Перейти к содержанию

Закат ОБСЕ


Grigory

Рекомендуемые сообщения

Подобно старым солдатам, о которых говорил в своей прощальной речи генерал Дуглас Макартур (Douglas MacArthur), международные организации, чья активная жизнь осталась позади, не умирают: они просто медленно уходят от нас. Но и уходить можно по-разному - с честью, как те солдаты, продолжая вдохновлять нас своей мудростью и верностью идеалам; или поступаясь принципами ради целесообразности, заключая закулисные сделки, чтобы продлить жизнь громоздкой бюрократической структуре, служащей, фактически, только собственным интересам. Именно с этой дилеммой сталкивается сегодня, в свой тридцатилетний юбилей, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, когда строит планы на будущее.

 

Две из трех 'корзин', составлявших первоначальный мандат ОБСЕ - военная безопасность, экономическая сотрудничество и построение демократии - на сегодняшний день явно утратили актуальность. Благодаря успешному расширению евроатлантического сообщества - и стремлению остающихся в 'серой зоне' восточноевропейских стран присоединиться к этому сообществу - ответственность за обеспечение безопасности и экономическое сотрудничество в Центральной и Восточной Европы теперь перешла к НАТО и Евросоюзу. В результате функции ОБСЕ в области безопасности и экономики просто исчерпали себя.

 

Однако в деле построения демократии организация и сегодня способна играть важную роль, особенно благодаря своим миссиям наблюдателей на выборах. Даже в нынешний период 'разброда и шатаний' у ОБСЕ был свой 'звездный час' - это случилась в прошлом году, когда ее миссия наблюдателей дезавуировала 'победу' кремлевского кандидата на украинских выборах, а затем, после повторного голосования, признала избрание главой государства кандидата от демократических сил Виктора Ющенко.

 

ОБСЕ подвергается двойной опасности: из-за утраты актуальности и финансово-политического шантажа 'изнутри' - со стороны России. Из-за существующей в ОБСЕ процедуры вето (иносказательно названной 'правилом консенсуса') организация чрезвычайно уязвима перед таким шантажом. В условиях 'отмирания' функций ОБСЕ в области безопасности и экономики Россия предлагает организации 'фаустову сделку': если она согласится 'реформироваться' по московской указке, что прежде всего означает отказ от строгих требований к демократическим процедурам и выборам на постсоветском пространстве, Кремль поможет ей стать одним из ведущих игроков на 'поле' международной безопасности, превратиться в противовес НАТО и Соединенным Штатам.

 

Чтобы продемонстрировать свои возможности в сфере шантажа, Россия в конце прошлого года выполнила высказанную ранее угрозу блокировать принятие бюджета ОБСЕ на 2005 г., пока нужные ей 'реформы' не будут осуществлены. Глава российской делегации даже пригрозил: если ОБСЕ не уступит, ей нечем будет платить даже за аренду собственного зала заседаний. Судя по всему, в июне по этому вопросу был достигнут временный компромисс: Москва ослабила бюджетную 'удавку' в обмен на некоторые уступки по вопросам, связанным с демократией и безопасностью. Руководство ОБСЕ ни разу не высказалось публично ни о финансовом шантаже, которому подверглась организация, ни об уступках, сделанных под этим давлением.

 

ОБСЕ неожиданно согласилась с требованиями России, против которых долгое время выступал Запад. Так, организация решила провести заседание на уроне начальников генеральных штабов для сравнительного анализа военных доктрин России и стран НАТО. Темой еще одной встречи станет роль России в обеспечении безопасности нефте- и газопроводов.

 

Одновременно ОБСЕ, выступающая в роли депозитария Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), отказалась даже от формальных попыток добиться от России соблюдения этого соглашения. По настоянию Москвы ОБСЕ прекратила миссию наблюдения на границе Грузией, причем в установленный Кремлем срок: именно в это время Россия прекратила обструкцию бюджета.

 

Более того, малоизвестный финский парламентарий Киммо Кильюнен [Kimmo Kiljunen - бывший вице-председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ - прим. перев.], пользующийся доверием Москвы, в июне-июле оказался в центре внимания благодаря двум сомнительным достижениям. Во-первых, ему удалось протащить через Парламентскую ассамблею организации резолюцию, призванную в открытую придать легитимность установленному Москвой режиму в Приднестровье. Во-вторых, он возглавил миссию наблюдателей ОБСЕ на президентских выборах в Кыргызстане, чья деятельность сопровождалась явным отходом от принятых в организации критериев демократичности электорального процесса.

 

В прошлом месяце ОБСЕ обнародовала доклад комиссии 'семерых мудрецов' относительно реформирования и сохранения организации. Он может служить классическим образцом принятой в ОБСЕ практики избегать реальных вопросов, связанных с демократией и безопасностью на постсоветском пространстве, попыток выиграть время и обеспечить прикрытие для продолжения торга с Москвой. Если ОБСЕ выберет такой путь, это нанесет ущерб демократическим ценностям и интересам государств, страдающих от 'замороженных конфликтов'.

 

ОБСЕ следует взять пример с бизнеса, и поступить так, как поступают корпорации, терпящие убытки: сузить масштабы деятельности и решить, в какой области она обладает реальной конкурентоспособностью. В области безопасности организация проявила явную неэффективность. Ее стремление играть на этом направлении какую-то роль, пусть даже чисто формальную, превратило ОБСЕ во 'вспомогательное подразделение' России в Грузии и Молдове, и даже побуждает ее к 'политике умиротворения' по отношению к диктатуре Александра Лукашенко в Беларуси. Если организация хочет восстановить свой стремительно тающий авторитет, ей следует сосредоточиться на том, что у нее неплохо получается: наблюдении за выборами и поддержке демократического строительства. Тем самым она поможет укоренить западные ценности на постсоветском пространстве.

 

Само сохранение ОБСЕ пока не вызывает серьезных сомнений. Вопрос в другом: не поступится ли она достоинством ради выживания.

 

Г-н Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского фонда 'Jamestown Foundation', выпускающего информационный бюллетень 'Eurasia Daily Monitor'

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ОБСЕ есть очередная гнилая организация Европейского Сообщества, на которую по моему даже в самом Сообществе внимания никто не обращает.... Зато ОБСЕ старается пролезть во все дыры, старается показать - какая эта организация значимая, и как много она делает! Пример ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ - делегаты ОБСЕ очень много ездили в Ингушетию и Чечню и после этих поездок громко кричали об угнетении и геноциде коренного населения Чечни......НО! ни один депутат ОБСЕ не съездил в страны Прибалтики, не ознакомился с положением русскоязычного населения, с тем какой геноцид проводится в Прибалтике против ветеранов ВОВ, против людей желающих говорить , обучаться и общаться на русском языке.... ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

XRay555

в Европе на эту ОБСЕ почти никто не смотрит

может и не смотрят.....но морду делают умную, речи толкают премудрые, и заявления делают важные.... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...