался?..

Так быпо, и частности, на Русском Севере, у старообрядцев. Порою добрачных детей заводили даже нарочно, с тем чтобы вернее засватали, чтобы не остаться безмужней.

А если отцом добрачного ребенка был знатный воин, боярин, сам князь (именно над такими ситуациями ми мы всего чаще и рыдаем в кино) юную мать не только не проклинали, её на руках носили и в своём роду, и в роду жениха: счастье в дом приманила! Все знали, что воинов, особенно знатных вождей, осеняла милость Богов. В Древней Руси рабыня, родившая дитя от хозяина, освобождалась из рабства...

А вот так справляют стараются справить свадьбу до сих пор в действующих языческих общинах:

 

По Славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища...и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены.» Затем отцу невесты жених давал вено.

Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. Мать жениха готовила брачное ложе: сперва настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке.

Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к капищу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на кото-ром лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и же-ниха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха мило-стиво осыпала ещё и гостей.

Венчал жрец, брал невесту за руку, поручал жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща, в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочерёдно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал на жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая:

 

 

«Пусть так под ногами будут потоптаны те,

Кто будет сеять меж нами раздоры.»

 

Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.

По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости непременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. В разгар веселья молодые уходили в сени, где заранее было подготовлено брачное ложе.

 

Гой, гой, Сварог

Проведи через порог.

Гой, гой, Сварог

Ладе, Ладе есть пирог.

 

Под такое напутствие молодые, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в сенях. У дверей, с обнажённым мечом, ходил дружка жениха, охраняя покой молодых.

 

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Весёленько встать!

 

После таких пожеланий, гости удалялись в дом, но че-рез некоторое время посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Весёленько встав», молодые при-ступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям и веселье продолжалось.

Дружка жениха читал благословения:

К гостям: Еста, добрые люди!

Гости полюбовные

Званые и не званые,

Усатые и бородатые,

Холостые и не женатые.

У ворот приворотнички,

У дверей притворнички.

По полу ходючи,

По середе стоючи.

Из кута по лавке

По кривой, по скамейке!

Благословляйте!

К молодцам: Молодые, молодки!

Хорошие походки,

Куньи шубы,

Соболиные пухи,

С поволоками глаза,

С помали голова,

Золотые кокотки,

Серебрены серёжки,

Дочери отецки,

Жёны молодецки!

Благо словляйте!

К девицам: Красные девицы

Пирожные мастерицы,

Чёсаные головы,

Обутые голени,

Криночные блудницы

Сметанку снимали,

Кокурки месили

Под застрег хоронили

Пастушков дарили.

Благословляйте!

К ребятам: Еста! Малые ребята

Свиные херята!

Кривые желудки,

Жимолостные ноги,

Брюховичные рожи,

На жопу похожи.

Благословляйте!

 

После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам.

Необходимо сделать некоторые замечания по обряду:

Жених на свадьбе в белом, невеста в красном одеянии. Почти всю свадьбу жених держит за руку невесту у под-чёркивая свою к ней привязанность.

Перед тем, как разделить брачное ложе с молодым мужем, жена разувала супруга. В одном сапоге лежала монета и, если она попадалась в первом сапоге, то жизнь ожидалась счастливая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А почему жених в белом, невеста в красном? Это что-нить значит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нюська

 

Ну, с невестой понятно, как было сказано выше, красный и белый цвета- знак траура. Кстати, в россии до сих пор существует распространенный обычай делать обивку гробов из красного материала. У цыган, например, это обязательно.

И для жениха - траур. Ему теперь надо больше работать, кормить детей, и не шлятся ночами по бабам....

Так что свадьба, это общественно-культурное оформление инстинкта продолжения рода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сахен Не Ра

Судя по твоему рассказу, тризна это общественная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот жеж как!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нюська

тризна

 

Так оно и есть. Если вспомнить русское народное песенное творчество. Свадебных веселых песен- нет! Веселье начиналось после соития новобрачных, как бы символизиующего смерть невесты до замужества и обретения ею нового статуса- жены. Этакое день рождения...

 

До сих пор существует практика выкупа невесты. Подобие колыма в ср. Азии. В то время это было не шуточным делом. Хорошая баба в хозяйстве это, тоже самое, что хороший автомобиль для мужика сейчас....

Поэтому, опять же горе для невесты, её просто отождествляют с купленной вещью.....

 

А желание огромного колличества детей объясняется прагматично и цинично:

1. Часто умирали. Выживали сильнейшие. Поэтому рожали "про запас"

2. Хорошая тягловая сила в натуральном хозяйстве. Помните Неркасова: "Довольно, Ванюша, гулял ты не мало...."

3. Дети- это все равно,что пенсионный полис. Поэтому и подчеркивалось и закреплялось в обещстве, аксиома главенства старших. (Дедушка всегда прав...) Отсюда и огромные дома с проживанием в нем множества семей одного рода....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мрак. И ведь изменилось не так много:(

Спасибо за информацию. С удовольствием читала

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нюська

Да, я к тому, всё это разбодяжил, что общество наше циничное, лживое. И за внешней благопристойностью скрывается полный кабздец. Чем больше всяких запретов на определнные вещи, тем больше они процветают. Перефразируя старичка Лао Дзы "за каждой красивой вещью, кроется уродство"..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Какой внешней благопристойностью? Где она?

 

Да один хрен все мы просто социальные животные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Свадьба - В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа.
Насколько я знаю, у славян это началось примерно века с 10-го. До этого как раз мужчина, когда женился на девушке из другого рода, должен был перейти в ее род - это и называется матриархат. Род, кстати, имеется ввиду в широком смысле - целое племя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной

:cry: не хочу умирать!

 

красный и белый цвета- знак траура. Кстати, в россии до сих пор существует распространенный обычай делать обивку гробов из красного материала. У цыган, например, это обязательно.

что-то я не видела белых гробов... ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

The Color Of The Night

Они внутри белые

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

NiCrome

Было и такое. И что характерно, существовало в большей степени, у племен живших на севере. Где матриархат базировался на поклонении прорадительницы жизни- Ебе. ( отсюда и матерная подоплека слова е..ть).

 

И опять же, переход из племени в племя, диктовался прагматичными целями- избежать кровосмешения. Кстати, и запрещение инцеста в ту же тему. А инцест на руси существовал...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

The Color Of The Night

И не рекомендую ближайшие лет 80:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

да ничего удивительного, во все времена главной целью было продолжение рода, причем здоровое продолжение. Я тут на одну книженцию недавно натолкнулась , прекрасно иллюстрирующую проявление инстинктов и сейчас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У меня седня день варенья....а вы о гробах.... :lol:

Ну, да ладно......

Начнем с формы гроба....(во тема -то достойная для инь-янь)....Первоначально покойных хоронили в выдолбленных стволах деревьев. Почему, не трудно догадаться. Это символизировало лодку, в которой, поконый совершал свое турне в загробный мир.

У других племен- это символизировало единение с матерью- природой. И возвращение души покойного в мир тотема.

Современный вид гроба, кстати старо русское название гроба- домовина, символизирует дом.

Что косается обивки, то САхер На Хер этого не знает. Но предполагает, что покойник в гробе темной расцветки, выглядит более привлекательно.

А ещё белый цвет не практичен. Гроб постоянно лапают, пачкают свечами, и т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сахен Не Ра

Серьезно день варенья?? :blink: Тады позрявряю!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нюська

Спасибо, моя зведочка! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, о связях супружеской жизни и проводами покойного. У некотрых племен, в африке -точно, существует обычай: вдова должна возлечь с покойным в ночь перед похоронами. На счет возможного секса нигде не написано. Но факт примечателен.

 

(что-то и сдесь плавно переходим на извращения...)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

мда... думала одна я такая... оказывается это издревне супружество и смерть где-то рядышком...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Право первой ночи"- самый распространенная и замалчиваемая традиция многих народов. Россия - не исключение.

Кое где, невестка в первую очередь, должна была переспать или со старшим братом жениха или свекром. Те, как старшие, а стало быть более опытные, в патриархальном обществе, давали свое заключение: годна к выполнению супружеских обязаностей, или ей учиться и учиться.......

 

С развитием феодализма "право первой ночи" получило начальство: князья, бояре и пр. Такое существовало на руси до середины 19 века. Но, славо богу, в наши дни вроде возраждается.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сахен Не Ра

"Право первой ночи"- самый распространенная и замалчиваемая традиция многих народов. Россия - не исключение.
:huh: Что-то первый раз такое слышу. Если бы это было так, то, наверное, отразилось бы, например, и в художественных произведениях. Это действительно было сильно распространено?

О праве первой ночи слышал только по Шотландии, и то там это было введено английским королем для английских лордов - форма подавления шотландцев как нации.

 

Но, славо богу, в наши дни вроде возраждается.....
Где именно? :)

 

P.S. С днем варения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

NiCrome

Да не так уж и замалчивалось. Традиция похищения невесты на современных свадьбах пошла именно оттуда.

У Астраханской традиции завязывать на березе ленточку тоже есть предистория. В ночь теред свадьбой, жених должен был уйти за город\деревню, найти одиноко стоящую березу и подвязать ее поясом невесты. Называлась она не помню как(что-то вроде "холостяцкая береза"). И озночало это, что парень завязывает с одиной жизнью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты