• записей
    8
  • комментариев
    0
  • просмотров
    88

О блоге

Комплектующие, современные и не только. А также и не только комплектующие.

Записи в этом блоге

Overseer one

С выходом Geforce 7-й серии Nvidia официально предложила два процессора для рынка AGP систем - 7600 GS и 7800 GS. Неофициально было почти всё - от 7300 GT до 7950 GT

 

ZOTAC-GeForce%C2%AE-7600GS-256MB-GDDR2,-

 

Сферический Референсный 7600 GS AGP не в вакууме. Переходной мост HSI под отдельным радиатором, чип G73 несколько выше своего обычного уровня и 4 микросхемы памяти DDR2. Объем памяти 256 и 512 мегабайт. В последнем случае частота могла быть занижена. Рекомендованные частоты - 400 мГц по чипу и 800 мГц по памяти. В остальном всё стандартно - 12 пиксельных конвейеров, 5 вершинных и 8 текстурных. Поддержка Shader Model 3.0 (DirectX 9.0c) и OpenGL 2.1

 

Карта рассматриваемая в обзоре выглядит так

Palit-GeForce%C2%AE-7600GS-Sonic-6580022

 

Или так

 

Palit-GeForce%C2%AE-7600GS-Sonic-6580022

 

Отличия видны невооруженным взглядом. Вся печатная плата перепахана, переходной мост переехал под общий радиатор с чипом, место DDR2 заняла GDDR3 а доппитание вместо молекса идёт по привычному PCI-E 6 pin.

 

Когда я подал самое первое объявление о покупке относительно шустрой видеокарты, я не думал, что попадусь на ТАКОЕ.

 

7600 GS Sonic для PCI-Express имеет повышенные частоты - 450/1000, здесь разогнана только память. GDDR3 изначальна могла работать значительно больше чем на гигагерце, здесь получилось тоже самое. Но я не думал, что чип уйдёт далеко от привычного разгона до 450-500 мгц. Итог?

570b8f63c92ebe43ac2da9e016ceca9f.jpg

Вот такой. Полуторакратный разгон по чипу и 60% разгона по памяти. Замечу, я не знаю Geforce 7600 GT с фабричным разгоном выше 590/1600  при номинале 560/1400. Таким образом видеокарта работает быстрее референсной 7600 GT на 7.5% по чипу и на 14% по памяти. Я не стал нащупывать дальнейшие пределы, но 625/1700 мне не дались. Что интересно - 7600 GS и почти все 7600 GT работают с чипом ревизии A1 выполненым с 90нм техпроцессом, а здесь поздний и более "тонкий" B1 и 80нм. Видеокарты 7600 GT использующие данный чип существуют, и они имеют номинальные частоты 650-675 мгц. Здесь, очевидно напряжение занижено именно для 7600 GS, чтобы видеокарта была холоднее и просто не пыталась прыгнуть "выше своего носа". Во всяком случае температуры больше 50 градусов в нагрузке я не видел.

 

Для разгона я попользовал Nvidia System Tools. Очень важной особенностью данного разгона является динамический разгон чипа в зависимости от необходимости.

b0349af904fe9d02ba6cc4d998574cfa.jpg

 

Вот я поиграл в Unreal и частота чипа опустилась до номинала. И видеокарте холоднее, и всем остальным тоже.

 

Серьёзный разгон дал серьёзный результат. В Unreal можно поиграть в 900р, в Quake 4 - 720p, любые разрешения в Thief: Deadly Shadows. 7900GT c 512 мегабайтами памяти для Quake 4 будет явно лучше - GPU-Z указывал на 220-240 мегабайт потребляемой памяти в режиме HIGH а ведь ещё есть и Ultra. В общем и целом видеокарта не перешибает в разгоне лучшие экземляры 7600 GT, берущие 620/1800 но она явно холоднее таких карт и способна задать хорошую трепку Radeon 2600 XT, 3560.

 

Неочевидное преимущество

 

Если вы играете в старые игры с низким разрешением - видеокарты Geforce 6,7 позволят вам отмасштабировать картинку так, как вам это удобно. Покажу на примере.

_69d207161ae2ca3e63a9ee231ed363ff.jpg?no

 

Шибко умные телевизоры могут запретить видеокарте масштабировать, и выбрать "ГП" вы просто не сможете. Эта видеокарта клала болт на "умность" моего филипса и я вижу картинку в need for speed 1, 2 Morrowind и во множестве других игр неискаженной. В положении "Дисплей" картинка в разрешениях 640х480 и 800х800 будет показана 1 в 1, а от 1024х768 и выше - растянута на весь экран. Поэтому быстрый GeFoece AGP обязателен для каждого ретрогеймера.

 

Overseer one

Очень важная "отмазка" - внизу вообще не будут рассмотрены неполноценные звуковые платы. Т.е. AU8810, SB Live 24 bit, Audigy SE, X-Fi Xtreme Audio и.т.п.

Вторая не менее важная отмазка. Учитываются возможности только и исключительно официальных драйверов, включая самые последние версии

 

Aureal Semiconductor

 

Aureal Vortex (AU8820)

 

Количество каналов: 2

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD), NT 4.0, Win 2000

Поддержка DOS: да (Sound Blaster Pro)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0, A3D 2.0 (частично)

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF: стерео, 32, 44, 48 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень (звук AC 97 кодеков)

 

Aureal Vortex2 (AU8830)

 

Количество каналов: 2, 4

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD), NT 4.0, Win 2000

Поддержка DOS: да (Sound Blaster Pro)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0, A3D 2.0, A3D 3.0 (только в Win 9X/ME), EAX 1.0 (только в Win 9X/ME)  

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF: стерео, 32, 44, 48 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень

 

Creative Labs inc.

 

SB Live!

 

Количество каналов: 2, 4

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD, WDM), NT 4.0, Win 2000/XP

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0 

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF стерео,: только 48 кГц, два выхода для моделей CT4830 и СT4760, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень

ASIO: нет..

Декодеры: нет

Энкодеры: нет

 

SB Live! 5.1

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD, WDM), NT 4.0, Win 2000/XP

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0 

Режимы звучания: до 16 бит 48 кГц. (С пересчётом до 16/48)

Режимы работы SPDIF стерео,: только 48 кГц, три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й уровень.

ASIO: только 16/48.

Декодеры: Dolby Digital

Энкодеры: нет

 

Audigy 

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1

Драйверная поддержка: Win9X/ME (VXD, WDM), NT 4.0, Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 48 кГц. (С пересчётом до 24/48)

Режимы работы SPDIF стерео,: 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 1-й+ уровень (Качество звучания чуть выше карт с AC 97 кодеками.)

ASIO: только 16/48.

Декодеры: Dolby Digital

Энкодеры: нет

 

Audigy2 

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1)

Драйверная поддержка: Win98SE/ME (WDM), Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: да (Sound Blaster 16/AWE 32)

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/48,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF стерео,: 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й уровень (Качество звучания ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: только 16/48 и 24/96 (через блок P16V)

Декодеры: Dolby Digital (EX)

Энкодеры: нет

 

Audigy2 ZS 

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win98SE/ME (WDM), Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/48,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF стерео,: 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й уровень (Качество звучания ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: только 16/48 и 24/96 (через блок P16V)

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

Audigy 4 Pro

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win 2000/XP, Vista, 7, 8, 8.1

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0. 

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/48,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц,  три выхода, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 3-й уровень (Качество звучания ЦАП-а Crystal CS4398).

ASIO: только 16/48 и 24/96 (через блок P16V)

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

X-Fi Extreme Music, Fatal1ty

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й+ уровень (Качество звучания чуть выше изначального для ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: 16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

X-Fi Elite Pro

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192,  блок P16V позволяет воспроизводить режимы 24/96 и 24/192 без пересчёта только в фирменном проигрывателе DVD-Audio)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 3-й+ уровень (Качество звучания чуть выше изначального для ЦАП-а Crystal CS4398).

ASIO:16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: Dolby Digital (EX), DTS (ES)

Энкодеры: нет

 

X-Fi Titanium (Fatal1ty)

 

Количество каналов: 2, 4, 5.1, 6.1 (не поддерживается под Vista, 7, 8, 8.1), 7.1

Драйверная поддержка: Win XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 2-й+ уровень (Качество звучания чуть выше изначального для ЦАП-а Crystal CS4382).

ASIO: 16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: нет

Энкодеры: Dolby Digital, DTS

 

X-Fi Titanium HD

 

Количество каналов: 2

Драйверная поддержка: Windows Vista, 7, 8, 8.1, 10

Поддержка DOS: нет

Поддерживаемые API: DS3D, A3D 1.0 (частично) EAX 1.0, EAX 2.0, 3.0, 4.0, 5.0

Режимы звучания: до 24 бит 192 кГц. (С пересчётом до 24/96 или 24/192)

Режимы работы SPDIF: стерео, 48, 96 кГц, плюс передача потоков Dolby digital, DTS.

Качество звучания: 4-й уровень (Качество звучания  ЦАП-а TI Burr-Brown PCM1794 с возможностью замены операционных усилителей).

ASIO: 16/24 бит, 44, 48, 88, 96 кГц

Декодеры: нет.

Энкодеры: Dolby Digital, DTS

Overseer one

Ещё в конце 2004 года обновлённый движок Sensaura предложил программный расчёт до 64 потоков  в рамках EAX 2.0 и A3D 1.0. Больше теоретическая, чем востребованная возможность, к тому же прилично потреблявшая процессорное время. Летом 2004 года вместе в выходом чипсетов i915/i925 Intel представила новый стандарт для встроенных звуковых решений - High Definition Audio, более известная как HDA. К началу 2005 года материнские платы в массовом порядке получили не самые плохие кодеки ALC880/882, предлагавшие 7.1 конфигурации, поддержку 24/192 и программную поддержку EAX 2.0/3.0. В любом случае EAX 4.0 прекрасно работала на Audigy первого поколения, а creative готовила новые решения.

 

X-Fi и EAX 5.0 - Эверест 3D звука на PC

 

Наверное многие помнят 2005 год когда казалось, что Windows XP прожила чуть больше чем живут обычные Windows. "ХР"-.юше  тем не менее осталось ещё полтора года, и Creative выпустил самые мощные игровые решения даже на сегодняшний день. Начнём с "железа"?

 

Сердцем X-Fi является процессор EMU20K, в несколько раз более мощный чем DSP семейства Audigy.

 

X-Ray-Fi-Xtreme-Music-SB0460-7.jpg_640x6

 

Базовая карта X-Fi Extreme Music. Обратите внимание на радиатор DSP. Вполне достаточное охлаждение, во всяком случае случаев перегрева я не замечал. На базе этой же карты выпускалась X-Fi Platinum - через гребёнку Aud_EXT подключается 5.25" модуль, X-fi Drive

Creative-X-Fi-Fatal1ty-Champ1on-Series-6

Время Firewire ушло. Процессор EMU20K в обязательном порядке использует собственную память. 2 мегабайта в базовом варианте и 64 мегабайта в варианте Fatal1ty. Если вы как и я сидите на ретросистеме, собственная память более чем кстати. На фото выше вариант с дополнительной памятью X-RAM. Если внимательно приглядитесь, легко обнаружите две микросхемы памяти сверху от процессора, плюс модуль красной светодиодной подсветки.

 

29c652a70c1c572d0d94171bf868.jpeg

 

Лучшая игровая звуковая карта X-Fi Elite Pro. Дело не во внешнем модуле а в начинке - ЦАП-ах CS4398 и операционных усилителях NJM2114.

 

Теперь самое время сказать о новшествах EAX 5.0

hqdefault.jpg

 

1) до 128 звуковых потоков. Полагаю, коментарии излишни.

2) поддержка семплов 24 бит 96 кгц.  Если бы да кабы. 

3) EAX Macro - эффекты в непосредственной близости от игрока. "Голоса в голове", которыми могут "похвастаться" шизофреники или просто пережившие жестокие психологические травмы.

4) EAX PurePath - эффекты создающиеся только в одной колонке. Раздваивающиеся голоса в центральном канале и прочие "прелести" пограничных состояний.

5) Более точная отработка ранних отражений, и источников звука отделенных от игрока более или менее серьёзными стенами.

 

Можно долго говорить о теории. На практике достаточно запустить Bioshock (не remastered) с поддержкой EAX 4.0/5.0 через OpenAL даже через четыре колонки.

jgv1FZxZp1.jpg

Финальные уровни это тот случай, когда словами впечатления не опишешь. Не хватило?

201.jpg

 

Установите S.T.A.L.K.E.R. и пройдите по четвёртому энергоблоку ЧАЭС. Свистящие пули крупного калибра вместе со звучащим в голове "Иди ко мне!" вряд ли оставят кого-либо равнодушным. Добавьте впечатлений от Doom 3 BFG и Quake 4. Пока подобного звука в играх нет.

 

PCI-Express и Auzen

 

Шина PCI-Express дебютировала в 2004 году, за год до появления процессора EMU20K1. К 2008-му году количество слотов на материнских платах сокращалось, графические конфигурации SLI и Crossfire затрудняли установку PCI звуковой платы. Процессор EMU20K2 позволил выйти из положения без костылей, навроде переходных мостов PCI->PCI Express. На базе слегка обновлённого процессора появилось три звуковые платы

 

235e90941cebe4986654a3b641315ae9b7c93ff5

X-Fi Titanium на шине PCi Express 1x. Оптические входы и выходы, а также поддержка технологии Dolby Digital Live! - возможность закодировать 5.1 поток в Dolby Digital 5.1 640 кбит/с, что особенно удобно при подключении к ресиверу без многоканальных входов.

 

pdt_17888.png.ashx?width=450&height=350

X-Fi Titanium Fatal1ty. Тоже самое, плюс 64 мегабайта памяти для DSP. ЦАП не менялся с 2002 года, все тот же CS4382. Ах да, я забыл про возможность закодировать 5.1 поток в DTS 5.1 1509 кбит/с.

 

x-fi-titanium-hd-a.jpg

X-Fi Titanium HD хороша по своему. У неё только стереофонический аудиотракт на PCM1794 и операционных усилителях OPA2134. Многоканальный звук возможен только посредством функции DTS Connect. Поэтому вышедшая в конце 2009 года карта не может составить конкуренцию X-Fi Elite Pro и даже Audigy 4 Pro. Дополнительные каналы самым существенным образом влияют на звуковую картину, об этом в Creative почему-то решили забыть. Даже Sound Blaster ZXr предлагает только 5.1 конфигурацию.

 

В 2007-2008 годах Creative продавала процессоры EMU20K1 фирме AUZEN

 

prelude-outro.jpg

 

Auzen X-Fi Prelude - довольно интересная альтернатива X-Fi Elite Pro. В наличии 64 мегабайта X-RAM и довольно серьёзные ЦАП-ы АК4396 с токовым выходом. И всё же "прелюдия" не могла обыграть "элиту" не говоря о скверной поддержке. Elite Pro работает под Windows 10 а "прелюдию" можно завести максимум под Windows 8.1. 

 

Наследники "завистников"

 

Чипы семейства Envy 24  никуда не делись до сих пор, но вышедшая в 2007 году на рынок звуковых карт ASUS решила использовать семейство DSP C-Media Oxygen HD. Установку драйверов для звуковых карт Creative в шутку называют установкой целой операционной системы, со звуковыми картами ASUS получилось тоже самое.

 

chips2.jpg

 

ASUS Xonar D2 Без декоративного кожуха. ЦАП-ы PCM1796, соответствующая обвязка. С игровой точки зрения звуковые карты ASUS опираются на последние версии программного движка Sensaura с поддержкой EAX 5.0 и алгоритмов Dolby.

Dolby Headphone  для  эмуляции 3D звучания в наушниках, Dolby Virtual Theater для эмуляции 3D звучания с двумя колонками. Но "в чистом поле", с 5.1 или 7.1 системой сказать Xonar-ам нечего, программным алгоритмам не переплюнуть аппаратные. С точки зрения непосредственно звука это не самое серьёзное решение.

 

DSC03784.jpg

 

asus_xonar_h6_images_9114121._S.jpg

 

Пока что это превзойти не удалось. Asus Xonar Essence ST с PCM1792A для фронтальных колонок и дочерняя плата ST6 с PCM1796 для остальных каналов. Увы, программная эмуляция на 7.1 системе уступает по качеству аппаратному решению, да и с рынка звуковых карт ASUS робко ретируется - существует всего один стабильный релиз под Windows 10 ещё 2015 года, в то время как X-Fi могут похвастать драйверами от февраля 2016 года.

 

Заключение

 

Появившаяся 13 лет назад X-Fi Elite Pro до сих пор остаётся непревзойдённым игровым решением.  Аппаратная реализация EAX 5.0 в рамках OpeanAL всё ещё лучшее решение для игр, а восемь колонок всегда будут звучать лучше шести. Это очевидно даже в Unreal и Thief: Gold  1999-го года, не говоря о более современных игрушках. Здесь вы можете перебрать игры с самой интересной звуковой картиной, которую обеспечат процессоры семейства EMU20. Сегодня, в 2018 году уже хочется увидеть новые звуковые движки, озвучивающие 9-13 колонок, чтобы звук наконец стал трехмерным по настоящему, а пока карта модели SB0550 остаётся лучшим выбором для желающих получить в любимых играх звук наиболее высокого качества.

 

card-big.jpg 

 

   

Overseer one

Свято место пусто не бывает

 

Или говоря не столь пафосно, место Aureal должен был кто-то занять. В недрах Cirrus Logis созрел DSP Sound Fusion более известный как CS4630.

2017613221457320320.jpg

 

Процессор послабее EMU10K, но, тем не менее способный управляться одновременно с двумя AC'97 кодеками, и предлагать конфигурации до 7.1 и записывать четыре канала одновременно. Не с тем качеством, которое бы устроило профессионалов, скажем прямо :) 

 

Crystal продавала свои процессоры сторонним производителям, поэтому картина с россыпью карточек на Vortex-ах повторилась.

 

29-118-101-09.jpg

Очень неплохая Turtle beach Santa Cruz.  Если отбросить игры, она звучала лучше SB Live! за счёт лучших кодеков и обвязки.

 

gtxp_allbox.jpg

 

hercules-game-theater-xp-283668.jpg

Очень интересный Hercules Theater XP. Народ оценил возможность подключиться к своей аппаратуре нормальными разъемами RCA.

 

Но с точки зрения игр эти карты были слабоватыми конкурентами для Creative. Пришло время программных звуковых движков, садившихся в драйвера встроек AC'97, HDA и прочих "неCreavive-ов". Но EMU10K был слишком мощным чипом и качество программной эмуляции A3D 1.0, EAX 1,2 было слабее. Выпадающие звуки, проблемы с определением источников и.т.п. со временем ситуация улучшалась, но более бросить вызов Creative в играх уже не мог никто. Но и программная эмуляция подстегнула "Творческую лабораторию".

 

EAX 3.0 Advanced HD и Audigy (примерный паритет с Aureal)

 

Не знаю как сейчас, но в те времена Creative обновляла свой модельный ряд каждый год. Осень 2001-го принесла революционное обновление

hqdefault.jpg

 

Переход к версии EAX 3.0 - самый мощный рывок в истории 3D звука. В чём революция?

 

1) До этого стандартом де-факто стало использование не более 32-х звуковоых потоков, рассчитываемых аппаратно или программно. Новые звуковые карты поддерживали до 64-х потоков одновременно, то есть звуковая сцена становилась в два раза сложнее.

2) Стало возможно использовать 24-х битные сэмплы. Возможность скорее эфемерная, но, тем не менее качество звуковых семплов - частичек той мозаики из которых состоит звуковая картина, росло с каждым годом.

3) Возможно использование третьего измерения (не прошло и четырех лет :) )

4) Плавные переходы между двумя средами. За несколько лет игроки устали от того, когда отстреливаясь от врагов они выходили из пещеры наружу и внезапно реверберации исчезали :)  

5) Учёт среды где находится источник звука а не игрок. Если монстр стреляет из пещеры, вы ведь должны слушать отражения пещеры тоже!

6) Прямой доступ к реверберациям. Больше не существует ограничения на 128 пресетов и возможность либо ослабить их либо усилить. Теперь есть полный доступ к движку ревербераций.

7) Упрощенный механизм расчёта ранних отражений. Не WaveTracing, но тоже неплохо. 

 

Всю эту революцию обеспечивал новый мощнейший процессор EMU10K2. В зависимости от конкретных звуковых карт его маркировали по разному, по этому я не могу привести эталонную картинку. Первыми звуковушками на новом процессоре стали Sound blaster Audigy

 

Original-disassemble-For-Creative-Sound-

 

Базовый вариант с позолоченными разъёмами. Эта же карточка использовалась в варианте Platinum, дополнительный модуль подключается через гребёнку AUD_EXT. Семейство Audigy также предложило разъём FireWire (IEEE1394) весьма популярный для подключения цифровых видеокамер MiniDV, в тоже время IEEE1394 производители High-End аудиотехники использовали для создания временного костыля до появления HDMI. Процессор также перешёл на более современную архитектуру I2S для подключения ЦАП и АЦП, но воспользовался ей не в полной мере. Первое поколение карт Audigy использовали совершенно не выдающийся ЦАП Phillips UDA1328T, в итоге с точки зрения качества звука первые Audigy почти не превзошли SB Live! Конкуренты не упустили шанса этим воспользоваться!

 

Это слово "ЗАВИСТЬ"

 

В конце прошлой заметке я говорил о процессоре ICE Envy24. В 2001 году VIA поглотила ICE и ENVY24 иногда шёл уже под её маркировкой.

VIA_Vinyl_Audio_Envy24_chip.jpg

Envy24 - серьёзнейшая машина для создания профессиональных аудиорешений. Знаменитейшие M-Audio Audiophile 24 и прочие карты серии M-Audio Delta. В них стоят не самые совершенные преобразователи, но они очень гибки и поддержка цифровых интерфейсов с профессиональным режимом позволяет использовать такие звуковые карты для работы до сих пор. VIA поддерживает семейство процессоров Envy24  драйверами для всех актуальных операционных систем. В 2002 году Terratec нанесла Creative весьма болезненный удар

all.jpg

 

front.jpg

Недохлые кодеки AK4524 по звуку рвали Audigy на флаг любой страны которая вам не нравится, а внешний блок вдобавок поддерживал подключение виниловой вертушки со звукоснимателем MM для качественной оцифровки ваших любимых пластинок. Беда карт Terratec в плохой драйверной поддержке - референсные драйвера VIA не могут воспользоваться всеми их функциями. За поддержку звука в играх отвечал программный движок Sensaura не самого высокого качества. Первый же серьёзный "завистник" заставил creative серьёзно задуматься.

 

Audigy2 и OpenAL

 

Осень 2002 года принесла по своему не менее весомое обновление линейки звуковых карт creative

 

audigy2-card-big.jpg

 

C семейством Audigy2 звучание карт Creative вышло на совсем другой уровень. Crystal CS4382 прописался всерьёз и надолго, но, в любом случае он переиграет любое HDA решение до сих пор. К сожалению, не самый плохой восьмиканальный ЦАП подвела дешевая обвязка, способный выдавать соотношение сигнал/шум и динамический диапазон в 114 дБ, в Audigy2 на выходе получалось всего 106. Audigy2 первая и единственная звуковая карта с поддержкой режима 6.1, который можно задействовать не только в играх, но и в фильмах, слушая Dolby Digital EX, DTS ES. Даже в играх 97-98 годов процессор распределял звуки на шесть колонок и сабвуфер.

 

Более важным было другое, Creative "впрягла" EAX в стандарт OpenAL, что в будущем аукнется самым положительным образом. Правда 6.1 в будущем окажется не только не нужным, но подчас и просто невозможным, Windows Vista и более новые операционные системы не поддерживают эту конфигурацию, скажем в Windows 7 Audigy2 может работать в режиме 5.1 максимум. Настал 2003 год и конкуренты предложили новые решения

 

Новые "завистники"

 

Оригинальный Envy24 поддерживал режимы звучания не больше чем 24 бит 96 кгц, а Audigy2 в фирменном плеере играла DVD-Audio c 24/192. На помощь пришёл обновлённый чип.

 

Via-envy24ht.jpg

 

Envy24 HT дал вожделенные 192 кГц для аудиофилов, потеряв некоторые возможности, интересные для профессионалов.  Конкурентов для Audigy 2 выпустили достаточно.

 

M-Audio_revolution_7.1.jpg

M-Audio Revolution 7.1

 

fb53f1d1e77100a90ce236d25425354a.jpg

AudioTrak Prodigy 7.1

 

terratec-au71-i1.jpg

Terratec Aureon 7.1 Space. Тоже самое, только с Toslink-ом

 

B_TERRATEC_7.1universe.jpg 

 

 

 Terratec Aureon 7.1 Universe. Вот на этом красавце я оцифровывал оригинальную версию "Юноны и Авось"

 

Сложилась по своему парадоксальная ситуация. На всех этих картах стоят более слабые ЦАП-ы с динамическим диапазоном 108 дБ как максимум, но на них более качественная обвязка., поэтому подчас они обыгрывали Audigy 2. Creative использовала дешевые операционные усилители JRC4558 и конденсаторы, а на картах конкурентов стояли NJM4580, M-Audio щеголяла NJM5532. Лобовое столкновение Revolution 7.1 и Audigy2 наглядно показывало - не только в ЦАП-ах счастье.

 

EAX 4.0, Audigy 2 ZS, Audigy 4 Pro 

 

Осень 2003-го года - новое обновление модельного ряда.

 

tn3_0_78879900_1524502860.jpg

 

Audigy2 ZS - наверное самая удачная карта из серии Audigy. Наконец 7.1 ну и маркетологи немного пнули инженеров, и те выдали 108 дБ, чтобы не отставать от конкурентов. Чуть позже подоспела новая версия EAX

 

EAX 4.0 появившаяся на свет весной 2004-го предложила следующее.

 

1) Полный расчёт акустики нескольких помещений одновременно. Скажем, если ваш персонаж в Thief: Deadly Shadows проходит в коридоре мимо двери в гостиную комнату полную людьми вы услышите нечто. Будет рассчитан сам факт наличия дверного проёма, изменения прохождения всех звуков через него. Для каждого из говорящих людей индивидуально будет рассчитано их положение в комнате с учётом акустики помещения, и таких комнат может быть до четырёх сразу.

2) Прочие эффекты характерные для реальной жизни, кроме ранних отражений и ревербераций: Эхо, модуляция частоты (фленжер), хорус (размножение источников сигнала). Есть и ещё эффекты, но разработчиками практически не используются.

 

Осенью 2004 года с очередным обновлением линейки Creative временно поставила конкурентам шах и мат, выпустив Audigy 4 Pro

DSC05537.jpg

Изюм карты не во внешнем блоке, появившимся ещё в первом поколении Audigy. На карте стоят серьёзные ЦАП-ы CS4398 с операционными усилителями NJM2114. Маркетологи резонно решили, что даже при том качестве звука, пользователям нужно предложить решение, которое в полной мере раскроется на High-End аппаратуре. Во всяком случае Audigy 4 Pro одна из двух лучших многоканальных игровых звуковых карт.

 

Промежуточное заключение

 

Unreal 2 Awakening вышел в начале 2003 года, использует EAX 3.0 через OpenAL, звучит интереснее оригинального Unreal c A3D 2.0, а в некоторых местах несравненно круче. Thief: Deadly Shadows вышел на ПК летом 2004, использует EAX 4.0. Графика 14-ти летней давности простовата, но такого звука в играх уже нет. Большой вопрос, будет ли ещё. На этом я заканчиваю эту заметку. В заключительной я рассмотрю последнюю итерацию EAX, когда Creative вывела звук в играх на не достигнутую высоту.

 

Overseer one

Представим себе идиллическую картину. Начало января 1999 года, прошлым летом вы прошли Unreal, осенью провели апгрейд - продали звуковушку на Aureal Vortex и купили сразу две - на втором "вортексе" и sb live! И понеслось. Гоняли от полиции в Need for speed III Hot Pursuit, спасали мир (вроде бы :) ) в Half-life, разбирались с тёмными культами в Blood 2, учились стелсу на современный манер в Thief: Dark Project. И все это с отличным окружающим или псевдо 3D звуком. Рука бойца колоть/стрелять устала и теперь можно провести время в Baldur's Gate, где статические пресеты реверберации неплохо погружают в атмосферу большого (не многим меньше третьего ведьмака) фентезийного приключения. И Aureal и Creative бодро рапортуют о десятках игр с поддержкой A3D/EAX и время проходит в приятном предвкушении. будущих релизов.

 

В те времена казалось что время совсем не стоит на месте - вы бы не нашли свежих игр, в которые можно играть на железе десятилетней давности. Сейчас - пожалуйста. Можно с удовольствием прокатиться в Euro truck simulator 2 с новейшим дополнением от Лондона до Санкт-Петербурга за рулём седельного тягача или от Портленда до Лос-Анджелеса и дальше до Финикса, Лас-Крусеса. И всё это на Core i7 940 и Geforce GTX 280. Ну да я отвлёкся. Всё же я не зря сказал про идилию. Тогда в компьютере приходилось держать кучу плат, не то что сейчас, когда в материнку может быть воткнута только видеокарта. В самом худшем случае у ваc могла быть хорошая 2D видеокарта, скажем Matrox Millenium G200, 2 ускорителя Voodoo 2, две звуковые платы и модем. Вот такой весёлый зоопарк с кучей проводов, а самое главное, требующий умения разбираться с прерываниями. Те кто знают - поймут о чём я :)

 

Интерлюдия

 

Всё то, что происходило до осени 99 года можно назвать "выполнением предвыборных обещаний". Сreative и A3D полировали драйвера, на игроков сыпались всё новые игрушки. Requiem, Unreal: Return to Na-Pali, Need for speed IV High Stakes, Baldur's Gate: Tales of the sword's coast. Основные баталии шли на рынке 3D графики, об этом ещё можно будет вспомнить. Но Creative получив сразу два  болезненных удара готовилась к взятию реванша более активно. Aureal кроме программных оптимизаций проводила и аппаратные. Осень приготовила небольшое аппаратное обновление (я не люблю словечки рефреш или рестайлинг, когда есть абсолютно идентичные слова в русском языке). 

 

Creative выпустила новые SB Live! - версию Value и версию Platinum c блоком для 5.25" отсека.

 

liveplatinum.jpg

Весьма удобное решение для музыкантов, и просто работающих со звуком. Цифровые входы и выходы позволяли работать не используя преобразователи (ЦАП и АЦП) самой платы. Самым главным в новых картах бы последний, пятый разъём - на фото он без позолоты. В нём сразу два цифровых выхода, которые предназначались для колонок Creative со встроенными ЦАП-ами. Энтузиастам никто не мешает использовать два стереоЦАП-а и получить звук совсем другого качества. 

 

Aureal почти неслышно вывела на рынок оптимизированную версию Votex 2

sq2500-chip.jpg

 

Причины для этого были. Многие пользовались довольно слабыми процессорами AMD K6-II, которые могли показывать самые разные результаты в играх в зависимости от оптимизаций для инструкций 3DNow! Проще говоря обновлённый чип давал больше кадров в секунду при прочих равных условиях (до +5-10% и больше). Также тихо на рынок вышла звуковая карта Aureal Vortex SQ2500 на обновлённой версии процессора.

 

sq2500-1.jpg

 

Встроенный коаксиальный цифровой выход очень кстати. Передышка закончилась и для Aureal наступил последний раунд.

 

A3D 3.0 (5:1 в пользу Aureal) и выход из игры

 

Необходимость держать две звуковые карты сразу нравится немногим, хотя сосуществование "Вортексов" и карт Creative вполне возможно. Проверено на собственном опыте. Людям хотелось универсального решения и они получили относительно универсальное решение. A3D 3.0 добавляла ко второй версии возможность наложения статических ревербераций, точно также как и в EAX 1.0. Также появилась поддержка самого EAX 1.0.

a3dsetting.gif

 

Скриншот из предпоследних драйверов наглядно показывает - статические реверберации расчитывались исключительно силами центрального процессора и звучали хуже. В играх с поддержкой EAX 1.0 Vortex 2 даёт более замыленный звук, по сравнению с SB Live!, но наличие реверберации лучше их отсутствия.

 

Возможно одним из ударов подкосивших Aureal был выход Windows 2000, которая официально хотела покончить с разделением операционных систем на клиентские/серверные (Windows NT) и домашние (Windows 95/98). Windows 2000 начала требовать драйвера новой модели WDM вместо относительно привычных VXD. У Creative были драйвера WDM, обкатанные ещё в Windows 98SE, а у Aureal почти конь не валялся. Под Windows 2000 был выпущен всего один релиз драйверов. Да, довольно стабильный, но без поддержки A3D 3.0, а Creative предложила всё и сразу. Финансовые аспекты я оставлю за кадром, к лету 2000 года Aureal перестала существовать. Множество звуковых карт исчезли с прилавков, неоднократно высплывая на радость олдфагам начиная с 2006 года. Aureal ушла, поставив красивую точку, оставив после себя отличное аппаратное обеспечение, и множество игр, которые продолжали выходить не заметив "потери бойца"

 

EAX 2.0 (5:2 гол в пустые ворота)

 

EAX 2.0 представленная в 2000 году не требовала нового оборудования, прекрасно работая на оригинальных Live! 98-го года выпуска.  К первой версии были добавлены базовые возможности по работе с геометрией помещений. Разработчики могли задать степень звукопоглощения материалов помещения, чтобы реверберации были не настолько звонкими, также можно указать, что источник звука вообще находится в другом помещении, чтобы приглушить его. Можно сказать, малыми силами Creative старалась приблизиться к достижениям Aureal двухлетней давности. В чём-то это удалось, да и разработчики игр стали использовать реверберации не так активно. в разработке уже была третья версия EAX, куда более радикальная. А осенью 2000 года процессор EMU10K1 наглядно продемонстрировал, что у него ещё есть порох в пороховницах.

 

Sound Blaster Live! 5.1 (5:3)

 

Потенциал процессора EMU 10K1 изначально был столь велик, что позволял создавать хоть 7.1 звуковые карты. Но такие карты маркетологи creative придержат ещё три года. В любом случае, осенью 2000 года пользователи получили в своё распоряжение одну из первых бытовых шестиканальных звуковушек.

163181.jpg

 

Live! 5.1 сразу же получил версию Platinum c блоком для 5.25" отсека. Вход и выход Toslink, стереовход на серьёзных разъёмах RCA, и довольно удобный программируемый пульт. Почему я добавил ещё одно очко? Как я и говорил в самом начале, DS3D, EAX работали со звуковыми потоками, поэтому немного постаравшись программисты Creative смогли вывести на пятый (центральный) канал часть звуков. Например голоса в диалогах. В драйверах есть настраиваемый кроссовер (разделительный фильтр), чтобы вывести на сабвуфер (шестой канал) басы, которые остальные колоночки не тянут. Используя переходники mini-jack на 2 RCA можно было подключиться к серьезной  аудиосистеме, например к многоканальному входу ресивера и слушать игры на колонках а не на колоночках. Можно сказать - ещё одно очко за старания программистов, незаметно расширивших возможности уже знакомого чипа. И, кстати, разъём для подключения центра и сабвуфера можно использовать сразу для трёх цифровых выходов. Три ЦАП-а и вас звук Hi-End качества, с поправкой на качество семплов в играх, разумеется.

 

На этом я закончу вторую заметку. В третьей части я рассмлотрю действительно революционное развитие EAX в 2001-2004 годах, вместе с попытками конкурентов запрячь в ярмо трепетную лань - приспособить для игровых нужд профессиональный аудиопроцессор ICE Envy24. 

 

Overseer one

Какова актуальность всего этого сейчас?!

 

Резонный вопрос. На мой взгляд, многие технологии незаслуженно забрасываются, или сначала забрасываются а потом получают новое рождение через какое-то время. Поэтому я считаю разговор о технологиях прошлого актуальным, тем более, что многие из них до сих пор работают и применяются. Не говоря о том, что в отличие от домашнего кинотеатра, вопрос именно трехмерного звучания на ПК и консолях практически забыт.

 

Из истории каменного века 

 

В середине 1990-х на слуху у игроманов были две вещи - 3D и виртуальная реальность. VR сейчас тоже на каждом слуху, как я и говорил, история ходит по спирали. Бум 3D изображения породил "Аватар" и потихоньку он сходит на нет, так как пока 4К и 3D не совместили. В данной серии заметок я рассмотрю двух основных игроков на рынке окружающего и псевдо 3D звука - Creative и A3D. Более ранние разработки я оставлю "за кадром" - я их не пробовал и не могу подсказать как они звучали. Вопрос объёмного звучания упирался в программную и аппаратную часть.

 

С программной частью помогла Microsoft выпустив DirectX. Самая первая версия даже постарше чем некоторые из форумчан, а двадцать лет назад она уже вполне стала на ноги, предлагая небезызвестный Direct3D и почти неизвестные теперь DirectSound и DirectSound3D. Последние уже тогда, 20 лет назад оперировали источниками звука, как сейчас оперируют форматы для домашнего кинотеатра Dolby Atmos и DTS X. 

 

С аппаратной частью вопрос упирался в мощные DSP, способные обработать множество потоков и создать реалистичную звуковую картину вокруг слушателя. DSP уже существовали - их использовали в своих более или менее корыстных целях профессиональные музыканты. Чуть большая мощность - и собственные процессоры звуковых карт уже стали готовы  погружать вас в гущу событий :)

 

A3D 1.0 (2:0 в пользу Aureal)

Aureal_A3D_(logo).png

 

В самом начале серии заметок о многоканальной музыке я писал про демонстрационную программку A3D bee. Aureal c самого начала замахнулась именно на трёхмерное звучание, когда игрок мог отследить направление звука по всем трём осям. А сердцем самых первых звуковых плат был процессор Aureal Vortex или AU8820

 

1.jpg

 

Первый  "Вортекс" не предполагал использования больше двух колонок, но наилучший эффект достигался в наушниках, более или менее качественных. Некоторые платы уже в 1997-м предлагали SPDIF интерфейс, и игрок мог использовать любой внешний ЦАП который он считал нужным. В ресивере, AV процессоре или обычный стереоцап. Нужно отвлечься - Aureal "исповедовала" принципиально иную модель. Чипы AU8820 продавались любому желающими и любой желающий делал звуковые платы так, как считал нужным. Конечный производитель использовал АЦП. ЦАП, операционные усилители и прочую обвязку. Ставил разъёмы того качества, которые считал нужным. По аналогии с видеокартами были простенькие версии плат на одном и том же процессоре, а были и подороже. AU8820 успешно "расправлялся" с DS3D (Direct Sound 3D) там где он бы, но лучшие результаты он показывал озвучивал в играх поддерживающих A3D. Звезда Aureal загоралась особенно ярко весной 1998-го с появлением революционного Unreal.

0168e0a494041cfcc3b9dbedc7507a60.jpg

 

Я полагаю Nali Castle знаком очень многим игрокам на этом форуме :) Пока мы говорим только о звуке, но сказать об Unreal стоит не один раз. Unreal породил семейство UE (Unreal Engine), которое используюется до сих пор. Оригинальный UE имеет собственный звуковой движок Galaxy Audio с поддержкой DS3D и A3D. Игр на нём достаточно много, многие играли в первый Unreal Tournament, я проходил Rune, Wheel of Time, Undying и обязательно пройду Deus EX. Все эти игры используют Galaxy Audio и поддерживают A3D. Не вдаваясь в подробности, Aureal использовала HRTF для эмуляции объёмного звучания. Creative получила слишком болезненный удар и уже готовила ответ.

 

EAX 1.0 (2:1 в пользу Aureal) 

Zw5yOSf.png

EAX или Enviromental Audio Extensions поначалу почти верхом сидели на  DS3D. Сердцем EAX 1.0 является процессор EMU10K1

EMU10K1-SEFbySpc.jpg

 

EAX добавляли к DS3D ровно одну возможность - реверберации на основе одного из 128 пресетов. EMU - фирма купленная Creative, от неё же были получены технологии ревербераций - ранних отражений, которые уже использовались в более ранних звуковых платах для наложении акустики помещения на вновь созданную музыку. Эта возможность в EMU10K1 никуда не пропала, но сейчас мы говорим об играх. Если сердцем EAX был EMU10K1 то его пророками - звуковые карты Sound Blaster Live! :) 

SBLive!bySpc.jpg

 

Вполне хороша собой :)  В отличии от Aureal, за исключением короткого промежутка времени Creative выпускала и выпускает до сих пор звуковые карты на своих процессорах сама. С одной стороны пользователь покупает не кота в мешке, с другой - в определённый период времени этот факт здорово аукнулся Creative. Но об этом я возможно напишу позже. EAX первой версии звучит довольно скучно, но он уместен в большем количестве игр, чем A3D что предопределило его более широкое распространение и сход Aureal с дистанции. Чтобы подсластить отсутствие EAX игр осенью 98-го, Creative "привлекала" EAX везде куда только возможно. "Украшение" музыки акустикой готического собора, специальные статические пресеты для старых игр, например для Diablo и Starcraft, где они, в частности были вполне уместны. Звуковые карты SB Live! фактически первыми предложили увеличение числа колонок до четырех для домашнего потребителя. Но Creative выпускала и выпускает далеко не только звуковые карты, поэтому эмуляция окружающего звука в наушниках присутствует, но она существенно слабее таковой в интерпретации Aureal. C другой стороны четыре физические колонки хорошего качества всяко лучше наушников, конечно если вы можете позволить их в финансовом и в бытовом плане. Но осенью 98-го появились игры поддерживающие A3D и EAX одновременно - Half-Life 1, Blood 2, Thief: Dark Project. Прошёл год, который Aureal провела не зря, и очень быстро сыграла на опережение.

 

A3D 2.0 (4:1 в пользу Aureal)

 

Осенью 98-го созрел лучший процессор Aureal - Vortex 2 или AU8830

 

3649489300_1469784633.jpg

 

Производители к тому моменту уже "распробовали" продукцию Aureal и рынок получил целую россыпь звуковых плат на его основе 

 

Diamond_Monster_Sound_MX300.jpg

 

Diamond Monster MX300

57399.jpg

или вот такой замечательный вариант с прекрасным передатчиком Toslink для любителей поиграть в наушниках, подключённых к внешнему ЦАП-у.

 

Одним из ключевых отличий Vortex 2 была возможность вывода звука на 4 колонки. На них можно было вывести A3D 1.0 в играх, вышедших ещё в 97-м и, конечно же в жемчужине Aureal - A3D 2.0.

 

Не так давно состоялся выход видеокарт GeForce RTX, которые считают картинку методом волнового моделирования, но в звуке эта идея была реализована 20 (двадцать) лет назад. Nvidia предлагает Raytratcing а Aureal - Wavetracing.

 

Подобные технологии - настоящая революция, но требуют дополнительных сил не только от разработчиков звукового движка. EAX 1.0 предлагает статическую реверберацию, которая будет совершенно одинакова в независимости от точки помещения, в которой находится игрок. Звуковой движок поддерживающий Wavetracing работает вместе с графическим и физическим. Почему?

 

image019.jpg

 

Вот почему. В звуковом движке должна быть вся геометрия помещения, все материалы, и игрок слышит не только ранние отражения по всем законам физики. Процессор Vortex 2 использует до 60-ти "звуковых лучей", чтобы передать все отражения которые претерпевает звук, перед тем как попасть в наше ухо также, как это и происходит в реальном мире. Конечно в мире 60-ю "лучами" дело не ограничивается, но до большего дело, увы, не дошло. Но и то, что дошло - звучит прекрасно. Galaxy Audio из UE получил поддержку WaveTracing почти сразу, и Unreal раскрылся в своём звуковом великолепии ещё раз. Я играл в Unreal, Rune с A3D 2.0 в наушниках, с четырьмя колонками и должен сказать, что это было круто. 1998-й год закончился триумфом Aureal, разве что самую малость подмоченным не совсем безглючными драйверами, дефицитом звуковых карт и, подчас, необходимостью лезть в консоль игр чтобы активировать все фишки A3D.

 

На этом я закончу первую заметку. Во второй части я опишу самые жаркие баталии между A3D и EAX 1999-2000 годов. 

 

 

 

 

Overseer one

Немного из истории бронзового века

 

В 2002-м году в Интеле были некоторые метания по вопросам чипсетов. Совсем неплохие Pentium 4 работали в душивших их i845E и душивших чуть меньше i845PE. Кто-то мог позволить себе дорогущие материнские платы на i850E с такой же дорогой памятью RDRAM, а осенью - более внятные на серверном чипсете E7205, с двухканальной DDR. Всё устаканилось в мае 2003 года с появлением процессоров под 800-ю шину и линейки чипсетов i848, i865G/GV/P/PE и i875P. Всё стало привычно - обычная DDR память в двухканальном режиме, родная поддержка SATA без костылей. i875P стоявший на вершине отличается поддержкой ускорения работы с памятью PAT и памятью с коррецией ECC. i875P брат-близнец чипсета для малых серверов и рабочих станций E7210, в чём совершенно несложно убедиться открыв диспетчер задач вашей Windows. Коррекция ошибок как раз позволяет сделать из материнской платы на таком чипсете недорогую "файлопомойку", натолкав в PCI слоты SATAII RAID контроллеров.

 

А зачем нужно всё это старьё?!

 

Вопрос резонный, скорее не зачем, а кому. Вам могут не нравится современные игры, или вместе с современными нравятся старенькие, которые ну никак не хотят работать на Windows 7/8/8.1/10 и даже под Windows XP. Платформа на чипсете I875P может работать на операционных системах DOS, Windows 9x/ME, 2000, XP, Vista, 7. Скорее всего на 8.1 тоже - я просто не проверял. С "семёрки" пишу прямо сейчас. В современные игры я с большим удовольствием сыграю на PS3/PS4 Pro, поэтому не считая PC эксклюзивов компьютер интересует меня как "печатная машинка". Посидеть в интернете, помодерить верхний раздел :) и с огромным удовольствием поиграть в Unreal 1/2, серию Thief и во многое другое. Можно поработать, посмотреть кино в 1080р, послушать музыку любого качества. Поэтому лично мне этой платформы хватает.

 

Лезем под капот?

 

p4c800-deluxe-board.jpg

 

  Согласен, выглядит попроще современных материнок той же серии ROG Итак, своими словами, что материнка умеет.

 

Поддерживает ВСЕ процессоры для socket 478

Можно запихать 3-4 гигабайта памяти.

Гигабитная сеть

Звук, работающий без драйверов в Windows 7, в том числе цифровой выход.

Два SATA разъема для подключения любых винчестеров до 2 терабайт.

 

На плате распаян контроллер SATA RAID Promise 20378 дающий ещё два порта. К нему можно найти драйвера, но у меня просто нет такой необходимости. 

 

Надо заметить, что P4C800 Deluxe - не "лебединая песня" ASUS под socket 478, была P4C800-E Deluxe. У них есть два практических и одно косметическое отличие.

1) Е-шка имела южный мост с поддержкой RAID, но для семерки это не очень актуально. Может быть и можно использовать драйвера с контрольной утилитой от висты, но программный RAID1 Windows 7 Pro меня вполне устраивает. 

2) E-шка имела другую сетевушку, "переехавшую" с PCI на более скоростную шину. Не пробовал, но работа 3COM на моей материнке мне не очень нравится.

3) E-шка имела другой, чёрный радиатор, развёрнутый на 45 градусов. Так получилось, что чья-то добрая душа уже поставила в точности такой же :)

 

BIOS позволяет разогнать процессор в полтора раза (до 300 мГц) по тактовому генератору, имеет все нужные для разгона "средства убеждения". Запаситесь хорошим кулером и можете не ограничивать себя 3.4 гГц.  Настройки таймингов, возможность поддать напряжение на память тоже есть. Не спалите память :) 

 

И как на всём этом живётся?

 

Как то так

 

_6368c1dbcceeed74f5f0a389459d78b4.jpg?no

 

Если серьёзно, то по моим впечатлениям переход от двух до трёх гигабайт памяти на Win 7 Pro SP1 X86 делает жизнь вполне комфортной. Значительно более комфортным серфинг в инете делает видеокарта с поддержкой DX10(DX10.1) - вы получаете аппаратное ускорение flash и аппаратное ускорение 720р, 1080р рипов и ремуксов. Ещё более комфортной жизнь делает тоже, что и для обычного компьютера - установка скоростных винчестеров или SSD, более мощный процессор. Добивать до 4 гигабайт памяти почти бессмысленно - в зависимости от видеокарты увидится и будет работать 3-3.5 гигабайта, и такая прибавка погоды не делает. Можно поставить более быструю видеокарту (Radeon HD 3850, HD 4670) подключить монитор разрешением 2560 на 1440 и ловить кайф от первого Unreal с текстур-паками, да от всего что не упрётся в процессор. К сожалению PS4 Pro "не понимает" 1440р и у меня будет интерполяция вместо классной картинки в Skyrim SE, Fallout 4 и.т.п.

 

Но кроме этого на совершенно отдельный винт можно поставить Windows 98SE, вставить в пустующие PCI разъёмы ускорители Voodoo 2, звуковую карту на чипе Aureal Vortex 2 и получить по своему незабываемые впечатления. "Игры на оригинальном конфиге" может и фетиш, но не все игры допилены для совместимости с современными операционными системами, не говоря об настоящем трехмерном звуке (верх и низ тоже) в играх поддерживающих Aureal A3D 2.0/3.0.

 

В завершении можно просто сказать, что лично для меня это универсальная платформа. 

  

 

 

Overseer one

Кроме обычных домашних компьютерных нужд, как то поиграть, полазить в интернете, посмотреть кино и послушать музыку могут появиться другие. Или эти другие появятся из того, что я перечислил первым :) 

 

Для доступа в интернет по широкополосной линии вместе с раздачей Wi-Fi по квартире мы пользуемся роутерами. Но роутеры имеют свойства устаревать, не успевать за парой сотней раздач в торрент клиенте, и сам Wi-Fi может казаться не настолько быстрым, или просто перегружаться когда вы собираете дома большую дружную компанию со смартфонами, планшетами. Вместе с роутером тоже :)  Для хранения данных - музыки, фильмов в 1080р и 4К нам помогают сетевые хранилища - NAS-ы. Небольшие коробочки на 2, 4 и более дисков, вместе с возможностью создания RAID массивово, DLNA медиа-серверов и.т.п. Роутер и хороший NAS - наверное два краегольных камня современной домашней сети, состоящей из компьютера, ноутбука, пары консолей, умного телевизора, планшета ну и чего вашей душе угодно.

 

Хороший (с моей точки зрения) роутер стоит приличных денег. Что я имею в виду хороший? Гигабитный порт WAN для подключения к провайдеру, гигабитные порты LAN для подключению устройств с помощью витой пары, 300 мбит/c Wi-FI.

 

Хороший NAS стоит не менее приличных денег. Возможность вставить не менее 4-х дисков, вентилируемая корзина, качественная прошивка. В конечном итоге я нашёл более громоздкое, но и более универсальное решение всех проблем. Поговорим о начале?

 

Каждому технарю (и не только) в наши дни хочется иметь серьёзную технику. Сматфоны с 6-8 гигабайтами памяти, компьютеры с многоядерными процессорами. Запас лишним не бывает, ну и "чтобы было". У айтишника разно или поздно может появиться нездоровое желание поселить у себя серьёзное оборудование с которым он имеет дело на работе, но без компромиссов. На работе может быть 100 мегабитная локальная сеть  а дома хочется "админить" гигабитную, ну и так далее :) 

 

Краеугольный камень

 

Наверное около трёх лет назад я увидел в продаже подержанный север Supermicro. Старенький сервер за смешные деньги - 3000 рублей. Полминуты и я уже думал - чем не роутер, NAS, DLNA?! Сказано - деньги заплачены и сервачок едет со мной домой на такси :) 

 

Сервер построен на базе материнской платы Supermicro P4DMS-6GM  в "базовую комплектацию" входили два процессора Intel Xeon 2.4 гГц, гигабайт оперативной памяти, и дополнительная плата для SCSI RAID. Сервер в фирменном корпусе, кстати очень удобном. Кроме привычных индикаторов есть индикация перегрева процессоров, и индикаторы активности обоих интегрированных сетевых плат. Одна - 100 мбит/с, вторая - 1 Гбит/с. "Скази" уже тогда был лёгким анахронизмом, поэтому в сервер был сразу вставлен PCI SATAII RAID контроллер Promise TX4310 Четыре порта SATAII с возможностью построения массивов RAID 0, 1, 5, 10. Да, я забыл сказать о корзине для жёстких дисков - до 7 (семи) винчестеров, вместе с воздушным фильтром и фирменными вентиляторами. Вопрос на засыпку - на сколько потянет NAS на 6 дисков ?! В корзине уютно расположился загрузочный диск для операционной системы и 4 диска для данных - два по 2 теребайта и два по одному - я получил хранилище ёмкостью 3 терабайта в массивах RAID 1,  вместе с программкой которая оповестит меня по электронной почте о любых проблемах с массивами.

 

Почти сразу же для сервера было заказано максимально возможное количество оперативной памяти - 12 гигабайт ECC Registered, приблизительно за 2000 рублей, и из соображений "чтобы было" - процессоры с частотой 3 гГц  Всё что "Up to" в тех характеристиках материнской платы стало явью. 

 

Приблизительно такой жизнью всё это живёт сейчас

 

_e36c83628be59ad686279e1488745257.jpg?no

 

Я бы сказал, не напрягаясь :) Безусловно сервер занимает больше места чем NAS, но проблемы "прошивки" нет как таковой. На сервере "прошита" Windows 2008 Server Enterprise (чтобы 32-х битные процессоры смогли работать с 12-ю гигабайтами памяти), а дальше я полносью предоставлен сам себе. В корзине ещё два свободных места - в шкафу лежит двухпортовый Promise TX2300 и это всегда можно исправить. Хотя, если честно, чаще всего полезнее почистить дисковое хранилище от ненужного хлама, чем тратить деньги на жёсткие диски. Не знакомо ?

 

Любой DLNA сервер к моим услугам, в том числе с транскодированием, чтобы вывести видео через PS3, всё ведь ограничивается мощностью процессоров. Последние года полтора я периодически строил планы по апгрейду сервера, например покупке PCI-X SATA III/SAS контроллера, но в итоге пришёл к тому же - у меня скапливается слишком много того, что мне уже просто не нужно. Замена сервера на более производительный - так и этот прекрасно справляется с работой! Деньги уходили на более значимые для меня вещи, разве что я всё-таки поселил в сервере двухпортовую гигабитную сетевую плату Интел на PCI-X - так что теперь я готов к скоростям интернета более 100 мбит. Иногда сервер послужил небольшим учебным пособием, но большой частью я не забываю про поговорку которая мне очень нравится: "Играть на компьютере - нормально, играться с компьютером уже извращение". Сервачок работает и обеспечивает меня всем необходимым, почти безшумен и я могу спать буквально в пяти метрах от него. Он - краеугольный камушек моей домашней сети.

 

Кто ещё? 

 

Не сервером единым :) не один раз мне хотелось прикупить для дома управляемый хаб Cisco, "чтобы было", но ограничился куда более практичным вариантом - TP-Link TL-SG1016D. Дёшево и сердито. DHCP, файрвол - всё это уже есть на сервере. Гигабитные порты очень честные - я получаю скорость передачи до 80-90 мегабайт в секунду. Wi-Fi? Пока меня устраивает D-Link DAP-1155. Отличная точка доступа, развивающая до 100 мегабайт в секунду (я не прочь попользоваться телефоном как беспроводной скоростной флешкой). Самое главное, что всё имеет возможности для дальнейшего расширения. Захочу 10 гигабит дома? К моим услугам сетевые платы на PCI-X для моего "старичка".  C Wi-Fi тоже самое.

 

Заключение

 

Эта заметка ни разу не призыв всем выкинуть привычные роутеры и ставить дома настоящие сервера. Многие современные сервера достаточно шумны, так что вы и не сразу определитесь и найдёте то, что вам нужно. Да и живут сервера долго, если обойтись без грубого насилия. Но этот пережил два лета с температурой в комнате до +38 и всё ещё жив. 

 

Это лишь пример того, что немного нестандартное решение может быть недорогим - весь "конгломерат" стоит дешевле одного NAS на шесть дисков, и предельно гибким в управлении. А может и не захочется никакой гибкости - как только я найду способ подкидывать новые торренты в uTorrent 2.0.4 на сервере я вообще могу забыть про его существование. Всё - таки как любой предмет мебели его нужно минимум протирать от пыли :)