Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Дядюшка Ау

Развитие интереса детей к науке

Рекомендуемые сообщения

У кого есть детки? Хотелось бы поделиться опытом воспитания подрастающего поколения в плане развития интереса к познанию, к наукам. Сейчас есть много средств и возможностей, чтобы воспитать разностороннюю личность с широким кругозором, однако в жизни наблюдается обратное. Позавчера просто убила ситуация на улице, когда две девочки лет 14-ти покупали в киоске алкогольный коктейль в двух баночках. Тем не менее продавщица им охотно эти баночки продала...

 

А вот как разбудить эти мозги, развить в них интерес к тайнам Вселенной, ведь их так много, это дается с трудом. Бредешь впотьмах, а все равно ребенок требует кукол и прочие игрушки чаще, чем книги, детские энциклопедии, развивающие игры. Ну кое-что удалось добиться, некоего расширения кругозора, но это только зачатки... Неужели у всех так?

 

Материалов много, желание заинтересовать много. Если этот раздел будет читать хоть один ребенок, то значит время на это тратится не впустую. Может у кого дети увлечены телескопами, кактусами, электроникой, да всем чем угодно, то есть много материалов. Чем скакать по интернету, заваленному порнографией, можно размещать материалы здесь. Для школьных докладов и общего развития.. Я уж в школу несколько докладов напечатал :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вопрос хороший поднимаешь. Можешь развить тему? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я уж несколько тем развил в разделе "Наука", только наверное никому это не нужно. Не все же одному стараться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

За других сказать не могу. Мне эта тема интересна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тема отличная, вот доче 1 годик с мужем решили как выйду на работу будем копить на покупку  телескопа, а если получиться комнату ей  сделать сделаем по теме "Космос", если конечно ей не понравиться, а потянется она к чему-то другому прекрасному и умному поддержим. Пока выбрали такое направление, хотя есть задумка биология (микроскоп, тоже тема для комнаты, вылазки на природу и все такое :))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Когда рыбу (курицу, барашка, корову и т.д.) потрошу, при случае обязательно детям своим показываю внутренности. Сердце, легкие печень, почки и т.д. Им очень интересно. По курам хорошо видно как развивается яйцо. в чем отличия между животными, птицами и рыбами. Недавно, дочка на 11-летие заказала мне книгу "Животным мир". Видимо есть интерес. Я ей к случаю еще прикупил энциклопедию "Тело человека". Сам читал с удовольствием.

Побольше нужно общаться с детьми, тогда и интерес будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нуу, внутренности не стоит показывать :) Но вот делать "легкие прикосновения" ребенка к науке стоит... а как это сделать? Совместить науку и игру, сначала взять от науки поверхностное, легкое, красивое, что обычно привлекает так называемых "интересующихся и сочувствующих" обывателей и предложить это ребенку. Красочные, но несколько попсовые, поверхностные фильмы BBC, развивающие игры, занимательные опыты и детскую литературу, какие-то сцены из окружающего мира - почему вода зимой становится твердой, почему горит лампочка, почему светит Луна и т.д.. Все это должно быть ненавязчивым, в форме игры. Не стоит заострять внимание на отдельной науке, стоит их смешивать, каждый день открывая новые страницы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Совершенство же состоит из бесчисленного множества "маленьких совершенств", через которые нужно пройти, чтобы постичь Целое.

Что позволяет каждому найти своё собственное самовыражение и не затеряться среди массы всех остальных ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Что позволяет каждому найти своё собственное самовыражение и не затеряться среди массы всех остальных ?

Индивидуальное независимое мышление, развитое воображение.. и естественно невыносимая жажда познания, стремление постичь окружающий мир.. Только тогда из человека може вырасти Личность с широким кругозором.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Иллюстрации

Чтобы показать возможную ценность предлагаемого нами подхода, в

качестве примера приведем один тяжелый случай.

...Пациент Морт был на пороге смерти. Он страдал неизлечимой болезнью.

Тридцатитрехлетнему мужчине, заболевшему раком, предсказывали самое большее

два года жизни. Он жаловался на нервное состояние, проявляющееся в

непроизвольных кивках головой и подергиваниях ног. В терапевтической группе

скоро нашлось объяснение: он загораживался от чувства страха смерти как бы

стеной "музыки", звучащей в его сознании, а его движения головой были

способом существовать в такт этой "музыке". Путем внимательного наблюдения

было установлено, что соотношение именно таково: человек жил в ритме своей

внутренней "музыки". Если ее "выключить" средствами психотерапии, то может

прорваться огромный поток страха. Последствия этого непредсказуемы, если,

конечно, чувство страха не удастся вытеснить более сильными эмоциями.

Все члены группы

отлично сознавали, что они так же, как и Морт, не бессмертны, однако не

знают, когда это случится. Поэтому они тоже испытывали подобные чувства, но

разумным образом сдерживаемые. Так же как и у Морта, время и усилия,

затрачиваемые на сокрытие этих чувств, были теми факторами, которые мешали

им свободно наслаждаться жизнью. Если подойти к вопросу с этой стороны, то

можно предположить, что эти люди понимали разницу: прожить большую жизнь до

старости, еще очень многое познать и увидеть или судьба Морта, которому

отводилось всего лишь два года. И тогда становилось ясно, что важна не

длительность жизни, а ее качество. Открытие это не новое и не удивительное,

но путь к нему в данном случае был более тяжким, чем обычно, из-за

присутствия постепенно умирающего человека. И это не могло не произвести на

всех глубокого впечатления.

Все члены группы согласились, что жить - это значит трудиться,

любоваться природой, слышать пение птиц и говорить людям приятные

приветствия. Причем все это делать надо сознательно или спонтанно, не

драматизируя и не лицемеря, сдержанно и с достоинством. Они также решили,

что все, включая и Морта, должны выбросить "мусор" из головы. Они поняли,

что его ситуация в определенном смысле не более трагична, чем их

собственная, поэтому робость и сдержанность, вызванные его присутствием,

улетучились. Теперь им было весело друг с другом, они могли говорить как

равные. В результате Морт отодвинул на второй план все больничные заботы и

полностью возобновил свою принадлежность к человеческому роду. Безусловно,

все окружающие и он сам осознавали, что его проблемы значительно острее,

чем у людей, у которых впереди многие годы жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

 

Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!

 

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

 

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
У кого есть детки? Хотелось бы поделиться опытом воспитания подрастающего поколения в плане развития интереса к познанию, к наукам. Сейчас есть много средств и возможностей, чтобы воспитать разностороннюю личность с широким кругозором, однако в жизни наблюдается обратное. Позавчера просто убила ситуация на улице, когда две девочки лет 14-ти покупали в киоске алкогольный коктейль в двух баночках.

Дык они может с этими баночками потом в планетарий пошли:)

Всем известно, что среди университетских студентов больше всего бухают физики и химики. Чуть меньше - математики. Ещё меньше - биологи с геологами. А уж гуманитарии на этом фоне почти что трезвенники. Итого тенденция - чем ближе факультет к чистой науке, тем больше на нём пьянки:) Т.е. в молодом возрасте страсть к миропознанию и страсть к выпивке скорее коррелируют прямо, а не обратно; так что с выпивкой не наукой нужно бороться, а другими вещами.

 

Тем не менее продавщица им охотно эти баночки продала...

Вам это сильно не нравится? Камера на телефоне есть? Засняли бы происходящее на видео и затем показали бы торговке, попугали бы - типа отошлю куда надо. Глядишь - задумалась бы и извинилась. А если б ответила матом трёхэтажным - тогда и правда не грех отослать было бы...

 

А вот как разбудить эти мозги, развить в них интерес к тайнам Вселенной, ведь их так много, это дается с трудом. Бредешь впотьмах, а все равно ребенок требует кукол и прочие игрушки чаще, чем книги, детские энциклопедии, развивающие игры. Ну кое-что удалось добиться, некоего расширения кругозора, но это только зачатки... Неужели у всех так?

Боюсь, что да. Сначала - куклы, потом - компьютерные геймы. Вон - даже нынешний чемпион Европы по шахматам с покаянием признал, что всё отрочество провел за играми, и если б не они, поганые, то сейчас он бы с Анандом мировое первенство оспаривал, а не болгарский скандалист.

Вообще, как многодетный папаша, я уже убедился: комп, инет, обучающий софт на дисках - для образования ребёнка средства крайне неэффективные. И если ребенок провёл за компом три часа, то скорее всего он 20 минут учился, а остальное - так или иначе развлекался. Поэтому машинное время детям ограничиваю. Так же, как и время перед телевизором. При этом стараюсь покупать больше хорошей детской литературы, в том числе научно-популярной - сейчас, слава Богу, с этим проблем нет, в Буквах, Книгомирах и даже Метро полно достойных изданий. Малышам сам читаю, и жена ещё больше, хотя малыши и сами читать давно научились. Ну и плюс разговоры на научные темы при любом удобном случае - вчера вот за ужином обсуждали, чем кислое от солёного отличается, причем сразу на уровне 2HCl+2Na =H2+2NaCl :) Не все всё поняли, так это и к лучшему - стимул остается к дальнейшему познанию, на мой взгляд это лучше, чем примитивно-поверхностные объяснения а-ля ББС, после которых создаётся иллюзия, что всё уже понятно и "я всё знаю". Почему светит лампочка? Хочешь вырастить дурака - отмажься "потому что спираль нагревается"; хочешь вырастить думающего человека - начни с дискретности энергетических состояний электрона в атоме.

Да, и "Царю небесный, Утешителю" полезно чаще читать - ребёнка собирает, сосредотачивает на учение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

For ROCK.. Шура, наконец-то раздобыл для своей лаборатории набор гирек. Теперь моя пионерская лаборатория укомплектована :) У тебя лишних пробирок нет? :)

 

2c16d9894814.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Любопытная статья попалась. Может не в тему, но на Перельмане выросло несколько поколений советских детей. Я сам в свое время увлекался чтением этого сорта литературы.

Так вот как раз к пустой болтовне всяких злопыхателей на форуме, что мол раздел Наука совсем не научный, тут нет понимаешь формул и академических статей.

 

Приемы занимательной науки

 

«Есть еще на земле смертные, которые умеют весело отпирать и запирать потайной ящичек с парадоксами» (С) Виктор Гюго

 

Я.И. Перельман так рассказывал об используемых им приемах построения текста:

 

«Какими же средствами это достигается? Дать исчерпывающий их перечень едва ли возможно потому, что каждый работник занимательной науки прибегает к своим приемам. Позволю себе привести здесь в качестве наглядных примеров некоторые из тех приемов, которые использованы в серии моих книг физико-математического содержания.

Положения науки иллюстрируются событиями современности: закон Архимеда поясняется на примере подъема «Садко» работниками ЭПРОНа; распространение звука в воздухе – на примере объявления мобилизации в Абиссинии с помощью звукового телеграфа; ослабление притяжения по мере удаления от притягивающего центра иллюстрируется расчетом потери веса самолета на значительной высоте и т.п.

 

Привлекаются примеры из мира техники: применение эхо в мореплавании, проект профессора Михельсона использования солнечного тепла для отопления Москвы, стробоскопический эффект в технической практике и т.п.

 

Используются – зачастую неожиданным образом – страницы художественной литературы, не только фантастической, но и общей; разбор задач на максимум оживляется расчетами над материалом рассказа Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно»; даже шуточные рассказы А.П. Чехова («Репетитор», «Письмо к ученому соседу»), Марка Твена, Джерома могут быть привлечены при изложении вопросов математики или физики.

 

Для той же цели пригодны иногда легенды и сказания: былина о Святогоре, предание об изобретении шахматной игры, о гробе Магомета, легендарные рассказы об Архимеде и т.д.

 

Обостряют интерес к предмету различные фантастические опыты: описание мира, из которого устранена тяжесть или трение, последствия внезапных прекращений вращения Земли, изменения наклона ее оси и т.п.

 

Используются кажущиеся нелепости (горячий лед; море, в котором нельзя утонуть; поимка летящей пули рукой) и озадачивающие вопросы: почему Луна не падает на Землю? Почему снег белый?

 

Разбираются распространенные предрассудки, например, о том, что затонувшие корабли не доходят до дна океана, что облака состоят из пузырьков пара, что портреты могут следить за зрителем (см. «Портрет» Н.В. Гоголя) и т.п.

 

Делаются неожиданные сопоставления: учение о подобии связывается с расценкой куриных яиц, действие возвышения в степень – с приготовлением гомеопатических лекарств или с разнообразием человеческих лиц, логарифмы – с музыкой и т.д.

 

Рассматриваются вопросы обиходной жизни: пользование льдом для охлаждения, пение самовара, различение вареного яйца и т.п.

 

Используются математические фокусы, подвижные игры (крокет), настольные игры (домино) и др. развлечения.

 

Указываются примеры использования науки на сцене, на эстраде, в цирке, в кино; акустические особенности театрального зала, суфлерской будки, объемное кино, фокусы, аттракционы, раковина в парке.

 

Привлекаются примеры из области спорта: затяжные прыжки с парашютом, сопротивление воздуха при беге, свойства теннисного мяча, состязания на дальность бросания и т.п.

 

Делаются интересные экскурсии в область истории науки.

«Но к чему все эти ухищрения? – возразят, пожалуй, иные читатели. – Разве сама по себе наука не увлекательна, что нужно искусственно поддерживать к ней интерес?». Спору нет, наука бесконечно интересна, но для кого? Для того, кто в нее углубился, кто овладел ее методами, а не для того, кто стоит лишь в ее преддверии. Популяризатор не может возлагать надежд на увлекательность самого предмета и освободить себя от забот о поддержании внимания читателя или слушателя. Он должен неустанно наблюдать за тем, следуют ли за ним читатели или готовы его покинуть. Если он не овладел вниманием читателя, все его усилия пропадут даром, как бы увлекательна ни была сама по себе излагаемая им тема. «Первой и последней, безапелляционной инстанцией является читатель, – писал К.А. Тимирязев в предисловии к своей книге «Жизнь растения». – Специалист может находить свое изложение добросовестным, преодолевающим значительные трудности, но, если оно просто не нравится читателю, оно уже не достигает своей цели и, следовательно, осуждено». Слова эти, безусловно, верны для каждой книги, предназначенной для чтения и первоначального ознакомления с предметом, а не для усидчивого его изучения.

 

Значит ли это, что надо превратить обучение в род забавы? Нет, и занимательная наука ни в какой мере не повинна в таком грехе. Роль развлекательного элемента в ней как раз обратная: не науку превращать в забаву, а, напротив, забаву ставить на службу обучению. К тому же, раскрывая неожиданные стороны в как будто знакомых предметах, метод занимательной науки углубляет понимание и повышает наблюдательность. Все это далеко от превращения науки в развлечение!

Кто же по праву родоначальник занимательной науки? Здесь не может быть двух мнений: заслуга эта принадлежит Жюлю Верну. Он был не только замечательный романист, создатель научно-фантастического жанра в литературе, но и величайший мастер научной пропаганды. Он первый показал, как надо популяризировать знания, всецело овладевая вниманием читателя и поддерживая в нем живейший интерес к предмету. Первый роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», появившийся три четверти века назад, и положил начало занимательной науки».

 

Перльман Я.И., Что такое занимательная наука (рукопись 1939 года), Ленинградское отделение архива АН СССР, ф. 796, оп. 2, ед. хр. 9, лл. 1...12.

 

http://msk.treko.ru/show_dict_534

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Действительно интересно. Я по собственному опыту понимаю, почему важно как науку преподносят тк сменил несколько школ и, тем более учителей, но в детстве всегда с интересном читал Науку и жизнь и никто не влиял на мое желание чтения этого журнала. У самого дочь 8-и лет и крайне приятно, что мне мне не приходится заставлять её учиться из-под палки - уж очень любознательна. И вдвойне приятно, что почти всегда находишь, что ответить, потому что сам когда-то задавал те же вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Действительно интересно. Я по собственному опыту понимаю, почему важно как науку преподносят тк сменил несколько школ и, тем более учителей, но в детстве всегда с интересном читал Науку и жизнь и никто не влиял на мое желание чтения этого журнала. У самого дочь 8-и лет и крайне приятно, что мне мне не приходится заставлять её учиться из-под палки - уж очень любознательна. И вдвойне приятно, что почти всегда находишь, что ответить, потому что сам когда-то задавал те же вопросы.

Так вот я так скажу - некоторые тут не понимают вообще назначения данного раздела. Старых лентяев трудно чем-либо удивить, вот они палки в колеса и вставляют и еще пальцем о палец не ударив берутся рассуждать, мол нужен такой раздел на форуме или нет. Так вот если этот раздел будут читать подростки, хоть несколько человек, твоя дочь, то можно сказать, что его функционирование на форуме вполне оправдано. Детей не надо грузить формулами и теоремами, их и так грузят в школе, а такие вот новостишки и статьи, рассчитанные на неспециалиста вполне смогут пробудить в них некий интерес, любознательность. Поэтому я не советовал бы местным завистливым бездельникам и тунеядцам вообще заикаться про этот раздел в уничижительной форме, делать какие-то безумные голосовалки и призывать его закрыть и вообще сметь судить человека за подобную работу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты