• записей
    9
  • комментариев
    0
  • просмотра
    94

История аппаратного 3D звука на PC - Часть III (2001-2004 гг.)

Overseer one

28 просмотров

Свято место пусто не бывает

 

Или говоря не столь пафосно, место Aureal должен был кто-то занять. В недрах Cirrus Logis созрел DSP Sound Fusion более известный как CS4630.

2017613221457320320.jpg

 

Процессор послабее EMU10K, но, тем не менее способный управляться одновременно с двумя AC'97 кодеками, и предлагать конфигурации до 7.1 и записывать четыре канала одновременно. Не с тем качеством, которое бы устроило профессионалов, скажем прямо :) 

 

Crystal продавала свои процессоры сторонним производителям, поэтому картина с россыпью карточек на Vortex-ах повторилась.

 

29-118-101-09.jpg

Очень неплохая Turtle beach Santa Cruz.  Если отбросить игры, она звучала лучше SB Live! за счёт лучших кодеков и обвязки.

 

gtxp_allbox.jpg

 

hercules-game-theater-xp-283668.jpg

Очень интересный Hercules Theater XP. Народ оценил возможность подключиться к своей аппаратуре нормальными разъемами RCA.

 

Но с точки зрения игр эти карты были слабоватыми конкурентами для Creative. Пришло время программных звуковых движков, садившихся в драйвера встроек AC'97, HDA и прочих "неCreavive-ов". Но EMU10K был слишком мощным чипом и качество программной эмуляции A3D 1.0, EAX 1,2 было слабее. Выпадающие звуки, проблемы с определением источников и.т.п. со временем ситуация улучшалась, но более бросить вызов Creative в играх уже не мог никто. Но и программная эмуляция подстегнула "Творческую лабораторию".

 

EAX 3.0 Advanced HD и Audigy (примерный паритет с Aureal)

 

Не знаю как сейчас, но в те времена Creative обновляла свой модельный ряд каждый год. Осень 2001-го принесла революционное обновление

hqdefault.jpg

 

Переход к версии EAX 3.0 - самый мощный рывок в истории 3D звука. В чём революция?

 

1) До этого стандартом де-факто стало использование не более 32-х звуковоых потоков, рассчитываемых аппаратно или программно. Новые звуковые карты поддерживали до 64-х потоков одновременно, то есть звуковая сцена становилась в два раза сложнее.

2) Стало возможно использовать 24-х битные сэмплы. Возможность скорее эфемерная, но, тем не менее качество звуковых семплов - частичек той мозаики из которых состоит звуковая картина, росло с каждым годом.

3) Возможно использование третьего измерения (не прошло и четырех лет :) )

4) Плавные переходы между двумя средами. За несколько лет игроки устали от того, когда отстреливаясь от врагов они выходили из пещеры наружу и внезапно реверберации исчезали :)  

5) Учёт среды где находится источник звука а не игрок. Если монстр стреляет из пещеры, вы ведь должны слушать отражения пещеры тоже!

6) Прямой доступ к реверберациям. Больше не существует ограничения на 128 пресетов и возможность либо ослабить их либо усилить. Теперь есть полный доступ к движку ревербераций.

7) Упрощенный механизм расчёта ранних отражений. Не WaveTracing, но тоже неплохо. 

 

Всю эту революцию обеспечивал новый мощнейший процессор EMU10K2. В зависимости от конкретных звуковых карт его маркировали по разному, по этому я не могу привести эталонную картинку. Первыми звуковушками на новом процессоре стали Sound blaster Audigy

 

Original-disassemble-For-Creative-Sound-

 

Базовый вариант с позолоченными разъёмами. Эта же карточка использовалась в варианте Platinum, дополнительный модуль подключается через гребёнку AUD_EXT. Семейство Audigy также предложило разъём FireWire (IEEE1394) весьма популярный для подключения цифровых видеокамер MiniDV, в тоже время IEEE1394 производители High-End аудиотехники использовали для создания временного костыля до появления HDMI. Процессор также перешёл на более современную архитектуру I2S для подключения ЦАП и АЦП, но воспользовался ей не в полной мере. Первое поколение карт Audigy использовали совершенно не выдающийся ЦАП Phillips UDA1328T, в итоге с точки зрения качества звука первые Audigy почти не превзошли SB Live! Конкуренты не упустили шанса этим воспользоваться!

 

Это слово "ЗАВИСТЬ"

 

В конце прошлой заметке я говорил о процессоре ICE Envy24. В 2001 году VIA поглотила ICE и ENVY24 иногда шёл уже под её маркировкой.

VIA_Vinyl_Audio_Envy24_chip.jpg

Envy24 - серьёзнейшая машина для создания профессиональных аудиорешений. Знаменитейшие M-Audio Audiophile 24 и прочие карты серии M-Audio Delta. В них стоят не самые совершенные преобразователи, но они очень гибки и поддержка цифровых интерфейсов с профессиональным режимом позволяет использовать такие звуковые карты для работы до сих пор. VIA поддерживает семейство процессоров Envy24  драйверами для всех актуальных операционных систем. В 2002 году Terratec нанесла Creative весьма болезненный удар

all.jpg

 

front.jpg

Недохлые кодеки AK4524 по звуку рвали Audigy на флаг любой страны которая вам не нравится, а внешний блок вдобавок поддерживал подключение виниловой вертушки со звукоснимателем MM для качественной оцифровки ваших любимых пластинок. Беда карт Terratec в плохой драйверной поддержке - референсные драйвера VIA не могут воспользоваться всеми их функциями. За поддержку звука в играх отвечал программный движок Sensaura не самого высокого качества. Первый же серьёзный "завистник" заставил creative серьёзно задуматься.

 

Audigy2 и OpenAL

 

Осень 2002 года принесла по своему не менее весомое обновление линейки звуковых карт creative

 

audigy2-card-big.jpg

 

C семейством Audigy2 звучание карт Creative вышло на совсем другой уровень. Crystal CS4382 прописался всерьёз и надолго, но, в любом случае он переиграет любое HDA решение до сих пор. К сожалению, не самый плохой восьмиканальный ЦАП подвела дешевая обвязка, способный выдавать соотношение сигнал/шум и динамический диапазон в 114 дБ, в Audigy2 на выходе получалось всего 106. Audigy2 первая и единственная звуковая карта с поддержкой режима 6.1, который можно задействовать не только в играх, но и в фильмах, слушая Dolby Digital EX, DTS ES. Даже в играх 97-98 годов процессор распределял звуки на шесть колонок и сабвуфер.

 

Более важным было другое, Creative "впрягла" EAX в стандарт OpenAL, что в будущем аукнется самым положительным образом. Правда 6.1 в будущем окажется не только не нужным, но подчас и просто невозможным, Windows Vista и более новые операционные системы не поддерживают эту конфигурацию, скажем в Windows 7 Audigy2 может работать в режиме 5.1 максимум. Настал 2003 год и конкуренты предложили новые решения

 

Новые "завистники"

 

Оригинальный Envy24 поддерживал режимы звучания не больше чем 24 бит 96 кгц, а Audigy2 в фирменном плеере играла DVD-Audio c 24/192. На помощь пришёл обновлённый чип.

 

Via-envy24ht.jpg

 

Envy24 HT дал вожделенные 192 кГц для аудиофилов, потеряв некоторые возможности, интересные для профессионалов.  Конкурентов для Audigy 2 выпустили достаточно.

 

M-Audio_revolution_7.1.jpg

M-Audio Revolution 7.1

 

fb53f1d1e77100a90ce236d25425354a.jpg

AudioTrak Prodigy 7.1

 

terratec-au71-i1.jpg

Terratec Aureon 7.1 Space. Тоже самое, только с Toslink-ом

 

B_TERRATEC_7.1universe.jpg 

 

 

 Terratec Aureon 7.1 Universe. Вот на этом красавце я оцифровывал оригинальную версию "Юноны и Авось"

 

Сложилась по своему парадоксальная ситуация. На всех этих картах стоят более слабые ЦАП-ы с динамическим диапазоном 108 дБ как максимум, но на них более качественная обвязка., поэтому подчас они обыгрывали Audigy 2. Creative использовала дешевые операционные усилители JRC4558 и конденсаторы, а на картах конкурентов стояли NJM4580, M-Audio щеголяла NJM5532. Лобовое столкновение Revolution 7.1 и Audigy2 наглядно показывало - не только в ЦАП-ах счастье.

 

EAX 4.0, Audigy 2 ZS, Audigy 4 Pro 

 

Осень 2003-го года - новое обновление модельного ряда.

 

tn3_0_78879900_1524502860.jpg

 

Audigy2 ZS - наверное самая удачная карта из серии Audigy. Наконец 7.1 ну и маркетологи немного пнули инженеров, и те выдали 108 дБ, чтобы не отставать от конкурентов. Чуть позже подоспела новая версия EAX

 

EAX 4.0 появившаяся на свет весной 2004-го предложила следующее.

 

1) Полный расчёт акустики нескольких помещений одновременно. Скажем, если ваш персонаж в Thief: Deadly Shadows проходит в коридоре мимо двери в гостиную комнату полную людьми вы услышите нечто. Будет рассчитан сам факт наличия дверного проёма, изменения прохождения всех звуков через него. Для каждого из говорящих людей индивидуально будет рассчитано их положение в комнате с учётом акустики помещения, и таких комнат может быть до четырёх сразу.

2) Прочие эффекты характерные для реальной жизни, кроме ранних отражений и ревербераций: Эхо, модуляция частоты (фленжер), хорус (размножение источников сигнала). Есть и ещё эффекты, но разработчиками практически не используются.

 

Осенью 2004 года с очередным обновлением линейки Creative временно поставила конкурентам шах и мат, выпустив Audigy 4 Pro

DSC05537.jpg

Изюм карты не во внешнем блоке, появившимся ещё в первом поколении Audigy. На карте стоят серьёзные ЦАП-ы CS4398 с операционными усилителями NJM2114. Маркетологи резонно решили, что даже при том качестве звука, пользователям нужно предложить решение, которое в полной мере раскроется на High-End аппаратуре. Во всяком случае Audigy 4 Pro одна из двух лучших многоканальных игровых звуковых карт.

 

Промежуточное заключение

 

Unreal 2 Awakening вышел в начале 2003 года, использует EAX 3.0 через OpenAL, звучит интереснее оригинального Unreal c A3D 2.0, а в некоторых местах несравненно круче. Thief: Deadly Shadows вышел на ПК летом 2004, использует EAX 4.0. Графика 14-ти летней давности простовата, но такого звука в играх уже нет. Большой вопрос, будет ли ещё. На этом я заканчиваю эту заметку. В заключительной я рассмотрю последнюю итерацию EAX, когда Creative вывела звук в играх на не достигнутую высоту.

 



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти