Перейти к содержанию

Об иллюзии, относительности и психологии восприятия


Рекомендуемые сообщения

Всем известно, что всё в мире относительно, и мозг оперирует как раз относительными понятиями, а не абсолютами. Для человека, читающего книгу при солнечном свете, чёрные буквы будут объективно светлее пробелов между буквами в той же книге, если смотреть на неё в помещении. Для сомневающихся могу предложить страничку Lottolab studio, где в комплекте с хорошими иллюзиями яркости, цвета и формы, с которыми многие из нас уже знакомы, предлагается также простой mouseover–движок, наглядно демонстрирующий суть каждой иллюзии.

 

Как этот бесполезный факт можно применить в повседневной жизни? Дэн Ариэли, специалист по поведенческой экономике, в своей книге Predictably Irrational в 2008 году показал несколько интересных вещей: дорогое плацебо более эффективно, чем дешёвое (то же справедливо для

, eng); забесплатно человек работает лучше, чем за копейки (а также почему нужно срывать ценники с подарков). Ну и в числе прочих примеров иррационального мышления человека — следующая иллюстрация:

 

Дэн предложил своим студентам выбрать один из вариантов подписки на журнал "Экономист":

* $59 — годовая онлайн–подписка на все выпуски, начиная с 1997 года;

* $125 — годовая подписка на бумажный журнал;

* $125 — годовая подписка на бумажный журнал, плюс онлайн–подписка на все выпуски, начиная с 1997 года;

 

16% выбрали первый вариант, 84% — третий, и, понятно, ни один человек в здравом уме не отдал предпочтение второму. Но зачем он вообще нужен в таком случае? Ариэли исключил его, провёл тест ещё раз и получил удивительный результат. На этот раз 68% предпочли онлайн–подписку, и лишь 32% — комбо–вариант. Разгадка в том, что студенты мыслили не рационально, а относительно: третий вариант по сравнению со вторым кажется куда более привлекательным, нежели сам по себе.

 

Зная эту особенность человеческого мышления, можно влиять на выбор людей. Как продавать телевизоры за $2000? Нужно поставить рядом супер–телевизор за $4000, который никто брать не станет, зато тот за $2000 сразу же выглядит не таким уж и неразумным приобретением. Как повысить свою привлекательность в глазах представителей противоположного пола? Нужно взять с собой друга/подругу, чуть менее привлекательную, чем ты сам(а), и в сравнении с ним/ней оценка тебя самого вырастет.

 

В психологии подобный эффект называется Anchoring and Adjustment (т.е. человек берёт нечто за ориентир, и отталкивается от него). Н–р, попробуйте за, скажем, 5 секунд, прикинуть в уме произведение следующих чисел: 1*2*3*4*5*6*7*8. Исследование показало, что студенты оценивают произведение чисел 1*2*3*4*5*6*7*8 в среднем равным 512, в то время как 8*7*6*5*4*3*2*1 — уже 2250. Ситуация объясняется тем, что человек, судя по всему, перемножает первые числа, а затем "прикидывает" итоговый ответ на основании своего результата.

 

Более того, даже если испытуемым рассказать о данной особенности мозга и попросить их не использовать ориентир, они всё равно его используют.

 

Ну и самое интересное, что всё это происходит и в том случае, если человеку навязывается случайный ориентир, вообще никак не связанный с вопросом. Н–р, ведущий передачи "Поле чудес" крутит барабан, тот выпадает на сектор 65, после чего задаётся вопрос: как вы думаете, количество африканских стран в ООН больше или меньше этого числа в процентном соотношении? Сколько по–вашему, африканских стран в ООН в процентах? Если барабан показывал 65, то средний результат ответов был 45%, если 10, то 25%.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но уже мертвая.

Ну почему сразу мертвая, напиши пример из жизни как это использовать.

Например:

Муж и жена торговали петрушкой на базаре, сядут рядом, муж по 20р, жена по 15р.

Кто хочет подороже и покачественней тот у мужа покупает, кто дешево и сердито тот у жены :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну почему сразу мертвая, напиши пример из жизни как это использовать.

Например:

Муж и жена торговали петрушкой на базаре, сядут рядом, муж по 20р, жена по 15р.

Кто хочет подороже и покачественней тот у мужа покупает, кто дешево и сердито тот у жены :)

Опять всё на барыжную тему скатывается...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...