Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Инженер

Оружие будущего

Рекомендуемые сообщения

Китай испытывает новое космическое оружие

В конце сентября Китай провёл испытательные манёвры спутника, который осуществляет перехват другого спутника. По словам представителей Пентагона, это говорит о существенном прогрессе космической военной программы Пекина.

s81269395.jpg

В испытании участвовал один из трёх малых спутников, который имеет встроенный механический манипулятор-захват и был запущен в космос 20 июля в рамках секретной программы противоспутникового вооружения.

Один из представителей Пентагона назвал аппарат, захватывающий спутники, как «мобильное средство запуска спутника». Пентагон отказался подробно комментировать ход испытания.

Представитель Пентагона Синтия О. Смит дала следующие комментарии:

«Объединённое военное командование космических сил при Стратегическом командовании вооружённых сил США в рамках своих текущих задач по отслеживанию траектории движения объектов в космосе наблюдало за этими спутниками с момента их запуска и выявило перемещение этих спутников по отношению друг другу, а также к другим космическим объектам».

С веб-сайта Пентагона Space-Track.org не поступает сообщений о какой-либо активности тех сотен космических объектов, которые он отслеживает. Г-жа Смит порекомендовала обратиться к китайскому правительству за дальнейшими разъяснениями.

Представитель в посольстве Китая не ответил на электронные сообщения с просьбой прокомментировать испытание противоспутникового оружия (англ.ASAT).

В заметке, опубликованной 24 июля в китайском онлайн-издании Space News, говорится, что, по сообщениям Китая, спутники, участвующие в программе космического вооружения, являются «научными экспериментальными спутниками».

Этими спутниками являются Чуансинь-3 («Инновация-3»),  Шиянь-7 («Эксперимент-7»), Шицзянь-15 («Практика-15»). Участие в испытании космического корабля с механизированным ручным захватом не было официально подтверждено ни на одной из трёх орбитальных станций. Эксперты подозревают, что это был Шиянь-7.

В заметке также было указано, что запуск спутников состоялся 20 июля с космодрома Тайюань, что в северной части центрального Китая, и что спутники были выведены на орбиту с помощью ракеты-носителя «Великий поход-4С».

«Эти спутники будут использоваться для наблюдения за обломками и проведения научных экспериментов в сфере ремонтных работ в открытом космосе, например, операций с использованием  механизированного манипулятора», — говорится в сообщении.

Комментарии аналитика и ведущего блога Zarya.info Боба Кристи, который первым опубликовал данные об трёх китайских спутниках:

«Спутники больше не сближались. Модуль полезной нагрузки А (так обозначаются эти спутники в системе Space Track, китайские названия не применяются) не совершал никаких манёвров в течение всего срока нахождения на орбите».

Поскольку других спутников кроме этих трёх, а также Шиянь-7, на этой орбите нет, то «если перехват спутника и имел место на прошлой неделе, то точно без участия этих спутников».

«Я сделал свои расчёты, и у меня вышло, что они сблизились на 500 метров, однако после корректировки на коэффициент погрешности данных Space Track, я получил всего несколько метров».

Ещё одно объяснение может заключаться в том, что в испытании использовали отделяемую часть одного из спутников, которую сначала вывели на отдельную орбиту, а затем захватили, используя механический манипулятор. «Если расстояние между спутником и отделившейся часть было маленьким, и отделившийся элемент находился в движении сравнительно недолго, тогда американские датчики вряд ли могли бы обнаружить дополнительный объект на орбите», — комментирует Кристи.

Можно также предположить, что в испытании участвовали совершенно другие спутники, которые не находятся под наблюдением неправительственных систем слежения.

По данным Кристи, который проанализировал августовскую активность спутников, спутники участвовали в ряде экспериментов.

С начала августа Модуль полезной нагрузки С и Шиянь-7 совершали незначительные манёвры, которые, скорее всего, были связаны с запуском двигателя для контроля положения спутника – сообщает Кристи в своём блоге.

В августе Модуль полезной нагрузки В, который не способен маневрировать, был размещён на расстоянии 620 миль от Модуля С, который, как считают эксперты, может являться тем самым аппаратом с рукой-манипулятором. Скорость движения Модуля С постепенно снижалась, пока он вплотную не приблизился к другому спутнику.

Роботизированный спутник может являться частью программы Китая по разработке крупнейшего модульного состава для космических станций, ввести в эксплуатацию который планируется в 2020 году. Однако в Пентагоне полагают, что активность малого спутника связана с китайской программой противоспутникового оружия, секретность которой наиболее тщательно охраняется китайскими военными.

Представитель правительства США сообщил, что аппарат с механизированным рукой-манипулятором представляет серьёзную угрозу для спутников США, поскольку они, являясь стратегически важными объектами, которые используются как в военных, так и в мирных целях, уязвимы в случае кинетического или электронного перехвата.

Эти спутники являются частью «звёздной» программы противоспутникового вооружения Китая, которую администрация Обамы настойчиво игнорирует, объясняя это нежеланием вносить напряжённость в отношения между США и Китаем неудобными вопросами.

Специалист по военному делу Китая из Международного оценочного и стратегического центра Рик Фишер считает, что спутник с манипулятором (скорее всего, это Шиянь-7) является частью комплексной космической программы Китая, которая включает в себя военную часть: разработку спутников для близкого наблюдения и атаки – и мирную часть: разработка технологий с применением механизированного манипулятора в космосе.

«Шиянь-7 может быть использован в качестве противоспутникового оружия, чтобы делать детальные снимки спутников США, выводить из строя их системы и возвращать спутники в Китай, или чтобы наносить повреждения их спутниками или «минировать» их», — говорит Фишер.

«Противоспутниковое оружие по типу Шиянь-7 позволит Китаю атаковать вражеские спутники, не создавая при этом большого облака обломков, который могут повредить другие китайские спутники» — добавляет он.

Фишер говорит, что недавно Китай принимал у себя крупную конференцию по космосу, он пытается утвердиться в качестве космической «сверхдержавы», для того чтобы наладить каналы сотрудничества для приобретения технологий у других стран. На этой конференции «китайская сторона намеренно упомянула Канаду, которая разработала и построила механическую руку-манипулятор, которую использовали на МКС и шаттлах США», — комментирует Фишер.

Однако, по словам Фишера, Китай изо всех сил старался скрыть роль Народно-освободительной армии в космической программе и потому, скорее всего, будет отрицать любую связь технологии руки-манипулятора с военными операциями в космосе.

 

http://planeta.moy.su/blog/kitaj_ispytyvaet_novoe_kosmicheskoe_oruzhie/2013-10-10-65965

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

СТАНЕТ ЛИ АМЕРИКАНСКИЙ ФЛОТ НОВОЙ ГИДРОЙ?

 

Если у вас меньше кораблей, чем необходимо на случай серьёзных конфликтов, то ничто не мешает попытаться отрастить каждому из них дополнительные «органы», значительно расширяющие возможности боевой единицы.

 

Флоты всех значимых в военном отношении держав полагаются на многоцелевые корабли под управлением человека, будь то надводная техника или подводные лодки. Но даже самый продвинутый корабль может быть не более чем в одном месте одновременно, что часто делает его менее эффективным, чем стая резиновых лодок с экипажами, вооруженными АК и РПГ-7, зато разбросанными по множеству участков морской поверхности. Кроме того, число боевых кораблей неуклонно сокращается, и это тоже сказывается на ситуации.

f3f66a816c136237e020dfc30abe7715_resized

Итак, подобные средства должны находиться на передовых позициях, отслеживая каждое движение врага. В случае конфликта они, разумеется, вступают в бой. (Иллюстрации DARPA.)

В общем, ВМС развитых стран должны появляться только в тех местах, где они действительно необходимы. 

 

Именно поэтому Управление перспективных исследований Министерства обороны США (DARPA) запускает программу Hydra, которая, в полном соответствии с названием, должна позволить одному кораблю сражаться с помощью множества управляемых модулей, делающих боевую единицу равной сразу нескольким противникам из числа технологически менее развитых государств. 

 

Основная мысль концепции в разворачивании распределённой подводной сети автономных платформ с полезной нагрузкой боевого и разведывательного содержания, способных своими действиями дополнить большие управляемые корабли. При этом стоимость таких аппаратов и затраты на их эксплуатацию будут значительно ниже, чем у боевых единиц, укомплектованных реальными экипажами. 

 

«Атмосфера бюджетного аскетизма столкнулась с неопределённостью в области безопасности, включающей в себя стихийные бедствия, пиратство, неуправляемые государства, а также распространение продвинутых оборонных технологий, — комментирует ситуацию Скотт Литтлфилд (Scott Littlefield), глава DARPA-программы. — Организованная под поверхностью океана технологическая инфраструктура, не нуждающаяся в человеке, сможет частично компенсировать ресурсные ограничения и расширить наши военные возможности в этом всё более опасном секторе». 

 

Основными задачами сети подводных автономных необитаемых аппаратов станут разведка, наблюдение и поиск, а также борьба с минами. Они будут выполнены в виде модульных платформ, в теории способных перевозить полезную нагрузку любого типа или же хранить её внутри платформы неделями и месяцами, ожидая отдачи приказа на активацию. 

 

Модули системы Hydra должны легко транспортироваться кораблями, подлодками и летательными аппаратами, включая варианты сброса с высоты с последующим безопасным вхождением в воду. Управление ими должно включать опцию загоризонтного дистанционного контроля. Кроме того, предусматривается вариант модулей, играющих роль подводных пунктов подзарядки, что увеличит радиус действия тех частей «Гидры», что возьмут на себя активные задачи на театре боевых действий. 

 

Небезынтересно, что о программе объявлено сразу после испытаний в Белом море изделия темы НИР «Скиф» ГРЦ «КБ им. Макеева», представляющего собой контейнер с баллистической ракетой. Теоретически это оружие является относительно законным с точки зрения международных договоров, в которых принимает участие Россия, а по сути оно подпитывается той же идей, что и Hydra, — дешёвых и не требующих экипажей модулей, которые будет трудно обнаружить (достаточно вспомнить, как сложно находить затонувшие корабли) и не просто подавить даже ядерным ударом. 

 

 

b255db27b314b8a8656bd704f0d08e72_resized

ПЛ «Саров», равно как и разные загадочные предметы, загружаемые в неё (фото ниже), возбуждают вполне понятный интерес публики. Удовлетворить его полностью без развертывания чего-то наподобие «Гидры» не получится. (Фото, предположительно, Олега Кулешова.)

В то же время в случае отслеживания российских ПЛ, устанавливающих такие контейнеры, опасность от них для США будет принципиально снижена, вот только развернуть постоянное слежение такого рода, да ещё эффективно, в Северном Ледовитом океане и подо льдом будет для США не слишком просто: что называется, не хватит рук. В этом смысле Hydra может оказаться незаменимой, тем более с учётом прежних американских концепций об использовании плавающих льдин для слежения за ПЛ в полярных условиях. 

 

Подготовлено по материалам DARPA.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

АРМИЯ США ГОТОВИТСЯ К ВЫВОДУ НАЗЕМНЫХ РОБОТОВ НА ПОЛЕ БОЯ

 

Четыре частные американские компании представили роботов, стреляющих из пулемётов боевыми патронами. Огневая фаза испытаний прошла в четверг, 10 октября, в присутствии весьма заинтересованных военспецов.

 

«Мы надеялись увидеть, как роботы удалённо контролируют смертоносное оружие, — рассказывает подполковник Уилли Смит (Willie Smith), начальник подразделения автономных наземных транспортных средств военной базы Форт-Беннинг (штат Джорджия, США). — И нам понравилось показанное. Технология становится такой, какой и должна быть. И это только начало».

60aadc2e75eba78c193b338cd61d9adb_resized

Прототип разработки HDT Robotics готов к ведению огня. На дистанции 150 м робот показал себя неплохим стрелком, не хуже среднего пехотинца. (Фото Sharon Gaudin.)

Правда, подполковник пока не знает, когда именно армия США начнёт использовать роботов с М240 на поле боя, но надеется, что это случится в ближайшие пять лет. «Этот робот не просто инструмент для ведения войны, но член отделения. Такова конечная цель этой разработки», — считает г-н Смит.

 

«Это реально доступные на сегодня технологии», — подчёркивает Кейт Синглтон (Keith Singleton), глава группы автономных систем лаборатории при Форт-Беннинге. Кажется, что это действительно так, тем более что первые роботы, стреляющие из пулемётов, были созданы ещё в 1930-х. И если тогда слабая элементная база не позволяла им иметь приличную меткость и речь шла о стрельбе по площадям, то сегодня ситуация принципиально иная.

 

c30dfd804197159b099b39d569576504_resizedПолутораметровый робот с бензиновым двигателем CaMEL — гибрид, что позволяет ему не тарахтеть мотором в засаде. Хотя машина перевозит до 350 кг и может рассматриваться как альтернатива тягловым животным армий прошлого, она способна также эффективно вести огонь из различных видов ручного оружия. Колесно-гусеничное шасси позволяет не только быстро передвигаться по шоссе, но и преодолевать бездорожье. Время автономного движения без дозаправки — 20–24 часа, в зависимости от местности. (Фото Northrup Grumman.)

 

Northrop Grumman, HDT Robotics, iRobot Corp. и QinetiQ уверяют, что нынешние роботы могут не просто стрелять, но и перемещаться по бездорожью, лесистым зарослям и прочему. И, разумеется, показывают свои машины в деле. По словам г-на Синглтона, армия США уже испытывала вооружённых роботов в полевых условиях, но пока не приняла их на вооружение.

 

Тем не менее такого шага не избежать — и даже бюджетные сложности, переживаемые США, этого не изменят. И речь не только пулемётах. Продемонстрированные роботы, среди которых, кроме давно известного вооруженного iRobot, был колесно-гусеничный СaMEL разработки Northrup Grumman, могут вести огонь из гранатомётов и даже использовать противотанковые управляемые ракеты. Тот же СaMEL днём способен различать и идентифицировать вражеские цели на расстоянии до 3,5 км. Ночью его ИК-камера видит не так хорошо, но, как сообщается, даже в тёмное время суток он различает цели и готов поражать их, хотя досягаемость его ночного «зрения» не указывается. Кстати, машина приспособлена также для десантирования в зоне боевых действия с самолёта или вертолёта. Среди прочего утверждается, что такие боевые роботы могут вести огонь с хода без снижения меткости.

 

Несмотря на то что через спутник действиями робота можно управлять за сотни миль, пока у него более скромная основная роль. В норме «командовать» машиной будет солдат-оператор, который получает картинку с камер робота на планшет, закреплённый на грудной части специального жилета. Глядя вниз, себе под ноги, боец видит то же, что и машина, и при помощи контроллера, напоминающего приставочный, отдаёт ей общие команды о направлении движения и режиме действий. Жилет вместе с батареями весит 4,5 кг, то есть не стесняет своего носителя.

 

e3bea6ba809f9ab03ca44008e5f56957_resized

Оператор смотрит в нагрудный планшет и нажимает на кнопки игрового контроллера... (Здесь и ниже фото Sharon Gaudin.)

«Мы давно начали эти работы, — говорит Кейт Синглтон. — Машины, к примеру, спасают солдатские жизни, работая с импровизированными взрывными устройствами. Да, пока не без сложностей. Роботы не особо подвижны; их могут захватить, а потом перевооружить враги...» И действительно, в отличие от беспилотных летательных аппаратов, наземные машины должны быть готовы к чрезвычайно сложным перемещениям, к успешному преодолению множества разнородных препятствий. А недавний инцидент с американским БПЛА на Ближнем Востоке показывает, что перехват информации, получаемой от роботов, и даже захват управления — вполне реальные задачи.

 

68e9d2deee4775d6b25dd528663efd13_resized

...И робот поражает цели на гребне холма.

Однако мобильность на сложной местности худо-бедно растёт, а системы идентификации и самоликвидации, равно как и закрытые каналы связи с боевыми роботами, находятся в фазе самого активного развития. Хотя, конечно, гуманоидные машины, способные раньше солдат появляться в зоне боевых действий, открывать двери и карабкаться по лестницам, — это лишь перспектива ближайших 20–40 лет.

 

Как показывают испытания, подобные нынешним, путь к использованию роботов на поле боя — пусть и в более специализированных формах — может оказаться не таким длинным. Скотт Хартли (Scott Hartley), старший разработчик и основатель 5D Robotics, занимающейся вооружёнными роботами, полагает, что уже через десять лет на одного американского бойца будет приходиться десять роботов. Уже на нынешней стадии развития, уверен специалист, такие машины могут доставлять снабжение от военных баз к передовым частям, патрулировать важные районы, сопровождать солдат на поле боя и даже удерживать фланги боевой группы в опасных ситуациях.

 

Подготовлено по материалам Computerworld.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

КВАНТОВЫЕ ТОЧКИ ПОМОГУТ БЕСПИЛОТНИКАМ В СЛЕЖЕНИИ ЗА НОВЫМИ ЖЕРТВАМИ

 

Пыльная дорога в северном Пакистане. Некое транспортное средство поворачивает за угол. В это время небольшой дрон с десятков метров прыскает на него почти незаметное глазу облачко аэрозоля. В видимом диапазоне после такой мини-покраски ничего не меняется. А вот для ИК-сенсоров машина теперь заметна на километры кругом: её легко видит большой дрон, и по ней можно целиться при ликвидации.

 

Пока это сценарий голливудского фильма. Но фирма Voxtel уже получила контракт на реализацию подобных «мечтаний» в интересах ВВС США. Voxtel производит средства для незаметной маркировки, применяемые обычно для отслеживания автомобилей, которые участвуют в наркотрафике и торговле людьми.

589442459207309e3c0da409bf95eed7_resized

Raven невелик, запускается броском и почти бесшумен. Впрочем, мы уверены, что ЦРУ для тех же задач будет применять куда более компактные дроны. (Здесь и ниже иллюстрации USAF.)

Зачем такие вещи нужны военным — понятно и так. Систематические убийства людей в Пакистане с помощью штатовских БПЛА стали бельмом на глазу американской политики в регионе, и госсекретарь Джон Керри уже пообещал прекратить их «очень, очень скоро». Метки же, наносимые малыми дронами, позволят отслеживать машины и задерживать их водителей даже без превентивных ударов, когда телеуправляемый аппарат сочетает в себе функции судьи, прокурора и палача. 

 

Чтобы получить контракт, компания продемонстрировала ВВС порошок, который при подсветке УФ-лазером (незаметным для технологически отсталых противников США) испускает ИК-излучение, фиксируемое камерами других дронов с двухкилометрового расстояния.

 

Технология метящей краски основана на квантовых точках — нанокристаллах полупроводника шириной в 50 атомов каждый. Благодаря таким размерам точки могут излучать только в строго определённом диапазоне, что исключает демаскировку в видимой части спектра. Аэрозоль, которым наносятся квантовые точки, прилипает к металлу, одежде и стеклу. Нанесением занимаются небольшие аппараты типа Raven с размахом крыльев менее 1,5 м, работающие почти бесшумно, поскольку не имеют ДВС.

 

86db406720887301a896da20157fac0e_resized

Пока распыление аэрозоля с наноточками на машину-цель получается только с 45 м. Но скоро обещают добиться и требуемых 60 м.

Увы, пока распыление может достать до машины-цели лишь с 45 м, хотя надёжно обеспечить необнаружение дрона можно только при условии 60-метрового удаления, когда его не слышно даже в стоящей машине с неработающим двигателем. 

 

Разработка привлекла внимание и традиционных борцов за права человека: так, Министерство внутренней безопасности США заинтересовалось приобретением таких средств для маркирования своих граждан, участвующих в беспорядках, с целью их последующего выявления и ареста. 

 

Интересно, подозревал ли о возможности подобного применения своего детища первооткрыватель квантовых точек Алексей Екимов

 

Подготовлено по материалам NewScientist.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

МОЖНО ЛИ ПРИЦЕЛЬНО ВЫСТРЕЛИТЬ НА 3 000 МЕТРОВ?

 

Положительный ответ на этот вопрос вскоре намерена дать компания TrackingPoint, разрабатывающая сверхтехнологичную снайперскую винтовку Super Gun.

 

Однажды мы уже рассказывали об «умных» винтовках Precision Guided Firearm (PGF) компании TrackingPoint, способных буквально из новичка сделать профессионального снайпера. Благодаря бортовому компьютеру с операционной системой на ядре Linux, лазерному дальномеру и камере оружие подсказывает наилучший момент для выстрела по выбранной цели. При этом учитываются такие факторы, как скорость ветра, тремор-амплитуда рук, температура воздуха, влажность, отдача и снижение пули под действием силы тяжести.

И вот очередной проект TrackingPoint: компания задалась целью создать винтовку Super Gun, обеспечивающую возможность прицельной стрельбы с расстояния 2 830 метров и более.

 

0afacde6afc2f9573108f8280a41ee29_resized

Здесь и ниже изображения TrackingPoint.

В настоящее время рекорд дальности прицельного выстрела принадлежит британскому солдату, в ноябре 2009 года поразившему мишень с 2 474 м. В октябре 2012-го австралийский боец улучшил этот результат, попав в цель с 2 814 м, но этот рекорд пока не подтверждён. TrackingPoint намерена создатьвинтовку, которая сделает возможной точную стрельбу с расстояний, превышающих названное достижение.

 

Разумеется, при разработке нового оружия придётся значительно усовершенствовать компоненты, установленные на PGF. Потребуются более мощный лазерный дальномер и камера с матрицей повышенного разрешения (сейчас применяется 14-мегапиксельный сенсор). Оптика с 35-кратным оптическим приближением, вероятнее всего, останется прежней, хотя и она может быть заменена.

 

Для Super Gun понадобится гораздо более точная система расчёта баллистики. При стрельбе на большие расстояния становится критически важным точнейшая оценка влияния самых разнообразных факторов, включая вращение Земли, снижение скорости пули, изменение климатических условий и пр.

 

cbd95c51b28847912214fdad0f473a02_resized

В новой винтовке планируется применять боеприпасы калибра .50 (12,7 мм) или больше. Пока Super Gun далека от окончательного вида, но TrackingPoint заказала у партнёров ключевые детали, необходимые для работы винтовки. В течение осени планируется провести интеграцию всех компонентов и испытания, а в первой половине 2014 года должен появиться рабочий образец.

 

Важно заметить, что TrackingPoint не собирается (по крайней мере пока) выводить Super Gun на рынок. Изделие станет своеобразной платформой для демонстрации возможностей современных технологий. Но не исключено, что в перспективе конструктивные и электронные элементы, применённые в «супервинтовке», будут адаптированы для серийных продуктов.

 

Подготовлено по материалам Ars Technica.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

МОБИЛЬНЫЙ ЛАЗЕР НАУЧИЛСЯ СБИВАТЬ СНАРЯДЫ НА ЛЕТУ

 
Более 90 миномётных мин, сбитых новой разработкой Boeing в интересах армии США, показывают, что наземный боевой лазер уже сегодня в какой-то степени превзошёл классические виды огневого воздействия.
Читатель, вы помните эти волшебные строки?

Где же ты, Гигантский Робот, с бластером своим?!

Почему ты не стреляешь по машинам им?!

 

Приходи скорее, Робот, всех испепели!

Чтобы люди на машинах ездить не могли!

Чтобы твой возмездья лазер распугал народ!

Ну а кто не заробеет — тот пускай умрет!

 

Так включай аннигилятор, наводи прицел!

Расщепи на мелкий атом всех, кто ещё цел!

И когда спадут оковы с кольцевых дорог,

Всех, кто выжил, обуяет пламенный восторг!

 

Среднестатистический участник дорожного движения в Москве обычно заканчивает этот крик души (известный в народе как Pushkin Woodoo Song 3000) очередным проклятым вопросом русской жизни: «Милый Робот! Где ты бродишь, с кем, в каких мирах?..»

 

Кажется, ответ на него понемногу проясняется: армия США объявила об окончании первой фазы испытаний «Мобильного демонстрационного лазерного комплекса высокой мощности» (High Energy Laser Mobile Demonstrator, HEL MD). Пока ещё без развитого искусственного интеллекта, но уже с лазером, способным поражать летящие мишени.

 

e9d21ae0c9307f9fb44f38adeceee6aa_resized

Извечное соревнования брони и снаряда вступило в новую фазу. Лазерные пушки уже прибыли, а вот условная «броня Теслы» запаздывает. Где же вы, «изобретательные патриоты»? (Здесь и ниже иллюстрации US Army.)

Согласно итогам испытаний, удалось уничтожить в полёте не только несколько беспилотников (что, вообще говоря, ожидаемый результат для десятикиловаттного твердотельного лазера), но и 90 артиллерийских мин! Между тем обычно такая мина летит со скоростью 200–250 м/с (иными словами, около 1 000 км/ч).

 

Эти лазерные стрельбы, прошедшие с 19 ноября по 10 декабря 2013 года на ракетном полигоне «Уайт-Сэндс» (юг штата Нью-Мексико), стали первыми в мировой истории, в ходе которых лазером удалось сбивать мины на лету. И, похоже, перед нами только начало. Дело в том, что мобильная установка-база способна на мощность, превышающую 10 кВт. На следующем этапе будут испытаны лазеры Boeing мощностью 50 и 100 кВт — то есть могущие уничтожать снаряды любых реальных для артиллерии скоростей.

 

Конечно, не следует преувеличивать возможности новых лазерных систем. Время развёртывания на местности пока равно 4,5 минуты, да и использование в качестве базы грузовика с пятисотсильным мотором не назовёшь большим плюсом компактности. В испытаниях участвовали миномёты, стреляющие с закрытых позиций, на значительном удалении от мобильного лазерного комплекса. В случае стрельбы по нему прямой наводкой время реакции — с учётом необходимости доворота излучающей установки и времени для нахождения цели лазерным же дальномером — было бы слишком большим и снаряд непременно уничтожил бы установку. А вот при использования для защиты от минометного огня личного состава и обстрела обычной артиллерией со значительных дистанций HEL MD, несомненно, выживет и справится с поставленной задачей.

 

Кроме того, не будет лишним напомнить, что нынешние противники США почти не используют пушки и гаубицы: они слишком тяжелы и трудны для перемещения околопартизанскими формированиями (скажем, афганцев), так что для защиты от их артналётов хватит даже испытанной десятикиловаттной установки. 

 

Но и это не всё. Совершенно очевидно, что по мере прогресса элементной базы и удешевления многих компонентов БПЛА гражданские дроны и их части вскоре будут широко покупаться бойцами сопротивления в странах, где есть американские армейские части. Следовательно, их станут использовать против джи-ай сначала для ведения разведки, а затем и в качестве подвижных импровизированных взрывных устройств. И тогда способность сбивать беспилотники, пока являющаяся скорее теоретическим преимуществом, обернётся для мобильных лазерных комплексов серьёзнейшим плюсом.

 

Ну а для более развитых стран, не являющихся союзниками США, интереснее другое: насколько быстро подобные лазеры смогут сбивать ракеты, для начала хотя бы тактического назначения. Ответить на этот вопрос сложно: нынешняя мобильная установка суть тяжёлый многоосный грузовик. Иными словами, энергетическая часть там явно велика и способна обслуживать лазеры большой мощности. По идее, это означает и возможность нанесения ударов по ракетам. С другой стороны, для эффективных действий лазер требует сухой атмосферы без осадков, тумана или пыли. Наконец, применение ракет с поверхностями, обладающими высоким альбедо в рабочем диапазоне лазера, или просто с аблятивной защитной оболочкой, активно испаряющейся по мере нагрева лазером и создающей отражающее облачко с высоким альбедо, тоже может снизить вероятность поражения. Другим фактором, снижающим уязвимость ракеты в условиях лазерного противодействия, может быть полёт на малой высоте.

 

2a83e0bbf3659e7f51f1247f548a548c_resized

Несколько лет назад аналогичную установку меньшей мощности попытались взгромоздить на «Хаммер» — для подрыва на расстоянии самодельных мин, но тогда (см. внизу) эффективность воздействия на цель была признана недостаточной для оправдания развёртывания принципиально новой системы вооружения.

Тем не менее нельзя не подчеркнуть, что при всех ограничениях нынешних лазерных систем относиться к ним как к непрактичной игрушке не стоит. В теории энерговооружённость разрабатываемых гибридных БМП США позволяет со временем установить на них лазерную подсистему без заметного увеличения веса конструкции, но со значительным расширением её боевых возможностей. Тогда её можно будет использовать и вне дорог, а также для борьбы со скоростными целями.

 

Государство, которое здесь и сейчас проигнорирует это направление исследований, непременно окажется в положении держав, пренебрежительно относившихся к боевым возможностям авианосцев между Первой и Второй мировыми. Да, первые их образцы были малоэффективными и неудобными в применении (кстати, и лазеры оказывались бессильны при плохой погоде), но совершенствование рано или поздно позволит новому оружию полностью раскрыть свой потенциал, которой — сравните скорость полёта световой волны и снаряда — сулит много больше, чем способны дать классические системы ствольной артиллерии, а в перспективе — и ракеты.

 

Подготовлено по материалам Армии США.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ARMYCOCREATE, ИЛИ КРАУДСОРСИНГ В ПОМОЩЬ ВОЕННЫМ

 

Новая онлайновая платформа, работающая в тестовом режиме, предназначена для оптимизации и ускорения решения различных задач, поставленных вооружёнными силами США.

 

Армия США экспериментирует с новой интернет-платформой ArmyCoCreate, которая позволит военным, дизайнерам и инженерам сообща решать проблемы, а также разрабатывать прототипы техники и оборудования.

17890e1a3a82b8f78b72cac062edfb51_resized

Танк AMO Combat (здесь и ниже изображения ArmyCoCreate.com).

ArmyCoCreate — проект американских войск быстрого оснащения (REF). Это подразделение, сформированное в 2002 году для поддержания военных операций в Афганистане, активно взаимодействует с академическими организациями, отраслевыми структурами и коммерческими компаниями.

 

Главной целью платформы ArmyCoCreate объявляется оптимизация и ускорение процесса решения поставленных задач. К созданию системы была привлечена компания Local Motors, имеющая богатый краудсорсинговый опыт.

 

4db4f05f91a0a7608a90e002a2681b48_resized

В ближайшие месяцы ArmyCoCreate будет функционировать в тестовом режиме. Платформа открыта для широкой общественности и бесплатна для участников сообщества. Используя сервис, военные и специалисты из различных областей смогут совместно обсуждать и решать различные задачи.

 

6fdfdf8206fb202b44ba89284adcddef_resized

Робот для транспортировки раненых.

Новый краудсорсинг–ресурс предусматривает четыре основные фазы для той или иной задачи: проблема, решение, проект и прототип. На первом этапе идентифицируются сложности, с которыми сталкиваются солдаты в полевых условиях или во время боевых действий. Вторая фаза предполагает проведение мозгового штурма для поиска наиболее эффективного способа решения проблемы: на этом этапе делаются наброски, чертежи и проводятся предварительные оценки.

 

Далее выбирается наилучший проект, и перед участниками сообщества ставятся специфичные задачи — скажем, по определению характеристик разрабатывающейся военной техники. На финальном этапе должен быть создан прототип.

 

dbe3b0ed2de22da74883e0704e1d1416_resized

Боевая машина Combat UE-1.

Предполагается, что в среднем время реализации проекта от появления идеи до решения составит 90–180 дней. Иными словами, каждая отдельная задача, поставленная перед участниками сообщества ArmyCoCreate, не должна затягиваться более чем на полгода. Хотя, разумеется, могут быть и исключения.

 

83ed1c562e95f99b4b183fdcbb05fe7c_resized

Сейчас на сайте ArmyCoCreate представлено несколько проектов. Это, в частности, танк AMO Combat, в котором бойцы могут занимать различное положение, и боевая машина Combat UE-1 с неплохими внедорожными качествами. Кроме того, обсуждается разработка роботизированной платформы для транспортировки раненых с поля боя в безопасное место.

 

934ebf07264662f1936153bf56858d8d_resized

Подготовлено по материалам Армии США.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

СТАНЕТ ЛИ СКОРОСТЬ НОВОЙ «МАЛОЗАМЕТНОСТЬЮ»?

 

Как предупреждает нас Lockheed Martin, мировой рекорд скорости для самолётов, установленный 40 лет назад её детищем SR-71, в сравнительно близкой перспективе может быть побит тем, что в компании называют «SR-72», — первым гиперзвуковым самолётом ВВС США.

 

Некогда, в 60-70-х годах, люди, определявшие направление развития американской боевой авиации, сделали ставку, как было модно говорить в 90-х, на стелс. Насколько вера в малозаметность в радио- и инфракрасном диапазоне была сильна в головах штатовских военных, показывает характерная деталь: договариваясь с СССР о сокращении стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, представители США заявили, что для СССР квоту на «стратегов» надо корректировать с учётом того, что для ВВС США сейчас разрабатываются самолёты по технологии «стелс», которые по боевым качествам намного превзойдут аналогичные советские машины.

552fe88454a966312f5612e2fc46aa9e_resized

SR-71B в полёте над Сьерра-Невадой. Полосы на крыльях и не только — это не боевая раскраска команчей, а топливо, безобразно брызгавшее при взлёте до того, как летательный аппарат успел нагреться и швы на нём затянулись. (Здесь и ниже иллюстрации Lockheed Martin.)

После этих переговоров некто Дмитрий Федорович Устинов очень обеспокоился и даже запереживал, повторяя подчинённым известную мантру: «Мы отстали, надо срочно догнать». Но с годами выяснилось: не всё то золото, что трудно увидеть на радарах. B-2 и F-117 не участвовали в боях со сколько-нибудь равноценным противником, однако ряд опытов показал: увидеть их могут даже сравнительно старые советские радары, и назвать малозаметными самолёты «вундерваффе» нельзя. (Впрочем, а что из обычных вооружений вообще можно?) Ведь за покрытия и формы, дающие малозаметность, пришлось заплатить: утюгу трудно летать на сверхзвуке, а радиопоглощающие покрытия не переносят жёстких условий высоких скоростей. То есть действительно сверхзвуковым самолётом из малозаметных до некоторой степени стал только F-22. Но... как бы это помягче? С большими издержками, да.

 

Теперь спираль развития авиации сделала ещё один виток. Всё вернулось к 1930-м, с их концепцией «скоростного бомбардировщика»: скорость своих самолётов надо сделать такой, чтобы им не нужно было заботиться о заметности и возможности перехвата вражескими истребителями и ПВО.

 

Lockheed Martin недаром назвала свой проект SR-72 «сыном SR-71» — «Чёрного дрозда», абсолютного рекордсмена скорости среди боевых самолётов (3 529,56 км/ч, почти километр в секунду). Его, несмотря на участие в войнах и прочих конфликтах, не удавалось сбить: просто прибавив скорость, разведчик оставлял противника далеко позади. Желание повторить успех на новом технологическом уровне вполне объяснимо, но вот реально ли оно?

 

Сегодня трёх скоростей звука не хватит, чтобы спастись от ракет ПВО — ключевого противника американских ВВС в возможных боях с развитыми государствами. Нужно хотя бы 5М, а ещё лучше 6М, но как же сложно их добиться... Обычный турбореактивный двигатель уже на трёх скоростях звука работает из рук вон, поэтому ещё первый «Чёрный дрозд» использовал гибридную схему: на малых скоростях каждый из двух моторов задействовал основной контур, а воздух, набегающий на воздухозаборники, тормозился выдвижным конусом в передней части мотогондолы. При высокой скорости подача воздуха в турбореактивный контур падала, а конус задвигался, и четыре пятых всей тяги начинал давать прямоточный двигатель. Из-за высокой скорости фюзеляж SR-71 был титановым, но и его требовалось как-то охлаждать, дабы пилот не изжарился. Для этого сделали специальное топливо JP-7 с высокой температурой воспламенения, которое циркулировало под обшивкой и отводило от неё тепло. Расход топлива был о-го-го каким: прогрессивным двигателям не вполне соответствовала аэродинамика, и на крейсерской скорости (не максимальной!) жечь приходилось до 10 кг в секунду. В итоге стратегический разведчик был вынужден брать на борт 46 т топлива — при общей максимальной массе в 77 т. Одна беда — с его аэродинамикой и ограниченными возможностями шасси взлететь с такой тяжестью он бы не смог. 

 

0ec416a1251b3b000545473c618a2a1f_resized

Удастся ли «сыну SR-71» избежать статуса оружия, пригодного только для разведки, а никак не для быстрой подготовки к бою?

Как же летал столь непростой аппарат? Находчивые проектировщики из локхидовского Skunk Works нашли выход: в воздух «Дрозда» поднимали с минимальным запасом топлива, а затем заправляли над аэродромом до 44 т. Ну а из-за огромных температур в полёте на земле панели фюзеляжа не прилегали друг к другу, радуя глаз зазорами — большими зазорами. Они были необходимы, чтобы, поднявшись в небеса и полетав, самолёт после окончания теплового расширения смог бы избежать вспучивания панелей, безобразно искажающего аэродинамику. В итоге топливо из машины часто выливалось на взлётную полосу...

 

Чудо-оружие? Несомненно. Ах, да: система переключения воздухозаборников на бесконусный забор воздуха на трёх звуковых скоростях не всегда срабатывала, да и вся схема полёта была чересчур сложной, из-за чего 39% таких машин погибли в авариях и катастрофах. Почему так мало? Погибло бы и больше, но в 1998 году, после девяти лет напрасных попыток, SR-71 всё-таки сняли с вооружения, после чего полёты и аварии прекратились.

 

Как же со всеми этим чудесами техники намерены справиться конструкторы «сына "Чёрного дрозда"»? Ведь вышеописанную машину не только сложно применять, но и дорого содержать, а со вдвое более быстрой всё будет чуть-чуть сложнее, нет? Увы, ответов пока не так много. Известно, что для этого вместе сAerojet Rocketdyne будет делаться новый гибрид — турбореактивный двигатель изменяемого цикла, с классической трубореактивной частью и гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, выдающим тягу в 3–6M. Особенно большое внимание уделяется новой конструкции управляемого воздухозаборника двух двигателей машины — с тем чтобы при превышении 3,3M в нём не возникали проблемы с подачей воздуха к двигателю из-за появления ударных волн. 

 

Большинство деталей проекта секретно, однако заявляется, что новая машина будет использоваться и как разведчик, и как средство доставки гиперзвуковых ударных ракет к точке, близкой к театру военных действий. Почему возник ударный сценарий, понятно: в эпоху эффективной спутниковой разведки и массовости БПЛА сверхдорогой гиперзвуковой разведчик не кажется абсолютно необходимым. С другой стороны, гиперзвук в теории позволит вооруженным силам США бить не только по Ираку или Папуа — Новой Гвинее, но и по более развитым странам. Кстати, сроки испытаний называются очень близкие, и даже принятие на вооружение заявляется как «возможное к 2030 году». Причём разработка в значительной степени будет опираться на решения, заложенные в HTV-2 (впрочем, не слишком успешные).

 

Однако всё это не снимает нескольких трудных вопросов. Аэродинамика концепта, приводимая на изображениях Lockheed Martin, оставляет впечатление не вполне оптимизированной для шести звуковых скоростей: так, извините, мог бы выглядеть самолёт эпохи МиГ-25, а не машина, создаваемая полвека спустя. Каким будет нагрев корпуса и как именно его будут охлаждать, хватит ли для этого топлива и сколько его придётся нести? В чём смысл «моментального» гиперзвукового носителя, который, по мысли ВВС США, должен доставить смертоносный груз в любую точку мира через несколько минут после принятия решения, если его опять придётся дозаправлять в воздухе, теряя время (благо очевидно, что взлететь сам со всем топливом он не сможет)? И не стоит ли, пока не поздно, радикально переработать аэродинамику, ибо новые решения в этой области предлагаются довольно давно?

 

Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть двоякими. Либо конструкторы уже успешно решили все эти проблемы, либо же пытаются инициировать у военных такой жгучий интерес к своему детищу, чтобы полученное финансирование позволило в конечном счёте снять и эти вопросы, и целый ряд других, появление которых в столь амбициозном деле неизбежно. В этом случае решение Lockheed Martin сделать самолёт беспилотным и лишь «опционально пилотируемым» выглядит логично, несмотря на то что отношение ВВС США к беспилотным «стратегам»-разведчикам остаётся довольно сдержанным. Даже если какие-то проблемы ЛА до его принятия на вооружение решить не удастся, по крайней мере с человеческими жертвами грядущие аварии и катастрофы вряд ли будут связаны.

 

Подготовлено по материалам Lockheed Martin.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ПЕРЕЙДЁТ ЛИ ЦРУ НА РЕАКТИВНЫЕ УДАРНЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ?

 

Афганистан придётся оставить. Откуда же теперь американские спецслужбы будут наносить удары по Пакистану? Ответ на этот вопрос может дать новая модель дальнего реактивного тяжёлого беспилотника производства General Atomics.

 

Вооруженные силы США хотят сократиться до уровня, близкого к 1940 году, и реализовать этот план будет невозможно без вывода армии из Афганистана до конца 2014-го — полного вывода, обещаемого Обамой уже пятый год подряд. Да, не совсем ясно, как это стыкуется с отсутствием у афганской правительственной армии приличных ВВС (речь в первую очередь о подготовленных лётчиках), но в конце концов это, как и вывод советских войск 25-летней давности для Наджибуллы, больше проблемы Хамида Карзая, чем США.

И тем не менее в этом уходе не одни только плюсы. Вот, пожалуйста: до сих пор, бомбя Пакистан, ЦРУ не испытывало никаких логистических проблем: аэродромы рядом, с них легко запустить беспилотник со смертоносным грузом. А уровень ПВО Пакистана таков, что серьёзных проблем с выполнением разведывательно-боевых миссий управление не ощущало. Теперь близких аэродромов у Штатов не будет, а отказаться от ударов по территории этой страны нельзя. Впрочем, кажется, выход есть (тем более что это идея даже не вчерашнего дня). Его имя Avenger.

 

08bdc6a9b952f169915042d0ed24c43c_resizedВ случае если ЦРУ всё же раскошелится, Пакистан станет интереснейшим БПЛА-полигоном в мире. (Здесь и ниже иллюстрации General Atomics.)

 

Avenger, ранее известный как Predator C, в качестве прототипа доводится с 2009 года, и сейчас, после очередной серии испытаний, завершённой в прошлом месяце, готов к боевому развёртыванию. Так сообщает разработчик — компанияGeneral Atomics. Судя по опыту внедрения её MQ-9 Reaper; ей можно верить.

 

При длине в 13 м и максимальном взлётном весе в 8 255 кг дрон поднимает 3 600 кг топлива, что увеличивает радиус его действия до 2 900 км. Для справки: у его близкого родственника MQ-9 Reaper в баках всего 1 300 кг топлива. Кроме прочего, Avenger обладает некоторыми чертами, снижающими его заметность, среди которых форма хвоста и большой объём вооружения на внутренней подвеске, где оно меньше демаскирует ЛА в радиодиапазоне.

 

Благодаря реактивному двигателю Pratt & Whitney Canada PW545B крейсерская скорость беспилотника в два с лишним раза превышает показатель винтового MQ-9 Reaper: 647 км/ч против 313 км/ч. Это особенно важная черта с учётом того, что оперативность воздушного удара — часто самое ценное его свойство, и увеличение дистанции от аэродрома до цели даже в три–четыре раза резко снижает скорость реагирования на события в регионе.

 

Фюзеляж Avenger, который на 1,2 м длиннее прототипа, способен нести куда больше топлива и боевой нагрузки, что позволяет дрону взлетать с более удалённых аэродромов. Даже на внутренней подвеске у машины может быть 1 588 кг (не на предельных дистанциях), а используя восемь точек внешней подвески — вплоть до 2 948 кг. Под крыльями, размах которых равен 20 м, можно доставлять к цели не только ракеты типа Hellfire и небольшие бомбы, но даже 910-килограммовую бомбу с комплектом оборудования Joint Direct Attack Munition (сравнительно высокоточную). Это довольно мощные средства, вполне способные реализовать весь спектр задач, выполняемых на территории Пакистана. Кроме того, это автоматически делает Avenger одним из самых мощных ударных беспилотников в своём классе, и в случае принятия его на вооружение ситуация останется такой на долгие годы.

 

Что особенно важно, Avenger с его реактивными двигателями и уход от винтовых дронов позволят ЦРУ не только продолжить операции над теми или иными странами Ближнего Востока, но и почувствовать себя увереннее в смысле надёжности беспилотных средств доставки: винтовые машины сравнительно уязвимы даже для примитивных ПВО, в то время как реактивные без хоть сколько-нибудь продвинутых средств противодействия из воздушного пространства всех недружелюбных Штатам государств региона (то есть — кроме Ирана) вытеснить, по сути, пока нечем.

 

«Avenger обеспечивает нужные возможности за нужную цену и в нужное время, к тому же он пригоден для боевого применения здесь и сейчас, — говорит Фрэнк Пэйс (Frank Pace), глава группы авиационных систем General Atomics. — У этого ЛА уникальные возможности: его эффективность, стоимость, время достижения цели и гибкость выше, чему у любого другого БПЛА в его классе».

 

При всей правоте этого, на первый взгляд, чисто рекламного утверждения, нельзя не заметить, что эффективное применение ЦРУ нового типа ударных БПЛА будет возможно только в том случае, если удастся договориться о работе американских дронов с центральноазиатских аэродромов. Пока же не очень ясно, насколько именно властители этих государств ходят сделать себя — при уходе крупных сил США из региона — потенциальной мишенью для ответного удара в исполнении тех, кого ЦРУ собирается бомбить в Пакистане. И это до некоторой степени осложняет боевое будущее нового тяжёлого БПЛА.

 

a6320bd19c6deb72ec6eb09617bd1c74_resizedКстати, у компании на подходе ещё и Sea Avenger, который ВМС США предполагают использовать с авианосцев. Однако даже если ему удастся одержать вверх над беспилотными конкурентами в исполнении Boeing, флот вряд ли обрадуется перспективе держать у Пакистана авианосец только из-за прихотей ЦРУ.

 

Другим моментом, который может несколько сузить возможности для интенсивного использования дрона, является известная дороговизна эксплуатации крупных БПЛА, выпускаемых малой серией (большую не позволяют бюджетные сложности). Да и сама концепция ударов с действительно дальних аэродромов выглядит значительно более дорогой, чем вылеты с близких афганских аэродромов. От сигнала разведывательного БПЛА до собственно удара, даже несмотря на реактивные двигатели и скорость в 650 км/ч, могут пройти многие часы, что снизит внезапность таких действий. Кроме того, за 18-часовой полёт Avenger потребляет несколько тонн топлива, что в условиях его текущей стоимости на данном театре может заметно превысить $100 тыс. на один вылет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ОПЕРЕДИТ ЛИ НОВАЯ ПОЛЬСКАЯ БМП СВОЁ ВРЕМЯ?

 

В Польше разрабатывается тяжелая БМП PL-01, которой обещают придать черты, до сих пор отсутствовавшие у любого образца бронетанковой техники. Что это будет — и будет ли вообще?

 

Польские OBRUM, Bumar и Huta Stalowa Wola, работающие над PL-01, в прошлом году подписали соглашение с международным ВПК-гигантом BAE Systems с прицелом на массовое производство уже к началу следующего десятилетия (по крайней мере если верить польской стороне, ибо стороннему наблюдателю в столь быструю доводку непростой машины верится с трудом). Многие восприняли подписание соглашения как высокую оценку прототипа, создаваемого поляками, и постепенно попадающие в прессу детали о разработке позволяют понять, что тому причиной.

634ff4db64079025fd8bd7b964687f6b_resized

Вам тоже кажется, что это скриншот из нового TRON'a? (Иллюстрация OBRUM.)

Казалось бы, PL-01 — это шведский CV90 (Stridsfordon 90) «на стероидах», обвешанный какими-то экранами (быть может, для борьбы с кумулятивным оружием). Те же 7 катков, что у шведской машины прошлого века, то же шасси, слегка форсированный дизельный двигатель, та же торсионная подвеска, та же арамидно-керамическая композитная броня, обеспечивающая (в теории) стойкость к попаданию 30-миллиметрового подкалиберного снаряда «в лоб», та же степень стойкости противоминной защиты (STANAG, около 4а-4b). Производитель СV90 — упомянутая BAE Systems — поначалу кажется просто заинтересованной в ещё одной инкарнации своего бестселлера. Есть и положительные изменения: полностью необитаемая башня, дистанционно управляемая сидящими внутри корпуса двумя членами экипажа. Переднее размещение трансмиссии (а-ля «Меркава») позволило предусмотреть и небольшое десантное отделение на четырёх человек.

 

 

Но на деле это вовсе не старое вино в гламурно-инновационных мехах, как могло померещиться. Выбросив из башни человечков, конструкторы освободили столько места, чтобы поменять 40-миллиметровую пушку на 105- или 120-миллиметровое орудие, что формально уравняло вооружение БМП с 63-тонным «Абрамсом»! Странные чёрные обвесные панели и громадный кожух оружия сделаны вовсе не для создания брутального образа: это панели с закреплёнными на них ИК-сенсорами, замеряющими температуру окружающей среды и затем передающие эту информацию нагревательным элементам каждой панели, после чего её температура доводится до той, что имеет окружающая среда в районе конкретный панели. Чёрный цвет покрытия способствует максимально быстрому остыванию панели в том случае, когда для достижения температуры окружающей среды надо «сбить жар». Есть и расплывчатая информация о дополнительном пассивном охлаждения «изнутри» панелей.

 

Итак, перед нами хамелеон в инфракрасных лучах, обмазанный радиопоглощающим покрытием. Всё это и сравнительно малая (по западным меркам) высота призваны сделать этот «танк», как его называют в прессе, предельно малозаметным во всех возможных диапазонах. Более того, каждая панель работает в независимом от своих соседей тепловом режиме. И если машина размещена, скажем, на лесной опушке, то её ИК-облик можно сделать «полосатым», как у тигра, маскируя под чередование дерево — просвет. Более того, в бортовой автоматизированной системе управления активным камуфляжем обещают заложить даже образцы ИК-маскировки для разных условий: в городе PL-01 прикинется припаркованным автомобилем, в пустыне — обычным барханом, и так далее.

 

И это значит, что тепловизионные прицелы в ночных условиях будут бессильны. То есть шансы этой сравнительно лёгкой системы (33–39 т, больше модернизированное шасси CV90 просто не выдержит) в бою даже с основными боевыми танками начинают выглядеть довольно весомыми: пушка, как у основного танка НАТО, среди прочего, способная запускать ракеты, плюс незаметность для тепловизионных прицелов дают большие шансы на 1–2 выстрела первыми — шансы, которые, по идее, означают, что она выведет из строя танк без ИК-маскировки быстрее, чем он ответит. Более того, обещается оснащение польской БМП аналогом израильской «Трофи» — активной системы защиты от ракет и реактивных гранат, выстреливающей собственной ракетой, которая взрывается на пути приближающегося вражеского боеприпаса и тем самым мешает ему уничтожить боевую машину.

 

1af44ab186beab9d5e9b0fd0ab53d46d_resized

Концепт PL-01 (вверху). Внизу: места предполагаемого размещения систем активной зашиты. (Иллюстрация OBRUM.)

Концепция выглядит очень красиво: впервые в ночных условиях БМП с включённым двигателем может быть не лёгкой мишенью для вертолёта типа Ми-28Н, а сравнительно малозаметной целью. Даже чисто теоретическая способность бороться с ОБТ для НАТО-машины весом менее 40 т должна рассматриваться как исключительная. А система активной ИК-маскировки, несомненно, представляет огромный интерес не только для БМП будущего, но и, скажем, для тех же ударных вертолётов и авиации.

 

В то же время концепция вызывает несколько вопросов. Даже исходный CV90 при приличной задекларированной противоминной защите в афганских боях показал, что его паспортные характеристики не соответствуют реальности: единственный известный подрыв такой машины на импровизированном взрывном устройстве закончился гибелью механика-водителя и сильными повреждениями самой БМП. Насколько польский вариант будет защищён от мин и учтены ли уроки Афганистана для шасси типа CV90?

 

Несомненно, прогрессивные обвесные панели по необходимости закрывают гусеницы и катки. Это неплохо в части малозаметности, но выступающие сбоку «юбки» регулярно срывались ещё на «Шерманах» в Нормандии. Кроме того, они всегда плохо сказываются на проходимости. На местности с распутицей в промежутки между катками и боковой панелью быстро набивается грязь, причём тоннами, после чего подвижность машины заметно падает, а внезапные сильные ночные заморозки запросто могут превратить её в памятник самой себе. 

 

Впрочем, как следует из недавних событий, это вряд ли может быть проблемой для частей НАТО, на вооружении которых окажется PL-01: покуда воевать на тяжёлых по дорожным условиям театрах они не собираются, в особой проходимости у PL-01 просто нет нужды.

 

Идём дальше. Очень часто реальные потребности войск на поле боя кардинально отличаются от того, что готовит для них ВПК в мирное время. Вся история человечества состоит из таких событий: несмотря на то что наш учебник в целом верно повествует о превосходстве союзников в нарезном оружии и пароходах в Крымской войне, он стесняется сообщить, что итоговые безвозвратные потери англичан и французов в ней превысили даже потери от катастрофического разгрома 1940 года. А всё потому, что они не знали о том, где и как будут воевать...

 

Модерновой PL-01 стоит задать тот же самый вопрос: где и с кем ей предстоит воевать? Очевидно, PL-01 в основном будет действовать в тёплых странах, где организованного сопротивления регулярных и вменяемых ВС и быть не может. Иными словами, инфракрасная и радионезаметность там столь же уместна, как и развертывание ПРО в войне с Папуа — Новой Гвинеей. 

 

77e085565cb9a75c80337f96d333f0fa_resized

CV90, Афганистан. Импровизированная мина, стоившая меньше б/у-мотороллера, лишила подвижности машину и убила водителя БМП, на шасси которого поляки строят PL-01. (Фото PRT Meymaneh.)

Этим БМП придётся противостоять в лучшем случае бородачам с РПГ, ведь у большинства потенциальных противников НАТО нет даже ПТУР типа «Корнет» (Сирия). То есть проявить свою уникальную малозаметность у PL-01 не получится. Столкновения с танками с высокой долей вероятности будут и вовсе исключены. В общем, основными параметрами машины в таких условиях станут: а) круговая бронезащита от пуль и РПГ; б) противоминная защита днища; в) склонность к детонации и возгоранию машины, после того как первые два пункта будут завалены.

 

И если со «лба» с первым пунктом у PL-01 всё в порядке, то с бортов у неё лишь 4-й класс STANAG. В теории это отлично: патрон 14,5-миллиметрового пулемёта не пробьёт борт с 200 м. Практика обычно разнообразнее: в Ираке и Афганистане выяснилось, что некоторые производители боевых машин умудрились «сдать» на четвёртый класс STANAG, несмотря на то что противник пробивает их борта даже пулей в 12,7 мм. Опять же неясно, насколько удачно конструкторы PL-01 решат эту проблему.

 

Есть вопросы и к живучести: в необитаемой башне с автоматической системой заряжания собираются разместить только 16 снарядов (если они будут 120-миллиметровые), а остальные 24 традиционно сложат в корпусе. Очевидно, они могут сдетонировать, и опасность от них даже больше, чем от дизтоплива, которого в легкобронной БМП будет немало.

 

Резюме: если всё пойдёт как намечено, перспективная стелс-БМП будет хороша против армий, имеющих приличные тепловизоры, танки и ударные вертолёты, пригодные для работы ночью. В то же время против РПГ и прочего это всего лишь обычная БМП массой в 30–40 т, то есть недостаточно защищённая и, по сути, обороняемая только активной системой типа «Трофи». Не получится ли в конечном счёте, что панели для её лучшей в мире ИК-маскировки станут лишним грузом, вроде той самой композитной навесной брони CV90, в 2011 году снятой с норвежских БМП под предлогом «экономии топлива на учениях»?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты