Перейти к содержанию

Наши земляки


IvanKo

Рекомендуемые сообщения

Вот сегодняшней газете "волга" напечатали про мою бабушку. Оказывается журналистка сама нашла и пришла брать интервью, вот так вот. Так приятно, что слов нет :)

БУХТА ВЕСЕЛАЯ

Земляки

 

В тот памятный день в семье царило большое беспокойство. С утра Нина ушла в институт за распределением к месту работы. Уже и время обеда подошло, а дочки все нет. Замерев в трепетном ожидании у окна, Александра Михайловна с мольбой в голосе повторяла:

 

- Только бы оставили доченьку в области. У нас ведь и рыбокомбинат свой, и в районах рыбозаводов сколько.

 

- Не забывай, что распределение в рыбвтузе - всесоюзное, - отвечал Василий Иванович, глава семьи. - Куда пошлют, туда и поедет.

 

- Как это, Вася? Ну а если что не так - разве не вмешаешься, не поможешь? У тебя столько друзей.

 

- Нет, Саша, этого не будет. Ломать дочке судьбу не собираюсь. Я живу по закону, и ей только прямо идти, все эти уловки, прошения - не для нас.

 

... Наконец, дверь распахнулась, и с порога дочка торжественно объявила:

 

- Ма-га-дан!

 

А минутой позже, утешая потрясенную таким сообщением маму, Нина весело щебетала, что почти всю группу направили на Дальний Восток, до Владивостока все вместе и поедут поездом. Здорово, целую неделю в пути, через всю страну, ну а там уже рассеются, кто куда.

 

Все так и случилось. Уже во Владивостоке, оформляя билет до Магадана, Нина поинтересовалась, в какое же время завтра пароход прибудет в Магадан. Кассирша удивленно глянула на нее из-под очков:

 

- Первый раз что ли туда отправляешься?

 

- Да, первый.

 

- Дней через пять прибудешь, не раньше.

 

Она немного ошиблась: прибыли к месту назначения только на седьмой день. Суровое море штормило, и своевременный подход к причалу был небезопасен. Оказавшись на земле, Нина еще не одни сутки ощущала головокружение - следствие перенесенной морской болезни. Хотелось как можно быстрее обосноваться на месте, но в управлении сказали:

 

- Место вашего назначения - рыбокомбинат в бухте Веселая. Доберетесь до нее автобусом.

 

Наконец, и этот этап пути позади. Суровый директор вызывает в кабинет кадровика:

 

- Знакомьтесь, новый специалист к нам, дипломированный. Оформляйте контрольным мастером.

 

- Очень хорошо. Специалистов нам тут как раз и не хватает...

 

И тут же, перехватив злобный взгляд руководителя, кадровик спешно предлагает Нине проследовать за ней. Вслед раздается ворчание: специалисты, дипломы, обходились без них и дальше бы обошлись.

 

Девушку это насторожило, но не испугало. По натуре энергичная, оптимистка, она решила во что бы то ни стало доказать всем, что не зря училась, получила высшее образование в столь престижном вузе страны, проделала такой длинный и тяжелый путь, чтобы работать здесь. В первый же свой трудовой день она не допустила к отправке потребителю солидную партию забракованной ею сельди.

 

- Еще вчера от нас такая селедка беспрепятственно уходила, - сетовали рыбообработчики.

 

- А теперь все будет по-другому, строже, как и положено, - отвечала контрольный мастер, - разносортицу за высший сорт выдаете. Так дальше не пойдет.

 

Сложно складывались дела на работе, но еще проблематичнее - в быту. В переполненном в основном мужчинами, деревянном бараке с "удобствами" на улице девушке отвели комнату, мгновенно ставшую для Нины постоянно осаждаемым шатким укрытием. Едва войдя, она вынуждена была немедленно закрывать дверь на тяжелую задвижку, большой крючок, чтобы только не ворвался ненароком в ее каморку кто-то из особо наглых кандидатов в женихи. Страшно было ночами, когда с угрозами ломились в дверь, а рядом - никакой защиты, поддержки. Друг, которым грезила, которому обещала писать каждый день, остался в далекой Астрахани. Сейчас девушке казалось, что он где-то в другом мире, куда ей все пути отрезаны. А здесь она - одна на всем свете со своими нескончаемыми огорчениями, беспокойством, страхом. Порой сама себя переставала узнавать: неужели это я - еще недавно такая отчаянная, сильная, боевая. Тут же старалась себя одернуть: держись, Нина, ты просто обязана выстоять.

 

Не забыть, как первый раз зимой собралась в баню.

 

- Ты только обязательно по канату иди, - предупредила соседка.

 

- Да я циркачка, что ли? О чем это ты?

 

- Глянь за окно, какая пурга разгулялась. Знай: от барака до магазина, а от него до бани веревки натянуты, как перила, иди и держись, а то в момент снегом завалит...

 

Едва, распаренная, в валенках, теплом пальто, большом пуховом платке, Нина вышла на улицу, разбушевавшаяся белая стихия чуть не свалила ее. Успев вцепиться обеими руками без перчаток в заледенелый канат, она начала продвигаться к дому, с каждым шагом все глубже погружаясь в снег. Дорожка оказалась до бесконечности долгой. В комнату вошла как снегурка - в снегу, продрогшая до костей.

 

Сама жизнь подталкивала к тому, что оставаться дольше одной нельзя, надо выйти замуж, чтобы легче было преодолевать все эти невзгоды судьбы. Но за кого? Кто из них, столь многочисленных в этом ее окружении мужчин поистине настоящий? Наверняка это Александр Федорович, врач местной амбулатории. Заботливый, умный, с чувством юмора, явно симпатизирует ей. Но ведь он на 12 лет старше. Был бы ну хоть чуть-чуть помоложе...

 

Сомнения развеялись после такого случая. Однажды в разгар зимы внезапно заболел инженер по добыче рыбы. Нину Васильевну срочно вызвали к директору:

 

- Васильевна, я понимаю, что не должен к вам, женщине, обращаться с этим, но как специалист и организатор только вы сможете разобраться на месте, снять напряжение. Сами знаете, с промысла уже несколько дней нет вестей, рыба в цеха не поступает, люди простаивают. Поезжайте в море, посмотрите, что там да как. Собаки в упряжке у ворот, сопровождающий ждет вас.

 

Укрывшись тулупом, Нина Васильевна устроилась в нартах, и собаки рванули по льду в Охотское море. Уже неподалеку от места лова угодили в полынью. До цели добрались промокшие до костей. Рыбаки незамедлительно принялись отхаживать бедолаг. В палатке женщину заставили переодеться, облачиться в мужское белье и меховой спальный мешок, поднесли в стакане спирт:

 

- Пейте, чтобы не заболеть.

 

Выпила, но не сразу, а лишь после того, как был улажен вопрос с отправкой рыбы на комбинат. После этого крещения в Охотском море Нина Васильевна твердо решила, что выйдет замуж за Александра Федоровича. Пусть он старше на 12 лет, но главное - это сильный, надежный человек, способный стать ее опорой.

 

...Все мы смолоду романтики, лирики. Сколько сказочных воздушных замков строит каждый, вступая в самостоятельную взрослую жизнь. А она, такая вот непредсказуемая, капризная, вносит во все свои коррективы. Замужество Нины Васильевны крепко помогло ей в самоутверждении. Александр Федорович, главный врач в поселке, действительно стал ее надежной защитой и опорой. Казалось бы, и на работе прохладные отношения с руководством нормализовались. Ее уже сделали заведующей лабораторией. Однако радость по этому поводу оказалась преждевременной. Директору и ряду приближенных к нему работников из числа практиков по-прежнему не давала покоя зависть к ее диплому, знаниям, профессионализму. В глаза ее хвалили, а за спиной, как и раньше, судачили о том, что без "корочек" можно хорошо работать, добро зарабатывать. Она же со своими требованиями - только помеха. И вот однажды, после долгих лет работы, возвратившись с материка из продолжительного отпуска, столкнулась Нина Васильевна с суровым взглядом кадровика:

 

- Срок тебе грозит, и немалый: как минимум - до пяти лет. Вот бумаги, в которых все отражено. Надо же, столько рыбы протушить, в утиль пустить. Дипломированный специалист...

 

Под статью Нину Васильевну Андрюсек недоброжелатели подвели тонко, подло. Одного не учли: во время ЧП на комбинате ее не было, она уже более двух месяцев была в отпуске на большой земле.

 

- Главная часть моей трудовой биографии связана с работой в бухте Веселой, - говорит Нина Васильевна. - И пусть нелегкими, порой грустными были многие дни, проведенные там, я горда тем, что мне удалось сломать в коллективе местного рыбокомбината многие давно отжившие свое стереотипы, в корне изменить отношение работников к качеству продукции, повысить их ответственность. Все лучшее, что вынесла я из рыбвтуза, от наших замечательных преподавателей Виктора Васильевича Баля, Вендемьяна Николаевича Мирского, многих других, я использовала в повседневной работе там, на далеком краешке Родины. Так ведь и все мои сверстники, по многу лет посвятившие себя работе в Баренцевом, Балтийском, Белом, Черном морях, в их прибрежных рыбокомбинатах и заводах.

 

Земляки-астраханцы. Разбежавшись животворными ручейками от родного истока - рыбвтуза, ныне Астраханского государственного технического университета - они несли и несут в разные уголки России добрую славу о нем.

 

- Хочется только пожелать, - говорит Нина Васильевна, - чтобы все до единого выпускники были востребованы, имели работу. Рыбная промышленность сейчас переживает кризис. Я убеждена: случилось падение многих комбинатов, заводов из-за того, что своевременно не проявлялось должной заботы об их состоянии, работали на износ. А если быть откровенной, поверьте мне как опытному технологу рыбообработки: будущее - за плавучими заводами, перерабатывающими не залежавшуюся, а живую рыбу...

 

Коренную астраханку Нину Васильевну Андрюсек с детства и навсегда приворожила к себе Волга. Не случайно после долгих лет работы на Севере она купила в Астрахани кооперативную квартиру - и не где-нибудь, а на Комсомольской набережной, у самой реки. Муж давно умер. Но с ней - ее любимые близкие люди: дочь - Татьяна Александровна Коломиец - учитель высшей категории, преподаватель физики в техническом лицее, и внук - Иван Сергеевич, инженер-электронщик.

 

- Я очень счастливый человек, - задорно улыбаясь, говорит эта по-прежнему энергичная, солнечная женщина, - поддаваться возрасту не собираюсь. Вот велотренажер купили. Порой сама не разберу, от природы во мне душа поет, или бухта Веселая так настроила. Жизнь - она ведь так прекрасна.

 

Ирина СУХАНОВА

10.02 Волга: №17 (25496)

http://www.volgaru.ru/index.php?oth&article=2189

 

А кто ваши родственники, выкладывайте ваши сюжеты в газетах, радио ТВ, узнаем больше о наших предках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя бабушка училась в параллельных классах с пионером-героем Валей Котиком.

Но в газетах про нее не пишут и по ТВ не показывают. Поскольку он герой сопротивления, а она и без того еле пережила фашистскую оккупацию. Пришедшие поначалу немцы хоть вели себя нормально, но за ними шли итальянцы, румыны, а потом и вовсе какая-то нечисть неизвестного происхождения. Оставалось девок прятать по подвалам, а парням по ночам склады поджигать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

обычно нахожу родствеников на однокласкиках или вконтакте...., одну нашёл в Риге...во...теперь не могу написать в анкете, что не имею родственников за границей....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

IvanKo, ваша бабуля просто героиня! У меня дед тоже был сослан после рыбвтуза в Hовокузнецк, но сбежал оттуда после трех лет, как практика закончилась.

А она молодчина, молоденькая девченка, а такой характер.

А в какие годы она туда приехала?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что там героического? Обычная жизнь, обычная работа. У многих такая судьба. Ну хорошая бабушка, заботливая, и что? У всех такие, все так могут написать. У меня бабушка добрейшей души человек была. Она потеряла в войну мужа, он был связистом и его убил фашисткий снайпер (а Сергей К., сволочь, теперь в форме этих ублюдков фотографируется и хватает советси выкладывать на форуме). Вот... А бабушка работала по медицинской части в астраханском лагере для военнопленных немцев. И надо было иметь силы и мужество лечить людей или нелюдей, которые возможно убили ее мужа. Пленные немцы в отличие от советских людей тогда получали по договору и хавчик и лечение и все, а русские люди от голода пухли. Немцы бабушке жаловались на то, что им мяса не дают - "картошка пук-пук". они от картошки пукали, а бабушка их лечила. Вот так бывает в нашем несправедливом мире, увы. Вторая бабушка работала заведующей на огромной мельнице, которая принадлежала когда-то нашим царским предкам. Она могла взять в руку зерно и с точностью до процента определить его влажность. Однажды по вине дежурной лаборантки в хранилищах было нарушен режим хранения и куча зерна испортилась. Директор мукомольни обещал посадить лаборантку и та отравилась ядом, но выжила. А посадили не ее, а директора, за доведение человека до самоубиств. Вот так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черный Лекарь

Может героического ничего нет в наши времена, но в те годы жизнь была совсем другая, куска хлеба было трудно достать. Ну если говорить про войну, у нас тут у всех бабушки и дедушки там полегли от рук фашиста, очень печально. Конечно думаю что наврятли бы написали про мою бабушку еслибы нее возраст 85, и то как она сохранилась.

 

Chubby

В 1948г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...