Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Косматый

Психология

Рекомендуемые сообщения

Что делать, если социальные сети сводят с ума("Mashable ", США)

Лесли Мередит (Leslie Meredith) Читать далее: http://inosmi.ru/world/20130523/209258103.html#ixzz2U5yQ05Xn

Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

Является ли тревожный невроз от социальных сетей (ТНСС) новейшим недугом, появившимся на свет из-за нашей любви к Instagram, Twitter, Facebook и прочим сайтам социальных сетей? Ученые пока не решаются называть его психическим расстройством, но нет сомнений в том, что это серьезная проблема.

Конечно, вы можете полностью отказаться от своих социальных сайтов. Но тогда вам станет скучно и одиноко. Наука, может, и прольет в будущем больше света на стресс от социальных сетей, а мы тем временем решили обобщить самые распространенные проблемы, связанные с популярными соцсетями, дабы вы знали, чего следует опасаться и за чем следить.

 

Творческий крах

 

Вы одна из тысяч женщин, страдающих от «зависти к банке с крышкой»? Это такое мерзкое чувство ненависти и презрения к самой себе, возникающее из-за того, что вам кажется, будто вы не такая умелая и искусная, как другие женщины с сайта .....

 

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20130523/209258103.html#ixzz2U5yWlwHM

Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook

 

И дальше идут всякие локальные факторы как то - комплекс неполноценности, восстановить контроль, толстые и худые. На мой взгляд эта излишняя конкретизация - основная же причины незаметно высказана автором статьи - "Но тогда вам станет скучно и одиноко". Думаю именно одиночество кидает человека в объятья соц.сетей.

 

Полагаю это хороший повод начать не презентованную здесь науку именно с проблемы интернет зависимости)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Может, прежде чем в науку лезть, с азов начать, с грамматики например?

С орфографией расправился. К стати небрежное отношение к орфографии тоже может быть одним из следствий соц.сетей!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Полагаю это хороший повод начать не презентованную здесь науку именно с проблемы интернет зависимости)))

Начни с себя. Готов ли ты покинуть в данный момент социальные сети и форумы и вернуться в полноценную реальную жизнь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Начни с себя. Готов ли ты покинуть в данный момент социальные сети и форумы и вернуться в полноценную реальную жизнь?

Чёт мне столько советов здесь дают! В сетях меня нет, а на форуме не так часто бываю - периодами можно сказать.

 

И хотелось бы знать, что такое полноценная реальная жизнь, по-вашему, мнению. Какими свойствами, признаками полноценности должна обладать жизнь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
И хотелось бы знать, что такое полноценная реальная жизнь, по-вашему, мнению. Какими свойствами, признаками полноценности должна обладать жизнь

Наверное, жить себе в удовольствие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

объективная реальность не так легка для познания.

 

"Обозначенная А.Н. Леонтьевым тенденция раскола получила название «методологического дуализма» и наметилась уже в последней трети XIX века, когда психология, проясняя свой предмет, начала разработку соответствующей ему методологии. Первоначально поиск адекватного метода осуществлялся в диапазоне между крайностями интроспекционизма, традиционно обращенного к самодостоверности «внутреннего» опыта человека, и натурализма, ориентированного на естественнонаучные принципы познания. Первый подход предполагает несводимость феноменов психики к объективным данным и, по сути, противопоставляет психологию укорененным в естествознании стандартам научности. Второй, напротив, задает перспективу развития психологии как науки, изучающей психику объективно, подобно другим объектам естественнонаучного анализа, и ставит под сомнение важные для психологии представления о глубине, многомерности и смысловой неисчерпаемости «внутреннего» мира человека. "

 

Победили естественники, но проблема осталась. Так что говорить, что кого-то затягивает в виртуальную реальность бессмысленно - и реальная реальность и виртуальная - всего лишь интроспективность восприятия. Т.е. человек не может воспринимать реальность не из себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Энергия("La Vanguardia", Испания)

Хосе Антонио Марина (José Antonio Marina)

 

...Я часто ссылаюсь на это различие, когда веду разговор об уме. Талант не является потенциальным умом. Это ум в действии. Но я решил усложнить себе жизнь и поговорить на конференции об умственной энергии. Имеет ли смысл применять физическое понятие к нематериальному явлению? Несомненно, в языковом смысле, да. Мы говорим об энергичном человеке, который физически может быть слабым. Мы говорим о силе воли, духа. Труженик останется тружеником, даже если заболеет. Он все равно будет искать себе занятие, лишь бы не сидеть без дела. Во всем этом обилии примеров мы разве увидели хотя бы одно употребление слова энергия в переносном смысле?...

 

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20130528/209419467.html#ixzz2UYoSIo00

 

На мой взгляд, спорное утверждение. Автор, наверное, не в курсе такой методологической проблемы как - психофизиологическая проблема. Или проблема перехода психического (как идеального) в физиологическое (как материальное) - иными словами это противоречит фундаментальному закону вселенной - закон сохранения энергии по которому энергия не возникает ни от куда и ни куда не девается, а тут из мира идеального в мир материального с неизвестно от куда взявшейся энергией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Думаю именно одиночество кидает человека в объятья соц.сетей.

Скорее всего да, только одиночество это, сдается мне не одиночество внешнее, а одиночество внутреннее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Скорее всего да, только одиночество это, сдается мне не одиночество внешнее, а одиночество внутреннее.

Такое время, что люди уходят в виртуальность. Здесь все - и общие интересы и видимость демократических отношений и советы и мысли чужих людей, которые приятно препарировать. Ну не получается у людей каждый день общаться с друзьями, а хочется. Хочется поделиться с кем-то радостью и горем и своим открытием и найти поддержку и посраться тоже :) Не без этого. Самое странное во всем этом то, что виртуальное общение на форуме кажется более реальным и естественным и здесь можно сказать то, о чем сказать в реале постесняешься. Сетевое общение - это просто настоящее твое откровение, идущее из глубины души, которое предназначено для всех, но чтобы тебя поняли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Такое время, что люди уходят в виртуальность. Здесь все - и общие интересы и видимость демократических отношений и советы и мысли чужих людей, которые приятно препарировать. Ну не получается у людей каждый день общаться с друзьями, а хочется. Хочется поделиться с кем-то радостью и горем и своим открытием и найти поддержку и посраться тоже :) Не без этого. Самое странное во всем этом то, что виртуальное общение на форуме кажется более реальным и естественным и здесь можно сказать то, о чем сказать в реале постесняешься. Сетевое общение - это просто настоящее твое откровение, идущее из глубины души, которое предназначено для всех, но чтобы тебя поняли.

пока не попросят в личку заткнуться :o .... видимость демократии полная. :rolleyes: людей сознательно и целенаправленно разделяют.что бы легче было душить по одному... :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Марашка

На мой взгляд, все гораздо проще.

Социальные сети - продукт общества, где по факту человек не выключен из общества, учится, работает в коллективе, и т.д.

Но внутренне он дистанцирован от каждого представителя социума, в следствии специфической мировоззренческо-ценностной матрицы.

Да и первая соц сеть тоже была сделана для "понтов", выяснения кто круче и т.д. То есть в итоге не объединяла людей, а наоборот

оказалась электронным апофеозом деградации современного американского общества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Скорее всего да, только одиночество это, сдается мне не одиночество внешнее, а одиночество внутреннее.

Смертоносное одиночество

("The New Republic", США)

Теперь мы знаем, как оно калечит тело и душу

Джудит Шулевитц (Judith Shulevitz)

...В определенном смысле эти открытия столь же важны, как и микробная теория заболеваний. Раньше мы знали, что инфекционные болезни убивают, но не понимали, что распространяются они микробами. Точно так же мы интуитивно понимали, что одиночество ускоряет смерть, но не могли объяснить, каким образом. Сегодня психобиологи могут показать, что одиночество посылает дезориентирующие гормональные сигналы, перестраивает в генах молекулы, управляющие поведением, и приводит в расстройство множество других систем. Они доказали, что продолжительное одиночество не просто вызывает болезни; оно может вас убить. Эмоциональная изоляция считается таким же серьезным фактором риска смертности, как и курение. В неполный список психических расстройств, вызываемых или усугубляемых одиночеством, входят болезнь Альцгеймера, ожирение, диабет, повышенное кровяное давление, сердечные болезни, нейродегенеративные заболевания и даже рак, ибо опухоль сильнее дает метастазы у одиноких людей...

 

...Кто такие одинокие люди? Это аутсайдеры, люди со стороны: не только престарелые, но и бедные, запуганные, преследуемые – словом, другие. Опросы показывают, что люди, подвергаемые дискриминации, чаще испытывают одиночество, чем те, кто ей не подвергается, хотя они не попадают ни в одну из вышеперечисленных категорий. Женщины более одиноки, чем мужчины (хотя неженатые мужчины более одиноки, нежели незамужние женщины). Афроамериканцы более одиноки, чем белые (хотя незамужние афроамериканки менее одиноки, чем латиноамериканки и белые женщины). Менее образованные люди испытывают одиночество чаще и сильнее, чем люди более образованные. Безработные и пенсионеры более одиноки, чем люди работающие.

Ключевая составляющая чувства одиночества - это ощущение того, что тебя отвергают. Оказывается, это наносит самый серьезный вред. Психологи сделали это открытие, изучая, среди прочего, жизненный опыт и переживания мужчин-гомосексуалистов в первое десятилетие эпидемии СПИДа, когда это заболевание уничтожало их иммунную систему и, как им казалось вначале, только их систему и ничью больше. Страна сначала игнорировала эту проблему, а потом начала паниковать. Вскоре люди по всей стране начали требовать, чтобы гомосексуалисты были подвергнуты изоляции...

Джудит Шулевиц является редактором научной рубрики издания The New Republic.

Оригинал публикации: The Lethality of Loneliness

Опубликовано: 28/05/2013 19:40

Читать далее: http://inosmi.ru/world/20130529/209462451.html#ixzz2UgFJy5tg

 

Одиночество это не просто так - от него оказывается и потолстеть можно! Вывод - аська способствует похуданию!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Психологи очень много выводят в психологическом устроении человека из общества - из того места где одиночество вроде бы не мыслимо. Но.... на сколько моё восприятие общества верно истинному обществу? Моё восприятие это всегда моё восприятие с примесью меня. И общаюсь я не напрямую, а опосредованно, через свои представления. Можно даже сказать, что вот вроде бы идёт диалог, с виду, а на самом деле каждый участник разговаривает с образом собеседника в своём сознании. Это ли не одиночество, изощрённое такое. И выходит, что человек это и есть воплощённое одиночество - это наша природа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Молодые, какие же вы тупые!

 

RnQpP2b9.jpg

Преподаватели вузов отметили, что с каждым годом студенты становятся всё глупее
Глядя на сегодняшнюю молодежь, так и хочется процитировать «Горе от ума»: «И точно, начал свет глупеть». После слов «глядя на сегодняшнюю молодежь» вы можете подумать, что я получаю пенсию, нянчу внуков, не умею пользоваться iPad, ругаюсь в очередях в «Сбербанке» и просыпаюсь в 6 утра. Однако ж нет - мне только-только исполнилось 30 лет, я официально перестал быть молодёжью, торжественно вошел в «средний возраст», и теперь имею полное право выносить оценку молодым. И оценку эту назвать высокой никак не получится.

Понимаю, что в нашей стране во все времена молодежь поносили, на чем свет стоит, однако же, ветреные и легкомысленные люди всегда вырастали и превращались в степенных отцов семейства, учёных, инженеров, врачей, преподавателей, политиков, журналистов, тренеров. Но сегодняшняя молодёжь - это просто диагноз. Очень хочу разувериться в этом, но никак не получается.

Задуматься об интеллектуальном уровне молодых меня заставил прошедший недавно Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. Учителя на съезде отметили, что студенты становятся с каждым годом всё глупее и глупее. Винят словесники в этом, понятное дело, ЕГЭ. «Ещё никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов», - заявила участница съезда Мария Ремнева.

Крепитесь, Мария, то ли ещё будет. Я тоже постоянно обращаю внимание на то, что в голове большинства молодых людей пусто, как в холодильнике моего соседа-алкоголика. Когда я учился в институте, половина ребят, приехавших с юга, с кем я тренировался в спортзале, с трудом говорили по-русски, а их кругозор мало чем отличался от кругозора Ашота, продавца на рынке с 20-летним стажем. Как они умудрялись сдавать сессии - не понимаю, но это их проблемы, а также проблемы деканата. Носители русского языка также поражали своей ограниченностью. В моей группе училась русская девушка, которая постоянно носила с собой книгу «Преступление и наказание». Когда это произведение в её руках начало мозолить мне глаза, я решил спросить у девочки, кто главный герой в этой книге. Она уверенно ответила: «Чацкий». Занавес.

Однажды мне пришлось покопаться в анкетах, которые заполнили студенты, только что поступившие в институт. Ребятам предлагалось рассказать о своих хобби и увлечениях. Они и рассказали. Вот только некоторые выдержки:

- Люблю слушать музуку

- Играю в Bascet-boll

- Овладел фидео-фотоаппаратурой, умею плавать, играю в тенес, пеонербол и катаюсь на ролликах

- Не рисую, не пою, не танцую. После окончания института хочу стать человеком.

И такие «специалисты» оканчивают вузы, получают дипломы и устраиваются на работу. Нет, они не делают нам гамбургеры в заведениях, предлагающих полакомиться фаст-фудом, они занимают более серьёзные должности, становятся менеджерами, секретарями, юристами, журналистами, психологами, ходят на выборы, в конце концов. Я не верю, что со временем к людям с интеллектом ниже плинтуса придут знания и умения. Кто-то скажет, что не надо делать выводы, основываясь исключительно на орфографии. Но ведь безграмотность говорит о том, что человек либо страдает дислексией, либо не читает книг. Дислексия - недуг редкий, а ведь именно книги дают человеку знания, без которых он является обычной биомассой. Отсюда и выводы про интеллект молодых людей. Если пообщаться с ними поближе - в соцсетях или на «пивной» лавочке во дворе - волосы встают дыбом: они не разбираются ни в политике, ни в географии, да вообще, ни в чем! И самое страшное: они равнодушны ко всему.

Отмечу, что такую молодежь создали, в первую очередь, реалии современной России: низкое качество образования, коррупция в вузах, доступность алкоголя и наркотиков, телевидение, интернет. Не подумайте, что я внебрачный сын Вассермана - иллюзий по поводу своих кругозора и интеллекта я не питаю. Но вот сравнить себя и своё окружение с современной молодёжью я могу, причем, понятно, что не в пользу последних. А вот паникером назвать меня можете, так как мне реально страшно за будущее страны, в котором на первых ролях будут «Светы из Иваново», не могущие связать двух слов, и не видящие ничего дальше лавки во дворе.

Однако же не всё так плохо. На днях стало известно, что в Госдуму будет внесен законопроект об образовании - соответствующее поручение дал кабинету министров президент. В этом законопроекте будут прописаны нормы по всем уровням образования. Как мы видим, в области образования наше правительство идёт, в принципе, по правильному пути, в частности, взяв курс на уменьшение числа непомерно расплодившихся вузов. Хорошо, что там, наверху, понимают, что если молодёжь не учить уму-разуму, они сами собой не поумнеют. И последнее: молодёжь поумнеет только если сама захочет этого. А вот как мотивировать молодых людей получать знания - я, к сожалению, не в курсе.

Геннадий Кочетов, лаборант

 

http://rusplt.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Молодые, какие же вы тупые!

 

 

http://rusplt.ru

С прискорбием хочу заметить, что аналогичные высказывания были и 150 лет назад и в Др.Греции и в Др.Вавилоне. Эта проблема имеет многотысячелетние, поликультурные корни. Это нужно просто принять как факт объективной действительности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С прискорбием хочу заметить, что аналогичные высказывания были и 150 лет назад и в Др.Греции и в Др.Вавилоне. Эта проблема имеет многотысячелетние, поликультурные корни. Это нужно просто принять как факт объективной действительности.

Еще раз для самых внимательных: "Понимаю, что в нашей стране во все времена молодежь поносили, на чем свет стоит, однако же, ветреные и легкомысленные люди всегда вырастали и превращались в степенных отцов семейства, учёных, инженеров, врачей, преподавателей, политиков, журналистов, тренеров. Но сегодняшняя молодёжь - это просто диагноз. Очень хочу разувериться в этом, но никак не получается"
 
Если посмотреть в пустые глаза нынешних мразишей, бивисов, батхедов, дебилов, чепьювинов, рэперов и прочей молодежной пены, то становится страшно за страну. Они дебильнее вечных евро-дебилов и обитателей черных гетто пендоссии. А ведь раньше русская, советская молодежь была продвинутой, ученой, активной, развивающейся. Но таков результат активной дебилизации страны путинизма - даже судя по этому форуму страну заполонили бозоны и овш, тьфу, дебилы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Еще раз для самых внимательных: "Понимаю, что в нашей стране во все времена молодежь поносили, на чем свет стоит, однако же, ветреные и легкомысленные люди всегда вырастали и превращались в степенных отцов семейства, учёных, инженеров, врачей, преподавателей, политиков, журналистов, тренеров. Но сегодняшняя молодёжь - это просто диагноз. Очень хочу разувериться в этом, но никак не получается"
 
Если посмотреть в пустые глаза нынешних мразишей, бивисов, батхедов, дебилов, чепьювинов, рэперов и прочей молодежной пены, то становится страшно за страну. Они дебильнее вечных евро-дебилов и обитателей черных гетто пендоссии. А ведь раньше русская, советская молодежь была продвинутой, ученой, активной, развивающейся. Но таков результат активной дебилизации страны путинизма - даже судя по этому форуму страну заполонили бозоны и овш, тьфу, дебилы.

 

Тебе зачем эти люди. В психологии это признак диагноза, человек в первую очередь о себе должен думать и начинать с себя - это разумно, а не сокрушаться как там у когото.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В последнее время всё больше убеждаюсь, что без парадигмы Души в психологии, эта наука очень корява. Как не странно наличие Души может разрешить гигантскую кучу человеческих психологических проблем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Психология:Знатоки человеческих душ

«Все думают, что психология и социология только на производстве нужны. А о том, что этим наукам в личной жизни цены нет, одна я знаю», — уверенно заявляла психолог Сюзанна в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Но это было давно, в далеких 80-х. С тех пор многое изменилось, и большинство из нас уже не испугаешь предложением обратиться к психологу. Людей этой профессии мы встречаем чуть ли не с рождения - в детской поликлинике, в садике, в школе, в вузе, во время приема на работу. В любом гуманитарном университете есть факультет психологии, а студенты-психологи уверены, что овладевают профессией будущего.

59316125.png

«Гуру» против «эликсира»

Именно будущего, поскольку у нас психологические консультации (да если еще и платные!) — до сих пор чудо диковинное. Конечно, в крупных мегаполисах дела обстоят иначе: решать свои проблемы в кабинете психолога считается нормальным, а в некоторых кругах даже престижным. Но в провинции люди и сегодня предпочитают обходиться народными методами психотерапии: подружкиной «жилеткой» или сорокоградусным эликсиром. Что, в общем-то, неудивительно. Народ у нас консервативный, к нововведениям привыкает медленно: христианство-то приживалось несколько веков, а вы говорите — психология! Ее и на Западе официально признали лишь в 1879-м, когда в Лейпциге открылась первая экспериментальная лаборатория. Затем появились знаменитый психоанализ Фрейда, гуманистическая психология Маслоу и Роджерса, аналитическая психология Юнга, бихевиоризм, гештальт-терапия, генная психология и прочее, прочее, прочее. И как прикажете «бедному крестьянину» разбираться во всем этом многообразии?

Да и вообще, кто это такой — психолог? Врач? Гуру? Или, подобно писателям советской эпохи, «инженер человеческих душ»? И стоит ли делиться сокровенным с таким сомнительным типом? Ведь понятно же, от хорошей жизни в психологи не пойдешь…

Да уж, подобные представления бытуют не только в глубинке, но и в крупных городах. Многие полагают, что люди становятся психологами, в первую очередь, чтобы разобраться с собственными проблемами. Существует такой стереотип: мол, если в семье кто-то тяжело болел, ребенок решает стать врачом, если любишь учить и учиться, быть тебе педагогом. А если не можешь решить внутренние проблемы, поступай на психфак: и своих тараканов выведешь, и другим поможешь. Что ж, доля истины в подобных рассуждениях имеется: некоторые действительно становятся психологами, стремясь лучше понять себя, справиться с собственными комплексами и неприятностями. Часть «излечившихся» остается в профессии, другие успешно применяют полученные знания и навыки в самых разных областях — от маркетинга и рекламы до бизнеса и политики.

Распространен и другой миф. Психолог — всеведающий гуру, у которого есть ответы на любые вопросы, а вот личных проблем нет и быть не может: какой же ты тогда знаток человеческих душ? Извините, но вы заблуждаетесь. Пусть это прозвучит грубо, но абсолютно счастливыми и беспроблемными людьми могут быть только клинические идиоты. А большинство психологов, все же, товарищи вполне вменяемые, не обделенные умом и сообразительностью — а значит, и «горем от ума» в той или иной степени страдающие.

Психолог в профиль и анфас

Так что же это за «зверь» такой? Какой человек может стать хорошим психологом, а главное — зачем ему решать чужие проблемы, когда и своих, оказывается, хватает? Сразу скажу: описать некоего усредненного психолога не получится — все они очень разные, что естественно. Ведь и психологических школ, направлений, методик не перечесть. Однако если говорить о психологах по призванию, а не просто о выпускниках соответствующих факультетов, некий рисунок личности составить можно. Всех настоящих психологов объединяет одно: желание сделать окружающих счастливыми. Пусть для кого-то это прозвучит банально и даже напыщенно, но это правда. А чтобы справиться со столь непростой задачей, необходимо обладать определенными качествами, даже, можно сказать, дарованиями.

Во-первых, любой психолог должен быть немного актером, а также режиссером и сценаристом в одном лице. Ведь очень часто приходится приводить в чувство клиента, вызывать в нем определенные эмоции, включаться в его игру (или наоборот — предлагать собственный сценарий). Во-вторых, психолог — всегда педагог. Возможно, строгий преподаватель, требующий выполнять домашние задания и неукоснительно следовать инструкциям. Или же наоборот, воспитатель детского сада, который и слезы вытрет, и выслушает, и утешит, и сказку добрую расскажет.

В-третьих, это исследователь. Конечно, у каждого психолога есть свои любимые методы, однако настоящий специалист не станет пытаться осчастливить всех по одному отработанному шаблону: он будет изучать вашу личность, подбирать соответствующие методики и схемы — словом, проводить глубокую исследовательскую работу. Ведь он прекрасно понимает, что его просчет (как и ошибка хирурга, например) может слишком дорого обойтись клиенту.

И, наконец, психолог — это экспериментатор. Ведь каждый из нас — личность уникальная. И нередко, чтобы помочь клиенту, требуется не просто индивидуальный подбор методики, а нестандартный подход, эдакий ход конем, который еще нужно придумать и не побояться осуществить.

И это, друзья, лишь база, необходимый минимум настоящего психолога. Понятно, что таких специалистов не так уж много — и у нас, и «у них». Вот почему многие жалуются, что не могут найти «своего» психолога. Впрочем, на то имеются и другие причины.

Многоликий Янус

Если после нескольких консультаций вы понимаете, что проблемы не решены, это не всегда означает, что вы попали к плохому специалисту. Психологи, даже самые талантливые, все же, не волшебники, и не всегда могут (или считают нужным) соответствовать вашим запросам. А запросы у клиентов самые разные, как и проблемы, не говоря уж об особенностях личности. К примеру, человек, недавно переживший тяжелый стресс, вряд ли станет играть в ролевые игры или активно работать над собой: у него на это просто нет сил. И лучшим помощником для него станет не психоаналитик, а «психолог-нянька», который доброжелательно выслушает исповедь, утешит и вселит уверенность в светлом завтра. Иными словами, поставит человека на ноги, а уж затем тот пойдет дальше: сам по себе, вместе со своим «воспитателем» или же найдет другого специалиста, который будет больше соответствовать его новым требованиям.

Людям, которые не любят, когда им «лезут в душу», заставляют ворошить прошлое, искать причины неудач, поможет «психолог-босс». Он дает четкие инструкции, которые приводят к конкретным результатам. К таким специалистам любят обращаться клиенты, у которых нет времени или желания на долгие курсы терапии, зато есть потребность максимально быстро достичь желаемого эффекта. Что, говорите, мужчины вас не любят, а возраст уже поджимает? Ну-ка, немедленно худеем, хорошеем, меняем прическу, гардероб, работу, рисуем на лице боевую раскраску — и вперед! И не забывайте, что именно вы самая обаятельная и привлекательная! И вот уже появляются первые поклонники –— пусть они не очень похожи на героя вашего романа, но уже кое-что. А главное — самооценка поднимается, крылья расправляются, а порой появляется желание поработать не только над внешностью, но и разобраться в себе: героя-то встретить хочется. И, кстати, время на такую работу в большинстве случаев тоже находится. И тогда, вероятнее всего, вам понадобится уже другой психолог. Вы же хотите понять причину собственных неудач, найти пресловутый корень зла и уничтожить его раз и навсегда, правда? И вам уже не требуется сочувствие или прямые инструкции — вы открыли новую главу своей жизни, где будут задействованы новые герои и, не исключено, новые психологи.

Разумеется, психотерапия нужна далеко не всем (что не может не радовать). Но если у вас имелся неудачный опыт общения с психологами, не спешите разочаровываться. Талантливый специалист действительно способен сделать вашу жизнь лучше (спокойнее, проще, ярче, интереснее — как пожелаете). Точнее, вы сделаете это сами, а он просто будет рядом и поможет, если что.

Анекдоты

Встречаются два психолога.
Один другому: «Ну, как у тебя дела я знаю, а как у меня?».

Подростки-хулиганы напали на женщину-психолога. Шубу сняли, сумочку, отняли, украшения отобрали и скрылись. «Надо же, - вздыхает потерпевшая. - Такие молодые, и уже столько проблем!».

- Сколько нужно психологов, чтобы заменить одну лампочку?

- Один. Но лампочка сама должна захотеть поменяться.

 

http://planeta.moy.su

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Дагестанцы могут получить именные стипендии по психологии
 
До 1 декабря принимаются заявки на участие во всероссийском конкурсе для студентов-психологов на присуждение именных стипендий. Организатором стало Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет». Принять участие в конкурсе могут студенты 4-5 курсов и магистранты.
Стипендия имени В.В. Давыдова
 Учреждена с целью поощрения научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов ВУЗов РФ в области педагогической психологии. Предпочтение отдается исследованиям, которые основаны на фундаментальных идеях научной школы В.В. Давыдова и нацелены на решение проблем современного образования: проблемы культурно-исторической и деятельностной природы теоретического мышления и сознания, логико-предметный и логико-психологический анализ содержания обучения, теорию учебной деятельности, методологию проектирования современного общего образования, в том числе, вопросы диагностики и психологической поддержки развивающих эффектов начального общего образования (согласно ФГОС).
Стипендия имени Д.Б. Эльконина
 Учреждена с целью поощрения научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов ВУЗов РФ в области возрастной психологии. Предпочтение отдается исследованиям, в которых воплощается культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его школы, реализуется идея формирующего эксперимента, рассматривается социальная ситуация развития детей в контексте исторических, культурных и цивилизационных процессов, сочетается теоретический и экспериментальный подходы к решению актуальных проблем современного образования.
Стипендия имени Л.А. Венгера
 Учреждена с целью поощрения научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов ВУЗов РФ в области психологии развития (дошкольный возраст). Предпочтение отдается исследованиям, изучающим развитие способностей и формирование личности дошкольников в современной социальной ситуации развития детей.
Стипендия имени А.В. Петровского
 Учреждена с целью поощрения научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов ВУЗов РФ в области социальной психологии. Предпочтение отдается исследованиям, сочетающим теоретические и практико-прикладные аспекты социальной психологии групп, социальной психологии личности, социальной психологии образования, социальной психологии управления, социальной психологии развития и этнопсихологии.
 
Стипендия имени М.М. Коченова
 Учреждена с целью поощрения научно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов ВУЗов РФ в области юридической психологии, систематизации и обобщения отечественного и международного опыта по использованию психологических знаний и специальных технологий в юридически-значимых сферах профессиональной деятельности и их внедрения в различные виды социальной практики. Предпочтение отдается исследованиям, сочетающим теоретические и прикладные аспекты клинической психологии в юридическом контексте, проблемы судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе,психологические проблемы судопроизводства, примирительные процедуры.
 Размер именной стипендии в 2012 – 2013 учебном году: 3000 рублей. Стипендия выплачивается в период с января по июнь 2013 года.
 

В Дагестане прошли тренинги для педагогов и психологов
 
Для участия в тренингах для педагогов и психологов пригласили 80 человек из самых разных районов Дагестана.
 
Сами тренинги организовывали и проводили тренеры Лиги защиты матери и ребенка, финансировал их детский фонд ООН ЮНИСЕФ, а курировало весь этот процесс министерство образования, науки и молодежной политики РД.
 
Как сообщила корреспонденту Республиканского информагентства "Дагестан" секретарь общественной организации "Лига защиты матери и ребенка", тренер мобильной тренерской группы Дагестана, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГУ Патимат Омарова, всего прошло 4 тренинга, один в Хасавюрте и три в Махачкале.
 
Также прошла презентация программы "Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа" детского фонда ООН ЮНИСЕФ.
 
По словам Патимат Омаровой, тренинги были организованы с целью, чтобы психолого-педагогическая общественность познакомилась с современными методами формирования толерантности у подростков, развития навыков социальной компетентности, умению общаться в непростых условиях современного мира.
 
Многие участники тренингов отметили, что показанные им приемы и методики оптимально вписываются в работу дагестанских школ.
 
Обучении шло по пяти основным темам: культура мира и миротворчество, черты толерантной личности, мир различий, предрассудки и стереотипы и дискриминация; разрыв шаблонов.
 
Занятия проходили в игровой форме и через практические задания. Занятия вели тренеры мобильной тренерской группы ООН из Дагестана. Это сама Патимат Омарова, Загидат Гасанова, Далгат Магомедов, Оксана Бажукова, Марха Джавтаева, Людмила Трофимова.
 
www.riadagestan.ru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Исследования в области психологии


Зоологический метод как диагностика ОКР и шизо-ОКР

 

Поскольку животные не умеют говорить, чтобы понять смысл их действий, исследователи вынуждены изучать модели их поведения. Теперь ученые из Тель-Авивского университета используют эти зоологические методы для изучения людей с серьезными психическими расстройствами.

Профессор Дэвид Эйлам (Тель-Авивский университет, Кафедра зоологии, Факультет наук о жизни Джорджа С. Вайза) наблюдал за пациентами с обсессивно-компульсивным расстройством (далее ОКР) и с «шизо-ОКР» (сочетает в себе симптомы шизофрении и ОКР) во время выполнения ими основных бытовых задач. Анализируя перемещения пациентов, они смогли определить сходства и различия между этими двумя часто путаемыми расстройствами.

Это исследование, опубликованное в журнале CNS Spectrums, делает еще один шаг к разрешению старого вопроса о природе шизо-ОКР — является ли оно сочетанием обсессивно-компульсивного расстройства и шизофрении или просто разновидностью одного из этих расстройств?

Исследователи сделали вывод, что шизо-ОКР — это сочетание этих двух расстройств. Они отметили, что различия в поведении, определенные в исследовании, могли бы использоваться для диагностирования пациентов с ОКР и другими обсессивно-компульсивными расстройствами, включая шизо-ОКР.

Таксономия психических расстройств

«Я понял, что моя методология для изучения моделей поведения крыс могла бы использоваться при работе с психическими расстройствами людей», — сказал профессор Эйлам. «Поведение — это конечный результат работы нервной системы, а моя команда и я — являемся экспертами в проведении тщательного анализа поведения, будь то поведение людей или животных».

Главные особенности ОКР — это, конечно, навязчивые мысли и действия (компульсии). Навязчивые мысли — это возвращающиеся настойчивые мысли, импульсы или образы, которые воспринимаются как нежелательные и вызывают заметное расстройство или беспокойство. В отличие от навязчивых идей, компульсии — это повторяющиеся действия (например, счет), которые выполняются в ответ на навязчивые идеи и согласно строго определенным правилам. Шизофрения отличается в частности такими симптомами как бред, галлюцинации, неорганизованная речь, ненормальное двигательное поведение и ослабленное проявление эмоций.

Профессор Эйлам и аспирант Анат Гершони с Кафедры зоологии и профессор Хаггай Хермеш из Медицинского факультета Тель-Авивского университета, а также доктор Наоми Файнберг из больницы королевы Елизаветы II ( Англия ), постарались разрешить эти разногласия. Для этого они записали и сравнили видео пациентов с ОКР и шизо-ОКР, во время выполнения ими 10 различных бытовых задач, таких как выход из дома, приготовление чая и убирание со стола. Клиническая картина этих пациентов соответствовала критериям широко используемого Руководства по диагностике и статистике психических расстройств.

Вопрос пространства

Ученые обнаружили, что пациенты с ОКР и шизо-ОКР демонстрировали похожее поведение при выполнении задач, чрезмерно повторяя и добавляя действия. Но пациенты с шизо-ОКР кроме этого, действовали как шизофреники.

В исследовании типичный пациент с ОКР при выходе из дома стоял на месте и несколько раз проверял содержимое своих карманов, затем брал ключи и сотовый телефон и выходил за дверь. В отличие от этого, типичный пациент с шизо-ОКР выполнял следующее: ходил по квартире и включал/выключал свет в ванной, затем брал ключи и телефон и выходил за дверь; ходил проверял спальню, затем брал ключи и телефон и выходил за дверь; ходил вытряхивать пепельницу, затем брал ключи и телефон и выходил за дверь; и так далее. Обычный здоровый человек просто бы взял ключи и телефон и вышел.

В целом, исследователи обнаружили, что уровень обсессивно-компульсивного поведения у пациентов с ОКР и шизо-ОКР был одинаковым. Это говорит о том, что оба типа пациентов испытывали проблемы с перемещением внимания от одной задачи к другой — это можно использовать для диагностики ОКР. Однако пациенты с шизо-ОКР выполняли больше ненормальных действий на большем пространстве, чем пациенты с ОКР. Это говорит о том, что пациенты с шизо-ОКР непрерывно перемещали внимание, что происходит в шизофрении, но не в обсессивно-обсессивном расстройстве.

«В то время как пациенты с ОКР одержимы одной идеей, ум шизофреника “перемещается”», — сказал Эйлам. «Мы обнаружили, что это проявляется в пути их движения. Таким образом, вместо того, чтобы анализировать мысли пациентов, мы можем просто проследить путь их перемещения».

Эйлам планирует провести исследование для сравнения повторяющихся моделей поведения у пациентов с ОКР и аутизмом.

Ниже приведена анимация, предоставленная исследователями, которая показывает путь перемещения пациента с ОКР, собирающегося выйти из своей квартиры (слева), и путь перемещения пациента с шизо-ОКР, выполняющего ту же задачу (справа). Черные круги показывают количество действий, выполненных в каждом месте. Как видно, пациент с ОКР находится, главным образом, в одном месте, в то время как пациент с шизо-ОКР ходит по всей квартире:

http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2013/intpsy120913.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Психологическая наука в постсоветском Казахстане

 

Состояние психологической науки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительного подъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат и методы исследования. В настоящее время в нашей республике резко возросли интерес и потребность людей в интенсивной разработке различных актуальных проблем психологии. Повысился уровень научных исследований, расширена пропаганда психологических знаний, проведен ряд научно-теоретических конференций (1990,1994,1996,1998.

 

), изданы монографии, выпущены учебники и учебные пособия, типовые программы, методические разработки, библиографические указатели, терминологические словари. Несколько оживилась деятельность психологов, входящих в Алматинскую областную ассоциацию «Национальное образование и воспитание», и работа вновь учреждённого Центра этнопсихологии и этнопедагогики при КазГУ им. Аль-Фараби. Конечно, общая картина довольно отрадна.

 

Но если посмотреть глубже, то всё обстоит здесь не столь благополучно. К сожалению, статус психологии в нашей республике неоправданно принижен. Многие вопросы, имеющие самое прямое отношение к психологии, решаются без её участия. Так, очень слабо используются психологические данные в различных отраслях экономики, образования, здравоохранения, культуры, госаппарата, в правоохранительных органах, в армии и т. д. Почти не используются возможности психологической науки для профилактики и преодоления алкоголизма, наркомании, суицида, проституции и других негативных антиобщественных явлений, не проводится психологическая экспертиза и при анализе несчастных случаев, аварий, производственных травм, расследовании правонарушений и преступлений.

 

В сфере духовно-нравственной жизни полиэтнического общества не созданы условия для овладения основами психологических знаний и умений как важного элемента общечеловеческой культуры полноценно развитой личности, ориентированной на её самовоспитание и самоусовершенствование. Психологическая подготовка студентов средних и высших учебных заведений оказалась в значительной мере оторванной от решения реальных учебно-воспитательных задач и запросов демократического государства.

 

Качество подготовки и численность специалистов-психологов не удовлетворяют нашу общественную потребность. Так, ежегодный приём студентов по специальности «психология» в 10 университетах не превышает ста человек. Если иметь в виду, что количество только общеобразовательных средних школ в республике более 9 тысяч, то эта цифра – капля в море. Одной из причин перечисленных недостатков является крайне неудовлетворительное состояние разработки как фундаментальных, так и прикладных психологических проблем и острая нехватка квалифицированных психологов.

 

В данный момент их у нас насчитывается не более 200 человек, из них более 30 кандидатов и 5 докторов наук. Обновление демократического общества, его суверенизация и гуманизация, становление правового государства, реформа образования, развитие общественно-политической активности людей с учётом полиэтнического и многоконфессионального состава населения страны требуют преодолеть застой и отставание психологической науки, покончить с недооценкой психологических знаний и отсутствием психологической культуры во всех звеньях организации и управления экономической, социальной, политической и духовно-нравственной жизни казахстанского общества.

 

Одной из задач современной психологической науки Казахстана в перспективе является разработка теоретико-методологических основ этой отрасли знаний с учётом этнопсихологических, демографических, экологических особенностей этого большого региона, так как перенесение методики психологического исследования Запада, основанных на иной методологии, может привести к нежелательным результатам. Приоритетными направлениями в области психологии, на наш взгляд, должны выступать изучение путей формирования и развития этнической личности, установление закономерности психического развития с момента её рождения до глубокой старости, воспитания её высокой духовно-нравственной сферы, механизмов становления чувств казахстанского патриотизма. Также необходимо безотлагательно развернуть исследования психологических аспектов радикальной экономической реформы, механизмов формирования психологических новообразований личности в условиях перехода к рыночным отношениям, коммерческой торговле и бизнесу. В этой связи нужно разработать психологически обоснованные методы подготовки бизнесменов-профессионалов, предпринимателей; принципы перспективных обучающих систем и тренировочных заданий, рекомендации по эффективному восстановлению работоспособности человека, провести анализ психологических барьеров, тормозящих внедрение достижений научно-технического прогресса в жизнь, а также отдельных негативных последствий такого внедрения.

 

Многонациональный Казахстан должен стать крупным центром этнопсихологических исследований. Правда, в этом плане делаются определённые работы. Так, в КазГУ им. Аль-Фараби в прошлом году учреждён республиканский Центр по этнопсихологии и этнопедагогике, а буквально на днях создана кафедра этнической и педагогической психологии при факультете философии и политологии Казгосуниверситета. Сегодня особую актуальность приобретает поиск эффективных путей выхода из экологического кризиса.

 

Здесь на первый план могут выдвигаться проблемы изучения мотивации экологического поведения, раскрытие причин проступков лиц, за нанесение ущерба окружающей среде, изучение психологических последствий экологического кризиса в районе Аральского моря, Семипалатинского ядерного полигона (нарушение психологического здоровья, феномена суицида и др.). В целях охраны здоровья населения в отдельных университетах и медицинских вузах следовало бы открыть группы или отделения готовящих медицинских психологов, расширить участие психологов также в работе лечебных учреждений, приступить к разработке национальной программы психологических исследований здоровья. Первоочередные задачи в отраслях судебной, юридической и пенитенциарной (исправительной) психологий – разработка психологически обоснованных методов правового воспитания и правовой пропаганды, изыскание психологических источников правонарушений, деформации в общественном и индивидуальном сознании, принятие соответствующих рекомендаций по предупреждению преступлений, отбывания наказаний. Какую роль играет психология в системе различных звеньев образования не требует особых доказательств.

 

Вся система учебно-воспитательной работы, образования немыслима без психологического обеспечения. Современный этап развития психологической науки в Казахстане характеризуется актуализацией практической психологии как одного из наиболее важного научно-практического направления.

 

Этому способствует возрастающая потребность различных структур общества и отдельных граждан в практической помощи психологов, психотерапевтов, в получении психологических консультаций и поддержки, в повышении психологической компетентности и информированности в области психологических знаний, а соответственно, и формирования психологической культуры. Социально-психологическое напряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, в переходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искать различные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. С изменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной и способной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количества общедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей "психологизацией" средств массовой информации, психология становится актуальной, значимой и востребованной отраслью.

 

В связи с этим, можно с твердей уверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской науки особо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных на оказание практической психологической помощи. С начала нового тысячелетия в публикациях казахстанских психологов (С. М.Джакупова, Н. К.Сатыбалдиной и др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практической психологии в отечественной науке. И разработка научно-практической и методической базы консультационных психологических служб становится одним из актуальных и приоритетных направлений практической психологии.

 

Вместе с тем, практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна "не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтические технологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи", но проводить разносторонние научные исследования в данной области для формирования научной теоретико-методологической базы у нас в республике. До недавнего времени особое внимание уделялось развитию практической психологии в школьной психологической службе, а так же в специальных медицинских учреждениях, таких как центры психического здоровья, поликлиники, наркодиспансеры. Вне области внимания теоретических и практических исследований остаются проблемы психологических служб в бизнес-структурах, военских частях, в колониях, а так же вопросы реабилитации и реадаптации освобожденных, психологическая помощь инвалидам и т. п. Появление на всём постсоветском пространстве сети Кризисных центров, служб "Телефона доверия", созданных и развивающихся при поддержке различных международных фондов, частично компенсировало отсутствие психологических услуг для финансово и социально незащищенных слоев населения. Развитие практической психологии в рамках работы психологических служб Кризисных центров, по нашему мнению, шло спонтанно, интуитивно.

 

И эффективность психологической помощи зависела не столько от использования психологами результатов современных научных исследований в области практической психологии, а, сколько от личности самого психолога, его отношения к современным достижениям психологии, уровня его профессиональной и личностной готовности к оказанию помощи. Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы. Широкое внедрение психологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия.

 

Среди них приоритетными в консультационной службе психологической помощи остаются психологическое консультирование и психотерапия. Советский период характеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие виды психотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следует подчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической науки характеризуется созданием и формированием своей психологической, психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования в области внемедицинской психотерапевтической практики.

 

В связи с тем, что в советской психологической школе существовали жесткие запреты на развитие реальной практики психологического консультирования и психотерапии, перед отечественными теоретиками и практиками практической психологии стоит ряд проблем, требующих научного рассмотрения. К таким проблемам можно отнести: "соотношение отечественного и мирового наследия" в области психологического консультирования и психотерапии, дилемма, должен ли психолог в ситуации оказания психологической помощи ограничивать себя рамками одного подхода или "задействовать целый комплекс подходов и средств в силу комплексного многогранного характера самих реальных проблем клиента", каков реальный "психологический портрет" клиента психологических служб, какой должна быть модель консультационной беседы, как основного и особого средства воздействия на человека, оказавшегося в кризисной ситуации и многие другие. Из выше обозначенных проблем можно выделить некоторые направления научно-практических исследований в области психологического консультирования и психотерапии: обобщение опыта использования западных технологий в практике психологической помощи населению, анализ отечественных разработок как теоретической базы психологического консультирования и психотерапии, создание и отработка эффективных технологий практической помощи клиенту психологических консультаций. И самым основным направлением, по нашему мнению, является изучение личности самого клиента психологической службы как "субъекта специфического воздействия", выявление психологических переменных, определяющих причины обращения клиентов за помощью в психологическую консультацию, знание их природы и механизмов функционирования, умение диагностировать и адекватно строить психологическую работу.

 

Литература психологический наука казахстан Сатыбалдина Н. К. Тенденции современной психологической науки //Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. - Алматы. ©1(6). 2000.

 

С.33-39. Донцов А. И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности //Введение в практическую социальную психологию. - М.: Смысл, 1999.

 

С.7-21. Теоретические и прикладные проблемы практической психологии //Под ред. С. М.Джакупова.

 

Алматы, 2001. 180с. Размещено на Похожие рефераты: Развитие психологии в Сибири: история, реальное состояние и перспективы Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в Сибири. Социальная, научная и практическая ценность проекта, его цели.

 

Основные стратегические линии – компоненты становления психологии в Сибири. Пути развития научной психологии.

 


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Жас Алаш. РАБСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОХОЖЕ, НАШ УДЕЛ

 

ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДЯМ СТАРШЕ 60 ЛЕТ НАПРАВЛЕНИЯ НА УЧЕБУ?

 

Сегодня молодая интеллектуальная элита независимого Казахстана, получившая образование по программе «Болашак», в совершенстве овладела тремя языками, активно участвует в модернизации экономики, не отстает от мирового каравана, находится в постоянном поиске, согласно велению времени.

 

До сих пор по программе “Болаша?” более 20 тысяч казахстанцев получили образование в 27 странах мира, а более 10 тысяч иностранных студентов получили высшее образование в 146 высших учебных заведениях страны (9 национальных, 2 международных, 32 государственных).

 

Но вместе с тем терзают душу и сомнения. Например, теперь выпускники школ по программе «Болашак» не будут направляться в зарубежье для получения бакалаврского образования. И это очень хорошо. Если есть возможность получить достойное образование у себя на родине.

 

Вместо этого, начиная с 2015 года, будет выделяться стипендии программы «Болашак» магистрам и Phd-докторам, которые уже окончили ВУЗы, освоили определенную специальность, и уже знают, что им нужно в мировой системе образования. Подготовка кадров, владеющих несколькими языками, двумя дипломами – веление времени. Однако беспокоит то, что не учитывается возрастной ценз при прохождении учеными и преподавателями научной практики по программе «Болашак».

 

Как говорит само название, по программе должны направляться молодые ученые, по меньшей мере, не старше 30-40лет, а у нас иногда направляют и тех, кому за 60. И это должно заставить нас задуматься. Нужно ли тратить столько средств на людей предпенсионного возраста, оправдают ли себя такие траты? Вообще, насколько уместно включать ветеранов науки в программу «Болашак»? Выходит, эти средства тратятся впустую, для того, чтобы пенсионеры отдохнули заграницей? И здесь за версту отдает кумовством, коррупцией, безразличием за не рациональное использование государственных средств. Если кто не верит,  пусть глянет краем глаза на список ученых, которые по программе «Болашак» повышали свой научный потенциал за рубежом.

 

Если бы гранты “Болаша?” выделялись молодым ученым,  только пришедшим в науку, это, безусловно, повысило бы потенциал казахской науки. Ясно, пока не создадим условий, мы не улучшим состояние национальной науки и не добьемся значительных результатов. В эпоху Независимости свободомыслящую молодежь унижает мизерная зарплата, которая не соответствует их образовательному потенциалу и возможностям. Может быть, поэтому молодежь, обучающаяся по «Болашаку», предпочитает оставаться зарубежом…

 

А тем временем, молодые ученые, занимающиеся наукой, вынуждены вариться в собственном котле, не имея возможности повысить  квалификацию… О чем все это говорит? Развитие отечественной науки необходимо рассматривать с точки зрения патриотизма, и уделять ей особое внимание. И только тогда народ поверит в будущее своей страны.

 

И здесь рождается закономерный вопрос, куда направляются огромные средства, выделяемые на развитие отечественной науки, (2010 год –797 млрд., 2011 год – 900 млрд.). А если учесть, что до 2016 года средства, выделяемые на науку Казахстана, составят 5 процентов ВВП, то это огромные суммы, свидетельствующие, что государство делает все возможное для развития этой сферы, для будущего страны.

 

Например, для академической мобильности выделено 200 миллионов тенге, на которые в течение семестра 200-250 студентов проходят обучение в ведущих ВУЗах Европы за счет государства.

 

Не могу сказать, что в соседних странах есть такая поддержка. Вопрос в том, чтобы эти средства использовались рационально, во благо страны. А статус страны, имеющей развитую науку и образование, всегда высок.

 

ЕСЛИ ОНИ СВЫСОКА ОТНОСЯТСЯ К НАШЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ «КЛАНИТЬСЯ ИМ»?

 

Сегодня в систему образования широко вошло понятие «академическая мобильность». Академическая мобильность самый важный этап интеграционного образования в учебных заведениях. Но почему тогда в ряде случаев, в договорах об обмене студентов между университетами нашей и некоторых зарубежных стран, указанное положение  реализуется односторонне?  Если их студенты свысока относятся к нашей системе образования, не едут к нам, то почему мы должны «кланяться» им? Почему не проводится статистический анализ, чтобы понять причину этого? И почему он не публикуется в СМИ?

 

На мой взгляд, огромные средства, выделенные на подготовку национальных кадров, должны использоваться в национальных интересах. Прежде, чем направить студента на один семестр заграницу, необходимо изучить его подготовленность, знание им английского языка, подготовить с психологической и педагогической точки зрения, только тогда и средства и труд на их подготовку дадут нужную отдачу. Нужно прекратить порочную практику, по которой от каждого ВУЗа по разнарядке в каждом семестре должно направляться за границу определенное количество студентов.

 

И еще скажу. Начиная с нынешнего года в системе образования уделяется большое внимание программе “триединства языков”, с целью обучения молодежи трем языкам. Конечно, это хорошая идея, если подготовка студентов и  их лингвистические способности будут соответствовать этой задаче. Однако нельзя забывать, что за 20 лет мы не смогли обучить русскоязычных одному государственному языку. Не все такие патриоты, как Салык Зиманов, который сказал:  “Родился казахом, и умру казахом”.

 

А ведь если опираться на японскую систему образования, признанную во всем мире, то до 5-го класса японские школьники обучаются только на своем родном языке. И только овладев в совершенстве родным языком, переходят на иностранные языки. А чем Япония хуже других стран? Самое инновационное, самое передовое государство мира.  Японцы, как зеницу ока, берегут родной язык, менталитет, культуру, литературу своего народа, любят свою нацию.

 

Также в последние годы стало доброй традицией согласно “Государственной программе развития образования на 2011-20 годы” приглашение в ВУЗы страны для чтения лекций иностранных ученых. Безусловно, это хорошее начинание. Но не мешало бы и посмотреть на то, кого мы приглашаем. Где ученые с мировыми именами? Например, один иностранный ученый, который преподавал в Казахском Национальном университете имени  Аль-Фараби, откровенно опозорился, не сумев ответить на элементарный вопрос нашего профессора. Большинство преподавателей отечественных ВУЗов высказывают много критических замечаний по поводу квалификации и профессионализма преподавателей и профессоров, приглашаемых из зарубежа. И это не единичные случаи. Их не приветствуют не только коллеги — ученые и преподаватели, но и сами студенты.  А ведь каждый час лекции этих иностранных ученых оценивается в 60 тысяч тенге, ежемесячно им выплачивается 5-6 тысяч долларов. Если в ВУЗы страны намечено приглашать 40 иностранных профессоров, то сумма, выделяемая для этого, составит 265 миллионов тенге. Оплата иностранного преподавателя первого и второго квалификационного класса за 10 часов лекций составляет годовую зарплату наших преподавателей. Чем платить такие сумасшедшие деньги иностранцам, лучше бы создавали нормальные условия своим кадрам.

 

А теперь, давайте задумаемся, если эти средства мы потратим на оплату труда своих корифеев науки, которые знают мировую научную информацию не хуже своих иностранных коллег, то кто окажется в выигрыше?! У нас немало маститых ученых, за многие годы накопивших большой багаж знаний. И если назавтра мы их потеряем, то будем с горечью вспоминать о их лекциях, как вспоминаем сегодня с ностальгией о лекциях Мухтара Ауэзова, Алькея Маргулана.

 

Почему мы приглашаем в страну мало кому в научных кругах  известных иностранных ученых?

 

Почему не стремимся направлять своих молодых и перспективных ученых на обучение за заграницу?

 

И если наши студенты затрачивают огромные средства, и едут учиться в известные зарубежные университеты, то почему их студенты не горят желанием ехать к нам? Хотя бы для расширения своего кругозора. Почему наши деньги должны работать на повышение научного потенциала иностранных университетов?

 

МЫ НЕ РАБЫ???

 

Принятом в нынешнем году Законе «О науке» изменены принципы финансирования и управления наукой. Созданы национальные научные советы, проводится экспертиза научных проектов. По нынешним требованиям, научные проекты, выдвинутые научными организациями, рассматривает научно-техническая комиссия (ею теперь руководит премьер-министр) и зарубежные эксперты, выносящие свой вердикт.

 

И только при высокой оценке зарубежных специалистов, национальные научные проекты получают государственные гранты  и финансирование.

 

Ну, хорошо. В технических дисциплинах такой подход, может, и уместен. Но объясните мне, бога ради, почему люди, не знающие, что нужно для улучшения нашей духовной жизни, наших национальных интересов, социального положения и быта, должны выступать арбитрами нашей гуманитарной науки? А кому нужны проекты, которые не служат национальным интересам? Выходит двадцать лет Независимости нас ни чему не научили? Рабская психология, похоже, наш удел?

 

Кто, спрашивается, лучше наших специалистов может рассудить проблемы нашей истории и литературы, культуры, истории, психологии. Кто лучше может проводить исследования в области государственного языка, возрождения национальных ценностей? И что теперь, и эти вопросы мы отдаем на откуп иностранцам?

 

ВОЗМОЖНО, ЗАВТРА МЫ БУДЕМ ГОТОВИТЬ КАДРЫ ДРУГИХ СТРАН

 

В последние годы, ради незначительных финансовых средств иностранцев (если быть точным, за 10 компьютеров и оформление одного кабинета), повсеместно вводится бесплатное обучение разным языкам. Сегодня во всех ВУЗах разные национальные сообщества, преследующие миссионерские цели, открывают бесплатные курсы, оборудуют классы, обучают казахскую молодежь своему языку. Обучение турецкому, корейскому, английскому, китайскому и другим языкам проводится в Казахстане за счет этих стран.

 

Радуясь, что наши дети успешно овладевают иностранными языками, изучают культуру и историю других народов, мы как – то не заметили, как наши дети постепенно перешли на их язык, культуру и ментальность. Если меняется язык, то меняется и религия и менталитет. Постепенно меняется и сознание. Разве нынешние проявления актов терроризма в разных уголках страны, не свидетельства тому?..

 

Поэтому ставить отечественных ученых, которые и без того живут не в лучших условиях, в зависимое положение от иностранных изданий, не правильно.  Сегодня, чтобы быть признанной страной с развитой наукой и системой образования на международном уровне, нужно иметь наибольшее количество публикации в специализированных журналах с высоким мировым импакт-фактором (рейтин­гом).

 

Мировое научное сообщество должно делать ссылку на такие работы. Только тогда будет высок процентный показатель оценки труда ученых. Раньше была порочная практика, когда аксакалы, увидев свои имена в диссертационных работах, гордились этим, а если имен не было, то крыли соискателей на чем свет стоит. А теперь те же аксакалы вынуждены влачить жалкое существование, завися от мнения иностранных ученых и изданий. Закрыв свои научные издания, сегодня мы выстраиваемся в очередь в иностранные журналы с высоким рейтингом, затрачивая на это немалые средства.

 

Тогда как наши научные журналы, высоко ценившиеся в прежние годы, когда действовали диссертационные советы, сегодня на грани закрытия.  Сегодня  казахские ученые вынуждены тратить свои мизерные оклады на публикации своих трудов в иностранных журналах. Вынуждены искать окольные пути к этим журналам. Иначе, останешься на обочине развития науки. Тридцатилетний труд и множество дипломов оказались никому не нужными. Считаешься ученым  только в том случае, если твои труды публикуются зарубежом в журналах импакт-фактор. Иначе ты никому не нужен… Удивляет одно, достаточно перевести на счета редакций таких изданий кругленькую сумму, назвать тему и сроки, остальное они готовы сделать сами, сами напишут, переведут. Куда катится наука? Кому нужна такая профанация? Какое государственное учреждение анализирует, контролирует эту сферу? Да, воистину, происходит много удивительных вещей в мире нашей казахской науки, от которых становится страшно…

 

Когда, наконец, наши казахи поймут, что никто не пожалеет их, и справедливо не рассудит, как казах? Почему мы так стремимся свои проблемы всецело перепоручить кому-то? Почему мы стремимся зависеть от кого-то, оглядываться на кого-то? Кто поверит в то, что кто-то придет со стороны, и решит за нас все наши проблемы?

 

“Своя ноша не тянет”, — гласит народная мудрость. Так почему бы нам не поверить в свои силы, и самим не решать свои проблемы?! Пока казахи не станут патриотами, будущее нации  окутано туманом неизвестности.

 

Гюлнар Пiрiмжанова.

 

Перевод Кайрата Матрекова

 


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Современную Россию окупировала западная психология. Куда не глянь везде Роджерсы, Маслоу и другие Фридрихи с Джонами. Гляжу и у соседей также западная наука в почёте. При этом постепенно забывается советская психология. А она ведь очень много поработала. Коул ученик Лурии. Лурия основатель нейропсихологии. Леонтьев, Выготский - те учёные на которые ориентировались западные специалисты в разработке методов коррекции для детей. А тут раз и всё забыли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты