Перейти к содержанию

Православный священник


Cypraea

Нужен ли форуму священник, который будет курировать православные темы?  

161 пользователь проголосовал

  1. 1. ????? ?? ?????? ?????????, ??????? ????? ?????????? ???????????? ?????

    • ??, ? ?????????????
      69
    • ??, ? ??????? ???????????????, ?? ??? ????? ?????????
      19
    • ???, ? ??????? ???????????????
      6
    • ???, ???? ??????? ?? ??????????
      67


Рекомендуемые сообщения

Не следует также смешивать в одну кучу, путать и подменять эти понятия, Родина, Родители, национальность и с некоторой натяжкой, Культура, это понятия непреложные, в отличии от Религии которую каждый может выбрать осознанно

Конечно может, разве спорю.

Понятия я не путаю и не подменяю. Я выделяю общий признак - в отношении любой из этих социальных связей человек может сделать осознанный выбор, достигнув определенного уровня самостоятельности. Можно выбрать себе новую страну - эмигрировать, выучить язык, принять культуру, стать патриотом этой страны и искренне заявлять - здесь моя родина (собственно эмиграция тут и необязательна даже). Довольно многие так и делают в наше время. То же самое с культурой и национальностью. Несколько сложнее сменить родителей - но и тут есть прецеденты, когда молодой человек разрывает связь с биологическими родителями и прибивается к другой семье.

Всё это человек может, и право конечно имеет, спора нет.

Я этим правом не воспользовался, вот и всё.

 

За тысячу лет религиозное мировоззрение не придумало никаких новых методов кроме как Ересь (здесь читай - русофобия).

Нет никаких оснований приравнивать ересь и русофобию. Ересь - религиозное мировоззрение, относится скорее к разуму; русофобия - национальная ксенофобия, относится скорее к чувствам. Ни вы, ни автор пресловутой книжки своих религиозных взглядов никак не продемонстрировали, а потому причислить вас к ереси у меня нет физической возможности. А вот национальная ксенофобия если не у вас, то у писателя очевидна. Если бы аналогичная выжимка говна была сделана, скажем, из истории еврейского народа, то автора непременно записали бы в антисемиты и экстремисты.

 

Если высказывание своего мнения отличного от мнения Церкви, подкрепленного фактами, аргументами и доказательствами, свидетельствующими не в пользу "религиозных фанатиков"

Ничего отличного от мнения церкви там нет - автор в основном ссылается на церковные учебники, по которым и сегодня семинаристов учат.

А "своё мнение" сводится лишь к методу фильтрации информации, который я называю "выжимкой говна".

 

паразитировала Церковь, кучка людей внушавших народу, что Царь помазанник Божий

Вот это и есть внеисторичность. Вы мыслите своими исключительно современными стереотипами, противопоставляющими церковь и народ. Но если бы вы лет пятьсот назад заявили, что "церковь - это кучка людей", то вас почли бы за сумашедшего. А как иначе, если например слова "крестьянин" и "христианин" тогда были не просто этимологической роднёй, а просто одним словом. А церковь и народ по составу совпадали почти один к одному.

 

говоришь Ломоносов? :):):)... может не стоит его читать выборочно...

Не думаю, что товарищ читал Ломоносова. Товарищ цитирует совковую агитку сороковых лет, в библиографии которой больше половины сносок - на труды Маркса и Ленина. Естественно в агитке нет места стихам Михайлы Василича вроде -

 

Сколь созданных вещей пространно естество,

О сколь велико их создавше Божество!

О сколь велика к нам щедрот Его пучина,

Что на землю послал возлюбленного Сына!

Не погнушался он на малый шар сойти,

Чтобы погибшего страданием спасти

 

Или из посвящения Димитрию Ростовскому -

 

О вы, что Божество в пределах чтите тесных...

Вперите мысль, чему Святитель сей учил,

Что ныне нам гласит от лика горних сил.

На милость Вышнего, на истину склонитесь,

И к Матери своей вы Церкви примиритесь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 541
  • Created
  • Последний ответ
Интересно, что Баба Яга, Корчун (Дед Мороз) и некоторые другие языческие персонажи дожили до наших дней

Непосредственно Деда Мороза коммунисты в 30-е годы придумали. Злобный сказочный Морозко - не прообраз, а скорее антипод доброго дедушки, дарящего детишкам подарки. Прообразом вернее назвать св.Николая - тут действительно сходство большое. На Украине, кстати, пошла постепенная замена праздничного Деда Мороза на Николая Чудотворца.

Баба Яга тоже вряд ли имеет отношение к язычеству. Если проанализировать собрание Афанасьева, то можно встретить пары сказок, полностью совпадающих по содержанию. Т.е. по сути одна и та же сказка в двух вариантах, но в одном персонаж именуется бабой Ягой, в другом - просто ведьмой. А ведьма - это персонаж околохристианской культуры. И потом, языческие персонажи - они вроде как крутые должны быть, а баба Яга - это такой откровенный лузер, который при всей своей подлости и вредности весьма беспомощен, примерно в 100% случаев побеждается любым положительным героем - хоть ребёнком, хоть дурачком.

Язычество Кощея Бессмертного тоже весьма сомнительно: понятие бессмертия принципиально чуждо язычеству, у язычников даже боги мрут ненамного хуже людей. Возможно, что Кощей - это такой попсовый образ Библейского сатаны.

 

ЗЫ: Кто такой Корчун - совсем не понял. Вики пишет - рождественский пост.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кощей - «кощунство» употребляется по-русски в отрицательном смысле, однако «кощунство» произошло от старо-тюркского кушчй — «птицепоклонник», каковыми когда-то были сами русские. Так раньше называли тюрки русских.

Приняв христианство, Русь предала поруганию вчерашние свои святыни, язычников стали называть на тюрский манер кушчами, их детей кощеевичами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кушчи? Первый раз слышу.

В летописях язычники постоянно именуются словом "поганые", которое может выступать как существительным, так и прилагательным.

 

Подозреваю, что кушчей выдумал тот кандидат наук, который летописей из принципа не читал, зато с Д.С.Лихачёвым спорил :)

 

ЗЫ: Простите, а Орда при Узбеке тоже "предала поруганию вчерашние свои святыни"? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Язычество Кощея Бессмертного тоже весьма сомнительно

Кощей ("тощий") - демон зимнего холода. Когда луч солнца ("игла") попадает на яйцо дикой утки - он умирает до следующей зимы. Ещё кащеями иногда называли рабов - видать, за их худобу.

Корчун (Корочун) - это ещё и Солнцеворот. Дед Мороз суровый, но - справедливый. При СССР его переодели в красную шубу, а традиционно она была белая или синяя. Санта Клаус - рекламный бренд Кока-Колы, одетый в её цвета, карикатура на Николауса Мирликийского. Сейчас европейцы начали осозновать его американизм, и уже есть предложения заменить его на Киндер Криста в Австрии или даже на традиционного ЕллоПукки в Финляндии.

Чем опасен Санта Клаус Похоже, и у нас начали это осознавать.

Кто такой Санта-Клаус?

Образ Санта-Клауса придумал в 1823 году преподаватель семинарии Клемент Кларк Мур, который под рождество прочёл жене и детям сочиненное им стихотворение "Рождество на пороге, или Визит Санта-Клауса". Он изобразил Санта-Клауса добрым эльфом, который приезжает на восьми оленях и проникает в дом через дымоход. Мур не собирался публиковать свое сочинение, однако один из друзей без ведома автора отнес опус Мура в газету "Sentinel".

 

Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала "Harper's Weekly". Художник поселил Клауса на Северном полюсе (а не в Лапландию). Обложки пользовались невероятной популярностью. Во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Историки утверждают, что армию конфедератов деморализовало появление Клауса на стороне противника. У Санты Томаса Наста оказался один недостаток - он был черно-белым.

 

Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г издатель Луис Пранг. Он перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.

 

Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой – художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы. Так родился современный образ Санта-Клауса, где он изображался уже не эльфом Клемента Мура, а великаном. Сандблом ввел в его упряжку девятого оленя по имени Рудольф. Прототипом Санты для Свндблома послужил его друг и сосед Лу Прентис.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О Кащее и происхождении этого слова ещё есть ЗДЕСЬ.

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подозреваю, что кушчей выдумал тот кандидат наук, который летописей из принципа не читал, зато с Д.С.Лихачёвым спорил :)

Ты согласен, что найдя через 1000 лет большую советскую библиотеку, взгляд на историю у читателя будет несколько однобоким? B)

Согласен, что изучение этимологии на основе только современных носителей языка в корне неверно, но в то же время увлекаться изучением происхождения слов без соответствующего знания множества родственных языков и их взаимосвязи и только на основе летописей тоже неправильно, истина как всегда в середине.

Тут на форуме попадаются некоторые любители подгонки слов, что только за голову хватаешься. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Орда при Узбеке тоже "предала поруганию вчерашние свои святыни"?

подобно тому, как в Руси ещё задолго до Владимира было много христиан (уже при Аскольде), так и в Орде ислам распространялся уже при Берке. Узбек просто искусственно ускорил процесс исламизации Орды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кощей - «кощунство» употребляется по-русски в отрицательном смысле, однако «кощунство» произошло от старо-тюркского кушчй — «птицепоклонник»

Кощей ("тощий") - демон зимнего холода. Когда луч солнца ("игла") попадает на яйцо дикой утки - он умирает до следующей зимы. Ещё кащеями иногда называли рабов - видать, за их худобу.

А если обратиться к "мудрости" староверов (Патер Дий Александр, инглиинги), то получится, что "Кощун" - "ко щурам нашим".

Если у них покопаться то и про Кощея можно найти.

 

Кому верить? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи.

Ну может быть "пленник" - противоположение "рабу Божьему", т.е. свободному. Тогда кощей - раб сатаны.

Но еще более вероятно, что правильное значение - не пленник, а наоборот - поработитель. Игорь садится в кресло, принадлежащее поработителю.

И потом - Вики умалчивает второе упоминание в "Слове" - кощеем назван хан Кончак. И тут уже явно поработитель подходит больше, чем пленник.

Плюс можно учесть, что народ считал антихристом или сатаной всех завоевателей вплоть до Наполеона.

 

Кощей ("тощий") - демон зимнего холода. Когда луч солнца ("игла") попадает на яйцо дикой утки - он умирает до следующей зимы. Ещё кащеями иногда называли рабов - видать, за их худобу.

А это из какого документа следует, можно полюбопытствовать? Надеюсь не из тех псевдоисторических мифов, которые т.н. "неоязычники" тоннами из головы своей выдумывают.

Возвращаясь к Кончаку - каким образом он мог быть демоном зимнего холода? По отношению к русичам он на тёплом юге кочевал.

 

Дед Мороз суровый, но - справедливый.

Нифига себе справедливость. У Некрасова несчастную вдову угробил, да ещё и подленько так - живым мужем прикинулся, целоваться полез... :)

 

Ты согласен, что найдя через 1000 лет большую советскую библиотеку, взгляд на историю у читателя будет несколько однобоким? B)

Нет конечно. В распоряжении читателя будет ещё и досоветская, и постсоветская библиотеки, да ещё и диссидентский самиздат.

 

Согласен, что изучение этимологии на основе только современных носителей языка в корне неверно, но в то же время увлекаться изучением происхождения слов без соответствующего знания множества родственных языков и их взаимосвязи и только на основе летописей тоже неправильно, истина как всегда в середине.

Это бесспорно. Однако нельзя путать этимологию с семантикой. Этимология - лишь рождение слова, а семантика - вся его последующая жизнь, на протяжении которой лексическое значение может существенно изменяться.

 

подобно тому, как в Руси ещё задолго до Владимира было много христиан (уже при Аскольде), так и в Орде ислам распространялся уже при Берке. Узбек просто искусственно ускорил процесс исламизации Орды.

Я тоже веду к тому, что процессы христианизации Руси и исламизации Орды были схожими. До начала процесса малая часть населения уже исповедовала христианство/ислам, большинство же верило кто во что горазд. Эти пёстрые верования в обоих случаях больше напоминают бессвязную совокупность бытовых предрассудков, чем религию. И "поругивать"-то в процессе христианизации/исламизации особенно нечего было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

второе упоминание в "Слове" - кощеем назван хан Кончак

есть интересная версия по этому поводу: что известный нам вариант "Слова" создан во времена "Неврюевой рати", и под Кончаком подразумевался Неврюй, типа "раб" Батыя. Тем более, там вроде упоминаются "хиновские" (то есть - китайские) стрелы, применявшиеся монголами, а не половцами. Скажите вместо "поганый Кащей" "поганый Раб" - будет как раз.

Надеюсь не из тех псевдоисторических мифов, которые т.н. "неоязычники" тоннами из головы своей выдумывают.

Нет, это из народных сказок. Кощей обычно ещё похищал Маревну (весну?), которую освобождал богатырь, ускоряя процесс добычи яйца из утки.

народ считал антихристом или сатаной всех завоевателей вплоть до Наполеона.

у Наполеона имя подходило под гематрию 666, к тому же он был детищем антихристианской революции. А Сигизмунда или Владислава разве называли антихристом? А Гитлер - он, может, и вправду был предтечей антихриста.

До начала процесса малая часть населения уже исповедовала христианство

в Киеве - совсем не малая, если была типа "соборная" церковь Пророка Ильи. А всегда оппозиционный к любому Центру Новгород - напротив, был в основном языческим.

Дед Мороз ассоциировался ещё и с поворотом Солнца на прибыль, то есть с Солнцеворотом. Разве Мороз из "Снегурочки" Островского похож на исчадие Глобализма - американца Клауса с бутылкой Кока-Колы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Украинский Санта-Клаус колу не рекламирует

А им что угодно, лишь бы к Западу поближе. На фотах какой-то компромиссный образ - он вроде со Снегурочкой, как у Мороза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще про Кащея нарыл чудное повествование -

 

Как следует из Вед, Даария ушла под воды морские в результате действий ДАЖДЬБОГА при уничтожении БАЗ КОЩЕЕВ — ПРАВИТЕЛЕЙ СЕРЫХ, часть из которых находились на ближайшей к Мидгард-Земле ЛУНЕ ЛЕЛЕ, которая была одной из трёх Лун, вращавшихся вокруг нашей планеты.

КОЩЕЯМИ — КНЯЗЬЯМИ ТЬМЫ, назывались подлинные властелины Тёмных Миров, наряду с которыми были и Tёмные Леги, и Tёмные Арлеги. Вспомните, в РУССКИХ СКАЗКАХ русские богатыри сражаются с КОЩЕЯМИ-БЕССМЕРТНЫМИ, спасая из их лап Василис-Прекрасных, символизирующих РОДину, Мидгард-Землю.

Тарха Даждьбога прославляли в священных и народных песнопениях и гимнах не только за счастливую и достойную жизнь Родов Расы Великой, а также за избавление от сил Тёмного Мира, которых собрали Кощеи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как следует из Вед, Даария ушла под воды морские в результате действий ДАЖДЬБОГА при уничтожении БАЗ КОЩЕЕВ — ПРАВИТЕЛЕЙ СЕРЫХ, часть из которых находились на ближайшей к Мидгард-Земле ЛУНЕ ЛЕЛЕ, которая была одной из трёх Лун, вращавшихся вокруг нашей планеты.

КОЩЕЯМИ — КНЯЗЬЯМИ ТЬМЫ, назывались подлинные властелины Тёмных Миров, наряду с которыми были и Tёмные Леги, и Tёмные Арлеги. Вспомните, в РУССКИХ СКАЗКАХ русские богатыри сражаются с КОЩЕЯМИ-БЕССМЕРТНЫМИ, спасая из их лап Василис-Прекрасных, символизирующих РОДину, Мидгард-Землю.

Тарха Даждьбога прославляли в священных и народных песнопениях и гимнах не только за счастливую и достойную жизнь Родов Расы Великой, а также за избавление от сил Тёмного Мира, которых собрали Кощеи.

 

Не бредим!!! Держим себя в руках!

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как следует из Вед, Даария ушла под воды морские в результате действий ДАЖДЬБОГА при уничтожении БАЗ КОЩЕЕВ

стиль как раз неоязычников - любят они смешивать верования славян с индуизмом. Типа, создают "Веру Арийцев" в противовес "Еврейскому Христианству". А получается такой вот бред.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

стиль как раз неоязычников - любят они смешивать верования славян с индуизмом.

А что ещё делать неоязычникам, если все известные нам верования славян заключены в пяти почти одинаковых строчках пяти летописей да плюс строчке из договора Олега с Царьградом.

 

Кощей ("тощий") - демон зимнего холода. Когда луч солнца ("игла") попадает на яйцо дикой утки - он умирает до следующей зимы.

 

это из народных сказок. Кощей обычно ещё похищал Маревну (весну?)

 

Перечитал я сказку про Маревну.

Но сначала замечу, что западнославянская Морена - как раз божество осеннее, ассоциируемое то со сбором урожая, а то и вовсе с умиранием, смертью.

Наша сказочная Марья Моревна же - просто девушка, невеста Ивана Царевича, как её по тексту сопоставить с весной - ума не приложу. Кроме того - именно в этой в сказке смерть Кощея вовсе не в зайце-утке-яйце-игле, тут Кощей сначала получает от коня копытом по башке, затем палицей от Ивана и наконец Иван его сжигает. Т.е. Моревна никакой связи с иглой-лучом не имеет.

 

Более того - перечитав пять известных мне дореволюционных записей сказок про Кощея (четыре - по Афанасьеву и одну по собранию "Сказки волжской вольницы"), я вообще никакой иглы не обнаружил. Один вариант - смерть от коня, второй - от разбитого сердца из сундука, ещё три - разного рода от яйца, но всегда без иглы.

Возникает резонный вопрос - а не является ли "игла Кощея" сюжетным наворотом, придуманным советскими мультипликаторами/писателями? Даже если это не так, даже если есть какой-то аутентичный игольный вариант - ясно, что игла определяющей характеристикой Кощея быть не может.

Соответственно ваш вывод о зимнем демоне остаётся без последней (и без того шаткой) опоры. :)

 

Ну и напоследок ещё несколько любопытных замечаний:

1. Кощей - очень редкий герой русских сказок. В собрании Афанасьева из шести сотен текстов он фигурирует лишь в четырёх (хотя возможно я что-то пропустил).

2. Кощей никогда не пересекается в сказках с Василисой Прекрасной. Только один раз - с Василисой Кирбитьевной. В остальных случаях Кощей умыкает мать Ивана, девочку Дашу, Марью Моревну и Ненаглядную Красоту.

3. Сказки о Кощее насквозь прошиты христианской символикой: тут и "дунул-плюнул" (цитата из таинства Крещения), и "прости - Бог простит", герои часто молятся Богу, постоянно берут благословения (не только у родителей, но даже и у встречных путников), венчаются в церкви. А один раз даже и знакомятся в храме - "Вскочил Иван-царевич скорехонько, умылся белехонько, снарядился и пошел к обедне. Пришел в церковь, образам помолился, на все стороны поклонился, Ненаглядной Красоте на особицу; стоят они рядом да Богу молятся. На отходе обедни она первая под крест, он второй за ней."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соответственно ваш вывод о зимнем демоне остаётся без последней (и без того шаткой) опоры

Ну тогда вот ещё аргумент: двухтомник "Иллюстрированная история религии", издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, издание 1992 года, том второй, стр.433. Читаем: "В сказках есть ещё два фантастические фигуры: Кащей Бессмертный, демон зимнего холода, и злая старая баба во вращающейся избушке, Баба Яга".

Сказки о Кощее насквозь прошиты христианской символикой

так их сколько раз пересказывали, при Христианстве. Сейчас вроде и Дед Мороз принял Православие - всё же он умный ведь.

Кстати, почему Кащей имеет такое имя (Раб) - он же типа немалый срок отбывал в темнице, потом воды напился, цепи порвал - и освободился. Ну и худоба конечно: зимой и голод бывает.

Баба Яга - возможно, языческая жрица (ведьма?), занимавшаяся похорошшыми обрядами: она обычно на границе Яви (нашего мира) и Нави (мир духов и мёртвых). В отличии от европейских ведьм, Яга летает не верхом на метле, а в ступе, а метлой рулит. Да и не очень она злая - может и помогать герою.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.tuapse-info.ru/tsyt/umnik/yaga.html

По некоторым источникам Баба Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка - врата в подземное царство, которое славяне называли Навь. Там обитали души умерших, подземные демоны и боги. Баба Яга - богиня на границе мира людей (среднего мира) Яви и царства мёртвых Нави. Когда герой, переходящий из Яви в Навь в поисках мудрости и счастья попадал к Яге, она решала, достоин ли он получить тайные знания или должен умереть.

В других мифах и сказках Баба Яга - это тощая носатая старуха - волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами. Баба Яга - страшилище, сидящее в железной ступе с железным пестом. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Подобно ведьмам, посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору в ступе. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые олицетворяют явления и символы природы и житейских потребностей.

Таким образом, Баба - Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху - колдунью, подчас людоедку, которая живёт в таёжных лесах, где на белом мху растёт ягода ягель, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и ягоды старушку отшельницу и знахарку назвали Бабой Ягой. Живёт она в избушке на курьих ножках. Избушка ее стоит в лесу, как раньше строили и строят охотники, на столбах или высоко срубленных пнях, без окон, без дверей, чтобы лесные звери не растащили добычу и припасы. Скорее всего, Яга жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла, не было помощников. Чтобы напугать детей, говорили, что дом старушки стоит на курьих ножках, и что она не любит детей, питается ими и часто их крадет. Характер у нее скрытный и нелюдимый, голос грубый. Когда дома, проводит большую часть времени, сидя на печи. Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся ее, но когда очень нужно, приходят за помощью. Имеет физический недостаток - "костяную" ногу и ей удобнее не ходить, а летать, да и на Лысую гору далеко и принято слетаться. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след. Злая старуха - человек хозяйственный, кроме ступы с пестом, что заменяло в старину мельницу, имеет также кота, кот говорящий, по имени Баюн, возможно, умеет рассказывать сказки. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба Яга "нос в потолок". Если в добром настроении, то добру молодцу, который зашел к ней, загадки загадает, тайны приоткроет, накормит-напоит, а если в плохом, то дело может очень плохо кончиться, когда имеешь дело с хозяйкой леса.

В славянской мифологии мужем Бабы Яги нарекают Велеса, одного из самых могущественных богов. Это бог всех зверей в облике медведя (Волос, волосатый), покровитель охотничьей добычи, домашнего скота, бог богатства, благосостояния и власти. А по другим мифам и народным сказкам муж Бабы Яги - Кощей Бессмертный. О нем и поговорим.

"Кощь" по-древнеславянски - это сухой, тощий, костлявый. Окостенеть - стать твёрдым, как кость или камень от стужи. Кощей - демон зимней стужи. Зимой не идёт дождь, не греет солнце, вся природа цепенеет от холода. Наши предки верили, что это Кощей похищает сокровища - золото солнечных лучей и живительную дождевую воду. На острове Буяне, где живут многие мифологические герои, и лежит заветный камень Алатырь с письменами главного бога славян Сварога, в волшебном саду находится Кощеева смерть, в чудесном яйце, стоит бросить его в лоб Кощею - и он умрёт. Яйцо - представление весеннего возрождающегося солнца. Оно разрушает ледяное Кощеево царство.

По сказкам, Кощей - зловредный, вездесущий старик, его тянет к молодости и красоте, чтобы позаимствовать у них жизненных сил, поэтому он часто крадет красавиц - то Елену Прекрасную, то Василису Премудрую, но до свадьбы обычно дело не доходит. Старик любит поговорить, чтобы понравиться красавице и всегда проговаривается, где его смерть. Смерть его под корнями дуба на знаменитом острове Буяне, остров предположительно находится где-то на юге, судя по синему цвету моря-океана. Смерть далеко и старик "бессмертный", т.е. зима кажется бесконечной в наших северных широтах. Когда приходит герой и побеждает Кощея, его победа - победа над холодом и мраком, символ освобождения природы. Освобождение красавицы из темницы символизирует наступление весны, пробуждение природы. Но и весна не вечна, поэтому, когда царевна даст Кощею выпить водицы, а это происходит осенью, тот воскресает, и снова побеждают холод, стужа, зима возвращается. Народные сказки мудро оставляют возможность для повторения цикла природы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Детская энциклопедия "Я познаю мир. Мифология".

"Русский народ. Предания русской старины за 400 лет".

Детская энциклопедия "Аргументы и факты". Познавательный журнал для девочек и мальчиков, № 4 - 1996.

Детская энциклопедия "Аргументы и факты" Познавательный журнал для девочек и мальчиков, № 4 - 2000.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ёпта, а веды то сюда каким боком присунули? Их и восточные школы не все признают как источник. А уж славян они вообще ни как не касаются. Давайте что ли по газете "жизнь" историю славян изучать. Будет более правдоподобно))).

Кстати, пан Анджей, спасибо за ссылки на источники, а то у меня кроме Рыбаковской "Язычество славян" и нет литературы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну тогда вот ещё аргумент: двухтомник "Иллюстрированная история религии", издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, издание 1992 года, том второй, стр.433. Читаем: "В сказках есть ещё два фантастические фигуры: Кащей Бессмертный, демон зимнего холода, и злая старая баба во вращающейся избушке, Баба Яга".

так их сколько раз пересказывали, при Христианстве.

Я уже писал как-то здесь: на мой взгляд - именно церковными иерархами значение "русского язычества" было преувеличено, раздуто. Священство первых веков русского христианства было греческим; откомандированный на Русь грек, привыкший к борьбе с Зевсом и Посейдоном, продолжал свою борьбу и здесь. И даже если бы русского язычества вовсе никакого не существовало бы, греки бы его обязательно выдумали.

Самые рьяные церковные фанаты и сейчас повсюду вокруг язычество видят, особенно в поп-культуре. С одной стороны - их понять можно, хотят оторвать паству от грубых чувственных развлечений. Но с другой стороны грубые развлечения - это всё-таки развлечения, а не поклонение иному богу. И так всегда было - падшая человеческая натура стремилась к плотским наслаждениям - пьянкам, гулянкам, пляскам. Но автоматически видеть тут язычество, то есть какую-то особую религию, всё же некорректно.

 

http://www.tuapse-info.ru/tsyt/umnik/yaga.html

По некоторым источникам Баба Яга в языческие времена была могущественной богиней

Это по каким же именно источникам? И почему этих источников не видел Рыбаков? Всё-таки при всём своём проязыческом пристрастии он поступает честно - анализирует Бабу Ягу именно как сказочного персонажа, не более, и ни с какими божествами не связывает.

Вообще обидно - почему никто не делает религиозных божеств из Буратино и Чиполлино? :) Чем они хуже Яги и Кощея? :)

Всё-таки не стоит смешивать религию и религиозную культуру (высокий жанр) со сказкой (попса).

Религия есть выражение истины, правды, безуловной веры. А сказка - это чистая развлекуха, выдумки. Не зря же они снабжаются поговоркой "сказка - ложь, да в ней намёк". Эта детская развлекуха имеет некоторое поучительное значение, но всё же это ложь, к действительности отношения не имеющая.

"В сказке ложь, а в песне правда" - ещё одна поговорка, зафиксированная у Даля. Ну и как тут не вспомнить "Рассказывай сказки!" - то есть ври давай.

Так что реконструированная из сказок "религия" тоже будет ложной. Не только по отношению к истине, но и по отношению к когда-то существовавшим религиозным реальностям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще обидно - почему никто не делает религиозных божеств из Буратино и Чиполлино?

это не Народные сказки.

откомандированный на Русь грек, привыкший к борьбе с Зевсом и Посейдоном, продолжал свою борьбу и здесь

к тому времени в Зевсе не верили уже нигде. Если и боролись - то с арианами, иконоборцами и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не язычество говорите эти блудные пляски? Да, не язычество, это не опосредовано неким языческим "богом", это прямое поклонение сатане. Никакой языческой опосредованности - всё прямо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не язычество говорите эти блудные пляски? Да, не язычество, это не опосредовано неким языческим "богом", это прямое поклонение сатане. Никакой языческой опосредованности - всё прямо.

это про что именно? Среди рокеров есть верующие христиане и настоящие патриоты, например, К. Кинчев. Думаю, музыка сама по себе информации конкретной не несёт, всё зависит от слов песен. А то ведь на одну музыку есть песни белогвардейские и красноармейские. Рекордсмен тут - песня солдат-сибиряков, имеющая вариант красноармейский (По долинам и по взгорьям), белогвардейский (Из Румынии далёкой), анархистский (МахновщИна), и солдат-сибиряков времени ВОВ. Так и Рок - смотря кто исполняет его.

а веды то сюда каким боком присунули? Их и восточные школы не все признают как источник.

а вот некоторые неоязычники очень уважают Веды, что и не удивительно: единственный языческий персонаж, в которого хоть кто-то верит - Дед Мороз - принял Православие, авраамические религии этими антисемитами отвергаются, вот и приходится хоть что-то искать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.




×
×
  • Создать...