Перейти к содержанию

Великие люди


Dernik

Рекомендуемые сообщения

Бравый Айтишнег

Классики выпускались милионными тиражами, я повторяю, при этом все раскупалось влет по подписке. Про мукулатуру можете не рассказывать, сам сдавал. Сейчас возьмите книгу в магазине от силы 5-10тысяч тираж. И те стоят не распроданные. То что книги стоили дорого это как раз плюс Советскому Союзу. Даже призы давали книгами! Например в передачи Что?Где?Когда?.

Как правило, макулатуру :)

Да, сейчас можно взять книгу, бесспорно, книжный дефицит исчез. Но что это за книги? Газетная бумага, серый, исчезающий со временем шрифт. Когда в начале 90-х валом пошла литература, я хватал все подряд, изголодался за 20 лет. Фантастику, приключения, детективы... Но по качеству - это был мусор. На их фоне книги, выпущенные советскими издательствами были на пару порядков качественнее - на хорошей бумаге, с четким шрифтом, с отличными рисунками, отличным переплетом, оформлением. Демократические книжки разваливались на руках, томики Сабатини, которые я купил в 1993, сейчас невозможно читать, абсолютно - шрифт исчез со страниц. А между прочим, у меня множество книг советских времен, так до сих пор они как новые. А вы посмотрите на книги АСТа!!! Это же говно. А потому что к книге издательства стали относиться по-коммерчески. Какая-нибудь сраная камасутра или другие "подарочные издания" - поставить на полку для крутой быдлоты - мелованная бумага, золотые обрезы, кожаные переплеты. А к остальной литературе стали относиться, как к одноразовой сортирной прессе, люди перестали уважать книги. Особенно издательства. Множество книг было выпущено вообще в мягком переплете, причем достаточно серьезные издения. Классику зарубежной фантастики в 14 мягких томах я собирал пару лет, в 1993, потом переплел по два тома, сделал им красный ледериновый переплет, разукрасил обложки черной ручкой, стало любо-дорого смотреть. Раньше книги берегли, а теперь прочитал - и положил либо в подъезде на подоконник, либо у мусорника сложил, либо на работу притащили, раздают. Исчез дефицит и почему-то исчез интерес к книгам. Зажрались, что ли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 156
  • Created
  • Последний ответ
PS! Вам не кажется забавным тот факт, что собрание сочинений Ленина просто в магазине купить было нельзя? Только по по заявке через местную ячейку парторганизации? или идти читать в библиотеку?)))

Да кому это... пришло бы в голову читать, только прожженым камунякам? А для школы краткий сборник тезисов и статей ВИ всегда можно было найти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу Жилкина - он мне не родственник, не друг и не однопартиец, но уж косноязычным я его назвать не могу, к тому же есть у меня гипотеза, что челдовек он вполне читающий.

Гипотеза несостоятельна, насколько помню, Лескин как-то в интервью гордо сообщил, что он прочитал единицы книг и то в школе... Он, постоянно хвалится своей некомпетентностью публично.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Михайло Пожарский

Возможно, что Ваше конкретное дество прошло не в Астрахани, а, например, в Можайске! Там замечательный полиграфкомбинат и всегда можн было купить дефицитную книгу. возможно. Но, вот картинка из моей юности рисует мне пейзаж обычного книжного магазина, уставленного унылым говном изданнным по разнаряде Союза Писателей СССР, справочниками, таблицами Брадиса, лотерейками за 25 копеек и, о, ЧУДО! инодна случйно изданным в покетбуке Карелом Чапеком

Поддерживаю обеими клешнями! Наш дорогой "Современник" был вместительным астраханским позорищем. Отец мне в начале 80-х вручил "афигенную букинистическую фантастику" - книжонку Юрия Тупицына "На восходе Солнца" и мать мне купила годовой астрономический календарь, и это было единственное, что мы там приобрели, про полупровинциальные магазинчики и говорить нечего. Мальцом я бегал по таким магазинчикам начиная с магазинчика в пустыне Вторая Звездная (был там такой в последнем доме посреди степи, когда Звездный только строился, маршрут автобуса 20, там песок на книжных полках лежал), заканчивая трусовским центральным книжным магазином. Перерыв такой магазин основательно, я находил какую-нибудь детскую научно-популярную книжонку "Биография Земли" или "Для чего - ничего", или учебник астрономии Воронцова-Вельяминова разных годов издений и был счастлив. Позже, в магазине напротив Призыва я брал астрономическую литературу. Мне еще повезло, что мать одной распределительнице на книжном астраханском складе шила одежду, и поэтому мать приобрела у нее множество книг из серии "школьная библиотека". Ну и так, кто дарил, кто приносил, кто просто давал почитать. У отца в организации богатейшая библиотека была, там я познакомился с Жюль Верном, Уэллсом, Стивенсоном, Твеном и Дойлем.

А так фиг что найдешь. Зато коммунистического мусора было в магазине завались и если не возмьмешь пяток этого мусора, то и книги хорошей не получишь. А еще были, помните, кучи сортирных изданий доморощенных совковых писателишек и ихних книжонок о быте, любви и приключениях с мордобоями советского трудящегося и советской деревни с названиями типа "Трава за окном", "По первому гудку", "Утро на завалинке" и тому подобный хлам... Вот их в нагрузку пихали!!! Вообще, тема вошла в достойное русло, браво! Кому вообще нужны эти "Великие Люди"? :) Опять кого-то пробило на создание возвышенных, но никчемных тем? Для этоко википедия есть ваще-то...Уже все давно обмусолили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если серьезно - великие люди это те, которе совершили огромные изменения причем созидательного характера. Это великие творцы

 

Леонардо да Винчи

Аристотель

Платон

Моцарт

Бах

Бетховен

Лев Толстой

Достоевский

Наполеон Первый

Петр Первый

Мохамед

Чингисхан

Ленин

Сталин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классики литературы В СОветском Союзе выпускались милионными теражами! Но их не хватало по одой причине. Стыдно было не читать! Покупали кому надо и не надо. ДЛя моды, для красоты. Чтоб смотрелось красиво, под цвет обоев. Настоящие ценители если не по подписке брали в тридорога. Но это как раз показывает , что в обществе ценились книги! А не эти фьючерсы, говнодолары. Ценилась литература, а не бытовая техника. Постройте такое общество, чтобы книги были мерилом ценностей!

Р,Ы, спецом посмотрел тираж Л,Толстого 1млн экз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожить в таком чуде не желаете без элементарных удобств с осыпающейся штукатуркой?

Это вы про какие дома? Про совковые?

Пожить в таком чуде не желаете без элементарных удобств с осыпающейся штукатуркой? Да и не в этом дело т.к. в приведенных вами домах жили далеко не бедные люди, а, пардон, "быдло" жило очень плохо. И режим ничего не делал для улучшения жизни народа.

Хочешь жить хорошо -работай. Так было и при совке и при Царе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классики литературы В СОветском Союзе выпускались милионными теражами! Но их не хватало по одой причине. Стыдно было не читать! Покупали кому надо и не надо. ДЛя моды, для красоты. Чтоб смотрелось красиво, под цвет обоев. Настоящие ценители если не по подписке брали в тридорога. Но это как раз показывает , что в обществе ценились книги!

Вот с этим согласен. Просто ваш оппонент является ярым антикоммунистом и не желает признавать очевидных вещей (достижения сов. власти), так что н стоит тратить времени на переубеждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вы про какие дома? Про совковые?

Да нет, уважаемый. Если сомневаетесь, войдите в любой дом 19 века, кои в свое время были купеческими. Видимо, не бывали там....

Хочешь жить хорошо -работай. Так было и при совке и при Царе.

Это кто вам о царском времени такие вещи поведал? Когда простые работяги падали от усталости и едва сводили концы с концами. Перечитайте лучше мои посты о причинах революции или лучше сами покопайтесь в серьезной литературе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь о моих предпочтениях. Хотелось бы сказать кое - что о малоизвестных широкой публике именах. Это Эхнатон и Ашока. Так, Эхнатон...

 

Ещё юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тия, женщина незнатного происхождения. Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в своё время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

 

Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона — зримой формы солнечного диска — в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма обелиска, который так и не был завершен. После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона — древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с усилившимся фиванским жречеством. Почитавшийся в Гелиополе Ра принадлежал к числу древнейших египетских богов и считался верховным богом со времени правления V династии, когда он вытеснил ещё более древнего гелиопольского бога Атума. В результате политического возвышения Фив в Среднее и Новое царство малоизвестный до этого фиванский бог Амон был отождествлён с Ра в образе Амона-Ра, и большая часть захваченной в походах добычи стала поступать в руки фиванского жречества, что вызывало противодействие мемфисского и гелиопольского. Намереваясь завоевать поддержку жрецов из Гелиополя, Аменхотеп включил в свою титулатуру определение «Единственный для Ра», а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед — «Замок ликования на небосклоне». Однако на пятом-шестом году правления (предположительно в 1358 до н. э.) Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но также Сирии и Нубии.

 

 

Введение культа Атона

На пятом году правления Аменхотеп IV изменяет свое имя, переводящееся как «Амон доволен», на Эхнатон — «угодный Атону». Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон, изображающийся в виде солнечного диска с уреем и множеством простёртых к Земле лучей, увенчанных ладонями, держащими символ жизни «анх».

 

Фараон приходит к выводу, что Атону нужен не отдельный храм, а целый город, покидает Фивы и начинает сооружение своей новой столицы, получившей название Ахетатон — «горизонт Атона». Согласно объявленной народу легенде, место новой столицы в 300 км к северу от старой было якобы указано самим Атоном в ходе плавания Эхнатона вверх по Нилу. Новая столица по замыслу царя должна была полностью затмить Фивы и Мемфис как религиозный, культурный и политический центр страны. Развалины Ахетатона были обнаружены близ современного египетского городка эль-Амарна. Помимо культовых и административных сооружений Эхнатона, в этом месте в 1887 местной крестьянкой был обнаружен также клинописный дипломатический архив, отображающий переписку Аменхотепа III и Эхнатона с правителями стран Ближнего Востока, — знаменитые «Амарнские письмена». По названию археологической местности, где когда-то находилась столица Эхнатона, эпоха правления самого царя и его ближайшего преемника — Сменхкара — в науке получила название «амарнского периода».

 

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Переосмыслив древнее учение гелиопольского жречества о ключевой роли солнечного божества, царь закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитавшиеся как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут — непосредственными детьми солнечного бога.

 

Многие древние храмы находились в запустении, жречество Амона преследовалось царем «творящим силу против не знающего учения его», «обрекающим мраку» своих противников; на храмовых рельефах уничтожались изображения и имена ненавистного царю-еретику бога Амона — Эхнатон не щадил даже имени своего отца Аменхотепа III, включающего имя ненавистного верховного бога Фив. В конце своего царствования Эхнатон, «Солнце — владыка Маат», подвергал преследованию даже сам нечер — традиционный принцип божественности, признавая только «отца своего Атона». Абсолютизируя собственную власть, Эхнатон довел до крайности культ своих собственных статуй, которые считались проявлениями его божественной сущности. Учение Эхнатона, по большей части протомонотеистическое, допускало почитания ряда иных божеств: с Атоном изначально сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Хорахте, отождествлённые с Атоном), духи и демоны.

 

Причины религиозной реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, не ясны. Существуют четыре точки зрения на ее истоки. Согласно первой из них, наиболее рационально объясняющей причины преобразований, реформа Эхнатона стала результатом борьбы военной и жреческой знати. Жречество традиционно было привилегированным классом в Древнем Египте, а успешные завоевательные походы фараонов XVIII династии только усилили его экономическое могущество и политическое влияние. Однако параллельно наметилась тенденция по формированию новой служилой знати, состоявшей преимущественно из выходцев из средних и бедных слоёв населения. Причинами их продвижения по общественной иерархии были прилежная служба в регулярной армии и личная преданность фараону. Обострившиеся противоречия привели к скрытому противостоянию жречества и более демократической по своему характеру военной знати. В конечном итоге, реформа была необходима фараону, опиравшегося на новый привилегированный класс, для ограничения всевластия жрецов Амона-Ра.

 

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для обширной Египетской державы.

 

Две остальные теории сводятся к объяснению оснований для атонистического переворота психологическими факторами, усматриваемыми в личности фараона. Утверждается, что изменения в религии и политике были вызваны личными убеждениями царя, который был последовательным апологетом новой религии. В отдельных источниках также делается ударение на женоподобную внешность Эхнатона на изображениях, созданных ваятелем Тутмосом Младшим, позволяющую предположить, что он страдал синдромом Фрёлиха, следовательно, его реформы могли быть вызваны особенностями его болезненного характера.

 

Новая столица

 

Амарнское искусство

 

Бюст Эхнатона в музее Сан-Хосе.Для поклонения новому богу Эхнатон возвел новую столицу — Ахетатон («Небосклон Атона») вблизи современной Эль-Амарны и покинул Фивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет женоподобную фигуру и своеобразную форму черепа, передавшуюся по наследству его дочерям. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.

 

Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити (Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона, протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.

 

К сожалению амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя город с его храмами и мастерскими был заброшен и оказался засыпан песками пустыни.

 

 

Внешняя политика

Время правления Эхнатона стало периодом временного ослабления египетской государственности и престижа Египта в международных отношениях, резко контрастирующей с могуществом времён Тутмоса III. Письма, сохранившиеся на клинописных табличках царского дипломатического архива Ахетатона, содержат свидетельства неумелой дипломатии Эхнатона в отношениях с переднеазиатскими государствами. Фараон был слишком увлечён внутренними преобразованиями, чтобы уделять достаточно внимания внешнеполитической активности, без которой не представлялось возможным поддерживать статус Египта как гегемона на Ближнем Востоке. Войн фараон-солнцепоклонник не вёл, в чём отдельные современные историки усматривают доказательство его пацифистских убеждений.

 

С приходом к власти Эхнатона смена правителей на египетском троне не изменила статус-кво, установившийся в результате военных походов XVIII династии: правители Вавилона, Хатти и Митанни приветствовали восхождение на престол нового правителя и в своих поздравлениях (сохранившихся в Амарнском архиве) выражали надежду на сохранение дружественных отношений, существовавших при Аменхотепе III.

 

Однако последующие многочисленные донесения охваченных паникой вассалов царя о волнениях в бывших владениях Египта в Азии, которые постепенно стали выходить из-под власти царя и присоединяться к числу вассалов Хеттского царства — основного дипломатического и военного соперника Египта в регионе, — свидетельствуют о потере Эхнатоном контроля над ситуацией в своих азиатских владениях. Были ослаблены и контакты Египта с южными провинциями Нубии, где силами царского наместника («царского сына Куша») было подавлено несколько восстаний.

 

Эхнатон был настолько сосредоточен на делах своей семьи[источник?] и укреплении нового культа, что не уделял должного внимания ни внутренней, ни внешней политике. Во время его правления не было проведено ни одного похода, от Египта отпали Сирия и Ханаан. Ко времени правления Эхнатона относится новый подъём могущества индоевропейского народа хеттов, впервые появившегося в египетских источниках ещё при Тутмосе III. Северные области переднеазиатских владений Эхнатона были захвачены царем хеттов Суппилулиумой, наступавшим из Малой Азии. Лояльные фараону правители, например, князь Библа Риб-Адди, подвергались постоянным нападениям хеттских агентов. Иерусалим стал мишенью семитского племени хабиру. Египет терял не только политический престиж, полученный фараонами-завоевателями XVIII династии, но и экономическое могущество, поскольку в результате реформ от управления оказались отстранены администраторы-жрецы, сохранявшие верность старому культу.

 

 

Последствия атонистской революции

Однако новый культ встретил сильную оппозицию со стороны жречества и недовольство народа, не понимавшего смысл нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Процарствовав около 17 (18) лет, Эхнатон скончался и уступил престол эфемерному царю Сменхкара, который был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, возможно, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийа. Спустя два года престол перешел к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. Под влиянием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества юный царь отказывается от ереси своего предшественника, принимает имя Тутанхамон и переносит двор в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться, а с началом XIX династии был проклят и превратился в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага» («отступника из Амарны»). Сооружения Эхнатона были разрушены и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

 

 

 

 

 

Значение Эхнатона

Эпоха Амарны стала временем создания удивительных шедевров египетского искусства, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие египетского искусства, среди которых особого упоминания требуют скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити из мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Ахетатоне, рельефы царской гробницы в восточных скалах Амарны и, наконец, фантастические росписи полов дворцов и резиденций столицы Эхнатона. Часть этих памятников чудом избежала уничтожения в годы реставрации, последовавшей за смертью фараона-еретика, часть, как, например, храмы Атона в Карнаке, была разобрана и использована в качестве каменной «набивки» для более поздних архитектурных сооружений в Фивах. Безусловно, следует отметить, что Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому царю и в котором просматриваются параллели с библейскими псалмами, любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства.

 

В целом, религиозная реформа Эхнатона широкого распространения в египетском обществе не получила и, наоборот, была воспринята враждебно. В своих действиях царь опирался на прослойку «новой» знати, происходившей из беднейших слоев населения, обязанных своим возвышением личной воле фараона, а потому ему преданных. Два с половиной века спустя сосуществование двух слоёв военной знати и жречества в стране породит глубинный раскол египетского общества, который приведет к окончательной деградации царской власти и падению Нового царства.

 

 

Современные оценки Эхнатона

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

 

Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман, утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

 

В трудах многих современных историков считается установленным фактом, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие его правления, помимо Атона — зримой формы солнечного диска и других богов — Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д., — не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступают многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Э. Эртман, Н. Ривз.

 

Однако и мнение, что не существует никаких связей между атонизмом и монотеизмом, является очень поспешным. Более оптимистически настроенные в плане установления таких связей исследователи характеризуют атонизм как протомонотеизм или генотеизм — предпочтение одному из божеств.

 

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются часто в рамках одного исследования. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции».

 

Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

 

В деятельности Великого Эхнатона видели презрение к жречеству, «мировому фарисейству»: сложнейшие заупокойные церемонии, магию, мумифицирование. «Мистику сочетания „Ба“ и „Ка“ заменяет он», — согласно русскому исследователю, — «юродивыми ходами. Позволяет изображать себя ожиревшим и с двойным подбородком. Юродствует, не желая обожествления. Эхнатон видит себя богодухновенным пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховным жрецом веры в Единого Бога».

 

«Эхнатон совершает революцию в сознании египтян. Предки его считали, согласно египетским (и иерусалимским) жрецам, что только они от Бога, а прочие — „сыны дьявола“. Эхнатон в своем правлении пришел к мысли: Бог объемлет Своей любовью все творение, единый Бог над всем.» (Атон для Эхнатона — универсальный мировой Бог. Фараон — Его избранник, «возлюбленный сын»).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал ее в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери.

 

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником.

 

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

 

 

Приход ко власти

Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

 

Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём.

 

Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

 

Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

 

О дальнейших событиях источники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город.

 

Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

 

Как говорят легенды, Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих сведений. В надписях на камне, сделанных по его распоряженю, братья Ашоки упоминаются с любовью.

 

В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н. э. состоялась коронация Ашоки.

 

Калинга

Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса).

 

В своём эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.

 

Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании».

 

Традиция считает, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры.

 

... Деванамприя Приядарси спустя восемь лет после восшествия на престол завоевал Калинга. Сто пятьдесят тысяч было депортировано, сто тысяч было убито, и еще множество умерло. После того, как Калинга были завоеваны, Деванамприя испытал сильное влечение к дхарме, почувствовал благорасположение к дхарме и наставлениям в ней. Ныне же Деванамприя глубоко скорбит о покорении Калинга. ...

 

Наскальный эдикт 13, 256 г. до н. э.

 

 

Внутренняя политика

Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми.

 

По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения: Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог.

 

Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных.

 

... Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме. ...

... Дхарма приумножилась двумя средствами: благодаря основанным на дхарме повелениям, и благодаря переубеждению. Из этих двух, повеления дают мало, тогда как переубеждение дает много. Основываясь, на дхарме, я повелел защищать животных, и многое другое. Но именно благодаря переубеждению в народе возросла дхарма не убивать живых существ и не вредить им. ...

 

Дели-Топра, эдикт 7, 242 г. до н. э.

 

Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников (махаматр), добавив к ним «махаматр дхармы». Их обязанностями были наставления в практике дхармы, а также забота о поддержании справедливости во всех уголках империи. В том числе и инспекция тюрем:

 

... Они следят за достойным содержанием заключенных и их освобождением, и если Махаматры считают: "Этому необходимо содержать семью", "Этого оговорили", "Этот стар", то они следят, чтобы таких заключенных освободили. ...

 

Наскальный эдикт 5, 256 г. до н. э.

 

 

Расширение границ империи Мауриев

Империя Мауриев включала огромную территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям. Cудя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями.

 

Для определения границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определённую ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.

 

В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке. Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при Александре Македонском.

 

Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком).

 

Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала. Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии.

 

 

Двуязычный эдикт царя Ашоки на греческом и арамейском из Кандагара. Кабульский музей.Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии и т. д.

 

В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорит:

 

... Люди незавоеванных территорий могут подумать: "Каковы намерения царя относительно нас"? - Мое единственное намерение в том, чтобы они жили без страха предо мной, могли мне доверять, и чтобы я мог дать им счастье, а не горе. Более того, они должны понять, что царь простит тех, кто может быть прощен. ...

... Вы же должны исполнять свои обязанности и заверить их так: "Царь как отец. Он чувствует по отношению к нам то же, что он чувствует по отношению к себе. Мы для него, как его собственные дети". ...

 

Наскальный эдикт 2, 256 г. до н. э.

 

Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы: маурийские послы (дута), целью которых было распространение буддизма.

 

... Отныне победу дхармы считает Деванампия наилучшей победой. И она была одержана внутри, на границах, и даже на расстоянии в шестьсот йоджан, где правит греческий царь Антиох, и далее, где правят четыре царя, а именно Птолемей, Антигон, Маг и Александр. ...

 

Наскальный эдикт 13, 256 г. до н. э.

 

Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендрой для распространения буддизма.

 

Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил своё посольство в Паталипутру.

 

 

Монета государства Мауриев с колесом дхармы и слоном, III век до н. э.

 

Принятие буддизма

С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III веку до н. э стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения.

 

Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасака, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны.

 

Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.

 

 

Первая наскальная надпись Ашоки в ГирнареОказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.

 

... Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие, имея мысль: "прославлю так свою религию", только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими. Деванамприя Приядаси повелевает, чтобы все разбирались в коренных доктринах других религий. ...

 

Наскальный эдикт 12, 265 г. до н. э.

 

В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям.

 

В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, по некоторым сведениям, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов.

 

Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам.

 

Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.

 

Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам. Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмеричном пути и других специальных понятиях. Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме».

 

 

Последние годы правления Ашоки и наследники

Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём.

 

По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания. Oдно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель.

 

В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки.

 

Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер.

 

В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет, уважаемый. Если сомневаетесь, войдите в любой дом 19 века, кои в свое время были купеческими. Видимо, не бывали там....

Я бывал и много раз, и было время жил в таких, Вы сравните они 19 века и вот эти "коробки" которые уже разваливаются. Дома 19 действительно дома, где по сей день приятно находится, если он в хорошем состояние. А разваливаются они сейчас потому, что за ними не следят, будут реставрировать они еще и все остальные переживут.

 

Это кто вам о царском времени такие вещи поведал? Когда простые работяги падали от усталости и едва сводили концы с концами. Перечитайте лучше мои посты о причинах революции или лучше сами покопайтесь в серьезной литературе.

Угу, видать у Вас так и было, а в моей семье было все намного подругому. По материнской линии всегда были богатыми и при царе и при коммунизме, а когда пришли немцы дом моих предков взяли под штаб тк был самый большой.

А по отцовской линии у нас потомсвенные военные( и все офицеры)... и тожа в финансах не нуждались.

У моей пробабки был дом около Ленинской площади, чуть дальше чем сейчас иранское посольство. Так вот когда пришли комуняки, отобрали его и сказали, что много однаму человеку столько жил.площади, а после её смерти вообще дом забрали.

 

 

Вот Вы говорите при совке жить было хорошо, а многие ли так считают? Всех ставить под одну гребенку, и платить одинаково, это было бред изначально. Или даже сравнить лозунги при Царе, и при революции... человеческий патриотизм был, вера в государство, в Царя. А тогда вера во, что была? Не во, что! Люди жили под страхом, многие.

Да были плюсы какие то, но они были бы и при Царе, просто произошла революция и они совершились уже при другой власти, а так было бы тоже самое, а скорее всего и лучше. ИМХО

ЗЫ: Россия была монархической страной, она и должна быть монархической, а не недокоммунизм, или дерьмократия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собачих

Перед едой не читаю факт.

рекомендую читать перед опорожнением кишечника..., помогает...проверено ROCKом...!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто ваш оппонент является ярым антикоммунистом и не желает признавать очевидных вещей (достижения сов. власти), так что н стоит тратить времени на переубеждение

Да, я антикоммунист и горжусь этим.

А про достижения СВ мы сейчас можем говорить тоько потому, что не знаем каие достижения были бы без нее. Думается БЕЗ нее были б весомее, гуманее и прочнее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странно- верхний пост сдублил...

Он, постоянно хвалится своей некомпетентностью публично.
дату, время публикации и название СМИ приведите, плз. я чтото таких моментов не помню...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классики литературы В СОветском Союзе выпускались милионными теражами! Но их не хватало по одой причине

Посмотрел Эрнс Хэмингуэй издано в 1987 году тираж 1 миллион 200 тысяч экземпляров.

И при этом её в продаже нельзя было купить:) Причём тираж достоверный без преувеличений.

Качество книги и печати до сих пор превосходное. Надо перечитать что ли;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По материнской линии всегда были богатыми и при царе и при коммунизме, а когда пришли немцы дом моих предков взяли под штаб тк был самый большой.

Кем работали ваши родственники, не уточните? Сомневаюсь, что простыми работягами.

Вот Вы говорите при совке жить было хорошо, а многие ли так считают?

Вы не поверите, но очень многие, т.к. помнят те времена.

Всех ставить под одну гребенку, и платить одинаково, это было бред изначально.

Во-первых, уважаемый, платили не одинаково. Это для сведения. Лишали тринадцатой за пьянку, невыполнение плана и т д.

Или даже сравнить лозунги при Царе, и при революции... человеческий патриотизм был, вера в государство, в Царя.

Совершенно верно и, видя бездарную политику последнего царя, приведшего государство к катастрофе, поневоле задумаешься. Если, разумеется, вы можете критично относиться к царскому режиму, в чем я сомневаюсь.

А тогда вера во, что была? Не во, что! Люди жили под страхом, многие.

Серьезно? С какими словами люди вставали в атаку во время Великой Отечественной? Напомнить? Была вера в гос-во, надежда на лучшее или считаете, что поднимали целину лишь в принудительном порядке? В таком случае разочарую - был человеческий порыв. Прочтите на досуге "Как закалялась сталь". Или книга не из ваших предпочтений?

Россия была монархической страной, она и должна быть монархической, а не недокоммунизм, или дерьмократия.

Вот к этому утверждению приведу высказывание Марка Твена. По памяти. "Монархия прекрасна, если царь является умным, честным человеком, но т.к. такого не бывет монархия является самым отвратительным политическим режимом". Согласен с эим высказыванием на все сто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мохандас Карамчанд Ганди (деванагари: मोहनदास करमचन्द गांधी, гуджарати: મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી; 2 октября 1869 — 30 января 1948), известный как Махатма Ганди — один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен.

 

 

Биография

Мохандас Карамчанд Ганди происходил из семьи, принадлежащей к торговой варне вайшьев, однако его отец Карамчанд Ганди занимал пост главного министра Порбандара. Дети в семье Ганди воспитывались в духе непричинения вреда живым существам, стремления к самоочищению и терпимости к людям иной религиозной и кастовой принадлежности.

 

 

В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У супругов было четверо сыновей: Харилал (1888—1949), Манилал (28 октября 1892—1956), Рамдаc (Ramdas) (1897—1969) и Девдас (1900—1957). От старшего сына Харилала отец отказался. По свидетельству отца, он пил, развратничал и влезал в долги. Несколько раз Харилал менял религию; умер от сифилиса. Все остальные сыновья были последователями отца и активистами его движения за независимость Индии. Девдас также известен своим браком с Лакши — дочерью Раджаджи, одного из руководителей Индийского Национального Конгресса и горячего сторонника Ганди и индийского национального героя. Однако Раджаджи принадлежал к варне браминов, а межварновые браки противоречили религиозным убеждениям Ганди. Тем не менее в 1933 году родители дали Девдасу разрешение на брак.

 

В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон, где получил юридическое образование. В 1891 году, по завершении обучения, он вернулся в Индию. Поскольку профессиональная деятельность на родине не принесла Ганди особого успеха, он в 1893 году отправился работать в Южную Африку, где постепенно вступил в борьбу за права индийцев. Там он впервые применил в качестве средства борьбы ненасильственное сопротивление. Большое влияние на формирование позиций Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи Г. Д. Торо и Л. Н. Толстого (с которым Ганди состоял в переписке).

 

В 1914 году М. К. Ганди возвратился в Индию, где активно включился в движение за достижение независимости страны от британского колониального владычества. В 1915 году Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандасу Ганди титул «Махатма» (дев. महात्मा)— «великая душа» (причём сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его). Лидер ИНК Тилак, долгое время соперничавший с Ганди, незадолго до смерти объявил его своим преемником.

 

В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений. В 1921 году Ганди возглавил Индийский национальный конгресс, который покинул в 1934 году в силу расхождения своих взглядов на национально-освободительное движение с позицией других руководителей партии.

 

Широкую огласку получили разногласия между Ганди и лидером неприкасаемых Амбедкаром по поводу предоставления последним полного равноправия с представителями других каст. Ганди считал, что радикальные взгляды Амбедкара приведут к расколу индийского общества. Голодовка, которую объявил Ганди в 1932 г., заставила Амбедкара пойти на уступки.

 

Махатма Ганди пользовался огромным влиянием как среди индусов, так и среди мусульман Индии и старался примирить эти враждующие группировки. Он крайне отрицательно отнёсся к разделению бывшей колонии Британская Индия в 1947 году на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан (в то время в государство Пакистан входил и нынешний Бангладеш, под названием «Восточный Пакистан»; отделился в самостоятельное государство от современного Пакистана в 1971 году).

 

30 января 1948 года на богослужении, проходившим в Дели, к нему подошёл фанатик-индус Натхурам Годзе. Он поклонился, вытащил спрятанный под одеждой револьвер и выстрелил в живот и грудь Махатмы. Слабеющий Махатма, поддерживаемый с обеих сторон племянницами, вскрикнул: «О, Господи! О, Господи! О, Господи!» (хинди हे ! राम, Hé Rām; эти слова написаны на мемориале, воздвигнутом на месте выстрела). Затем показал жестами, что прощает убийцу.

 

30 января 2008 года, в 60-ю годовщину со дня гибели Ганди, его прах был развеян над морем в Мумбаи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предваряя статью, хотелось бы сказать, что если бы Православная Церковь пошла по пути Нила Сорского это была во многом иная церковь.

Нил Сорский (в миру Николай Майков; (1433, Москва — 1508) — святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. Память его празднуется 7 (20) мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

 

Биография

Родился в крестьянской семье; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил Сорский занимался списыванием книг, был «скорописцем».

 

Более точные сведения о Ниле Сорском известны, когда он стал иноком. Постригся Нил Сорский в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времён самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества.

 

Преподобный Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками.

 

Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил Сорский особенно долго пробыл на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным направлением своих идей.

 

По возвращении в Россию (между 1473 и 1489 гг.) Нил Сорский основывает скит, собирает около себя немногочисленных последователей, «которые были его нрава», и отдаётся замкнутой, уединённой жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями.

 

Bсе действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях «божественного писания», как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека.

 

Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает «с разных списков, тщася обрести правый», делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них «много неисправленна», старается исправить, «елико возможно его худому разуму».

 

Если иное место ему кажется «неправым», а исправить, не по чему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: «От зде в списках не право», или: «Аще где в ином переводе обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется», — и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что «по возможному согласно разуму и истине».

 

Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединённой жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так наз. «новгородским еретикам» - ересь жидовствующих и о монастырских имениях. В первом случае его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о ереси жидовствующих и Паисий Ярославов, и Нил Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе.

 

В 1489 г. новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью жидовствующих и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учёными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учёными старцами и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал.

 

По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом Сорским; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский. Между тем оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело ереси жидовствующих, и едва ли не влияют на самое решение собора.

 

Первоначально все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся (всех еретиков) сожещи достоит» — а в конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трёх попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию. Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 г. в Москве.

 

Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-6елозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший «ученик», кн.-инок Вассиан Патрикеев (Вассиан Патрикеев Косой (до монашества — князь Василий Иванович Патрикеев).

 

Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Перед кончиной Нил Сорский написал «Завещание», прося своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят é зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения». Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.

 

Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившейся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским в заглавиях его немногочисленных сочинений осталось имя «великого старца».

 

Литературные произведения Нила Сорского состоят из ряда посланий к ученикам и вообще близким людям, небольшого Предания ученикам, кратких отрывочных Заметок, более обширного Устава, в 11 главах, и предсмертного Завещания. Дошли они в списках XVI—XVIII вв. и все изданы (большинство и важнейшие — крайне неисправно).

 

Главным сочинением Нила Сорского является монастырский устав в 11 главах; все остальные служат как бы дополнением к нему. Общее направление мыслей Нила Сорского — строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества.

 

Иночество, по мнению Нила Сорского, должно быть не телесным, а духовным, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования.

 

Почва монашеских подвигов — не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять своё тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения.

 

Инок может и должен питать и поддерживать тело «по потребе без мала», даже «успокоивать его в мале», снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному пощению Нил Сорский не сочувствует.

 

Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви: ещё ни один человек не осужден Богом за то, что он не украшал храмов. Церкви должны быть чужды всякого великолепия; в них нужно иметь только необходимое, «повсюду обретаемое и удобь покупаемое».

 

Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а «с рассмотрением» и «вся с рассуждением творити». Нил Сорский требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге.

 

Резко восставая против «самочинников» и «самопретыкателей», он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила Сорского, только одному авторитету — «божественных писаний». «Испытание» божественных писаний, изучение их — главная обязанность инока.

 

Недостойная жизнь инока, да и вообще человека, исключительно зависит, по мнению Нила Сорского, «от еже не ведети нам святая писания…». С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала: «писания многа, но не вся божественна».

 

Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила Сорского, и всех «заволжских старцев» — и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних всякая вообще «книга» являлась чем-то непререкаемым и боговдохновенным. И книги Св. Писания в строгом смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и правила св. апостолов и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к толкованиям, явившиеся впоследствии, наконец, даже и разного рода греческие «градстии законы», то есть указы и распоряжения византийских императоров, и другие дополнительные статьи, вошедшие в Кормчую — все это в глазах древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, одинаково авторитетным.

 

Иосиф Волоколамский, один из ученейших людей своего времени, прямо, напр., доказывал, что упомянутые «градстии законы» «подобни суть пророческим и апостольским и св. отец писаниям», а сборник Никона Черногорца смело называл «боговдохновенными писаниями». Понятны, поэтому, укоры со стороны Иосифа Нилу Сорскому и его ученикам, что они «похулиша в русской земле чудотворцев», а также тех, «иже в древняя лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, чудесем их вероваша, и от писания изметаша чудеса их». Одна попытка сколько-нибудь критического отношения к списываемому материалу казалась, таким образом, ересью.

 

Стремясь к евангельскому идеалу, Нил Сорский — как и все направление, во главе которого он стоял, — не скрывает своего осуждения тем нестроениям, которые он видел в большинстве современного русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал энергический протест Нила Сорского против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил Сорский считает противоречащей иноческим обетам.

 

Инок отрицается от мира и всего, «яже в нем» — как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны «не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати»…

 

Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря: монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми целями и стремлениями, и предосудительное иноку предосудительно и для монастыря. К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила Сорского религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников.

 

Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патристических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Aфоне; ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Василия Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита. На некоторых из этих писателей Нил Сорский особенно часто ссылается; некоторые сочинения их и по внешней форме, и по изложению особенно близко подходят, напр., к главному сочинению Нила Сорского — «Монастырскому уставу».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любезный ROCK вы открываете секреты полишенеля. у меня там книжная полка... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А про достижения СВ мы сейчас можем говорить тоько потому, что не знаем каие достижения были бы без нее. Думается БЕЗ нее были б весомее, гуманее и прочнее...

Если бы да кабы во рту росли грибы... Монархия за последние десятилетия перед кончиной проиграло три войны : Крымскую, Русско-японскую, !-мировую. Каждый раз отстования в технике было все заметнее. Много кораблей Стоилось за границей. Мало кто знает , что "Варяг стоился в США!

Ну это мелочи про гуманность это где же столыпинские галстуки? вагоны-столыпины? военно-полевые суды?. Да я не оспариваю факт репрессий. Но виден был результат.Свой флот, своя индустрия, свои машины, свои самолеты, радиопром. Несмотря , что радио , самолет, танк придуманны и предложенны в России ! Преимущество во времени совершенно не использывалось. Мало того жилили денег на все это!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собачих

Спору нет, абсолютизм себя дискредитировал и изжил к концу 19 века окончательно. К тому же государству крупно не повезло с престолонаследником - с Николаем Вторым - человеком внушаемым и безвольным. Тут как раз и подоспели реформаторские веяния, но поздно, очень поздно. К этому времени один из Великих уже начал реализацию плана по захвату власти.

О Столыпине Вы к нему не совсем справедливы. столыпинский вагон, к примеру, проявление гуманности к осужленным. До этого по этапу ЗК шли пешком...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь о моих предпочтениях. Хотелось бы сказать кое - что о малоизвестных широкой публике именах. Это Эхнатон и Ашока. Так, Эхнатон...

 

Эх замечательное было время........

Но почему малоизвестных именах?

 

"Как окно в темный зал,

Фараона глаза.

Словно плен цепких рук,

Одиночества круг.

 

Только смех, смех жрецов,

Как песок бьет в лицо.

Если так - кровь остынь.

Город мой стань пустым.

 

Только смех, смех жрецов,

Как песок бьет в лицо.

Если так-кровь остынь.

Город мой стань пустым."

(Э.Шклярский)

 

Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени.

И не будет ясна. не пришло еще то время.....

Вообще статья просто супер, почти правда, вот только умозаключения и предположения автора о личности Аменхотепа IV, его супруги Нефертити и их сыне Тут-Анкх-Амоне, их "реформах" и прочее на мой взгляд бред сивой кобылы.....

Чего только эти археологи не напишут.... эх, ведь не так все было..... :wacko:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бравый Айтишнег

может это закон истории. пока были сильные цари да короли все было нормально. но по закону вероятностей приходят слабые ублюдочные: Карл 1, Людовик 16, Николай 2 и др. и происходят естественные процессы скрываемые и тлеющие в глубине... кто по умнее был конституцию успел провозгласить и спас династию: Швеция, Испания, Англия, Дания, Япония и кто там еще. Так и в СССр готбач угробил страну, чтобы возрадилась позже в новой ипостасе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.




×
×
  • Создать...