Перейти к содержанию

Легенды и были Астраханского края


Рекомендуемые сообщения

Пиковая дама, пожалуйста, приди!

963f38580ae3.jpg

 

Ай да Пушкин ай да сукин сын! Запустил в белый свет сказку о пиковой даме, которая через добрую сотню с гаком лет, пройдя через десятки испорченных телефонов людской молвы, получила неожиданную реинкарнацию в виде странного поверия из фольклора советских астраханских пионеров!

 

Я услышал об этом в так называемом пришкольном лагере - то есть летней продленке. Нас вывели на прогулку в Морской садик и там я услышал довольно странную историю про колдовство, удушения и исчезновения. Дескать, если уединиться, поставить перед собой небольшое зеркало, обязательно натертое одеколоном, поставить перед ним свечку, положить карту даму пик, кусочек сахару и повторять слова "Пиковая дама, пожайлуста приди!", то по истечении короткого времени зеркало начинает затуманиваться, в его глубине появляется образ бледной дамы, одетой в черное, к твоему горлу протягиваются руки и начинают душить. Важно до того момента, как образ пиковой дамы сформируется в зеркале более отчетливо, зеркало нужно быстро положить на стол, тогда дама исчезнет. Если нет - пиши пропало...

 

e6829547c607.jpg

 

В том пришкольном лагере нас часто водили на дневные сеансы в кинотеатр Октябрь и там мы, ограничившись зеркальцем, пытались эту даму вызывать, но безуспешно... Но я никогда не забуду случай с дамой в Морском садике. Там мы тоже пытались вызывать даму, но зеркала не было. И мы не придумали ничего лучше, как подойти к одному из окон видавшего виды здания из красного кирпича и попросить там зеркало. Мы сказали в открытое окно - есть ли, мол, кто-нибудь? Через некоторое время в окне появился лик древней старухи, седой, как туман в ивах и сморщенной, как тысячелетний дуб у железнодородного вокзала. Старуха не возмущалась, похоже с ней никто не говорил лет пятьсот, поэтому она была рада смене сюжета своей затхлой темной комнаты. Бабушка, сказали мы, - нет ли у вас зеркальца? А старуха будто была готова к тому... Сейчас поищу, сказал она и тотчас протянула нам старое прямоугольное зеркальце. Взяв его, мы ушли. Не знаю, почему решено было его ополоснуть в воде и кому это первому пришло в голову... В Морском садике текла из трубы вода для полива деревьев. Мальчишка, что держал зеркальце, выронил его - и я сам отчетливо видел, что едва старухино зеркальце попало под струю воды, что-то черное, еле заметное, похожее на черный дымок, отскочило в ручей и пропало.. Наверное, это омовение сыграло свою роль - пиковая дама не появилась... Самый смелый из нас вернул зеркальце страшной старухе, оставив его на подоконнике и дай Бог ноги с того места! Было это в году 78-ом...

 

2b44789d91b8.jpg

 

470e378c0df7.jpg

 

 

 

Интересно было прочитать, не знаю, знает ли автор выше написанного, что Астрахань и есть Пиковая Дама :)

 

Что бы было понятно - скан карты времен Пушкина, правда мне непонятно назначение этих карт??? Рубашки у них разные, на каждой - своя карта губернии.

 

Но именно Астрахань и есть та роковая карта и никакой реинкарнации:)

 

Что любопытно, памятник Пушкину у нас в городе стоит на месте Православного храма "Рождества Пресвятой Богородицы" снесенного воинственными безбожниками.

 

Так "Черная Дама" разделалась со святой памятью "Белой Дамы"??? :blink:

 

a4b00f4e32fd.jpg

 

ff5a0b73acfb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так и не понял. Почему Хаджи-Тархан Астраханью назвали?

 

 

О названии города Астрахани

 

 

 

В газете «Волга» появилось несколько дискуссионных статей по поводу названия и возраста города Астрахани. Совершенно согласен с авторами заметок о необоснованности занижения возраста нашего города. Исчислять возраст Астрахани от года его завоевания стрельцами Ивана Грозного означает непризнание факта существования Астраханского ханства, Золотой Орды и Хазарского каганата. Делалось это ранее совершенно преднамеренно, в угоду идеологическим соображениям еще с царских времен. Попытки приукрасить прошлое заставляли отрицать связь истории государства российского с этими государствами-предшественниками и начинать её с варягов.

 

Переезд центра Астрахани с Шареневых или расположенных рядом Стрелецких бугров нынешнего Трусовского района на бэровский бугор Долгий Заячий или Высокий (Шабазг – тат.) левого берега не означает образование нового города. Отцы-основатели сохраняют прежнее наименование, подчеркивая преемственность нового города по отношению к историческому месту возникновения. Если бы в 1558 году строился новый русский город, он должен был бы получить новое, объяснимое для русского языка, название. Если мы хотим отмечать дату покорения Астраханского ханства или дату переезда стрельцов на левый берег Волги, то 1558 год – правильная дата, только к основанию города Астрахани она не имеет никакого отношения.

 

Причиной переноса центра города стали не столько успехи дружин Ивана Грозного, сколько коварство матушки Волги, изменившей в Х веке свое русло. Сделав Джергаковский изгиб, Волга начала подмывать высокий правый берег, на котором располагался городской центр. С переездом центра города бугры-предшественники не остались необитаемыми. По имени расположившихся в этом месте войсковых формирований они стали называться Стрелецкими и были форпостом Астрахани на излучине реки, с которой можно было обнаружить приближающиеся с севера к городу суда.

 

Основываясь на данных гидрографии, районы города Астрахани, существовавшего до 1558 года, следует искать под руслом Волги в районе 12 Поста, а на древних астраханских огородах, располагавшихся на затапливаемом левом берегу, и сегодня выращивают урожаи астраханские дачники. Город с названием Астрахань – это не новый 450-летний город, поскольку с переносом его центра переселились не только прежние его жители, но переехали даже камни ханского (возможно, и каганского) дворца, использованные при строительстве Астраханского кремля.

 

Если новый город сохраняет название старого, значит оно очень значимо для истории. Существует несколько русских записей названия города, которые делались летописцами по слуху произносимого слова или по смыслу названия города: Астрахань, Аз-тархан, Ачтархан, Астархан, Цитархан, Адждерхан, Хаджи-тархан, Хаз-тархан, Хоз-торокан («Хождение за три моря»), Аз-торохан («Житие Юлиании Лазаревской»), Аз-торогань («Хронограф»). Были и другие названия городов на Нижней Волге, но эти другие названия имеют отношения к населенным пунктам, отстоящим на значительные расстояния.

 

Не согласен с автором публикации в «Волге» от 27.11.2009 «И все же, сколько лет Астрахани?» Г. Комаровым только в одном: не мог город получить название по имени какого-либо человека. Практика присвоения имен городам и поселениям в честь какого-нибудь общественного деятеля появилась гораздо позднее, когда можно было заставить граждан именовать место поселения посредством директивного документа. Да и имя хана Ас-Тархана (по некоторым источникам – Хаджи-Тархана) слишком мало известно в истории, чтобы благодарные потомки тысячу лет продолжали прославлять его имя. Связь имени хана с названием города, конечно, существует, но скорее хана именовали по имени города, где он родился или проживал. Например, царь московский, князь киевский, Юронд из Спыхова, Сбышко из Богданца, хан Ас-тарханский – характерные именные построения тех лет, когда отсутствие фамилии заставляло выделять человека из массы других по месту происхождения. Наиболее вероятно, что половецкий хан Ас-Тархан, есть хан астарханский, то есть хан родом из Астрахани. Историки правы, связывая имя этого хана с именем города, только, на мой взгляд, присвоение имени шло от города к хану, а не наоборот. В этом случае в 1122 году, к которому относят упоминание имени хана Ас-Тархана, город с названием Астрахань уже существовал.

 

Для жителей города вообще нет необходимости присваивать имя своему городу, достаточно сказать: «мой город». Хазарский каган Иосиф в своей переписке, относящейся к 954 – 962 годам, подробно рассказывая о городе, в котором живет, так и называет его: «мой город». Это персидские путешественники присваивают ему имя Итиль или Хазарань. Название города важно для путешественников, которым надо отличать посещаемые города названием. Имя городу присвоили не его жители, а посещавшие его.

 

Попытаемся объяснить появление названия Астрахань с позиций семантики этого слова. Название города – Астрахань явно не русского происхождения, ибо в современном русском языке этот набор звуков ничего не означает. Чтобы обосновать происхождение названия города, следует обратиться к языковым построениям того периода.

 

Наиболее распространенная ошибка – строить объяснение названия города от окончания «хан» и связывать его с именем хана – правителя. На самом деле значимым в названии является окончание «ан», которое с тюркского языка переводится как «место, район, поселение». Частица «ан», обозначающая «место», существует в географических названиях: Казань, Балкан, Тамань, Рязань, Русолань, Азербайджан, Кубань, Таджикистан, в тех районах, где был распространен тюркский язык.

 

Необходимость расшифровывать название Астрахани на основе окончания «ан» подтверждают примеры названий других городов и местностей. Например, название города Казань и название котла для приготовления пищи «казан» родственны. Согласно семантическому словарю русского языка слово «казан» состоит от двух тюркских слов: «каз» - двигаться туда-сюда, тереть и «ан» - место. Значения слова «казан», сосуда для приготовления пищи, словарь объясняет как вытертое, выскребаное место, а город Казань – очищенное (по всей видимости, от леса) место.

 

Скорее тюркские слова «хан» и «каган» включают частицу «ан» для обозначения принадлежности звания к месту – «местный хозяин» и «местный правитель». Поэтому данные титулы в литературных источниках всегда встречаются рядом с названием этого места. «Хан Ас-тархан» – местный астраханский правитель. «Ханы Золотой орды» - правители Золотой орды.

 

Берусь утверждать, что все приведенные мной названия: Астрахань, Аз-дархан, Хаджи-тархан, Хаз-тархан, Хоз-торокан, Хозстаркан принадлежат одному и тому же городу и имеют общий семантический смысл. Считаю, что второй значимой составляющей в названии города является частица «хаз». Слово «хаз» (хас) в древнееврейском языке означает – странствовать, ходить туда-сюда, совершать паломничество. На арабском языке это слово произносится – «хадж», в татарском, казахском языках оно превратилось в «каз (кез)». В зависимости от особенностей фонетики языка слог «хаз» у разных народов превращался и в «газ», «кас» и в «аз», «ас», например, в тех языках, где начальная буква «h» или «Ъ» (ять) – нечитаемая буква или буква, служащая для связи слов. Поэтому в древних записях названия города встречаем: в русских летописях – Хоз, в арабских источниках – Хадж, в западноевропейских – Эз (Aj). Так в немецком языке слово «казан», «горшок», пришедшее из готского языка пишется Asch. Прочтение буквы «с» на латинский манер, как «ци», превращает Ас-тархан в Ци-тархан.

 

Если же привести греческое слово «скиф» на латинице, то получится «skythai», что родственно по произношению русскому слову «скиталец». Таким образом, термины «хазар» и «скиф», а также «казак», «казах», родственные термины, возникшие в разных языковых построениях. Обозначают эти термины народ-скиталец, кочующий народ.

 

Не случайно голландский химик Гельмонт в ХVIII веке применил для обозначения состояния вещества неологизм «газ» (haz), которым он хотел подчеркнуть хаотичное движение частиц вещества в таком состоянии. На базе этих понятий древних языков сформировалось и греческое слово «chaos» (хаос) – первичное бесформенное состояние мира.

 

Страна кочевников, расположенная восточнее Эдема, куда, согласно Библии, бог отправил Каина за совершенное преступление, получила название Хазия (Азия), а государство странствующего народа – Хаз-ария. Море хазарское – «Хаз-пи» стало Каспием, Хазов залив – Азовом. Страна Хазар-байган, стала Азербайджаном, а название народа «хаз» пытаются трансформировать в не существовавший народ «ас», строя на этом ошибочную теорию названия города Астрахани. Таким образом, название города Хазтаркхан уходит к хазарским временам.

 

Есть еще один родственный топоним. Современную столицу Туркменистана, являющегося областью распространения тюркского языка, колонисты из России, основавшие поселение в 1881 году, назвали Ас-ха-бад или АсЪбад – по-старославянски. Латинское написание названия As-h-bad сначала произносилось как Асгабат, а позже как Ашхабад. Название города составное, оно включает два значащих слова Ас и Бад, соединенных связующим h, Ъ (ха). «Бад» следует перевести как курорт, место отдыха, что соответствует облику зеленого предгорного поселения, появляющегося после скитаний по пустыне. А вот происхождение частицы Ас в названии города Асхабада наталкивает на связь с происхождением названия Астрахань.

 

Таким образом, считаю, что начальный слог в названии города Астрахани, произнесенный на разных языках народов как «хаз», «ас», «хадж» означает – скиталец.

 

Составляющее название города Астрахани слово «трак», «таркх» или «тарак», «торок», предполагаю, происходит от глагола укрывать, оберегать, прятаться. Л.Н. Гумилев в книге «Открытие Хазарии» приводит перевод стиха о битве персидского царевича Хозроя и полководца Бахрама:

 

«… Елян Сина крикнул Бахраму: «Гляди!

 

Там див пред румийцами встал впереди.

 

Как слон он, железная пика в руках,

 

И спрятал аркан далеко в тороках»…

 

В этом стихе использовано не переведенное на русский язык тюркское слово «торок», которое было понятно для читателей той поры. Смысл этого стиха в том, что румиец не собирается использовать аркан и вышел на битву с одной пикой. Выражение «спрятать в тороках» в этом стихе означает – спрятать в укромном месте, в месте, откуда быстро достать аркан во время боя не представляется возможным. В соответствии со словарем В.И. Даля «торока» – ремешок позади седла. Место за седлом война – самое безопасное место во время боя. Глагол «приторочить» в русском языке означает – пристегнуть ремешком, прикрепить, пришить. В русской кавалерии конный воин крепил в тороках скатку шинели, личные вещи. Торока конного воина – это его личный хозяйственный обоз.

 

От слова «торок» происходят глаголы швейного дела: «торочить» – выставлять ткани край наружу и «оторочить» – укрыть, спрятать край ткани под мехом, каймой, лентой. И даже тюркское слово «таракан» имеет родство с названием Астрахань. «Таракан» – прячущееся, укрывающееся насекомое. От слова «торок» происходит и фамилия Тараканов, что означает – сын прячущегося, скрывающегося человека, беглеца.

 

Древнерусские летописцы очень правильно понимали смысл названия города и грамотно, по правилам языка, учитывая смысл названия, писали – ХОЗТОРОКАН. В литературных источниках на арабском языке, при всем разнообразии вариантов написания названия города, чаше других встречается название Хаджи-Тархан. Это название имеет тот же смысл – «убежище паломников», «убежище скитальцев». Русское слово «торока» и тюркское слово «тархан» родственны по смыслу. По всей видимости, слово «торока» происходит от тюркского «тархан».

 

В тюркских языках существуют родственные слова: «тарханная грамота» – охранная грамота, «дас-тархан» – стол для отдыха и еды. Между словами «тарханная грамота» и «Астрахань», несомненно, существует семантическая связь, но она не в том, что город назван в честь какой-то грамоты выданной безвестному Хаджи (это одна из не выдерживающих критики версии названия города). Смысловая связь слов в том, что «тарханная грамота» – это грамота, подтверждающая отпущенную правителем благодать получателю (охранная грамота), а корень слова «Астрахань» означает – благодатное, укромное, сохранное место. В Хазарии не было регулярного войска, но существовали отдельные, содержащиеся за общественный счет, вооруженные люди – стражники (тарханы, tarkhan) которые выполняли функцию охраны пастухов, полевых работников от отдельных разбойников и объявляли мобилизацию в войско населения в случае появления крупных сил неприятеля. Тархан в хазарском поселении – организатор сил самообороны, что-то вроде современного - «военный комендант». Тархан в Хазарии ведет учет потенциальных воинов, определяет замену умершим и покалеченным, хранит вооружение и определяет место воина в строю в случае нападения неприятеля, руководит обороной и защитой. Глагол «тархан» в русском переводе имеет смысл – охранять (кстати, очень похожее по звучанию слово), защищать, сохранять. Титул, имя собственное «тархан» означает – защитник, воин. Знатных воинов выделяли из безликой среды добавлением имени Хазар тархан (737 г. – персидские источники), Юрий тархан (850 г., Крымская крепость Сугдея – византийские источники), Ас тархан (1122 г. – русские летописи).

 

В персидских источниках есть сведения, что во время похода на Хазарию в 737 году авангард полководца Мервана ибн Мухаммеда, преследуя убегающих жителей столицы, застал в врасплох и убил хазар-тархана, что позволило внезапно напасть на убегающих, убив 10 тысяч человек и пленив 7 тысяч. Чтобы поднять значимость подвига Мервана персидские источники называют Хазар-тархана полководцем хазар, увлекшегося якобы во время отступления соколиной охотой. На самом деле, если интерпретировать события не с точки зрения персидских источников, они выглядят не так героически. Из этих записей следует, что воины Мервана внезапным нападением уничтожили сторожевое охранение хазар, что позволило легко разделаться с заночевавшими мирными жителями. В этом случае Хазар-тархан или Хаз-тархан означают – «охранение хазар», «хазарская крепость», «пункт охраны хазар».

 

С данной версией перекликается название дагестанского села Тарки, расположенного вблизи самого крупного города Хазарии Семендера. Пасущиеся в степи отары древних скотоводов были легкой добычей для голодных воинов-завоевателей, поэтому в Хазарии существовала система укрепленных городов, куда устремлялся пастух за убежищем и помощью. Тарки был сторожевым постом на дороге к Семендеру с юга. Вблизи Махачкалы (древнего Семендера) возвышается гора Тарки-тау, защищающая город от западных ветров и суховеев. Тарки-тау означает «защитная гора». По свидетельству Геродота скифы считали своим прародителем Тарги-Тая (Тарки-Тай), некоторые историки переводят это слово как «бог – заступник». От этого бога ведут свою родословную первые скифские цари: Колок-царь, Арпок-царь, Лепок-царь. Поэтому слово «тарки» существовало еще в языке скифов, которых историки неправомочно дистанцируют от хазар, считая их разными народами. Хотя, как мы убедились, греческое «скиф» и позднее «хазар» имеют один смысл – скиталец.

 

На территории России немало населенных пунктов с похожим корнем (Тарханы, Тархуны), смысл названия которых, по моему мнению, – «пункт охраны», «застава», «форпост». Расположены они по границе тогдашней Хазарии.

 

На западной оконечности Крымского полуострова, являвшегося территорией Хазарии, имеется полуостров и мыс, сохранивший тюркское название Тарханкут, что название следует переводить как «сторожевой угол». Именно мимо этого мыса проходили следовавшие по Черному и Азовскому морям в Скифию, а потом в Хазарию суда из Греции, Византии и Руси, именно отсюда скакали тарханы оповестить страну о приближении неприятеля. Возможно, и наоборот, Тарханкут являлся убежищем для хазар, совершавших набеги на Константинополь в 626 году. Тогда Тарханкут следует переводить как «укромный угол». В Византийских источниках нападавшие названы руссами за русый цвет волос, но те, кого называли руссами в последующие годы, не могли вывести в Черное море через Днепровские пороги до 300 ладей с войнами, а вот для хазар Тарханкут был наиболее приближенным к Византии географическим пунктом. Играл ли Тарханкут роль сторожевого поста или убежища, смысл слова «тархан» остается одинаков – сторожить или охранять. То, что хазары были хорошими мореходами, я постараюсь доказать в последующей статье.

 

С этимологией названия «Астрахань» перекликается название города, вошедшего в русские летописи под именем «Тмутаракань». Город располагался на Таманском полуострове и являлся вторым после Тарханкута сторожевым постом на морском пути в Хазарию. Город Тмутаракань византийцы называли Таматархан. Очень похожие изменения корня слова в названиях города Астрахани в русской – Хазтаракань и византийской – Астархань редакции. Обратите внимание, как меняется произношение слова: в русских летописях – «таракань», в греческих – «тархан». Несомненно, летописцы правильно идентифицировали смысл слова и каждый на своем языке его записывал. Это подтверждает версию о едином смысле слов «таракань» и «тархан». Тмутаракань – название по русским летописям, которое, по моему мнению, если проводить аналогию с названием Астрахань, означает – «Множество укромных мест». Таким образом, это не название конкретного города, а название региона и дельта Волги тоже может претендовать на него, вот почему расположение города Тмутаракань некоторые историки ошибочно связывали с Волгой.

 

Таким образом, Таматархан являлся западным, а Астархан восточным сторожевыми постами, охранявшими древнее северокавказское государство. Когда же Астрахань перенесли на более укромный левый берег Волги, место расположения тюркского тархана на правом берегу стали именовать уже на латинский манер – Форпост, а казачью станицу – Форпостинской. В исторической памяти народа сохранился смысл названия поселения «Ас-тархан» - пост охраны, поэтому в поздние времена населенный пункт вблизи этого места и был назван Форпост. Название «Астраханский кремль» появилось только в 1958 году, когда история и архитектура Астрахани стала описываться в трудах московских ученых. Истинно астраханское название данного сооружения – крепость. Астраханцы никогда прежде не называли древние стены кремлем, а всегда – крепостью, то есть «тарханом».

 

Между древнерусским словом «торок» и древнетюркским словом «тархан» существует смысловая связь: первое означает – сохранять, оберегать; второе – охранять оберегать. Поэтому в летописных источниках и происходит варьирование названий Ас-торокан и Ас- тархан.

 

То, что застигнутые врасплох жители дельтового города разбегались с приходом неприятеля по укромным уголкам волжской дельты, является фактом. Время появления названия «Хозторокань» в русских летописях можно связать с походом князя Святослава на хазар (в те же годы в персидских источниках начинает появляться ранее не употреблявшееся название Хаджи-тархан). По легенде Святослав обнаружил хазарскую столицу покинутой жителями и в бессильной злобе сжег город, который, предполагаю, мог быть назван русскими «городом укрывшихся хазов» – Хаз-торокан. Но тогда следует вывод, что город с названием Астрахань и столица Хазарии – это один и тот же город. Во всяком случае, описание географии столицы Хазарии у персидских путешественников ни в чем не противоречит предполагаемому месту на Шареневых буграх.

 

Таким образом, на территории Хазарии однозначно идентифицируются три сторожевых поста на морских границах: Тархан-кут, Тама-тархан и Ас-тархан, хотя названия эти появились в летописях на закате Хазарского государства. Но это объясняется тем, что тюркской письменности не существовало, а хазарские летописи, которые велись на древнееврейском языке, были уничтожены Святославом.

 

Считаю, что значение корня слова Астрахань в различных редакциях написания «торокан», «тархан», «трахан» имеет схожий смысл в русском языке – убежище, охрана, страж, защита, крепость, место отдыха, благодатное место. Вкладывая общий смысл в название города, летописцы по своему искажали его написание в зависимости от правил и особенностей языка.

 

Объяснение названию города Астрахани может дать и анализ его военно-географического положения в рассматриваемый период. Местоположение старой Астрахани, как города, который должен стать убежищем для его жителей, идеально. С востока город защищен многочисленными волжскими протоками, перейти которые быстро и незаметно невозможно. С юга город прикрывает Каспий и волжская дельта. С запада город блокируют подстепные ильмени, которые в ту пору, когда уровень Каспия был на 3 метра выше сегодняшнего, были проточными. Остается единственный сухопутный путь на север, вдоль берега Волги через труднопроходимые «дурновские» барханные пески. Так называлось это место, пока при советской власти название Дурное не решили заменить на Рассвет.

 

Во всех случаях приближения к старой Астрахани и Дельте неприятеля по суше или воде жители могли быть предупреждены. Обилие воды, пищи, тепло и солнце делают волжскую дельту Эдемом на земле, особенно для путешественников, преодолевших пути к ней по знойной и безводной пустыне летом, морозной и ветреной пустоши зимой и липкой грязи в остальные периоды года. Существование в районе расположения города озера Тинаки с большим количеством иловых грязей, говорит о том, что в этот водоем продолжительное время поступали продукты биогенеза большого города, ни один другой из приволжских ильменей не имеет такого состава грязей. Если в озеро Тинаки впадала волжская протока или рукотворный канализационный сток, то город действительно находился на острове, о чем пишут древние путешественники, а система городского водозабора и канализации работала по идеально классической схеме. Если эта версия правомочна, радиоуглеродный анализ грязей курорта Тинаки мог бы достоверно определить возраст биоорганических останков и возраст города.

 

В своей работе «Открытие Хазарии» Л.Н. Гумилев пишет, что он не мог понять, почему хазарские кладбища на бэровских буграх дельты всегда находились в их южной части, но это знает каждый астраханец: воду для питья брали выше по течению, а отходы и кладбища размещали ниже по течению, чтобы не загрязнять питьевые источники и не допустить распространения болезней. Так было в Хазарии, так было и в новой Астрахани, все кладбища располагались за пределами города на буграх вдоль Кутума и Луковки пока город не разросся и не вобрал кладбищенские территории в свою черту. Если эта версия правдоподобна, то захоронения древней Астрахани ещё могут сохраниться на буграх 6 микрорайона и поселка ЦКК.

 

Описанные Л.Н. Гумилевым многочисленные хазарские захоронения на бэровских буграх дельты доказывают существование выше по течению древнего населенного пункта. В паводок бэровские бугры были убежищем для местных жителей, занятых земледелием на пойменных участках, а скотоводы на период паводка уводили стада в степь не потому, что им хотелось кочевать, а чтобы уберечь скот в период «большой воды». Дельта Волги в хазарские времена была полностью заселена, а место где был расположен город, ставший впоследствии столицей Астраханского ханства, играл роль форпоста, предупреждавшего жителей дельты о приближении неприятеля.

 

Астрахань не могла играть решающей роли, как пропускной путь на водном и сухопутном путях. Её можно было обойти по любой другой волжской протоке, а сухопутный путь в Центральную Азию (Великий шелковый путь) проходил по восточному краю дельты. Чтобы зайти в Астрахань, следуя из Персии сухопутным путем через Дербентские ворота, надо было обойти подстепные ильмени, выйти к Волге севернее города, а затем спуститься вдоль берега на юг. Астрахань, спрятавшаяся в волжской дельте, полностью оправдывала свое название, как место убежища жителей, укромное место волжской дельты и пост охраны дельтовых поселений.

 

Место расположения столицы Золотой орды города Сарая, напротив, выбрано с учетом его доминирующей роли на торговом шелковом сухопутном пути из Европы в Центральную Азию. Город, в отличие от Астрахани, располагался так, что его практически не могли обойти караваны, двигающиеся вдоль волжской дельты, и у него была другая судьба.

 

В последующие времена название города Астрахань стало именем собственным, и смысл его потерялся. Название города стали писать по слуху, как оно слышится с учетом грамматики конкретного языка.

 

Таким образом, название города, в котором мы живем, по моему мнению, означает «Место приюта скитальцев» или короче: «Приют скитальцев», «Убежище скитальцев», «Благодатное место», «Укромное место кочевника», «Сторожевой пост хазар», «Хазарская крепость», как кому нравится.

 

Аргументы, приведенные в статье, в силу её краткости могут показаться неубедительными, но они предполагали обоснование следующих предположений:

 

1. Название города является его «кличкой», общественным идентификатором, выделяющим его из череды других городов.

 

2. Название городу «Астрахань» дано не его жителями и не правителями, а является его признаком, появившимся в летописях и, в первую очередь, в русских.

 

3. Имя города Астрахани тесно связано с названием народа – хазар, и появился город до 1000 года, когда название «хазар» исчезло.

 

Данная статья не может дать однозначного ответа на вопрос о происхождении названия Астрахань и не претендует на исключительность, это лишь одна из версий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я так и не понял. Почему Хаджи-Тархан Астраханью назвали?

Если взять туркоязычного малообразованного не говорящего по-русски человека с реальной степи подальше от Ташкента (примерно так выглядели кочевники Золотой орды) и попросить его произнести вместе два слова подряд Хаджи-Тархан, то в условиях открытого пространства, на ветру и сквозь зубы )) это будет звучать не как Хад-жи-Тар-хан, а что-то вроде Кодыстракан или (при условии, что К - звучит глухо и её почти не слышно, а буква Ы идет уже на остатке выдоха после первой гласной слова А) Адстракан. Похоже на Астрахань? )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доброго времени суток.

На этом форуме много любителей и ценителей истории Астраханской области и города. Нужна Ваша помощь.

У меня хранится ременная бляха, Специалисты подсказали что это бляха учащегося гимназии (правая буква "Г"), римская цифра 11 (2) это номер гимназии,

а левая буква(в данном случае "А") должна соответствовать начальной букве города в котором эта гимназия находится.По всему получается что должно быть так: " Астраханская гимназия № 2 ".

Ищу по интернету в г. Астрахань такую гимназию и не нахожу. Есть №1 и №3, а №2 не нахожу. Прошу Вашей помощи в розыске информации про эту №2 гимназию.

 

 

P.S. На бляхе имеется клеймо - оно фирмы Д.Улыбина г.Москва. Металл - мельхиор.

post-28591-1291053277_thumb.jpg

post-28591-1291053297_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это сейчас она №2, а в дореволюционное время была такая? На страничке этой гимназии нет возможности узнать ее историю. И если она существовала, то по какому профилю?

Карбофос, жду от Вас помощи.

Ваше мнение по букве "А",если считаете что это не г.Астрахань. Тогда может Ахтубинск?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это сейчас она №2, а в дореволюционное время была такая? На страничке этой гимназии нет возможности узнать ее историю. И если она существовала, то по какому профилю?

Карбофос, жду от Вас помощи.

Ваше мнение по букве "А",если считаете что это не г.Астрахань. Тогда может Ахтубинск?

Пытался найти их сайт не вышло. Информация из 2gis там только адрес и телефоны. Судя по адресу эта гимназия не ровестница бляхи на фото.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1880—1903 гг. Петергофская прогимназия Императора Александра II.

http://school415.narod.ru/history.htm

Может быть оно?

 

В Астрахани до революции была только одна мужская гимназия, одно реальное училище и женская гимназия для девочек.

Карбофос прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В связи с тем, что канал связи дважды сбросил подготовленный текст ответа, заданный мне в частном порядке, направляю ответ на частное послание через форум.

 

 

Выводы исследований, помешенные в моей статье о месторасположении старой Астрахани и Итиля, базируются на следующих аргументах:

 

1. Это компилированное описание столицы Хазарии города Хазарана (Итиля) в записках персидских путешественников, подготовленное на основании обзорной работы доктора Тегеранского университета Ирана Мохаммада Салмаси-Заде. В этих заметках каждый путешествующий выделял наиболее запомнившиеся ему факты. Однако существование Храма во имя бога, описанного в письме хазарского кагана Иосифа, ими подтверждается, хотя и называют они его «дворцом кагана», выложенным из обожженного кирпича.

 

2. Выводы основываются на теории гидродинамического разрушения (смыва) западного берега рек северного полушария и скорости данного смыва в зависимости от плотности пород берегов. Миграцию правого берега Волги в пределах Старой Астрахани подтверждают старицы левого берега основного русла Волги в районе Бабаевского и Рычи. На космических снимках четко интерпретируется волжский остров, на котором в настоящее время расположен район Бабаевского. Принимая площадь сечения потока основного русла неизменной, можно проанализировать перемещение береговой черты правого берега Волги в районе Старой Астрахани. При меньшем стоке через этот рукав правый берег располагался даже восточнее отмеченного на планах. То, что Джергаковский изгиб основного русла Волги произошел относительно недавно, подтверждает все еще полноводная старица основного русла, известная под именем Воложка.

 

Данные анализа космических снимков, геодезических исследований координат гидрографических объектов позволяют сделать вывод, что координаты центра города, располагавшегося в этом месте в 1300 – 1500 годах должны находиться посреди русла Волги ближе к его левому берегу. Если же в данном месте в 600 – 1000 годах существовал населенный пункт (Хазарань), его координаты должны находиться в районе, в котором по генеральному плану развития города Астрахани предполагается построить микрорайон Итиль. Очень символичное и неслучайное название. Итиль располагался именно здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ребятушки,милые,сообщите хоть какой контакт военно-исторических клубов Астрахани.Сам я пришлый,сколько не бьюсь над проклятущей сетью-никак не могу выжать ничего!!!Пожалуйста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Здравствуйте. Может есть у кого в домашнем архиве фото судов со времен СССР Астраханского управления морского флота.Каспийского пароходства, рыболовных судов. В частности нефтеналивные баржи пр. 426 с названиями рек и озер, их таскали Астрахань-Астраханский морской рейд. фото убился искать в сети. хотя их в то время было много. Буду благодарен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

контакт военно-исторических клубов Астрахани

это у нас Олегоблин вроде имеет отношение, но он пропал куда-то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте. Может есть у кого в домашнем архиве фото судов со времен СССР Астраханского управления морского флота.Каспийского пароходства, рыболовных судов. В частности нефтеналивные баржи пр. 426 с названиями рек и озер, их таскали Астрахань-Астраханский морской рейд. фото убился искать в сети. хотя их в то время было много. Буду благодарен.

Были фотки на ч/б пленках разных кораблей, сканить надо. Но не вблизи, а на издальках. И еще из книг может быть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Были фотки на ч/б пленках разных кораблей, сканить надо. Но не вблизи, а на издальках. И еще из книг может быть.

Негативы как то можно переводить в цифру и после фото получаются по качеству даже лучше, чем если бы их печатали старым способом.

Я сам работал в Астр. упр. морского флота КАСПАР в 79-81гг. Фотографировал. Но при переездах негативы и большая часть фотографий была утеряна. Осталось кое что с тех времен, если кому то интересно могу выложить. Буду благодарен если вы свои переведете в цифру и тоже выложите здесь. Видно ностальгия проснулась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вячеслав 62, в ветку "находки" загляни, там вроде нечто подобное вывесили.

 

в топ: кто-нибудь в курсе, что в астрахани была в послевоенные годы банда "чёрная кошка", в состав которой входила дэвушко с милым личиком - чистильщица, убивавшая оперативников угро.

малина располагалась в особняке на нынешней кирова, между стоматологической поликлиникой и медакадемией, скорее всего - на месте нынешней детской центральной клиники. после разгрома банды особняк сожгли и полностью разобрали: искали потайной подземный ход, проложенный к канаве. нашли или нет - история умалчивает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вячеслав 62, в ветку "находки" загляни, там вроде нечто подобное вывесили.

Спасибо, посмотрел, жаль что без пояснений к фото.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...

Здравствуйте!

Я издалека, но декабре 2010г была в Астрахани. В ваш город просто влюбилась, я имею ввиду старую Астрахань.

У меня много вопросов к астраханцам.

Ну, во-первых- ищу родственников - Никольских, Прянишниковых, Благонравовых

Во- вторых, хотелось бы найти человека, который занимается купечеством, 20век и священнослужителями

И еще, видела фотографии старой Астрахани. К кому обратиться по поводу церквей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во- вторых, хотелось бы найти человека, который занимается купечеством, 20век и священнослужителями

И еще, видела фотографии старой Астрахани. К кому обратиться по поводу церквей?

На форуме к кому обратиться... вряд ли тут кто поможет. Что интересует по поводу церквей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...