Перейти к содержанию

Великие художники : Иван Константинович Айвазовский


Weda

Рекомендуемые сообщения

Наверное, каждый из нас, увидев море, может сказать, что никогда его не забудет…

Более того, море продолжает звать к себе, оно является нам в сновидениях и мечтах. И сколько бы ни прошло лет, увидев его вновь,

мы удивляемся его жизненной силе, игре волн и неукротимому ритму движения.

 

Море и небо… Так близки и так противоположны…

Изменяемость отношений красок моря и неба, смена их состояний мгновенны, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте и бумаге, выделено в особый жанр, а пейзажисты, изображающие море, называются маринистами (франц. mariniste, от лат. marinus - морской)

Этот жанр по-настоящему дался очень немногим живописцам, ведь, чтобы изобразить стихию моря, надо быть вдохновенным поэтом,

так написать его душу, чтобы на время стать частью этой красоты.

 

Среди самых крупных и виртуозных поэтов моря был

Иван Константинович Айвазовский - художник, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью,

достигший самых вершин этого трудного жанра.

Его шедевры украшают лучшие собрания мира и являются гордостью нашей отечественной школы живописи.

 

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля (ст. ст.) 1817 года.

Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию.

В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств,

где учился у известного пейзажиста Максима Воробьева, в батальном классе - у А. Зауервейда и недолгое время - у приглашенного из Франции

мариниста Ф. Таннера.

Мастерство Айвазовского росло чрезвычайно быстро. Работы, выставленные в годы учебы, возбудили всеобщий интерес. С одобрением отозвался о них Пушкин, встреча с которым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии.

 

«Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848 г.)

 

4da73989f4fe.jpg

 

В 40-х годах XIX столетия, вместе с великим князем Константином Николаевичем, Иван Айвазовский путешествовал по Греции и Турции.

Посреди пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, на стыке континентов, стоит на скалах Девичья башня. По некоторым источникам, башня была возведена на этом маленьком островке в V веке до н. э. в ходе войны между афинянами и спартанцами.

Кыз Кулеси - называют ее стамбульцы, а европейцы называют ее Башней Леандра.

 

Названия эти связаны с довольно распространёнными и очень красивыми легендами.

Жрица богини Афродиты Геро была разлучена со своим возлюбленным Леандром. Каждую ночь Леандр,

руководимый светом факела, зажжённого на башне, переплывал к ней через Геллеспонт’ .

Но однажды в бурю на башне Геро факел погас и Леандр утонул в бушующих водах.

Утром волны прибили его тело к берегу у подножия башни.

Увидев своего возлюбленного мертвым, Геро, бросилась с башни в море и погибла.

 

(Геллеспонт – пролив Дарданеллы)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1840 году молодой Айвазовский уезжает в Италию, где вопреки советам учителей начинает писать не с натуры, а по памяти, пользуясь богатым воображением. Он успел побывать в Венеции, Флоренции, в Амальфи, Сорренто, Неаполе и Риме.

Именно в это время появляются прекраснейшие произведения художника (около 50 картин).

 

«Неаполитанский залив» (1841 г.)

 

6b8ba17766db.jpg

 

«…Движения живых стихий неуловимы для кисти,- писал Айвазовский,- писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры.

Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину».

 

 

«Неаполитанский залив утром» (1841 г.)

 

204d2d9557a4.jpg

 

 

 

«Лазоревый грот» (1841 г.)

 

af39c1a6f32e.jpg

 

 

 

«Побережье в Амальфи» (1841 г.)

 

c4d30bd246c0.jpg

 

 

 

«Встреча рыбаков» (1842 г.)

 

8abe2e7833d2.jpg

 

 

Как единственный представитель русского искусства Айвазовский участвовал в международной выставке, организованной в Лувре.

Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.

Таким образом, уехав из России на усовершенствование, художник вернулся на родину прославленным мастером, членом нескольких академий.

В Петербурге 28-летний Айвазовский также был удостоен академических регалий; позднее его назначили художником при Главном военно-морском штабе.

Беспримерная слава, материальная обеспеченность и царский дворец не прельстили молодого академика. Он решил навсегда покинуть Петербург и поселиться в родном городе Феодосии, где позднее построил на берегу моря дом-студию.

 

Здесь, в маленьком, оторванном от культурных центров провинциальном городе, в кругу своих близких,

Айвазовский создал обособленный собственный мир, свою малую родину с ей одной присущей атмосферой,

живущую по законам, которые сам он, ее полновластный хозяин, установил. Он чувствовал себя в этом уютном мире

по-настоящему свободным.

"Море - это моя жизнь", - говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонявшийся перед объектом своей неослабной любви.

 

Очень большую роль в творчестве Айвазовского играет свет. В его искусстве свет - символ жизни, надежды и веры, символ вечности.

 

Как-то Мартирос Сарьян (армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник) сказал:

 

"Какую бы ужасную бурю ни увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч

всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот Свет

пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Радуга» (1848 г.)

 

c921a7e1a3e3.jpg

 

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". В сюжете этой картины - буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега. Красочная гамма, живописное выполнение этой картины были явлением совершенно новым в русской живописи.

Айвазовский показал эту бурю так, будто он сам находится среди бушующих волн.

Ветер с ожесточением срывает с волн водяную пыль. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны неясные очертания

скалистого берега и силуэт тонущего корабля . Но сквозь этот хаос пробивается поток солнечного света и ложится радугой на воду.

Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами,

чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем, отчего приобретает прозрачность,

мягкость и чистоту цвета, какая всегда восхищает и чарует в природе.

 

«Девятый вал» (1850 г.)

 

4c9abb271d7c.jpg

 

На картине мы видим еще бушующее море, но пик шторма прошёл ещё ночью. Первые лучи солнца освещают громадные волны,

а самая большая из них - девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Их корабль потерпел крушение, и многие уже погибли. Люди знают, что они не смогут выплыть,

их ждёт неминуемая гибель, но они всё равно держатся за тонущую мачту и борются со стихией за жизнь.

 

«Среди волн» (1898 г.)

 

f672e1a413da.jpg

 

В 1898 году Айвазовский написал эту картину, и она стала вершиной его творчества, это самое эмоциональное

и величественное полотно великого художника. Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера.

Картина написана, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом.

Она полна движения и экспрессии, на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн,

художник изобразил его, буквально на одном дыхании. Живописная палитра состоит из

серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца,

проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба

не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена

придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни

оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.

 

ff3e2f35d97f.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Ледяные горы в Антарктиде» (1870 г.)

 

Эту картину художник посвятил памяти русской географической экспедиции к берегам неизведанного и таинственного южного континента.

Выйдя четвертого июля 1819 года из Кронштадта на двух парусных шлюпах «Восток» и «Мирный»,

экспедиция под командованием выдающегося мореплавателя Ф.Ф. Беллинсгаузена 16 января 1820 года

максимально продвинулась сквозь льды в южные широты и пришла к выводу, что перед нею не просто льды, но «льдинный материк» - Антарктида.

Ф.Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а шлюпом «Мирный» — М. П. Лазарев.

 

В своей книге, рассказывающей об этом плавании, Беллинсгаузен писал насколько труден был переход:

«Неведение о льдах, бури, величайшие подымающиеся волны, густая мрачность, таковой же снег, которые скрывали все от глаз,

в сие время наступила ночь; бояться было стыдно, а самый твердый человек внутренне повторял: - Боже, спаси!».

 

Об этой экспедиции Айвазовский слышал рассказы от адмирала М.П. Лазарева, с которым его связывала многолетняя дружба.

И памяти именно этой русской географической экспедиции художник посвятил картину «Ледяные горы»

 

4226a456aa51.jpg

 

 

«Бриг Меркурий» (1892 г.)

 

Одна из известнейших картин Айвазовского - "Бой брига "Меркурий" с турецкими судами". Этот бой произошел 14 мая 1829 года.

18-ти пушечный бриг "Меркурий", курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с двумя линейными турецкими кораблями.

На предложение неприятеля сдаться, командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и,

в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей. Русский корабль имел 18 орудий против 184 неприятельских.

Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг "Меркурий"

нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование.

 

Подвиг брига "Меркурий" вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником

морального превосходства русских моряков. Один из турецких штурманов - участников боя писал:

"Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить,

и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы : оно называется капитан - лейтенант Казарский и бриг "Меркурий".

 

В ознаменование этого подвига в Севастополе на морском бульваре поставлен памятник с надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

 

81b2f3eafe05.jpg

 

 

 

 

 

 

 

************************************

 

«Смотр черноморского флота» (1849 г.)

 

На пароходе "Владимир'' стоит полный мужественной красоты император Николай I, рядом с ним Великий князь Константин Николаевич,

адмиралы М.П. Лазарев и В.К. Корнилов, а также главный комендант Севастопольского порта М.Б. Берх.

Вереница судов Черноморского флота величественно и плавно двигается на полных парусах в виду севастопольской бухты.

Белый Севастополь, воздух, лёгкие волны, бухта на холсте написаны с изумительным совершенством.

 

3fb77fcb5702.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Искусство изображения моря принесло И.К. Айвазовскому всемирную известность. Его послушная замыслу кисть воспела

покой и буйство природы, гордую красоту моря, неба и воздуха, мужество и волю человека в неравной борьбе со стихией.

 

За свою жизнь художник написал более 6000 полотен.

 

Он удостоился званий aкадемика живописи, профессора Академии художников, члена Амстердамской, Штутгартской, Флорентийской и Римской академий художеств, живописца Главного морского штаба России, в 1881 г. был избран первым почетным гражданином города Феодосии.

 

Обладатель серебряной медали и золотой медали на выставках Петербургской академии художеств, золотой медали от папы Григория ХVI,

золотой медали на выставке в Лувре, ордена Почетного легиона (1857 г.).

 

Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, также он был меценатом.

Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, художник щедро занимался благотворительностью.

На его деньги было выстроено здание археологического музея и картинной галереи, гимназии и библиотеки в Феодосии,

проведены большие работы по благоустройству города, постройке порта и железной дороги.

 

Из мастерской, созданной Айвазовским, вышел целый ряд выдающихся мастеров пейзажа: Куинджи, Лагорио, Богаевский.

 

Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

Согласно его воле, его погребли в родном городе, во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался.

Надгробная надпись высеченная на его саркофаге, гласит:

 

"Родился смертным, оставил по себе бессмертную память".

 

*****************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лунная ночь у взморья» (1847 г.)

 

83d749068b66.jpg

 

 

 

«Закат» (1866 г.)

 

0e87a1542f03.jpg

 

 

 

«Морской берег. Прощание» (1868 г.)

 

0d957c5558bc.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы Ивана Константиновича Айвазовского можно посмотреть

 

- в Государственной Третьяковской галерее

- в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то Мартирос Сарьян (армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник) сказал:

наверное он это сказал:

http://www.tnt-tv.ru/programs/ComedyClub/t...Martirosian.htm

 

Как единственный представитель русского искусства Айвазовский

Ованес Айвазян - единственный представитель русского искусства? :)

 

ПС. Айвазовский-Айвазян написал так много картин, что музеи их не хотят брать даже задешево.

Но поскольку советское образование других художников практически не упоминало, то Айвазовский так и остался в памяти россиян, как настоящий великий художник, то спрос на него существует.

 

Впрочем по сравнению с Малевичем и Кандинским он действительно гений :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Живя у моря, невозможно быть несчастным. Могут быть невзгоды, беды, даже трагедии. Но море... Оно всегда все поймет и простит. Ему можно исповедаться, как доброму священнику - оно внимательно выслушает и отпустит грехи. Ему можно поплакаться в жилетку - оно прижмет к своей лазурной груди и приласкает влажными, заботливыми руками. Ему можно довериться - в отличие от неверных друзей, оно не бросит и не выдаст чужих тайн. Оно не скажет, что ему надоели со своими проблемами - его огромной доброй души хватит на всех, и каждый найдет у него сочувствие и участие - то, чего не хватает нам на холодной, бездушной земле.

 

А можно не жаловаться, а просто послушать его звучные песни, в которых слышатся мотивы седой Вечности. Море древнее людей, деревьев и гор. Оно хранит память обо всех событиях, происшедших когда-либо на неверной, изменчивой земле. Оно помнит все - динозавров, ледниковый период, появление первых людей, возникновение античных городов, бесчисленные людские баталии... Все это отразилось в его своеобразной эпической поэзии, которой мечтатели и романтики наслаждаются испокон веков. Сколько их приходило сюда, чтобы послушать эти мерные гекзаметры и укрепить душу для будущей борьбы с этим грешным миром...

 

Море... Ты хранишь душу каждого из нас, и мы тоже храним тебя в душе. Кто видел тебя хоть раз - уже никогда не забудет...

 

post-16635-1237541419_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

топик супер) Я не видел раньше Айвазовского почти, буду теперь знать) Нормально так рисует))))))

Я так понял дальше будут др великие художники? Хотелось бы посмареть))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень красивые лирические слова!

Ундина, только Земля не бездушна, - она мать, заботливая и добрая. Иначе море не появилось бы на ней.

 

p. s. Всё правильно... Оно поймёт и простит...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

топик супер) Я не видел раньше Айвазовского почти, буду теперь знать)

Пикселище, позвольте поблагодарить Вас за внимание к теме :D

 

Я так понял дальше будут др великие художники? Хотелось бы посмареть))

Конечно же, будут (маленький намёк - следующий художник из эпохи Возрождения...) :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...