• записи
    22
  • комментариев
    350
  • просмотра
    7 073 773

ледокольный флот разных стран мира

ROCK

269 просмотров

ледокольный флот разных стран мира, комменты излишни

 

Спойлер

f_czAxOC5yYWRpa2FsLnJ1L2k1MjYvMTcxMS84NS

Примечание:

Белый силуэт — планируется строительство

Жёлтый силуэт — идёт строительство

Красная рамка — ледокол был на Северном полюсе

B — ледокол предназначен для работы в условиях Балтийского моря

N — атомный

Графика с сайта www.uscg.mil



5 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Целью данной статьи является сравнение строительства кораблей ВМФ РФ за два периода: 

Период № 1: С 1 января 2000 года по 1 января 2010 года  (10 лет).

Период № 2:  С 1 января 2010 года по 24 марта 2018 года (8 лет и неполных три месяца).

1. Подводные лодки:

1.1. В период № 1 получена одна атомная подводная подводная лодка "Гепард" проекта 971 - 03.12.2001.

1.2. В период № 2 получены 11 подводных лодок:

- атомный подводный ракетный крейсер "Северодвинск" проекта 885 (поколение 4) - 30.12.2013.

- большая подводная лодка (дизельная) "Санкт-Петербург" проекта 677 - 22.04.2010.

- большие подводные лодки (дизельные) проекта 636.3 "Великий Новгород", "Старый Оскол", "Краснодар", "Новороссийск", "Колпино", "Ростов-на-Дону" -  6 лодок с период в 21.08.2014 по 24.11.2016.

- ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах" -  3 лодки   в период с 29.12.12 по 10.12.2014.

2  Надводные корабли водоизмещением более 1000 тонн:

2.1. В период № 1 получены три корабля:

- Сторожевой корабль "Ярослав Мудрый" проекта 11540 - 16.06.2009

- Корвет "Стерегущий" проекта 20380 - 14.11.2007

-  Ракетный корабль проекта 11661 "Татарстан" - 2003 год

2.2. В период № 2 были получены восемь кораблей:

- Фрегаты проекта 11356 "Адмирал Грегорович", "Адмирал Эссен", "Адмирал Мааров" в период с 10.03.2016 по 25.12.2017 - три корабля.

- Корветы проекта 20380 "Сообразительный", "Бойкий", "Стойкий", "Совершенный",  в период с  14.10.2011 по 20.07.2017

- Средний разведовательный корабль проекта 18280 "Юрий Иванов"  - получен в 2014 году.

- Ракетный корабль проекта 11661 "Дагестан" - 2012 год

3. Надводные корабли и катера водоизмещением до 1000 тонн:

3.1. В период № 1 получены 4 боевых единицы

- Десантные катера проекта "Серна" получены в количестве 3 катеров. 

- Малый ракетный катер на воздушной подушке проекта 1239   

3.2 В период № 2 получены 44 боевые единицы:

- Малые ракетные корабли проекта 21631 получены в  в количестве 5 кораблей, 

- Морской тральщик проекта 12700 "Александрит" получен в 2016 году

- Противодиверсионные катера проектов "Раптор", "Мангуст", "Грачёнок" в количестве 32 катеров.

- Десантные катера проекта 21820 "Дюгонь" получены в количестве 4 катеров.

- Десантные катера проекта "Серна" получены в количестве 2 катеров.

Примечание: Приведены только новые боевые единицы флота. Прошедшие капитальный ремонт и модернизацию не включены. Данный список не является исчерпывающим. Используются данные только из открытых источников. 

Выводы:

1. В общей сложности в период с 1 января 2000 года по 1 января 2010 года были построены и сданы ВМФ России  8 кораблей (включая подводные лодки и катера).

2. В общей сложности в период с 1 января 2010 года по 24 марта 2018 года были построены и сданы ВМФ России 62 корабля (включая подводные лодки и катера).

3. Таким образом, количество боевых кораблей, сданных после 1 января 2010 года, превышается почти в 8 раз количество кораблей (включая подводные лодки и катера), сданных в период с 1 января 2000 года по 1 января 2010 года . 

4. В связи с тем, что количество построенных боевых единиц увеличилось почти в 8 раз, то ничем иным, кроме как успехом, назвать нельзя. Более того, можно даже применить такие слова как 

а) "достигнут коренной перелом в деле военного судостроения".

б) "космический взлёт числа новых военных кораблей".

в) " огромные, потрясающие, замечательные достижения нашей судостроительной промышленности"

г) "потрясает слаженная работа судостроителей и военных моряков".

д) "огромными темпами нарастает современная боевая мощь российского флота".

Но, поскольку целью данной статьи является сухой анализ фактов, то мы данные слова в статье применять не будем и здесь они использованы только в качестве примера того, с использованием каких слов стоило бы обсуждать данные факты.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Правительство РФ выделило 7 млрд рублей на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" для проведения исследований в Арктике. Её проектирование и сооружение поручено АО "Адмиралтейские верфи".

photo_2018-04-01_18-34-01.jpg


Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление и распоряжение о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" для проведения исследований в Арктике, на ее проектирование и сооружение будет выделено около 7 млрд рублей, говорится в опубликованном в субботу сообщении на сайте кабинета министров.
"Срок ввода платформы в эксплуатацию - 2020 год. Подписанными документами утверждено решение о бюджетных инвестициях в 2018-2020 годах в проектирование и строительство платформы в размере 6966,6 млн рублей. Исполнителем работ по проектированию и строительству платформы определено АО "Адмиралтейские верфи", -говорится в сообщении.

В связи с потеплением климата в Арктике сократилось число многолетних льдов толщиной 2–3 м, увеличилась вероятность разлома льдин, пригодных для организации дрейфующих станций. Платформа должна решить эту проблему, поскольку сможет двигаться во льдах без привлечения ледокола, будет иметь автономность по запасам топлива два-три года, встроенное оборудование, вертолетную площадку и срок службы 25 лет.
Пока не будет сдано это судно, работы в Арктике планируется вести по международному проекту Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата (MOSAiC) в основном учеными из Германии, России и США на дрейфующей станции, созданной на базе немецкого научно-исследовательского судна ледового класса Arc8 «Поларштерн». Его дрейф запланирован на 2019–2020 годы.
Руководитель группы полярной океанологии Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Сергей Писарев подтверждает, что найти льдину для многомесячных исследований в дрейфе все сложнее.
С 1998 года реализовано пять зарубежных проектов с использованием судов, которые вмораживались в лед и служили базой при измерениях в дрейфе, такая технология нивелирует риски потери оборудования из-за расколов льда, пишет центр АСТ.
Сама идея строительства ледостойкой самодвижущейся платформы в России обсуждается уже около восьми лет. Это специализированное научно-исследовательское судно, которое схоже с самоходной баржей, по мореходным качествам оно уступает ледоколу, зато имеет экономичный двигатель, внутри установлены мощные лебедки для зондирований океана, обогреваемое отверстие в днище и др. Использование такой платформы эффективнее и экономичнее, чем вмороженного ледокола, уверен Сергей Писарев.

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Россия построит три атомных ледокола «Лидер». По словам вице-премьера Юрия Борисова, курирующего оборонно-промышленный комплекс, вопрос с финансированием уже решен.


Он добавил, что сооружением ледоколов займется судоверфь «Звезда», в том числе в кооперации с петербургским Балтийским заводом. Основными задачами судов станет обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику, отмечает «РИА Новости».
Ранее в мае гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что России до 2023 года необходимо построить до 10 ледоколов для обеспечения надежной и своевременной навигации по Северному морскому пути. При этом в сентябре прошлого года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщал, что три атомных ледокола нового поколения планируется построить к 2024–2025 годам. 

Атомоходы проекта 10510 «Лидер» задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы, их мощность составит 120 МВ, а полное водоизмещение — более 71 тыс. т.

https://iz.ru/789004/2018-09-1…um=desktop

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Фонд перспективных исследований (ФПИ) передает Росатому документы на атомную подлодку-робота "Айсберг" для разработки недр подо льдами Арктики.

"Было проведено пять емких аванпроектов, которые в перспективе позволят создать новую технику для освоения арктических морей в суровых условиях. Ничего подобного в мире нет. Объем документации огромен. Мы сегодня занимаемся ее передачей в Росатом", — сказал руководитель проектной группы фонда перспективных исследований (ФПИ)  Виктор Литвиненко.

По его словам, следующим шагом должно стать создание структуры, которая во взаимодействии с "Роснефтью", "Газпромом", ОСК, Росатомом и в будущем, возможно, с Ростехом, позволит все разработанное превратить в железо.

"Затем эта компания будет предоставлять "железо" "Газпрому", "Роснефти", а может быть и на международный рынок выйдет, продавая автономные комплексы, которых нет ни у кого", — уточнил собеседник агентства.

Проект "Айсберг" проводит Фонд перспективных исследований на базе ЦКБ морской техники "Рубин". В его рамках предусматривается создание уникальных роботизированных комплексов, способных обеспечить полностью автономное подводное и подледное освоение месторождений углеводородов в зоне круглогодичного ледового покрова Арктики. В сентябре 2017 года ФПИ сообщал, что разработаны аванпроекты энергетического, транспортно-монтажного и сервисного, бурового комплексов, а также комплекса сейсморазведки.

Спойлер

Проект подводной лодки-сейсморазведчика комплекса «Айсберг»

В настоящее время Россия располагает несколькими специальными подлодками того или иного назначения. Субмарины со специальным оборудованием отличаются от других кораблей кругом решаемых задач и используются в особых операциях, прежде всего в интересах военно-морского флота. В будущем возможно появление новой подводной лодки специального назначения, предназначенной для работы в добывающей отрасли. Такое подводное судно получит особую аппаратуру, при помощи которой сможет искать полезные ископаемые в труднодоступных районах Мирового океана.

Разработка перспективной подводной лодки с научно-исследовательским оборудованием на борту является частью более крупной и амбициозной программы развития добывающей отрасли. Фактически новая субмарина представляет собой один из элементов крупного комплекса разведки и добычи полезных ископаемых. В состав перспективного подводного энергетического комплекса «Айсберг» также должны будут войти автономные бурильные установки и добывающие станции, средства энергоснабжения и контроля, а также другие устройства, отличающиеся высокой степенью автоматизации.

Макет подлодки-сейсморазведчика

Напомним, проект «Айсберг» разрабатывается с начала 2015 года под эгидой Фонда перспективных исследований (ФПИ). Головным разработчиком проекта является Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», имеющее большой опыт создания подлодок и другой подобной техники. К настоящему времени ЦКБ МТ «Рубин» и многочисленные субподрядчики завершили часть проектных работ и продолжают готовить проект к полноценной реализации. К примеру, к настоящему времени удалось не только завершить разработку некоторых устройств, но и определить примерные сроки начала строительства тех или иных компонентов «Айсберга».

Комплекс «Айсберг» предназначается для автономной работы в удаленных и труднодоступных районах Мирового океана на уже известных или открываемых месторождениях полезных ископаемых. В соответствии с задумкой авторов проекта, различные элементы комплекса должны будут искать месторождения, а затем производить развертывание всех необходимых систем. После ввода в эксплуатацию «Айсберг» будет добывать нефть или газ, нуждаясь в минимальном участии человека. При этом, однако, на некоторых этапах работы без специалистов обойтись не удастся. В частности, именно люди должны будут управлять поисковой подводной лодкой.

По понятным причинам, все основные элементы подводного комплекса «Айсберг» представляют большой интерес. Особое внимание при этом привлекает подлодка сейсморазведки, призванная стать основным инструментом для поиска месторождений. В этом проекте предлагается сразу несколько оригинальных идей и решений, пока не использовавшихся в области подводного флота. В результате их реализации перспективная субмарина получит новые возможности, а также будет заметно отличаться от других лодок серийных проектов.

Согласно опубликованным данным, подлодка из состава комплекса «Айсберг» будет оснащаться ядерной энергетической установкой и должна нести специальное сенсорное оборудование, придающее ей характерный внешний вид. Проект позиционируется как исключительно гражданский, из-за чего на борту лодки не будет никакого вооружения. Несмотря на применение специального исследовательского оборудования, готовая субмарина по своему водоизмещению не будет превосходить серийные многоцелевые АПЛ. В то же время, для получения требуемых рабочих характеристик понадобилось значительное увеличение общих габаритов в сравнении с другими образцами.

Возможная компоновка судна

Как следует из имеющихся данных, к настоящему времени проект подлодки-сейсморазведчика успел продвинуться достаточно далеко. Так, предприятие-разработчик уже показало макет судна. Первая демонстрация масштабной модели состоялась в марте этого года в рамках выставочной экспозиции форума «Арктика – территория диалога». В ходе этого мероприятия российская судостроительная промышленность представила несколько перспективных образцов морской техники, в том числе специализированную подлодку и некоторые материалы по прочим элементам комплекса «Айсберг».

К радости специалистов и интересующейся общественности, макет подлодки имел несколько разрезов, благодаря чему появилась возможность получить общее представление о новых оригинальных решениях, использованных в проекте. В частности, стало ясно, какую архитектуру судна предложили ЦКБ МТ «Рубин», а также каким образом будут проводиться исследования морского дна. Представленный макет наглядно показал, что основные идеи проекта «Айсберг» применяются впервые не только в отечественной, но и в мировой практике.

Подлодка со средствами геологической разведки должна строиться по двухкорпусной схеме. Прочный корпус должен вмещать жилые помещения, энергетическую установку и основное приборное оснащение. За счет отсутствия необходимости транспортировки вооружения и т.д. систем имеется возможность уменьшить диаметр прочного корпуса в сравнении с серийными атомными подлодками. Центральный отсек корпуса планируется выделить под средства транспортировки и установки некоторых систем научного назначения. Предусматривается использование традиционной для современных лодок рубки с ограждением и горизонтальными рулями.

Как показывает макет, на одной из палуб центрального отсека должны находиться средства для транспортировки автономных исследовательских модулей. Кроме того, внутри прочного корпуса предусматривается размещение вертикальных шахт, при помощи которых модули будут выводиться за пределы подлодки и устанавливаться на дно.

Конструкция выдвижных устройств

Пожалуй, самым интересным элементом специального оборудования являются сейсмодатчики необычной конструкции. Для их транспортировки в верхней части легкого корпуса предусматриваются крупные продольные ниши. В транспортном положении датчики полностью уходят под защиту легкого корпуса. Основой датчиков являются четыре выдвижных устройства. Каждое из них представляет собой «крыло» трапециевидной формы с большим удлинением. Носовая пара датчиков должна выводиться в рабочее положение поворотом вперед и фиксироваться с некоторым углом стреловидности передней кромки. Шарниры второй пары находятся в корме, и она раскладывается поворотом назад. Между собой «крылья» каждого борта должны соединяться набором кабелей, выполняющих функции антенн.

По некоторым оценкам, длина каждого «крыла» будет достигать 40-45 м. Таким образом, общий «размах крыла» будет на уровне 100 м. За счет этого сейсмические датчики будут образовывать сканирующую поверхность размерами в сотни квадратных метров, что позволит исследовать достаточно крупные участки морского дна на большую глубину.

Ранее высказывались предположения о возможном использовании «крыльев» в качестве гидродинамических поверхностей, повышающих характеристики подлодки. Тем не менее, такое применение крупных выдвижных устройств может представлять собой особо сложную задачу, но при этом не давать никаких реальных преимуществ. В то же время очевидно, что наличие крупных бортовых агрегатов в определенной мере затруднит управление подлодкой на рабочих режимах. Также могут возникнуть определенные проблемы, связанные с особенностями полярных льдов. Крупные подводные части айсбергов, уходящие на большую глубину, способны затруднить и без того не слишком простой поход.

Подлодка "Айсберг" в сравнении с самолетом A380

Принципы действия поисковых систем подлодки комплекса «Айсберг» не уточнялся. По всей видимости, на днище корпуса должны располагаться источники зондирующих звуковых волн. «Крылья» с кабелями, в свою очередь, станут приемной антенной. Заявлена возможность наблюдения за поверхностью дна и изучения его толщи на глубину до нескольких десятков метров. При помощи подобного оборудования подлодка сможет составлять карты дна, а также определять состав пород и наличие тех или иных полезных ископаемых. Следует помнить, что именно последняя возможность прямо связана с главной целью всей программы «Айсберг».

С точки зрения основных габаритов и технических характеристик подлодка сейсморазведки может заметно отличаться от серийных боевых субмарин. Так, длину лодки нового типа можно оценить в 130-160 м, ширина с учетом сенсоров в рабочем положении – порядка 100 м. Полное водоизмещение, по данным разработчика, составит 13820 т. Судно сможет погружаться на глубину до 400 м и развивать скорость до 12,6 узла. В режиме сканирования скорость ограничивается 3 узлами. В экипаж войдет 40 человек.

В начале мая стали известны некоторые новые подробности разрабатываемого проекта. Главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Евгений Торопов рассказал российским средствам массовой информации о текущих успехах проекта и некоторых его особенностях экономического характера. Как оказалось, за счет исключения вооружения и применения максимального числа отработанных технологий удалось минимизировать стоимость строительства. Согласно актуальным расчетам, исследовательская лодка будет на 60% дешевле боевого корабля со схожими характеристиками.

Центральный отсек прочного корпуса с системами хранения и вывода исследовательских модулей

Также Е. Торопов затронул тему строительства перспективной техники. По его словам, первая подлодка нового типа будет заложена в 2020 году. Сколько времени уйдет на строительство и когда субмарина сможет выйти в море – пока не уточняется. Вероятно, из-за высокой сложности проекта исследовательская лодка сможет выйти в море не ранее середины следующего десятилетия.

По официальным данным, перспективная подлодка-сейсморазведчик будет использоваться в составе подводного энергетического комплекса «Айсберг». Ее основной задачей при этом станет изучение морского дна и поиск месторождений полезных ископаемых. Монтаж датчиков и сенсоров на подводной лодке позволит изучать дно в разных районах Мирового океана, в том числе в труднодоступных регионах. Так, приоритетной целью нового проекта является Арктика: большая часть ее вод покрыта льдами, серьезно затрудняющими доступ исследовательских судов. Атомная подлодка, в свою очередь, сможет без каких-либо проблем пройти в нужный район и провести требуемые исследования, не обращая внимания на льды.

Стоит отметить, что аппаратура сейсмической разведки может применяться не только в интересах добывающей промышленности. Сведения о состоянии морского дна могут пригодиться и другим структурам. Прежде всего, новинка отечественного судостроения привлечет внимание научно-исследовательских организаций, занимающихся изучением Арктики. Кроме того, карты морского дна и информация о его состоянии могут использоваться при планировании прокладки подводных кабелей и строительства иной инфраструктуры. Наконец, как и другие подводные комплексы разных типов, подлодка сможет работать в интересах Главного управления глубоководных исследований министерства обороны.

Плакат, демонстрирующий архитектуру энергетического комплекса "Айсберг".
Подлодка-сейсморазведчик - вверху справа

Таким образом, подлодка комплекса «Айсберг» сможет участвовать в геологических исследованиях как гражданского, так и военного назначения. Возможность транспортировки и установки специального оборудования тоже вряд ли останется без внимания потенциальных заказчиков. При этом наибольший интерес такая функция представляет для военных. Такие возможности субмарины могут найти применение при развертывании различных систем наблюдения, призванных защищать северные рубежи страны. Что важно, использование подводной лодки позволит развернуть все необходимые системы быстро и без привлечения излишнего внимания.

Проект перспективной подводной лодки-сейсморазведчика является одной из самых смелых и оригинальных отечественных разработок последнего времени. При создании этой субмарины, равно как и всего подводного комплекса «Айсберг», конструкторам приходится сталкиваться с заметными трудностями разного рода. Тем не менее, успешная реализация всех планов и решение поставленных задач приведет к самым положительным результатам. В результате строительства подлодки «Айсберг» отечественные научное сообщество, добывающая отрасль и военное ведомство получат новый интереснейший инструмент освоения Арктики.

Проект подводной лодки-сейсморазведчика комплекса «Айсберг»

В настоящее время Россия располагает несколькими специальными подлодками того или иного назначения. Субмарины со специальным оборудованием отличаются от других кораблей кругом решаемых задач и используются в особых операциях, прежде всего в интересах военно-морского флота. В будущем возможно появление новой подводной лодки специального назначения, предназначенной для работы в добывающей отрасли. Такое подводное судно получит особую аппаратуру, при помощи которой сможет искать полезные ископаемые в труднодоступных районах Мирового океана.

Разработка перспективной подводной лодки с научно-исследовательским оборудованием на борту является частью более крупной и амбициозной программы развития добывающей отрасли. Фактически новая субмарина представляет собой один из элементов крупного комплекса разведки и добычи полезных ископаемых. В состав перспективного подводного энергетического комплекса «Айсберг» также должны будут войти автономные бурильные установки и добывающие станции, средства энергоснабжения и контроля, а также другие устройства, отличающиеся высокой степенью автоматизации.

at1.jpg

Макет подлодки-сейсморазведчика

Напомним, проект «Айсберг» разрабатывается с начала 2015 года под эгидой Фонда перспективных исследований (ФПИ). Головным разработчиком проекта является Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», имеющее большой опыт создания подлодок и другой подобной техники. К настоящему времени ЦКБ МТ «Рубин» и многочисленные субподрядчики завершили часть проектных работ и продолжают готовить проект к полноценной реализации. К примеру, к настоящему времени удалось не только завершить разработку некоторых устройств, но и определить примерные сроки начала строительства тех или иных компонентов «Айсберга».

Комплекс «Айсберг» предназначается для автономной работы в удаленных и труднодоступных районах Мирового океана на уже известных или открываемых месторождениях полезных ископаемых. В соответствии с задумкой авторов проекта, различные элементы комплекса должны будут искать месторождения, а затем производить развертывание всех необходимых систем. После ввода в эксплуатацию «Айсберг» будет добывать нефть или газ, нуждаясь в минимальном участии человека. При этом, однако, на некоторых этапах работы без специалистов обойтись не удастся. В частности, именно люди должны будут управлять поисковой подводной лодкой.

По понятным причинам, все основные элементы подводного комплекса «Айсберг» представляют большой интерес. Особое внимание при этом привлекает подлодка сейсморазведки, призванная стать основным инструментом для поиска месторождений. В этом проекте предлагается сразу несколько оригинальных идей и решений, пока не использовавшихся в области подводного флота. В результате их реализации перспективная субмарина получит новые возможности, а также будет заметно отличаться от других лодок серийных проектов.

Согласно опубликованным данным, подлодка из состава комплекса «Айсберг» будет оснащаться ядерной энергетической установкой и должна нести специальное сенсорное оборудование, придающее ей характерный внешний вид. Проект позиционируется как исключительно гражданский, из-за чего на борту лодки не будет никакого вооружения. Несмотря на применение специального исследовательского оборудования, готовая субмарина по своему водоизмещению не будет превосходить серийные многоцелевые АПЛ. В то же время, для получения требуемых рабочих характеристик понадобилось значительное увеличение общих габаритов в сравнении с другими образцами.

at2.jpg

Возможная компоновка судна

Как следует из имеющихся данных, к настоящему времени проект подлодки-сейсморазведчика успел продвинуться достаточно далеко. Так, предприятие-разработчик уже показало макет судна. Первая демонстрация масштабной модели состоялась в марте этого года в рамках выставочной экспозиции форума «Арктика – территория диалога». В ходе этого мероприятия российская судостроительная промышленность представила несколько перспективных образцов морской техники, в том числе специализированную подлодку и некоторые материалы по прочим элементам комплекса «Айсберг».

К радости специалистов и интересующейся общественности, макет подлодки имел несколько разрезов, благодаря чему появилась возможность получить общее представление о новых оригинальных решениях, использованных в проекте. В частности, стало ясно, какую архитектуру судна предложили ЦКБ МТ «Рубин», а также каким образом будут проводиться исследования морского дна. Представленный макет наглядно показал, что основные идеи проекта «Айсберг» применяются впервые не только в отечественной, но и в мировой практике.

Подлодка со средствами геологической разведки должна строиться по двухкорпусной схеме. Прочный корпус должен вмещать жилые помещения, энергетическую установку и основное приборное оснащение. За счет отсутствия необходимости транспортировки вооружения и т.д. систем имеется возможность уменьшить диаметр прочного корпуса в сравнении с серийными атомными подлодками. Центральный отсек корпуса планируется выделить под средства транспортировки и установки некоторых систем научного назначения. Предусматривается использование традиционной для современных лодок рубки с ограждением и горизонтальными рулями.

Как показывает макет, на одной из палуб центрального отсека должны находиться средства для транспортировки автономных исследовательских модулей. Кроме того, внутри прочного корпуса предусматривается размещение вертикальных шахт, при помощи которых модули будут выводиться за пределы подлодки и устанавливаться на дно.

at3.jpg

Конструкция выдвижных устройств

Пожалуй, самым интересным элементом специального оборудования являются сейсмодатчики необычной конструкции. Для их транспортировки в верхней части легкого корпуса предусматриваются крупные продольные ниши. В транспортном положении датчики полностью уходят под защиту легкого корпуса. Основой датчиков являются четыре выдвижных устройства. Каждое из них представляет собой «крыло» трапециевидной формы с большим удлинением. Носовая пара датчиков должна выводиться в рабочее положение поворотом вперед и фиксироваться с некоторым углом стреловидности передней кромки. Шарниры второй пары находятся в корме, и она раскладывается поворотом назад. Между собой «крылья» каждого борта должны соединяться набором кабелей, выполняющих функции антенн.

По некоторым оценкам, длина каждого «крыла» будет достигать 40-45 м. Таким образом, общий «размах крыла» будет на уровне 100 м. За счет этого сейсмические датчики будут образовывать сканирующую поверхность размерами в сотни квадратных метров, что позволит исследовать достаточно крупные участки морского дна на большую глубину.

Ранее высказывались предположения о возможном использовании «крыльев» в качестве гидродинамических поверхностей, повышающих характеристики подлодки. Тем не менее, такое применение крупных выдвижных устройств может представлять собой особо сложную задачу, но при этом не давать никаких реальных преимуществ. В то же время очевидно, что наличие крупных бортовых агрегатов в определенной мере затруднит управление подлодкой на рабочих режимах. Также могут возникнуть определенные проблемы, связанные с особенностями полярных льдов. Крупные подводные части айсбергов, уходящие на большую глубину, способны затруднить и без того не слишком простой поход.

at4.jpg

Подлодка "Айсберг" в сравнении с самолетом A380

Принципы действия поисковых систем подлодки комплекса «Айсберг» не уточнялся. По всей видимости, на днище корпуса должны располагаться источники зондирующих звуковых волн. «Крылья» с кабелями, в свою очередь, станут приемной антенной. Заявлена возможность наблюдения за поверхностью дна и изучения его толщи на глубину до нескольких десятков метров. При помощи подобного оборудования подлодка сможет составлять карты дна, а также определять состав пород и наличие тех или иных полезных ископаемых. Следует помнить, что именно последняя возможность прямо связана с главной целью всей программы «Айсберг».

С точки зрения основных габаритов и технических характеристик подлодка сейсморазведки может заметно отличаться от серийных боевых субмарин. Так, длину лодки нового типа можно оценить в 130-160 м, ширина с учетом сенсоров в рабочем положении – порядка 100 м. Полное водоизмещение, по данным разработчика, составит 13820 т. Судно сможет погружаться на глубину до 400 м и развивать скорость до 12,6 узла. В режиме сканирования скорость ограничивается 3 узлами. В экипаж войдет 40 человек.

В начале мая стали известны некоторые новые подробности разрабатываемого проекта. Главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Евгений Торопов рассказал российским средствам массовой информации о текущих успехах проекта и некоторых его особенностях экономического характера. Как оказалось, за счет исключения вооружения и применения максимального числа отработанных технологий удалось минимизировать стоимость строительства. Согласно актуальным расчетам, исследовательская лодка будет на 60% дешевле боевого корабля со схожими характеристиками.

at5.jpg

Центральный отсек прочного корпуса с системами хранения и вывода исследовательских модулей

Также Е. Торопов затронул тему строительства перспективной техники. По его словам, первая подлодка нового типа будет заложена в 2020 году. Сколько времени уйдет на строительство и когда субмарина сможет выйти в море – пока не уточняется. Вероятно, из-за высокой сложности проекта исследовательская лодка сможет выйти в море не ранее середины следующего десятилетия.

По официальным данным, перспективная подлодка-сейсморазведчик будет использоваться в составе подводного энергетического комплекса «Айсберг». Ее основной задачей при этом станет изучение морского дна и поиск месторождений полезных ископаемых. Монтаж датчиков и сенсоров на подводной лодке позволит изучать дно в разных районах Мирового океана, в том числе в труднодоступных регионах. Так, приоритетной целью нового проекта является Арктика: большая часть ее вод покрыта льдами, серьезно затрудняющими доступ исследовательских судов. Атомная подлодка, в свою очередь, сможет без каких-либо проблем пройти в нужный район и провести требуемые исследования, не обращая внимания на льды.

Стоит отметить, что аппаратура сейсмической разведки может применяться не только в интересах добывающей промышленности. Сведения о состоянии морского дна могут пригодиться и другим структурам. Прежде всего, новинка отечественного судостроения привлечет внимание научно-исследовательских организаций, занимающихся изучением Арктики. Кроме того, карты морского дна и информация о его состоянии могут использоваться при планировании прокладки подводных кабелей и строительства иной инфраструктуры. Наконец, как и другие подводные комплексы разных типов, подлодка сможет работать в интересах Главного управления глубоководных исследований министерства обороны.

at6.jpg

Плакат, демонстрирующий архитектуру энергетического комплекса "Айсберг".
Подлодка-сейсморазведчик - вверху справа

Таким образом, подлодка комплекса «Айсберг» сможет участвовать в геологических исследованиях как гражданского, так и военного назначения. Возможность транспортировки и установки специального оборудования тоже вряд ли останется без внимания потенциальных заказчиков. При этом наибольший интерес такая функция представляет для военных. Такие возможности субмарины могут найти применение при развертывании различных систем наблюдения, призванных защищать северные рубежи страны. Что важно, использование подводной лодки позволит развернуть все необходимые системы быстро и без привлечения излишнего внимания.

Проект перспективной подводной лодки-сейсморазведчика является одной из самых смелых и оригинальных отечественных разработок последнего времени. При создании этой субмарины, равно как и всего подводного комплекса «Айсберг», конструкторам приходится сталкиваться с заметными трудностями разного рода. Тем не менее, успешная реализация всех планов и решение поставленных задач приведет к самым положительным результатам. В результате строительства подлодки «Айсберг» отечественные научное сообщество, добывающая отрасль и военное ведомство получат новый интереснейший инструмент освоения Арктики.

 

https://aftershock.news/?q=node/683841

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

ПАО "ЗиО-Подольск" (входит в машиностроительный дивизион госкорпорации "Росатом" холдинг "Атомэнергомаш") отправило в Санкт-Петербург первый реактор РИТМ-200 для строящегося универсального атомного ледокола проекта 22220 "Урал", сообщила пресс-служба "Атомэнергомаша".

"Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода "Урал" и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой", — отметил генеральный директор "Атомэнергомаша" Андрей Никипелов, слова которого цитируются в сообщении.

По железной дороге реактор будет транспортирован до Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

"РИТМ-200" — новейшая реакторная установка для атомного ледокольного флота. Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая во многом позволила сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.

Три универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 ("Арктика", "Сибирь" и "Урал") станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров. Строительство судов ведется в Санкт-Петербурге на верфях "Балтийского завода".

Источник
 

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти