Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Гpифон

Космонавтика и Исследования Космоса

Рекомендуемые сообщения

О ЧЁМ ДУМАЮТ КОСМОНАВТЫ?

 

На уме у орбитальных странников одни и те же шесть вещей...

 

Не могли бы вы вести дневник, пока находитесь в космосе? 

С этой необычной просьбой Джек Стастер из компании Anacapa Sciences (США) вот уже десять лет обращается к астронавтам НАСА. 

 

НАСА такому любопытству только радо, ведь агентство заинтересовано в том, чтобы на орбите все были счастливы. «Мы исходим из предположения, что, чем больше человек о чём-то пишет, тем больше его это волнует, — поясняет г-н Стастер, недавно представивший результаты своего анализа на семинаре НАСА в Хьюстоне. — Мы не хотим, чтобы астронавты играли на разрыв аорты, нам нужно знать, где находится предел человеческого терпения». 

 

Г-н Стастер — специалист по психологическим последствиям изоляции. Раньше он изучал людей, которые длительное время проводили на тропических островах или в Антарктиде. Полученные сведения пригодились и для эксперимента с дневниками космонавтов. Астронавты, согласившиеся на участие, должны делать записи по крайней мере три раза в неделю. Дневники ведутся анонимно, и г-ну Стастеру даровано право публиковать отрывки. 

 

Его работа не только используется при создании программ будущих полётов, но и позволяет заглянуть в душу космонавтов. Каковы радости и разочарования жизни в космосе? Даже если исследование не приведёт к колоссальным открытиям, это просто важно для понимания того, что такое человек, на нашем, обывательском уровне. 

 

Итак, анализ записей, сделанных на борту Международной космической станции с 2003 по 2010 год, позволил выявить шесть основных тем, которые кочуют из дневника в дневник. 

dbe3ed886f0c90372dca20d2edc4f133_resized

Фото Robert Markowitz / NASA / JSC.

1. Хьюстон, ты меня достал! 

 

«Интересно: в одну секунду ты на вершине мира (причём буквально), а в другую у тебя нет никакого настроения из-за того, что тебе сказала Земля». 

 

«Земля разбудила меня среди ночи и велела закрыть задвижку иллюминатора лаборатории. Ума не приложу, почему нельзя было подождать, пока я проснусь!» 

 

«Воскресенье считается как бы днём отдыха, но Хьюстон сделал всё, чтобы оно показалось понедельником». 

ce2fa3efcbec46c5abfbd1ba897a6254_resized

Фото NASA.

2. Есть, есть и есть! 

 

«Никто не говорил мне, что на борту будет напряжёнка с тортильями, хотя все знают, что они подходят практически ко всему». 

 

«Вот ещё забавная история: в первый месяц нашего пребывания на станции я заметил, что перепутали маркировку на двух пакетах с едой. "Кусочки говядины с грибами" — это на самом деле курица тэрияки, и наоборот. Я сообщил об этом ответственным за еду, и меня поблагодарили. Сегодня мне захотелось курицу тэрияки. Я решил поставить на то, что ошибка не была исправлена и новая партия продуктов пришла со старой, неправильной маркировкой. Поэтому я выбрал "кусочки говядины с грибами". И я был вознаграждён за то, что не стал переоценивать НАСА! Действительно, в пакетах с надписью "говядина" оказалась курица». 

7aef25fd490bbf495430fa8a976b8f9a_resized

Фото ESA / NASA.

3. Обескураживающая повседневность... 

 

«Ужасный день. Всё началось с того, что сломался коллектор мочи. В пакет попало, наверное, только 75%, а всё остальное оказалось на мне. Не самое удачное начало дня». 

 

«Сегодня мне пришлось посмеяться над собой. Чтобы заменить лампочку, надо надеть защитные очки и приготовить пылесос. Это на случай, если лампочка лопнет. Но она заключена в пластмассовый футляр, так что даже если стекло разобьётся, осколки останутся внутри. Кроме того, перед включением вкрученной лампочки я должен её сфотографировать. Зачем? Понятия не имею! Так решили в НАСА». 

 

«Проблема в том, что во время подготовки нам ничего не рассказывают о важных нюансах жизни на орбите. Всю дорогу мы отрабатываем аварийные ситуации и выходы в открытый космос. Но понимание каких-то повседневных вещей пригодилось бы намного больше». 

31c8217befd2e51a93c744c14427d262_resized

Фото NASA.

4. В космосе так одиноко... Но в этом-то и прелесть! 

 

«Знаете, я внезапно полюбил одиночество. Ты контролируешь всё, что происходит вокруг тебя... Нам очень повезло, что на огромной станции нас всего трое. Какая роскошь!» 

 

«Этот дневник был бы совсем другим, если бы у нас не было такой связи. Мы занимались бы повседневной рутиной, забыв о земной суете и сплетнях, и время летело бы всё быстрее и быстрее, и мы не отвлекались бы на мысли о том, что впереди очередной сеанс связи! Связь — это одновременно благословение и проклятие. Наверное, учёные из JPL счастливее нас. Они дорожат скудным потоком битов, как раньше дорожили надушенными письмами от девушек и томительным, наполненным тайнами ожиданием следующего письма. Ах, эти старые добрые времена, когда люди писали письма!» 

 

По поводу этой записи г-н Стастер считает нужным заметить: «Этот астронавт был одним из первых, кому выпало насладиться преимуществами IP-телефонии, которая позволяла инициировать выход на связь и общаться в реальном времени с друзьями и семьёй намного чаще, чем раньше. Автор дневника сравнивает своё положение с условиями, в которых находятся сотрудники Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL), вынужденные довольствоваться редкими сеансами связи с марсианскими автоматическими станциями для получения пакетов данных с существенной отсрочкой во времени». 

0c6c0f547858cd1cfa684317e80d466c_resized

Фото MGM / UA / The Kobal Collection.

5. НФ воспринимается теперь совсем по-другому... 

 

«Я смотрел на Землю с точки зрения инопланетян. Где бы я приземлился, каким образом осуществил бы контакт? Самый безопасный способ — это взойти на борт МКС и поговорить в первую очередь с нами». 

 

«Фильм "2010" (продолжение «Космической одиссеи 2001 года») оказался интересным, потому что там был американо-российский экипаж. Так что наш совместный экипаж видел на экране другой совместный экипаж и получал удовольствие от того, как изображался культурный обмен... Да, всё-таки это поразительно: американцы и русские на огромном космическом корабле. Пусть мы не на орбите Юпитера, но всё равно сорок лет спустя после выхода на экраны фильма "2001" фантастика стала реальностью». 

8b6fe15eb5e54a1d9f7788885e9aa932_resized

Фото ESA / NASA.

6. Космос — это круто! И всё же я скучаю по Земле... 

 

«Наверное, остаток своей жизни я проведу, размышляя о том, что видел здесь каждый день на протяжении полугода. Каждый раз, возвращаясь домой из служебного модуля, я совершаю нехитрый ритуал: делаю крюк и останавливаюсь в российском стыковочном отсеке, чтобы посмотреть в окно, прежде чем отправиться в постель. Вид впечатляющий, за пределами понимания». 

 

«У меня полчаса свободного времени, и мне отчего-то немного грустно... Космос, кажется, каким-то образом усиливает эмоции — и положительные, и отрицательные, любые. То ли это одиночество, то ли красивый вид в иллюминаторе, то ли сознание того, что мы находимся в уникальном положении благодаря труду других людей. Новости оказывают на меня сильное эмоциональное воздействие». 

 

«Челнок вошёл в поле зрения под станцией... В этот момент на глаза навернулись слёзы, и я мог думать только об одном: когда же я вернусь домой».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

SPACEX ПРИБЛИЖАЕТСЯ К МНОГОРАЗОВЫМ РАКЕТАМ

 

16 марта 2014 года американская компания попытается выполнить давнее обещание и сделать самый дорогой компонент своей ракеты Falcon 9 многоразовым. Если у неё всё получится, рынок космического извоза ждёт радикальный передел.

 

В воскресенье, если всё пойдёт хорошо, SpaceX произведёт довольно важный космический старт.

После очередной доставки груза к МКС первая ступень ракеты Falcon 9 запустит свои двигатели во второй раз. Благодаря их работе носитель войдёт в атмосферу не для того, чтобы привычно сгореть, как это бывает с компонентами химическим ракет землян, а, напротив, чтобы плавно спуститься в управляемом полёте, приводнившись у атлантического побережья США, в районе старого доброго мыса Канаверал.

 

afee5fd9ead19cea88e8761829e31a32_resized

У экспериментальной ракеты Grasshopper с посадкой на хвост всё было в порядке... (Здесь и ниже фото SpaceX.)

Двигатели при этом будут работать, а ракета — «стоять на хвосте» вплоть до буквально метровых высот, после чего она отключит ДУ и безопасно упадёт в воду, где её подберёт специально выделенный корабль.

 

Следующим этапом после этого намечен пуск возвращаемой ракеты того же типа (многоразовую модификацию уже назвали F9R) на твёрдую землю космодрома.

 

По сути, перед нами первый опыт такого рода, далеко отстоящий как от концепции шаттлов, так и от большинства других многоразовых космических проектов.

 

Важность полёта вполне очевидна: если бы для каждого рейса чрез Атлантику потребовалось строить авиалайнер, мы до сих пор пересекали бы её на судах и дирижаблях. Лишь 0,4% всех издержек, сопровождающих отправку посредством Falcon 9 полезного груза на орбиту, приходится на топливо, остальная часть — это списываемые ракеты. Цель SpaceX незамысловата: снизить многоразовым использованием стоимость «железного» компонента до величины, сравнимой с компонентом «топливным», что в теории должно принести многократное удешевление регулярных космических полётов. А после этого возникнет смысл в переходе на более дешёвое метановое топливо, полагает глава компании Элон Маск. При этом, в отличие от шаттловской концепции, пока весь риск неудачи при возврате приходится только на ракету, в то время как забор космонавтов с той же МКС и спуск на Землю происходят без дополнительный угроз.

 

Как вы помните, компания испытывала ракеты на собственных двигателях хвостом к земле с 2012 года (Grasshopper), и эти экспериментальные мягкие посадки на хвост не имели проблем вплоть до снижения с 744 м, после чего их запланированно остановили (наибольшие сложности, как принято считать, начнутся на последних сотнях метров).

 

В то же время предшествующая попытка спасения первой ступени Falcon 9 завершилась не столь удачно: хотя ракета смогла войти в атмосферу, она потеряла стабилизацию, начала раскручиваться и при падении в Тихий океан разрушилась, не погасив вовремя скорость. Элон Маск заявил тогда, что причиной стало отсутствие у ракеты посадочных ног, которые, стабилизировав её, предотвратили бы раскручивание.

 

В воскресном полёте такие ноги у Falcon 9 будут, что позволяет конструкторам надеяться на мягкое приводнение. Но и после этого говорить о решительном успехе нельзя: инженерам SpaceX потребуется время, чтобы установить, не повредили ли заход в атмосферу и посадка первую ступень носителя. Если всё получится, компания намерена сразу же после успешных наземных посадок перейти к отработке технологий возвращения второй ступени, хотя она не столь значима (мы о стоимости), как первая (с её девятью почти золотыми двигателями Merlin).

 

7ae22554866fd941628fb11a0356d52a_resized

...А вот Falcon 9 в прошлый раз, из-за нехватки посадочных ног, спуститься на Землю из космоса подобным образом не смогла. Теперь нас уверяют, что все ноги на месте и всё получится.

Кстати, даже сейчас, когда многоразовости первой ступени нет вовсе, SpaceX активно выдавливает конкурентов с рынка запуска спутников, оцениваемого нынче в $190 млрд в год. Она просит лишь $55,6 млн за запуск Falcon 9, и многие считают эту цену одним из факторов, который уже заставил французскуюArianespace SA задуматься об обращении к государству за дополнительными субсидиями, дабы сохранить конкурентоспособность. В США ситуация ещё жёстче: у конкурентов часто вырисовывается цена в четыре–пять раз более высокая, чем у компании, принадлежащей симпатично-эксцентричному афроамериканцу.

 

В то же время если SpaceX удастся резко снизить стоимость своих запусков с постепенным внедрением многоразовости, то она может столкнуться не столько с рыночным успехом, сколько со снижением валовой выручки. Сегодня её основные клиенты — государственные компании или просто устоявшиеся крупные корпорации. И те и другие консервативны и не склонны к поиску новых целей в освоении космоса, поскольку ни их бюджеты, ни их идеология не требуют таких шагов в обозримом будущем. Даже если у Маска всё получится и его многоразовые ракеты потеснят не только западных конкурентов, но и Россию, SpaceX упрётся в потолок ёмкости рынка, который на демотивированной (и оттого полудохлой) госкосмокобыле современности не преодолеть.

 

Но даже дешёвые ракеты нащупают дорогу к успеху в таких обстоятельствах только тогда, когда компания каким-то образом найдёт новый источник спроса на запуски, новые цели для частых космических полётов. А сделать это посложнее, чем создать «какую-то там» многоразовую ракету, каким бы техническим подвигом это ни казалось сегодня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты