Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

Большой и черный

Эпоха Путина в кинематографе

Рекомендуемые сообщения

http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&dat...&do=view_single

 

Отрывочек:

 

...«Такова идеологическая установка нашего заказчика — ОРТ, - рассказал в интервью газете «Версия в Питере» (№ 35 от 9 сентября 2002 года) продюсер компании «Сварог» Николай Суслов. — Мы изначально с ними договорились, что США и НАТО «не обижаем». Дошло до того, что из сценария сусловского сериала «Спецназ» выпал эпизод с обнаружением американского самолета российским радаром — по мнению руководства ОРТ, это являлось недопустимой дискредитацией заокеанских технологий. Основным противником героев и «Спецназа», и снятого «Сварогом» сериала «Русский спецназ» стали чеченские боевики, за которыми стоят зловещие главари исламских фундаменталистов. Представители западного мира появляются исключительно в качестве благожелательных партнеров. Само собой — тема сотрудничества ЦРУ и «Моссада» с субъектами типа Бен Ладена в подобных сериалах также не поднимается. Самое большее, что позволяется нашим суперменам, это скрутить какого-нибудь ихнего ренегата, продавшегося «Аль-Кайде». Иногда, как это случилось в подростковом сериале «Операция «Цвет нации», герои, наоборот, спасают наивного европейского бизнесмена, ставшего жертвой отечественных братков.

 

По схожей схеме выстроены сериалы «Мужская работа» и «Честь имею», фильмы «Марш-бросок» и «Антикиллер». Российский контингент предстает в них оплотом цивилизации от свирепого и чуждого, как уэллсовские марсиане, всемирного джихада и его авангарда — чеченских боевиков. Не забыта и усиленно внедряемая «мировым сообществом» политкорректность. Наряду с омерзительными боевиками в кадрах появляются и хорошие пророссийские чеченцы, а главные герои второго «Антикиллера» и «Честь имею» не упускают случая разобраться с гнусными скинхедами.

 

Начиная с нынешнего года, авторы антитеррористических боевиков стали усиленно создавать положительный образ Владимира Путина. В «Операции «Цвет нации» президента спасают от коварного генерала-сталиниста. Для пущей достоверности лента даже украшена документальной хроникой свойского общения президента с крестьянами Ставропольщины. Зрители «Честь имею», лишены возможности лицезреть главу государства, но забыть о нем им не дают. С экрана постоянно слышатся торжественные, как на съезде «Единой России», речи о необходимости верить президенту, с появлением которого война в Чечне пойдет по-новому.

 

Куда сильнее, чем в картинах о подвигах спецназа, десантуры и бойцов невидимого фронта, политические темы звучат в исторических боевиках. Акцент сделан, прежде всего, на антикоммунизме, что особенно заметно в телесериалах о Великой Отечественной и предвоенных годах («Дети Арбата», «Московская сага», «Диверсанты», «Штрафбат» «Караван PQ-17»). Партийные структуры во главе со Сталиным и органы безопасности, руководимые Берией, выглядят сугубо разрушительной силой, главная задача которой — всячески помочь Гитлеру завоевать СССР. Кремлевско-лубянские злодеи и их подручные только и делают, что зазря стреляют, сажают, гонят своих солдат на минные поля, а Берия еще и тащит в постель любые движущиеся объекты женского пола. Иногда создается впечатление, что мы имеем дело не с историческими персонажами, а с черными магами из фэнтези, которые зверствуют просто из любви к искусству.

 

Лишь страх за собственные шкуры заставляет советских вождей прибегнуть к помощи штрафников и прочих жертв репрессий. И те, забыв про обиды, несмотря на продолжающиеся происки бериевских сатрапов, спасают Отечество при некоторой помощи случайно уцелевшего от палачей народа. Эта шизофреническая концепция активно внедрялась горбачевскими идеологами в перестроечные годы, а теперь ее глашатаи — либеральные писатели типа Анатолия Рыбакова и Василия Аксенова использованы кремлевским агитпропом по новой.

 

Когда идея первоисточника противоречит подобной идеологии, ее бесцеремонно извращают. При экранизации «Каравана PQ-17» Валентина Пикуля версия автора об организованной союзниками сознательной подставе каравана под удар немецкой авиации и подлодок полностью отсутствует. Зато НКВД-шники, которых у писателя вообще не было, наоборот, свирепствуют почем зря. То с невинными женщинами расправляются, то против героических подводников козни строят.

 

Задача живописателей этих ужасов предельно ясна. После открытия архивов демократические литераторы и их друзья были многократно уличены во лжи и вдрызг проиграли идеологическую дуэль со своими оппонентами державно-сталинистского толка. Одновременно резко упало доверие населения к средствам массовой информации, а страна из самой читающей в мире превратилась в самую сериалосмотрящую. Поэтому, в отличие от перестроечных лет, упор сделан не на разоблачение проклятого прошлого через логику и лживую статистику, а на удары по эмоциям и подсознанию. Зачастую такая тактика имеет успех, а заодно позволяет переиздать и реализовать Рыбакова, Аксенова и Ко значительными тиражами. Без сериалов подобная макулатура осталась бы невостребованной, каковой собственно и была до недавнего времени.

 

Ущербность путинского патриотического киноагитпропа по сравнению со сталинским очевидна. Исторические боевики 30-х — 40-х годов восстанавливали в правах русских национальных героев, а с ними и досоветскую историю России. Нигилизм первых послереволюционных лет отвергался. Признавалось, что «нашими» могут быть не только пролетарии и революционеры, но и монархи, вроде Ивана Грозного и Петра Великого. Сейчас 70 лет советской истории предстают в виде «черной дыры», где если что-то хорошее и было, то вопреки режиму.

 

Однако ничего особенно светлого киношники не находят и в царской России. В «Сибирском цирюльнике» торжествует злобный деспотизм, слегка прикрытый ветвями развесистой клюквы «а ля рюсс», а борющиеся с терроризмом положительные жандармы «Империи под ударом» запомнились в основном изрядной тупостью. Если сталинское кино восстанавливало целостность исторического сознания, путинское его рушит. Исподволь зрителя убеждают, что коммунизм — гадость неимоверная, монархия немногим лучше, и лишь сейчас, с явлением Владимира Владимировича и приобщением к «мировому сообществу» мы только жить и начинаем.

 

Интересно, что сама по себе коммунистическая идеология в нынешних исторических боевиках почти не подвергается нападкам, а все разоблачения обрушиваются исключительно на сталинский режим. Неужели большевики предшествующего периода были гуманнее? Конечно, не были, но ввиду деградации нынешних коммунистов громить их догмы не особенно и нужно. Зато налицо стремление максимально осквернить эпоху, когда Россия проводила самостоятельную политику, а не являлась натовской марионеткой. По той же причине половина годового кинобюджета РФ ранее ушла на михалковский опус, исподволь осквернивший время не желавшего плясать под дудку западных друзей Александра III. ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты