Перейти к содержанию

Астраханское казачество


Cypraea

Рекомендуемые сообщения

Ты не верно оценил ситуацию....тебя никто не обливал помоями, просто заврался ты и все... А то что тебе ни холодно и не жарко, да и то что ты про меня подумаешь - ТВОИ ЛИЧНЫЕ ПОЛОВЫЕ ТРУДНОСТИ :) Бывай здоров.

Здрави буде! Про тебя я ничего не думаю, я похвастался, ты похвастался, все остались при своем. Я не обидчивый. Я конечно любил читать Шолохова и все такое прочее, знаю какие-то обрывки из жизни предков, дед у меня вот был казацкого роду, его Цыганом звали за внешность - чуб значит, темные волосы, вылитый казак. Да в Астрахани много таких семей, в роду которых казаки были. Кое-где и памяти о казаках не осталось, например в одном из древних казачьих поселений - Забузане, там теперь не казаки, а кар... живут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здрави буде! Про тебя я ничего не думаю, я похвастался, ты похвастался, все остались при своем. Я не обидчивый. Я конечно любил читать Шолохова и все такое прочее, знаю какие-то обрывки из жизни предков, дед у меня вот был казацкого роду, его Цыганом звали за внешность - чуб значит, темные волосы, вылитый казак. Да в Астрахани много таких семей, в роду которых казаки были. Кое-где и памяти о казаках не осталось, например в одном из древних казачьих поселений - Забузане, там теперь не казаки, а кар... живут.

Добро. Я тоже на сердце зла не держу на тебя. Не горячись в суждениях только.. :) .Знаешь как достали бараны которые заходят сюда только обганить нас??? :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут некий Стрельцов в тему "знакомство" заходил, хотел ему книжки подсказать где найти об астраханских казацких поселениях, а он сразу исчез. Может другой ник взял?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут некий Стрельцов в тему "знакомство" заходил, хотел ему книжки подсказать где найти об астраханских казацких поселениях, а он сразу исчез. Может другой ник взял?

 

Здесь выложи. Может это не только ему интересно будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уши плотно и злобно прижаты,

Шёл намётом мой преданный конь.

Справа, слева сгоревшие хаты,

Их сожрал большевистский огонь.

Нет в душе больше стылого страха,

Только боль да о прошлом тоска.

Тех, кто отнял судьбу, бью с размаха

Саблей острой к бедру от виска.

Они тоже кому-то родные,

Эти красные, так их растак.

Совсем юные или седые...

Что плохого им сделал казак?

Для чего разоряют и грабят

Вековой быт простых казаков?

И зачем унижают и давят

Тех, кто власти служить был готов?

Продразвёрстка до дна выгребает

Всё, что нажито потом, трудом.

Голодранец пощады не знает,

На чужое с открытым прёт ртом.

Нет пощады! На Дон вас не звали!

Приговор справедлив и суров.

Взгляд кровавые капли застлали:

Это вам за Россию и вдов!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Увы, забытый ныне властью образ.

В семнадцатом зачеркнут, был антихриста рукой,

Лишь жив доселе в памяти народной.

 

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Я верю, у власти образ этот выйдет из забвенья,

Как вышел из забвенья Российский триколор,

Начало положив, эпохе возрождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КРЕСТ НА ОСТРОВЕ ЛЕМНОС

 

Распятием священным скорбный крест

Вознёсся в небо тихое с печалью.

Венец терновый его лик венчает...

Здесь упокоилось пятьсот сердец.

России-матушки достойные сыны,

Казачества погибшего боль, слава.

Скорбит о Вас Великая Держава.

О ней в предсмертный час Вам снились сны.

Морской простор... Не виден родной край.

Там Ваши дети с жёнами остались.

Они давно с надеждою расстались...

Врата безвременно открылись в рай.

Святой молитвы шелестят слова,

Землицы русской горсть легла к могилам.

Простили души всё врагам постылым,

Расплата каждого из них и так нашла...

Над Грецией чужая синь небес,

И иволга в гнездо не прилетает.

Рябины красной гроздь не поспевает:

Здесь упокоились навек пятьсот сердец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот появилась тема казаков, волею Судьбы оказавшихся вне России. А что можете рассказать о Некрасовцах? История ведь повторяется не так, что сначала трагедия - потом фарс, а - сначала трагедия, а потом - ещё бОльшая трагедия. Вот что писали казаки о петровских карателях, посланных на Дон: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Чем не первое Расказачивание? Да и масштабы в процентном отношении к численности казаков, возможно, сопоставимы с трагедией времён Троцкого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАЗАКИ-НЕКРАСОВЦЫ

Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней.

 

На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники Булавинского восстания и их семьи. Вначале они обосновались на Средней Кубани при Лабе или на Таманском полуострове, где построили три городка: Блудиливский, Голубинский и Чирявский. Отсюда они нападали на русские окраины, но и сами нераз терпели от вторжения русских войск. Продвижение Русских в Приазовье заставило Н-цев подумать о более спокойном месте для поселения. С разрешения турецкого султана в 1740-41 гг. большинство из них переселилось в Добруджу, а остальные задержавшись сначала на левом берегу Кубани, через сорок лет последовали за первыми к устьям Дуная. Здесь они сообща основали селения:. Большие Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку и др. В 1775г., после разгрома Русскими Низовой .Сичевой республики, там же появились Днепровские Казаки. Те и другие старались занять лучшие рыболовные угодья и на этой почве между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток: Поэтому Н. через 10-15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря в Энос или на озеро Майнос в Азиатской Турции, в 25 км. от портового города Бандерма на Эгейской море.

 

К началу XIX в. Н. собрались в двух отдельных группах Майносской и Дунайской. Русский этнограф Ф. В. Тумилевич пишет б них:

 

«Майносская ветвь Некрасовцев жила вдали от русских границ, в чуждом окружении, изолированно, замкнуто. Это создало условия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.

 

«Селение Некрасовцев на Майносе состояло из пяти станиц, называлось Бив-Эвле («селение из тысячи домов»), другое название — «Игнат-казаки». Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме того Некрасовцы умирали от тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их уменьшалась с каждым десятилетием. Когда их посетил английский путешественник Мак-Фарлен (18 ноября 1847 г.) то на Майносе насчитывалось, по его сообщению, 300 домов.

 

«Население Майноса несколько раз пополнялось за счет переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная. Страх перед чумой и холерой настолько был велик у майносцев, что они запретили Туркам, Грекам, а также различным путешественникам посещать, осматривать их селение. У ворот стены (селение было обнесено стеной) всегда дежурили вооруженные Казаки.

 

«Демократическое устройство некрасовской общины Майноса, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, таи и русских путешественников, побывавших у них, Мак-Фарлан пишет, что у Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ хорошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота».

 

«На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с «атаманком». Ловили рыбу в Мраморном, Черном. Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности «атаманка» лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.

 

«Недели за две до окончания рыбного лова ватага посылала своего посла с вестью на Майнос, который сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для перевозки снастей, лодок, Казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Игната. стрельбой из ружей и пушечным салютом.

 

«Общественное устройство Майноса, быт, семья. нравственные устои, образование определялись «Заветами Игната Некрасова»

 

Вне всякого сомнения, «Заветы» - древний кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный по свежей памяти в эмиграции.

 

«Свод законов был записан в «Игнатовой книге», которая хранилась в священном ларце в церкви на Майносе». Где эта книга находится теперь неизвестно.

 

«Заветы» сохранили в памяти образ древних общественных отношений, забытый. Казаками под властью России. Один из русских чиновников (В. П. Иванов-Желудков), посетивший Майнос в 1865 г. рассказывая о необычайной честности, царившей в поселении Н-цев: «Все единогласно уверяли .меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя». Так же интересно его свидетельство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: «Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также заставляют поклониться в землю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучили!»; затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Хряста ради, господин атаман!» - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесываясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок».

 

Проживая на Майносе, Н. хранили казачий общественный строй и идеалы национально-политических свобод, за которые боролись в рядах Булавина. Двуперстие, старая вера только вдохновляли в боях, а не служили основной целью движения. И тогда и на Майносе религия оставалась лишь частью национальной идеологии. Поэтому майносцы или кубанцы до последних дней пребывания за рубежом могут считаться политической в основе, а не религиозной эмиграцией.

 

Несколько иной облик приобрела община, оставшаяся в Добрудже, «дунаки» или «хохлы», как их называли майносцы. Эти постепенно потеряли казачьи национальные черты и обратились в эмиграцию религиозную. Н. Дунайской ветви принимали к себе всех уходивших с родины старообрядцев и русских, и украинских. Поэтому «впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «Заветы». Не потеряли только желания называться Казаками.

 

Со временем кубанцы-майносцы стали различаться с дунаками и по религиозному обряду. В то время как первые отказались от всякого духовенства и остались при своих начетчиках (их называют «беспоповцами»), вторые стали принимать к себе духовных пастырей Белокриницкой или Австрийской иерархии. Но, несмотря на такие расхождения, в начале нашего века часть Н-цев переселилась из Румынии к Майносу. Здесь они разместились отдельно от прежних поселенцев и занялись исключительно рыболовством, в то время как старые майносцы занимались земледелием, а на море выходили только с осени. Особенной близости между теми и другими не возникло, хотя смешанные браки стали обычным явлением. В начале нашего столетия среди дунаков стало распространяться «единоверие», причем их причетники рукополагались во священники московскими епископами.

 

Все время Н. несли такие тяжелые потери от эпидемий и малярии, что через 200 лет их оказалось еще меньше, чем ушло с Дона.

 

Начиная от 1912 г., с разрешения русского правительства, Н. стали возвращаться в Россию. Они просились на Дон, но их оставили на Кавказе и не разрешили селиться севернее Кубани. К 1958 г. в СССР собралось 7.200 душ обоего пола, из них майносцев 1.200 человек. Именно последние принесли с собой много интересных данных о старом языке, обычном праве и фольклоре Донских Казаков. В 1963 г. из Турции в США тоже принято 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем Атаманом, из числа отказавшихся наотрез ехать в СССР.

 

И ещё: http://edemkavkaza.ru/etnograf/390-nekrasstory.html

Феномен религиозной эмиграции в России был вызван церковной реформой патриарха Никона в середине XVII в., породивший раскол в православной церкви и преследования староверов со стороны государства. Низшие слои русского общества, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против усиления феодального гнета, освящаемого официальной церковью.

 

Социальный протест под религиозной оболочкой принял в конце XVII – начале XVIII вв. массовый характер. Так, староверы активно участвовали в Крестьянской войне 1670-1671 гг., Соловецком восстании 1668-1676 гг., Московском восстании 1682 г. Особо следует отметить участие верховских раскольников в Донском восстании 1688-1689 гг., после разгрома которого часть казаков во главе с атаманом Львом Маноцким ушла на р. Куму.

 

С Кумы в результате преследования властей староверы группами переселились в разные регионы Северного Кавказа, в том числе 300 казаков – на Кубань в местность Копыл, а затем в окрестности Анапы. Таким образом, уже с конца XVII в. на Кубани существовало первое казачье поселение, численность которого постоянно пополнялась за счет беглых казаков, крестьян и посадских людей.

 

В ходе Булавинского восстания 1707-1709 гг. ближайшим сподвижником К. Булавина стал казак-старовер Игнат Федорович Некрасов (ок. 1660-1737 гг.), самая яркая и незаурядная фигура среди повстанцев. Некрасов водил булавинские отряды по Дону и Волге, а после гибели Булавина возглавил восстание. Однако к концу августа 1708 г. восставшие на Дону были разбиты, и тогда Некрасов с двумя тысячами казаков с семьями бежал на Кубань, где поселился в местности Хан-тепе (недалеко от Темрюка), основав здесь некрасовскую общину.

 

Староверы принесли в созданную ими на чужбине общину порядки донского казачьего самоуправления. Высшим органом власти унекрасовцев являлся круг – общая сходка казаков, достигших 18-летнего возраста. Атаман избирался кругом на один год и осуществлял исполнительную власть. Третья часть заработка общинников шла в войсковую казну на содержание школ, церквей, больных, престарелых и вооружение казаков. Все наказания устанавливал в общине круг.

 

За два с половиной столетия существования общины некрасовцы создали своеобразный свод законов – более 170 «заветов Игната», записанных в «Игнатову книгу». Заветы, как правило, отличались большой строгостью: «за измену войску расстреливать без суда», «за брак с иноверцами – смерть», «за убийство члена общины виновного закопать в землю», Столь же суровы были религиозные предписания раскольников: «за богохульство расстреливать», «попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика», «держаться старой веры».

 

К женщине староверы относились с почтением: «муж, обижающий жену, наказывается кругом», «муж должен относиться к жене с уважением», «за изнасилование женщины бить плетьми до смерти»,

 

Кубанские раскольники продолжали борьбу с царизмом в течение трех десятилетий. В 1709-1710 гг. Некрасов посылал на Дон воззвания о восстании и периодически появлялся в Слободской Украине с отрядами повстанцев. В «прелестных письмах» к населению булавинцы писали, что «мы стали за старую веру и за дом пресвятой богородицы, и за вас, и за всю чернь, и чтоб нам не впасть в еллинскую веру».

 

Призывы раскольников нашли широкий отклик среди казаков и крепостных крестьян Юга России, которые уходили на Кубань, на «вольные земли», целыми станицами и селами. Уже к 1710 г. здесь насчитывалось до 10 тысячнекрасовцев. Царь Петр I обращался к турецкому султану с просьбой выдать России Некрасова и его помощников, а в 1720 г. издал специальный указ – некрасовцев и тех, кто их укрывает, казнить без пощады.

 

После смерти Некрасова императрица Анна Иоанновна предлагала «игнат-казакам» вернуться на родину, пообещав забыть их «измену» и дать землю. Но они отказались, помня завет атамана – при царе в Россию не возвращаться. По указу императрицы донской атаман Фролов два года подряд разорял кубанские городки староверов, чем вынудил их группами в 1740-е и 1760-е гг. переселиться в Добруджу, устье Дуная и на остров Разельм, находившиеся под властью Турции. Их основными промыслами, как на Дону и Кубани оставались рыболовство, охота и земледелие.

 

Политику «кнута и пряника» с некрасовцами продолжила Екатерина II. В период Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг. над некрасовцами, потенциальными союзникам Турции, нависла угроза репрессий со стороны России. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 г. последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

 

Появление в это же время русских войск на берегах Дуная заставилонекрасовцев переселиться из Добруджи в Малую Азию на берега Эгейского и Мраморного морей.

 

Первоначально турецкие власти освободили некрасовцев от податей и повинностей, не вмешивались в казачье самоуправление, выставив им только требование участвовать в войнах против России.

 

После отмены крепостного права и начала других либеральных реформ в России некрасовцы отказались воевать против нее – и тут же лишились всех былых привилегий. Староверов согнали с обжитых мест на полупустынный остров Маду на Бейшеирском озере, где среди них начались эпидемии и голод. Турецкие власти обложили некрасовцев повышенными налогами, ввели для них воинскую повинность не только в военное, но и в мирное время, бесцеремонно вмешивались во внутренние дела общины, что способствовало ее разрушению.

 

События революции 1905-1907 гг. в России и принятие ряда законов о религиозной свободе подтолкнули некрасовцев к мысли о возвращении на родину.

 

Первым местом их поселения стал Сочинский округ Черноморской губернии– наименее освоенный и заселенный среди других округов и имевший схожие климатические условия с местом прежнего проживания староверов.

 

Приглашая некрасовцев на поселение в Сочинский округ, власти преследовали определенную цель – вытеснить местных турок из рыболовного и каботажного промыслов и, главное, пресечь контрабанду из Турции, маскируемую под каботаж. А некрасовцы были не только хорошими земледельцами и охотниками, но и прекрасными рыбаками и каботажниками, что не было характерно для других славянских переселенцев.

 

В течение 1908-1909 гг. переселенческое управление подобралостароверам несколько участков земли: некоторые в приморской полосе, другие – в нагорной. В 1908, 1910 и марте 1911 гг. выделенные для заселения участки были осмотрены ходоками-некрасовцами под руководством старосты Моисеева. Все делалось ими степенно, основательно и неторопливо. Один участок в местечке Гуарек (близ с. Лазаревское)некрасовцы забраковали, остальные, – в Матросской Щели (близГоловинки), в Имеретинской бухте и Бабук-Ауле, – одобрили.

 

Первая и, насколько известно автору, последняя в дореволюционный период партия переселенцев-некрасовцев появилась на Дагомысском рейде 27 мая 1911 г. Старообрядцы прибыли в количестве 616 чел (306 лиц муж. пола) из местечка Хамидие Брусского вилайета Турции, с берегов Мраморного моря.

 

Переселенцы временно были устроены в с. Волковка, а уже 1 июня группа из 100 чел. отправилась в Бабуков-Аул для выбора усадьбы, где ими была образована деревня, названная в честь легендарного атамана –Некрасовка. Одновременно 36 семей старообрядцев поселились на участке Имеретинская бухта, площадью в 147 десятин удобной земли, где был создан Марлинский поселок. Остальные некрасовцы поселились на участке в 223 дес. удобной земли в Матросской Щели, также назвав деревню в память о своем вожаке – Игнатьевка. Ни одно из собственных наименований староверчеких поселков не прижилось, в первую очередь потому, что большинство сочинских некрасовцев в середине 20-х гг. переселились в Донскую область.

 

Во всех поселках некрасовцы открыли молитвенные дома. Один из них (Покрова Пресвятой Богородицы) действовал в с. Имеретинская бухта до конца 20-х гг. XX в.

 

На 1 января 1915 г. в Бабук-Ауле проживало 44 семьи староверов (184 чел., из них 99 муж. и 85 жен..), в Матросской Щели – 45 семей (205 чел., 107 муж. и 98 жен.), в Имеретинской бухте – 42 семьи (208 чел., 105 муж. и 103 жен.). Сокращение численности переселенцев за 3,5 года на 19 человек связано с превышением у них смертности над рождаемостью, в частности, от заболевания малярией, распространенной в приморской полосе.

 

Окружающая среда способствовала формированию специализации хозяйств локальных старообрядческих общин. Так, приморские староверы, в основном, занимались рыбным каботажным и отхожими промыслами, а нагорные – охотой, скотоводством и земледелием. Норма земельного надела в приморской полосе была ниже (2-2,3 дес.), чем в нагорной (3 дес. на муж. душу), что было связано с нехваткой свободной земли в береговой зоне. Несмотря на наличие свободных земель в горном Бабук-Ауле (общий участок 2635 дес., из них удобной земли – 675), большинство некрасовцевпредпочли поселиться в приморской зоне, хотя и с меньшими наделами. Такой выбор был обусловлен, с одной стороны, отсутствием нагорных дорог, с другой – исконным занятием староверов морскими промыслами.

 

Следует отметить, что реэмиграция некрасовцев была приостановлена в результате цепи драматических событий – Первой Мировой войны, двух революций и Гражданской войны в России.

 

Политическая и экономическая стабилизация в советской России в результате НЭПа в начале 20-х гг. позволила возобновить возвращениенекрасовцев на родину. Этому способствовало проведение особого курса большевиков по отношению к сектантам и староверам, пострадавшим от царизма. Советской власти импонировало коллективное ведение хозяйств в староверческих общинах схожих с коммунами. Не забыли большевики и тот факт, что еще в начале XX в. рыбаки-некрасовцы в Констанце нелегально доставляли газету «Искра» в Россию.

 

Осенью 1921 г. для обеспечения реэмиграции сектантов и староверов при Наркомземе создается Организационная комиссия по расселению сектантов (Оргкомсект). В начале 1922 г. было опубликовано специальное воззвание Оргкомсекта к старообрядцам и сектантам, пострадавшим от притеснений царских властей, с призывом вернуться в Россию и включиться в строительство социализма.

 

Комиссия определила место возможного расселения возвращающихся в Россию: в Ставропольской губернии (250 тыс. десятин), в Донской (615 тыс. дес.) Терской (250 тыс. дес.) и Кубано-Черноморской областях (150 тыс. дес.). Здесь планировалось создание сектантских районов, где хозяйство строилось бы на коллективистских основах.

 

Уже в середине 1922 г. поступили первые заявления казаков-некрасовцевс просьбой о возвращении на родину. 30 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР разрешил переселение из Турции некрасовцев в количестве 300 дворов (1500 чел.) По ряду причин процесс этот растянулся до 1926 г., а затем в связи со свертыванием НЭПа и усилением политических репрессий был прекращен вплоть до хрущевской «оттепели».

 

Большинство сочинских староверов к середине 20-х гг. решили переселиться на необжитые донские земли. Принятию такого решения способствовал ряд причин: недостаток удобной для ведения сельского хозяйства земли, неплодородность почв, трудные условия жизни в нагорной полосе, усиление налогового пресса. В течение 1925-1926 гг. всестарообрядцы из Бабук-Аула, Матросской Щели и часть из Имеретинской бухты переселились в количестве 412 чел. в Мечетинский район Донского окурга. По переписи 1926 г. в Имеретинской бухте проживало 202 старовера (53 хозяйства, 93 муж. и 83 жен.), в Матросской Щели староверов уже не было. К концу 1926 г. сочинские староверы остались лишь в Имеретинской бухте.

 

В 1962 г. в СССР из Турции вернулась значительная группа некрасовцев, которые поселились в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях, Грузии. Не забыли потомки «игнат-казаков» и Кубань, где была создана их первая община. Поселились в Ново-Некрасовском хуторе Приморско-Ахтарского района; в хуторах Потемкинском и Новопокровском того же района и селе Воронцовка Ейского района Краснодарского края. Небольшая община некрасовцев сохранилась и в с. Имеретинская бухта, где продолжали заниматься рыболовством.

 

Исследователи отмечают, что в новых социально-экономических условиях происходит разрушение замкнутости общин староверов, демократизация патриархальных семейных отношений, идет процесс отхода от религии. В культуре современных некрасовцев этнографы фиксируют наличие как древних элементов в языке, обычаях, одежде, фольклоре так и появление заимствований из турецкой и болгарской культур. В целом самобытная культура некрасовцев еще ждет своих исследователей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казанская икона Божьей Матери

 

С ПРАЗДНИКОМ!

 

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

2fbba2047b3c.jpg

 

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

 

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Казанской Божией Матери.

 

Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения Казанской иконы Божией Матери стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной Казанской иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты.

 

Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой Божией Матери молился князь Михаил Кутузов.

 

К сожалению, в 1904 году Казанская чудотворная икона Богородицы была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с Казанской чудотворной иконы Божией Матери разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ КАЗАКИ?

 

Самоназванием (именем, которым народ называет себя сам) коренного народа Казахстана, казахов, является КАЗАК.

Имя это казаки (казахи) получили, когда два султана-чингизида Жанибек и Керей, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве возникшем в степях западного и северного Казахстана в результате распада Золотой Орды, в 1428—1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с этими султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого этнонима казак и топонима Казакстан — один из результатов той перекочевки.

Дело в том, что в ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений, употреблялось тюркское слово «казак», известное еще с первой половины XIII века. Так как Керей, Жанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих земель и скитавшимися по окраинам государства «кочевых узбеков», то их прозвали узбеками-казаками, то есть узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

После смерти Абу-л-Хайр-хана в Узбекском улусе началась борьба за верховную власть, и в этой обстановке Жанибек и Керей и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 1470-71 годах вернули себе верховную власть в стране (прадедом Жанибека и Керея был Урус-хан, правитель предшественницы Узбекского улуса — Белой Орды).

Так была основана династия казакских султанов. Имя «казак» сначала передалось ханству, а затем стало названием народа.

С первых десятилетий ХVI века за страной закрепилось название Казакстан («страна казаков»), а за ее народом — название казак.

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками.

Под этим же названием они были известны у соседних народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трагедия Лиенца

 

082d0aedeb28.jpg

 

К 1945 году на территории Италии, Югославии, Германии, Франции насчитывалось более 70 тысяч казаков, бежавших от советской власти, из них более 40 тысяч находилось в Австрии. В мае того же года 30 тысяч представителей Казачьего стана перешли из Италии через Альпы в Южную Австрию в город Лиенц, который входил в английскую оккупационную зону.

 

Одним из условий принятия на своей земле столь большого количества людей, англо-американское командование назвало добровольную сдачу казаками всего оружия. При этом, естественно, казачьих атаманов заверили, что никто из них не будет насильственно выдан Сталину. На самом деле, как свидетельствуют документы того времени, Черчилль и Альдингтон пообещали передать НКВД и СМЕРШу на уничтожение всех казаков – все 70 тысяч человек. Альдингтон тогда сказал Черчиллю: «История предоставляет нам шанс уничтожить одну часть русских дикарей руками другой части русских дикарей».

 

28 мая 1945 года английское командование пригласило всех казачьих офицеров и генералов казачьего стана «на конференцию», на которой их всех посадили в грузовые машины и отвезли в Шпиталь. Там 2146 офицеров передали органам НКВД и СМЕРШа. Несколько сотен из них расстреляли сразу же или в последующие дни, а трупы их сожгли. Остальных отправили в СССР, где посадили в концлагеря. Стоит ли говорить, что никто из них оттуда не вернулся.

 

Спустя два дня, в ночь с 31 мая на 1 июня 1945 года казачий лагерь Пеггец в Лиенце был окружен английскими танками и мотопехотой. Представитель английского командования майор Дэвис объявил, что все казаки вместе со своими семьями будут выданы Сталину. Конечно, в это время все уже поняли, что их обманули, и решили сопротивляться до последнего. Они отказались добровольно грузиться в машины и вывесили по всему лагерю плакаты: «Лучше смерть, чем отправка на мучения в СССР!» Сопротивление насильственной репатриации возглавили около двадцати военных православных священнослужителей Русской Зарубежной Церкви.

 

В пять часов утра все 30 тысяч обитателей лагеря подошли крестным ходом к походной церкви в центре лагеря. Женщины, старики и дети были посередине. Их окружал плотный массив безоружных солдат-казаков, строем прибывших всеми полками. Они готовы были принять первый удар насилия и смерти. Взрослые вместе с юнкерами Казачьего военного училища, взявшись за руки, образовали вокруг молящихся внешнее оцепление в несколько рядов. Они хотели телами защитить свои семьи от танков и бронемашин и, если потребуется, безоружными драться с английскими карателями.

 

Во время Божественной литургии послышался рев танковых моторов и металлическое клацанье сотен затворов. Танки и бронемашины двинулись на 30 тысяч молящихся. Их в упор расстреливали из пулеметов, автоматов и винтовок. Сотни английских солдат, следуя за бронетехникой, выстрелами и штыками добивали раненых, не щадя ни женщин, ни детей. Многих, правда, они бросали вповалку в грузовые машины.

 

Оставшимся в живых священникам и казакам удалось в нескольких местах разметать пехотные цепи английских солдат и прорваться к мосту через реку Драва. Однако на противоположном берегу реки англичане успели установить пулеметы, которые очередями расстреливали безоружных людей, бегущих к мосту. От безысходности они пытались переплыть бурную реку, но удалось это лишь нескольким сотням казаков и казачек, которые попытались уйти в горы.

 

Остальным казакам – тем, кто не смог прорваться – после избиения предстояло под мощной охраной поехать в Шпиталь и Грац, где их и передали конвойным войскам НКВД, занимавшимися отправкой пленников в СССР. Многих казаков расстреляли сразу же после прибытия на родину, женщин же, детей и стариков распределили в сталинско-бериевский ГЛУЛАГ.

 

Прошу отнестись корректно к этой теме. Это наша история, как бы она не складывалась, ее не исправить и обратно ничего не вернуть. Стоит помнить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здорово живете, Астраханцы!

 

Насон Грядущий,

Тут некий Стрельцов в тему "знакомство" заходил, хотел ему книжки подсказать где найти об астраханских казацких поселениях, а он сразу исчез. Может другой ник взял?

 

Зачем другой Ник взял?

Моя шибко много работай. Мал мал тайга ходи, рыба лови.

 

Ладно, Шучу. Подсказывай пожалуйста, если не передумал.

Лет пять назад на сайте Астраханских казаков (сейчас не работает), кое-какой материал был, но не весь он там был размещен. Какая-то книжка была издана о казачьих поселениях Астраханского КВ. К сожалению, я тогда не успел себе скачать материал. Не думал, что сайт закроется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здорово живете, Астраханцы!

Какая-то книжка была издана о казачьих поселениях Астраханского КВ. К сожалению, я тогда не успел себе скачать материал. Не думал, что сайт закроется.

Слава Богу! Могу скинуть электронную версию этой книги. Кинь свою почту в личку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ATV, Здорово ночевал!

 

 

мой E-Mail: [email protected]

 

Буду признателен за информацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ATV, ещё раз благодарю за книгу.

Вопрос. А вообще есть астраханские сайты где аккумулируется (собирается) информация, даются ссылки на исторические и современные книги об астраханском казачестве размещенные в интернете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос. А вообще есть астраханские сайты где аккумулируется (собирается) информация, даются ссылки на исторические и современные книги об астраханском казачестве размещенные в интернете?

Сайт слабенький, но может, что и найдешь:

http://astkazak.ru/index.php?mode=view&site_id=114

Здесь, вообще, только официоз: http://www.komarkelov.ru/kazachestvo/

Есть ещё парочка сайтов, найду - скину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, прям таки не густо.

 

Ладно, с новым начальством у астраханцев ща как попрет всё в гору.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, прям таки не густо.

 

Ладно, с новым начальством у астраханцев ща как попрет всё в гору.

Да уж.....у астраханцев "попрет"....казаков в области наплодят....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поддержка астраханского казачества начинается со школьной скамьи

 

Управление пресс - службы администрации г. Астрахани

 

 

Астраханские школьники получили возможность проходить обучение по новой программе. Юное поколение астраханского казачества теперь может обучаться в специализированных классах, открытых мэрией Астрахани уже в четырех школах и двух детских садах города.

 

Помимо базового образовательного курса около сотни воспитанников казачьих классов познают основы военной подготовки, историю культуры и традиций казачества, занимаются конным спортом. Создание таких курсов в городских школах было предусмотрено рамках муниципальной программы поддержки казачьих обществ на 2011 – 2012 годы. «Сегодня многие наши социальные проекты, так или иначе, связаны с укреплением традиций и воспитанием патриотизма. Развитие казачества яркий тому пример. С этой идеей выступал президент Дмитрий Медведев, а мы ее в городе активно реализуем. Уже открыты классы в четырех школах и двух детских садах. В планах значительно увеличить количество таких школ» - рассказал мэр Астрахани Сергей Боженов. Одним из первых в Астрахани открылся казачий класс в школе №39. 30 воспитанников строго соблюдают правила дисциплины. За порядком следит не только учитель, но и старшина класса, которого выбирают на обще голосовании. «Мы носим форму, у нас добавились несколько новых занятий. История казачества, совместно с ОБЖ проводится урок основы военной службы. Мы учимся маршировать и ездить верхом», - говорит старшина казачьего класса Леонид Пискунов. Особое внимание на уроках уделяют религиозному, нравственному и патриотическому воспитанию. По словам учителя истории казачества школы №39 Татьяны Горбуновой это воспитывает в детях уважение к собственной истории и прививает им историческую память, любовь к родине и своим корням.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
×
×
  • Создать...