Перейти к содержанию

Астраханское прошлое


Рекомендуемые сообщения

Извиняюсь за вторжение, но, вроде, в тему.

Сам искал в интернете и не нашел. Вопрос вот какой.

Хочется посмотреть фотографии старого кинотеатра "Модерн". Того, каким он был до его глобальной перестройки в 50-х годах прошлого века. Желательно дореволюционные фото.

Так же хотелось бы получить линки на информацию о его постройке и дореволюционной "жизни".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 weeks later...
  • Ответов 203
  • Created
  • Последний ответ

Всё же тема была про прошлое...

 

 

Зимой возвращаться домой из школы (из второй смены), темно, морозно, снег скрипит, дымком тянет из печей...

А дома сковорода картошки жареной с сайгаком....

 

 

Однажды после школы перебежали через дорогу и пошли вдоль стены крепостной, скатывая снежный шар.

У Красных Ворот уже он вырос так, что сдвинуть втроём не могли и катнули его вниз.

Когда катнули, тогда поняли весь ужас - внизу машины же идут (хотя и не так много, как теперь), хорошо он об дерево ударился, раскололся и на дорогу не выпал....

А здорово было!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 months later...

--------

Интернет ностальгирует по советской газировке, по фильму «Гостья из будущего», по игре в «резиночку» и по пионерлагерным «страшилкам». Создано огромное количество сайтов и ЖЖ-сообществ, так или иначе, посвящённых явлению, носящему имя «Ностальгия по эпохе Застоя» . Всё это будоражит блогосферу и даже - Ноосферу. Ностальгирующие делятся на два условных лагеря - собственно, «совки», которые яро противопоставляют солнечное «тогда» - ужасному «сейчас» и «успешно вписавшиеся», которым просто нравится вспоминать всё ту же газировку, «Гостью из будущего», игру в «резиночку» и пионерлагерные «страшилки». Сейчас речь пойдёт, как раз, о второй категории лиц - им всё нравится в современном обществе, но они почему-то с удовольствием подхватывают разговор о пионерском детстве и Олимпиаде-80.

 

Я уже писала о непреодолимом обаянии советской эстетики, о продуманной пропаганде. Но дело не столько (и не столько в этом). И не в том, что детство - лучшая пора, которая всегда вспоминается, как золотое времечко. Многие из «успешно вписавшихся» не склонны идеализировать детство или юность - у них и зрелость весьма недурственная.

 

А в чём же дело? Почему мы с удовольствием вспоминаем?

 

Итак, я полагаю, что огромную роль играет схожесть, общность воспоминаний у самых разных людей. Достаточно поместить фотографию какой-нибудь вещи или игрушки советского периода, как сразу несколько человек скажут: «Ой, а у меня была точно такая же!» Мы учились по одной школьной программе и видели на экранах ТВ одни и те фильмы. Достаточно показать обложку журнала «Работница», как кто-нибудь из дам непременно вспомнит, что именно в этом журнале была чудесная выкройка джинсового сарафана, который сшила ей мама. Да, у мажора был "Sharp"-двухкассетник, а у мальчика попроще - разбитая в уличных боях «Электроника» (замотанная изолентой), но и тот и другой слушали одну и ту же "АС/DC".

 

Тогда, если в кинотеатрах шёл какой-нибудь «Танцор диско» или «Тутси», его смотрели все и уже неважно, кто ты был - очкарик-доцент или уркаган с окраины. Все предпочитали "Pepsi" или "Fanta" в бутылках 0,33. У всех девочек были песенники, в которые хотелось наклеивать «тёток» из зарубежных каталогов. Разумеется, расчерчивали асфальт для игры в «классики», пели дурацкие полублатные песенки, вроде «Ой, васильки-васильки, сколько вас выросло в поле...» (там ещё про Олю, которую всё-таки зарезали). После каждого показа «Штирлица» изображали фашистов. Читали Дюма - его можно было купить за «макулатуру»: сдаёшь 30 кило - можешь купить «Виконта де Бражелона» и упиваться любовными историями Луи Четырнадцатого.

Так сказать, на всех - одна еда, одна вода, одна 'Burda'.

 

Несмотря на то, что у мажора был всё-таки 'Sharp'-двухкассетник и он собирался поступать в МГИМО, его быт не настолько уж отличался от быта людей попроще. Да, иной раз мама привозила датское печенье (в железной банке) или какие-нибудь невыразимо яркие штаны, но в целом, если приглядеться, были примерно одинаковые возможности. Наличие дома иностранных журналов и импортного шоколада - это просто смешно. Недавно (после длительного перерыва) довелось пересмотреть фильм «Соблазн» (1987) о том, как девочка возмечтала о мальчике-мажоре. И что? Меня поразила бедность быта этой самой «элиты». Вся разница в том, что у мажорного мальчика Бори был дома бар с импортным пойлом, да фото полуголой бабцы, налепленное на дверь сортира. Посмотрите, что сейчас. Будут ли через 20 лет общими воспоминания у сына банкира и у сына учительницы?

 

Сразу же возникает гневный отклик: «Это всё потому, что другого не было!!!» Воинствующие анти-совки, которым претит даже лёгкая ностальжи «успешно вписавшихся», непременно напомнят нам, что все читали Дюма и Пикуля потому что не было ничего другого. Как один такой анти-совок заявил, что в те ужасные времена девушки были вынуждены (sic!) читать Мопассана, чтобы хоть как-то самообразовываться в плане эротики, а нонеча - открываем самый скромный дамский журнал и - самообразовываемся хоть до отвращения. Да, возможно, что анти-совок в этом прав - все смотрели, покупали и «предпочитали» индийское кино и итальянскую эстраду потому что их к нам пропускали. И вот этот сыр плавленный «Дружба» - его все помнят не потому что он был вкусный, а потому что он был.

Сейчас у людей есть выбор, который не всегда бывает наилучшим, однако, у них есть возможность в любой момент поменять вкусы или не следовать дурной моде. Тогда было так - люби то, что дают.

 

Но факт остаётся фактом - у нас общие воспоминания.

 

Помимо того, что мы все «предпочитали» Аль Бано и Ромину Пауэр, кроссовки 'Adidas' и непременные джинсы, в наших воспоминаниях есть элемент преодоления трудностей - доставание шмоток, модных записей, иноземных журналов. Всё это сближает. Сорокалетние, вспомните в компании ровесников про штаны-«варёнки» - вы тут же получите микро-мемуары на тему «Как я варила индийские джинсы до состояния американских». Море воспоминаний на тему добытой в боях косметики 'Pupa' или выстраданных босоножек бирюзового цвета. У каждого - своя заветная история о преодолённых трудностях. Кто-то вспомнит, как слушал Би-Би-Си летом на даче - потому что за городом не так «глушили»; как сквозь помехи пробивался голос Севы Новгородцева, рассказывающего о группе 'Doors'. Кто-то расскажет про то, как тайно смотрел по видаку «Греческую смоковницу». У другого всплывёт в памяти какая-нибудь валютно-фарцовочная история. А кто-нибудь расскажет, как он стоял в очереди за билетом в «Таганку» - ночью! Или как ходил в храм - тайно, а то из комсомола выгонят.

 

Таким образом, одни доставали штаны, другие - книги. Одни тайком читали Солженицына, другие тайком смотрели на чью-нибудь видео-задницу. Но все были при деле и, достав нужное (или глянув запретное), все дружно шли смотреть чемпионат мира по фигурному катанию. Возможно потому что все любили танцы на льду, а возможно потому, что по другому каналу в этот час был фильм про бетономешалку. А по радио - песни о БАМе.

 

Итак, воспоминания о преодолённых трудностях (тем более, что у собеседника была схожая ситуация) создаёт особую атмосферу под названием «А помнишь?»

 

Немаловажный момент - многие люди (если не все) жили тогда в постоянном предвкушении праздника , а психологи утверждают, что это одно из самых позитивных ощущений. Люди ждали выхода какого-нибудь фильма: "Ой, читала программу передач - на следующей неделе будет "Щит и меч". А в каникулы - "Приключения Электроника", а в зимние - "Чародеи". Информационный голод, сопряжённый с товарным дефицитом, делал людей чуткими ко всему, что помогало этот голод утолять. Сейчас многие скептики бубнят, что телевидение деградировало, стало попсовым и одновременно - скучным. Оно стало попросту разнообразным - каждый день можно смотреть всех этих "Неуловимых мстителей" вместе с "Джентльменами удачи" - раньше эти фильмы ждали. Теперь - их крутят по нескольким каналам сразу и не только в праздники.

 

Сегодня надо вылавливать, а тогда надо было просто радостно ждать. Вот женщина и вспоминает, как она в 1986 году достала французский лак для ногтей (который ей долго обещала соседка по парте), а потом подруга ей принесла позапрошлогоднюю "Burda" и они, пятнадцатилетние модницы, всё это разглядывали - мечтали, как сошьют точно такое же платьишко. А вечером ещё какой-то итальянский фильм значился по программе. Сплошное ожидание праздника. А сейчас? Хочешь итальянское кино - на тебе. Хочешь репродукции Шагала - скупи хоть все альбомы. Хочешь американский музон - хоть обслушайся насмерть. Ещё вяленько ждём какого-нибудь Гарри нашего Поттера, но помимо него есть ещё столько всего хорошего, что ожидание не воспринимается как предвкушение.

 

А человек так устроен, что он запоминает это ощущение счастья, а потом, не ощущая его в новой повседневности, начинает ностальгировать - нашему мозгу решительно всё равно, что мы вопринимаем, как радость - предвкушение Новогоднего Огонька, где мелькнёт Пугачёва с новой песней или что-то более существенное.

 

Разумеется, кто-то из вас скажет, что ностальгия по развитому социализму - это здоровая реакция нормального человека на ТВ-грязь и медиа-гадость, на обнищание ветеранов и гонорары топ-моделей. Кто-то заявит, что ностальгия по Совку - это одно из самых дичайших извращений, какое только можно себе придумать. Это Ваше право и слава Богу, что у Вас оно есть.

 

dance-mir.livejournal.com/46116.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.




×
×
  • Создать...