Дядюшка Ау

Легенды и были Астраханского края

Рекомендуемые сообщения

Дельта Волги. Посёлок Красные Баррикады

 

Волга впадает в Каспийское море - так пишут в учебниках географии. На самом деле это только издалека так кажется. Вбизи понимаешь - она не впадает, а распадается на множество протоков.

Сейчас главный из них - Бахтемир. По нему проложен Волго-Каспийский канал, по нему идут крупные суда. В давние века всё было совсем не так, но потом гидрогеологические условия изменились, свои 5 копеек добавил человек с землечерпалками, плотинами и амбициями.

На правом берегу Бахтемира расположился посёлок Красные Баррикады. Посёлочек небольшой. Состоит из нескольких пятиэтажек и частного сектора, плавно переходящего в дачи.

 

3487688d8875.jpg

409e34a083da.jpg

cb1d640f7c9a.jpg

Посёлок вытянут вдоль протоки Прямой Бертюль. Можно сказать, что это его главная улица.

f900a026e543.jpg

aacc7611ca39.jpg

c59645b07dd4.jpg

 

http://ud0d.livejournal.com/

 

Кстати, этот рассказ по воспоминаниям-впечатлениям от рыбалок напротив поселка Красные Баррикады.

 

Великий кормчий

603e03c58a19.jpg

- Алеееешкааааа!...

Тяжелая волна падает на косу и разбивается на тысячи разноцветных брызг. На песчаной косе - маленький мальчик. Сквозь шум ветра он слышит крики отца, но не торопится плыть назад. Он с таким трудом проделал путь от лодки до берега на резиновой надувной камере, чтобы оказаться на косе, что покидать ее уже не хочется.

На главном русле неспокойно - ветер как разгулялся с обеда, так и не думает успокаиваться. Он с яростью нападает на все, что оказывается у него на пути - на зеленую реку, на песчаную косу, на жидкие кусты, населяющие одинокий горб небольшого острова и на отцовскую лодку, прыгающую сейчас на волнах.

- Алеееешкааааа!...

А в реку прячется вечернее солнце, заполнившее густым желтым светом весь мир, каждую щель, каждую ложбину. Но из-за кустов, из ям и впадин к вечеру уже выползают тени, радуясь приходу ночи. Мальчик берет камеру и медленно входит в бурную воду.

Отец машет с лодки рукой, зовет. Лодка никуда не денется - она привязана толстым канатом к двум якорям, зацепившимся за дно. А вот мальчика начинает сносить течением. В августе течение слабое, но северный ветер, тащущий за собой волны, помогает течению отбросить мальчика как можно дальше от лодки. Но мальчик хитрее, он заранее прошел по косе на север, чтобы его снесло прямо к лодке. Мальчик держится за круг, отталкиваясь ногами. Он доплывает до лодки, основательно устав, зацепившись за кнехт он влезает в лодку.

- Смотри! - говорит отец и кивает за борт лодки. Мальчик заглядывает туда. Отец тащит за толстый капроновый шнур и на поверхности появляется черная голова речного чудовища с маленькими глазками... В рыбине нет и десяти килограмм, но для мальчика это - целый кит.

- Сом! - восторженно выдыхает мальчик, - Как ты его поймал, папа?

- Пришлось немного повозиться, но он сильно и не сопротивлялся - говорит отец, - Он взял на носовую удочку, на крупного малька. Считай, что нам повезло, с таким ветром улов будет не ахти...

Вдоль левого борта лодки торчат десять сторожков с колокольчиками. К сторожкам привязаны толстые лески судачьих удочек. Лодка качается на волнах и сторожки синхронно "кланяются" реке. Иногда звякают колокольчики. Вечером, когда светло, судак берет не очень охотно, он активно начинает охотиться на мелкую рыбешку к началу ночи. Поэтому вся рыбалка превращается для лешкиного отца в бессонную ночь и ожидание долгожданной поклевки. Всю ночь звенят колокольчики, отец мечется по лодке, выбирая леску, снимая судаков и насаживая новую наживку.

Они ужинают "Завтраком туриста", а отец налаживает "летучую мышь". Еще накануне Алешка бегал в керосиновую лавку на Татар-базар и притащил домой трехлитровый бидон топлива для "мыши".

- Проклятая болтанка, черт, - бормочет отец, - могут и налететь в темноте...

Мальчик испуганно замирает. Он смотрит на керосиновый фонарь, как на единственного заступника от тьмы ночи.

- А если погаснет? - спрашивает Алешка.

- Я фитиль побольше выкручу, - успокаивает отец, - чуть больше коптить будет, но не должен погаснуть.

Когда наступает ночь, болтанка еще продолжается. Мальчику становится страшно. Лодку сильно раскачивает. Мальчик уже привык к качке, он переболел морской болезнью еще в пять лет, он боится, что вот они сейчас с отцом посреди огромной реки на утлом суденышке, которое в любой момент могут потопить тяжелые черные танкера

"Волго-Дон" или самоходные баржи, груженые песком. И вся их жизнь теперь зависит только от маленького фитиля, горящего в стеклянной колбе.

- Ты не волнуйся, - говорит отец, угадывая мысли мальчика, - я за бакен не выходил, за бакен крупным судам запрещено заходить.

Большая белая пирамидка левобережного бакена раскачивается от лодки неподалеку.

- А его не сорвет?

- У него якорь здоровенный. Их редко срывает. Ты спать не собираешься?

Мальчик зевает. Вечернее купание отнимает у него много сил. Отец разбирает постель - кладет на сланцы днища лодки кошму, старый красный тюфяк, подушки.

- Давай-ка укладывайся... а я еще посижу...

Ветер гонит по реке тяжелые волны, волны раскачивают лодку... И наступает ночь. Ночь падает на реку плотным черным одеялом, ночь прячет мир со всеми его городами, степными просторами и реками. Остается гореть только фонарь на лодке, да мигающий бакен, да несколько огоньков, оставшихся от поселка Красные Баррикады на том берегу. Отец остается караулить судаков, а Алешка проваливается в глубокий сон, убаюканный волнами.

Ночью он неожиданно просыпается. Открыв глаза, он прислушивается. Лодка окружена тишиной и темнотой. Ветра нет, "летучая мышь" не горит, а рядом с мальчиком спокойно спит отец. Мальчик встает и пробирается на корму, держась за невидимый борт. Он теперь совершенно один в мире. Мальчик смотрит на небо и не угадывает знакомых созвездий - все небо сплошь заполнено звездами. Купол звездного небосвода отражается в черном зеркале спящей реки, и Алешке кажется, что он в космосе. Подобно далекому сателлиту, лодка летит среди звезд. А лодка - и не лодка вовсе, а огромный парусный корабль под названием Арго, а сам Алешка - Великий Кормчий. Он наваливается на тяжелое рулевое весло и направляет свой корабль в звездные теснины, навстречу приключениям и опасности. Все дальше и дальше в мир древних героев и легенд, навсегда ушедших в ночь к звездам.

Великий Кормчий опытен и мудр. Он прокладывает курс корабля по маякам, гореть которым еще миллионы лет, он умело обходит черные суводи и провалы, полные космических чудовищ. Его команда послушна и вынослива. Его паруса полны космических ветров, рожденных еще на заре Вселенной. Но тут звенит колокольчик и Великий Кормчий возвращается на землю. Просыпается отец...

- Алешка? - испуганно говорит он.

- Клюет, папа, - отвечает Алешка.

- Слышу... Ты давно проснулся? Черт, фонарь погас!

Отец чиркает спичкой и зажигает язычок фитиля. Во мраке ночи вспыхивает огонь, освещая лодку. Отец лезет на корму и выбирает очередную рыбину.

- А ветер-то тютю! - говорит мальчик.

- Ты спи, Алешка, время-то три часа ночи, до рассвета еще далеко. И аккуратнее, а то еще вывалишься за борт, лови тебя в темноте...

Алешка забирается под одеяло и моментально засыпает. И после короткой остановки он готов продолжать плавание. Он правит курс на новый маяк - гигант Бетельгейзе, иначе Альфу Ориона, главную звезду красивейшего созвездия...

Великий Кормчий привычно толкает тяжелое кормовое весло...

 

Из воспоминаний о рыбалках с отцом во второй половине 70-х…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

И еще рассказик о дохлой белуге, плывущей вдоль Красных Баррикад :)

 

Белуга

Году этак в 84 стояли мы с отцом на своем Прогрессе-2М на якорях напротив Красных баррикад, на судака. На реке красивый закат, тишина над Волгой. И тут замечаем, что с низов идет буксир и тащит плавучий здоровенный кран. А навстречу этой связке, с верхов плывет по течению огромная рыбина, не иначе - белуга. Ее горбатая спина торчит из воды. Когда буксир с краном проходит мимо рыбины, экипаж судна начинает волноваться и немедленно решает вытащить эту белугу - возможно, она только недавно с крючьев слетела, и даже как бы шевелиться вроде. Ну, взяли и застопорили машины у буксира. А ведь останов и запуск главной машины и вспомогательных движков на таком судне - целое дело. В общем, останавливают они сцепку и вся команда, человек 12 лезет в шлюпку и несется догонять белугу, которая уже успела разминуться с краном и плывет чуть ниже по Волге. Ну, эти пираты догнали белугу быстро и давай ее тащить из воды. И тут тишину прекрасного заката оглашает дружный мат из дюжины матросских глоток - белуга-то оказалась насквозь тухлой. А шевелится она от волн, которые шли от буксира. Команда ломится обратно. И тут оказывается, что они остановили машины без ведома своего шкипера. Тот, видимо спал и теперь начинает вылезать из кубрика, разбуженный внезапной тишиной или матросским матерным недовольством. Команда уже подплывает к судну, и тут ее по-отечески доброжелательно встречает шкипер буксира. И тут закат оглашает еще один вопль, капитанский. И он куда яростнее и громче, нежели матросское недовольство тем, что рыба оказалась тухлой. Было похоже на то, как будто из болот мезозоя вылезло некое бронированное чудовище и возопило от ярости, увидев потенциальную жертву. Нашкодившая команда запускает машины буксира, и караван отправляется своей дорогой. А дохлая белуга - своей. Нам с отцом спектакль понравился, в общем. Правда папаша был недоволен тем, что я наслушался в тот вечер много нового, так как был еще мал для таких понятий, как... впрочем, при всем торжестве гласности, я их не могу тут воспроизвести.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Во первых за тему, отдельное спасибо. Все очень интересно. Хотелось бы еще побольше тайн сплетен и подобного:)

Скандалы интриги раследования вообщем, почитаю байки с удовольствием.

 

Свои 5 копеек:

Легенда о Планетарии

Вырос я в районе пл. Ленина. А точнее на улице Желябова (ровно на против Лебединого Озера)

По детству, не брезговали ходить купаться и на "Канаву" (Варвациевский Канал) и на само Лебединое Озеро. Купаться начинали обычно в Апреле, вода еще холодная, а мы молоды и горячи лезли в воду. В Волгу не рисковали, точнее торжественное акунание в ледяную воду с последующими криками и хватания за отмороженные яйца были, но купаться ходили на "Лебединку" и "Канаву".

Преимущество купания на лебединке было то, что вода там прогревалась быстрее всего, была лодка (которую мы кстати и затопили в последствии), был домик с лебедями куда можно было забраться и был ПЛАНЕТАРИЙ... на который можно было забраться и позагарать.

Собственно, сколько помню, по одному на планетарий лазить не кто не хотел. Боялись. Очень уж неприятная атмосфера около него, давящая, злобная.

Причиной этому сама легенда, о которой, мне рассказывало очень много человек. Да и друзья моего детства - то же слышали ее и знали.

За много лет до постройки планетария, там был пустырь и болота. На этом месте не возводилось ни построек, ни сооружений. В один прекрасный день, точнее ночь - появился там большой дом. Хозяин дома, оказался пожилой мужчина в странных одеждах. На распросы зевак отвечал что дом построили ночью, потому что прибыли в торопях и его верные слуги арабы возвели жилище в одну ночь. Складный рассказ был, да многие не поверили - дом то частично не новый уже был. Поползли слухи что с потустороннего мира дом и мужик. Слуг кстати в последствии так ни кто и не видел. Спустя какое то время, начали пропадать дети в городе. В ночь одна девочка и один мальчик. И так раз в месяц. Многие видели ночью силуэт и мужчину в странных одеяниях под описания похожим на нового поселенца в странном доме. Самого же новосела ни кто не видел ни днем ни ночью, по заказу к дому доставляли пищу, сам хозяин на людях не показывался. Дом начали избегать как колдовской.

Одним теплым вечером, дети из города, решили сходить ночью к этому дому и посмотреть что там происходит. После полуночи, подобравшись на цыпочках, заметили что в окнах горит свет сквозь ставни. Заглянув увидели как хозяин с кинжалом склонился над младенцем для проведения дьявольского ритуала. Ребята дали деру... тут же на уши были подняты все взрослые, народ двинулся к дому и по старой доброй традиции колдуна сожгли заживо в этом доме. Но змеи с удовольствием туда приползают.

Вообщем это гиблое место и там действительно плохо себя ощущаешь. А легенда ... ну она легенда и байка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кое-что из личной коллекции - медаль, выдававшаяся в конце 60-х-начале 70-х астраханским младенцам и юбилейный десятирублевик...

 

283c903b45d6.jpg

88e3776a9f3c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Гммм, по-моему одно такое уже недавно искусственно сделали - я про новую площадь...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дядюшка Ау

Я видел только до открытия, еще работы велись

очень жаль что нет моей советской старой площади, где по осени ночами воровали розы для учителей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Известные люди прошлого об Астрахани

В конце восемнадцатого века академик Н. Озерецкий так определит город: «Как русский город он начал свою историю с 1556 года. Он имеет такое выгодное положение, которого в России не только сыскать не можно, но и нет ему подобного. Это город-форпост, это город-купец, смело выдвинувшийся далеко на юго-восток. Два с половиной века он «держал» огромную территорию на юго-восточной окраине Московского государства, служа опорной базой для проникновения на Кавказ, в Закавказье и Среднюю Азию... Отдаленность его от центра способствовала тому, что город прямо-таки со дня своего рождения привыкал к самостоятельности. Главные внешнеторговые связи Московской Руси долгое время были ориентированы на Восток, и через этот город сосредоточивались торговые пути на Кавказ, Крым, Среднюю и Малую Азию и даже Индию».

 

Писатель Гиляровский: «...На низа бы податься, в Астрахань, на ватагах поработать. Приволье там, размах и воля: знай работай, а кто ты есть такой, откуда пришел, никто не спросит,...»

 

Алексей Феофилактович Писемский, литератор, пишет в 1856 году: «После безлюдного степного пути мне показалось, что я попал в многолюднейший город, а то и на ярмарку: народ кишмя-кишит на улицах. А что за разнообразие в костюмах: малахай, персидская шапка, армяк, халат, чуха. Точно после столпотворения вавилонского, отовсюду до вас долетают звуки разнообразных языков... Пропасть грязных, мелочных лавочек, тьма собак и все какие-то с опущенными хвостами, наконец, коровы, свиньи и бараны (здесь же на улицах) и толстоголовые татарские мальчишки, немного опрятнее и красивее свиней...

В гостинице, куда меня привезли, отвели мне, как водится, сыроватый и темноватый номер, с диваном, со столом и картинами, которые на сей раз изображали поучительно печальную историю Фауста и Маргариты... Дай мне, братец, есть, - сказал я провожавшему меня номерщику.

Он подал огромную порцию стерляжьей ухи, свежей осетрины и жареного фазана, при котором место огурцов занимали соленая дыня и виноград.

«Вот с этой стороны Астрахань красива», сказал и сам себе и заснул, как может заснуть человек, проехавший в перекладной повозке, на почтовых, две тысячи верст».

 

Тарас Григорьевич Шевченко, 7 августа 1857 года: «Ай да Астрахань! Ай да порт-город! Ни одного трактира, где можно хоть как-то пообедать, а о квартире или гостинице и говорить нечего. И ухи не сыщешь, и это в городе, который половину огромного русского царства кормит осетриной».

 

А. Дюма-отец тоже отзывается о своем визите в город в октябре 1858 года: «Я катался как сыр в масле в русском гостеприимстве во всех волжских провинциях. Но они тусклы и жалки в своем убожестве, кроме обедов и ужинов, приемов и гуляний, салонов и трактиров..,»

Дюма восхищался бараньими курдюками весом в 14 фунтов, вареньем из роз, лошадиным черепом, фаршированным черепахами. Ему не понравилась водка и понравился шашлык из осетрины, он стрелял гусей и готовил матлот из раков, катался на пароходе «Верблюд» и требовал верблюжью отбивную. Этот старый кудрявый сатир с улыбкой шире лица рассыпал направо и налево мадригалы и собирал щедрые подарки, он был восхищен этим «щедрым деспотизмом» и якобы вполне искренне принимал «изолятор казенного гостеприимства и радушие за широчайшую свободу независимого путешественника».

Но это француз Дюма, перед которым все приплясывали и щеголяли знанием французского языка, а он по-русски пользовался лишь двумя словами: «хорошо», «пльохо».

 

Художник Василий Иванович Суриков, уроженец Сибири, человек, проживший в большинстве в областях северных шпрот, пишет своей семье в июле 1901 года: «Наконец достиг Астрахани. 6 дней езды. Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях. Сегодня нарисовал лодку очень своеобычную и наметил на рисунке гребцов (шесть весел). Кое-какие наброски неба с водой сделал.

Жара не особенная. Терплю. Боюсь, если наступит жара, тогда я побыстрее марш домой.

Я здоров. Не беспокойтесь. Из окна у меня пристани с пароходами, лодками и барками...» И, очевидно, после минутного раздумья, в приписке Суриков признается: «Я ужасно рад, что поехал вниз по Волге. Настоящую здесь я увидел ширь, необозримую...»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Фото нашего города:

 

продуктовый магазин на больших исадах 1978г ,пустые полки но можно разглядеть в большом колличестве :Чай,Томатный сок,сигареты Столичные и Беломорканал , и что меня больше всего удивило -здоровенные пачки чегото ,написано Набор для кухни ,предпологаю что это просто спички.

 

Демонстрация на площади Ленина ,впринципе ничего редкого у всех таких фоток навалом , но я оставляю себе необычные фото , тут мне понравилась ,бабушка карлик во втором ряду с пластиковым цветочком и лентой на груди Ударник.

 

На улицах города с грузовика ,администрация города призывает население -трудится сверхплана -деньги пойдут патриотам Чили. (считаю эту фотографию очень редкой)

 

Астраханский Лесопильный завод 1922г ,сейчас на его месте Мебельный салон ТРИЯ и другие торговые предприятия ,фабрика выжила в годы революции и Отечественной войны и была комуто продана в девяностые годы , а все дореволюционные документы фабрики я купил для себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Фото нашего города:

 

продуктовый магазин на больших исадах 1978г ,пустые полки но можно разглядеть в большом колличестве :Чай,Томатный сок,сигареты Столичные и Беломорканал , и что меня больше всего удивило -здоровенные пачки чегото ,написано Набор для кухни ,предпологаю что это просто спички.

 

Демонстрация на площади Ленина ,впринципе ничего редкого у всех таких фоток навалом , но я оставляю себе необычные фото , тут мне понравилась ,бабушка карлик во втором ряду с пластиковым цветочком и лентой на груди Ударник.

 

На улицах города с грузовика ,администрация города призывает население -трудится сверхплана -деньги пойдут патриотам Чили. (считаю эту фотографию очень редкой)

 

Астраханский Лесопильный завод 1922г ,сейчас на его месте Мебельный салон ТРИЯ и другие торговые предприятия ,фабрика выжила в годы революции и Отечественной войны и была комуто продана в девяностые годы , а все дореволюционные документы фабрики я купил для себя.

Хочу отметить что как то попал на территорию этой лесопилки так вот что там приметил зто здание конторы .Все деревянное совсем всё ,много резьбы по дереву.Было все необыкновенно.Террасы переходы межэтажные .Это здание было сродни дому Тетюшникова или как его там но как мне показалось красивее и значительней.Теперь его сломали .Очень очень жаль!Больше деревянного зодчества в городе не осталось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо ОГРОМНОЕ за такую тему:) просто зачиталась)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Хочу отметить что как то попал на территорию этой лесопилки так вот что там приметил зто здание конторы .Все деревянное совсем всё ,много резьбы по дереву.Было все необыкновенно.Террасы переходы межэтажные .Это здание было сродни дому Тетюшникова или как его там но как мне показалось красивее и значительней.Теперь его сломали .Очень очень жаль!Больше деревянного зодчества в городе не осталось.

 

 

напрасно астраханцы свои деревянные дома не ценят.

Есть прямо произведения исскуства, а находятся в запустении. Пропадают на глазах. 

Вот финны, например свои "гнилушки" любят и берегут.

 

На фото город Турку, Финляндия.

post-14930-1263927683_thumb.jpg

post-14930-1263927708_thumb.jpg

post-14930-1263927730_thumb.jpg

post-14930-1263927751_thumb.jpg

post-14930-1263927783_thumb.jpg

post-14930-1263927802_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да у нас дофига таких домов - наверное больше чем по всей России.

Приезжал знакомый культуролог, говорит нигде больше такого не видел.

Только вот состояние энтих зданий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Спасибо ОГРОМНОЕ за такую тему:) просто зачиталась)

Добрая тема. Давно пора было сделать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Да у нас дофига таких домов - наверное больше чем по всей России.

Вот фрагмент дома из Красных Баррикад:

 

342d479312e6.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Просто любопытные фотки:

654f43526e79.jpg

edaf23a9cc9c.jpg

aac8b0148aca.jpg

32a5a114fd17.jpg

Новый, не совсем характерный для нашего города пейзаж

:)

89f62d0befb3.jpg

"Оттого я теперь и плачу..."(С)

82432450c22b.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ПЛАНЪ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ АСТРАХАНИ

16fddb571494.jpg

1. Успенскiй Кафедр. соборъ.

2. Троицкий соборъ.

3. Кирилловская часовня.

4. Никольскiя вор. съ церковью.

5. Обществ. публ. библiотека.

6. Городск. управленiе.

7. Церковь Входа Госп. въ Iерусалимъ.

8. Обществ. собранiе.

9. Город. банкъ.

10. Русскiй Гост. Дворъ и "Вечерн. Базаръ".

11. Памятн. Импер. Александру II (Алекс. скверъ).

12. Домъ и канцелярiя губернатора.

13. Ихтiологическiй музей Рыбнаго Управленiя.

14. Персидскiе караванъ-сараи.

15. Город. Индъйскiй домъ.

16. Почтовая контора.

17. Еврейская синагога.

18. Казенная палата.

19. Реальное училище.

20. Духовная семинарiя.

21. Церковь Рожд. Богородицы.

22. Зимн. театръ Плотникова.

23. Mapiин. женск. гимназiя.

24. Полицейск. управленiе.

25. Женск. Благовъщ. монас.

26. Армянскiй Успенскiй соборъ и Армян. Духов. учил.

27. Крестовоздвиж. церковь.

28. Рим.-католич. костелъ.

29. Iоанно-Предтеч. монаст.

30. Ломбардъ.

31. Губерн. управленiе.

32. Астрах.-Красноярское Об-во Взаимн. Кредита.

33. Рус. для Внъшн. Торг. банкъ.

34. Об-во Взаимн. Кредита.

35. Отдъл. Государ. Банка.

36. Биржа и Отдъл. Почт.-Телеграфной конт.

37. Гостиница "Россiя".

38. Гостиница "Европейская".

39. Отдъл. Волжско-Кам. Коммерческаго банка.

40. Центр. стан. электр. трамвая.

41. Домикъ Петра 1-го.

42. Церковь свв. апп. Петра и Павла.

43. Городской Петровскiй музей.

44. Татарск. мечеть "Бълая".

45. Татарск. мечеть "Черная".

46. Персидская мечеть.

47. Армянск. церковь свв. апп. Петра и Павла.

 

Кстати, на вышеуказанном плане есть старые названия улиц ;)

 

План Астрахани 1927 года

8aaafb3d9268.jpg

 

На этом плане Шанхай залит водой и на его месте раньше был ильмень. Там мужики для аквариумных рыбок корм ловили :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Любопытный номер "Волги" 1965 года подбросил Нумифокс на днях, весьма показательный номер тех времен в преддверии Дня Рыбака, кое что мне показалось занимательным:

 

6fd058a52c13.jpg

РЫБАК В МОРЕ

 

КАСПИЙ! Суровое, щедрое море. Богатое дарами природы оно покоряется только смелым и упорным. Труд рыбака каспийского, храброго и гордого в своем служении народу, - это вечный подвиг, достойный зависти и уважения. Всегда в борении с морем, в летний зной и зимнюю стужу, дней и ночью бороздят рыболовецкие сейнеры просторы Каспия в поисках, живого серебра. Нелегко даются им уловы. Близок к истине поэт:

 

От пота, от рыбацкого.

Видать, моря соленые.

 

Не так и много их, пахарей моря, но на славу усердно выполняют они свой суровый долг, ежегодно добывая для страны миллионы центнеров рыбы. Вот и теперь, в последний год семилетки, хорошо ведут свои дела, перевыполнив полугодовой план. Особенно отличаются ныне наши колхозные рыбаки. Заслуженно поздравил их Государственный комитет по рыбному хозяйству СССР и пожелал новых успехов. Большими победами встретят они День рыбака.

Шестьдесят колхозных сейнеров в море - это шестьдесят боевых рыболовецких отрядов на трудовой вахте. В прошлом году они выловили 680 тысяч центнеров кильки, нынче будет еще больше. Добыча на каждый сейнер за три года возросла с 4 до 7 тысяч центнеров, в текущем году ожидается 8,7 тысячи. Передовые команды сейнеров, возглавляемые капитанами - Героем Социалистического Труда В. П. Евсеевым и депутатом Верховного Совета СССР П. Н. Игнатьевым, добывают в год по 13 - 1.7 тысяч центнеров кильки. Эти команды служат примером для всех.

Как достигается такая высокая добыча? Плотное использование промыслового времени, высокий уровень эксплуатации механизмов и орудий лова, продуманная расстановка команды, большое мастерство, взаимная поддержка я помощь, освоение и совмещение профессий - вот отличительные их черты. Этому и следует у них учиться.

Непременное условие успешной работы сейнера в море - полное техническое оснащение его, создание нормальных производственных и культурно-бытовых условий для команды. Государство дает нашим рыбакам новые современные суда, по своим мореходным данным и культурно-бытовым условиям намного превосходящие сейнеры старых образцов. Опыт передовиков показывает, что при желании можно всегда и на любом судне улучшать и совершенствовать работу.

Не все, однако, гладко идет у астраханских колхозных рыбаков, промышляющих в море.

Прежде всего, следует указать на непорядки в техническом состоянии и эксплуатации флота. Поломки машин и механизмов, нехватка запасных частей и тары - все это мешает маневренности судов, снижает производительность их использования., вызывает простои на лову, иной раз дезорганизует промысел. Как это обидно для людей, посвятивших себя морю.

По чьей все это вине?

В большой степени виноваты ремонтники. Простои на судоремонтных предприятиях сверх установленных норм составляют тысячи судо-часов. Особенно велики задержки на Волго-Каспийском судоремонтном заводе, где директором В. А. Шапошников. Вместо положенных для ремонта двух месяцев здесь толкутся возле каждого сейнера по 5-6 месяцев, да и после этого выпускают их с большими дефектами, плохо оснащенными. На заводе не созданы благоприятные условия для высокопроизводительного труда и досуга: судовые команды не обеспечиваются даже жильем. Какое уж тут качество ремонта!

Несколько лучше работает коллектив Мумринского судоремонтного завода, возглавляемый директором В. П. Екименко, секретарем партбюро В. К. Артамоновым. Передача ему государственных сейнеров, арендуемых колхозами, оправдала себя и дала положительные результаты. Имея своих флагманских специалистов, завод знает состояние судов, своевременно ставит их на ремонт, лучше оборудует. Но и этот завод допускает немало недостатков в ремонте и техническом уходе за судами на лову. Не потому ли, что материально он никак не отвечает за результаты работы своих судов в море?

Не всегда правильно ведут себя и некоторые команды, отдельные рыбаки, механики, капитаны. Случаются аварии, простои сейнеров и по их вине. Небрежность механика колхоза имени XX партсъезда Павлова и механика колхоза «Волга» Творогова вывела суда из строя на полтора-два месяца. Как же это получается, что люди, казалось бы, кровно заинтересованные в успешной работе своей команды, на деле вредят ей? Многое может проясниться, если учесть, что в рыболовецких командах колхозов работает немало сезонников. В колхозах имени Чапаева и «Путь Ленина» Лиманского района команды сейнеров наполовину состоят не из колхозников Кто же они, откуда пришли? В большинстве своем это прежние колхозники, когда-то ушедшие на заработки, а теперь вернувшиеся в родной колхоз в качестве сезонников. Работают в колхозе, живут с семьями в колхозном селе, а в колхоз не вступают. Не хотят связывать себя дисциплиной: когда выгодно - нанялся, когда вздумал - ушел, не считается с общественными интересами. От таких лучше бы избавиться.

Серьезно виновны и руководители АРКСа, колхозов, партийных организаций. Редко бывают они у рыбаков на Каспии, особенно на старых судах. Не заботятся об оснащении их, снабжении всем необходимым, не учат рыбаков передовым методам лова, не призывают команды к заботливому уходу за техникой и промысловым вооружением. Суда часто простаивают, не выполняют планы, наносится ущерб колхозу, снижаются заработки людей. Работать на этих судах, конечно, труднее. Но в хороших руках и они с пользой послужат еще годок-другой.

Руководители АРКСа и колхозов мало занимаются подготовкой, обучением, воспитанием кадров. О многом говорит один только факт, что число учащихся на курсах командного состава при главке «Каспрыба» из года в год снижается, сейчас на них учится только 14 человек, а не хватает капитанов и механиков свыше полусотни. Сменных команд в ряде колхозов нет, поэтому экипажи сейнеров находятся в море по 6 - 8 месяцев, вдали от дома и семьи. При этом часто у них не бывает радио, телевизоров и библиотечек, газеты и письма доставляются неаккуратно, с большими перебоями. Давно об этом идет разговор, но воз и ныне там.

Нет, не так надо относиться к труженикам Каспия. Рыбак в море - боец на переднем крае борьбы за изобилие, за коммунизм. Он заслуживает повседневного внимания и поддержки.

Содержать в полном порядке суда, хорошо их оборудовать, снабжать тарой и солью; все до единого обеспечить радиоприемниками, телевизорами, библиотечками, регулярно показывать кино, доставлять газеты и письма; организовать подготовку кадров, создать сменные команды, послать на курсы и в техникумы наиболее грамотных и добросовестных молодых людей, установив для них повышенные колхозные стипендии; но примеру колхозов «большевик» и «Красный чулпановец» окружить заботой семьи рыбаков, помочь им по хозяйству, в ремонте или строительстве домов.

За теплое участие в устройстве их быта рыбаки вдвойне отплатят своим самоотверженным трудом.

Первейший долг партийных организаций - ярче разжечь пламя социалистического соревнования и движения за коммунистический труд, добиться правильной организации и оплаты труда, материального и морального поощрения лучших; наладить чтение лекций и проведение политбесед, регулярно информировать команды о делах в колхозе, о внутреннем и международном положении страны. Надо усилить всю политическую, воспитательную работу, укрепить партийные и комсомольские группы, сделав их настоящим политическим ядром, авангардом всех подразделений славной рыбацкой армии.

За коммунистами и комсомольцами пойдут все труженики моря, не знающие устали в труде, в служении Родине.

 

Репертуары городских кинотеатров

60f491d8de61.jpg

Раньше печатали и такие вот объявления о разводах граждан города и области

7b10a5e3dafb.jpg

И конечно, новости из-за рубежа в призме восприятия той эпохи

830108d27779.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Регистрация холодильников граждан города для своевременного обслуживания! Мать моя, да разве такое возможно, когда у нас дома и дороги, да и коммуникации в городе годами не ремонтируются! Нынешнюю мэрию просто расстреляли бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

СЛАВА АСТРАХАНСКИМ РЫБАКАМ!!!

671451676e61.jpg

c9542c422c76.jpg

b310b9212267.jpg

339c95970273.jpg

Старая школьная песня под гитару

Гимн восходящего солнца

 

Сквозь бури и шторм

Несмотря ни на что

Идем к своей цели вперед

И ждет нас в море богатый улов,

А может и гибель нас ждет.

 

Горька наша жизнь,

Но горька и судьба

Детей, что остались вдали

И хочется нам, чтобы эту судьбу

Они так же гордо несли.

 

Не надо о нас горевать и грустить

Нам шторм панихиду споет,

Для тех, кто умеет там жить и любить

Не страшен и смерти приход.

 

Страна восходящего солнца, прощай

Пусть ляжет на землю печаль

Любимые наши пусть вспомнят о нас

Прощай наш берег, прощай!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Почувствуйте разницу или кто сколько отличий насчитает...?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Икряное

d9d03268e9f3.jpg

Икряное — районный центр в Икрянинском районе Астраханской области России. Расположен в 40 километрах ниже Астрахани, в дельте Волги на берегу протоки Бахтемир, по обеим сторонам автодороги Р216 Астрахань-Лиман. Территорию села пересекают ерики Икрянка и Хурдун, будучи ответвлениями протока Бахтемир.

 

Около села на бэровском бугре расположено золотоордынское городище 14 в. (Чертово городище).

 

История

 

В 1790 году, на берегу р. Бахтемир, в том месте, где от нее отделяется проток Икрянка, граф Зубов основал с. Икряное, переселив из Сибирской губернии 77 крестьян. Землю он получил на основании предписания 1786 года генерал-губернатора Г.А. Потемкина о раздаче казенных земель помещикам для поселения крестьян. В 1801 году после того как в 1786 году раздача земель и вод была признана Сенатом незаконной, лишившись своих Бахтемирских вод, Зубов продал икрянинских крепостных и землю под селом соседу по имению И.А. Варвацию. Лишенные рыболовных угодий, икрянинцы переселились в с. Федоровское. Через 10 лет Икряному суждено было возродиться, а впоследствии стать волостным и районным центром.

 

Музей истории рыболовства с.Икряное

 

1 сентября 1987 года по решению Астраханского областного Совета народных депутатов № 493 общественный музей с. Икряное приобрел статус филиала Астраханского Государственного музея-заповедника.

 

В 1995 году Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина музей с. Икряное внесен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

 

Экспозиция музея размещена на площади 350 кв.м., в восьми экспозиционных залах и насчитывает более 1,5 тыс. экспонатов.

 

В ней представлены:

 

- флора и фауна Волжской Дельты;

- развитие рыболовного промысла;

- быт и домашние промыслы;

- образование Икрянинского района (1925 - 1940-е годы);

- икрянинцы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;

- развитие района в послевоенные годы (1950 – 2000 г.);

- сельское хозяйство;

- промышленность;

- рыбное хозяйство;

- социально-культурное развитие района.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Летопись Свято-Донского Храма



(пос. Трудфронт)

В устье реки Волги, за 81 километр от Астрахани, почти у самого Каспийского моря, можно найти небольшой остров. Со всех сторон его обнимает Волга- матушка со своими притоками: большим и полноводным Бахтемиром и мелкой речушкой Маракушей. На этом острове расположилось село Трудфронт, где сейчас красуется наша церковь во имя Донской иконы Божией Матери. По другую сторону Бахтемира раскинулась деревня Сергеевка; стоит только переплыть Маракушу, то вы попадете в другую деревню Ямное, а если повернуть на восток, и дойти до другого края острова, а затем переправиться через Старую Волгу, то попадаешь прямо в село Чулпан, а там недалеко до Маячного, Житного и Федоровки.

 

Первые исторические упоминания о Нижней Волге связаны с развитием рыбного промысла в этих местах. Относятся они к 1554 году, когда была покорена Астрахань. Хан Ямгурчей был изгнан, а на его место поставили бывшего астраханского царя Дербеша. Он обязался платить ежегодную дань Иоанну Грозному в 40000 алтын и 3 000 белуг и осетров, а также допускать лов рыбы от Казани до Каспийского моря. Необычайно большие уловы рыбы и удаленность от города, всегда привлекали сюда отчаянные головы. Вот и облюбовали эти места разбойники, беглые крепостные и остроженники, да разного рода раскольники-сектанты. Местное предание говорит, что любил бывать в этих местах и знаменитый разбойник Стенька Разин.

 

Где-то здесь на островах, рассказывают, что, перед тем как быть пойманным, зарыл он несметные сокровища, которые так и лежат сокрытые под землей. Здесь на изгибе реки недалеко от Трудфронта разбойники сожгли известный бот " Орел", построенный Алексеем Михайловичем. В действительности не известно кто и когда первым обосновался на этом месте. Архивные сведения показывают, что Государство Российское заботилось об освоении пустопорожних земель и о расширении своих границ и владений. Для этого в 1765 году был издан указ о разрешении продаж государственных земель дворянам. Вместе с приобретенными землями в частное владение отходили и смежные рыбные воды. Они и составляли главный интерес при покупке, а земли так и оставались дикими и безлюдными.

 

Поэтому Правительствующий Сенат был вынужден в 1772 году издать новый указ об обязательном заселении приобретенных земель: "Как от иных помещиков стать может, они в Астраханской губернии дикопорожние земли будут покупать только для того, чтобы по оным воспользоваться рыбными промыслами и сопряженными с тем доходами, а о заселении здесь крестьян, в чем прямая государственная польза состоит, никакого попечения не будет, если на то не определить точного времени, то на сей случай и полагается - 6 лет. Когда же в сей срок не заселят, то у таковых отнимать проданные земли и отдавать другим за ту же цену".

 

Интересно, для историков, проследить, как земли эти последовательно переходили от одного владельца к другому. Но нам важно для себя заметить другое, что на сравнительно небольшом участке земли можно было встретить крестьян из разных губерний. Были здесь переселенцы из Симбирской, Пензенской, Костромской, Воронежской, Пермской губерний. Заселяя пустопорожние земли, где в основном селились люди избегавшие встречи с сыскными службами, переселенцами из средней полосы, Государство этим еще и проводило тонкую политику по обращению сектантства и раскольников.

 

Население вышеприведенных губерний было исключительно православным и глубокорелигиозным. Поэтому сектантство, прекрасно сохраняясь при полном отделении, в непосредстве нном соприкосновении с православием теряло свою силу. Естественно, что религиозность переселенцев не могла, не выразится во внешних проявлениях. Например, в 1842 году в Сергиевке значится деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1873 году в селе Икряное была построена каменная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1812 году в селении Федоровка имеется каменная церковь во имя Иоанна Богослова.

 

В Житном еще в 1877 упоминается только часовня, а уже к 1900 году стоит Алексеевская церковь. Имеется и такое архивное свидетельство, что в 1899 году жители деревни Маячное обращаются с ходатайством о строительстве у себя молитвенного дома. Таково общее положение церковных дел за период времени от 1554 до 1900 года на землях прилегающих к нашему острову. Теперь перейдем к рассказу об истории нашего храма.

 

По сведениям, собранным настоятелем Гостинно-Николаевской церкви протоиереем Василием Мартыновым в 1852 г., сельцо Сергиевское и деревню Натальину основал княжеский сын подполковник Николай Сергеевич Долгоруков, который в 70-х годах 18 века был назначен директором Астраханской садовой конторы. (Прежде чем казенные сады были переданы городу, Садовая контора подчинялась непосредственно Кабинету Императрицы и доставляла фрукты царскому двору). Князь Николай Сергеевич тогда же покупает участок пустопорожней земли в низовьях Волги, и переводит сюда крестьян из своих деревень Пензенской и Суздальской губерний, всего 50 человек.

 

Отец Василий Мартынов писал, что князь Долгоруков Н.С. не мог долго оставлять своих крестьян без священника, осознавая, что они " в воскресные и праздничные дни лишены всякого церковного славословия, умирают без исповеди и святой Евхаристии, да и погребаются без всякого по долгу Христианскому служения, а вновь рождающиеся младенцы бывают долгое время без молитвы и крещения". Понятно, что, побуждаясь не только личными благочестивыми чувствами, но и желанием самих крестьян, князь Николай Сергеевич "испросил у Преосвященного епископа Мефодия дозволения построить в с. Сергиевском на первый случай деревянную часовню во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и в память своего родителя".

 

Часовня была построена и освящена 10 марта 1776 года. К новоосвященной часовне был приставлен для исполнения треб священник о. Петр Иванов. Князь назначил ему от себя годовое жалованье - 40 рублей, ржаной муки 8, а пшеничной и пшена по одной четверти. Княжеское имение составляло не только с. Сергиевское, к нему примыкали рыболовные ватаги на протоке Ямной и на реке Маракуше, где во время путины собиралось до 200 человек. Рыболовная ватага на реке Маракуша и дала начало небольшому селению, которое стало называться промысел Александровский, а впоследствии поселок Трудфронт.

 

В 1812 году крупным землевладельцем греком Иваном Варвацием в 10 верстах от Сергиевки в селении Федоровском, как уже говорилось, была построена каменная церковь. Сергиевская часовня была приписана к ней и осталась без своего священника.

 

В 1842 году Преосвященный архиепископ Смарагд решает поправить состояние дел, и проявляет заботу о Сергиевском приходе. Вместе с управляющим сергиевским имением купцом Кувариным решено было построить на каменном фундаменте деревянную церковь. В том же году 4 ноября, по благословению Преосвященного Евгения, она была освящена уездным благочинным о. Стефаном Поспеловым. Для церковного причта на средства помещика Долгорукого были построены дома и положено годовое жалование священнику.

 

Сама же церковь была построена на средства прихожан. Примерно в 1905-1906 годах в с. Чулпан также открывается церковь в честь Илии пророка. Вот и имели возможность жители промысла Александровский ходить то к преподобному в Сергиевку, то к пророку Илии в Чулпан, а то и к апостолу Иоанну в Федоровку. Но, несмотря на это и в самом Александровском, по рассказам старожилов, было две часовни. Одна небольшая, деревянная стояла на кладбище, другая побольше, каменная, на месте теперешней школы. Пришел 1923год. Настоятелем Сергиевской церкви в то время был 34-летний выпускник Астраханской духовной семинарии иерей Константин Георгиевский. В тот год начались открытые гонения на православную церковь.

 

Повсюду проводились массовые репрессии: священников, причетников и наиболее активных прихожан сажали в тюрьмы, отправляли в ссылки или просто расстреливали. В Сергиевской церкви были конфискованы вся серебреная утварь, два оклада с Евангелий и другие предметы. Окончательное решение о закрытии Сергиевской церкви было принято в 1938 году. В 1937 году закрыли Иоанновскую церковь в Федоровке. Вспоминает Мария Иоакимовна Глазунова, член двадцатки нашего храма: " Я была совсем маленькой, но помню, как меня водили в белокаменный храм, иконы по стенам висели старинные, а на крыльцах пели певчие.

 

Мать и отец были сильно верующими, все посты соблюдали. Батюшка жил с нами в соседях, и часто бывал у нас в доме. Он был большой труженик, вел свое хозяйство, и воспитывал двух детей. В 37 году утром встали, а их нет - значит угнали, раскулачили. Церковь сразу закрыли. Обычно все вещи раскулаченных утром продавали на базаре, но батюшкиных вещей не было - продавать было нечего. Церковь ломали в войну, народу собралось много; все плакали и мужчины и женщины".

 

Именно так, как в Федоровке оплаканы были разрушенные и разоренные церкви не только на Нижней Волге, но и по всей страдалице России. Закрыта была и Ильинская церковь в Чулпане. Это гонение коснулось и зажиточных крестьян. Спасительной землей стал для некоторых из них Трудфронтовский остров. Бросая в спешке все свое имущество, целые семьи на плотах или на лодках спускались вниз по реке в надежде скрыться от преследования. " На точиле приплывшими"- так называли их местные жители. Эти люди, привыкшие к тяжелой работе - они и здесь на новом месте быстро обживались. И как не странно, что в такое страшное время многие беглецы обрели себе здесь относительное спокойствие.

 

Мне рассказывала дочь псаломщика в церкви с. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области, что когда отца арестовали, то семья из пяти человек осталась без единственного кормильца, так мало того всем детям угрожала опасность ареста. Добрые люди посоветовали бежать в Трудфронт потому, что там не трогают. И действительно, в каких-нибудь 15 километрах отсюда, на островах, был знаменитый лагерь, который назывался " Профлаг", а здесь в Трудфронте теплилась еще церковная жизнь. Деревянная часовня на кладбище простояла приблизительно до 1938 года.

 

В этом году председатель Лисицын разрушил Сергиевскую церковь и решил расправиться с часовней. Чтобы показать свою силу и бесстрашие, он соорудил себе, из оставшихся от часовни досок, мостки для лодки. Но Бог поругаем не бывает, в ту же ночь их унесла река. Сам же Лисицын вскоре скончался тяжелой смертью. До 1942 года еще стояла каменная часовня. Она была сложена из красного кирпича, на своде было выписано небо с изображениями херувимов, на стенах висели старинные иконы. Сама часовня была небольшая, вход с запада, а окружали ее виноградники и амбары. В одном из амбаров жили хранители: муж и жена - Петр и Нина. Некоторые старожилы вспоминают, как в детстве девчонками бегали они перед праздниками в часовню, чтобы вымыть полы и протереть иконы, и как были несказанно счастливы от этого.

 

А в 1942 году по рассказам очевидцев разрушил ее фашистский самолет: сбросив на Трудфронт одну единственную бомбу, и прямо на часовню… После того, как разрушили последнюю часовню, люди стали ездить молиться в город. Добраться до города в то время было очень не легко. Сообщения почти не было, только в навигацию изредка ходил колесный пароходик. Поэтому иногда, чтобы добраться до Астрахани, где еще не все церкви были закрыты, приходилось идти пешком все 80 километров.

 

А в основном в то время молились украдкой по домам, и в город собирались только ради самых важных дел: покрестить младенцев, или раз в год поисповедоваться и причаститься. Из воспоминания старожилов стало известно, что в послевоенное время жила в Трудфронте раба Божия Фролкина Мария Доримидонтовна, у нее в доме было много духовных книг, особенно житий святых. К чтению которых она привыкла с детства и не могла жить без молитвы. С вою крепкую веру она сумела передать и своей подруге Калашниковой Марии. Они стали собираться под праздники, и читать молитвы, псалтирь и, конечно, жития святых.

 

Приблизительно в 1958 году приехала в Трудфронт сестра Марии Доримедонтовны - монахиня Марфа. Она была клиросная, а поэтому хорошо знала пение и церковный устав. С ее приездом на праздники стали совершаться целые богослужения. Читались часы, вечерня, утреня, псалтирь, перед иконами зажигали лампады и свечи, привезенные из города, а на стенах было очень много икон. Монахиня Марфа привезла с собой разные богослужебные книги, по ним и стали править службы. Особенно торжественно служили Пасху и Рождество, стояли всю ночь, а потом совершали крестный ход вокруг мазанки.

 

Дети Марии Доримедонтовны, воспитанные во всех "лучших" безбожных традициях, часто притесняли ее, не давали молиться. В таких случаях их принимала у себя в доме Громова Калерия Васильевна. Она вспоминает, что после молитвы всех, кто приходил, обязательно кормили. Но однажды на праздник пришло необыкновенно много народа, и кто-то из присутствующих высказал сомнение: "Как ты всех накормишь"? "Ничего Бог поможет, - отвечала Калерия Васильевна, и Бог действительно помог - еды хватило так, что накормили всех.

 

Когда о молитвенных собраниях стало известно всем жителям поселка, то многие стали брать своих детей или внучат, и приобщать их к духовности. "Старшие строго следили за нашим поведением во время молитвы, - вспоминает Валентина Романовна Лунина, - мы должны были стоять ровно, не переваливаться с ноги на ногу и внимательно слушать молитвы или чтения. Но возраст брал свое, нам хотелось порезвиться, не возможно было устоять на месте, и тогда старшие делали замечания и объясняли, как нужно вести себя на молитве. Это я запомнила на всю свою жизнь".

 

Если в поселке случалось кому умереть, то родственники просили трех духовных сестер почитать псалтирь, и три самоотверженные христианки никогда не отказывали, а с радостью брали на себя труд неусыпаемого чтения псалтири. Сколько же таких маленьких христианских общинок было в то время по всей русской земле, и сколько плодов принесла вера простых русских верующих женщин, которые учили больше не своим бесхитростным словом, а жизнью во Христе. Вместе, как три сестры они жили, и вместе, почти в одно время, отошли ко Господу.

 

Рассказывают, что с тех пор на всем кладбище, где все трое были похоронены, появились ромашки и маки, которые никто не сеял, и они до сих пор растут. После их смерти на молитву стали собираться у Алябьевой Евдокии Ивановны. Она часто вместе со своими детьми ездила по святым местам. Была в Киево-Печерской лавре и Дивееве. В Киеве отец Николай давал ей благословение читать по покойникам и собирать людей на молитву. А потом и сам приезжал в Трудфронт, и здесь исповедовал людей.

 

Такие собрания продолжались длительное время, и хотя они были на виду у всех, но местная власть относилась к ним снисходительно. Только при ЗАГСе был создан отдел народных обрядов, здесь проводились гражданские панихиды, чтобы люди не обращались к читалкам. К работе сюда привлекали грамотных и всеми уважаемых учителей. Но все эти меры мало действовали на народ, верующих становилось все больше и больше. Наконец, дошло до того, что стали собираться в нескольких домах. " В день смерти моих родителей я пошла в мазанку, чтобы отнести помин. Мазанка была очень тесная и маленькая. Принадлежала она Татьяне Степанычевой. Тогда я решила, что нужно купить им большую мазанку, подобрала свободный домик, сговорилась о цене, но пока снимала деньги со сберкнижки - эту мазанку продали. Прошло около трех месяцев, и мне во сне явилась икона Божьей Матери, а из иконы голос: " Что задумала - исполни до конца". Эта икона мне являлась трижды с теми же словами. Я никак не могла вспомнить, что же это я не выполнила до конца. Только муж мне сумел подсказать, что я хотела купить мазанку для моления. На утро я стала советоваться с родственниками, и они подсказали мне добиться, чтобы председатель поселкового совета выделил помещение для верующих.

 

Председатель совета Астафьев Алексей Георгиевич не от казал и выделил помещение. Это помещение было в ужасном состоянии, и было совсем не пригодно для молитвенного дома, так как оно являлось частью большого барака. Вскоре мы произвели ремонт. Строительные материалы выделили директора предприятия АЦКК " Астраханьбумпром" Гоглев П. И. и Щербаков М. Р. После ремонта мы обратились к владыке Филарету за благословением на освящение молитвенного дома в с. Трудфронт. И между прочим местные казаки попросили от себя, чтобы новый приход был назван в честь Донской иконы, которую они считают своей покровительницей.

 

Владыка Филарет прислал к нам благочинного о. Виктора Гнатенко, который 1 октября 1991 года собрал сход граждан, где и была организованна двадцатка. Временно окормляющим наш приход, Владыка Филарет назначил о. Алексея, настоятеля Никольского храма, из Красных Баррикад. Когда о. Алексей стал приезжать в молитвенный дом, то всегда собиралось много народа. Нам было тесно, и мы снова обратились к председателю, чтобы расширить помещение. И нам позволили занять еще одну комнату в бараке.

 

Снова пришлось ремонтировать помещение, и только на Рождество была первая служба. К нам приехал о. Валерий Павлов настоятель Казанского храма в городе Астрахани со своими певчими. С ним приехала и раба Божия Клавдия, которая потом много помогала при строительстве нового храма. Это помещение было намного просторнее, но все равно оно не решало всех проблем. В апреле 1993 года Преосвященный Иона направляет к нам постоянным священником иерея Вячеслава Шелешкова, который прослужил здесь до июля этого же года. На отце Вячеславе лежала трудная задача по организации приходской жизни. Он позаботился об образовании церковного хора, ввел определенный порядок богослужений, и приучил трудфронтовцев к соблюдению церковного устава.

 

Многих прихожан он привлек своими трудами к церкви. Наконец, было решено строить храм. Для этого мы обратились к председателю поселкового совета с просьбой о выделении земельного участка под строительство храма. Поселковый совет выделил участок площадью 400 квадратных мет ров. Выделенный участок находился в низине, в болотистом месте, и никак не мог подойти для строительства храма. Храм всегда строиться на самом красивом и возвышенном месте, а такое место, вследствие некоторых своих убеждений, и не хотел давать председатель.

 

Тяжба с ним дошла и до Владыки Ионы, который со своей стороны принял деятельное участие и добился, что нам выделили другой участок намного лучше первого. Следующим настоятелем был отец Анатолий Дементьев. При отце Анатолии начались хлопоты перед строительством. Нужно было найти денежные средства, стройматериалы, и утвердить проект. Во всем этом храму вызвался помочь, очень деятельный и глубоко верующий человек - Владимир Семенович Дегтярев, который до сих пор со всей своей семьей помогает нашему храму. Он и посоветовал обратиться с письмами о помощи на строительство храма в разные организации.

 

При отце Анатолии был утвержден проект, начали на счет поступать средства, и были частично приобретены строительные материалы. Но батюшка прослужил только до марта 1994 года, и был переведен на другой приход. Новый настоятель иерей Константин Данилов был назначен с 5 мая 1994, при нем был заложен фундамент нового храма. Владыко постоянно следил за приходом и беспокоился о строительстве, и даже сам приезжал в Трудфронт перед закладкой храма, чтобы благословить место и строителей. Не все верили, что можно построить храм, и даже открыто говорили об этом.

 

Но веру старосты Валентины Романовны Луниной и ее помощницы Панкрашкиной Анны Андриановны не смогли сломать никакие испытания. Они с раннего утра и до позднего вечера трудились на строительстве храма. После иерея Константина, тоже переведенного на другой приход, строительство храма продолжает уже другой священник - протоиерей Петр Мельников, направленный в Трудфронт с октября 1995 года. При этом настоятеле строительство было завершено.

 

"Сколько было трудностей,- вспоминает В. С. Дегтярев,- пока возводился храм. Например, никто не брался изготовить деревянный каркас для куполов. В течении месяца не могли найти мастеров. После, Божией милостью, в одной организации главный инженер решил потрудиться ради Бога, и через три месяца они были готовы. Тут опять проблема - нет кровельщика, чтобы покрыть каркасы жестью. Наконец, нашли одного старейшего работника, который взялся попробовать, и у него получилось. Но самое трудное, оказалось, изготовить кресты.

 

С отцом Петром мы перебрали множество вариантов, но все не подходило, так как требования были высокими. Крест должен был быть красивым, легким, долговечным, и чтобы наши "мастера" смогли его изготовить. Кто-то посоветовал изготовить крест из тонкостенного алюминия, мы обратились на завод, где с помощью программных станков получились кресты со всеми нашими требованиями. Везде, во всех наших делах чувствовалась поддержка свыше. Когда везли собранные купола с крестами, дорога проходила через поселки и деревни, где ее пересекают линии электропередач, и только чудом кресты прошли всего в нескольких миллиметрах от проводов, и не оборвали их. Сколько людей выходило на улицу посмотреть, как везут купола, и многие крестились от радости.

 

Теперь все это позади, храм построен, но на всю жизнь запомнятся мне, что когда устанавливали купола, то все пришли посмотреть, многие плакали, и как мне кажется, что тогда все поверили в возрождение духовной жизни в нашем селе". Храм торжественно был открыт в свой престольный праздник Донской иконы Божией Матери 1 сентября 1996 года. На праздник приехал Владыка Иона с причтом городских церквей и хором кафедрального Покровского Собора. Приехали по приглашению представители городской администрации и предприятий, оказавших помощь при строительстве, а также местное казачество во главе с атаманом, а также многочисленные паломники из разных церквей. Народу было так много, что все не уместились даже в церковную в ограду.

 

Отец Петр много приложил усилий к строительству, но служить, во вновь открытом храме, был назначен еще один настоятель иерей Димитрий Приз. Отец Димитрий позаботился об организации при храме воскресной школы и назначил учителя. При нем был совершен чин освящения церкви, который совершил митрополит Сергий ( Солнечногорский). Вот как интересно получается, раньше жителям Трудфронта, чтобы попасть в церковь нужно было ехать в Сергиевку, или в Чулпан, или в Федоровку, а теперь жители этих сел церквей не имеют и ходят молиться к нам.

 

В марте 1998 года священник Димитрий Приз был переведен в город, а на его место был назначен иерей Константин Осацкий, который служит в Донской церкви и в настоящее время. Сейчас приход живет полной церковной жизнью. Деятельность прихода выходит далеко за границы нашего острова. По возможности певчии и свечной ящик выезжают в другие близлежащие села. В начале это было просто знакомство, мы приезжали в село служили молебен и панихиду, а потом проводили беседы со всеми кто пришел. Но на такие службы приходило мало людей, так как о нашем приезде можно было узнать только из объявлений. Мы решили делать по другому, заводить знакомство с кем-нибудь из местных жителей, чтобы они перед нашим приездом обходили всех и предупреждали о богослужении.

 

С этим введением людей стало гораздо больше, и теперь они сами зовут нас к себе. А на большие праздники мы стараемся организовать автобусы или лодки, чтобы верующие могли попасть к нам в храм на службу. Особенным событием для всего села является наш престольный праздник. Все с нетерпением ждут этого дня и усердно готовятся к нему, чтобы своими силами встретить Архиерея. Большая ответственность ложиться на хор, певчие проводят многочисленные спевки. На этот праздник приезжают много гостей и из города.

 

Владыко Иона каждый престольный праздник в нашем храме совершает Божественную литургию, и своими молитвами поддерживает и вдохновляет нас. На Пасху и Рождество мы ходим причащать и исповедовать лежачих и престарелых. Да еще стараемся придти к каждому с подарком, и со словом утешения. В Воскресную школу благодаря этому стало ходить больше детей. Чтобы еще больше их заинтересовать мы стали преподавать им разные церковные дисциплины. Когда количество детей сильно возросло, то возникла необходимость в строительстве Воскресной школы. Взяв благословение у владыки Ионы на строительство, мы совершили чин на основание нового здания.

 

Сегодня здание школы уже построено, осталась только внутренняя отделка. В храме организован хор из учащихся Воскресной школы, они наравне со взрослыми участвуют в богослужении. На большие праздники ученики Воскресной школы приготавливают духовные спектакли. Один спектакль, который называется "Вера маленького мальчика" дети даже показывали со сцены местного клуба. Он так всем понравился, что директор клуба просил нас подготовить спектакль к Рождеству, а директор Детсада уже пригласила нас в гости и на Рождество и на Пасху. Самых активных учеников Воскресной школы мы всегда стараемся премировать.

 

А в этом году, по благословению Владыки Ионы, самые старательные ученики вместе с прихожанами нашего храма совершили паломничество по многим православным святыням. Это путешествие им запомниться на всю жизнь. Конечно много еще у нашего храма забот: вот и школу нужно достроить, да и внутри самого храма сколько необходимо сделать. Как легко все ломать, и как тяжело созидать. Но все равно с Божьей помощью все это сделается. Сейчас дети - это самая главная наша забота, и какие нужны нечеловеческие силы, чтобы в них загорелась вера Христова. И так же, как и 2000 лет, чтобы укрепляла и хранила она Православный народ.

 

иерей Константин Осацкий.

(в статье использованы материалы АстраханскогоГосархива.)

 

Местная Православная Религиозная организация

прихода Свято-Донского, с. Трудфронт. Астраханско-Енотаевская Епархия

Русской Православной Церкви.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Образцово-Травино

8e007fa6e0ab.jpg

История села Травино связана с именем Степана Разина, Якова Косова, атамана Метелкина, которые после поражения восстания бежали в камыши низовья Волги. Дельта Волги заросла травой, кундраками. От Астрахани, а значит и от царской расправы, спасали и множество рек и ериков. Особенно буйствовала трава на острове Обливном. Отсюда и название поселения -Травино.

 

3857b19b0c91.jpg

Первое упоминание о селе Травино, в котором проживало 124 человека из крещеных калмыков имеется в сборнике «Статистика Астраханской губернии» 1763 г. 1763 год и считается годом основания села. ( В 2003г. исполнилось 240 лет).

 

«Губернатор Бекетов Никита Афанасьевич вместе с братом и племянником купили более четырех тысяч десятин земли и заселили их крестьянами. Бекетов положил начало основания сел Началово, Тумак, Хмелевка, Травино, Самосделка. Губернатор мечтал об образцовых поселениях, отсюда и название-Образцово. Но так, как получилось два села под названием «Образцово», то почтовые ямщики, чтобы не путаться наше стали называть: Образцово-Травино. Заселялись села по приказу Бекетова переселенцами из Нижегородской губернии. Травинская ватага стала заселяться где-то между 1760-1765г. г. Бекетов перед смертью в 1794г. подарил Образцово-Травино племяннице Всеволожской, которая поселением не интересовалась. И 1819 г. за ее долги селение Образцово-Травино было передано казне, а жители села стали государственными».

 

ce56c390f1ed.jpg

(Из письма астраханского историка А.С.Маркова краеведам из Травино от 27.01.1977.)

 

«По ревизии 1782 г. число жителей увеличилось на «231 мужика и 255 женщин из Нижегородской губернии. Бекетов сам лично давал название селам. Он назвал Образцово в первом смысле как образцовое поселение.»(Из книги Ю.Селенского«Слово о родном»)

 

Во второй половине 19 века село располагалось на левом берегу реки Иванчуг, на бугре, а дальше была непроходимая грязь, так как море было близко, в 7 км. Реки часто выходили из берегов, когда дула «Моряна». Пресную воду жители возили на быках. На бугре стояла церковь, церковноприходская школа, в которой преподавали Закон Божий. К началу 20 века вокруг бугра и ближе к реке на возвышенностях находилось 360 дворов, 2 торговые лавки, питейное заведение, кузница, пожарный обоз, земский станционный пункт с двумя лошадьми и лодкой, один рыбазавод на реке Каныча (владелец Степанов), одна больница (население обслуживали один фельдшер и одна акушерка).

 

Основное занятие населения-рыболовство.

 

В 1902 году на бугре осталась только церковь, которая была варварски разрушена в 1933г., а уникальные иконы утоплены в присутствии сельчан в реке. Церковно-приходская школа была перенесена вниз, в село, которая простояла сто лет и служила именно как школа, а с 1985г. по сей день как спальный корпус специнтерната для детей сирот.

 

В 1909 г. в селе произошел сильный пожар, во время которого сгорело 36 дворов. ( Все данные статистических сборников)

 

В начале 20 века были построены еще рыбозаводы, такие как на реке Карасан и реке Прорва.

 

До села было трудно добраться по заболоченным дорогам, но и сюда дошла весть о свершившейся революции 1917 г., хотя слух этот пришел месяцев через шесть. Село сразу стало «красным», многие жители приняли революцию и стали записываться в коммунисты. Первыми коммунистами стали Осип Шарапов, Белобородое, Кирпичев. Дружинником стал Миронов Василий Семенович. В марте 1919 г. контрреволюционеры подняли хорошо известный в истории Астраханского края мятеж, который охватил и села Чаганской волости Астраханского уезда, такие как Иванчуг, Травино, Увары, Чаган. В Уварах и Иванчуге с коммунистами расправились очень жестоко, а травинцам эту расправу удалось предотвратить. Хотя коммунистов арестовали и жестоко избив нагайками свезли в лавку Макаровых (дом стоит и сейчас), ночью брат дружинника Миронова-Яков собрал сход граждан и рассказал, что убитых в Иванчуге коммунистов столкнули под лед, народ сам решил освободить арестованных, так как там у многих были родственники. Все произошло без кровопролития, а тех кто сторожил и избивал коммунистов (Сомова, Тяпугина и др.) посадили в тюрьму. ( из сохранившихся воспоминаний старожила Головенкова Георгия Тимофеевича)

 

В 1925 г. в Травино организован первый ТОЗ, который со временем перерос в колхоз.

 

В 1934 г. в селе организован первый пионерский отряд. Первыми пионерами стали Зинаида Ивановна Еранцева, Мария Ивановна Старова, Евдокия Дрюкова. З.И. Еранцева-Буслаева и Е.Дрюкова первыми добровольцами ушли на фронт в августе 1941 г. Е.Дрюкова погибла при защите Крыма в 1942 г. З.И.Буслаева -участница Сталинградской битвы стала после войны учителем и до сего времени является активным пропагандистом военно-патриотического воспитания молодежи.

 

В 1918 г. село называлось ОБРАЗЦОВОЕ Образцовского сельского Совета Чаганской волости Астраханского уезда.

 

В 1925 г. село ОБРАЗЦОВОЕ Камызякского района Астраханского уезда.

 

В 1927 г. село ОБРАЗЦОВО-ТРАВИНО Образцово-Травинского сельского Совета Камызякского района.

 

В 1944 г. село ОБРАЗЦОВО-ТРАВИНО Травинского района

 

В 1963 г. село ОБРАЗЦОВО-ТРАВИНО Образцово-Травинского сельского Совета Камызякского района.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

1f6034eabe40.jpg

acf50aef2e43.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединиться к общению

Вы можете написать сейчас, а зарегистрироваться потом. Если у Вас есть аккаунт, войдите, чтобы написать с него.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили контент с форматированием.   Удалить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...