Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Сетевой Паук

Астраханское прошлое

Рекомендуемые сообщения

Извиняюсь за вторжение, но, вроде, в тему.

Сам искал в интернете и не нашел. Вопрос вот какой.

Хочется посмотреть фотографии старого кинотеатра "Модерн". Того, каким он был до его глобальной перестройки в 50-х годах прошлого века. Желательно дореволюционные фото.

Так же хотелось бы получить линки на информацию о его постройке и дореволюционной "жизни".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Всё же тема была про прошлое...

 

 

Зимой возвращаться домой из школы (из второй смены), темно, морозно, снег скрипит, дымком тянет из печей...

А дома сковорода картошки жареной с сайгаком....

 

 

Однажды после школы перебежали через дорогу и пошли вдоль стены крепостной, скатывая снежный шар.

У Красных Ворот уже он вырос так, что сдвинуть втроём не могли и катнули его вниз.

Когда катнули, тогда поняли весь ужас - внизу машины же идут (хотя и не так много, как теперь), хорошо он об дерево ударился, раскололся и на дорогу не выпал....

А здорово было!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

--------

Интернет ностальгирует по советской газировке, по фильму «Гостья из будущего», по игре в «резиночку» и по пионерлагерным «страшилкам». Создано огромное количество сайтов и ЖЖ-сообществ, так или иначе, посвящённых явлению, носящему имя «Ностальгия по эпохе Застоя» . Всё это будоражит блогосферу и даже - Ноосферу. Ностальгирующие делятся на два условных лагеря - собственно, «совки», которые яро противопоставляют солнечное «тогда» - ужасному «сейчас» и «успешно вписавшиеся», которым просто нравится вспоминать всё ту же газировку, «Гостью из будущего», игру в «резиночку» и пионерлагерные «страшилки». Сейчас речь пойдёт, как раз, о второй категории лиц - им всё нравится в современном обществе, но они почему-то с удовольствием подхватывают разговор о пионерском детстве и Олимпиаде-80.

 

Я уже писала о непреодолимом обаянии советской эстетики, о продуманной пропаганде. Но дело не столько (и не столько в этом). И не в том, что детство - лучшая пора, которая всегда вспоминается, как золотое времечко. Многие из «успешно вписавшихся» не склонны идеализировать детство или юность - у них и зрелость весьма недурственная.

 

А в чём же дело? Почему мы с удовольствием вспоминаем?

 

Итак, я полагаю, что огромную роль играет схожесть, общность воспоминаний у самых разных людей. Достаточно поместить фотографию какой-нибудь вещи или игрушки советского периода, как сразу несколько человек скажут: «Ой, а у меня была точно такая же!» Мы учились по одной школьной программе и видели на экранах ТВ одни и те фильмы. Достаточно показать обложку журнала «Работница», как кто-нибудь из дам непременно вспомнит, что именно в этом журнале была чудесная выкройка джинсового сарафана, который сшила ей мама. Да, у мажора был "Sharp"-двухкассетник, а у мальчика попроще - разбитая в уличных боях «Электроника» (замотанная изолентой), но и тот и другой слушали одну и ту же "АС/DC".

 

Тогда, если в кинотеатрах шёл какой-нибудь «Танцор диско» или «Тутси», его смотрели все и уже неважно, кто ты был - очкарик-доцент или уркаган с окраины. Все предпочитали "Pepsi" или "Fanta" в бутылках 0,33. У всех девочек были песенники, в которые хотелось наклеивать «тёток» из зарубежных каталогов. Разумеется, расчерчивали асфальт для игры в «классики», пели дурацкие полублатные песенки, вроде «Ой, васильки-васильки, сколько вас выросло в поле...» (там ещё про Олю, которую всё-таки зарезали). После каждого показа «Штирлица» изображали фашистов. Читали Дюма - его можно было купить за «макулатуру»: сдаёшь 30 кило - можешь купить «Виконта де Бражелона» и упиваться любовными историями Луи Четырнадцатого.

Так сказать, на всех - одна еда, одна вода, одна 'Burda'.

 

Несмотря на то, что у мажора был всё-таки 'Sharp'-двухкассетник и он собирался поступать в МГИМО, его быт не настолько уж отличался от быта людей попроще. Да, иной раз мама привозила датское печенье (в железной банке) или какие-нибудь невыразимо яркие штаны, но в целом, если приглядеться, были примерно одинаковые возможности. Наличие дома иностранных журналов и импортного шоколада - это просто смешно. Недавно (после длительного перерыва) довелось пересмотреть фильм «Соблазн» (1987) о том, как девочка возмечтала о мальчике-мажоре. И что? Меня поразила бедность быта этой самой «элиты». Вся разница в том, что у мажорного мальчика Бори был дома бар с импортным пойлом, да фото полуголой бабцы, налепленное на дверь сортира. Посмотрите, что сейчас. Будут ли через 20 лет общими воспоминания у сына банкира и у сына учительницы?

 

Сразу же возникает гневный отклик: «Это всё потому, что другого не было!!!» Воинствующие анти-совки, которым претит даже лёгкая ностальжи «успешно вписавшихся», непременно напомнят нам, что все читали Дюма и Пикуля потому что не было ничего другого. Как один такой анти-совок заявил, что в те ужасные времена девушки были вынуждены (sic!) читать Мопассана, чтобы хоть как-то самообразовываться в плане эротики, а нонеча - открываем самый скромный дамский журнал и - самообразовываемся хоть до отвращения. Да, возможно, что анти-совок в этом прав - все смотрели, покупали и «предпочитали» индийское кино и итальянскую эстраду потому что их к нам пропускали. И вот этот сыр плавленный «Дружба» - его все помнят не потому что он был вкусный, а потому что он был.

Сейчас у людей есть выбор, который не всегда бывает наилучшим, однако, у них есть возможность в любой момент поменять вкусы или не следовать дурной моде. Тогда было так - люби то, что дают.

 

Но факт остаётся фактом - у нас общие воспоминания.

 

Помимо того, что мы все «предпочитали» Аль Бано и Ромину Пауэр, кроссовки 'Adidas' и непременные джинсы, в наших воспоминаниях есть элемент преодоления трудностей - доставание шмоток, модных записей, иноземных журналов. Всё это сближает. Сорокалетние, вспомните в компании ровесников про штаны-«варёнки» - вы тут же получите микро-мемуары на тему «Как я варила индийские джинсы до состояния американских». Море воспоминаний на тему добытой в боях косметики 'Pupa' или выстраданных босоножек бирюзового цвета. У каждого - своя заветная история о преодолённых трудностях. Кто-то вспомнит, как слушал Би-Би-Си летом на даче - потому что за городом не так «глушили»; как сквозь помехи пробивался голос Севы Новгородцева, рассказывающего о группе 'Doors'. Кто-то расскажет про то, как тайно смотрел по видаку «Греческую смоковницу». У другого всплывёт в памяти какая-нибудь валютно-фарцовочная история. А кто-нибудь расскажет, как он стоял в очереди за билетом в «Таганку» - ночью! Или как ходил в храм - тайно, а то из комсомола выгонят.

 

Таким образом, одни доставали штаны, другие - книги. Одни тайком читали Солженицына, другие тайком смотрели на чью-нибудь видео-задницу. Но все были при деле и, достав нужное (или глянув запретное), все дружно шли смотреть чемпионат мира по фигурному катанию. Возможно потому что все любили танцы на льду, а возможно потому, что по другому каналу в этот час был фильм про бетономешалку. А по радио - песни о БАМе.

 

Итак, воспоминания о преодолённых трудностях (тем более, что у собеседника была схожая ситуация) создаёт особую атмосферу под названием «А помнишь?»

 

Немаловажный момент - многие люди (если не все) жили тогда в постоянном предвкушении праздника , а психологи утверждают, что это одно из самых позитивных ощущений. Люди ждали выхода какого-нибудь фильма: "Ой, читала программу передач - на следующей неделе будет "Щит и меч". А в каникулы - "Приключения Электроника", а в зимние - "Чародеи". Информационный голод, сопряжённый с товарным дефицитом, делал людей чуткими ко всему, что помогало этот голод утолять. Сейчас многие скептики бубнят, что телевидение деградировало, стало попсовым и одновременно - скучным. Оно стало попросту разнообразным - каждый день можно смотреть всех этих "Неуловимых мстителей" вместе с "Джентльменами удачи" - раньше эти фильмы ждали. Теперь - их крутят по нескольким каналам сразу и не только в праздники.

 

Сегодня надо вылавливать, а тогда надо было просто радостно ждать. Вот женщина и вспоминает, как она в 1986 году достала французский лак для ногтей (который ей долго обещала соседка по парте), а потом подруга ей принесла позапрошлогоднюю "Burda" и они, пятнадцатилетние модницы, всё это разглядывали - мечтали, как сошьют точно такое же платьишко. А вечером ещё какой-то итальянский фильм значился по программе. Сплошное ожидание праздника. А сейчас? Хочешь итальянское кино - на тебе. Хочешь репродукции Шагала - скупи хоть все альбомы. Хочешь американский музон - хоть обслушайся насмерть. Ещё вяленько ждём какого-нибудь Гарри нашего Поттера, но помимо него есть ещё столько всего хорошего, что ожидание не воспринимается как предвкушение.

 

А человек так устроен, что он запоминает это ощущение счастья, а потом, не ощущая его в новой повседневности, начинает ностальгировать - нашему мозгу решительно всё равно, что мы вопринимаем, как радость - предвкушение Новогоднего Огонька, где мелькнёт Пугачёва с новой песней или что-то более существенное.

 

Разумеется, кто-то из вас скажет, что ностальгия по развитому социализму - это здоровая реакция нормального человека на ТВ-грязь и медиа-гадость, на обнищание ветеранов и гонорары топ-моделей. Кто-то заявит, что ностальгия по Совку - это одно из самых дичайших извращений, какое только можно себе придумать. Это Ваше право и слава Богу, что у Вас оно есть.

 

dance-mir.livejournal.com/46116.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Правдоподобная точка зрения, элемент пресыщения мне кажется имеет место быть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты