• записей
    18
  • комментарий
    231
  • просмотров
    7 073 007

сделано в СССР

ROCK

189 просмотров

Советские дизайнеры в свое время разрабатывали проекты, которые могли бы составить конкуренцию самым передовым западным инновациям. В 1962 году в Москве был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ).

Изображение

Его главный офис находился на территории ВДНХ, а филиалы открывались по всей стране. РИА Новости пообщалось с директором по развитию Московского музея дизайна Ольгой Дружининой и узнало, какие советские разработки могли бы радикально изменить повседневную жизнь.

Изображение

Пожарный автомобиль «ЗИЛ-Сид»
Удобный и современный пожарный автомобиль — советско-французский проект: объединение «Внештехника» сотрудничало с фирмой «Сид». Сборка двух экспериментальных автоцистерн производилась во французском Сен-Назере. Первые машины участвовали в многочисленных выставках и даже дежурили на спортивных объектах на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Тем не менее автомобиль оказался слишком дорогим и так и не был запущен в серию.
Скоростной трамвайный вагон «Урал-6», 1976

Изображение

Скоростной трамвайный вагон «Урал-6»
Такой трамвай мог развивать скорость до 80 километров в час и перевозить до 200 пассажиров на городских, пригородных, а также междугородных маршрутах. Внутреннее пространство делилось на две зоны: для тех, кому ехать совсем близко, и тех, кому надо подальше. Оконные проемы были расширены, а системы обогрева и вентиляции позволяли эксплуатировать вагон на высоте до 1200 метров над уровнем моря и при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 40 градусов. В производство «Урал-6» так и не запустили.


Изображение
Перспективное такси, 1964
Этот автомобиль таксомоторной службы — надежный, компактный, маневренный, вместительный и с ровным полом. Место для багажа — внутри пассажирского салона, отделенного от водителя перегородкой. Дверь салона — раздвижная, с электрическим приводом, позволявшим водителю открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Это экономило и пространство для парковки. Всего было изготовлено два опытных образца «перспективного такси», один из которых в течение месяца обслуживал пассажиров на московских улицах. В массовое производство автомобиль не пошел.

Изображение
Снегоход, 1980
В конце 1970-х годов дизайнеры Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) одними из первых в мире предложили снегоходы с закрытой кабиной. Такое конструктивное решение резко повышало комфорт и скорость движения, решало проблему звукоизоляции. Подобно внедорожнику «Нива», снегоход «1980-Е» должен был стать первым по-настоящему комфортным зимним видом транспорта, однако проект приостановили на стадии конструкторского предложения.

Изображение
«СФИНКС», 1986
Сегодня такой СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС назвали бы просто — «умный дом». Тридцать лет назад это была «система для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры и управления ими, в том числе в дистанционном режиме». В комплект входили колонки, наушники и дисплеи, различных размеров пульты, а также диски и процессор с тремя блоками памяти.
Элементы системы разделялись на три группы: нательные (аналог современных «умных» браслетов и часов); те, которые находились непосредственно в жилом пространстве; и те, что монтировались в транспорте. Информация должна была передаваться с помощью радиосигнала и по телефонным сетям. Подобными электронными комплексами планировалось оснастить жилые дома к 2000 году. Проект, визуально напоминающий сегодняшнюю продукцию компании Apple, не продвинулся дальше прототипа.

Изображение
Городское оборудование, 1986
В тбилисском районе Дигоми-7 дизайнеры провели градостроительный и архитектурный эксперимент по организации принципиально новой среды. Авторы проекта из Грузинского филиала ВНИИТЭ разработали серию городского оборудования. Из пяти модульных элементов собирались различные уличные конструкции — от киосков и фонтанчиков для питья до скамеек и детских песочниц. Использовались недорогие вандалоустойчивые материалы из вторичного сырья.

Изображение
Метропоезд «Серебряная нить», 1987
Долгие годы в московском метро курсировали одинаковые поезда. Авторы этого проекта предложили четыре типа вагонов. По их мнению, разнообразие повысило бы комфортность и «провозную способность». Предлагались вагоны, например, с местами для багажа — они были бы полезны на кольцевой линии, связывающей столичные вокзалы. Были также спроектированы вагон «пик» с местами для стояния и вагон «хорда», который мог открываться одновременно с обеих сторон.

отсюда

 



3 Комментария


Рекомендуемые комментарии


4805087_5e8c02a2cb13effcd9c50181696be4b9

Ровно 91 год назад началось строительство ДнепроГЭСа. А на фото американец Хью Купер - проектировщик и главный инженер-консультант. Первый иностранец, награждённый орденом Трудового Красного Знамени.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

«Мыльница», «Горбун», «Фафик» — как только не прозывают маленького юркого «Запорожца» 965-й модели. Многие из нас именно с него начинали свою «авто» биографию. Далеко не все, однако, знают, сколь пестрой была история этого первого среди «Запорожцев»…

Изображение

Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник и рос лавинообразно в середине 50-х годов, В разных странах на свет появились многочисленные образцы — от примитивного суррогата автомобиля до уменьшенной копии традиционной малолитражки. Работа над такими конструкциями была развернута и у нас в СССР. 

Изображение

Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного (длина 3855 мм), легкого (840 кг), четырехместного «Москвича-401 » и перешел на более вместительный, комфортабельный и дорогой «Москвич-402». А спрос на компактную, легкую и простую машину не исчез. 
Наши заводы и НИИ в 1955-1960 годах спроектировали, построили и испытали немало опытных образцов микролитражек и мотоколясок. Вот лишь некоторые из них: «Белка» ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, НАМИ-059, МВТУ. Все эти конструкции позволили более четко определить требования к машинам сверхмалого класса. 
Как раз в те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины поручили провести коллективу Московского завода малолитражных автомобилей — МЗМА (ныне АЗЛК). 
Разработка их началась осенью 1956 года. За образец взяли FIAT-600, наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году) и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства.

Изображение
Изображение

Первый опытный образец машины — ей дали индекс «444» — был готов всего через год, в октябре 1957 года. В ее внешнем виде и конструкции узлов чувствовалось влияние ФИАТ-600, но тем не менее даже на этой стадии наметились существенные различия. 
Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является диаметр колес. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес, заставил увеличить объемы колесных ниш и внести коррективы в общую компоновку. 
Другое важное отличие — на машине стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на ФИАТе, а двухцилиндровый оппозитный МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение.
Недостатком двигателя, и весьма существенным, с компоновочной точки зрения, был очень развитый картер — его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Поэтому для получения приемлемой величины клиренса у ступиц задних колес «Москвича-444» пришлось установить колесные редукторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗе-969М. 

Изображение

Кроме того, первый образец 1957 года — назовем его условно «444-57» — отличался от итальянской машины, помимо перечисленного, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач.
Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамловка на двери, декоративная «гребенка» перед проемом заднего колеса (мотив, заимствованный от «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников, — таковы бы- ли прочие отличительные детали кузова. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла — ценная особенность для массовой модели. 
На следующий год МЗМА построил новые образцы (назовем их «444-58») с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР. У этой машины, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.

Изображение

Двигатель МД-65, созданный на базе мотоциклетного, оказался, как выявили испытания, непригодным для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на микролитражке, вдвое более тяжелой. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л. с. 
Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км. 
По этим причинам сначала на МЗМА в 1957 году, а потом и в НАМИ началось проектирование нового, специального двигателя. Созданные на МЗМА две конструкции двухцилиндрового оппозитного двигателя типа «ситроен 2ЛС» с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 куб.см во второй половине 1958 года только еще проходили стендовые испытания. 
В качестве временной меры на усовершенствованный вариант, получивший обозначение «444-БКР» (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель БМВ-600 — тоже от микролитражного автомобиля. Этот мотор имел значительно более мелкий картер, подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ.
Отказ от редукторов позволил уменьшить неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки. 

Изображение

В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего «Запорожца». Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье. 
Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и «гребенка». Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. 
Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожець» прямоугольными буквами. 
В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965, Один (965Г) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий объем 752 куб.см, другой (965В) — V-образное и рабочий объем 746 куб.см. 
В чем состояло отличие? На моторе 965Г кулачковый вал лежал под коленчатым, центробежный вентилятор нагнетал воздух для охлаждения цилиндров, масло очищалось фильтром со сменными элементами, коленчатый вал был откован из стали.
Другой мотор, 965В с V-образным расположением цилиндров, был компактнее. У него значительно упрощался доступ к клапанному механизму для регулировки зазора — не мешали кожухи задних колес. Охлаждающий воздух отсасывался осевым вентилятором. 

Изображение

Распределительный вал благодаря V-образному расположению цилиндров установили в развале блоков, длина толкающих штанг для привода клапанов стала меньше. Для очистки масла в двигателе 965В служила центрифуга, а коленчатый вал сделали литым.
Поскольку момент сил инерции был не уравновешен, в конструкции ввели вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и коленчатый, но в противоположном направлении. 
По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но двигатель 965В обладал целым рядом преимуществ перед 965Г, был оригинальным и современным по конструктивному решению. Его и приняли для серийного изготовления. 
В 1960 году на ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев». 
Так начал свою жизнь первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965. Правильнее было бы назвать его малогабаритным (4 места, длина 3330 мм), если учитывать современную терминологию. 
Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также 965Б с ручным управлением для инвалидов. 
С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 куб.см. Его отличали также рулевое колесо с утопленной ступицей, подфарники,
смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки — прямоугольник), декоративная решетка на панели передка.
На базе модели 965А выпускались две разновидности с ручным управлением: 965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.).

Изображение

«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуска) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. 
Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточной загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину. 
И еще одна особенность ЗАЗ-965 создала ему репутацию машины, удобной для грунтовых и проселочных дорог. По дорогам с глубокими колеями, оставленными грузовыми машинами, легковому автомобилю, даже ГАЗ-69, очень тяжело идти. Между колеями грузовик ГАЗ-51, например, оставляет твердую полосу дороги шириной около 1150-1200 мм.
Все легковые машины, чтобы «не сесть на дифференциал», должны колесами одной стороны идти по этому «горбу», а колесами другой — следовать по колее. Только ЗАЗ-965 при аккуратном вождении удавалось проехать по пространству между глубокими колеями. 


Изображение

Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами.
И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место. 
Девять лет выпускалась эта машина. И сегодня она еще часто встречается на дорогах, а многие ее владельцы считают свой ЗАЗ-965 знаменитым автомобилем. 

Изображение


отсюда

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Воспоминания о бумажке, которая выручала, кормила и веселила…

ИзображениеИзображение

"В «семействе» банкнот он был самым младшим. На него свысока глядели и зеленая трешка, и синяя пятерка, и красный червонец. А как лиловая двадцатипятирублевка важничала, просто слов нет. Потому что она и представить не могла, что ее могут разменять на рубли…
Зато мой герой был самым доступным. Близким, почти родным. Утро начиналось с рубля, им завершался вечер. За «желтенькую» давали студенческий единый проездной. Катайся целый месяц! А если рубль разделить на много-много частей, то это…
…20 поездок на метро, столько же на автобусе, 25 – на троллейбусе и 33 — на трамвае. Кто ехал «зайцем» и попадал в цепкие руки злой контролерши, той денежкой оплачивал штраф.
Рубль – это еще мечта. А как ее сделать реальностью? Просто – купить лотерейный билет. «Девушка, а пылесос выиграть можно?» «И стиральную машину?» «Даже «жигули?!» «Тогда дайте три – на счастье!»

Изображение

Впрочем, игра – занятие для азартных романтиков. Но большинство – сухие реалисты. Сэкономил рубль, побежал покупать вещь для дома. Особого выбора не было, но что-нибудь простенькое – пожалуйста. Например, цинковое ведро. Всего за 90 копеек. А на сдачу — молочное мороженое!
Разгулялся аппетит. В продуктовом толпа. В кассу – хвост. «Вы крайняя?» «Ах, за вами еще четверо занимали?». Ладно, постою, подумаю…
Рубль — это одиннадцать коржиков или десять сочников с творогом. Можно потратить денежки на томатный сок. Целых десять стаканов выйдет. Но лучше всего купить две пачки пельменей в красной пачке. «Русские» назывались. И сам сыт буду, и соседу по коммуналке отсыплю.

Изображение

Другой вариант — шесть чебуреков. Сразу! А можно растянуть удовольствие и каждый день покупать по два пирожка с капустой, картошкой, рисом, яйцом, или повидлом. Так рубля на две недели хватит…
Рубль был силой. Эдаким прожиточным минимумом того времени. «Желтенькая» вполне могла обеспечить дневной рацион – бутылка кефира, батон хлеба, сто граммов сыра и столько же вареной колбасы. Не густо, но не так уж и бедно. Кстати, средняя зарплата тогда была сто двадцать целковых…

Изображение

Что там еще на витрине? Бутылка подсолнечного масла — 99 копеек, баночка майонеза – если он, конечно, был в наличии – 33 медяка. За рубль можно было завалить квартиру солью — купить аж четырнадцать килограммовых пачек крупной (7 копеек за пачку) или девять пачек мелкой — «Экстра» (11 копеек). А потом это простое или другое, более важное дело скромно отметить.
Если добавить к рублю всего 2 копейки, можно купить бутылку плодово-ягодного винца (0,7 литра). Нет, лучше яблочного сидра. Потому что две копейки мне, ох, как нужны – позвонить из телефона-автомата жене: «Извини, дорогая, задерживаюсь на работе… Да, нормальный у меня голос, нормальный!».
А названия продуктов все мелькают. Кстати, были они в магазинах, были! О нынешнем изобилии никто, понятно, не мечтал, но утолить голод все могли запросто. Жили без излишеств, но и без вредных добавок – всяких там глютаматов, консервантов и усилителей вкуса.

Изображение

Нет, я не прославляю прошлое, не тоскую по нему. Просто вспоминаю. Да так усердно, что в горле пересохло: «Можно пару бутылок «Пепси»?» «Кончилась?» «Тогда две пачки жвачки». «Еще не завезли?».
Шагаю по улице. Машин, между прочим, кот наплакал. Так что Садовое кольцо в любом месте перебежать можно. Вхожу в парикмахерскую, занимаю очередь. Газетку за 2 копейки почитал, стал размышлять. Что лучше: полубокс за 15 копеек или со скобкой и пробором за 40?
Машинка щелкает, волосы на простыню летят. «Молодой человек, вас «Шипром» или «Тройным» освежить?».
Теперь самое время в кино. Опять же с рублем.

Изображение

А можно на стадион, в музей, и даже в театр. Было такое слово – «нагрузка». Когда в придачу к дефициту, скажем, на Таганку или в Маяковку пристегивали билет в какой-нибудь филиал чего-то… Не шедевры, конечно, но смотреть можно. Был реализм и не только социалистический.
Ну а память все не унимается…
Рубль – это двадцатилитровая канистра бензина АИ-72, двадцать пять конвертов с маркой или сто — без марки. И еще — большой комплексный обед. Большой, калорийный и, если повезет, без последующей изжоги.


Изображение

Сколько же обещал радостей и маленьких открытий этот маленький веселый рубль! Он путешествовал из одних рук в другие, и все ему были рады.
Про него даже стихи сочиняли. Самый известный — Сергея Михалкова:

«…А я народный рубль, и я в руках народа,
Который строит мир и к миру мир зовет,
И всем врагам назло я крепну год от года…»

Изображение

Время полновесного, советского рубля давно прошло. Сейчас он лежит, забывшись тяжким старческим сном в темных и пыльных уголках множества квартир, ветхий, истрепанный. Эта бумажка уже никому никогда не послужит, но люди сохранили ее на память. Потому что она – крошечная частичка давно умчавшейся жизни…"

(с)Валерий Бурт

отсюда

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти