• записей
    10
  • комментариев
    0
  • просмотров
    208

О блоге

Комплектующие, современные и не только. А также и не только комплектующие.

Записи в этом блоге

Overseer one

После статьи о материнской плате P4C800 Deluxe Вам может показаться, что Socket 478 самая лучшая платформа позволяющая сочетать DOS и Windows вплоть до 8.1 Это не так, вскоре я напишу о более мощных вариантах, в чём-то компромиссных по сравнению с i875p. Но если Вам интересна именно эта платформа, стоит поговорить о выборе самого мощного процессора, чтобы тормозов в современных операционных системах было поменьше.

 

Кандидаты

 

На самом деле всего трое. Это Pentium 4 Northwood c кешем второго уровня 512 килобайт, Pentium 4 Prescott с метровым кэшем и Pentium 4 Extreme Edition на ядре Gallatin.

 

Для начала я настоятельно советую прочитать вот эту статью, где лбом столкнулись два первых варианта. Заодно видно, какую платформу я обязательно рассмотрю ещё. Прочитав эту статью, обратите внимание на дату её написания - 1 июня 2004 года. Теперь краткое сравнение трёх процессоров.

 

Pentium 4 Northwood:

 

Pro

Самый холодный процессор из всех.

В ряде приложений может быть почти самым быстрым.

 

Contra

С трудом гонится больше 3.6 гГц

Не имеет поддержки SSE3

 

Pentium 4 Prescott

 

Pro

SSE3

В большинстве приложений будет самым быстрым.

Гонится до 3.8-4.2 гГц и выше

 

Contra

Из-за архитектуры (длинного конвеера) может быть медленнее остальных

Относительно горячий

 

Pentium 4 Extreme Edition Gallatin

 

Pro

В ряде приложений может быть самым быстрым.

 

Contra

С трудом гонится больше 3.6 гГц

Не имеет поддержки SSE3

Почти столь же горячий как и Prescott из за двухметрового кеша третьего уровня.

 

И что получилось?

 

C июня 2004 го года утекло слишком много воды, SSE3 поддерживается всеми и повсеместно. Кроме этого немаловажно отметить и то, что некоторые инструкции набора SSE3 позволяют процессору Prescott ощущаться чуть более двухъядерным. Все современные приложения хорошо распаралелены, поэтому Northwood будет шустрее только когда произойдёт парад планет будут соблюдены два условия одновременно. Не будет поддержки SSE3 и не будет поддержки многопоточности. В современных условиях это почти фантастика, а для старых приложений производительности прескота работающего на частоте 3.2+ гГц вполне хватит.

 

Вы можете сказать, что он горячий и я почти не буду спорить. Хотя нет, всё-таки поспорю. TDP нормальных процессоров степпингов D0, E0, G0 составляет 89 Ватт - абсолютно ничего особенного по нынешнем временам. Собирая ретромашину  совершенно не нужно ставить её в ретрокорпус и использовать с хилым блоком питания. Честный 600 Ваттник, добротный корпус хотя бы с 120 мм вентиляторами на вдув и на выдув, и температурный режим процессора не составит никаких проблем. Если воздух в системном блоке будет прохладным, транзисторы и конденсаторы в VRM процессора на материнской плате также будут чувствовать себя прекрасно. Когда вы напялите на процессор Zalman 7000 или лучше 7700 - будут чувствовать себя прекрасно даже при приличном разгоне.

 

Покупка P4 Extreme видится мне нецелесообразной.  Этих процессоров мало и стоят они прилично - 25.000+ рублей за 3.4 ггц как-то совсем неразумно. При этом множитель неразлочен, а единственная разница в кеше третьего уровня.  P4 Extreme это нортвуд с небольшим плюсиком или плюсом,  обзоров "экстримов" достаточно. SSE3 у них также нет, а вот "благодаря" кешу третьего уровня они достаточно горячи. Я сам пользовал обе модели - и 3.2, и 3.4 гГц. Как то без особых восторгов. Даже шесть лет назад система на прескоте была более отзывчивой. Другой вопрос которым я немного озабочен сам, как достать 3.4 ггц. 3.2 нашелся совершенно случайно, а 3.0 сделали до фига и больше. Можно пользоваться и трёшккой - гнать его, но частоту памяти придётся сбрасывать. Даже качественные планки Hynix Original и Samsung Original с трудом берут частоты выше 220-225 мГц (440-450 мГц DDR). Хотя разжиться качественными планками PC-4000 или даже PC-4400 никто не мешает. Лично я пока остановился на 3.46 гГц - 16*217. Память работает в синхроне и тайминги снижены до 2.5-3-3-7. Напряжение ни на процессоре ни на памяти не поднято. 

 

Overseer one

Итак, X-fi приобретён, стоит сравнить уходящую в запас Audigy 2 и новичка

Для начала буквальное сравнение лицом к лицу

_04ccee4dd23a29a789dd55a56a4c9841.jpg?no

Две замечательные правильные карточки - SB0350 (Audigy 2 ZS) и SB0460A (X-Fi второй ревизии, не Elite)

 

На какие отличия стоит обратить внимание?

 

Место разъема FireWire занял разъем для подключения внешнего блока, как у Elite Pro, флопповое питание для него же. В правом верхнем углу - подсветка Fatal1ty, чип прикрыт радиатором от перегрева, а выше находятся микросхемы X-RAM (SDRAM 7.5 нс). Если говорить о выходных разъемах, здесь тоже есть изменения, их стало четыре а не пять. В X-Fi разъем для линейного входа/микрофона совмещён с с разъемом для цифровых интерфейсом. Кем он будет, выбирается в драйверах. Владельцы других звуковух или просто встроек могут недумённо спросить - почему обе карты 7.1, но всего три разъема для подключения колонок. Ответ на самом деле довольно неприятный.

 

Ещё с Audigy 2 Creative засунула дополнительный, седьмой канал третьим. в один из разъемов, а в Audigy2 ZS/X-Fi в двух разъемах коварно спрятались по три выхода сразу. Для того, чтобы их вытащить, вам потребуется четырёхполюсный миниджек. Чтобы не было так страшно от такого словосочетания, это такой же разъем, которым вы подключаете ваши гарнитуры к телефонам. Там это одна земля на оба канала и микрофон, а здесь используется общая земля для трех каналов. Ключевой, фронтальный выход сделан без всех этих извратов. 

 

Комплект кабелей для подключения 7.1 системы выглядит так

original.png?s=320x320m&sig=bead6145ef65

 

или так

41KszJuL1tL._SY355_.jpg

Согласен, немного геморройно.

 

Кроме всего прочего, X-Fi не может передать по SPDIF более чем стерео, вы не сможете подключить три стереоЦАП-а и получить звук уберкачества.

 

Также надо отметить, что Audigy2 ZS имеет поддержку Windows 98SE/ME через WDM драйвера, X-FI такой поддержки лишен. Имейте в виду - поддержка WDM драйверов в Win 98SE довольно кривая, лучше пользоваться МЕ. 

 

Audigy 2 ZS

 

851970a94671577f49f5aedc72df6c29.jpg

 

Вот так выглядит контрольная панель, несколько разбавляющая возможности установок Windows. Что стоит иметь в виду? Опорным режимом для карты является 24 бит 48 кГц, на нём работает DSP, и всё, что вы выберете в настойках Windows, будет пересчитано к этому режиму. Карта может полноценно играть в 24/96 и 24/192 через блок P16V, введённый в чип в Audigy 2. Блок P16V - часть процессора, звуковая карта в звуковой карте. Его задействует фирменный проигрыватель DVD-Audio и виртуальный драйвер ASIO 24/96. В этих режимах DSP не работают, эффекты не накладываются. Использовать 24/192 с официальными драйверами как вам хочется, невозможно. Вы можете поэкспериментировать, скачав неофициальные драйвера KX Project, где есть более низкоуровневый доступ к железу.

 

c282eb657fd04b35c13bb115ae6e469b.jpg

 

AIDA демонстрирует игровые возможности карты через OpenAL. Всё как и положено - 64 канала, поддержка до EAX 4.0 включительно.

Карточка отлично звучит, полностью отрабатывая возможности процессора EMU10K2.

 

X-Fi 

 

f2def5d184fe91fe32421eb8bcb02246.jpg

 

 Заглавная страница моментально преподносит сюрпризы. Чтобы не растекаться мыслью по древу, я утащил с "хобота" замечательную табличку, иллюстрирующую разницу в режимах.

  Игровой (Gaming) Развлекательный (Entertainment) Создания музыки (Creation)
Video Game Frame-Rate YES NO NO
Hardware 3D Audio Processing YES NO OPTIONAL
Environmental Effects YES OPTIONAL OPTIONAL
High-Resolution Audio Playback NO YES YES
Audio Enhancement Processing NO YES OPTIONAL
2-Channel to Multi-Channel Up-Mix OPTIONAL YES NO
Multi-Channel Audio Recording NO NO YES
Hardware MIDI Playback NO OPTIONAL YES
Hardware Effects YES YES OPTIONAL
Sample-Synchronized Record and Playback NO NO YES
Low Audio-Streaming Latency NO NO YES
Bit-Accurate Audio Capable NO OPTIONAL YES

 

EMU 20K2 - очень мощный DSP даже по сегодняшним меркам, поэтому три режима нелишни. Я постараюсь по-своему описать их различие.

 

В игровом режиме карта использует 24 бит 96 кГц в качестве опорного режима в нём вам доступно аппаратное ускорение в играх, всё как и положено. Работает единый гибкий драйвер ASIO от 16/44 до 24/96

 

Развлекательный режим предназначен для музыки высокого разрешения. Опорный режим DSP - 24/192 и даже в этом режиме он способен накладывать эффекты. Помните я говорил про мощный DSP? Ресивер Pioneer VSX-1015, которым  я владел несколько лет, не мог ничего сделать со стереосигналом 24/96, а X-Fi позволяет наложить эффекты на DVD-Audio. "Добить" 24/96 5.1 до 7.1, разложить 24/192 на 7.1. Интересно, но я этим не пользуюсь. 

 

Название третьего режима говорит само за себя. Опорный режим вновь снижается до 24/96, но вам доступна многодорожечная запись, эффекты студийного качества. Почти всё тоже самое, что умеют профессиональные карты семейства E-MU. С поправкой на более высокое качество преобразователей и большее количество входов/выходов у последних. Скажем, у модели E-MU 1820М.

 

Для меня игровой режим абсолютно универсален. В нём и игры играются, и музыка без "улучшайзеров" тоже.

 

14392de42f09108bb06df3ff66946efc.jpg

 

Игровые возможности максимальные. EAX 5.0, X-RAM.

 

Практические впечатления

 

Когда вышло семейство X-Fi, Creative подчеркнула улучшение качество собственно звука увеличением заявленного соотношения сигнал/шум до 109 дБ. Даже эта карта Fatal1ty звучит получше Audigy 2 ZS. Звучание более собранное, артикулированное и прозрачное. Разница слышна даже в свеженьком саундреке к FAR: Lone Sails в 24 бит 44 кгц, и ещё более слышна в новом альбоме Dead Can Dance - Dionysys. Можно не без удовольствия послушать те же DVD-Audio и SACD в режиме DOP. С ужасом представляю себе качество Elite Pro :) 

 

Проверка в играх началась с Unreal версии 2.27. Увеличиваю количество каналов до 128 и вперед. Звуковая картина...другая. Сначала даже не понимаешь, в чём дело, доходит чуть позже. Когда монстр выпускает в мою сторону ракету, которая проходит мимо, я слышу только свист маршевого двигателя. Так было с Audigy. Теперь на меня словно давит звуковая волна от пролетевшей ракеты. Словами это не передашь - надо слушать. Значительно круче воспринимается бой с двумя наёмниками вооруженными метателями лезвий, когда у меня тоже самое оружие. Такой бой - десятки металлических лезвий несущихся по помещению с приличной скоростью, отскакивающих от стен  и возвращающихся. В такой ситуации моментально понятна разница между 64-мя и 128-ю звуковыми потоками - вокруг меня сложная и неразрывная звуковая картина, дополняющаяся почти телесным ощущением пролетающих над головой лезвий. Несколько сантиметров ниже - и голова немного укоротится, а мне придётся вызывать быструю загрузку :)  Даже самые древние звуковые движки двадцатилетней давности звучат на X-Fi потрясающе. Хорошие звуковые движки, написанные прямыми руками, с хорошими сэмплами. Впечатления от Thief Gold (релиз GOG.com), "переселенную" на OpenAL не менее сильны. Там нет динамичных боёв, но пройти игру можно почти с закрытыми глазами. То, что в конце 98-го вызывала опадение челюстей, сейчас....опять же, это надо слышать. Старые игрушки вырвались из прокрустова ложа 32-х потоков и сейчас звучат приблизительно так, как и задумывались звукорежиссёрами. Это точно также, как сравнить крутой DVD диск "Спасение рядового Райана" с DTS звуком, когда война действительно бесцеремонно и яростно врывается  в вашу комнату, а затем поставить в плеер диск с 4K картинкой, звуком Dolby Atmos  и понять - вот так слышал звукорежиссёр это у себя в студии.

 

Unreal 2 изначально написан под EAX 3.0 и звучит очень серьезно. К сожалению, к нему нет новых патчей, ему не дано раскрыться с 128-ю потоками, фишками EAX 5.0. Но возможно это исправят. А прохождение Bioshock 1, 2 и Сталкера я оставлю на потом. Нужно пройти Unreal, Unreal 2, раздобыть 3850/7950 AGP, ну и спаять те чёртовы проводочки, чтобы кайф был полным :) 

Overseer one

С выходом Geforce 7-й серии Nvidia официально предложила два процессора для рынка AGP систем - 7600 GS и 7800 GS. Неофициально было почти всё - от 7300 GT до 7950 GT

 

ZOTAC-GeForce%C2%AE-7600GS-256MB-GDDR2,-

 

Сферический Референсный 7600 GS AGP не в вакууме. Переходной мост HSI под отдельным радиатором, чип G73 несколько выше своего обычного уровня и 4 микросхемы памяти DDR2. Объем памяти 256 и 512 мегабайт. В последнем случае частота могла быть занижена. Рекомендованные частоты - 400 мГц по чипу и 800 мГц по памяти. В остальном всё стандартно - 12 пиксельных конвейеров, 5 вершинных и 8 текстурных. Поддержка Shader Model 3.0 (DirectX 9.0c) и OpenGL 2.1

 

Карта рассматриваемая в обзоре выглядит так

Palit-GeForce%C2%AE-7600GS-Sonic-6580022

 

Или так

 

Palit-GeForce%C2%AE-7600GS-Sonic-6580022

 

Отличия видны невооруженным взглядом. Вся печатная плата перепахана, переходной мост переехал под общий радиатор с чипом, место DDR2 заняла GDDR3 а доппитание вместо молекса идёт по привычному PCI-E 6 pin.

 

Когда я подал самое первое объявление о покупке относительно шустрой видеокарты, я не думал, что попадусь на ТАКОЕ.

 

7600 GS Sonic для PCI-Express имеет повышенные частоты - 450/1000, здесь разогнана только память. GDDR3 изначальна могла работать значительно больше чем на гигагерце, здесь получилось тоже самое. Но я не думал, что чип уйдёт далеко от привычного разгона до 450-500 мгц. Итог?

570b8f63c92ebe43ac2da9e016ceca9f.jpg

Вот такой. Полуторакратный разгон по чипу и 60% разгона по памяти. Замечу, я не знаю Geforce 7600 GT с фабричным разгоном выше 590/1600  при номинале 560/1400. Таким образом видеокарта работает быстрее референсной 7600 GT на 7.5% по чипу и на 14% по памяти. Я не стал нащупывать дальнейшие пределы, но 625/1700 мне не дались. Что интересно - 7600 GS и почти все 7600 GT работают с чипом ревизии A1 выполненым с 90нм техпроцессом, а здесь поздний и более "тонкий" B1 и 80нм. Видеокарты 7600 GT использующие данный чип существуют, и они имеют номинальные частоты 650-675 мгц. Здесь, очевидно напряжение занижено именно для 7600 GS, чтобы видеокарта была холоднее и просто не пыталась прыгнуть "выше своего носа". Во всяком случае температуры больше 50 градусов в нагрузке я не видел.

 

Для разгона я попользовал Nvidia System Tools. Очень важной особенностью данного разгона является динамический разгон чипа в зависимости от необходимости.

b0349af904fe9d02ba6cc4d998574cfa.jpg

 

Вот я поиграл в Unreal и частота чипа опустилась до номинала. И видеокарте холоднее, и всем остальным тоже.

 

Серьёзный разгон дал серьёзный результат. В Unreal можно поиграть в 900р, в Quake 4 - 720p, любые разрешения в Thief: Deadly Shadows. 7900GT c 512 мегабайтами памяти для Quake 4 будет явно лучше - GPU-Z указывал на 220-240 мегабайт потребляемой памяти в режиме HIGH а ведь ещё есть и Ultra. В общем и целом видеокарта не перешибает в разгоне лучшие экземляры 7600 GT, берущие 620/1800 но она явно холоднее таких карт и способна задать хорошую трепку Radeon 2600 XT, 3560.

 

Неочевидное преимущество

 

Если вы играете в старые игры с низким разрешением - видеокарты Geforce 6,7 позволят вам отмасштабировать картинку так, как вам это удобно. Покажу на примере.

_69d207161ae2ca3e63a9ee231ed363ff.jpg?no

 

Шибко умные телевизоры могут запретить видеокарте масштабировать, и выбрать "ГП" вы просто не сможете. Эта видеокарта клала болт на "умность" моего филипса и я вижу картинку в need for speed 1, 2 Morrowind и во множестве других игр неискаженной. В положении "Дисплей" картинка в разрешениях 640х480 и 800х800 будет показана 1 в 1, а от 1024х768 и выше - растянута на весь экран. Поэтому быстрый GeFoece AGP обязателен для каждого ретрогеймера.

 

Overseer one

Очень важная "отмазка" - внизу вообще не будут рассмотрены неполноценные звуковые платы. Т.е. AU8810, SB Live 24 bit, Audigy SE, X-Fi Xtreme Audio и.т.п.

Вторая не менее важная отмазка. Учитываются возможности только и исключительно официальных драйверов, включая самые последние версии

 

Aureal Semiconductor

 

Aureal Vortex (AU8820)

 

Количество каналов: 2

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD), NT 4.0, Win 2000

Поддержка DOS: да (Sound Blaster Pro)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0, A3D 2.0 (частично)

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF: стерео, 32, 44, 48 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень (звук AC 97 кодеков)

 

Aureal Vortex2 (AU8830)

 

Количество каналов: 2, 4

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD), NT 4.0, Win 2000

Поддержка DOS: да (Sound Blaster Pro)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0, A3D 2.0, A3D 3.0 (только в Win 9X/ME), EAX 1.0 (только в Win 9X/ME)  

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF: стерео, 32, 44, 48 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень

 

Creative Labs inc.

 

SB Live!

 

Количество каналов: 2, 4

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD, WDM), NT 4.0, Win 2000/XP

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0 

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF стерео,: только 48 кГц, два выхода для моделей CT4830 и СT4760, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень

ASIO: нет..

Декодеры: нет

Энкодеры: нет

 

SB Live! 5.1

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD, WDM), NT 4.0, Win 2000/XP

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0 

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF стерео,: только 48 кГц, три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень.

ASIO: только 16/48.

Декодеры: Dolby Digital

Энкодеры: нет

 

Audigy 

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD, WDM), NT 4.0, Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 48 кГц. (С пересчётом до 24/48)

Режимы работы SPDIF стерео,: 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й+ уровень (Качество звучания чуть выше карт с AC 97 кодеками.)

ASIO: только 16/48.

Декодеры: Dolby Digital

Энкодеры: нет

 

Audigy2 

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1)

Драйверная поддержка: Win98SE/ME (WDM), Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/48,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF стерео,: 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й уровень (Качество звучания ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: только 16/48 и 24/96 (через блок P16V)

Декодеры: Dolby Digital (EX)

Энкодеры: нет

 

Audigy2 ZS 

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win98SE/ME (WDM), Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/48,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF стерео,: 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й уровень (Качество звучания ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: только 16/48 и 24/96 (через блок P16V)

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

Audigy 4 Pro

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/48,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 3-й уровень (Качество звучания ЦАП-а Crystal CS4398).

ASIO: только 16/48 и 24/96 (через блок P16V)

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

X-Fi Extreme Music, Fatal1ty

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й+ уровень (Качество звучания чуть выше изначального для ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: 16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

X-Fi Elite Pro

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 3-й+ уровень (Качество звучания чуть выше изначального для ЦАП-а Crystal CS4398).

ASIO:16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

X-Fi Titanium (Fatal1ty)

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й+ уровень (Качество звучания чуть выше изначального для ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: 16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: нет

Энкодеры: Dolby Digital, DTS

 

X-Fi Titanium HD

 

Количество каналов: 2

Драйверная поддержка: Windows Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 4-й уровень (Качество звучания  ЦАП-а TI Burr-Brown PCM1794 с возможностью замены операционных усилителей).

ASIO: 16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: нет.

Энкодеры: Dolby Digital, DTS

Overseer one

Ещё в конце 2004 года обновлённый движок Sensaura предложил программный расчёт до 64 потоков  в рамках EAX 2.0 и A3D 1.0. Больше теоретическая, чем востребованная возможность, к тому же прилично потреблявшая процессорное время. Летом 2004 года вместе в выходом чипсетов i915/i925 Intel представила новый стандарт для встроенных звуковых решений - High Definition Audio, более известная как HDA. К началу 2005 года материнские платы в массовом порядке получили не самые плохие кодеки ALC880/882, предлагавшие 7.1 конфигурации, поддержку 24/192 и программную поддержку EAX 2.0/3.0. В любом случае EAX 4.0 прекрасно работала на Audigy первого поколения, а creative готовила новые решения.

 

X-Fi и EAX 5.0 - Эверест 3D звука на PC

 

Наверное многие помнят 2005 год когда казалось, что Windows XP прожила чуть больше чем живут обычные Windows. "ХР"-.юше  тем не менее осталось ещё полтора года, и Creative выпустил самые мощные игровые решения даже на сегодняшний день. Начнём с "железа"?

 

Сердцем X-Fi является процессор EMU20K, в несколько раз более мощный чем DSP семейства Audigy.

 

X-Ray-Fi-Xtreme-Music-SB0460-7.jpg_640x6

 

Базовая карта X-Fi Extreme Music. Обратите внимание на радиатор DSP. Вполне достаточное охлаждение, во всяком случае случаев перегрева я не замечал. На базе этой же карты выпускалась X-Fi Platinum - через гребёнку Aud_EXT подключается 5.25" модуль, X-fi Drive

Creative-X-Fi-Fatal1ty-Champ1on-Series-6

Время Firewire ушло. Процессор EMU20K в обязательном порядке использует собственную память. 2 мегабайта в базовом варианте и 64 мегабайта в варианте Fatal1ty. Если вы как и я сидите на ретросистеме, собственная память более чем кстати. На фото выше вариант с дополнительной памятью X-RAM. Если внимательно приглядитесь, легко обнаружите две микросхемы памяти сверху от процессора, плюс модуль красной светодиодной подсветки.

 

29c652a70c1c572d0d94171bf868.jpeg

 

Лучшая игровая звуковая карта X-Fi Elite Pro. Дело не во внешнем модуле а в начинке - ЦАП-ах CS4398 и операционных усилителях NJM2114.

 

Теперь самое время сказать о новшествах EAX 5.0

hqdefault.jpg

 

1) до 128 звуковых потоков. Полагаю, коментарии излишни.

2) поддержка семплов 24 бит 96 кгц.  Если бы да кабы. 

3) EAX Macro - эффекты в непосредственной близости от игрока. "Голоса в голове", которыми могут "похвастаться" шизофреники или просто пережившие жестокие психологические травмы.

4) EAX PurePath - эффекты создающиеся только в одной колонке. Раздваивающиеся голоса в центральном канале и прочие "прелести" пограничных состояний.

5) Более точная отработка ранних отражений, и источников звука отделенных от игрока более или менее серьёзными стенами.

 

Можно долго говорить о теории. На практике достаточно запустить Bioshock (не remastered) с поддержкой EAX 4.0/5.0 через OpenAL даже через четыре колонки.

jgv1FZxZp1.jpg

Финальные уровни это тот случай, когда словами впечатления не опишешь. Не хватило?

201.jpg

 

Установите S.T.A.L.K.E.R. и пройдите по четвёртому энергоблоку ЧАЭС. Свистящие пули крупного калибра вместе со звучащим в голове "Иди ко мне!" вряд ли оставят кого-либо равнодушным. Добавьте впечатлений от Doom 3 BFG и Quake 4. Пока подобного звука в играх нет.

 

PCI-Express и Auzen

 

Шина PCI-Express дебютировала в 2004 году, за год до появления процессора EMU20K1. К 2008-му году количество слотов на материнских платах сокращалось, графические конфигурации SLI и Crossfire затрудняли установку PCI звуковой платы. Процессор EMU20K2 позволил выйти из положения без костылей, навроде переходных мостов PCI->PCI Express. На базе слегка обновлённого процессора появилось три звуковые платы

 

235e90941cebe4986654a3b641315ae9b7c93ff5

X-Fi Titanium на шине PCi Express 1x. Оптические входы и выходы, а также поддержка технологии Dolby Digital Live! - возможность закодировать 5.1 поток в Dolby Digital 5.1 640 кбит/с, что особенно удобно при подключении к ресиверу без многоканальных входов.

 

pdt_17888.png.ashx?width=450&height=350

X-Fi Titanium Fatal1ty. Тоже самое, плюс 64 мегабайта памяти для DSP. ЦАП не менялся с 2002 года, все тот же CS4382. Ах да, я забыл про возможность закодировать 5.1 поток в DTS 5.1 1509 кбит/с.

 

x-fi-titanium-hd-a.jpg

X-Fi Titanium HD хороша по своему. У неё только стереофонический аудиотракт на PCM1794 и операционных усилителях OPA2134. Многоканальный звук возможен только посредством функции DTS Connect. Поэтому вышедшая в конце 2009 года карта не может составить конкуренцию X-Fi Elite Pro и даже Audigy 4 Pro. Дополнительные каналы самым существенным образом влияют на звуковую картину, об этом в Creative почему-то решили забыть. Даже Sound Blaster ZXr предлагает только 5.1 конфигурацию.

 

В 2007-2008 годах Creative продавала процессоры EMU20K1 фирме AUZEN

 

prelude-outro.jpg

 

Auzen X-Fi Prelude - довольно интересная альтернатива X-Fi Elite Pro. В наличии 64 мегабайта X-RAM и довольно серьёзные ЦАП-ы АК4396 с токовым выходом. И всё же "прелюдия" не могла обыграть "элиту" не говоря о скверной поддержке. Elite Pro работает под Windows 10 а "прелюдию" можно завести максимум под Windows 8.1. 

 

Наследники "завистников"

 

Чипы семейства Envy 24  никуда не делись до сих пор, но вышедшая в 2007 году на рынок звуковых карт ASUS решила использовать семейство DSP C-Media Oxygen HD. Установку драйверов для звуковых карт Creative в шутку называют установкой целой операционной системы, со звуковыми картами ASUS получилось тоже самое.

 

chips2.jpg

 

ASUS Xonar D2 Без декоративного кожуха. ЦАП-ы PCM1796, соответствующая обвязка. С игровой точки зрения звуковые карты ASUS опираются на последние версии программного движка Sensaura с поддержкой EAX 5.0 и алгоритмов Dolby.

Dolby Headphone  для  эмуляции 3D звучания в наушниках, Dolby Virtual Theater для эмуляции 3D звучания с двумя колонками. Но "в чистом поле", с 5.1 или 7.1 системой сказать Xonar-ам нечего, программным алгоритмам не переплюнуть аппаратные. С точки зрения непосредственно звука это не самое серьёзное решение.

 

DSC03784.jpg

 

asus_xonar_h6_images_9114121._S.jpg

 

Пока что это превзойти не удалось. Asus Xonar Essence ST с PCM1792A для фронтальных колонок и дочерняя плата ST6 с PCM1796 для остальных каналов. Увы, программная эмуляция на 7.1 системе уступает по качеству аппаратному решению, да и с рынка звуковых карт ASUS робко ретируется - существует всего один стабильный релиз под Windows 10 ещё 2015 года, в то время как X-Fi могут похвастать драйверами от февраля 2016 года.

 

Заключение

 

Появившаяся 13 лет назад X-Fi Elite Pro до сих пор остаётся непревзойдённым игровым решением.  Аппаратная реализация EAX 5.0 в рамках OpeanAL всё ещё лучшее решение для игр, а восемь колонок всегда будут звучать лучше шести. Это очевидно даже в Unreal и Thief: Gold  1999-го года, не говоря о более современных игрушках. Здесь вы можете перебрать игры с самой интересной звуковой картиной, которую обеспечат процессоры семейства EMU20. Сегодня, в 2018 году уже хочется увидеть новые звуковые движки, озвучивающие 9-13 колонок, чтобы звук наконец стал трехмерным по настоящему, а пока карта модели SB0550 остаётся лучшим выбором для желающих получить в любимых играх звук наиболее высокого качества.

 

card-big.jpg 

 

   

Overseer one

Свято место пусто не бывает

 

Или говоря не столь пафосно, место Aureal должен был кто-то занять. В недрах Cirrus Logis созрел DSP Sound Fusion более известный как CS4630.

2017613221457320320.jpg

 

Процессор послабее EMU10K, но, тем не менее способный управляться одновременно с двумя AC'97 кодеками, и предлагать конфигурации до 7.1 и записывать четыре канала одновременно. Не с тем качеством, которое бы устроило профессионалов, скажем прямо :) 

 

Crystal продавала свои процессоры сторонним производителям, поэтому картина с россыпью карточек на Vortex-ах повторилась.

 

29-118-101-09.jpg

Очень неплохая Turtle beach Santa Cruz.  Если отбросить игры, она звучала лучше SB Live! за счёт лучших кодеков и обвязки.

 

gtxp_allbox.jpg

 

hercules-game-theater-xp-283668.jpg

Очень интересный Hercules Theater XP. Народ оценил возможность подключиться к своей аппаратуре нормальными разъемами RCA.

 

Но с точки зрения игр эти карты были слабоватыми конкурентами для Creative. Пришло время программных звуковых движков, садившихся в драйвера встроек AC'97, HDA и прочих "неCreavive-ов". Но EMU10K был слишком мощным чипом и качество программной эмуляции A3D 1.0, EAX 1,2 было слабее. Выпадающие звуки, проблемы с определением источников и.т.п. со временем ситуация улучшалась, но более бросить вызов Creative в играх уже не мог никто. Но и программная эмуляция подстегнула "Творческую лабораторию".

 

EAX 3.0 Advanced HD и Audigy (примерный паритет с Aureal)

 

Не знаю как сейчас, но в те времена Creative обновляла свой модельный ряд каждый год. Осень 2001-го принесла революционное обновление

hqdefault.jpg

 

Переход к версии EAX 3.0 - самый мощный рывок в истории 3D звука. В чём революция?

 

1) До этого стандартом де-факто стало использование не более 32-х звуковоых потоков, рассчитываемых аппаратно или программно. Новые звуковые карты поддерживали до 64-х потоков одновременно, то есть звуковая сцена становилась в два раза сложнее.

2) Стало возможно использовать 24-х битные сэмплы. Возможность скорее эфемерная, но, тем не менее качество звуковых семплов - частичек той мозаики из которых состоит звуковая картина, росло с каждым годом.

3) Возможно использование третьего измерения (не прошло и четырех лет :) )

4) Плавные переходы между двумя средами. За несколько лет игроки устали от того, когда отстреливаясь от врагов они выходили из пещеры наружу и внезапно реверберации исчезали :)  

5) Учёт среды где находится источник звука а не игрок. Если монстр стреляет из пещеры, вы ведь должны слушать отражения пещеры тоже!

6) Прямой доступ к реверберациям. Больше не существует ограничения на 128 пресетов и возможность либо ослабить их либо усилить. Теперь есть полный доступ к движку ревербераций.

7) Упрощенный механизм расчёта ранних отражений. Не WaveTracing, но тоже неплохо. 

 

Всю эту революцию обеспечивал новый мощнейший процессор EMU10K2. В зависимости от конкретных звуковых карт его маркировали по разному, по этому я не могу привести эталонную картинку. Первыми звуковушками на новом процессоре стали Sound blaster Audigy

 

Original-disassemble-For-Creative-Sound-

 

Базовый вариант с позолоченными разъёмами. Эта же карточка использовалась в варианте Platinum, дополнительный модуль подключается через гребёнку AUD_EXT. Семейство Audigy также предложило разъём FireWire (IEEE1394) весьма популярный для подключения цифровых видеокамер MiniDV, в тоже время IEEE1394 производители High-End аудиотехники использовали для создания временного костыля до появления HDMI. Процессор также перешёл на более современную архитектуру I2S для подключения ЦАП и АЦП, но воспользовался ей не в полной мере. Первое поколение карт Audigy использовали совершенно не выдающийся ЦАП Phillips UDA1328T, в итоге с точки зрения качества звука первые Audigy почти не превзошли SB Live! Конкуренты не упустили шанса этим воспользоваться!

 

Это слово "ЗАВИСТЬ"

 

В конце прошлой заметке я говорил о процессоре ICE Envy24. В 2001 году VIA поглотила ICE и ENVY24 иногда шёл уже под её маркировкой.

VIA_Vinyl_Audio_Envy24_chip.jpg

Envy24 - серьёзнейшая машина для создания профессиональных аудиорешений. Знаменитейшие M-Audio Audiophile 24 и прочие карты серии M-Audio Delta. В них стоят не самые совершенные преобразователи, но они очень гибки и поддержка цифровых интерфейсов с профессиональным режимом позволяет использовать такие звуковые карты для работы до сих пор. VIA поддерживает семейство процессоров Envy24  драйверами для всех актуальных операционных систем. В 2002 году Terratec нанесла Creative весьма болезненный удар

all.jpg

 

front.jpg

Недохлые кодеки AK4524 по звуку рвали Audigy на флаг любой страны которая вам не нравится, а внешний блок вдобавок поддерживал подключение виниловой вертушки со звукоснимателем MM для качественной оцифровки ваших любимых пластинок. Беда карт Terratec в плохой драйверной поддержке - референсные драйвера VIA не могут воспользоваться всеми их функциями. За поддержку звука в играх отвечал программный движок Sensaura не самого высокого качества. Первый же серьёзный "завистник" заставил creative серьёзно задуматься.

 

Audigy2 и OpenAL

 

Осень 2002 года принесла по своему не менее весомое обновление линейки звуковых карт creative

 

audigy2-card-big.jpg

 

C семейством Audigy2 звучание карт Creative вышло на совсем другой уровень. Crystal CS4382 прописался всерьёз и надолго, но, в любом случае он переиграет любое HDA решение до сих пор. К сожалению, не самый плохой восьмиканальный ЦАП подвела дешевая обвязка, способный выдавать соотношение сигнал/шум и динамический диапазон в 114 дБ, в Audigy2 на выходе получалось всего 106. Audigy2 первая и единственная звуковая карта с поддержкой режима 6.1, который можно задействовать не только в играх, но и в фильмах, слушая Dolby Digital EX, DTS ES. Даже в играх 97-98 годов процессор распределял звуки на шесть колонок и сабвуфер.

 

Более важным было другое, Creative "впрягла" EAX в стандарт OpenAL, что в будущем аукнется самым положительным образом. Правда 6.1 в будущем окажется не только не нужным, но подчас и просто невозможным, Windows Vista и более новые операционные системы не поддерживают эту конфигурацию, скажем в Windows 7 Audigy2 может работать в режиме 5.1 максимум. Настал 2003 год и конкуренты предложили новые решения

 

Новые "завистники"

 

Оригинальный Envy24 поддерживал режимы звучания не больше чем 24 бит 96 кгц, а Audigy2 в фирменном плеере играла DVD-Audio c 24/192. На помощь пришёл обновлённый чип.

 

Via-envy24ht.jpg

 

Envy24 HT дал вожделенные 192 кГц для аудиофилов, потеряв некоторые возможности, интересные для профессионалов.  Конкурентов для Audigy 2 выпустили достаточно.

 

M-Audio_revolution_7.1.jpg

M-Audio Revolution 7.1

 

fb53f1d1e77100a90ce236d25425354a.jpg

AudioTrak Prodigy 7.1

 

terratec-au71-i1.jpg

Terratec Aureon 7.1 Space. Тоже самое, только с Toslink-ом

 

B_TERRATEC_7.1universe.jpg 

 

 

 Terratec Aureon 7.1 Universe. Вот на этом красавце я оцифровывал оригинальную версию "Юноны и Авось"

 

Сложилась по своему парадоксальная ситуация. На всех этих картах стоят более слабые ЦАП-ы с динамическим диапазоном 108 дБ как максимум, но на них более качественная обвязка., поэтому подчас они обыгрывали Audigy 2. Creative использовала дешевые операционные усилители JRC4558 и конденсаторы, а на картах конкурентов стояли NJM4580, M-Audio щеголяла NJM5532. Лобовое столкновение Revolution 7.1 и Audigy2 наглядно показывало - не только в ЦАП-ах счастье.

 

EAX 4.0, Audigy 2 ZS, Audigy 4 Pro 

 

Осень 2003-го года - новое обновление модельного ряда.

 

tn3_0_78879900_1524502860.jpg

 

Audigy2 ZS - наверное самая удачная карта из серии Audigy. Наконец 7.1 ну и маркетологи немного пнули инженеров, и те выдали 108 дБ, чтобы не отставать от конкурентов. Чуть позже подоспела новая версия EAX

 

EAX 4.0 появившаяся на свет весной 2004-го предложила следующее.

 

1) Полный расчёт акустики нескольких помещений одновременно. Скажем, если ваш персонаж в Thief: Deadly Shadows проходит в коридоре мимо двери в гостиную комнату полную людьми вы услышите нечто. Будет рассчитан сам факт наличия дверного проёма, изменения прохождения всех звуков через него. Для каждого из говорящих людей индивидуально будет рассчитано их положение в комнате с учётом акустики помещения, и таких комнат может быть до четырёх сразу.

2) Прочие эффекты характерные для реальной жизни, кроме ранних отражений и ревербераций: Эхо, модуляция частоты (фленжер), хорус (размножение источников сигнала). Есть и ещё эффекты, но разработчиками практически не используются.

 

Осенью 2004 года с очередным обновлением линейки Creative временно поставила конкурентам шах и мат, выпустив Audigy 4 Pro

DSC05537.jpg

Изюм карты не во внешнем блоке, появившимся ещё в первом поколении Audigy. На карте стоят серьёзные ЦАП-ы CS4398 с операционными усилителями NJM2114. Маркетологи резонно решили, что даже при том качестве звука, пользователям нужно предложить решение, которое в полной мере раскроется на High-End аппаратуре. Во всяком случае Audigy 4 Pro одна из двух лучших многоканальных игровых звуковых карт.

 

Промежуточное заключение

 

Unreal 2 Awakening вышел в начале 2003 года, использует EAX 3.0 через OpenAL, звучит интереснее оригинального Unreal c A3D 2.0, а в некоторых местах несравненно круче. Thief: Deadly Shadows вышел на ПК летом 2004, использует EAX 4.0. Графика 14-ти летней давности простовата, но такого звука в играх уже нет. Большой вопрос, будет ли ещё. На этом я заканчиваю эту заметку. В заключительной я рассмотрю последнюю итерацию EAX, когда Creative вывела звук в играх на не достигнутую высоту.

 

Overseer one

Представим себе идиллическую картину. Начало января 1999 года, прошлым летом вы прошли Unreal, осенью провели апгрейд - продали звуковушку на Aureal Vortex и купили сразу две - на втором "вортексе" и sb live! И понеслось. Гоняли от полиции в Need for speed III Hot Pursuit, спасали мир (вроде бы :) ) в Half-life, разбирались с тёмными культами в Blood 2, учились стелсу на современный манер в Thief: Dark Project. И все это с отличным окружающим или псевдо 3D звуком. Рука бойца колоть/стрелять устала и теперь можно провести время в Baldur's Gate, где статические пресеты реверберации неплохо погружают в атмосферу большого (не многим меньше третьего ведьмака) фентезийного приключения. И Aureal и Creative бодро рапортуют о десятках игр с поддержкой A3D/EAX и время проходит в приятном предвкушении. будущих релизов.

 

В те времена казалось что время совсем не стоит на месте - вы бы не нашли свежих игр, в которые можно играть на железе десятилетней давности. Сейчас - пожалуйста. Можно с удовольствием прокатиться в Euro truck simulator 2 с новейшим дополнением от Лондона до Санкт-Петербурга за рулём седельного тягача или от Портленда до Лос-Анджелеса и дальше до Финикса, Лас-Крусеса. И всё это на Core i7 940 и Geforce GTX 280. Ну да я отвлёкся. Всё же я не зря сказал про идилию. Тогда в компьютере приходилось держать кучу плат, не то что сейчас, когда в материнку может быть воткнута только видеокарта. В самом худшем случае у ваc могла быть хорошая 2D видеокарта, скажем Matrox Millenium G200, 2 ускорителя Voodoo 2, две звуковые платы и модем. Вот такой весёлый зоопарк с кучей проводов, а самое главное, требующий умения разбираться с прерываниями. Те кто знают - поймут о чём я :)

 

Интерлюдия

 

Всё то, что происходило до осени 99 года можно назвать "выполнением предвыборных обещаний". Сreative и A3D полировали драйвера, на игроков сыпались всё новые игрушки. Requiem, Unreal: Return to Na-Pali, Need for speed IV High Stakes, Baldur's Gate: Tales of the sword's coast. Основные баталии шли на рынке 3D графики, об этом ещё можно будет вспомнить. Но Creative получив сразу два  болезненных удара готовилась к взятию реванша более активно. Aureal кроме программных оптимизаций проводила и аппаратные. Осень приготовила небольшое аппаратное обновление (я не люблю словечки рефреш или рестайлинг, когда есть абсолютно идентичные слова в русском языке). 

 

Creative выпустила новые SB Live! - версию Value и версию Platinum c блоком для 5.25" отсека.

 

liveplatinum.jpg

Весьма удобное решение для музыкантов, и просто работающих со звуком. Цифровые входы и выходы позволяли работать не используя преобразователи (ЦАП и АЦП) самой платы. Самым главным в новых картах бы последний, пятый разъём - на фото он без позолоты. В нём сразу два цифровых выхода, которые предназначались для колонок Creative со встроенными ЦАП-ами. Энтузиастам никто не мешает использовать два стереоЦАП-а и получить звук совсем другого качества. 

 

Aureal почти неслышно вывела на рынок оптимизированную версию Votex 2

sq2500-chip.jpg

 

Причины для этого были. Многие пользовались довольно слабыми процессорами AMD K6-II, которые могли показывать самые разные результаты в играх в зависимости от оптимизаций для инструкций 3DNow! Проще говоря обновлённый чип давал больше кадров в секунду при прочих равных условиях (до +5-10% и больше). Также тихо на рынок вышла звуковая карта Aureal Vortex SQ2500 на обновлённой версии процессора.

 

sq2500-1.jpg

 

Встроенный коаксиальный цифровой выход очень кстати. Передышка закончилась и для Aureal наступил последний раунд.

 

A3D 3.0 (5:1 в пользу Aureal) и выход из игры

 

Необходимость держать две звуковые карты сразу нравится немногим, хотя сосуществование "Вортексов" и карт Creative вполне возможно. Проверено на собственном опыте. Людям хотелось универсального решения и они получили относительно универсальное решение. A3D 3.0 добавляла ко второй версии возможность наложения статических ревербераций, точно также как и в EAX 1.0. Также появилась поддержка самого EAX 1.0.

a3dsetting.gif

 

Скриншот из предпоследних драйверов наглядно показывает - статические реверберации расчитывались исключительно силами центрального процессора и звучали хуже. В играх с поддержкой EAX 1.0 Vortex 2 даёт более замыленный звук, по сравнению с SB Live!, но наличие реверберации лучше их отсутствия.

 

Возможно одним из ударов подкосивших Aureal был выход Windows 2000, которая официально хотела покончить с разделением операционных систем на клиентские/серверные (Windows NT) и домашние (Windows 95/98). Windows 2000 начала требовать драйвера новой модели WDM вместо относительно привычных VXD. У Creative были драйвера WDM, обкатанные ещё в Windows 98SE, а у Aureal почти конь не валялся. Под Windows 2000 был выпущен всего один релиз драйверов. Да, довольно стабильный, но без поддержки A3D 3.0, а Creative предложила всё и сразу. Финансовые аспекты я оставлю за кадром, к лету 2000 года Aureal перестала существовать. Множество звуковых карт исчезли с прилавков, неоднократно высплывая на радость олдфагам начиная с 2006 года. Aureal ушла, поставив красивую точку, оставив после себя отличное аппаратное обеспечение, и множество игр, которые продолжали выходить не заметив "потери бойца"

 

EAX 2.0 (5:2 гол в пустые ворота)

 

EAX 2.0 представленная в 2000 году не требовала нового оборудования, прекрасно работая на оригинальных Live! 98-го года выпуска.  К первой версии были добавлены базовые возможности по работе с геометрией помещений. Разработчики могли задать степень звукопоглощения материалов помещения, чтобы реверберации были не настолько звонкими, также можно указать, что источник звука вообще находится в другом помещении, чтобы приглушить его. Можно сказать, малыми силами Creative старалась приблизиться к достижениям Aureal двухлетней давности. В чём-то это удалось, да и разработчики игр стали использовать реверберации не так активно. в разработке уже была третья версия EAX, куда более радикальная. А осенью 2000 года процессор EMU10K1 наглядно продемонстрировал, что у него ещё есть порох в пороховницах.

 

Sound Blaster Live! 5.1 (5:3)

 

Потенциал процессора EMU 10K1 изначально был столь велик, что позволял создавать хоть 7.1 звуковые карты. Но такие карты маркетологи creative придержат ещё три года. В любом случае, осенью 2000 года пользователи получили в своё распоряжение одну из первых бытовых шестиканальных звуковушек.

163181.jpg

 

Live! 5.1 сразу же получил версию Platinum c блоком для 5.25" отсека. Вход и выход Toslink, стереовход на серьёзных разъёмах RCA, и довольно удобный программируемый пульт. Почему я добавил ещё одно очко? Как я и говорил в самом начале, DS3D, EAX работали со звуковыми потоками, поэтому немного постаравшись программисты Creative смогли вывести на пятый (центральный) канал часть звуков. Например голоса в диалогах. В драйверах есть настраиваемый кроссовер (разделительный фильтр), чтобы вывести на сабвуфер (шестой канал) басы, которые остальные колоночки не тянут. Используя переходники mini-jack на 2 RCA можно было подключиться к серьезной  аудиосистеме, например к многоканальному входу ресивера и слушать игры на колонках а не на колоночках. Можно сказать - ещё одно очко за старания программистов, незаметно расширивших возможности уже знакомого чипа. И, кстати, разъём для подключения центра и сабвуфера можно использовать сразу для трёх цифровых выходов. Три ЦАП-а и вас звук Hi-End качества, с поправкой на качество семплов в играх, разумеется.

 

На этом я закончу вторую заметку. В третьей части я рассмлотрю действительно революционное развитие EAX в 2001-2004 годах, вместе с попытками конкурентов запрячь в ярмо трепетную лань - приспособить для игровых нужд профессиональный аудиопроцессор ICE Envy24. 

 

Overseer one

Какова актуальность всего этого сейчас?!

 

Резонный вопрос. На мой взгляд, многие технологии незаслуженно забрасываются, или сначала забрасываются а потом получают новое рождение через какое-то время. Поэтому я считаю разговор о технологиях прошлого актуальным, тем более, что многие из них до сих пор работают и применяются. Не говоря о том, что в отличие от домашнего кинотеатра, вопрос именно трехмерного звучания на ПК и консолях практически забыт.

 

Из истории каменного века 

 

В середине 1990-х на слуху у игроманов были две вещи - 3D и виртуальная реальность. VR сейчас тоже на каждом слуху, как я и говорил, история ходит по спирали. Бум 3D изображения породил "Аватар" и потихоньку он сходит на нет, так как пока 4К и 3D не совместили. В данной серии заметок я рассмотрю двух основных игроков на рынке окружающего и псевдо 3D звука - Creative и A3D. Более ранние разработки я оставлю "за кадром" - я их не пробовал и не могу подсказать как они звучали. Вопрос объёмного звучания упирался в программную и аппаратную часть.

 

С программной частью помогла Microsoft выпустив DirectX. Самая первая версия даже постарше чем некоторые из форумчан, а двадцать лет назад она уже вполне стала на ноги, предлагая небезызвестный Direct3D и почти неизвестные теперь DirectSound и DirectSound3D. Последние уже тогда, 20 лет назад оперировали источниками звука, как сейчас оперируют форматы для домашнего кинотеатра Dolby Atmos и DTS X. 

 

С аппаратной частью вопрос упирался в мощные DSP, способные обработать множество потоков и создать реалистичную звуковую картину вокруг слушателя. DSP уже существовали - их использовали в своих более или менее корыстных целях профессиональные музыканты. Чуть большая мощность - и собственные процессоры звуковых карт уже стали готовы  погружать вас в гущу событий :)

 

A3D 1.0 (2:0 в пользу Aureal)

Aureal_A3D_(logo).png

 

В самом начале серии заметок о многоканальной музыке я писал про демонстрационную программку A3D bee. Aureal c самого начала замахнулась именно на трёхмерное звучание, когда игрок мог отследить направление звука по всем трём осям. А сердцем самых первых звуковых плат был процессор Aureal Vortex или AU8820

 

1.jpg

 

Первый  "Вортекс" не предполагал использования больше двух колонок, но наилучший эффект достигался в наушниках, более или менее качественных. Некоторые платы уже в 1997-м предлагали SPDIF интерфейс, и игрок мог использовать любой внешний ЦАП который он считал нужным. В ресивере, AV процессоре или обычный стереоцап. Нужно отвлечься - Aureal "исповедовала" принципиально иную модель. Чипы AU8820 продавались любому желающими и любой желающий делал звуковые платы так, как считал нужным. Конечный производитель использовал АЦП. ЦАП, операционные усилители и прочую обвязку. Ставил разъёмы того качества, которые считал нужным. По аналогии с видеокартами были простенькие версии плат на одном и том же процессоре, а были и подороже. AU8820 успешно "расправлялся" с DS3D (Direct Sound 3D) там где он бы, но лучшие результаты он показывал озвучивал в играх поддерживающих A3D. Звезда Aureal загоралась особенно ярко весной 1998-го с появлением революционного Unreal.

0168e0a494041cfcc3b9dbedc7507a60.jpg

 

Я полагаю Nali Castle знаком очень многим игрокам на этом форуме :) Пока мы говорим только о звуке, но сказать об Unreal стоит не один раз. Unreal породил семейство UE (Unreal Engine), которое используюется до сих пор. Оригинальный UE имеет собственный звуковой движок Galaxy Audio с поддержкой DS3D и A3D. Игр на нём достаточно много, многие играли в первый Unreal Tournament, я проходил Rune, Wheel of Time, Undying и обязательно пройду Deus EX. Все эти игры используют Galaxy Audio и поддерживают A3D. Не вдаваясь в подробности, Aureal использовала HRTF для эмуляции объёмного звучания. Creative получила слишком болезненный удар и уже готовила ответ.

 

EAX 1.0 (2:1 в пользу Aureal) 

Zw5yOSf.png

EAX или Enviromental Audio Extensions поначалу почти верхом сидели на  DS3D. Сердцем EAX 1.0 является процессор EMU10K1

EMU10K1-SEFbySpc.jpg

 

EAX добавляли к DS3D ровно одну возможность - реверберации на основе одного из 128 пресетов. EMU - фирма купленная Creative, от неё же были получены технологии ревербераций - ранних отражений, которые уже использовались в более ранних звуковых платах для наложении акустики помещения на вновь созданную музыку. Эта возможность в EMU10K1 никуда не пропала, но сейчас мы говорим об играх. Если сердцем EAX был EMU10K1 то его пророками - звуковые карты Sound Blaster Live! :) 

SBLive!bySpc.jpg

 

Вполне хороша собой :)  В отличии от Aureal, за исключением короткого промежутка времени Creative выпускала и выпускает до сих пор звуковые карты на своих процессорах сама. С одной стороны пользователь покупает не кота в мешке, с другой - в определённый период времени этот факт здорово аукнулся Creative. Но об этом я возможно напишу позже. EAX первой версии звучит довольно скучно, но он уместен в большем количестве игр, чем A3D что предопределило его более широкое распространение и сход Aureal с дистанции. Чтобы подсластить отсутствие EAX игр осенью 98-го, Creative "привлекала" EAX везде куда только возможно. "Украшение" музыки акустикой готического собора, специальные статические пресеты для старых игр, например для Diablo и Starcraft, где они, в частности были вполне уместны. Звуковые карты SB Live! фактически первыми предложили увеличение числа колонок до четырех для домашнего потребителя. Но Creative выпускала и выпускает далеко не только звуковые карты, поэтому эмуляция окружающего звука в наушниках присутствует, но она существенно слабее таковой в интерпретации Aureal. C другой стороны четыре физические колонки хорошего качества всяко лучше наушников, конечно если вы можете позволить их в финансовом и в бытовом плане. Но осенью 98-го появились игры поддерживающие A3D и EAX одновременно - Half-Life 1, Blood 2, Thief: Dark Project. Прошёл год, который Aureal провела не зря, и очень быстро сыграла на опережение.

 

A3D 2.0 (4:1 в пользу Aureal)

 

Осенью 98-го созрел лучший процессор Aureal - Vortex 2 или AU8830

 

3649489300_1469784633.jpg

 

Производители к тому моменту уже "распробовали" продукцию Aureal и рынок получил целую россыпь звуковых плат на его основе 

 

Diamond_Monster_Sound_MX300.jpg

 

Diamond Monster MX300

57399.jpg

или вот такой замечательный вариант с прекрасным передатчиком Toslink для любителей поиграть в наушниках, подключённых к внешнему ЦАП-у.

 

Одним из ключевых отличий Vortex 2 была возможность вывода звука на 4 колонки. На них можно было вывести A3D 1.0 в играх, вышедших ещё в 97-м и, конечно же в жемчужине Aureal - A3D 2.0.

 

Не так давно состоялся выход видеокарт GeForce RTX, которые считают картинку методом волнового моделирования, но в звуке эта идея была реализована 20 (двадцать) лет назад. Nvidia предлагает Raytratcing а Aureal - Wavetracing.

 

Подобные технологии - настоящая революция, но требуют дополнительных сил не только от разработчиков звукового движка. EAX 1.0 предлагает статическую реверберацию, которая будет совершенно одинакова в независимости от точки помещения, в которой находится игрок. Звуковой движок поддерживающий Wavetracing работает вместе с графическим и физическим. Почему?

 

image019.jpg

 

Вот почему. В звуковом движке должна быть вся геометрия помещения, все материалы, и игрок слышит не только ранние отражения по всем законам физики. Процессор Vortex 2 использует до 60-ти "звуковых лучей", чтобы передать все отражения которые претерпевает звук, перед тем как попасть в наше ухо также, как это и происходит в реальном мире. Конечно в мире 60-ю "лучами" дело не ограничивается, но до большего дело, увы, не дошло. Но и то, что дошло - звучит прекрасно. Galaxy Audio из UE получил поддержку WaveTracing почти сразу, и Unreal раскрылся в своём звуковом великолепии ещё раз. Я играл в Unreal, Rune с A3D 2.0 в наушниках, с четырьмя колонками и должен сказать, что это было круто. 1998-й год закончился триумфом Aureal, разве что самую малость подмоченным не совсем безглючными драйверами, дефицитом звуковых карт и, подчас, необходимостью лезть в консоль игр чтобы активировать все фишки A3D.

 

На этом я закончу первую заметку. Во второй части я опишу самые жаркие баталии между A3D и EAX 1999-2000 годов. 

 

 

 

 

Overseer one

Немного из истории бронзового века

 

В 2002-м году в Интеле были некоторые метания по вопросам чипсетов. Совсем неплохие Pentium 4 работали в душивших их i845E и душивших чуть меньше i845PE. Кто-то мог позволить себе дорогущие материнские платы на i850E с такой же дорогой памятью RDRAM, а осенью - более внятные на серверном чипсете E7205, с двухканальной DDR. Всё устаканилось в мае 2003 года с появлением процессоров под 800-ю шину и линейки чипсетов i848, i865G/GV/P/PE и i875P. Всё стало привычно - обычная DDR память в двухканальном режиме, родная поддержка SATA без костылей. i875P стоявший на вершине отличается поддержкой ускорения работы с памятью PAT и памятью с коррецией ECC. i875P брат-близнец чипсета для малых серверов и рабочих станций E7210, в чём совершенно несложно убедиться открыв диспетчер задач вашей Windows. Коррекция ошибок как раз позволяет сделать из материнской платы на таком чипсете недорогую "файлопомойку", натолкав в PCI слоты SATAII RAID контроллеров.

 

А зачем нужно всё это старьё?!

 

Вопрос резонный, скорее не зачем, а кому. Вам могут не нравится современные игры, или вместе с современными нравятся старенькие, которые ну никак не хотят работать на Windows 7/8/8.1/10 и даже под Windows XP. Платформа на чипсете I875P может работать на операционных системах DOS, Windows 9x/ME, 2000, XP, Vista, 7. Скорее всего на 8.1 тоже - я просто не проверял. С "семёрки" пишу прямо сейчас. В современные игры я с большим удовольствием сыграю на PS3/PS4 Pro, поэтому не считая PC эксклюзивов компьютер интересует меня как "печатная машинка". Посидеть в интернете, помодерить верхний раздел :) и с огромным удовольствием поиграть в Unreal 1/2, серию Thief и во многое другое. Можно поработать, посмотреть кино в 1080р, послушать музыку любого качества. Поэтому лично мне этой платформы хватает.

 

Лезем под капот?

 

p4c800-deluxe-board.jpg

 

  Согласен, выглядит попроще современных материнок той же серии ROG Итак, своими словами, что материнка умеет.

 

Поддерживает ВСЕ процессоры для socket 478

Можно запихать 3-4 гигабайта памяти.

Гигабитная сеть

Звук, работающий без драйверов в Windows 7, в том числе цифровой выход.

Два SATA разъема для подключения любых винчестеров до 2 терабайт.

 

На плате распаян контроллер SATA RAID Promise 20378 дающий ещё два порта. К нему можно найти драйвера, но у меня просто нет такой необходимости. 

 

Надо заметить, что P4C800 Deluxe - не "лебединая песня" ASUS под socket 478, была P4C800-E Deluxe. У них есть два практических и одно косметическое отличие.

1) Е-шка имела южный мост с поддержкой RAID, но для семерки это не очень актуально. Может быть и можно использовать драйвера с контрольной утилитой от висты, но программный RAID1 Windows 7 Pro меня вполне устраивает. 

2) E-шка имела другую сетевушку, "переехавшую" с PCI на более скоростную шину. Не пробовал, но работа 3COM на моей материнке мне не очень нравится.

3) E-шка имела другой, чёрный радиатор, развёрнутый на 45 градусов. Так получилось, что чья-то добрая душа уже поставила в точности такой же :)

 

BIOS позволяет разогнать процессор в полтора раза (до 300 мГц) по тактовому генератору, имеет все нужные для разгона "средства убеждения". Запаситесь хорошим кулером и можете не ограничивать себя 3.4 гГц.  Настройки таймингов, возможность поддать напряжение на память тоже есть. Не спалите память :) 

 

И как на всём этом живётся?

 

Как то так

 

_6368c1dbcceeed74f5f0a389459d78b4.jpg?no

 

Если серьёзно, то по моим впечатлениям переход от двух до трёх гигабайт памяти на Win 7 Pro SP1 X86 делает жизнь вполне комфортной. Значительно более комфортным серфинг в инете делает видеокарта с поддержкой DX10(DX10.1) - вы получаете аппаратное ускорение flash и аппаратное ускорение 720р, 1080р рипов и ремуксов. Ещё более комфортной жизнь делает тоже, что и для обычного компьютера - установка скоростных винчестеров или SSD, более мощный процессор. Добивать до 4 гигабайт памяти почти бессмысленно - в зависимости от видеокарты увидится и будет работать 3-3.5 гигабайта, и такая прибавка погоды не делает. Можно поставить более быструю видеокарту (Radeon HD 3850, HD 4670) подключить монитор разрешением 2560 на 1440 и ловить кайф от первого Unreal с текстур-паками, да от всего что не упрётся в процессор. К сожалению PS4 Pro "не понимает" 1440р и у меня будет интерполяция вместо классной картинки в Skyrim SE, Fallout 4 и.т.п.

 

Но кроме этого на совершенно отдельный винт можно поставить Windows 98SE, вставить в пустующие PCI разъёмы ускорители Voodoo 2, звуковую карту на чипе Aureal Vortex 2 и получить по своему незабываемые впечатления. "Игры на оригинальном конфиге" может и фетиш, но не все игры допилены для совместимости с современными операционными системами, не говоря об настоящем трехмерном звуке (верх и низ тоже) в играх поддерживающих Aureal A3D 2.0/3.0.

 

В завершении можно просто сказать, что лично для меня это универсальная платформа. 

  

 

 

Overseer one

Кроме обычных домашних компьютерных нужд, как то поиграть, полазить в интернете, посмотреть кино и послушать музыку могут появиться другие. Или эти другие появятся из того, что я перечислил первым :) 

 

Для доступа в интернет по широкополосной линии вместе с раздачей Wi-Fi по квартире мы пользуемся роутерами. Но роутеры имеют свойства устаревать, не успевать за парой сотней раздач в торрент клиенте, и сам Wi-Fi может казаться не настолько быстрым, или просто перегружаться когда вы собираете дома большую дружную компанию со смартфонами, планшетами. Вместе с роутером тоже :)  Для хранения данных - музыки, фильмов в 1080р и 4К нам помогают сетевые хранилища - NAS-ы. Небольшие коробочки на 2, 4 и более дисков, вместе с возможностью создания RAID массивово, DLNA медиа-серверов и.т.п. Роутер и хороший NAS - наверное два краегольных камня современной домашней сети, состоящей из компьютера, ноутбука, пары консолей, умного телевизора, планшета ну и чего вашей душе угодно.

 

Хороший (с моей точки зрения) роутер стоит приличных денег. Что я имею в виду хороший? Гигабитный порт WAN для подключения к провайдеру, гигабитные порты LAN для подключению устройств с помощью витой пары, 300 мбит/c Wi-FI.

 

Хороший NAS стоит не менее приличных денег. Возможность вставить не менее 4-х дисков, вентилируемая корзина, качественная прошивка. В конечном итоге я нашёл более громоздкое, но и более универсальное решение всех проблем. Поговорим о начале?

 

Каждому технарю (и не только) в наши дни хочется иметь серьёзную технику. Сматфоны с 6-8 гигабайтами памяти, компьютеры с многоядерными процессорами. Запас лишним не бывает, ну и "чтобы было". У айтишника разно или поздно может появиться нездоровое желание поселить у себя серьёзное оборудование с которым он имеет дело на работе, но без компромиссов. На работе может быть 100 мегабитная локальная сеть  а дома хочется "админить" гигабитную, ну и так далее :) 

 

Краеугольный камень

 

Наверное около трёх лет назад я увидел в продаже подержанный север Supermicro. Старенький сервер за смешные деньги - 3000 рублей. Полминуты и я уже думал - чем не роутер, NAS, DLNA?! Сказано - деньги заплачены и сервачок едет со мной домой на такси :) 

 

Сервер построен на базе материнской платы Supermicro P4DMS-6GM  в "базовую комплектацию" входили два процессора Intel Xeon 2.4 гГц, гигабайт оперативной памяти, и дополнительная плата для SCSI RAID. Сервер в фирменном корпусе, кстати очень удобном. Кроме привычных индикаторов есть индикация перегрева процессоров, и индикаторы активности обоих интегрированных сетевых плат. Одна - 100 мбит/с, вторая - 1 Гбит/с. "Скази" уже тогда был лёгким анахронизмом, поэтому в сервер был сразу вставлен PCI SATAII RAID контроллер Promise TX4310 Четыре порта SATAII с возможностью построения массивов RAID 0, 1, 5, 10. Да, я забыл сказать о корзине для жёстких дисков - до 7 (семи) винчестеров, вместе с воздушным фильтром и фирменными вентиляторами. Вопрос на засыпку - на сколько потянет NAS на 6 дисков ?! В корзине уютно расположился загрузочный диск для операционной системы и 4 диска для данных - два по 2 теребайта и два по одному - я получил хранилище ёмкостью 3 терабайта в массивах RAID 1,  вместе с программкой которая оповестит меня по электронной почте о любых проблемах с массивами.

 

Почти сразу же для сервера было заказано максимально возможное количество оперативной памяти - 12 гигабайт ECC Registered, приблизительно за 2000 рублей, и из соображений "чтобы было" - процессоры с частотой 3 гГц  Всё что "Up to" в тех характеристиках материнской платы стало явью. 

 

Приблизительно такой жизнью всё это живёт сейчас

 

_e36c83628be59ad686279e1488745257.jpg?no

 

Я бы сказал, не напрягаясь :) Безусловно сервер занимает больше места чем NAS, но проблемы "прошивки" нет как таковой. На сервере "прошита" Windows 2008 Server Enterprise (чтобы 32-х битные процессоры смогли работать с 12-ю гигабайтами памяти), а дальше я полносью предоставлен сам себе. В корзине ещё два свободных места - в шкафу лежит двухпортовый Promise TX2300 и это всегда можно исправить. Хотя, если честно, чаще всего полезнее почистить дисковое хранилище от ненужного хлама, чем тратить деньги на жёсткие диски. Не знакомо ?

 

Любой DLNA сервер к моим услугам, в том числе с транскодированием, чтобы вывести видео через PS3, всё ведь ограничивается мощностью процессоров. Последние года полтора я периодически строил планы по апгрейду сервера, например покупке PCI-X SATA III/SAS контроллера, но в итоге пришёл к тому же - у меня скапливается слишком много того, что мне уже просто не нужно. Замена сервера на более производительный - так и этот прекрасно справляется с работой! Деньги уходили на более значимые для меня вещи, разве что я всё-таки поселил в сервере двухпортовую гигабитную сетевую плату Интел на PCI-X - так что теперь я готов к скоростям интернета более 100 мбит. Иногда сервер послужил небольшим учебным пособием, но большой частью я не забываю про поговорку которая мне очень нравится: "Играть на компьютере - нормально, играться с компьютером уже извращение". Сервачок работает и обеспечивает меня всем необходимым, почти безшумен и я могу спать буквально в пяти метрах от него. Он - краеугольный камушек моей домашней сети.

 

Кто ещё? 

 

Не сервером единым :) не один раз мне хотелось прикупить для дома управляемый хаб Cisco, "чтобы было", но ограничился куда более практичным вариантом - TP-Link TL-SG1016D. Дёшево и сердито. DHCP, файрвол - всё это уже есть на сервере. Гигабитные порты очень честные - я получаю скорость передачи до 80-90 мегабайт в секунду. Wi-Fi? Пока меня устраивает D-Link DAP-1155. Отличная точка доступа, развивающая до 100 мегабайт в секунду (я не прочь попользоваться телефоном как беспроводной скоростной флешкой). Самое главное, что всё имеет возможности для дальнейшего расширения. Захочу 10 гигабит дома? К моим услугам сетевые платы на PCI-X для моего "старичка".  C Wi-Fi тоже самое.

 

Заключение

 

Эта заметка ни разу не призыв всем выкинуть привычные роутеры и ставить дома настоящие сервера. Многие современные сервера достаточно шумны, так что вы и не сразу определитесь и найдёте то, что вам нужно. Да и живут сервера долго, если обойтись без грубого насилия. Но этот пережил два лета с температурой в комнате до +38 и всё ещё жив. 

 

Это лишь пример того, что немного нестандартное решение может быть недорогим - весь "конгломерат" стоит дешевле одного NAS на шесть дисков, и предельно гибким в управлении. А может и не захочется никакой гибкости - как только я найду способ подкидывать новые торренты в uTorrent 2.0.4 на сервере я вообще могу забыть про его существование. Всё - таки как любой предмет мебели его нужно минимум протирать от пыли :)